Родителям приходится нелегко, ведь нужно найти баланс между излишней опекой и недостатком внимания. Делимся своим опытом в воспитании детей:
1. Дайте ребёнку возможность контролировать свои поступки
Дети, которые сами планируют свои цели, составляют своё расписание и оценивают свои успехи, развивают лобный отдел коры головного мозга и учатся контролировать свои поступки.
Дайте ребёнку самостоятельно добиваться успеха и учиться на своих ошибках. Мы особенно боимся, что дети совершат финансовые ошибки. Но пусть лучше они сейчас извлекут урок, потеряв карманные деньги, чем потом зарплату или наследство.
2. Не пытайтесь вырастить счастливых детей
Отчаянно пытаясь сделать детей счастливыми, мы, возможно, совершаем ошибку. Лучше вырастить их нравственными и надеяться, что они найдут счастье в добрых поступках и нашей любви к ним. От такого подхода и детям, и родителям будет больше пользы.
3. Показывайте, что вы цените ребёнка как личность
Детство должно научить детей любить. Но они не смогут любить других, если не будут любить самих себя. А любить себя смогут, только если родители выражают свою любовь к ним бескорыстно.
Когда ребёнок возвращается из школы или вы приходите вечером с работы, не хватайтесь за смартфон или ноутбук. Покажите, что вы рады видеть ребёнка. Спросите, как у него дела, что интересного произошло за день. Дети должны знать, что вы цените их самих, а не их отметки и достижения.
4. Приучите детей помогать по дому
Многие освобождают детей от домашних обязанностей, а потом они вырастают в сотрудников, которые просто сидят и ждут указаний. Они не чувствуют, когда нужно закатать рукава и помочь с общим делом. Такие сотрудники не думают, как можно было бы помочь коллегам, и не могут заранее предвидеть задания руководителя.
5. Не забывайте, что мелочи тоже важны
Простые повседневные занятия вместе с родителями положительно влияют на детей. Разговаривайте с ребёнком и слушайте его, реагируйте с теплотой, учите с ним буквы и цифры, ходите вместе на прогулки.
К тому же очень важно каждый день читать ребёнку. По данным исследований, это положительно сказывается на будущем благосостоянии.
Как вырастить уверенного в себе ребенка
Как подарить ребенку заботу и не избаловать? Как помочь ему найти баланс между уверенностью в себе и самоуверенностью? Какие подобрать слова в трудных ситуациях?
- Из родительской веры. Родительская тревога — это «анти-вера» в ребенка. Тревога предвидит катастрофу, с которой никто не справится. Уделяйте больше внимания моментам, где вы и ваш ребенок справлялись с чем-то, и обсуждайте, закрепляйте это.
- Из адекватного отражения, отзеркаливания. Показывайте ребенку полную картину — не только и не столько про его неудачи, огрехи и ошибки, а объемно, что он умеет, а что нет. Когда ребенок объемно знает, кто он, он может опереться на сильные части своей личности, и защитить или попросить о помощи в слабых.
Тот, кто знает и умеет просить о помощи, тоже уверен. Как правило послание – опирайся только на себя, приводит к перенапряжению, ошибкам и провалам.
1. Важно понимать свои возможности, способности, таланты и ограничения.
Чаще всего мы не рождаемся универсальными, умеющими делать все одинаково безупречно. Нам важно осознавать, что мы делаем не очень хорошо, просто потому что не склонны, что делаем лучше, что отлично, а что уникально – так, как никто другой этого не сделает. Из этого списка рождается наша профессиональная реализация и предназначение.
2. Уверенный ребенок – ребенок, знающий свои права.
Права – это основа достоинства. Человек, лишенный прав — подавленный, послушный — лишен и достоинства. Знать свои права полезно, потому что это позволяет уважать и чужие права. Это хорошая профилактика жертвенной позиции, из которой потом трудно выбраться.
3. Униженный ребенок никогда не будет уверенным, он может быть подавлен обесцениванием или покровительственной позицией, озлоблен.
Но никогда не уверен. Поэтому не хотите затравленности или озлобленности – не унижайте, не высмеивайте, не оскорбляйте. Уважение.
4. Уверенный ребенок – это думающий, размышляющий ребенок, имеющий свою позицию и представления.
Чтобы они формировались, надо чаще спрашивать «как ты думаешь», «как ты считаешь», «а как тебе кажется». Это не означает, что ребенок должен принимать взрослые решения: с кем жить с мамой или папой, в какую школу идти.
Но мнение и размышления он иметь может, и они ему нужны. Несмотря на то, что до какой-то поры последнее слово все равно будет за родителями, постепенно у ребенка появляется все больше свободы для принятия собственных решений.
5. Уверенный ребенок знает, чего он хочет.
Это часто неудобно, и такого ребенка называют «упрямым», но «упрямство» — это часто необходимость сохранить идентичность. Возможно, это показатель того, что на ребенка оказывается излишнее давление.
6. Уверенный – это не тот, кого контролируют, а тот, кто все больше учится контролировать себя сам и брать ответственность за последствия своего контроля или спонтанности. То есть тот, кто учится принимать решения, соответствующие его возрасту.
7. Уверенный тот, в чьей семье безопасно, то есть нет насилия, оскорблений, агрессивных атак, неадекватного поведения взрослых, регулярного недовольства, критики.
8. Уверенный ребенок тот, кого не нагружают не по силам или не по возрасту.
Если ребенку поручают то, к чему он не готов, то велика вероятность не справиться. В результате у ребенка может появиться ощущение неуспешности и тревоги.
9. Уверенный – это точно не тот, кого стыдят, пугают и обвиняют.
Стыд делает человека маленьким, желающим спрятаться, страх «стыдиться» делает напряженным, заставляет считать себя глупее, чем на самом деле.
10. Уверенный тот, кто хорошо умеет говорить «нет», когда считает нужным.
Для этого хорошо отличать «свое» от «не своего» и иметь право проявить агрессию, выдав отказ. В этом случае ребенок гораздо спокойнее встречает отказы от других.
11. Уверенный тот, кого принимают таким, как он есть. Ребенок может ошибиться, не справиться, но он должен понимать, что его не покинут, не исключат из семьи.
5 шагов, которые могут сделать родители, чтобы дети стали более счастливыми
Часто родители выбирают назидательный или авторитарный стиль общения с ребенком. Почему? Причин может быть множество, вот некоторые из них:
1. Это самый простой стиль для родителей и менее энергозатратный, как им кажется.
2. С родителями так общались их родители, по-другому они не умеют.
3. Они верят в то, что ребенок априори должен быть послушным, покладистым, понятливым.
4. Им некогда вести с ребенком душещипательные беседы, потому что надо успеть послушать рассказ собственной мамы о том, какие у нее отношения с соседкой, обсудить с подругой ее отношения с мужем, с коллегами обсудить других коллег и начальницу успеть, с мужем выяснить отношения, куда ходил, что делал, о чем думал, и почему он такой.
5. Они всегда уверены, что ребенок мал еще рассуждать, размышлять. Как скажу, так и будет и т. д.
Как вы думаете, когда ребенок вырастает при таком стиле общения, будет ли ребенок уметь ощущать себя счастливым и стремиться делать свою жизнь насыщенной и гармоничной? Правильно, НЕТ! У него не приобретается опыт другой, счастливой жизни.
Какие шаги в семье необходимо делать, чтобы ребенок в будущем ощущал себя ресурсным, развивающимся, способным радоваться жизни?
1. Интересоваться друг другом в семье тем, что думают и что чувствуют все члены семьи и, в частности, дети. Интересоваться не тем, какую оценку получил или что давали в школе на обед, а что чувствует ребенок в настоящий момент. Как прошел день, о чем думал, переживал. Это важнее озабоченности, в какой сад, школу, вуз пойдет.
2. Доверять. Именно доверие между всеми членами семьи позволяет заниматься интересным, познавательным делом, а не выстраивать постоянно психологические защиты.
3 Поддерживать и хвалить за выполнение посильных задач, которые с возрастом усложняются. Дети ждут нашей похвалы, поддержки, и она должна быть объективной и от души. Но начинать оценку лучше с вопроса, а как бы ты оценил. И в конце обязательно поддержать. Кто в этой жизни еще поддержит ребенка, если не родители. Если нет поддержки в семье — прямая дорога к зависимым и созависимым отношениям в будущем.
4. Давать право выбора. Как научиться брать ответственность за свой выбор, если не создавать условия, где бы ребенок мог учиться выбирать.
5. Давать недвусмысленную обратную связь. Когда в семье открытые отношения, ребенок точно знает, что можно, что нельзя. У него не возникает необходимости оспаривать установленные правила, он не думает, как в будущем оправдать ожидания родителей.
Если Вы хотите разобраться, как и почему так, а не иначе складываются отношения в Вашей семье, можете обратиться за консультацией здесь
В каком возрасте нужно начинать воспитывать ребенка?
Одним из самых ответственных этапов заботы и ухода за ребенком является первый год его жизни. На этом этапе своей жизни малыш еще не умеет говорить, а, следовательно, не может сообщить вам о том, что его беспокоит. О своих проблемах он сообщает только используя плач, а вот что именно он символизирует – вам уже придется догадываться самостоятельно. Многие родители думают, что начинать воспитывать своего ребенка в возрасте 6-7 лет, то есть, когда он уже все понимает и может осуществлять осознанные поступки.
Однако их мнение ошибочно, процесс воспитания своего чада следует начинать практически сразу после его рождения – на 2-3 месяце жизни. Если вы будете правильно воспитывать ребенка уже в таком раннем возрасте, то в скором времени вы научитесь различать все его капризы и желания.
Следует помнить, что хоть и существуют некоторые стандартные методы воспитания детей, которые подходят практически всем, каждый ребенок – особенный и требует индивидуального подхода. Одним словом, родители должны чувствовать и понимать своего ребенка.
Воспитывать ребенка нужно начинать с первых лет жизни, так как именно в этот период формируются основы его характера, он начинает разговаривать, определяется тип поведения. Если родители упускают этот момент, то в дальнейшем могут быть не очень позитивные последствия: ребенок неуправляемый, его тяжело контролировать.
В понятие воспитание входит не только контроль за действиями ребенка и объяснения, что правильно, а что нет. Воспитание – это правильно выработанный режим сна, отдыха и приема пищи, хорошо подобранные игры и развлечения для ребенка. То есть, первой и одной из основных составляющих правильного воспитания ребенка является формирование и соблюдения режима дня. Допустим, если мама будет кормить ребенка в разное время, иногда играть с ним, а иногда забывать, класть спать каждый день по-разному, то ничего хорошего с этого не выйдет. Ведь режим благоприятно влияет не только на состояние здоровья ребенка, но и на его характер и особенности поведения в будущем.
Еще одним важным элементом воспитания ребенка в возрасте до года является правильная организация рациона питания. Существуют два способа кормления ребенка: первый подразумевает кормления малыша по его требованию, а второй заключается в кормлении его в определенное время (к примеру через каждые 3-4 часа). С четвертого или пятого месяца ребенку следует вводить прикорм, а к году он уже должен кушать практически все продукты, которые кушают взрослые.
Кроме режима и правильного питания, ребенок требует общения с родителями. Этого ничем заменить нельзя. Старайтесь как можно больше разнообразить жизнь вашего малыша. Включайте ему музыку, наблюдайте за его реакцией, ведь наверняка он выделяет каких-то определенных исполнителей или стиль музыки, и включайте ему его любимые композиции почаще. Разговаривайте с ним и пойте ему даже если он вам не отвечает, или вам кажется, что он даже не реагирует на то, что вы говорите.
Ребенок в таком возрасте может быть еще не в состоянии как-либо реагировать на то, что вы говорите ему, однако вся услышанная им информация сохраняется в подсознании. К тому же, ваш голос вызывает у него ощущения доверия и защищенности, то есть, чем больше он вас будет слышать, тем лучше он будет чувствовать себя.
Используйте различные игрушки в играх с ребенком, давайте им имена, повторяйте одни и те же движения, описывайте все то, что вы делаете. Ребенок не только будет запоминать, а со временем идентифицировать все то, что вы делаете, но и сможет сам называть некоторые слова и словосочетания.
Не забывайте и про дневной сон ребенка и прогулки на свежем воздухе.
Помните, что именно вы, родители, должны заботиться и воспитывать вашего ребенка. Желательно делать это сразу после рождения вашего чада на свет.
Родители, не кричите на детей — последствия необратимы
Семь веских причин, почему никогда не стоит кричать на своих детей. Если вы хотите быть хорошими родителями, никогда не совершайте подобных ошибок.
- Из-за криков у ребёнка может возникнуть психологическая травма. Психологи пришли к выводу, что если родители часто кричали на ребёнка в детстве, то в подростковом возрасте у него может возникнуть глубокая депрессия. Из-за детской травмы у таких подростков есть сложности с самооценкой, они склонны лгать взрослым по любому поводу и не готовы рассказывать о своих проблемах даже в самых тяжёлых ситуациях.
- Крик показывает беспомощность родителей. Психологически устойчивый человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта вряд ли будет срываться на маленького ребёнка. Скорее он выйдет из комнаты, переведёт дух и только потом объяснит, что так делать нельзя. Крик же говорит только о том, что мама или папа не знает, что делать в данной ситуации и не может найти в себе силы, чтобы сдержаться.
- Крик не помогает воспитании. Он вызывает у ребёнка только чувство обиды и беспомощности. Добиться искренних слов извинения и признания ошибок после конфликта, который проходил на повышенных тонах, вряд ли удастся.
- Крик приводит к агрессии. Не секрет, что дети «зеркалят» поведение родителей. Но кричать или бить в ответ они не смогут из-за того, что их статус в семье ниже. Именно поэтому они начинают проявлять агрессию по-другому: драться на детских площадках, бить одноклассников и унижать учителей. Кстати, доказано точно, что подростки, устраивающие в школах травли одноклассников, обычно страдают от недостатка внимания в семье.
- Крик ничем не лучше физического насилия. Конечно, если твоему ребёнку уже 13-14 лет, он может дать тебе отпор и ответить тем же, то есть накричать и уйти, хлопнув дверью. Но маленькие дети не могут позволить себе так вести себя по отношению к взрослым. Выходит, что, когда ты кричишь на ребёнка, ты автоматически унижаешь его, ведь происходящее больше напоминает психологическое насилие над ребёнком, который не в силах защитить себя.
- Крик физически вредит здоровью ребёнка. Доказано, что ребёнок, на которого все кричат, обречён на проблемы со здоровьем. Учёные сделали вывод, что грубость родителей ухудшает работу мозга, сердечно-сосудистой системы и даже может привести к ожирению. А исследование психиатров показало, что словесные оскорбления, унижения или упрёки, сказанные мамой или папой в порыве гнева, могут значительно и надолго изменить структуру детского мозга.
- Криком можно разрушить любовь. Дети всё воспринимают буквально. И когда самый дорогой человек на свете на него кричит, малыш думает, что родители его больше не любят, или ещё хуже — ненавидят. И какие бы слова не были сказаны позже, ситуация запоминается на уровне подсознания. Это может привести к тому, что ребёнок будет ощущать себя угнетённым и напуганным, станет во всём повиноваться, лишь бы только получить ту самую родительскую любовь.
Как не вырастить ребенка эгоистом?
Я замечаю, что современные родители все чаще жалуются на проявления эгоизма и гордыни у своих детей. Это своего рода «болезнь» нашего века: большинство детей не интересуются другими людьми и сосредоточены на удовлетворении собственных интересов. Но эгоизм разрушителен для человеческой души. Такие люди не могут завязывать близкие отношения, строить крепкие семьи и воспитывать нравственно здоровых детей. Поэтому так важно подумать, что мы можем сделать для искоренения себялюбия в детской душе?
Не ставьте ребенка во главу семьи
В большинстве современных семей процветает детоцентризм. Детей ставят во главу семьи, их интересам подчиняют интересы взрослых, а родители часто отказываются от собственных потребностей в угоду детским капризам.
Каждый ребенок в определенном возрасте (примерно с 1–1,5 лет) начинает пробовать на прочность установленные границы, устраивая истерики и пытаясь добиться желаемого капризами и слезами. Ребенок требует все больше и больше, но постоянные уступки не идут ему на пользу. Отсутствие прочных границ в воспитании не дает ребенку понимания границ других людей. Он отказывается замечать эти границы в отношениях с окружающими, полностью игнорирует их потребности и пожелания.
Не возносите ребенка
«Ты самый лучший» — говорят родители малышу, желая укрепить его самооценку, но на самом деле разрушают ее. Такая установка формирует у ребенка склонность к вознесению себя, принижению окружающих, обесцениванию труда других людей. Ребенку сложно строить гармоничные отношения с другими личностями, так как он привыкает возноситься над ними, и это приводит к развитию гордыни. Но ему и самому тяжело от такой формы общения, потому что человек, который привык любить только себя, не производит приятного впечатления на других людей, с ним не хотят общаться.
Учите ребенка не только брать, но и давать
Ребенок должен с детства учиться заботе о ближних. Я призываю с малых лет приобщать детей к благотворительности, посещать волонтерские мероприятия, искать ситуации, когда малыш сам может совершить для другого доброе дело. Родителям важно поощрять желание ребенка самому сделать для ближнего и всячески помогать ему в этом. Приобщаясь к благотворительности и заботясь о ближнем, маленький человек испытывает радость, ведь совершение добра для другого дает гораздо больше для души человека, чем эгоизм и себялюбие.
Важно! чаще всего бывают у тех родителей, которые сосредотачивают внимание на материальном: игрушках, еде, современных гаджетах. Такие дети не умеют получать радость от нематериальных вещей: помощи ближнему, достижения трудной цели, искусства, природы, душевного общения, потому что все это обесценено в их жизни. Я советую больше внимания уделять духовному, нравственному, эмоциональному развитию детей, показывать им жизнь в разных ее проявлениях, приобщать к искусству и творчеству. Развивая детскую душу и прививая правильные ценности, можно искоренить в ребенке эгоизм.
Обеспечьте ребенку социальное окружение
У эгоистичного ребенка возникают проблемы в коммуникации с детьми, идет нарушение коммуникативных навыков. Ведь в отличие от взрослых, сверстники не будут постоянно идти на уступки, отдавать все по первому требованию и тем самым подпитывать эгоизм ребенка. Постоянные отказы, которые не умеет правильно понять и анализировать, приводят к травмированному пониманию мира. Он не понимает причину такого взаимодействия с людьми и ищет виноватых не в себе, а в других, тем самым только усугубляя свое собственное сложное мировоззрение.
Совет! Я считаю, что важно с детства обеспечить ребенка правильным окружением. Общаясь в коллективе сверстников, ребенок усваивает социальные нормы, учится учитывать интересы других, искать компромиссы, договариваться. Родителям необходимо помогать малышу выстраивать отношения с другими детьми, подсказывать пути решения в сложных ситуациях, учить жить в социальной среде.
По поводу потакания детским капризам молодых родителей предостерегал Иоанн Кронштадтский:
«Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца».
Родителям важно провести большую работу над собой, изменить паттерны семейного поведения и обратить внимание, как они выстраивают воспитание своих детей. Не воспитывают ли они в своем ребенке склонности к эгоизму, гордыне, себялюбию, которые являются опасными для его внутреннего личностного роста, не идут ли они на поводу у сиюминутных материальных желаний ребенка, умеют ли правильно выстроить границы?
Почему ребенок не уверен в себе?
Образ себя, как мы видим, складывается из проб и ошибок, а так же из реакции среды на них. И вот тут включается фактор возраста.
В возрасте от 0 до 5 лет вся значимая для ребенка информация исходит от родителей, а затем воспитательниц, нянь, бабушек и т. д. Когда не уверен в себе ребенок дошкольного возраста что делать родителям диктуют ситуации, где скованность видна. Если дитя не отходит от «маминой юбки», возможно, мама неосознанно передает ему тревогу. Если ваше чадо в большинстве ситуаций сидит сложа руки и не проявляет инициативы — обеспечьте ему сред, богатую разными красивыми материалами и самыми простыми игрушка.
Именно самые простые игрушки стимулируют фантазию. Следующим шагом будет ваша совместная игра — придумывайте маленькие хулиганства с этими предметами, экспериментируйте с пятнами, кляксами, звуками, скользкими поверхностями. Тогда он получит пример, больше узнает об свойствах окружающего мира и вашим делом будет лишь вовремя отойти в сторону. Оставить наедине ребенка и игру.
Когда ребенок не уверен в себе в период с 6 до 9 лет что делать решают не только родители, но и первая учительница. Важно помогать малышу общаться с ней, присматриваться — есть ли у него доверие к учителю, может ли он себя защитить, когда это нужно, может ли обратиться за помощью и рассказать о том, что чего-то не умеет. В это время важно усвоить еще одну максиму: ошибаться — можно, это естественно и даже приносит пользу, когда ошибку исправляешь.
Когда ребенок не уверен в себе в 10 — 12 лет что делать родителю придумать гораздо сложнее. В этом возрасте самооценка формируется из отношений со сверстниками. Важно, чтобы у школьника были ребята, с которыми у него приятельские отношения. Если же ребенок все-таки в себе не уверен, то полезно будет посетить психологические тренинги. На них психологи искусственно создают ситуации, в которых дети рассказывают друг другу о своих чувствах и мыслях, учатся бережно делиться мнением о другом ребенке и слышать такое мнение о себе.