- Монотонное нытьё в длинной очереди;
- надутые губы из-за отказа в сладком перед обедом;
- бурные реакции на любые задачи, которые не получается решить быстро и легко;
- истерики в магазине игрушек, когда понравившуюся куклу хочется прямо «здесь и сейчас», —
неготовность, неспособность, неумение ребёнка принять обстоятельства и потерпеть может проявляться по-разному. Но в любом случае родители сталкиваются с вопросом: что делать? Как научить ребёнка терпению? Давайте разбираться вместе, друзья!
Терпенье и труд всё перетрут, или почему надо воспитывать ребёнка терпеливым
- Подожди!
- Потерпи!
- Помолчи!
Что на самом деле вы ждёте от ребёнка, когда озвучиваете ему подобного рода просьбы (или даже приказы)? Зачастую родители руководствуются понятиями собственного комфорта: им стыдно за поведение малыша перед людьми в очереди или общественном транспорте, их раздражает, что ребёнок ноет и капризничает, им не хочется снова и снова отвечать на одни и те же вопросы:
В действительности же умение отказаться от своих сиюминутных желаний — полезный навык, который необходим для воспитания целеустремлённости, рассудительности и внимательности.
8 советов, как воспитать терпеливого ребёнка
Совет 1. Первый опыт
Эмоционально-волевые качества, необходимые для эффективного контроля над своими желаниями и поступками, развиваются постепенно. Но определённые модели поведения формируются уже с пелёнок. Если ребёнок привык получать желаемое по первому требованию, он будет, мягко говоря, удивлён и недоволен, когда отработанная система даст сбой.
Это не значит, что надо давать младенцу заходиться в плаче или игнорировать просьбы карапуза постарше. Но в благоприятных условиях ребёнка можно и нужно на некоторое время оставлять с его желаниями наедине. Так он получает первый опыт ожидания.
Совет 2. Не провоцируйте
Терпению нужно учить с раннего детства, но намеренно испытывать терпение другого человека нельзя никогда.
Собираетесь гулять? Значит, объявите об этом тогда, когда вы действительно будете готовы, а не томите обещаниями интересной прогулки целый день. Есть возможность во время запланированного и необходимого, но скучного для малыша шопинга оставить любимого внука любящим бабушкам-дедушкам? Сделайте это.
По мере возможностей ограждайте ребёнка от ситуаций, в которых не каждый взрослый готов проявлять терпение и выдержку.
Совет 3. Объясняйте
Ваше объяснение должно быть аргументированным, но понятным для ребёнка. Покажите, что его интересы важны, но в данной ситуации они не важнее интересов других людей.
Совет 4. Будьте примером
Если вы раздражённо сигналите в автомобильной пробке, с тяжёлым вздохом реагируете на замешкавшегося в узком проходе прохожего, каждые пару минут нервно поглядываете на часы в очереди — немудрено, что ваше поведение перейдёт малышу по наследству. Конечно, порой ожидание изматывает. Разумеется, иногда нам всем очень не хватает терпения. Честно расскажите ребёнку о своих чувствах, но покажите, что развитый, разумный, ответственный человек в состоянии справиться с ситуацией без бурных проявлений своего недовольства.
Совет 5. Показывайте подходящие модели поведения
Используя примеры из жизни или из детской литературы, объясняйте ребёнку, что упорство, терпение и трудолюбие — три кита, на которых держится успех в любом начинании.
Совет 6. Помогайте
Помогайте ребёнку занять себя во время вынужденного ожидания. Учите его находить развлечение или извлекать пользу из свободных, не занятых запланированными делами минут.
В дороге или в очереди можно поиграть в словесные игры, потренировать память и внимание, вспомнить буквы и цифры, можно побеседовать, поизучать виды из окошка, порисовать или завести новых знакомых. Если вы знаете, что предстоит подвергнуть терпение ребёнка испытанию, заблаговременно побеспокойтесь о том, чем можно будет занять карапуза: возьмите с собой книжку, небольшую игрушку или блокнот с карандашами.
Совет 7. Ожидание — как праздник
Ребёнку сложно ждать запланированных радостных событий: праздники, встречи с друзьями, обещанный поход в кино или цирк… Кажется, что время тянется бесконечно долго. Введите особый ритуал, который поможет получать от ожидания удовольствие. Например, начертите большой плакат, в котором будете зачёркивать дни прошедшие и считать дни, оставшиеся до часа «Х». Можно смастерить отрывной или адвент-календарь.
Фантазируйте, чтобы превратить ожидание в праздник.
Совет 8. Тренируйте
Терпение — черта характера, которую, как и прочие, можно воспитывать, тренировать. В этом деле очень помогают занятия, требующие сосредоточенности, целенаправленных усилий. Главное, чтобы усилия эти были вознаграждены положительным результатом. Поощрения за приложенные старания прочно закрепляют положительную установку и наглядно демонстрируют, почему так важно быть терпеливым. Отличными тренажёрами терпеливости служат игры-головоломки, пазлы, занятия творчеством (лепка, рисование, аппликации, оригами и т. п.).
Друзья! Не забывайте, что уметь брать свои желания под контроль не должно превратиться в отказ от них в принципе. Важно, чтобы ребёнок мог отстаивать свои интересы и имел возможность удовлетворять свои потребности, но при этом понимал, что иногда необходимо быть упорным, сдержанным и терпеливым.
Если дети видят результат своего труда – то легко и с удовольствием учатся, играют друг с другом и по правилам, занимаются спортом.
Возраст 5-6 лет – это возраст «почемучек», детям интересно знать причинно-следственные связи: что будет если я смешаю желтый с синим, что будет если вырезать циферки из бумажных денежек?
Но самое большое удовольствие дети получают, когда видят результат своей деятельности. Именно поэтому, все занятия дошколят длятся 15-30 минут и предполагают продуктивный результат работы – рисунок, поделку, то есть то что ребенок может оценить как результат своего труда.
Терпение нужно тогда, когда результат труда неочевиден сразу. Ребенок что-то делает, делает – но результат отдален в будущем. Сделать быстрее ребенок не может, потому что не хватает собственных умений и навыков – как раз сейчас он и занимается тем, что их нарабатывает. Интерес к деятельности падает, и так неустойчивая мотивация ребенка снижается и деятельность принимает непонятный и бесполезный в понимании ребенка характер.
В этот момент, у взрослых есть шанс помочь ребенку приобрести бесценный опыт, который в дальнейшем пригодится ему в течении всей жизни.
Оборотная сторона терпения – сначала приобретение неудачного опыта, а затем нахождение варианта решения – как правильно сделать и наконец, достижение удачи. Выносливость – не только спортивный термин, ребенку 5-6 лет приходится выносить свою неуспешность и приобретать навык преодоления себя для достижения результата.
Как воспитать у ребенка терпение и стремление достигать цели:
- При помощи деления работы на части помогаем ребенку ощутить видимый результат деятельности. Дети 5-6 лет не любят проигрывать, для них важно выигрывать всегда – и это вполне нормально, потому что в это время происходит активное формирование самооценки. В норме к концу дошкольного возраста самооценка ребенка должна быть немного завышена, поэтому в 5-6 лет ребенку наиболее важно воспринимать себя хорошим, умным, любимым – быть довольным собой и сохранить позитивное самоотношение к себе. Конечно дети хотят делать те дела, в которых они успешные. Дело, в котором нужно проявить терпение чаще всего воспринимается как проигрышное, неуспешное.
Поэтому деля работу на части, мы помогаем ребенку видеть видимые успехи на промежуточных этапах работы.
Дети по природе своей максималисты, важно учить их замечать промежуточные этапы работы. Например, вы учите ребенка 5-6 лет правильно говорить звук Л – первым делом вы научите ребенка слышать звук Л в словах, понимать в начале или в конце слова он находится. Вторым делом – вы тренируете артикуляцию ребенка вместе, а затем уже учите ребенка произносить звук и вводить его в речь. Таким образом, важно поддержать успешность ребенка на каждом из этих сложных этапов.
- Мотивация ребенка очень важна. Помогите ребенку поразмыслить зачем ему рисовать эти палочки в тетради? Вы удивитесь, когда услышите ответ – чаще всего дети ответят «мне задали», или «ты так сказала». Источник вдохновения должен исходить от ребенка – помогите найти ему его собственную причину зачем он делает это дело. При поиске мотивации можно использовать техники сказкотерапии – придумайте вместе с ребенком волшебного героя, похожего на вашего малыша. Имя этого героя должно перекликаться с именем ребенка. Например, ребенок Денис, а героя назовем Дессон. Возраст героя должен быть тот же, что и у ребенка. И вот, придумывая сказку вы вместе с героем попадаете в какую-нибудь волшебную ситуацию, в которой Дессон сидит и рисует на песке палочки и напевает песенку. Вы спрашиваете «Дессон, а что ты делаешь?» Он рассказывает, а вы спрашиваете «нравится тебе их рисовать». В этот момент позвольте вашему ребенку отвечать за волшебного героя, и вполне возможно, малыш расскажет «нравится ли рисовать палочки и почему?» Следующим вашим вопросом задайте «А зачем ты это делаешь?» Ответ на этот вопрос и станет тем мотивом, который поддерживает активность ребенка в этом деле.
- Помогаем развивать волю. Терпение неразрывно связано с волевыми процессами и выдерживанием эмоционального напряжения и ситуации некомфорта – с тем, что во взрослом возрасте называется стрессоустойчивостью. Саморегуляция ребенка недостаточно развита и конечно, ему не хочется делать то, что ему не нравится. Важно поддержать ребёнка при помощи внешнего контроля — подбодрить «ты сможешь, еще немножко осталось», дать понять что вы верите в него и в то, что он справится. Можно поддержать усилия ребенка позитивным рассказом про его любимых героев, которые что-то терпеливо делали и добились успеха, хотя у них не сразу получилось. Вспоминается история про Винни-Пуха, который терпеливо планировал «как добраться до меда на дереве» и придумал использовать шарики пяточка.
Не секрет, что воспитывая детей мы проявляем свою родительскую терпеливость и выносливость для того, чтобы помочь детям вырасти успешными. Удачи нам с вами, дорогие родители!
…Пошел второй час в ожидании приема в поликлинике. Дочь дошкольница измаялась: «Долго еще? Я больше не могу!». Я задумалась, как же научить ее терпеть и принимать обстоятельства? И тут меня осенило! Я посадила ее на коленки и тихо, ласково начала говорить.
— Знаешь любимая, у каждого из нас в стране «Внутренний мир» есть сила терпения. Она похожа на волшебное дерево. Много полезных плодов может терпение в жизни принести. Мне оно, например, помогает тебя воспитывать. А помнишь, мы с собой воды не взяли. Ты сначала плакала, а потом согласилась потерпеть. И папа на работе терпеливо договора перепроверяет. А где еще в твоей жизни эта сила нужна?
— Ну, если я упаду, или когда прививку поставят…- ответила дочь.
— Ага. – согласилась я. Смотрю, еще трое ребятишек в очереди затихло, к нашей сказке прислушиваются.
— Знаешь, киска моя, когда человек маленький, и дерево Терпения у него маленькое. С ноготок твоего мизинца, вот такое,- показала я ей. – У меня оно конечно побольше, да только и мне порой не хватает. Давай мы вместе с тобой Терпение растить будем.
— А как?- не выдержал один мальчик рядом.
«А действительно, как?»- задумалась я….
— Так, чтобы вон то дерево за окном выросло что надо?- спросила я деток, пока размышляла над ответом. Воспитательный диалог — он ведь живой. Не всегда знаешь заранее, к чему приведет…
— Навоз. У меня бабушка кладет, чтобы лучше росли.
Размышляли дошкольники, окружившие нас.
— Да, дереву терпения тоже нужно питание. Чем бы его таким напитать…
— Силой, волей, радостью — сказала моя дочь. Для нее то диалог не первый. Она у нас «грамотный» сказкосочинитель.
— А, волей. Точно. А давайте как вашу силу воли потренируем. Слабо минуту помолчать . Я засекаю.
Детишки молчали. Взрослые немного отдохнули от крика и гомона. Я думала, что делать дальше…
— Супер. Горжусь!- изрекла я минуты через три.- Так вот, терпение от таких подвигов расцветает. А если в очереди ныть, кричать, маму теребить — дерево вянет. А еще силу эту подпитывает радость. Что бы нам сделать, чтобы обрадоваться. Может, поиграем во что-нибудь? Становитесь в хоровод. «Еле-еле, еле-еле закрутились карусели»- начала я, но закончить не успела. Наша очередь идти к врачу подошла.
Дерево мы сегодня целый день выращиваем. То в одной ситуации, то в другой я о нем вспоминаю. И вам желаю, чтобы Терпение росло и цвело в вашей душе. Чтобы вместо окриков и ругани в очереди вы попробовали рассказать сказку. Тогда и плоды воспитания будут что надо!
У нас две новости: растить бунтаря сложнее, чем послушного малыша, зато такой ребенок обещает вырасти сильным человеком. Если, конечно, взрослые справятся с ребенком, который упрямится и вредничает.
Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что особенный талант в деле противостояния родителям имеют мальчишки: ребенок упрямится и вредничает, и что тут поделать? «Не хочу есть кашу, купи машинку, не буду надевать шапку, я сам перейду через улицу, не хочу спать, не пойду в сад…» За день детских протестов набирается вагон и маленькая тележка. Могут быть еще «бонусные» концертные выступления с криками, рыданием, падением на пол в общественных местах, где, как назло, встретились все знакомые сразу. Впрочем, и девчонки частенько не отстают.
В таких условиях выживают только те мамы и папы, у которых железная нервная система и которые не работают, не ведут домашние дела, не нянчатся с другими младенцами — одним словом, ничего не делают и никуда не торопятся. А что делать всем остальным, как воспитать своенравного отпрыска? Спросим у специалиста, кстати, мамы двоих малышей.
психолог, кандидат психологических наук, преподаватель университета
Упрямство — термин, который придумали взрослые, это с их точки зрения малыш вредничает. А по мнению малыша, он всего лишь отстаивает свои желания. Но так как у ребенка ограниченный жизненный опыт, он не осознает последствия своих действий, не видит опасности, он просто настаивает на своем в силу своего интереса и познавательных потребностей.
Обычно упрямство обостряется в кризисные периоды жизни ребенка — в три года, семь лет, подростковом возрасте — это тоже нужно учитывать, как и жизненный контекст. Если вы заметили, что раньше еще можно было как-то договориться с категоричным сыном или дочкой, а сейчас бесполезно, то проанализируйте последние события, настроения — возможно, конфликтуя с родителями, ребенок пытается привлечь к себе внимание, избавляется от своих негативных, тревожных переживаний. И ему нужно помочь, поддержать для налаживания психологического спокойствия.
В семье, в которой принята авторитарная система воспитания, жесткая дисциплина, тоже возможен конфликт с родителями как форма протеста против ограничений.
Татьяна, мать 9-летней Ксении, рассказывает: «Вчера вечером мне нужно было завершить срочное рабочее задание. Я уже практически все сделала и собиралась, наконец, отправить отчет по электронной почте, но почта никак не хотела отправляться. Обычно я спокойный человек, но эта ситуация разозлила меня не на шутку. И в этот момент в комнату зашла Ксюша. Она увидела, что я раздражена, похлопала меня по плечу и сказала: «Не сдавайся, мама. Пробуй еще. Я уверена, что у тебя все получится».
В конце концов, я отправила почту. Но вместе с тем я задумалась, насколько важна настойчивость для детей. Каждый человек сталкивается с ситуациями, когда для достижения цели просто необходимо сохранять спокойствие и проявить настойчивость. Но для маленьких детей, которые еще многое не умеют, это практически невозможно. Это сейчас моя дочь может быть настойчивой, если нужно. Но потребовалось много времени и усилий, чтобы научить ее этому».
Развивать в ребенке настойчивость и упорство следует с ранних лет. И родители играют в формировании этих качеств огромную роль. Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут родителям развить в маленьком ребенке упорство.
Развивайте навыки
Одна из причин того, почему дети расстраиваются и не доводят начатое до конца, – то, что у них нет необходимых навыков, и именно поэтому работа кажется им слишком сложной. У дошкольников все еще не до конца развиты моторика, речь и исполнительные функции. Детям кажутся сверхсложными даже самые простые задачи: они с трудом могут держать ложку, одеваться или открывать дверь. Неудивительно, что в таких случаях дети расстраиваются, вплоть до истерик.
Пока ребенок развивает необходимые навыки, вы можете избавить его от эмоциональных расстройств, упростив ему жизнь. Например, покупайте для него свободную одежду, которую ребенку будет легче надевать, обувь на липучках, а не на шнурках и т.д. Позаботьтесь о том, чтобы стул, на котором малыш обычно сидит во время приема пищи, был крепким и устойчивым. Положите пластиковые стаканы и закуски в месте, где ребенок сможет их достать. Покажите ему, как открывать дверь, а также воду в кране. Если недостаток каких-либо навыков расстраивает ребенка, спросите себя: «Как я могу научить этому ребенка?».
Не спешите вмешиваться
С одной стороны, вы не хотите игнорировать эмоции ребенка, когда он в слезах. С другой стороны, если сразу же вмешиваться в таких случаях, ребенок подумает, что вы всегда будете ограждать его от всех трудностей. Если ребенок слегка расстраивается оттого, что не может справиться с какой-либо задачей, подбодрите его кивком головы или советом.
Затем продолжайте заниматься своим делом, но наблюдайте за ребенком. Это даст ему понять, что вы всегда готовы прийти ему на помощь, но верите, что он может справиться и сам. Вмешаться стоит только тогда, когда ребенок сделал все возможное, чтобы выполнить задачу, и находится на грани истерики.
Хвалите ребенка
Ничто так не воодушевляет ребенка, как похвала в случае, когда у него получилось что-то сделать. Обращайте внимание на моменты, когда ребенок проявляет настойчивость в каком-либо деле или преодолевает трудности. Не забывайте похвалить его за упорство. Скажите ему: «Это действительно было сложной задачей, но ты не сдавался. Молодец!».
Расстраиваться и хотеть бросить начатое дело – это свойственно не только детям, но и взрослым. Но дети вырастают, развивают свои навыки и проявляют настойчивость и терпение. Покажите ребенку хороший пример, будьте терпеливы и поддерживайте его.
В исследовании американских психологов, проведенном в конце 90-х годов ХХ века, родители высказывали свое мнение по поводу того, каких качеств им не хватает. И среди всех названных качеств на первом месте оказалось терпение. Кроме того, большинство родителей высказали мнение, что они не хотели бы, чтобы дети унаследовали их нетерпение.
Разумеется, нельзя всегда сохранять терпение и подавлять фрустрацию. Однако умеренное терпение может значительно улучшить взаимоотношения между родителями и ребенком.
Терпение – это, вероятно, ключевой навык, который родители должны развить, чтобы эффективно общаться с детьми. Родителям часто кажется, что потерять терпение очень легко, а сохранять его, наоборот, практически невозможно. Чтобы быть терпеливыми в общении с ребенком, придерживайтесь следующих рекомендаций.
Общайтесь. Недостаток общения разрушает любые отношения. Разговаривайте с ребенком, сообщайте ему новости, обсуждайте с ним текущие события – иными словами, делайте все то, что вы ожидаете от ребенка. Общайтесь на понятном ему языке. Говорите с ним так, чтобы он мог усваивать жизненные уроки, которым вы хотите его научить.
Будьте предусмотрительны. Позволяйте себе иногда замедлиться, чтобы дать ребенку возможность выполнять какие-либо дела самостоятельно. Находите для этого время и подходящие способы. Например, если ребенок перед выходом из дома в школу настаивает на том, чтобы самому завязать шнурки, а вы уже опаздываете, вы можете предложить ему продолжить завязывать шнурки уже в машине.
Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Когда мы говорим о терпении, спокойствие в различных ситуациях воспринимается как само собой разумеющееся. Секрет спокойствия – в том, чтобы не реагировать на поведение ребенка сразу же. Немедленная реакция может привести к фрустрации. Возьмите небольшую паузу, подумайте, что лучше всего сказать или сделать в данной ситуации, и затем отреагируйте. Подождите до того момента, когда вы сможете легко сказать ребенку, что вы чувствуете, и с чем связаны ваши чувства.
Формируйте реальные ожидания. Наши ожидания по поводу поведения детей могут быть гораздо выше, чем дети в их возрасте способны оправдать. Это, в свою очередь, вредит самооценке ребенка и вызывает в нем чувство неуверенности в себе. Поэтому учитывайте возраст и уровень психического развития ребенка.
Давайте ребенку достаточно пространства. Если он настаивает на выполнении каких-либо действий, которые вам не нравятся, объясните ему плюсы и минусы этих действий. Затем дайте ребенку достаточно пространства, чтобы он мог спокойно обдумать ваши слова и сделать из них выводы. Лучше объяснить ребенку, к чему могут привести его действия, чем принуждать его поступать так, как вы хотите.
В определенной степени родители должны проявлять строгость во взаимодействии с ребенком, но навязывать ему свое мнение не стоит, так как это может привести к нежелательным последствиям. Например, ребенок может начать открыто выражать протест против ваших мнений.
И, наконец, запомните: то, как вы выражаете свое раздражение или гнев, учит ребенка управлять своими эмоциями. Научитесь справляться со своими чувствами – так вы научите тому же самому и ребенка. Вспомните случаи, когда вы проявляли терпение, чтобы найти общий язык со своими коллегами или знакомыми. Если в этих случаях вы могли быть терпеливыми, то сможете проявлять терпение и в отношениях с семьей. Жизненные уроки, которым вы учите ребенка, проявляя терпение, они усваивают быстро и основательно.