Как воспитывать ребёнка 3х лет

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.

Семья выполняет определенные функции: обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; обучает ребенка.

Как воспитывать ребёнка 3х летПрививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.

В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками. Происходит этот процесс по двум основным направлениям:

Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.
Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.

Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.

Формирование любознательности и творческих интересов Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка.

Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт. Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.

Как разговаривать с маленьким ребенком: 3 важных принципа

Чем больше слов слышит ребенок в первые три года жизни, тем успешнее он развивается в дальнейшем. Значит, стоит чаще включать ему подкасты о бизнесе и науке? Все не так просто. Педиатр рассказывает, как создать оптимальные условия для общения.

Настоящим открытием рубежа веков стало исследование возрастных психологов из Канзасского университета (США) Бэтти Харт и Тодд Рисли о том, что предопределяют достижения человека не врожденные способности, не экономическое положение семьи, не раса и не пол, а количество слов, с которым к нему обращаются окружающие в первые годы жизни 1 .

Усаживать ребенка перед телевизором или включать на несколько часов аудиокнигу бесполезно: принципиальное значение имеет коммуникация со взрослым.

Разумеется, сказав «прекрати» тридцать миллионов раз, мы не поможем ребенку вырасти умным, продуктивным и эмоционально стабильным взрослым. Важно, чтобы это общение было осмысленным, а речь — сложной и разнообразной.

Без взаимодействия с окружающими способность учиться ослабевает. «В отличие от кувшина, который будет хранить все, что вы в него нальете, мозг без обратной связи больше похож на решето, — замечает Дана Саскинд. — Языку нельзя научиться пассивно, а только с помощью ответной (желательно позитивной) реакции окружающих и социального взаимодействия».

Доктор Саскинд обобщила новейшие исследования в области раннего развития и разработала программу общения родителей и детей, которая поспособствует наилучшему развитию детского мозга. Ее стратегия состоит из трех принципов: настраиваться на ребенка, чаще с ним общаться, развивать диалог.

Настройка на ребенка

Речь об осознанном стремлении родителя замечать все, что интересует младенца, и разговаривать с ним на эту тему. Другими словами, надо смотреть в ту же сторону, что и ребенок.

Проявите внимание к его занятиям. Например, взрослый, преисполненный благих намерений, садится на пол с любимой книжкой ребенка и приглашает его послушать. Но ребенок не реагирует, продолжая строить башню из разбросанных на полу кубиков. Родители снова зовут: «Иди сюда, садись. Смотри, какая интересная книжка. Сейчас я тебе почитаю».

Вроде бы все хорошо, да? Любящий взрослый, книжка. Что еще нужно ребенку? Пожалуй, только одно: внимание родителей к занятию, которым в данный момент заинтересован сам ребенок.

Настроиться на ребенка — значит внимательно отнестись к тому, чем он занимается, и включиться в его деятельность. Это укрепляет контакт и помогает улучшить навыки, задействованные в игре, а посредством речевого взаимодействия — развивать его мозг.

Дети от 3 до 13: чем занять их дома?

Если погода на улице не подходит для прогулок — это не повод расстраиваться. Ведь дома легко придумать альтернативу играм в песочнице или догонялкам. Подборка KudaGo подскажет вам, какие занятия увлекут ребёнка-домоседа.

Йога для детей

Чтобы поиграть с ребёнком в йогу, не нужно быть опытным практиком. Главное, чтобы малыш смог повторить позу, которую вы покажете. Начинайте с простых асан, затем добавляйте новые элементы. В детской йоге нет строгих правил последовательности поз, поэтому придумайте вместе с детьми свой комплекс. Такие игры-тренировки укрепят не только мышцы, но и память маленького йога. Ребёнок в любом возрасте с интересом встанет на мостик, вытянется в «берёзку» или замрёт в позе дерева. Соревнуйтесь в ловкости, помогайте малышу (телесный контакт очень важен) и, главное, хвалите и просите показать что-нибудь «на бис». Для занятия хватит 15 минут, а шавасана у маленьких йогов перейдёт в крепкий дневной сон.

Мультфильмы

Если ваш малыш любит смотреть мультфильмы, помните о том, что время просмотра должно быть ограничено разумными рамками. Малышам до трёх лет можно смотреть детские сказки не более 15 минут в день. Ребятам до шести лет специалисты советую давать добро на мультики не больше 40 минут в день, младшим школьникам вполне достаточно одной часовой мульт-истории в день. Следите также и за качеством анимации, ведь, прежде всего мультфильм должен не развлекать, а быть, как говорят психологи, с позитивным и обучающим сюжетом. Например, с подростками можно посмотреть анимацию из списка самых трогательных мультфильмов или одну из историй про животных-героев. Также в подборках KudaGo вы найдёте список лучшей анимации от студий Pixar и DreamWorks.

Настольные игры

Зайдите в детский магазин, чтобы убедиться в том, какой огромный сегодня выбор игр: от классических шахмат до «Дженги» и «Эволюции». Одни развивают скорость реакции, другие тренируют память, третьи — внимание. Есть игры, рассчитанные на компанию, есть настолки для двоих. С малышами начните кидать кубик и считать клеточки в играх-бродилках, находить сходство в карточках Dobble. Младших школьников захватят стратегические игры, например, «Шакал», экономические — по принципу «Монополии» или «Диксит» — на воображение. Есть множество игр на ловкость от классического «Твистра» до «Дженги» или «Лётчика Луи». Подростки проведут дома несколько часов к ряду, играя в «Манчкин», «Каркасон», «Бэнг» или «Мачи Коро».

Чтение

Сказки нужно читать не только на ночь. Чтение с родителями укрепляет семейные отношения и здорово развивает малышей. Поэтому обязательно находите время для чтения с ребёнком в течение дня. Результат не заставит себя ждать. Книги развивают логическое и образное мышление, расширяют кругозор, пополняют словарный запас. Читающие дети быстрее заговорят и преуспеют в учёбе. Чтобы чтение книг вошло у вашего ребенка в привычку, подберите интересные сказки или рассказы. На KudaGo вы найдёте такие в списке ТОП-10 детских книг.

Фотосессия

Монтессори игры

Монтессори — это система воспитания детей от трёх до шести лет, разработанная итальянским педагогом Марией Монтессори. Суть метода заключается в том, что родитель выступает не учителем, а помощником для ребёнка в познании окружающего мира. Чтобы создать дома обучающую среду, понадобятся цветная бумага, ткани разной фактуры, баночки, пуговки, крупы. Например, покажите малышу, как пользоваться воронкой при переливании жидкости в разную посуду или попросите вырезать из бумаги разные фигурки, которые вы нарисуете карандашом. Смешайте разные крупы и попросите сына или дочку рассортировать их по цвету или форме. Урок должен длиться ровно столько, сколько захочет сам ученик.

Рукоделие

Виртуальные музеи

Чтобы посетить с ребёнком художественную выставку, не обязательно идти в музей. Достаточно иметь скоростной домашний интернет и выбрать из виртуальных музеев тот, что заинтересует ваше чадо. Картины, графика, скульптура, археологические ценности или экспозиция знаменитых восковых фигур Мадам Тюссо — экскурсий множество. На официальных сайтах разных музеев мира можно выбрать специальный виртуальный тур на час или три.