1. Ваш ребенок не несет ответственности за вашу реакцию. Если вы подвержены стрессу, вы поддаетесь злости, а это вовсе не правильно. Вы можете воспитывать ребенка более эффективно и делать это радостно, демонстрируя ему спокойствие и любовь.
2. Для того чтобы исправить свой ответ на поведение ребенка, прежде всего, необходимо взять на себя ответственность за свое собственное поведение.
3. Обращайте внимание на свое поведение, чтобы определить, каким образом вы приходите к нежелательным результатам в воспитании.
5. Для того чтобы избавиться от стресса и злости в ответ на поведение вашего ребенка, старайтесь делать все без спешки. Чем больше вы спешите, тем скорее вы сведете себя с ума.
6. Дети могут воспринимать ваши требования либо медленно, либо вообще никак. Если вы будете давить на них, стараясь ускорить их действия, вы лишь добьетесь обратного эффекта.
7. Спокойные дети ведут себя лучше, чем дети, постоянно подвергающиеся стрессу. Ваше состояние влияет на состояние вашего ребенка. Чем спокойнее вы будете взаимодействовать со своим ребенком, тем спокойнее будет он сам.
8. Вы не сумеете научить своего ребенка контролировать свои действия, если вы не в состоянии контролировать свои.
9. Взяв на себя заботу о ваших отношениях с ребенком, вы возьмете на себя также и заботу о себе.
10. Когда ребенок провоцирует вас, у него находится контроль над ситуацией. Самоконтроль в любой ситуации начинается с контроля над вашей реакцией.
11. Следите за тем, что вы говорите своему ребенку. Если вы говорите ему: «Ты меня злишь. Ты делаешь все слишком медленно. Ты заставляешь меня кричать», вы позволяете ему управлять ситуацией и отвечать за ваше поведение.
12. Ребенок был послан в вашу жизнь свыше, и сейчас настало время для самосовершенствования.
13. Когда вы теряете терпение и уравновешенность в ответ на поведение ребенка, вы утрачиваете свою власть.
15. Постепенно вы придете к спокойствию. Вас должны удовлетворять малейшие шаги на пути к мирному урегулированию ситуаций. Когда вы выходите из себя, вы тратите время зря.
16. Ваш злой ответ ребенку выражает то, как неправильно вы справляетесь с тем, что происходит, соответственно демонстрируя отсутствие уважения к себе.
17. Детям необходима мирная, гармоничная обстановка для того, чтобы демонстрировать свое хорошее поведение и положительное, уважительное и теплое отношение. Поэтому, когда вы реагируете на поведение ребенка со злостью, вы подрываете его уверенность в том, что он сможет вести себя лучше.
18. Злость, стресс, мольба, споры, крики — наиболее неэффективные способы воспитания. Они могут стать для вас альтернативными способами воспитания.
19. Детям необходимо знать границы дозволенного поведения. Но они не сумеют осознать наличие этих границ, если вы станете устанавливать их неправильным путем.
20. Важно понимать, что если ваша реакция обидела бы вас, то она наверняка обидит и того, на кого она направлена. Как только вы начнете следить за своим поведением, вам удастся установить необходимые границы в воспитании.
21. Если вы со злостью реагируете на поведение своего ребенка, вы устаете и огорчаетесь. Вы сами виноваты в этом, а не ваш ребенок. Ваше негативное влияние может еще больше усугубить ситуацию.
22. Проанализируйте то, как вы думаете о своем ребенке. Если ваши мысли приводят вас к злости и стрессу, то именно ваши мысли, а не ребенок, являются причиной проблемы.
23. Ваши мысли имеют склонность претворяться в жизнь. Думайте, что ваш ребенок именно таков, как вам хочется, а также думайте о том, какими методами вам хотелось бы воспитывать его.
24. Мудрость заключается в том, чтобы устранить проблему, а не усугубить ее. Если ваш ребенок ведет себя неправильно, своим стрессом, недовольством и злостью вы лишь усугубите сложившуюся ситуацию.
25. Для того, чтобы изменить свою реакцию в ответ на поведение ребенка, вам необходимо, прежде всего, прекратить обвинять ребенка в своем поведении.
26. Ваша злость и стресс в ответ на действия ребенка показывают, что вы слишком давите на себя, а затем срываете злость на ребенке. Если вы будете заботиться о себе, поведение вашего ребенка перестанет казаться вам плохим.
27. В случае, если вы не знаете, как справиться с поведением ребенка, просто понаблюдайте, расслабьтесь и не теряйте уверенности в себе. Рассматривайте ситуацию разумно, и какое-нибудь конструктивное решение непременно придет вам на ум.
28. Прежде, чем вы сумеете заполучить контроль над ситуацией, вам необходимо понять, каково же не владеть ситуацией совсем. Если вы потеряли контроль над тем, что происходит, пусть все идет естественным путем.
29. Не стоит уделять слишком много внимания на поведение, которое вас раздражает. Наоборот, следует концентрироваться на том поведении, которое вам нравится.
30. Не нужно бороться с плохим поведением своего ребенка. Наоборот, необходимо предпринять конструктивные меры, чтобы добиться от своего ребенка желаемого поведения.
31. Наиболее важным элементом хорошего поведения ребенка являются теплые, надежные отношения с родителями, в которых проявляется взаимное уважение. Своей злостью вы не позволяете наладить подобные отношения.
32. Для того, чтобы изменить поведение своего ребенка, демонстрируйте ему свое хорошее поведение.
33. 95% всех ваших действий, направленных на улучшение поведения ребенка, должны быть положительными, любящими и даже шутливыми.
34. Если вы постоянно думаете о том, как вы страдаете, и воспринимаете себя как великого мученика, вы утрачиваете свою власть и самоуважение в воспитании. Прекратите воспринимать себя как жертву, и научитесь наслаждаться собственными победами.
35. Если вам необходимо проявить твердость, проявляйте твердость без вовлечения эмоций. Налагая на ребенка ограничения в чем-либо, проявляйте при этом доброту. Будьте последовательны, и ваш ребенок без труда поймет, чего вы от него требуете.
36. Когда вы выходите из себя, вы утрачиваете опыт воспитания. Злость и гнев взаимодействуют с плохим поведением ребенка точно так же, как например бензин взаимодействует с огнем.
37. И, наконец, вам необходимо верить, что вы сумеете преодолеть все. Вы сумеете воспитать своего ребенка в любви без вовлечения злости и стресса. Если есть желание, есть и возможность.
Ирина Хакамада – публицист, политик, популярный коуч, ведущая, мать двоих взрослых детей — охотно делится своим опытом материнства.
Шантаж, манипуляции и подкуп приводят ещё и к тому, что дети становятся агрессивными, тревожными и замкнутыми, так как не знают, чего ожидать от самых близких людей. Очевидно, что нужны другие модели воспитания.
Книги для детей и родителей
Почему взрослые балуют детей, и как можно выстроить взаимодействие в семье, чтобы получить другой результат?
В работах Димы Зицера – известного педагога, психолога, блогера, автора книг по воспитанию детей, многодетного отца — можно найти ответ на вопрос о том, как вести себя с повзрослевшими детьми.
Очень важно быть в курсе того, что происходит в жизни наших детей. Предлагаем 10 способов узнать об этом.
Если безделье не пресекается родителями, то сын/дочь и дальше не будет сильно «напрягаться». В этой статье мы рассмотрим несколько практических моментов, которые помогут ребенку не лениться.
Аниме — своего рода сообщество. Для подростка очень важно сознавать, что он — не один в мире, где нет взрослых. Если весь класс смотрит аниме, как можно остаться в стороне?
Подросток очень хочет сделать тату или проколоть нос, бровь, пупок? Чем яростнее выразить протест, тем выше вероятность, что ребёнок не оставит эту затею. Запрет надо «железно» аргументировать.
Для того чтобы ребенок читал быстро, внятно, с интересом, надо выполнять с ним системные упражнения, направленные на развитие устойчивого внимания, усидчивости, наблюдательности.
Мир стремительно меняется, некоторые классические методы и подходы к воспитанию детей уже не эффективны и требуют пересмотра. Малыши стали быстрее осваивать информацию, узнавать о том, что происходит в мире. Родители намного раньше, чем прежде, теряют авторитет у своих детей. Как нащупать золотую середину в воспитании и не навредить гиперопекой, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи населению Регина Енакаева.
Крайности — всегда плохо
«Гиперопека со стороны родителей выражается в стремлении жестко контролировать своего ребенка во всем. Они не дают малышу самостоятельно изучать мир, излишне оберегают его от трудностей. В результате он взрослеет, но становится неприспособленным к жизни, не учится на ошибках. Ему будет очень трудно взять ответственность за свою жизнь, научиться делать выбор и самостоятельно принимать решения», — рассказывает Регина.
Завышенные требования к ребенку со стороны родителей — тоже неверная крайность, особенно если сами взрослые эти требования не выполняют. Например, родители с неграмотной речью требуют от ребенка грамотности или взрослые без музыкального таланта заставляют ребенка играть на фортепьяно. «Часто ребенку отводится роль исполнителя несбывшихся надежд родителей, которые по каким-то причинам сами не достигли желаемого. При этом его желание не учитывается», — отмечает психолог.
«Чего вы от меня хотите?»
«У многих современных родителей существуют абстрактные ожидания от ребенка, чтобы он „правильно себя вел“, но что конкретно они от него хотят, сами не знают. Все это приводит к скрытому или явному противостоянию, которое выражается в неуспеваемости в школе, плохом поведении, открытой агрессии ребенка в отношении учителей и сверстников», — рассказывает психолог.
Например, ребенок может хорошо учиться, но у него полностью отсутствует культура поведения, он дерется, плюется, ругается с учителями, обижает слабых. Понимание необходимости слушаться и уважать старших, вообще других людей, полностью отсутствует. На фоне этого противостояния у детей, не умеющих открыто выражать свои чувства и постоять за себя, развиваются неврозы, психосоматические заболевания, депрессивные состояния. Малыш, вынужденный защищать себя от психологического давления родителей, начинает отставать в развитии, плохо учиться или болеть.
Внимание и любовь — главное
Бывает и так, что родительские функции сводятся к физическому обслуживанию ребенка — одет, обут, накормлен. Малыш, который еще не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнью, предоставлен самому себе. А когда возникают проблемы, родители достают ремень. Так дети учатся быть жестокими, отсюда такое явление, как буллинг. Эта тенденция переходит и во взрослую жизнь. Гораздо проще унизить, высмеять человека, чем попытаться понять и принять его. «Друзьями» такого брошенного ребенка становятся многочисленные «ловцы душ» в интернете и в реальном мире, которые профессионально манипулируют его сознанием в собственных интересах. «Важно находиться рядом со своим ребенком в его детстве не только физически, но и эмоционально. Учиться понимать его потребности по мере того, как он растет. Не за ребенка, а вместе с ним преодолевать трудности, с которыми он сталкивается, и радоваться победам и достижениям, но при этом давать личное пространство. Когда мы чувствуем за своей спиной это внимание и поддержку родителей, семьи, нам легче и радостней идти по жизни, и многие проблемы перестают быть неразрешимыми», — заключила специалист.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Молодой родитель слышит много ужасных рассказов о маленьком ребенке: о бессонных ночах, о постоянном плаче и нехватке времени на себя, но это неправда, если подойти к воспитанию ребенка «по-айтишному».
Мы семья системных аналитиков, поэтому к воспитанию ребенка мы подошли «по-айтишному» или системно. Что это значит? Ребенок (система) должна быть правильно спроектирована и настроена, чтобы работать стабильно и штатно. Опустим часть, что природа правильно спроектировала ребёнка с нужным количеством хромосом, рук, ног и т.д. Перейдем к части правильной настройки или воспитанию.
Что вы узнаете из статьи
Режим дня: варианты и как организовать;
Организация места для ребенка и родителя;
8 причин сбоя или как успокоить плачущего ребенка;
Командные ритуалы или что поможет ребёнку уснуть и уйти «В ночь»;
Что делать если нет сил, и ты устал (прим. ты=родитель).
Режим работы
В работе любой системы главное режим, поэтому у ребенка нужно настроить распорядок дня, потому что дети не рождаются сразу с нужными настройками.
Правило 1. Уход за ребенком — это работа, поэтому у родителя должны быть перерывы на завтрак, обед, ужин, иначе продуктивность и удовлетворенность работника станет ниже.
Правило 2. Чтобы выполнить правило 1, нужно установить у ребенка режим дня, иначе можно сойти с ума.
Правило 3. Счастливый родитель — счастливый ребенок, полюбите те обязанности, которые вы делаете.
Как добиться «идеального» режима дня для ребенка?
Главное набраться терпения и поверить, что ты справишься с этой задачей. На работе же ты не отступаешь перед трудностями. Но еще надо понимать, что есть «идеальный», а есть «не по плану» режим.
Идеальный режим ребенка от 0 до 3 месяцев
8:30-9:30 еда
9:30-10:00 завтрак родителя. Ребенок в это время играет с игрушкой в кроватке.
10:00-11:30 прогулка
11:30-12:00 игры, лежать на животе
12:00-12:30 еда
12:30-13:00 обед родителя. Ребенок в это время играет с игрушкой в кроватке.
13:00-14:30 прогулка
14:30-15:00 игры, лежать на животе
15:00-15:30 еда
16:00-17:30 прогулка или игры
17:30-18:00 еда
18:30-19:00 ужин родителя. Ребенок в это время играет с игрушкой в кроватке.
18:30-20:00 игры, гимнастика, массаж, лежать на животе
20:00-20:30 купание
20:30-21:00 еда. Переход в ночной режим сна.
24:00 еда
03:00 еда
06:00 еда
06:00-8:30 игры
(прим. такой режим рекомендовали в больнице для ребенка на искусственном вскармливании смесью, мы его лишь немного доработали)
8:00-8:30 еда
8:30-09:00 завтрак родителя. Ребенок в это время играет с игрушкой в кроватке.
09:00-11:00 прогулка
11:00-12:00 игры, лежать на животе
12:00-12:30 еда
12:30-13:00 обед родителя. Ребенок в это время играет с игрушкой в кроватке.
13:00-15:00 прогулка
15:00-16:00 игры, лежать на животе
16:00-16:30 еда
16:30-17:30 прогулка
17:30-19:30 игры, гимнастика, массаж, лежать на животе
18:30-19:00 ужин родителя. Ребенок в это время играет с игрушкой в кроватке.
19:30-20:00 купание
19:30-20:00 еда. Переход в ночной режим сна.
24:00 еда
04:00 еда
06:00-8:00 игры
(прим. на такой режим ребенок перешел сам. Так как ребенку пока 4 месяца, что будет дальше просто не знаю)
Прими, что день идет не по плану и действуй по ситуации, главное корми раз в 3 часа для 0-3 месяца и раз в 4 часа для 3-4 месяцев
Организация места для ребенка и родителя
Для соблюдения режима работы родителю нужно комфортное и удобное место для работы, а значит давайте его организуем.
Как организовать удобное место в 1 комнатной квартире?
У нас один родитель работал на кухне, а второй занимался ребенком в комнате, поэтому в комнате выделили три зоны:
поверхность для приготовления еды;
островок гигиены и спорта.
Место для сна: кроватка, матрас, простынка, наматрасник не промокаемый, 2 пеленки под голову, 1 слюнявчик, дуга для игрушек, валик из полотенца под спину, 1 пеленка для создания эффекта темноты, 1 табуретка. Это зона безопасности до 4 месяцев, где можно оставить ребенка и отойти от него, например, пообедать.
играет с игрушками на дуге;
ест (удобно кормить лежа, потому что не нужно переносить со стола или перекладывать с рук, если малыш уснул).
Поверхность для приготовления еды: комод, чайник с поддержанием заданной температуры, бутылочки, смесь, клеенка на комод. Эта зона должна быть максимально комфорта для быстрого приготовления еды, так как голод ребенок не терпит от слова совсем.
Островок гигиены и спорта: стол 110х60, 2 махровых банных полотенца, светильник, пеленка одноразовая 60х60, подгузники, салфетки, крем под подгузник, дневник питания. Отбросьте мысли о пеленальном столике, так как в реальности из него ребенок у вас вырастет через 1-1,5 месяца, а массаж и зарядку на нем вообще не сделать, а на кровати у вас будет отваливаться поясница уже после первого раза.
Чек лист со списком вещей + ссылки
чайник xiaomi Mi Smart Kettle Pro c поддержанием температуры, ссылка
светильник xiaomi Mijia Bedside Lamp 2, мягкий свет и включается с телефона, ссылка
термометр с измерением влажности и температуры xiaomi Mijia Bluetooth Hygrothermograph 2, ссылка
Воспитание ребенка очень сложный и ответственный процесс, требующий терпения и огромной любви. Каждый родитель стремится, чтобы ребенок вырос воспитанным и нравственно зрелым человеком. Добиться этого очень трудно, но все же возможно. Заниматься воспитанием нужно с самого рождения, иначе момент будет упущен и достичь положительных результатов будет намного сложнее. Когда ребенок усвоил какие-то правила поведения, ему трудно перестроиться и перевоспитывать будет стоить родителям больших усилий.
Многие исследования и наблюдения за поведением детей привели к выводам, что основные нравственные понятия прививаются в возрасте до пяти лет. Поэтому очень важно научить малыша понятиям “плохо” и “хорошо” именно в этот период. Пусть малыш растет добрым, заботливым и понимает, что правильно, а что не правильно. Чувство справедливости должно сопровождать воспитание детей в такой ответственный момент и тогда родители смогут добиться желаемых результатов.
Как же воспитать правильно, чтобы не жалеть и не чувствовать себя виноватыми перед детьми в будущем? Конечно, каждый ребёнок индивидуален и подход к каждому малышу может отличаться кардинально. Все будет зависеть от темперамента и характера, также от обстановки в семье и конкретного случая. Поэтому к воспитанию своего чада стоит относится вдумчиво, ответственно. Все же есть некоторые общие правила, соблюдая которые, любой родитель сможет добиться послушания, понимания и усвоения правил нравственности детьми.
Будьте спокойны рядом с ребенком
Многие родители считают, что без криков и нервов не возможно добиться послушания и правильного поведения ребёнка. Это очень ошибочное понятие, разрушающее психику малыша. Поэтому, как бы вам не хотелось крикнуть на ребёнка, лучше воздержаться. Рядом с ребёнком всегда ведите себя спокойно. Старайтесь создать в доме атмосферу любви и уважения, пусть взрослые не срывают плохое настроение на домашних. Благоприятная среда для воспитания детей всегда поможет вам добиться, чтобы ребёнок слушался вас и уважал старших. Если вы будете постоянно нервничать и кричать на ребенка, то последствием будет крик и плач, малыш не будет слушаться взрослых. В итоге вырастет нервный и не послушный ребёнок, с подорванным психическим здоровьем. Лечение таких малышей очень трудоемкий и дорогой процесс.
Самый верный способ научить детей — собственный пример
Малыши усваивают правила поведения, подражая взрослым. Наверно, многие замечали, как дети подражают взрослым в манере поведения, усваивают повадки окружающих и даже употребляют в своей речи слова, которые часто слышат от членов своей семьи. Поэтому, если хотите научить детей правильным манерам и хорошему поведению, то нужно самим вести себя соответственно. Таким способом ребёнок быстрее всего усваивает понятия “плохо” и “хорошо”. Так же можно подчеркивать хорошее поведение других детей. Например, мальчик помогает братику завязывать шнурки, а вы говорите своему чаду: “посмотри, какой заботливый брат” и так далее. Обычно, в детском саду или школе по поведению детей видно, как ведут себя взрослые дома. Дети своей непосредственностью выдают родителей с головой. Поэтому, следите за своим поведением, какие слова употребляете, что говорите и дети вырастут воспитанными и послушными.
Требования к ребёнку всегда одинаковы
Родители всегда должны придерживаться одинаковых правил для поведения ребёнка, можно договориться с домашними заранее. Если мама разрешила, а папа запрещает, это очень пагубно скажется на поведении детей. Последствием будет, что ребёнок будет добиваться своего путем манипулирования родителями, научится изворачиваться, чтобы не выполнять требования взрослых. Если, что-то запрещено, то должно быть под запретом всегда, и не должно зависеть от настроения родителей. Сегодня добрая, разрешаю, а завтра буду злая, поэтому нельзя. Научитесь правильно аргументировать свой запрет на что-то, объясните почему это нельзя. Например, нельзя играть с острыми предметами, потому что ребёнок может поранится, будет очень больно и так далее.
Предъявляя требования к ребенку, будьте постоянны, они должны быть одинаковыми всегда. Также соблюдайте режим, тогда малыш будет понимать, что есть какие-то ограничения и лучше усвоит правила поведения. Пусть ваш ребёнок будет дисциплинированным, заранее знает, что после обеда нужно спать, а потом можно пойти погулять. Понимая это малыш будет более спокойным и привыкнет соблюдать режим.
Как добиться послушания ребёнка
Когда мы видим послушных детей, то очень удивляемся, как возможно такого добиться. На самом деле это не так уж и трудно. Только крики и приказной тон вам не помогут. Таким способом вы добьетесь обратных результатов. Самым главным в науке послушания является слово “надо”, научите малыша правильному отношению к такому понятию. Ребёнок должен усвоить, что “надо” — это не прихоть взрослого и поэтому всегда говорите ребёнку, зачем нужно что-то делать. Если малыш будет знать, зачем нужно сделать какое-то задание и что должно быть в итоге, то скорее всего, он сделает дело с удовольствием и получит положительные эмоции. Станет гордится собой. Не забывайте проверять выполнил ли малыш задание и не позволяйте сачковать, если ребёнок поймет, что избежать работы не удастся, то он все равно выполнит, то что нужно. Желательно, что бы малыш научился делать все без напоминаний и без принуждения, таким образом разовьется в ребенке трудолюбие и ответственность.
Всем родителям самый главный совет, не откладывайте воспитание своего чада до лучших времен, а занимайтесь им с рождения. До пяти лет в каждом ребёнке закладываются основные понятия о жизни и главные нравственные качества. Если малыш достиг этого возраста, но не усвоил важных правил поведения, то в последствии перевоспитывать будет очень сложно.
В жизни каждого может возникнуть ситуация, когда партнер ушел по какой-то из причин, или Вы изначально решили завести ребенка в одиночку. Кто бы что ни говорил, как одна мама, так и один папа могут справиться с задачей самостоятельного воспитания ребенка. Но для того, чтобы ребенок вырос уверенным в себе и не получил какую-нибудь психологическую травму, стоит соблюдать некоторые правила, поэтому мы приготовили несколько советов о том, как воспитывать ребенка, которые подойдут одиноким мамам и папам:
Так как Вы единственный родитель, на Вас лежит большая ответственность. Очень важно, чтобы вы были просты, открыты, дружелюбны и понятны для своего ребенка. Нельзя допускать каких-то двусмысленностей, например, ругать и поощрять за одно и тоже, врать, часто менять позицию. Для ребенка Вы в первую очередь должны быть понятным и дружелюбным, именно тогда он сможет Вам доверять и не бояться обратиться по любой из причин, а также будет чувствовать в Вас надежную опору.
Нередко бывает так, что после развода родители становятся врагами и «утопают» в своих обидах друг на друга. К сожалению, очень часто именно ребенок становится главной жертвой конфликта мамы и папы. Допускать такое нельзя! В данном случае нужно на первое место поставить не свои чувства и неприязнь, а чувства ребенка. Какими бы не были родители, дети все равно их любят, и ссоры, обоюдные оскорбления сначала вводят ребенка в диссонанс и травмируют, а в дальнейшем могут повлиять на формирование негативного отношения к противоположному полу и родственникам, или к себе, как ребенку «того самого» родителя.
Ссоры родителей могут также привести к возникновению разных неврозов и страхов во взрослой жизни. Именно поэтому воздержитесь от негатива по отношению к другим родственникам. Будет замечательно, если Вы сохраните дружеские отношения и контакт. Также не изолируйте ребенка от остальных родственников.
3. Если Вы воспитываете ребенка противоположного пола, найдите того, кто сможет рассказать ему о гигиене и отношениях
Какими бы доверительными отношения между Вами не были, лучше будет, если о гигиене и других «тонкостях» с ребенком поговорит взрослый того же пола, ведь сколько бы Вы ни готовились и ни читали об этом, все узнать скорее-всего не получится, да и ребенок сам может смущаться Вас. Поэтому доверьте это кому-то, кто сможет правильно донести нужную тему до Вашего чада.
Некоторые одинокие родители ищут маму/папу для своего ребенка, а не партнера для себя. Это также неправильно. Во-первых, нельзя заменить второго родителя, каким бы замечательным ни был человек, во-вторых, если Вы не будете ничего испытывать к этому человеку, ребенок обязательно это заметит и может Вас не понять, в-третьих, ребенок вырастет, а с этим человеком Вам надо будет продолжать жить дальше. Поэтому не надо «ставить крест» на своей личной жизни и выбирать партнера по принципу «мама/папа для ребенка».
Сколько бы работы и бытовых обязанностей на Вас не было, помимо разговоров о школе или детском саде не забывайте спрашивать ребенка о чувствах, эмоциях, настроении, каких-то тревожащих вещах или волнующих вопросах.
Ребенок должен знать о том, по какой причине у него нет мамы или папы, а если нет, то почему не живет, не общается с ним. При этом не надо слишком драматизировать обстоятельства и слишком сильно делать акцент на каких-то негативных чувствах, будьте спокойны во время объяснения. Некоторые подробности стоит сообщать позже, в силу возраста, но не скрывайте и ни в коем случае не врите ребенку.
Примером не обязательно должны быть только мама и папа, примером может быть любой позитивный персонаж, бабушки и дедушки, знакомые и т. д. Будет очень здорово, если ребенок сможет наладить контакт с человеком и спрашивать у него советы, общаться на самые разные темы! Это поможет формировать мировоззрение и взгляды на жизнь.
Когда ребенок пойдет в детский сад или школу, он заметит, что в других семьях есть как мама, так и папа. Кто-то отнесется к этому спокойно, но некоторые дети могут начать дразнить ребенка из-за этого. Чтобы Ваш ребенок был к этому готов и мог защитить себя, объясните ему, что во многих семьях детей воспитывает один родитель и это нормально, и это не делает ребенка каким-то плохим и неправильным.
Напишите список тем, которые Вы боитесь обсудить с ребенком и продумайте тактику того, когда и как стоит это обсудить.