Как воспитывать ребенка интроверта: на что обратить внимание при воспитании

Не секрет, что все люди разные. Кто-то общительный и веселый, а кому-то комфортно в одиночестве. Наша индивидуальность начинает проявляться в детстве, когда формируется характер и особенности восприятия социума. Поэтому, чтобы правильно воспитать детей, важно понять, ваш ребенок интроверт или экстраверт.

Ребенок-интроверт: особенности

Интроверты это люди, которым удобнее находиться в одиночестве, чем в обществе. Они менее коммуникабельны, но им никогда не скучно наедине с самим собой. Интроверты берут силу из своего внутреннего мира. Они не нуждаются в других людях. У них даже могут возникнуть проблемы с общением. Такие дети предпочитают играть в одиночестве. Они создают себе свой собственный мирок, в котором ему комфортно. Несмотря на это, иногда у детей-интровертов возникает потребность в общении, но они не знают, как её восполнить. Поэтому родителям важно научить ребенка навыкам социализации.

После того, как такой малыш побывал в месте большого скопления народа (детский сад, школа, утренник), ему нужно побыть одному. Характер интровертов обычно сдержанный и спокойный. Часто все свои чувства они хранят в себе. Даже если его что-то мучает, то он, скорее всего, не поделится тем, что его мучает.

В коллективе такие дети собираются в маленькие группки или, что чаще всего, находят одного товарища. Чем меньше вокруг незнакомцев, тем лучше себя чувствует ребенок. Если вы наладите с ребенком-интровертом отличные отношения, то он сможет вам открыться, поделиться своими мыслями.

Воспитание ребенка-интроверта

Все люди делятся на интровертов и экстравертов, и это разделение можно заметить уже в детском возрасте. Ребенок-интроверт скорее всего будет отличаться от своих сверстников, из-за чего у него могут возникнуть сложности. Чтобы помочь ему в адаптации, следует лучше понять его и правильно подходить к вопросам воспитания.

Для начала, необходимо понять кто такие интроверты и экстраверты.
По своей сути, это просто определяющие факторы личности человека, которые присутствуют в той или иной мере в каждом. В ком-то сильнее выражены экстравертированные качества, а в ком-то интровертированные. Главное различие людей одного или другого типа в том, как они восстанавливают свою энергию: интроверты предпочитают оставаться в спокойной обстановке, в тишине и в одиночестве, тогда как экстраверты используют для восстановления потраченной энергии общение с другими людьми и какие-то новые эмоции.

Чтобы понять интроверт ли ребенок, нужно просто присмотреться к нему:
• как много времени он проводит с другими детьми;
• нравится ли ему играть в одиночестве;
• сколько у него друзей;
• как он относится к шумным вечеринкам;
• хочет ли он побыть один, когда устает;
• легко ли ему становится скучно;
• делает ли он что-то спонтанно.

Ребенок интроверт, если у него немного друзей, ему нравится проводить время наедине с собой, он устает от шумных сборищ с большим количеством людей, он может долго делать что-то спокойное (например, рисовать или читать) и не любит спонтанности. А чтобы малышу было комфортно расти в своей семье, родителям следует позаботиться о нескольких важных вещах.

1. У ребенка должно быть место для уединения (например, собственная комната или хотя бы небольшой укромный уголок). Следует уважать его потребность в одиночестве и не лишать его этой возможности.

2. В распорядке дня должны быть «моменты затишья», когда малыш может отдохнуть от шума и активности (к примеру, после похода на оживленный рынок или в школу, можно тихо посидеть вместе с ребенком за чашкой чая или устроить час чтения). Если предстоит посещение какого-нибудь праздника, лучше прийти заранее и сыграть в сыщика — найти место, где можно будет отдохнуть от суеты.

3. Родители должны обязательно поддерживать ребенка в школе, так как детей-интровертов часто не замечают как учителя, так и сверстники. Со стороны малыш может показаться пассивным, что сыграет не самую хорошую роль при устных ответах или работе в группе.

4. Хорошо, если родители уделят особое внимание потребностям ребенка и помогут ему разобраться в них. К примеру, малыш испытал стресс после какого-либо события. Когда он успокоится, нужно спокойно поговорить с ним и узнать: что случилось, как лучше вести себя в следующий раз, как можно этого избежать (если это необходимо). Лучше задавать открытые вопросы и дать ребенку порассуждать.

5. Ребенок-интроверт имеет ряд положительных способностей, за проявление которых его нужно хвалить (например, малыш проявил осторожность, проверив глубину реки прежде, чем прыгать туда). Похвала поможет маленькому интроверту относиться к себе менее критически и разовьет уверенность в своих силах.

Как обучать интровертов и экстравертов

Почему у некоторых учителей нет отбоя от учеников, а другие их постоянно теряют? Дело не только в эффективной методике преподавания, а в умении найти подход. Хороший преподаватель = хороший психолог. Типы личности — один из важных аспектов, который необходимо учесть на уроке. Разберёмся, кто такие интроверты и экстраверты, и как они себя ведут в процессе обучения.

Как воспитывать ребенка интроверта: на что обратить внимание при воспитании

Экстраверты:

  • общительные и открытые;
  • как “рыба в воде” в группах;
  • имеют широкий круг друзей и знакомых;
  • часто высказываются спонтанно, не подумав;
  • склонны больше говорить, чем слушать;
  • не любят одиночества;
  • легко выражают эмоции, иногда не могут их контролировать;
  • любят разнообразие и смену активностей.

Интроверты:

  • осторожны, особенно с малознакомыми людьми;
  • проявляют эмоции сдержанно;
  • склонны к анализу и размышлениям;
  • неразговорчивы, склонны говорить “по делу”;
  • чувствуют себя комфортно в одиночестве и предпочитают работать индивидуально;
  • имеют небольшой круг социальных контактов;
  • быстро устают от шумных компаний и групповых видов деятельности.

Также есть амбиверты, которые сочетают в себе характеристики обоих типов.

Экстраверты любят взаимодействовать с другими людьми, поэтому предпочитают групповые или парные занятия. Для интровертов самые комфортные занятия будут индивидуальные. При работе с группой важно чередовать различные режимы (групповые, парные, индивидуальные), чтобы сделать процесс обучения комфортным для обоих типов личности.

Какие характеристики интровертов необходимо учитывать на уроке?

1. Интровертам часто требуется больше времени подумать. Не потому, что они тугодумы, просто предпочитают анализировать и тщательно сформулировать свои мысли, а не выпаливать то, что первое приходит в голову. Запаситесь терпением и не торопите студента.

2. Интроверты чувствуют себя особенно не комфортно, выступая перед аудиторией. Поэтому преподавателю необходимо позаботиться о том, чтобы ученики имели достаточно времени на подготовку. И для стеснительных учащихся лучше минимизировать доклады перед всей группой.

3. Интроверты не любят “пустую” болтовню. Если за день не случилось ничего особенного, то и рассказать не о чем. Они предпочитают ответить односложно. Таким ученикам нужно объяснить, что учителю не важно что они скажут, а важно как они скажут. Никто не требует только правды на занятии, можно смоделировать свой ответ. Задание на говорение — всего лишь возможность закрепить новые слова в речи.

4. Не задавайте слишком личные вопросы, интроверты не любят делиться своими переживаниями. Часть заданий давайте домой в письменном виде. Интроверты предпочитают работать в одиночестве, когда есть достаточно времени подумать и проявить свои творческие способности.

5. Эмоции интроверта понять сложно. Поэтому преподавателю лучше лишний раз уточнить, что думает студент по поводу какого — то задания, соответствует ли какая-то тема его ожиданиям, не устал ли он и т. д. И скорректировать программу обучения.

О чём следует помнить при работе с экстравертами?

1. Они любят работать в группе и обсуждать что-либо. Если ваш индивидуальный ученик — экстраверт, уделяйте больше всего времени говорению, организуйте дебаты. Однако следите за временем, так как особо разговорчивые личности могут увести далеко от темы. В итоге, не успеете пройти всё, что запланировано и у студента может остаться впечатление, что он просто поговорил и ничего нового не выучил.

2. Монотонные задания из урока в урок снижают мотивацию экстравертов. Используйте разные задания, игры, варьируйте темп работы, сделайте занятие более динамичным. Старайтесь не работать над одним навыком целый урок. Чередуйте рецептивные и продуктивные скиллы, например, после чтения или аудирования, обязательно практикуйте говорение.

3. Экстраверты не слишком усидчивы, поэтому одно задание не должно занимать слишком много времени. Длинные тексты для чтения или аудирования непременно утомят экстраверта. При прослушивании текста они могут отвлекаться, так как не привыкли слушать долгое время.

4. Мотивируйте учащегося посещать разговорные клубы. При индивидуальном обучении общение в группах будет очень полезно для экстраверта.

4 совета, как интроверту стать увереннее в общении

Ищите людей с похожими интересами, учитесь внимательно слушать и не пытайтесь притворяться экстравертом.

1. Практикуйтесь в публичных выступлениях

Конечно, выступать и просто разговаривать с кем‑то — это разные вещи. Но некоторые навыки всё-таки пересекаются. Например, в обоих случаях нужно уметь рассказать историю и выслушать других. И там, и там важно избавиться от слов‑паразитов и неловких пауз.

Эти навыки хорошо развивать в ораторских клубах, присоединиться к которым можно бесплатно или за символическую плату. Участники там вместе тренируются, выполняют упражнения и произносят короткие речи на заданные темы. На таких встречах царит непринуждённая дружеская атмосфера, а потому преодолеть страх публичных выступлений гораздо легче.

Если ничего подобного рядом с вами нет, попробуйте потренироваться с друзьями. Договоритесь готовить небольшие выступления по какой‑то теме, а после устраивать обсуждения. После этого обычное общение уже не будет вас пугать.

2. Не пытайтесь притвориться экстравертом

Не думайте, что вы не понравитесь людям только потому, что вы интроверт. И что вам обязательно нужно быть более общительным или открытым, чтобы друзья вас любили. В немногословности и сдержанности нет ничего плохого. И совершенно нормально не хотеть общаться каждый вечер.

Помните, что ваша цель — стать лучшей версией себя, а не полностью другим человеком.

Подражая поведению экстравертов, вы просто устанете и не получите удовольствия от общения. Цените собственные качества и используйте их. Будьте искренним — это по‑настоящему расположит к вам людей.

3. Учитесь слушать собеседника

Навыки общения — это не только умение говорить, но и умение слушать. Причём второе часто оказывается даже важнее. Людей всегда в первую очередь интересуют они сами и их увлечения. Если вы умеете слушать, с вами захотят разговаривать, ведь вы можете дать собеседнику то, что ему нужно. К тому же, когда внимательно слушаешь, поневоле обращаешь внимание на социальные сигналы.

А главная часть успеха в общении — это как раз умение реагировать и отвечать к месту.

Чтобы стать хорошим слушателем (а значит, и приятным собеседником), не перебивайте людей и не пытайтесь сразу же вставить своё мнение. Не думайте о том, что можете рассказать сами. Дайте другому высказаться, задавайте вопросы, проявляйте настоящий интерес. Так вы ещё и лучше поймёте того, с кем говорите.

4. Ищите людей с общими интересами

Пойти на какую‑то встречу исключительно с целью завести новые знакомства вам довольно сложно: вам придётся мучительно искать что‑то общее с присутствующими, но оно может и не найтись. А когда у вас изначально есть совместные интересы, шанс подружиться гораздо выше.

Подумайте, что вас увлекает. Может, вы любите какой‑то вид спорта, кинематограф, иностранные языки или старые автомобили. Поищите встречи по интересам или тематические мероприятия. Тогда вам будет действительно интересно общаться с людьми и вы легче найдёте точки соприкосновения с ними.

Интроверт – не диагноз

В чем проблема?

Проблема интроверта проста: неправильно переработанные, полученные извне эмоции наслаиваются друг на друга и начинают «давить» на сознание, деформируя в нем адекватное восприятие коммуникации. Оказывается, эмоции нужно учиться правильно воспринимать и перерабатывать. В обычной жизни интроверты часто оказываются в некомфортном для них положении. На тех же мастер-классах часто просят сесть в круг и рассказать о себе, не говоря уже о возможном взаимодействии с другими участниками. Отсюда и закрытые позы, явно не располагающие к общению, и четкое ограничение и защита своего «личного пространства». Все эмоции, которые интроверт получает в течение дня, он вынужден правильно обрабатывать в отличие от экстраверта, у которого потребность в этом гораздо менее ярко выражена.

Динамика и статика

С помощью этих двух терминов из школьного курса физики можно объяснить природу экстравертов и интровертов. Мы помним, что «динамика» означает движение, в то время как «статика», наоборот, предполагает состояние покоя. У экстравертов запас эмоциональной статики большой, поэтому они своей активной деятельностью пытаются добрать запас динамики. Обратная ситуация с интровертами: при большом запасе динамики они добирают запас статики и постоянно устремлены на самих себя. Например, потребление еды или чтение считаются видами деятельности, которые направлены на запас статики.

Заставьте лобные доли работать

Мозг человека можно разделить визуально на переднюю часть – лобную долю, и заднюю – затылочную долю. За коммуникацию с внешним миром отвечает лобная доля, а затылочная в это время руководит внутренними взаимодействиями. Чтобы регулировать поступающий поток эмоций и информации, мы должны контролировать работу мозга. Например, для удачной длительной коммуникации наши лобные доли должны быть максимально активны. Но как именно мы поймем, активны они или нет? Есть ряд упражнений, которые тренируют активность обеих частей мозга. Одно из таких упражнений выглядит так: необходимо создать препятствие для поступления кислорода в ноздри и при этом продолжать дышать носом (можно сделать это аккуратно пальцами). Мы можем почувствовать, что изменения происходят спереди, в области лобной доли (она активизируется). Другое упражнение: приоткрыть рот, поднять язык к верхнему ряду зубов и дышать ртом так, чтобы воздух проходил под языком. Так мы активизируем работу затылочной доли.