Как воспитать в ребенке заботливость

Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи. Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, черствость, себялюбие, эгоизм. Но почему же в некоторых семьях растут черствые, грубые и эгоистичные дети?

«Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания, пишет по этому поводу В. А. Сухомлинский. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать»

Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость имеют обсуждение с детьми окружающей жизни, событий, рассказы родителей о своем детстве, взаимной помощи.

Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка. Основы трудолюбия, навыки поведения, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства.

Включая детей в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, совместные прогулки, чтение художественной литературы, мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких. Часто родители не понимают психологических особенностей детей, порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок и старался, но у него не хватило умения.

Говоря о применяемых родителями поощрениях и наказаниях, нельзя не упомянуть и о такой серьезной ошибке, допускаемой в воспитании, как угроза детям, например «Если не послушаешься и уйдешь на улицу, не пущу потом домой, выгоню из дома», «Будешь драться, отдам в детскую комнату милиции» Эти угрозы неразумны, грубы, основаны на страхе и ничего, кроме отрицательного воздействия на ребенка, принести не могут.

Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Физически наказывают детей те родители, педагогическая культура которых низка, которые считают физические наказания единственным убедительным методом воспитания.

Подчас родители без надобности хвалят детей. При этом дети зазнаются, а других похвала родителей оставляет равнодушными, что сказывается на направленности характера ребенка.

Характер, формируясь социально – культурной средой и воспитанием, проявляется в отношении с другими людьми, образе жизни, воле, привычках, поведении. Все это в ребенке закладывается в семье.

В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей : одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребенка, оказание доверия, ласковое внимание (обнимание, поглаживание по голове, рассказывание сказок, разрешение погулять, одобрение при сравнении одного поступка или деятельности с другим.

Поощряя полезную деятельность детей, родители исходят из того, что решающим в формировании личности ребенка является не только правильная организация его деятельности, накоплением им опыта заботливого отношения к окружающим, но и развитие мотивов поведения.

Среди причин, вызывающих применение физических наказаний, можно выделить следующие: авторитарный склад семьи, отсутствие семейного коллективизма, индивидуальные привычки некоторых членов семьи (алкоголизм, несдержанность и другие, отсутствие положительного микроклимата в семье и разделение труда. В такой семье каждый предоставлен сам себе, лишь живут вместе. Нет здесь теплоты, взаимного уважения, сочувствия, радости. Дети в таких семьях не приучены к труду, раздражительны, эгоистичны, жестоки, не способны сдерживать себя.

Для ребенка, осознающего, что своим плохим поступком он огорчает родителей, достаточно душевного разговора, который окажет на него сильное воздействие.

Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.

Проект по воспитанию у дошкольников заботливого отношения к домашним животным «Мы в ответе за тех, кого приручили» Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Комбинированная группа для обучающихся общеразвивающей направленности и обучающихся с ЗПР от.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Всем известно, что в нашем обществе взаимоотношения между людьми строятся на основе проявления внимания друг к другу – это относится и к семье, где между родителями и детьми существуют теплые, сердечные отношения. В таких условиях вырастает человек, который в будущем не останется равнодушным к окружающим. Но в жизни бывают исключения. Кати три года. Девочка полна энергии. Все она хочет сделать сама. Папа пришел с работы, она пытается подать ему газеты. Старой бабушке помогает найти очки. Но только Катя возьмется за какое-нибудь дело, как взрослые тут, же все сделают, чтобы оградить ее от этого.

«Мала, еще все впереди, наработается» — говорят родители и делают все сами.

А вот в другой семье от Игоря охотно приняли бы помощь, да только он ничего не умеет делать. Что ему не поручат – испортит. В семье его зовут неумехой. А дело, конечно, в другом, в том, что он не имеет навыков.

Можно увидеть и такое. Когда в обеспеченной семье, каждый живет своими интересами, ему нет дела до другого.

Вот маленький Саша ходит в не застегнутой рубашке. Он с шумом возит машинку по полям, рядом сестра включила на полную мощность магнитофон, хотя отец пришел с ночной смены, тут же на диване спит. Можно ли в таких условиях, в которых шла речь выше, воспитывать внимание к окружающим, заботу о них? В первом случае это невозможно, потому что ребенка ограждают от участия в семейных делах, от проявления внимания к взрослым. Родителям достаточно того, что они сами заботятся о ребенке. Как показывает второй случай, когда малыш не имеет навыков, он не сможет помочь близким даже при большом желании это сделать.

И естественно, если ребенок находится в атмосфере, в которой люди не знают, что такое забота, не проявляют ее в повседневной жизни, он растет таким же как они. Следовательно, воспитывая у дошкольников заботливость, нужно поставить его в условия. Постоянного внимания, заботы друг о друге. Такое в семье, где забота, помощь друг другу являются постоянными и жизненными принципами.

Положительный пример взрослых имеет исключительно большое значение в воспитании у ребенка заботливости.

Отсутствие трудовых навыков ставит ребенка в трудное положение, потому что он хочет. Но не может помочь. Поэтому очень важно формировать у детей трудовые умения, навыки. Как это делать? Прежде всего, необходимо определить круг обязанностей, которые ребенок будет выполнять дома, помогая взрослым или брату, сестре. Такие дела специально придумывать, искать не нужно. Сама жизнь подсказывает их. Это участие в совместном приготовлении пищи, накрывание на стол, в уборке комнаты, ухода за растениями и животными, в ремонте несложного оборудования, мебели и т. д.

Мать или отец подробно объясняют и показывают ребенку, что и как нужно делать. В совместной с ними деятельности малыш перенимает их действия. Подражает им. И если, взрослым удается подобную деятельность организовать систематически, включать дошкольника в совместный труд, то он упражняется, у него формируется прочный навык.

У маленького ребенка элементарные трудовые навыки формируются в игре. Например, Юля отражает в игре действия матери при стирке белья, поласкает, намыливает, трет белье. Отжимает и т. Д. вот почему очень важно, чтобы взрослые поддерживали игровую деятельность детей, которая отражает трудовые действия взрослых.

Хорошо. Что взрослые принимают участие в играх детей. Это дает возможность еще раз показать, как и что нужно делать. Особенно ценными являются игры «Дочки-матери», «Ждем гостей», «Подготовка к празднику» и др. не только важен пример взрослых по отношению к окружающим, но и он должен сочетаться с упражнениями ребенка в таких поступках, в которых проявляются рассматриваемые качества. Достигается это путем привлечения ребенка к выполнению поручений, направленных на оказание помощи окружающим. Поручая что-либо ребенку, надо постараться раскрыть по возможности цель его деятельности. Хорошо связать эту цель с оказанием помощи близкому человеку. Например, вместо того, чтобы сказать «Вытри пыль»,мать говорит: «Помоги мне вытереть пыль» или вместо «Подержи дверь»«Помоги женщине пройти с сумками, подержи дверь». Так постепенно у детей формируется привычка оказывать помощь тогда, когда просят взрослые.

Нужно часто организовывать совместную трудовую деятельность взрослого и ребенка. В совместном труде старших и младших членов семьи дошкольник видит, что делает мать, отец, как они относятся к этому труду. Главное, ребенок видит трудности, которые сопровождают какую-то деятельность, чувствует потребность взрослого в помощи. Поощряя заботливость сына или дочери нужно просто хвалить их за хороший поступок. Надо постараться всем своим поведением, выражением лица показать положительное отношение к тому, что ребенок сделал, улыбка. Одобрительный кивок головы, говорят о радости, испытанной взрослым, вызывает у детей приятные чувства. Он начинает сопереживать ему так же радоваться, волноваться, так же нужно читать детям соответствующую художественную литературу.

Ученые Гарвардского университета, занимающиеся вопросами развития человеческого потенциала, составили список несложных рекомендаций.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был заботливым, понимающим, вежливым, с моральными принципами. Пресловутый стакан воды опять же. Но сами по себе дети такими почему-то не растут. Им нужна помощь взрослых. Специалисты Гарвардского университета составили список из семи простых советов, которые помогут вам воспитать действительно классного парня или девушку.

1. Общайтесь с детьми

Имеется в виду не сюсюканье или, наоборот, окрики в стиле «Не трогай!» или «Отойди оттуда!», а совместное времяпрепровождение. То есть когда ваше внимание безраздельно отдано ребенку и разговорам с ним. Ведь только собственным примером можно научить ребенка искренне интересоваться чьей-то жизнью. Поощряйте его старания, хвалите за достижения. Расспрашивайте детей, чтобы поддерживать осмысленную беседу. Если вы с ребенком выстроите отношения, выдержанные в позитивном, уважительном и доброжелательном ключе, он потом сможет и сам строить такие же.

2. Будьте образцом для подражания

Слова словами, но дети перенимают поведение, а не провозглашаемые принципы. Если вы призываете детей быть честными, терпеливыми, заботливыми, а сами при этом врете, злитесь и эгоистично съедаете лучший кусок торта, вряд ли у вас что-то получится. Потому что – повторимся – воспитательную силу имеют поступки, а не слова. Если вы где-то ошиблись, нарушили собственные принципы, объясните ребенку, в чем ошиблись и как все исправите. К тому же так вы дадите понять ребенку, что к человеку, которому доверяешь, всегда можно прийти за советом, помощью или просто за душевным разговором.

3. Научите думать о последствиях

Главное качество хорошего человека – не создавать неудобств и проблем на ровном месте другим людям. Вас ведь раздражает бездумное поведение попутчиков, которые вытягивают ноги в проход? Или прохожих, которые внезапно тормозят на самом узком месте тротуара и начинают копаться в телефоне? А они ведь просто не подумали, что могут причинять кому-то неудобство. Ребенок должен понять, что он должен быть заботливым не только по отношению к членам семьи и близким людям, но и ко всем вообще. В школе, на детской площадке – ко всем без исключения. Объясните ему это, тогда он научится думать о последствиях своих поступков.

4. Дайте возможность заботиться

Помощь по дому – прекрасный способ продемонстрировать заботу. Малыши с удовольствием лезут во всякие домашние дела, но взрослые обычно их отстраняют: испачкается, да и переделывать все придется. А вот не стоит. Ребенок привыкнет, что домашняя рутина его не касается, и будет воспринимать труд мамы на кухне как должное. А там и до более глобального неуважения к чужому труду недалеко. Доверяйте детям, позволяйте им помогать. Учите их говорить спасибо за еду, чистую одежду. И благодарите их самих за пусть маленькую, но помощь.

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.

Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.

Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщенны, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим.

Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей. Первый этап – охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем – проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно.

При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Завершающий этап развития этого качества – проявление заботливости в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).

Проявления заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива. Благотворное влияние детского сада на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости отмечают и родители.

Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания; устойчивость проявления заботливости при некотором изменении обычных жизненных ситуаций; наличие мотивов, которые обеспечивают общественную направленность проявляемой заботы.

Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье; понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде.

Посещение семьи, беседы с родителями, наблюдения за поведением ребенка в детском саду и дома позволяют педагогу увидеть, как по-разному проявляются названные условия в семьях.

В одних семьях царит положительный эмоциональный климат. Он основан на глубоком понимании родителями целей и задач воспитания, вдумчивом отношении к вопросам нравственного воспитания, единстве педагогических требований, предъявляемых ребенку в детском саду и дома.

Все это формирует у ребенка правильные представления о том, какого человека можно назвать заботливым. Эти представления отражаются в их поведении. Проявления заботливости у детей самостоятельны и относительно устойчивы, хотя и не всегда достаточно осознанны.

В таких семьях дети постепенно включаются в дела семьи, особенно трудовые, через постоянные поручения, обязанности, которые подбираются родителями. Детским учреждениям важно работать в тесном контакте с такими семьями, перенеся наиболее ценное из практики семейного воспитания в детский сад.

В других семьях родители правильно понимают цели и задачи воспитания, хотят, чтобы их дети росли чуткими, заботливыми, но допускают некоторые ошибки, нарушая единство педагогических требований.

Стиль семейных отношений здесь в целом положительный, но случаются конфликты (обычно из-за вспыльчивости, несдержанности кого-то из родителей). Родителям не хватает терпения, выдержки, поэтому и условия для воспитания заботливости специально не создаются.

Но встречаются семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В подобных семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи, а в детском саду дети из этих семей проявляют заботу о других лишь под непосредственным влиянием воспитателя, которого они уважают и любят.

К трудовым делам в семье дети не привлекаются, поэтому у них отсутствуют необходимые в этом возрасте трудовые умения и навыки, а также и желание быть полезным другим.

Изучение особенностей семейного воспитания показывает, что дети, недостаточно включенные в дела семьи, не имеют возможности проявить заботу, не осознают необходимости быть заботливыми. Они лучше оценивают поведение другого ребенка, чем собственное. Поэтому воспитателям и родителям необходимо уделять много внимания развитию правильной самооценки.

Можно предложить детям: «Попробуйте сделать дома нужное для всей семьи дело. Посмотрите, в чем мама или папа затрудняются, и предложите свою помощь». Такое обращение интересно детям и дает им возможность проявить дома активность.

Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать.

Выполняя по заданию воспитателя практические дела, дети учатся и словесно выражать свои добрые чувства членам семьи.

Как воспитать в ребенке заботливость

Все родители хотят, чтобы их малыши росли заботливыми и чуткими людьми. Дети способны по-разному проявлять эти прекрасные чувства и соответствующее отношение. Например, ваша семилетняя дочь мечтает о паре джинсов лилового цвета. В поисках такой экзотики вы обходите несколько магазинов и внезапно натыкаетесь на стойку с джинсами с оттенками розового, светло-голубого и… лилового цвета! Среди них ваша дочь находит джинсы своего размера. Вдруг к стойке подходит еще одна девочка в поисках аналогичной пары того же размера.

К сожалению, в магазине есть только одна пара джинсов этого необычного цвета. Совершенно разочарованная и опечаленная девочка разворачивается, чтобы уйти ни с чем. И тут, к вашему большому удивлению (и радости), вы слышите, как ваша дочь говорит: «Девочка, хочешь эту пару? Бери! А я вместо них возьму розовые».

В итоге вы покупаете дочери пару розовых джинсов вместо лиловых, которые она так хотела, но это ее ни чуть не беспокоит, потому что она рада, что уступила их другой девочке. У ребенка развивается умение проявлять чуткость и заботу – просто потрясающе!

Когда дети проявляют заботу и сострадание, это всегда поражает. Несомненно, нужно прививать малышам такое милосердное отношение с раннего детства, но, воспитание чувства ответственности за свои действия, которое при этом является определяющим, – это процесс, который проходит постепенно, начинаясь в дошкольном и заканчиваясь в старшем школьном возрасте.

Далее представлены шесть проверенных советов о воспитании заботливого ребенка.

1. Поощряйте внимание и заботу

Учите ребенка быть нежным и ласковым. Ваш ребенок с радостью берет на руки новорожденного малыша, но это получается у него как-то грубовато? Ничего, просто наберитесь терпения и покажите ему правильный способ. Скажите: «Ты хватаешь малыша немного резко. Давай делать это нежно. Вот так. ». Затем коснитесь руки вашего ребенка и наглядно покажите ему, как выглядит нежное прикосновение.

Говорите мягко. Ваше благодушие будет служить детям примером того, как необходимо относиться к другим людям. Когда вашему ребенку больно или он неважно себя чувствует, дарите ему свое тепло и заботу: «Мама очень переживает, что ты себя плохо чувствуешь. Давай, ты ляжешь на диван, мы тебя укутаем, чтобы тебе стало тепло и уютно и ты смог отдохнуть, пока я приготовлю ужин».

2. Учите сочувствию на примерах

Вы всей семьей отправляетесь на ужин в ресторан, и официантка приносит вам не те блюда, которые вы заказали. И хотя вы прождали свой заказ полчаса (да и дети очень голодны!), не поддавайтесь искушению прокричать: «Да что это такое, в самом деле? Это совершенно не то, что мы заказывали!».

Лучше покажите пример терпения и понимания. Скажите: «Простите, мои дети заказали курицу, а не говядину. Не могли бы вы забрать это и принести те блюда, которые мы заказывали?». Потом объясните ситуацию детям и попросите их поставить себя на место другого человека (официантки): «Как, по вашему мнению, чувствует себя человек на такой суетливой и хлопотной работе?».

3. Пишите оригинальные письма благодарности

В современном техно-сумасшедшем мире люди для выражения своих мыслей используют, как правило, электронную почту, смс и социальные сети. Хотя это все прекрасно, но собственноручно написанная записка с приятными милыми словами – это отличный пример выражения благодарности.

Когда дети получают приятный подарок или неожиданную помощь, попросите их написать личное благодарственное письмо. Спросите их: «Как бы вы себя почувствовали, если бы потратили кучу времени на выбор великолепного подарка для друга, а он вас не поблагодарил бы?» и «Что почувствует ваш друг, когда получит по почте очень личное письмо со словами благодарности?».

Если ваш ребенок еще мал, не настаивайте на том, чтобы он обязательно брал в руки ручку и писал записку (даже если он просто подумает о том, как выразить свою благодарность, это уже огромное достижение). Просто сами напишите письмо и попросите малыша подписать его.

4. Одобряйте добрые поступки

Когда вы видите, как ваш сын предлагает приятелю половину своего бутерброда, обращайте на это свое внимание и подчеркивайте: «Ты молодец, что поделился своим бутербродом, хотя он был совсем небольшим». И добавьте: «Как ты думаешь, что он почувствовал, когда ты с ним поделился?».

Или, как в случае с лиловыми джинсами, можно сказать дочери: «Доченька, это просто потрясающе, что ты отдала девочке последнюю пару джинсов, хотя так сильно их хотела. Как ты думаешь, что она почувствовала, когда надела их в школу в первый раз?».

Это сеет семена доброты, которые прорастут в будущем.

5. Волонтерская деятельность

Родители могут беспокоиться из-за того, что знакомство детей с суровыми жизненными реалиями будет слишком травмировать их неокрепшую эмоциональную сферу. Но, оказывается, когда дети видят страдания других людей, они начинают испытывать благодарность за то, что имеют и гордиться тем, что могут помочь кому-то.

Прекрасный способ привлечь детей к волонтерской деятельности – помогать в церкви перед религиозными праздниками, посещать дома престарелых и интернаты. Нужно, чтобы дети рассматривали благотворительность как ответственность, а не как один из вариантов деятельности. Если в вашей семье войдут в привычку благотворительность и волонтерская деятельность, дети, когда вырастут, будут не только сами помогать обездоленным людям, но и пропагандировать волонтерскую работу среди своих друзей, однокурсников. Ваши дети поймут, что не все малыши так хорошо питаются и получают такую же любовь и заботу, как они.

6. Учите детей проявлять заботу в дружеских отношениях

Одна из лучших возможностей для родителей научить детей заботе и сочувствию предоставляется им во время ежедневных игр на детской площадке:

Как воспитать в ребенке заботливость

С рождения каждый из нас обладает определенным темпераментом и генетической предрасположенностью. Поэтому некоторые люди от природы более доброжелательны, чем остальные. Но детские психологи утверждают, что данную черту характера можно развить в ребенке, и в этом поможет любовь окружающих и благоприятная домашняя обстановка. Негативные реакции свойственны нам от природы, но каждый человек должен научиться справляться со стрессом и гневом, чтобы не причинять вред окружающим.

Родители считают, что проблемы с гневом связаны с характером ребенка, на самом же деле они связаны с работой мозга. Фронтальные доли мозга отвечают за действия, которые называются «управляющими функциями». С их помощью мы контролируем свои импульсы и побуждения, останавливаем себя, организуем свои действия, думаем о последствиях.

Управляющие функции окончательно формируются в период ранней зрелости. Поэтому контроль над гневом и злостью у ребенка может быть развит, как и любой другой навык, и для этого требуется любящее окружение. Жесткое отношение родителей к ребенку только усиливает проявления гнева и даже агрессии. Нельзя физически наказывать или стыдить ребенка за плохое поведение. Исследования показывают, что применение силы в попытках родителей уменьшить агрессию ребенка только усугубляет проблему.

Что обычно вызывает детскую агрессию?

Одной из причин может быть генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. Иногда агрессия и гнев у детей свидетельствуют о склонности к депрессии или тревожности. Низкая самооценка может приводить к тому, что ребенок срывается на окружающих. У многих детей недостаточно развиты социальные навыки, поэтому они агрессивно отвечают на малейшие обиды. Некоторые дети, которые подвергались буллингу, начинают проявлять ответную агрессию.

Чаще всего детская агрессия вызвана простыми причинами. Недостаток сна или питания может приводить к проблемам с поведением. Качество сна ребенка очень влияет на его настроение. Соответственно, обеспечение ребенку здорового сна помогает бороться с фрустрацией и уменьшает агрессию. Еще одним фактором является ежедневное потребление белков и «хороших» жиров. Они участвуют в создании нейротрансмиттеров, которые регулируют познавательные процессы, эмоции и поведение. Недостаток данных питательных веществ в организме может приводить к агрессии. Обеспечивая ребенку здоровое питание, родители могут помочь ему контролировать свое поведение. Также стоит ограничить потребление ребенком сахара.

Как развить доброту у ребенка, если он склонен к агрессивному поведению

Иногда ребенка невозможно научить доброте, пока он не научится справляться со злостью. Научите малыша адекватно справляться с агрессивными импульсами с помощью такой техники: засуньте руки в карманы, сделайте три шага назад, «сбросьте» свою злость на пол и растопчите её.

Используйте другие техники борьбы с негативными эмоциями:

  • Один из наиболее быстрых и эффективных способов успокоить ребенка – назвать эмоции, которые он испытывает, и выразить ему сочувствие.
  • Предложите ребенку вернуться к проблемной ситуации и переиграть её. В конце концов, мы хотим, чтобы он научился по-другому реагировать на ситуации. Недостаточно просто наказывать за плохое поведение.
  • Когда ребенок спокоен, покажите ему пример доброты. Следует выражать ребенку признательность за всё, что он делает хорошо. Так его сердце смягчается, и он учится доброте. Также в общении с ребенком приветствуется юмор.
  • Учите сочувствию в игровой форме. Во время просмотра фильма сделайте паузу и спросите: «Как ты думаешь, что этот мальчик сейчас чувствует? Почему?» Наблюдая за окружающими, пытайтесь понять их эмоции по выражению лица. Доброта начинается с того, что ребенок учится ставить себя на место другого, догадываясь о его чувствах.
  • Акцентируйте внимание на маленьких примерах доброты, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Например, когда один человек пропускает другого в очереди, уступает место в автобусе и других.

Как показать ребенку пример доброты?

Демонстрируйте доброту и понимание в повседневных ситуациях. Управляя автомобилем, следите за тем, что вы говорите другим водителям. Будьте вежливы с офисными работниками, даже если вы прождали в очереди полчаса. Когда мы кричим на других взрослых или унижаем их, мы показываем пример резкого, деструктивного взаимодействия с окружающими. Если это произошло, можно забрать свои слова обратно или извиниться. Хорошим примером будет, если вы сделаете глубокий вдох и скажете: «Извините, я знаю, что это не ваша вина. У меня был трудный день, и я не хотел(а) срываться на вас».

Взрослые всегда показывают ребенку пример того, как справляться с жизненными ситуациями. Мы должны научить своих детей правильно реагировать на различные обстоятельства. Если мы покажем им, как управлять собственными эмоциями, мы сделаем большой шаг к тому, чтобы воспитать в них доброту.

Что делать, если ребенок продолжает проявлять агрессию, несмотря на все усилия родителей?

Нам сложно понять, какой стресс испытывает ребенок из-за плотного распорядка дня и множества других факторов. Из-за этого у него просто не остается сил, чтобы справляться с эмоциями. Следуйте простым советам: