Как воспитать в ребенке сострадание
Доброта и забота об окружающих – эти качества формируются годами. Поэтому родителям важно прививать своему ребенку в раннем возрасте такие ценности, как сострадание и доброта. Попробуем разобраться, зачем и как воспитывать детей, чтобы они выросли сострадательными.
Сострадание учит детей любви к окружающим и к самому себе, а также осмысленности. Если ребенок станет более сострадательным, он будет заботиться об окружающих людях и относиться к ним более уважительно. Однако сострадание не у всех детей появляется само по себе. Некоторые дети понимают важность сострадания только тогда, когда видят примеры сострадательного поведения у окружающих.
Далай-лама когда-то справедливо сказал: «Если ты хочешь, чтобы другие люди были счастливы – практикуй сострадание. Если ты хочешь стать счастливым сам – практикуй сострадание».
Если вы беспокоитесь о том, что ваш ребенок вообще не проявляет сострадания, — это не страшно. Исследования показывают, что чувство сострадания есть у каждого человека. Вам просто нужно найти способ открыть и развить это чувство у ребенка.
Рассмотрим, как можно научить ребенка проявлять сострадание.
1. Позитивный пример
Дом – это лучшее место, где ребенок может чему-то научиться. Дети, как правило, внимательно наблюдают за поведением взрослых и повторяют за ними. Поэтому очень важно проявлять сострадание дома, когда вас видят дети. Помогайте пожилым людям перейти дорогу или донести сумку с продуктами, позвоните друзьям, просто чтобы узнать, как их здоровье и т. д.
2. Давайте ребенку возможность проявлять сострадание
Дети не научатся состраданию, если вы просто будете им рассказывать, как это важно. Они должны проявлять сострадание в повседневных поступках. Вы должны создавать для ребенка ситуации – в семье, с друзьями, соседями и т. д. – в которых он будет проявлять сострадание и научится ставить себя на место другого человека в сложных ситуациях.
3. Признавайте доброту
Покажите своему ребенку, что вы замечаете, когда кто-то совершает добрые поступки. Например, если машина притормозила, чтобы пропустить вас на пешеходном переходе, скажите: «Это было любезно с его стороны – пропустить нас». Аналогично, если ребенок делает добрые поступки, признавайте это и хвалите его.
4. Помогайте окружающим
Привлекайте ребенка к волонтерству и помощи окружающим. В выходной день вы можете сходить с ребенком в приют для животных или дом престарелых. Покажите ребенку жизнь других людей – это вызовет у него чувство сострадания.
5. Научите ребенка делиться
Поощряйте ребенка делиться своими вещами с другими людьми. Например, если он берет в детский сад шоколадку, предложите ему поделиться ею со сверстниками и объясните, почему это важно.
Приучайте ребенка к добрым делам. Показывайте хороший пример. Например, вы можете предложить ребенку пожертвовать старые вещи и игрушки. Позвольте ребенку самому передать вещи волонтерам.
6. Заведите домашнее животное
Объясните ребенку, что важно проявлять доброту и дружелюбие не только по отношению к людям, но и к животным. По возможности заведите домашнее животное. Уход за домашним животным поможет ребенку развить доброту и уважительное отношение ко всем живым существам.
7. Выращивайте с ребенком растения
Работа в саду также может помочь ребенку развить сострадание. Выращивание растений с терпением, любовью и заботой, принятие ответственности за жизнь растения помогает ему стать добрее.
Только когда мы с добротой и состраданием относимся к самим себе, когда мы привносим сострадание в свою жизнь, мы сможем привить эти ценности своим детям. Прежде чем мы научим состраданию ребенка, мы должны научиться этому сами. И чем раньше мы это поймем, тем быстрее сможем научить ребенка сострадательности.
Как привить ребенку желание учиться
Слова «учеба» и «учиться» далеко не у всех вызывают приятные ассоциации. Даже малыши, которые не успели познать тяготы школьной жизни, воспринимают процесс обучения без особого энтузиазма. И их можно понять: чтение, письмо, счет — занятия довольно скучные, когда тебя ждут друзья или новые игрушки. Как же помочь ребенку полюбить учебу?
Почему дети не хотят учиться?
Мамы и папы часто задаются вопросом, почему их сын-дошкольник так увлеченно изучает новый родительский смартфон, но с неохотой садится за решение математических задач, а дочка может часами подбирать куклам наряды, но от чтения книг наотрез отказывается. Возможно, ребенок просто ленится, предпочитая полезным занятиям развлечения? Если это так, то что ожидает его в школе, где нагрузка значительно увеличится?
Как научить ребенка учиться?
Итак, чтобы приобщить ребенка 3−5 лет к процессу обучения, нужно его заинтересовать. Проще всего сделать это с помощью игр и ярких наглядных материалов.
Кроме того, детям очень важно почувствовать вовлеченность и самих родителей в процесс. Если мама одной рукой пишет в прописях, а другой — мешает суп на плите, или папа проверяет чтение по слогам во время рекламных пауз любимой передачи, ребенок почувствует себя неуютно. У него создастся впечатление, что все эти занятия не нужны родителям, а, значит, и ему можно не трудиться в полную силу. Маме и папе следует не только выделять время для обучения ребенка, но и демонстрировать важность и увлекательность процесса.
Каждый родитель сам решает, как привить ребенку желание учиться, однако в некоторых случаях мамы и папы выбирают не самые удачные и продуктивные способы. Более того, иногда родители добиваются обратного эффекта — отбивают у детей желание заниматься. Чтобы этого не произошло, следуйте нескольким простым, но важным правилам:
- Не требуйте многого. Некоторые родители хотят видеть в своем ребенке едва ли не академика. Но не стоит давить на ребенка и ставить ему непосильные задачи. Малыш будет бояться разочаровать родителей, и процесс обучения станет вызывать только отторжение.
- Не подкупайте ребенка. Система вознаграждений может быть использована при стимулировании интереса к учебе, но вводить ее нужно очень аккуратно, иначе у ребенка выработается потребительское отношение к обучению и вообще своим обязанностям. Дошкольник должен понимать, что знания нужны, в первую очередь, ему самому.
- Используйте современные технологии. Если ребенок не делает успехов в подготовительных занятиях к школе, родители часто прибегают к весьма распространенному наказанию: запрещают пользоваться планшетом, компьютером, телефоном. А тягу дошкольника к гаджетам вполне можно использовать для стимулирования интереса к учебе. Скачайте развивающие приложения и игры — их можно рассматривать как полноценные дополнительные занятия. В таком виде обучающий процесс однозначно понравится будущим школьникам.
Если вы не хотите, чтобы занятия в школе стали для ребенка стрессом, подготовкой к ним стоит заняться заранее, как минимум, в 4−5 лет. Этот период идеально подходит для развития обучаемости и заинтересованности в процессе обучения у малыша. Вы можете воспитать трудолюбие и целеустремленность, развить любознательность и концентрацию внимания. Объясните дошкольнику важность учебы, расскажите, что учиться нужно не ради оценок, а ради получения знаний и саморазвития. И, конечно, не забывайте про личный пример — развивайтесь сами, старайтесь постоянно узнавать что-то новое. Имея перед глазами пример увлеченных и открытых новым знаниям родителей, малыш и сам потянется к учебе и научному познанию.
Проводите ли вы дома занятия с ребенком? Как строите учебный процесс, и нравится ли он малышу? Как, по вашему мнению, можно подготовить ребенка к школе?
Как привить ребенку любовь к учебе: 9 простых правил для родителей
Родители часто ожидают от школьников высоких оценок, хороших результатов, но стоит помнить, что длительный и сложный процесс получения знаний — это ответственность не только ребенка, но и самих родителей, и требует их непосредственного участия.
О том, что делать, чтобы помочь ребенку полюбить учебу, хорошо заниматься и получать радость от процесса обучения, рассказывают методисты Учи. Дома Анастасия Никонова и Валерия Елпатевская.
Помогайте с трудными заданиями
Ученику в любом возрасте необходимо чувствовать поддержку родителей и знать, что ему обязательно помогут, если он не будет с чем-то справляться. В сложной ситуации важно набраться терпения, не кричать на ребенка и не ругаться. Да, какие-то вещи для нас кажутся очевидными, но, стоит помнить, что для ребенка — это новый материал, с которым он только учится работать.
В процессе разговора о неудачах или о плохих оценках очень важна грамотная критика. За оценки не нужно ругать, необходимо анализировать и обсуждать то, как можно их исправить, что нужно для этого сделать. При этом важно избегать оценочных суждений, таких как: «Ты плохо подготовился!», «Ты не доучил!», «Ты меня разочаровал» и так далее. Такие фразы лучше заменить на «Давай подумаем, почему получилась ошибка», «Давай разберемся и проанализируем, почему не получилось», «А как мы можем исправить ситуацию». Эти высказывания помогут школьнику понять, во-первых, что он может рассчитывать на помощь и поддержку близких, а, во-вторых, что любую ошибку можно исправить и не стоит бояться их совершить.
Если постоянно ругать ребенка, то у него будет накапливаться стресс, а значит, и желание учиться пропадет, ведь стресс мешает детям поверить в себя и негативно влияет на мотивацию. Придерживайтесь простого правила: нет стресса — не будет и отторжения к учебе.
Помогайте сформулировать цели обучения
Нужно помочь ребенку сформировать положительное, позитивное отношение к учебе, а также понимание необходимости и важности получаемых знаний.
Помогайте ребенку сформулировать цели: когда у учащегося есть цель, он лучше понимает, зачем ему нужно образование и почему он должен столько времени тратить на учебу. Даже у маленького школьника есть представление о профессиях, он мечтает о своем будущем, возможно, уже даже представляет, кем бы он хочет стать, поэтому важно разговаривать с ребенком о необходимости и ценности получаемых знаний.
По мере взросления ребенка особенно необходимо обсуждать с ним его цели, а также то, насколько важно образование в процессе их достижения. В том числе, поэтому Учи. Ру совместно с Учи. Дома проводят бесплатный курс профориентации для учащихся средней и старшей школы. Задача проекта — познакомить детей с самыми разными современными профессиями и показать, что нужно для того, чтобы построить успешную карьеру.
Мотивируйте ребенка
Важно сформировать у ребенка правильную мотивацию к учебе. Мотивация бывает внутренняя и внешняя, внутренняя приходит с интересом и пониманием дальнейших целей, а внешняя очень зависит от похвалы и поощрения взрослых: важно, чтобы школьник чувствовал — он молодец, у него все получается (пусть и не сразу).
У маленького школьника превалирует внешняя мотивация, ученик смотрит на преподавателя, как на идеал, он хочет доказать своему учителю и родителям, что он все может, со всем справляется. Если на начальном этапе обучения ребенок получает недостаточно похвалы, или, если родители отмечают лишь его промахи и ругают за них, у ребенка может пропасть вера в себя, а вместе с тем, и мотивация к учебе. Важно объяснять школьнику, что ошибаться может любой, что каждую ошибку можно проанализировать и исправить, таким образом будет создан баланс между ошибками ребенка и его успехами.
Позже, в подростковом возрасте, внешняя мотивация частично сменяется внутренней, именно на этом этапе важно помочь ребенку сформулировать цели, показать возможные дальнейшие пути развития. При этом, по мере взросления нужда в похвале не исчезает, она также остается внешней мотивацией и подкрепляет внутреннюю.
Стоит отметить, что мотивация бывает и отрицательной. Например, если в качестве мотивации использовать деньги или обещание купить новый гаджет, то ребенок будет стремиться получить приз любым способом — чаще самым простым и не всегда качественным (списывание, решебники, поиск ответов в интернете), ведь целью становится новый гаджет, а не полезные знания и навыки. Но если привить ребенку любовь к учебе, постоянно говорить о целях, и наградой сделать их получение и понимание, зачем это нужно, то мотивация становится положительной, а стремление ребенка к учебе будет только укрепляться.
Как объяснить ребенку слово «нельзя»?
С течением времени в жизнь маленького ребенка входят определенные правила, запреты, связанные со словом «нельзя». По мере взросления малыша запреты эти меняются, и если совсем маленькому ребенку нельзя было трогать, например, ножницы, то когда малыш подрастает и приобретает навыки обращения с данным предметом, соответственно, запрет на него снимается. На место запретов, потерявших свою актуальность, приходят новые запреты, и чем старше становится ребенок, тем больше ограничений на него обычно накладывают. Накапливаясь, они значительно влияют на поведение ребенка, а следовательно, на его судьбу.
Зачастую родители жалуются, что ребенок не понимает слово «нельзя», и это, в свою очередь, приводит к таким негативным последствиям, как ссоры и скандалы между ребенком и его родителями.
Для того чтобы избежать подобной ситуации, рекомендуется следовать несложным правилам воспитания.
1. Запретов не должно быть слишком много. Пусть основные «нельзя» касаются исключительно тех предметов и действий, которые могут повредить жизни и здоровью малыша.
2. Запрет должен быть постоянным, вне зависимости от настроения родителей. В том случае, если сегодня вы запрещаете что–то малышу, а уже завтра разрешаете, ребенок не будет воспринимать запрет.
Многие родители относят «нельзя» к разряду волшебных слов, посредством которых можно незамедлительно сделать ребенка шелковым и послушным. Но так не происходит!
Конечно, не следует ожидать, что как только вы произнесете свое первое «нельзя», ребенок сразу же вас поймет и сделает все так, как вы хотите. Для того чтобы малыш начал реагировать на запреты надлежащим образом, родителям придется потрудиться, проявить максимум терпения и согласованности между собой.
Начинать такое обучение можно следующим образом: если вы заметили, что малыш подходит, например, к газовой плите, начинает крутить ее ручки, возьмите малыша на руки, отнесите его от опасного предмета, при этом строго посмотрев в глаза и выразительно сказав «нельзя». Повторяя данные манипуляции каждый раз, когда ребенок приближается к плите, через некоторое время вы заметите, что малыш уже начинает понимать ваш запрет, реагирует уже непосредственно на само слово «нельзя», и вам не придется каждый раз уносить его от плиты. Это правило можно применять относительно многих ситуаций!
Далее следует учесть, что успех в обучении зависит во многом от того, насколько согласованно будут действовать родители. В том случае, если мама что–либо запрещает, а папа это разрешает, должного эффекта ожидать не приходится. Запрет должен быть единым, исходить от всех членов семьи, в которой живет малыш.
Объяснять ребенку слово «нельзя» необходимо спокойным, ровным тоном. В том случае, если несмотря на ваш запрет ребенок ослушался, необходимо поговорить с малышом, рассказать, какие чувства вызвал у вас поступок ребенка, а также проговорить, какое именно поведение вы ждете от вашего крохи.
На первый взгляд это кажется сложным, однако после определенной тренировки вы заметите, что можно добиться желаемого поведения от ребенка, не прибегая при этом к физическому воздействию, крику и скандалам. Более того, вы продемонстрируете малышу не агрессию, а нормальное, адекватное поведение, которому ребенок впоследствии будет учиться у вас.
Многие родители, стремясь что–либо запретить ребенку, начинают бить его по рукам всякий раз, как ребенок приближается к запретной «вещи». Этого делать нельзя, ведь таким образом вы убиваете в ребенке интерес к исследованию окружающего мира, к его познанию. Кроме того, такое поведение со стороны родителей вызывает у ребенка вполне обоснованное чувство гнева, который будет постепенно накапливаться. Исходя из этого, необходимо запомнить, что нельзя применять к ребенку меры физического воздействия, лучше просто поговорить с малышом, будьте уверены, что ребенок вас обязательно поймет.
Как научить ребенка уважать взрослых
Многие бабушки и дедушки, мамы и папы последние десятилетия задаются вопросом «Что же стало с нынешним поколением? Почему молодежь не уважает взрослых?». Не приму на себя ответственность рассуждать, действительно ли это так, и был ли «раньше» среднестатистический показатель вежливости по стране или нет… Но могу с уверенностью заявить, что на одного невежливого и не проявляющего уважения ребенка, есть, как минимум один, такой же невежливый взрослый.
Получается, что если ваш ребенок не проявляет уважения ко взрослым, то, вероятно, и вы сами не относитесь к окружающим с пиететом. Что же такое уважение и с чего начинать, воспитывая ребенка?
Уважение – это позиция одного человека по отношению к другому, выражающаяся в признании его достоинств. Это значит, что ребенок должен видеть и уметь признавать, что каждый человек имеет достоинство, что у него самого оно есть.
Семья
Начинать надо с семьи. И, в первую очередь, с себя. Показывая своему чаду, что вы уважаете его и его мнение, вы делаете огромный шаг к тому, чтобы он сам с удовольствием проявлял уважение к вам. Для достижения этой цели объясняйте ребенку, что и почему вы делаете, дайте ему понять причинно-следственную связь: «Мы не шумим в комнате после 10 вечера, потому что братик/папа/бабушка/соседи спят, а мы уважаем их право на отдых», «Я прошу тебя убирать вещи на их места, потому что мы все ценим и уважаем труд друг друга».
Помимо этого, для взаимного уважения очень важным фактором является соблюдение границ каждого из членов семьи. Если вы хотите, чтобы ребенок стучался к вам в дверь перед тем, как войти – стучитесь и в его дверь. Ребенок также, как и взрослый, имеет право на личное время и пространство.
Проявляя уважение и заботу по отношению к вашему партнеру, вы показываете ребенку значимый жизненный урок. Наблюдая за тем, как проявляется уважение в его семье, у ребенка формируется картина того, КАК это реально работает. Родителей мальчика, наблюдающего за тем, как его отец помогает надевать пальто матери и открывает перед ней двери, вряд ли вызовут в школу из-за подножек одноклассницам и лягушек в портфеле.
Личный пример и правила
Немаловажно показывать на собственном примере проявление уважения и благодарности к окружающим людям.
Научите ребенка говорить «пожалуйста» продавцу, объясните, почему необходимо говорить «спасибо» официанту, почему надо извиниться, если случайно кого-то задел или наступил на ногу. А главное, не просто объясняйте, а показывайте это на своем примере.
Расскажите, что обсуждать людей — это невоспитанность. Если надо что-то сказать, то только тому, кому это предназначается услышать. А взрослые вообще должны быть «неприкасаемыми» в этом вопросе. И не забывайте сами выполнять эти правила.
Составьте список того, что делать категорически запрещается: нельзя дерзить родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям, учителям и соседям, нельзя ругаться непристойными словами и прочее. Есть вещи, которые делать категорически нельзя, и есть те, которые делать нежелательно, — это ваш ребенок должен усвоить с раннего детства.
Если вы требуете от ребенка того, чего сами не придерживаетесь, у него вскоре возникнет обоснованное чувство несправедливости и обиды.
Объясните ребенку правила этикета. Со знаниями этикета не рождаются, это приходит в процессе социализации и научить этому должны родители, а не детский сад или школа, хотя, безусловно, и школа, и сад имеют колоссальное влияние. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок способен привыкнуть к некоторым простейшим правилам, таким как слова приветствия, благодарности, обращение к чужим взрослым на «Вы», правила поведения за столом, а также в общественных местах и в транспорте. Поверьте, одного – двух разъяснений будет достаточно, остальное ребенок усвоит из собственных наблюдений.
Учите своего ребенка заботе и труду. Выделите для ребенка несколько домашних дел в соответствии с его возрастными возможностями. По мере взросления объем и сложность обязанностей слегка увеличиваются, а понимание смысла и значимости труда приходят безболезненно и сами по себе. В норме ребёнок хочет заботиться и помогать родителям, и, если родитель принимает эту заботу с благодарностью, желание ребенка усиливается. Проявите любовь и терпение к его ошибкам, и принцип взаимного уважения и благодарности не заставит себя ждать.