Самоконтроль или произвольность поведения — один из важнейших навыков, и воспитывать его нужно с детства. Ребенок с развитыми навыками самоконтроля способен управлять не только своими эмоциями и действиями, но и познавательными процессами; он хорошо социализирован и успешен в учебе. Как родители могут помочь в формировании произвольного поведения?
Меньше опекайте, больше доверяйте
Это основа развития самоконтроля. Если вы все делаете за ребенка и постоянно берете на себя ответственность за его поступки, он вырастет безвольным и инфантильным. Самостоятельность не исключает того, что вы можете проконтролировать выполнение домашнего задания или ограничить время, проведенное в интернете или за играми. Но все же лучше быть наблюдателем и добрым советчиком, чем тем, кто тащит все задачи ребенка на себе.
Научите принимать эмоции
Объясните ребенку, что время от времени испытывать злость и другие негативные эмоции — это нормально для любого человека. Мы часто злимся, когда что-то не получается или что-то разочаровывает. Не запрещайте ребенку переживать сильные негативные эмоции, лучше вместе обсудите, стоит ли ситуация того, чтобы так реагировать. Подумайте, можно ли что-то в ней изменить. Такими образом вы научите ребенка очень важным вещам: во-первых, справляться со своим гневом через высказывание и осознание собственных переживаний, а во-вторых, не зацикливаться на неудачах и конструктивно находить выход из неприятных ситуаций.
Используйте игры
Играйте в любые игры, где ребенку необходимо проявлять терпение и следовать правилам. Пусть замечает, когда кто-то нарушает условия игры или ошибается: так он и сам учится придерживаться определенных правил. Запишите ребенка в спортивную секцию: спортивные игры как никакие другие развивают самодисциплину, требуя регулярной отработки самых разных навыков, в том числе и навыков самоконтроля. Шахматы и шашки — еще один прекрасный способ сформировать произвольное поведение, а заодно развить усидчивость, внимание, аналитические способности.
Показывайте пример
Если ребенок видит, что взрослые в повседневной жизни проявляют самоконтроль, он с большой вероятностью будет стараться вести себя так же. Что он слышит, когда вы выходите из себя? Какую реакцию наблюдает, когда вы сильно раздосадованы? Дети в буквальном смысле зеркалят поведение своих родителей, поэтому вы должны стать для них достойным примером. Это может потребовать серьезных усилий от вас, но эти усилия окупятся сторицей.
Предложите способы самоутверждения
Зачастую категоричные «нет», «не хочу», «не буду» — это лишь способ самоутверждения для вашего ребенка. Дайте ему возможность проявить свой характер и волю там, где это уместно и безопасно. Например, позвольте самому решать, что надеть, какую прическу выбрать, какой фильм посмотреть, — так ребенок будет чувствовать, что он влияет на свою жизнь, а значит учится контролю.
Управлять своими эмоциями и поступками мы учимся всю жизнь. Но без этих навыков осознанное и счастливое будущее невозможно.
Ольга Манукян, специалист Городского психолого-педагогического центра
Упражнения для верхнего мозга: учим принимать решения и понимать себя
Дэниэл Дж. Сигел детский психиатр, профессор Калифорнийского университета
Импульсивное поведение детей — одна из проблем, которая очень мешает во время учебного года и даже ведет к навешиванию на ребенка ярлыков «гиперактивного» и «неусидчивого». Как помочь ребенку научиться владеть собой? Перечислим повседневные ситуации, в которых можно тренировать так называемый верхний мозг — именно от него зависит развитие самоконтроля.
Верхний мозг напоминает мускул: когда его используют, он развивается, становится сильнее и лучше работает, а если его игнорируют, он утрачивает часть своей силы и работоспособности. Наша задача — предоставлять своим детям одну за другой возможности для упражнения верхнего мозга, чтобы укрепить его. Вот как это может выглядеть в повседневной жизни.
Принятие здравых решений
Один из самых больших родительских соблазнов — принимать решения за своих детей, чтобы они всегда делали только правильные вещи. Тем не менее мы должны как можно чаще давать детям возможность самим попрактиковаться в принятии решений.
Принятие решений требует, чтобы ребенок призвал на помощь свои так называемые исполнительные функции — контроль поведения, планирование и противодействие искушениям в следовании своим решениям, целенаправленность действий, сосредоточенность. Коротко говоря — самоконтроль. Именно это происходит, когда высшие отделы мозга взвешивают различные варианты. Рассматривая несколько конкурирующих альтернатив, а также последствия выбора каждой из них, ребенок упражняет свой верхний мозг.
Для очень маленьких детей это упражнение должно сводиться к очень простому выбору. Например, уместен вопрос: «Ты хочешь сегодня надеть голубые ботиночки или белые?». Потом, когда дети становятся старше, следует дать им больше ответственности в принятии решений и позволить разбираться с настоящими дилеммами. Например, если у вашей десятилетней дочери возникли накладки с расписанием — на субботу назначены и загородный поход девочек-скаутов, и матч плей-офф ее футбольной команды, и она физически не может быть в двух местах одновременно — поощряйте ее принять самостоятельное решение.
Деньги на карманные расходы — еще один замечательный способ предоставить ребенку возможность практики в решении сложных дилемм. Опыт принятия решений о том, купить ли компьютерную игру сейчас или продолжать копить на новый велосипед, — мощный способ поупражнять верхний мозг.
Главное — дать детям возможность побороться с сомнениями и принять последствия собственных решений. Сопротивляйтесь желанию спасать ситуацию даже тогда, когда они совершают небольшие ошибки и принимают не самые лучшие решения. Ведь ваша цель не в достижении исключительно идеальных решений прямо сейчас, а в оптимальном развитии высшего мозга ребенка.
Контроль над телом и эмоциями
Другой важной — и сложной — задачей для детей является сохранение контроля над собой. Поэтому мы должны помочь им выработать эти навыки и научить принимать правильные решения, когда они расстроены. Используйте метод, с которым вы, вероятно, уже знакомы: научите их делать глубокий вдох или считать до десяти.
Помогайте им выражать свои чувства. Позвольте им топнуть ногой или ударить подушку. Даже маленькие дети обладают способностью остановиться и подумать, вместо того чтобы бить кого-то кулаками или обижать словами. Чем больше они будут упражняться в рассмотрении альтернатив всевозможным выпадам, тем более сильным будет становиться их верхний мозг.
Самопонимание
Один из лучших способов развития самопонимания у ваших детей — задавать им вопросы, которые заставляют их заглянуть под поверхность того, что им понятно.
Что, по-твоему, заставило тебя сделать этот выбор?
Что вызвало у тебя такие чувства?
Почему, как ты думаешь, ты плохо сдал тест — потому что ты спешил или это был действительно трудный материал?
Именно это проделал один отец со своей десятилетней дочерью, Кэтрин, когда помогал ей собираться в лагерь. Он спросил ее, как она думает, будет ли она скучать по дому вдалеке от него. Когда он получил ожидаемо уклончивый ответ «Может быть», он задал следующий вопрос: «Как ты собираешься справляться с этим?».
Он вновь получил ничего не значащий ответ: «Не знаю», но на этот раз увидел, что она задумалась над вопросом, пусть и ненадолго. Поэтому он продолжал настаивать: «Если бы ты почувствовала, что начала скучать по дому, чтобы ты сделала, чтобы тебе стало лучше?».
Кэтрин продолжала запихивать одежду в свою спортивную сумку, но теперь она, со всей очевидностью, размышляла над вопросом. Наконец она предложила осмысленный ответ: «Я думаю, я могла бы написать тебе письмо или могла бы заняться чем-то веселым со своими друзьями».
С этого момента они с отцом могли поговорить пару минут о ее ожиданиях и беспокойствах, связанных с отъездом, и она немного больше поняла себя. Просто потому, что ее отец задал ей несколько вопросов.
Если ваш ребенок научился писать — или даже просто рисовать, — вы можете дать ему блокнот и поощрять его делать ежедневные записи или рисунки. Этот ритуал поможет ему уделять внимание своему внутреннему миру и пытаться понять его. Чем больше ваши дети думают о том, что происходит с ними, тем скорее они научатся понимать и реагировать на то, что происходит в их внутреннем мире и вокруг них.
Сопереживание
Сопереживание — еще одна важная функция верхнего мозга. Когда вы задаете простые вопросы, провоцирующие внимание к чувствам другого человека, вы вырабатываете у своего ребенка способность к сопереживанию — эмпатии.
В ресторане: «Как ты думаешь, почему тот малыш плачет?». Читая ребенку книгу: «Как ты думаешь, что чувствует Мелинда сейчас, когда уезжает ее подруга?». Уходя из магазина: «Та тетя была не очень-то вежлива с нами, правда? Как ты думаешь, может, у нее сегодня случилось что-то такое, что заставило ее так опечалиться?».
Просто привлекая внимание ребенка к эмоциям других людей, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, вы откроете в нем новые уровни эмпатии и потренируете его верхний мозг.
Нравственность
Когда дети могут принимать здравые решения, контролируя себя и руководствуясь в своих действиях сопереживанием и самопониманием, у них развивается здоровое и активное чувство нравственности, представление о том, что правильно и неправильно.
Здесь мы тоже не можем ожидать абсолютной устойчивости из-за незаконченного развития их мозга. Но все же следует как можно чаще поднимать вопросы, касающиеся морали и этики, в ситуациях повседневной жизни.
Другой способ поупражнять эту функцию мозга — предлагать гипотетические ситуации, что нравится многим детям: «Ты бы стал перебегать улицу на красный свет, если бы близко была машина? Если бы хулиган приставал к кому-то, а вокруг не было взрослых, что бы ты сделал?».
Суть в том, чтобы заставить ребенка размышлять о своих действиях и обращать внимание на мотивы собственных решений.
И безусловно, учитывайте, какой пример вы подаете своим собственным поведением. Если вы учите ребенка честности, щедрости, доброте и уважению, он должен видеть, что вы воплощаете эти ценности в своей жизни.
Давайте разберемся, что такое контроль, а что такое самоконтроль. Человек может быть:
Контролируемым извне. Это когда человек не самостоятельно принимает решения, а ему постоянно подсказывают, какие решения нужно принимать. Рассмотрим на примере футбола: тренера и игроков. Игрок, который постоянно контролируем извне — это игрок, которому тренер постоянно говорит «так беги», «сюда встань», «сюда пни мячик». Такой игрок сам не определяет, куда ему бежать, когда подавать пас и слушает только тренера.
Обладающим самоконтролем. Самоконтроль — это когда ты можешь сам решать, что тебе делать. В случае с футболистами — игрок сам принимает решение, куда ему бежать, в какой угол и кому подавать пас, сам знает правила игры, сам выбирает лучшую стратегию, сам может оценивать ситуацию.
Обладающим самоконтролем и способностью контролировать других. То есть, ты берешь ответственность ещё и за окружающих людей. Ты можешь принимать точку зрения других людей и помогать им принимать решение. На примере футбола — игрок видит, что его товарищ стоит в лучшей зоне, и понимает, что, даже несмотря на то, что он сам мог бы добежать до ворот и забить гол, выгоднее передать мяч товарищу, стоящему в более удачной позиции. То есть, он таким образом даёт возможность другим игрокам с лучшей стратегией сделать свой ход.
Контроль очень связан с ответственностью. Если у нас высокий уровень самоконтроля, то у нас и высокий уровень ответственности. Если у нас уровень контроля не только за себя, но и за других, то у нас уже появляется ответственность за свою команду, за результат команды, а не только за себя. Если же у нас полностью отсутствует самоконтроль, то есть, нас контролируют другие, это значит, что уровень ответственности у нас тоже минимальный.
Очень важно, чтобы у ребенка развивался и самоконтроль и ответственность. Плюс ещё способность контролировать других с ответственностью за команду. Так как же это сделать?
Это очень просто: дать ему эту ответственность. То есть, убрать свой повышенный контроль, не быть тем самым тренером, который постоянно говорит «иди сюда, встань сюда, сделай то» и так далее. Если мы начинаем сильно контролировать своего ребенка, то мы забираем у него самоконтроль и ответственность, и тогда мы получаем роботичного ребенка.
Очень важно это делать не только самим, а также посмотреть на окружение, в котором ребёнок находится. Например, в школе, где он проводит много времени. Если учитель на уроке не даёт самостоятельности детям, только постоянно указывает им что делать, сам является игроком, он отнимает у них ответственность, мешает развитию самоконтроля.
Почему современные дети — самые непослушные за всю историю человечества и что делать, чтобы их на самом деле воспитывать? Психолог Кэтрин Рейнольдс Льюис проанализировала все последние научные исследования и составила пошаговую инструкцию. Ее советы и правда работают!
Современные родители постоянно сталкиваются с тем, что дети не в состоянии управлять своим поведением или сдерживать эмоции. Подтверждают это и официальные данные. Национальный институт психического здоровья (США) провел обширное исследование, в ходе которого выяснилось, что до 18 лет каждый второй ребенок приобретает аффективное расстройство, нарушение поведения либо наркотическую зависимость. И дело здесь не в новых способах диагностики, а в том, что современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. У наших детей значительно снижена способность к самоконтролю. В чем причина кризиса самоконтроля? Исследователи называют три фактора:
1. Дети растут в мире гаджетов и высоких технологий.
2. Они ориентированы не на вклад в общее дело, а на академические успехи и умения.
3. У них почти нет возможности играть самостоятельно и проводить время на улице.
«Главный вызов эпохи таков: мы должны научить детей самоконтролю», — говорит Кэтрин Льюис. Но как это сделать?
Верните им обязанности
Для современных родителей из среднего класса дети — уже не помощники, без которых не обойтись в доме, на ферме или в семейном бизнесе, а скорее прекрасные талантливые цветы, за которыми нужно постоянно ухаживать. Однако исповедуя такой подход, мы помимо своей воли даем детям понять, что их ценность зависит от достижений во всех областях. А ведь добиться выдающихся достижений очень нелегко! Если в стране 15 тысяч юных футболистов, как можно стать лучшим из всех?
«Наши дети — безработные, — говорит Льюис. — Их время заполнено уроками, музыкой, спортом, внеклассными занятиями, но никаких обязанностей перед семьей и обществом у них нет. Мы прекрасно обойдемся без их помощи — сами присмотрим за малышом, сделаем уборку, поставим обед на стол».
Взрослые полагают, что действуют во благо ребенку. На практике же отсутствие простых домашних обязанностей не дает ребенку возможности овладеть целым рядом навыков и научиться быть полезным. Представьте себе, как растеряется и падет духом взрослый, если потеряет работу, — так стоит ли удивляться высокому уровню тревожности и депрессии у детей, лишенных настоящих обязанностей?
Да и родители забывают, что совместное выполнение домашней работы, будь то уборка, стирка, приготовление еды, ремонт велосипеда или работа в саду, позволило бы им лучше узнать ребенка и пообщаться с ним. Все это подрывает мотивированность ребенка и мешает ему чувствовать себя благополучным.
Сделайте так, чтобы они больше и чаще играли
Дети, у которых больше свободы и которые чаще играют без присмотра взрослых, лучше обучаются, более креативны, сильнее чувствуют ответственность за свои действия. Группа исследователей из Университета Колорадо в 2014 году доказала, что дети, имеющие больше свободного времени, лучше контролируют свои мысли и поведение ради достижения цели. В итоге им легче учиться в школе, а впоследствии — работать.
Уменьшите нагрузку
Школьный звонок отнюдь не означает окончания уроков: почти все дети сейчас посещают различные секции. Но чтобы вырастить гения, одного лишь желания родителей и забитого учебного расписания мало. Дети, на которых смотрят как на образец, одарены от природы, склонны к конкуренции и демонстрируют незаурядные способности уже в первые годы жизни.
Ребенок сам решает, чем ему заняться, и если вы начнете его к чему-то принуждать, он попросту выгорит. Лучше измерять свой родительский успех не медалями и наградами, которые завоюют ваши дети, а тем, какими людьми они вырастут, как будут относиться к работе, насколько будут независимы.
Когда ребенка из гостей доставляют на тренировку по футболу, а оттуда без промедления везут домой — график! — он лишается такой важной вещи, как неструктурированная игра без участия взрослых. Такие дети редко имеют возможность поспорить с товарищами по играм, решить встающие перед ними проблемы, контролировать собственные эмоции и реакции ради того, чтобы остаться в игре. А все эти навыки чрезвычайно важны как в школе, так и в жизни. Однако детям не дают овладеть ими, потому что рядом всегда найдется готовый вмешаться взрослый.
Перестаньте тревожиться
Клинический психолог из Новой Зеландии Ричи Пултон возглавил исследование «Дунедин» — один из наиболее масштабных и длительных проектов по сбору данных о физическом и психическом здоровье человека на протяжении всей его жизни. До него сразу несколько исследователей не обнаружили никакой связи между ранними травмами и детскими фобиями.
Пултон решил проверить их данные. Он начал с падений — самой распространенной неприятности, которая случается с маленькими детьми. Падения в раннем возрасте не стали причиной страха высоты в будущем. Напротив, такие падения как будто предотвращали возникновение страхов подобного рода. Если ребенок не боялся высоты, скорее всего, в детстве он не раз падал.
Пултон повторил исследование, на этот раз для детей, боявшихся воды. Был ли у них травматический опыт, связанный с водой? Никакой связи. Пултон взялся за детей со страхом разлуки. И снова выяснилось, что дети, пережившие разлуку с родителями, в возрасте 11-12 лет страдали страхом разлуки реже.
«Можно предположить, что одной из истинных причин страхов, тревог и фобий во взрослом возрасте становится не ранний травматичный опыт, а стремление взрослых оградить детей от травм и страхов в первые годы жизни, — говорит Кэтрин Льюис. — Исследования Пултона указывают на то, что дети должны иметь возможность (в пределах разумного) ощущать на себе последствия рискованных игр и исследования мира. За счет этого они узнают, где пролегают границы возможного, и обретают уверенность в себе».
Умение ребёнка владеть собой, доводить начатое дело до логического завершения, делать то, что в данный момент не хочется, является одним из залогов успеха в учёбе да и в целом в жизни. Эта способность к самоконтролю развивается при взаимодействии детей с окружающим миром и людьми. И очень важно, чтобы родители, зная условия формирования самоконтроля, грамотно корректировали этот процесс.
Что такое самоконтроль и для чего он нужен ребёнку
Способность регулировать свои эмоции, поведение и мысли, принимать осознанные решения и реализовывать их называется самоконтролем. Его развитие начинается с первого года жизни и продолжается вплоть до 20–25 лет. Однако именно в дошкольном возрасте самоконтроль является ключевой линией развития личности. К тому же способность контролировать себя входит в перечень требований, определяющих готовность ребёнка к школе.
Самоконтроль — важное качество личности, одно из тех, что определяет готовность ребёнка к школе
Наличие самоконтроля у ребёнка предполагает:
- контроль импульсов (к примеру, съесть конфету не сейчас, после обеда, а то на суп «не останется места») – к 3–4 годам;
- умение ждать, сдерживая эмоции (сначала своей очереди поиграть с игрушкой, потом маму с работы, потом оценки за выполненную работу);
- умение сравнить свою работу с образцом и делать выводы относительно их соответствия — увидеть ошибку или убедиться в правильности выполнения (например, определять совпадения или несовпадения цветов раскрашенных элементов в книжке-раскраске с объектами реальной действительности — ёлка зелёная, солнце жёлтое и т. д.);
- навык выстраивания алгоритма своих действий в соответствии с определёнными правилами и способами их выполнения (к примеру, умение следовать правилам в играх, в том числе и делать ходы по очереди);
- способность предвосхищать возможные трудности в той или иной деятельности за счёт оценки своих возможностей и находить пути их устранения (так, ребёнок, выбирая рисунок как способ творческого осмысления темы «Новый год», зная, что не умеет рисовать звезду, обратится за помощью к взрослому или товарищу);
- умение регулировать свои действия в соответствии с пониманием, что «надо», «можно», «нельзя» (на занятиях нельзя кричать, дома можно громко слушать музыку, но надо спросить, не помешает ли это другим членам семьи и т. п.).
Формирование четырёх последних умений завершается к 6–7 годам.
Психологи считают, что способность противостоять минутным искушениям является гораздо более ценным приобретением ребёнка, чем высокий уровень интеллекта. Самый известный тест на способность контролировать себя состоит в следующем: перед ребёнком кладут конфету и предлагают ему не трогать её несколько минут. В награду он получит две конфеты. Малыши 4-х лет в среднем ждут около 6 минут. Выдающимся результатом считается 15 минут. Результаты этих исследований соотносятся с уровнем развития навыка концентрировать внимание и бороться с разочарованиями в подростковом возрасте.
Видео: как научить ребёнка самоконтролю — опыт мамы двоих детей
От чего зависит развитие самоконтроля
Развитие самоконтроля зависит от двух важных аспектов развития личности: самостоятельности и контроля. С рождения жизнь ребёнка, его поведенческие проявления контролируются взрослыми, то есть проявляется контроль внешний. Постепенно малыш становится более самостоятельным, внешний контроль заменяется внутренним, то есть самоконтролем. Соответственно, развитие способности контролировать себя — процесс длительный, зависящий от характера малыша (кто-то более независимый уже с первых месяцев, а кто-то и в 6 лет ни на час не может остаться без мамы), а также от особенностей семейного воспитания (например, в некоторых семьях существует график дежурств, в котором у каждого есть свои обязанности по дому).
Как понять, на каком уровне развит самоконтроль у ребёнка
Для старшего дошкольника очень важно наличие способности к волевому усилию, то есть неуклонному следованию цели на всём (!) пути её достижения. Основным средством диагностики этого является игра. В ходе игры родителям важно учесть следующие показатели:
- как ребёнок воспринимает инструкцию;
- как долго удерживает внимание в процессе работы;
- как часто отвлекается.
Если ребёнок приступил к игре, ещё не дослушав правила, часто отвлекался, допускал ошибки при выполнении условий, можно говорить о том, что самоконтроль у него развит плохо. Если дошкольник отвлекался во время восприятия инструкции, но в целом понял её, сохранял интерес к игре примерно до половины, допуская небольшое количество нарушений условий, – уровень развития самоконтроля оценивается средними показателями. Соответственно, если малыш внимательно слушал инструкцию, сохранял интерес до конца выполнения задания, минимально отвлекался, и это не сказывалось на выполнении условий игры, – у него высокий уровень самоконтроля.
Умение контролировать себя появляется во всех видах деятельности, в том числе и в игре
Низкий уровень самоконтроля сопровождает СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.
К сожалению, детям с СДВГ очень тяжело даётся самоконтроль и они в этом не виноваты
Ошибки родителей при воспитании самоконтроля
Развитие самоконтроля, как и любой другой способности, требует систематической работы. Зачастую родители, желая как можно раньше увидеть своего ребёнка взрослым, организованным, перегибают палку в воспитании.
-
Запугивание. «Если ты не уберёшь в комнате, не получишь конфету/не пойдёшь в цирк/останешься без праздника на день рождения» – выбирается то, что наиболее актуально для малыша. Если добиться выполнения требований таким образом и можно, то способствовать развитию самоконтроля — точно нет. У малыша сформируется неправильная цепочка взаимосвязи: «невыполненное задание — лишение удовольствий». А нужно, чтобы связь была такой: «невыполненное задание — невозможность шагнуть на следующую ступень взрослости».
Запугивание не ускоряет, а тормозит развитие самоконтроля
Все задания для ребёнка должны быть посильными и иметь чёткое объяснение сути выполнения
Видео: как воспитать у ребёнка самоконтроль и научиться правильно наказывать — рекомендации психолога
Развитие самоконтроля — процесс длительный. Однако к старшему дошкольному возрасту происходит формирование основных его направлений, имеющих ключевое значение для определения готовности ребёнка к школе. Поэтому родителям важно знать, что входит в понятие самоконтроля, и каких ошибок нужно избегать, занимаясь его воспитанием.
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.