Естественное желание многих родителей — развить у своего ребенка уверенность в себе, чтобы он мог успешно достигать целей и при этом быть самодостаточной личностью. Воспитание и среда, в которой человек проводит первую часть своей жизни, оказывают огромное влияние на его восприятие самого себя. Когда родители помогают ребенку развить собственное «Я», это становится залогом его будущего благополучия и счастья.
Люди, постоянно сомневающиеся в себе, в большинстве случаев не получали от родителей необходимой им поддержки. Слова поощрения, помощь в развитии талантов, празднование достижений — все это позволяет ребенку поверить в себя.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе человеком, вот полезные рекомендации, на которые вам стоит обратить внимание.
1. Помогайте ребенку развивать самооценку
Многие проблемы, связанные с самооценкой, возникают из-за того, что родители ожидают от своих детей слишком многого. Они создают среду, в которой похвалы заслуживают только высокие достижения, что негативно влияет на восприятие ребенком самого себя. Первый шаг к развитию у детей уверенности в себе — поощрять не только результаты их работы, но и прилагаемые ими усилия. Если ребенок усердно работал над чем-то, он уже заслуживает поддержки, независимо от того, каким будет результат.
2. С пользой проводите время вместе
При грамотном подходе даже обычная игра может превратиться в эффективный инструмент обучения ребенка чему-нибудь новому. С помощью игрового процесса, например, можно развить у ребенка уверенность в себе. Регулярно проводите время со своими детьми, чаще устраивайте активности на свежем воздухе, читайте книги и вместе учитесь чему-либо. Такое времяпрепровождение показывает ребенку, что вы заботитесь о нем и готовы полностью поддерживать его, пока он осваивает окружающий мир.
3. Поощряйте ребенка, но при этом соблюдайте границы
Мнение родителей — это та оценка, на которую ориентируется большинство детей. Ребенок формирует взгляды о собственных достижениях, основываясь на том, как их воспринимают окружающие люди, особенно его родители. Если приложенные ребенком усилия не получают положительной реакции, это негативно сказывается на его самооценке. Но похвала имеет и обратную сторону. Если не соблюдать границ, ребенок может стать слишком самоуверенным, потерять желание развиваться дальше, так как даже минимальных усилий достаточно, чтобы получить одобрение родителей.
Когда ребенок добивается каких-либо результатов или усердно работает над освоением новых для себя вещей, поощряйте его и отмечайте приложенные им усилия. Однако будьте осторожны с похвалой в ситуациях, когда очевидно, что ребенок сделал что-то гораздо ниже своих возможностей. Да, ему нужна ваша поддержка, но при этом необходимо стимулировать ребенка на дальнейшее развитие.
4. Предлагайте помощь только тогда, когда она необходима
Один из наиболее ценных жизненных навыков — умение справляться с различными трудностями. Если не предоставлять ребенку шансы для получения собственного опыта, это может негативно отразиться на его будущих успехах. Для развития у детей уверенности в себе важно давать им время для того, чтобы они попробовали добиться чего-то своими силами. Если вы будете проявлять излишнюю опеку и предлагать помощь при возникновении малейших препятствий, ребенку будет сложно научиться справляться с проблемами самостоятельно. Поэтому старайтесь помогать только тогда, когда ваша поддержка действительно необходима.
5. Научите ребенка правильно относиться к неудачам
Ошибки — неотъемлемая часть жизни, особенно если люди стремятся развиваться и пробовать что-то новое. Чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, необходимо с раннего возраста научить его правильно воспринимать неудачи. Постарайтесь привить ребенку мысль о том, что ошибки — это источник ценного опыта, который поможет ему стать лучше. Поддерживайте ребенка, когда он сталкивается с неудачами, и вдохновляйте его двигаться дальше. Даже если у него что-то не получилось, он всегда может попробовать еще раз, используя полученные ранее знания.
6. Практикуйте то, чему учите ребенка
Восемь шагов к формированию у ребенка веры в себя
В своих прошлых постах я писала о причинах буллинга в младших классах , адаптации к детскому саду и о том, как качественное общение влияет на детско-родительские отношения . Сегодня я хочу поговорить о самооценке ребенка и его уверенности в своих силах.
Уверенность в себе помогает справиться с разными жизненными ситуациями и добиваться успеха. Все родители желают своим детям всего самого наилучшего и уверенность входит в эти «пожелания».
Уверенность нужно развивать с раннего детства, так как эта черта характера формируется в течение всей жизни.
Рассмотрим, как же родители могут помочь формированию веры в себя.
1. Важно, чтобы родители всегда верили в своего ребёнка и эту веру «транслировали» ему. В этом вам помогут следующие фразы:
— У тебя все получится.
— Я в тебя верю.
— Ты у меня самый классный.
— Это не простая задача, но я уверен/а, что ты справишься.
— Я люблю тебя, что бы ни произошло.
— Ты смелый.
— Это сложнее, чем я думал/а, давай попробуем вместе?
— Ты – хороший.
— Я знаю, что это трудно, но, помнишь, вчера у тебя это получилось.
— Ты все можешь.
— Что нового ты сегодня узнал/а?
И правда, спросите сегодня же своего малыша (если ему 3+), что нового он сегодня узнал и похвалите его (за то, что вспомнил и рассказал). Да, похвала и оценка стараний это так необходимо для детей и даже взрослых.
2. Цените старания ребёнка, даже если у него что-то не получилось. Акцентируйте внимание только на хорошем.
— Это и правда было сложно, но я видел/а как сильно ты старался, ты большой молодец! Уверен/а в следующий раз у тебя получится!
3. Показывайте ребёнку, что ошибаются все и даже у родителей может что-то не получаться:
— Эх.. что же я сделал/а, все неправильно, придётся начать заново!
4. Продемонстрируйте ему, что вы не сдаётесь и не сильно расстраиваетесь из-за неудач. Будет полезно, если вы попросите ребёнка вас поддержать:
— Малыш, мне так нужна твоя поддержка, давай обнимемся?
5. Давайте ребёнку те задания, которые дети его возраста могут высполнить.
6. Обязательно благодарите малыша за то, что он выполняет ваши просьбы:
— Спасибо тебе большое за то, что сам убрал игрушки.
— Ты настоящий герой! Что бы я без тебя делал/а! Спасибо, что помог мне.
7. Предоставляйте возможность ребёнку в течение дня проявить свою самостоятельность в выборе. Поддерживайте его выбор. Если такой возможности нет, то просто создавайте иллюзию выбора:
— Ты на прогулку наденешь зеленые брюки или синие?
— Сначала будем есть кашу, а потом бутерброд или наоборот?
8. Формируйте устойчивую самооценку ребенка. Для этого следуйте нескольким правилам.
— Не сравнивайте ребёнка с другими. Сравнение приводит к занижению самооценки. Сравнивать можно только с самим собой. «А помнишь ещё на прошлой неделе у тебя не получалось, а сейчас вон как классно ты это делаешь!»
— Критикуйте НЕ РЕБЁНКА, а ПОВЕДЕНИЕ. Например, разбрасывать игрушки плохо, избегайте фраз «Ты вредный/непослушный».
— Поощряйте детскую инициативу.
— Помогайте ему находить друзей и инициируйте общение. Приглашайте детей в гости, устраивайте праздники.
— Говорите чаше о своих чувствах. Говорите ребёнку, что вы его любите, интересуйтесь его настроением и жизнью. Проводите вместе время: играйте, читайте сказки, рисуйте.
Как помочь ребенку побороть застенчивость
Не секрет, что многие комплексы и психологические проблемы взрослых людей — родом из детства. Излишняя застенчивость, боязнь привлекать к себе внимание может всерьез осложнить жизнь, мешать строить успешную карьеру и гармоничные личные отношения.
«Очень часто родители говорят о том, что их ребенок очень застенчивый, и они не знают, что с этим делать. Они всячески убеждают ребенка: пробуй, делай, не бойся ничего, ты самый лучший! На самом деле причин у застенчивости может быть очень много. И важно понять, что именно сформировало ее у ребенка», — считает Анетта.
Иногда дети очень застенчивы от природы. Это такая личностная застенчивость, которая передалась им по наследству, генетически
С молоком матери
«Иногда дети очень застенчивы от природы. Это такая личностная застенчивость, которая передалась им по наследству, генетически. На детей оказывает влияние даже то, как чувствовала себя их мама во время беременности. Если она много стеснялась, постоянно испытывала чувство стыда или вины, ее часто укоряли, то вероятность того, что у ребенка в характере проявится такая черта как застенчивость, достаточно высока.
Но еще больше, чем генетически, неуверенность в себе приобретается через воспитание. В этом случае застенчивость является приобретенной».
На первый-второй рассчитайсь!
«Большое значение имеет позиция ребенка в семье. Часто застенчивыми оказываются младшие дети. Почему так происходит?
Требовательные родители могут постоянно ставить им в пример достижения старшего ребенка. «Посмотри, какая у тебя сестра…», «А твой брат в этом возрасте…» и т. д.
Такое отсутствие внимания к самому маленькому человеку и попытка использовать старшего ребенка как стимул для развития может сыграть злую шутку с родителями. Постепенно у младшего появляется чувство, что он не дотягивает, что кто-то постоянно лучше него, «любимчик». Ко всему прочему, он должен своего «соперника» любить, слушаться его, как старшего. Часто это приводит к ощущению бессилия и, как следствие, нежеланию учиться, развиваться и т. д. Он будто теряет себя, а, вернее, не обретает сам себя в процессе развития. И это ощущение может распространиться на всю его уже взрослую жизнь.
Чем еще опасна ситуация, когда старших детей делают непререкаемым авторитетом, до которого младшим приходится дотягиваться? Между братьями и сестрами из-за этого зачастую начинают портиться отношения. Кто-то завидует, кто-то отходит в сторону.
Тем временем старший в такой ситуации упивается успехом, раздувается от гордости, и это тоже может повлечь за собой дурные последствия. Старший ребенок, который привык быть примером для подражания, может запросто стать застенчивым. Ведь он привык быть самым лучшим, а значит должен 10 раз подумать в любой ситуации: «А смогу ли я сейчас удержать эту планку, быть самым-самым?». И если такому ребенку вдруг покажется, что он не сможет быть первым, то он откажется от состязания, отвернется, уйдет в сторону.
Итак, не стоит превращать кого-то в эталон, но иногда все же важно показать какими сильными сторонами и достоинствами обладают сверстники, чтобы стимулировать ребенка. Вот только делать это необходимо очень аккуратно.
Например: «Посмотри, как Саша быстро собирается после занятий, мы с тобой тоже сейчас подтянемся». Словосочетание «мы с тобой» играет здесь ключевую роль. Оно будто соединяет вас с ребенком. Теперь он не чувствует себя хуже от сравнения не в его пользу, потому что ощущает вашу поддержку на пути осваивания новых способов поведения. Очень важно затем похвалить за что-то ребенка, не противопоставляя его никому при этом.
Спорный вариант: «Посмотри, как он справляется со всеми заданиям. Зато ты у меня добрый». Словосочетание «со всеми» преувеличивает успехи другого ребенка, а «зато», с одной стороны, вроде бы призвано успокоить вашего, но, с другой стороны, словно бы обесценивает его достижения. И он таким образом учится не развиваться, а завидовать » .
Застенчивость может сформироваться и когда ребенок все время подвергается эмоциональной травматизации
Как воспитать уверенного в себе ребенка
Конечная цель всех родителей заключается в том, чтобы подготовить детей к выживанию и преуспеванию в этом мире. Все ценности и знания, которые прививаются ребенку, в долгосрочной перспективе станут его жизненным багажом. Но главное качество, которое ребенок должен развить в себе, чтобы затем умело воспользоваться своим багажом, – это уверенность. Развивать ее необходимо всеми доступными способами.
Далее представлены десять советов, которые за счет своей легкости и простоты помогут развить уверенность у ребенка уже в раннем возрасте – так, чтобы с годами это качество лишь крепло и совершенствовалось.
Определите достоинства и недостатки. Хотите знать, как развить у ребенка уверенность в себе? В первую очередь определите его сильные и, что более важно, слабые стороны. Поощряйте ребенка к развитию сильных качеств. Возможно, его стоит записать в соответствующий кружок или спортивную секцию. При этом важно не перегружать ребенка!
Мотивируйте к развитию слабых сторон. Если ваш ребенок не очень хорошо учится, но при этом хороший спортсмен, старайтесь не препятствовать его занятиям спортом. Вы должны уверить его в том, что он может преуспеть в учебе так же, как и в спорте. Это поможет ему приобрести уверенность в своих возможностях и будет мотивировать его работать над собой.
Избегайте чрезмерных ограничений. Пусть ваш ребенок свободно занимается тем, что ему нравится, будь то игра или дополнительное учебное занятие. Это разовьет в нем чувство независимости и уверенности в свободе выбора. Со временем он станет уверенно принимать решения и понимать, что для него хорошо, а что плохо.
Разрешите ему свободно экспериментировать. Ваш ребенок должен свободно все пробовать и учиться на своих ошибках; очень важно научиться вставать, независимо от того, сколько раз упал! Пусть ребенок сначала вместе с вами попробует что-нибудь новое, например, приготовление пищи или езду на велосипеде, а затем разрешите ему сделать это самостоятельно. Ваше присутствие и поддержка внушат ребенку уверенность в себе.
Не оказывайте чрезмерного давления. Исследования показывают, что основная причина низкой самооценки и неуверенности в себе молодых людей связана с чрезмерным давлением на них родителей. Не навязывайте вашу идеологию; уважайте выбор ребенка. Будучи родителями, вы всегда можете сказать ему, что хорошо, а что плохо, но лучше, конечно, позволить ребенку выбрать то, что будет хорошо для него.
Развивайте навыки общения. Считается, что в современном мире человек с хорошими навыками общения более успешен. Помогите ребенку развить навыки ораторского искусства и преодолеть страх перед публичными выступлениями, запишите его в театральный или актерский кружок. Такие мероприятия, как театральное представление, вы можете организовывать также у себя дома, пригласив друзей своего ребенка.
Прекратите сравнивать ребенка с другими детьми и начните уважать его. Никогда не сравнивайте старания и достижения вашего ребенка с аналогичными проявлениями других детей, братьев или сестер. Избегайте заявлений типа: «Он забил больше голов, чем ты», «Твой брат вошел в число лучших», «Твой близкий друг такой хороший спортсмен, а ты не любишь спорт», «Почему ты не берешь пример с товарища?» и т. д. Цените то, что ваш ребенок сделал, и то, на что он способен. Так вы станете ближе к нему.
Будьте с ребенком до конца. Обязанность родителей – никогда не останавливаться на полпути. Учите ребенка всегда заканчивать начатое дело. Это привьет ему вкус к выполнению заданий, чувство ответственности и уверенность в себе. Будьте с ребенком до конца во всем и всегда поддерживайте его, как эмоционально, так и практически.
Верьте в своего ребенка. Ребенку важно дать понять, что вы будете с ним до конца в любой ситуации. Ведь если он будет уверен в вашей поддержке, то станет исследовать что-то новое, не боясь потерпеть неудачу. Это привьет ему чувство смелости и бесстрашия.
Поставьте ребенка на путь духовности. Когда ребенок терпит неудачу, напоминание о «Высшей силе» может помочь ему получить внутреннюю мотивацию. Пусть ребенок поверит, что при любом варианте развития событий Всевышний смотрит на него и направляет. При этом разъясните ему значение пословицы «На Бога надейся, а сам не плошай».
Воспитание у ребенка чувства ответственности и уверенности в себе – непрерывный и длительный процесс. При этом огромная радость наблюдать, как ребенок растет! Главная задача родителей заключается в том, чтобы помочь ему вырасти в уверенного в себе человека. Удачи вам в нелегком деле воспитания!
Как сформировать у ребенка здоровую самооценку
Зачем нам нужна самооценка? Как родители могут помочь ребенку адекватно воспринимать себя и свои возможности? Об этом порталу растимдетей. рф, созданному в рамках нацпроекта «Образование», рассказала психолог Мария Григорьева.
С шести месяцев до семи лет
Между шестью месяцами и тремя годами у ребенка формируется вера в то, что «я хороший», доверие к миру. Это происходит через общение с мамой и привязанность к ней.
Затем начинается новый этап — после трех лет малыш стремится многое делать сам. У него появляется так называемая нормальная завышенная самооценка: ребенок ощущает себя как самого умного, самого красивого, самого здорового. И длится это примерно до семи-восьми лет.
Здесь важна роль взрослых: как они себя ведут, что говорят. Например, если родители чрезмерно опекают малыша, постоянно повторяют что-то вроде: «Тебе нельзя есть мороженое, ты заболеешь», его восприятие может пострадать. И он уже не скажет: «Я самый здоровый». Одна из составляющих нормальной завышенной самооценки станет более низкой.
— У ребенка еще нет собственного представления о реальности, он формирует ее при помощи значимых взрослых, — говорит Мария Григорьева. — Если мама рано вышла на работу, а фактически ребенка воспитывают бабушка с дедушкой, то значимыми взрослыми становятся и они.
Самооценка в школе
С началом школьной жизни нормальная завышенная самооценка становится более реалистичной. Ребенок взаимодействует с другими детьми и взрослыми на новом уровне, получает свои первые оценки. И не всегда одни пятерки…
— Если к моменту поступления в школу у ребенка сформировано позитивное отношение к себе, это позволяет ему не так остро воспринимать критику со стороны учителей, — рассуждает психолог. — Со временем внутреннее ощущение «синхронизируется» с реакциями других людей. То есть формируется адекватная самооценка.
Но здесь есть несколько рисков. Во-первых, если малышу с детства твердили, что он растяпа, если ругали по пустякам, тогда критика в школе может спровоцировать еще большую неуверенность в себе. И это уже не говоря о том, что такое поведение взрослых рождает у малыша страх перед ошибкой.
Другая сторона медали? Если постоянно и без повода говорить ребенку, что он лучший, что он «звезда», столкновение с реальностью тоже может быть для него очень болезненным.
Поэтому так важно соблюдать баланс между критикой и похвалой.
Как найти баланс?
С одной стороны, подпитывать веру ребенка в себя, хвалить там, где для этого есть повод, пусть даже незначительный. С другой, все-таки не отрываться от реальности. Стремиться поощрять его в том, что у него хорошо получается, и мягко, без критики развивать то, что получается не так хорошо.
— «У тебя не получается? А давай попробуем сделать вот так и посмотрим, как получится». С помощью такого подхода можно решить множество вопросов развития, а не только формировать самооценку, — уверяет психолог.
— «Я тебе расскажу об одном, а ты мне о другом, и нам обоим интересно. Мы узнаем мир». Так в ребенке воспитывается живой интерес к себе и тому, что его окружает.
— Воспитание — это еще и бесконечная работа родителей над собой, — уверяет специалист. — В общении с ребенком лучше обойтись без привычной парадигмы экзамена, когда мы проверяем знания: «О, так ты уже знаешь буквы? А это какая буква? А вот это?»… Да, такое «тестирование», когда мама или папа задают вопросы и наперед знают все ответы, дается родителям гораздо легче: так мы хотим убедиться, что наш ребенок не хуже других, и на этом успокоиться. Но задача родителей — находить в себе ресурс, чтобы проявлять интерес к ребенку, к его особенностям и способам познания мира.
растимдетей. рф — портал для родителей, созданный при поддержке Минпросвещения России в рамках национального проекта «Образование». На ресурсе собраны полезные экспертные материалы, лучшие практики родительства, а также перечень востребованных услуг для семей с детьми, включающих психолого-педагогическую и консультативную помощь. Это первый единый портал всех видов поддержки и помощи родителям — с верифицированной информацией о доступности образования. На нем доступны сервисы поиска организаций отдыха и дополнительного образования для детей всех возрастов, а также сервисы записи детей в детские сады и школы.
В каком возрасте формируется уверенность в себе?
Как избавиться от душевной боли и вылечить душу? 8 разных универсальных способов, которые помогут справиться с этим состоянием и начать нормально жить
Как стать хорошим человеком и надо ли это вообще? Значит ли это принимать все без разбора? Как это связано с эмпатией?
Как стать лучше, если, кажется, предел уже достигнут? Как осознать что необходимы перемены? 6 способов как сделать себя лучше
Что я хочу от жизни на самом деле и зачем? Живу ли я своими желаниями? 7 способов, которые помогут ответить на этот вопрос.
Как поверить в себя и возможно ли это сделать самостоятельно? 9 надежных инструментов на каждый день – бери и делай.
В чем заключается смысл жизни человека и есть ли он вообще? Для чего человеку стоит жить? 7 вариантов из которых точно можно выбрать свой.
Что такое хроническая усталость и как она проявляется? Каковы причины такого состояния и как бороться с этим синдромом?
Как понять, чем заниматься в жизни, чтоб это приносило радость? 10 практических рекомендаций, подготовленных на основании советов психологов и успешных людей.
Что делать, когда все надоело нет желания реагировать на все вокруг? Как это связано с синдромом эмоционального выгорания? Почему он возникает и как бороться?
Я никому не нужна и меня многие обходят стороной. Что со мной не так и почему я не могу стать счастливой? Как отбросить такие мысли?
Какие есть правила жизни и почему они определяют человека? 13 законов жизни, которые позволят жить проще.
Чем заняться, когда скучно и почему возникает такое состояние? 18 советов чем можно заняться, если стало скучно жить или заскучали дома
Ценить и уважать: шаги к прочному родительскому авторитету
Почитание старших, уважение к возрасту и знаниям, эмоциональная близость и доверие — все это плоды, которые приносит родительский авторитет. Его основы закладываются практически с колыбели. Хотите знать, что нужно делать, чтобы всегда быть для своего ребенка «в авторитете»?
Первые «авторитетные» люди в жизни малыша — это родители. Поначалу их авторитет безусловный и абсолютный: мама и папа являются для крохи единственными объектами любви и подражания. Но уже ближе к трем годам ситуация меняется. Ребенок овладел основными навыками самообслуживания, познакомился с другими родственниками (бабушками-дедушками, тетями-дядями) и просто посторонними людьми, увидел разные модели поведения и отношений, научился выражать свое мнение. Теперь постулат «мы — твои родители, поэтому ты должен…» не работает, как раньше. Самое время приложить усилия и доказать ребенку, что вы достойны быть его авторитетом. Но как добиться родительского авторитета?
Уважение или боязнь?
С родительским авторитетом как с данностью или талантом не рождаются — он сознательно формируется в семье в ходе воспитания ребенка. Работа это кропотливая. Поэтому перед тем как говорить об авторитете, важно решить какова цель и предполагаемые результаты его воздействия. Чтобы ребенок был хорошим и «удобным»? Или чтобы он получил максимальное развитие своих способностей, правильное психологическое и личностное воспитание?
«Был замечательный малыш, а потом вдруг как подменили, совсем не слушается» — распространенная жалоба обескураженных родителей, которые обращаются за помощью к детскому психологу. Как правило, поведенческие проблемы особенно громко заявляют о себе в так называемые «кризисные» периоды — 1,5 года, 3 года, 7 лет… Но всегда ли послушный ребенок — «правильный» ребенок?
Безусловно, добиться от малыша послушания проще, чем заслужить авторитет. Вот только это не одно и то же! В чем разница? Признание авторитета осуществляется добровольно, с желанием, на основе уважения. Послушание же чаще всего является вынужденной моделью поведения. К примеру, ребенок может слушаться родителей, чтобы избежать наказания. Поэтому покладистый и беспроблемный школьник, который никогда не балуется, учится на пятерки, а по вечерам читает книги и играет в шахматы — необязательно счастливый и довольный своей жизнью подросток. Быть может, у него просто нет выбора? А послушные дети, воспитанные в условиях ложного авторитета, нередко вырастают в неуправляемых подростков.
«Место» няни, воспитателя, учителя в списке авторитетов помимо личного восприятия ребенка определяется во многом с помощью самого авторитетного мнения — родительского.
Истинный и ложный авторитет
Велик соблазн завоевать детский авторитет любой ценой. Так называемый ложный (неконструктивный) авторитет достигается не взаимным уважением и тесным эмоциональным контактом, а при помощи различного рода манипуляций.
Почему ребенок стесняется: как научить не стесняться
В 21 веке, где ценится уверенность и активность, стеснительным детям приходится нелегко.
Застенчивость порождает ряд существенных трудностей в отношении с окружающими:
- ребенок испытывает трудности при встречах/знакомствах с новыми людьми
- высказывания своих суждений и мыслей вызывает трудности
- развивается замкнутость
- застенчивость может сопровождаться депрессией, беспокойством, ощущением одиночества.
Представьте, что чувствует стеснительный ребенок в новых непривычных обстоятельствах или в ситуациях с малознакомыми людьми: во рту пересыхает, язык отказывается произносить слова, кровь приливает к щекам, хочется провалиться сквозь землю или стать невидимкой.
От родителей в таких ситуациях можно услышать: «Не стесняйся!», однако это совершенно не эффективный метод.
Стеснение у ребенка может иметь разные источники:
1. Особенность возрастного периода
Детская застенчивость чаще характерна для младшего школьного возраста, однако отдельно стоит упомянуть подростковую, когда ребенок начинает сомневаться в себе и испытывать новые социальные страхи (осуждения, критики).
2. Неумение коммуницировать
Большинству детей не хватает навыков социального взаимодействия, потому что родители не всегда учат их правильному общению. Психологи советуют в этом случае потренироваться с малышом знакомиться, отвечать на простые вопросы.
3. Черта характера (врожденная стеснительность)
Стеснительность бывает и частью врожденных особенностей малыша. Такие дети обладают чувствительной нервной системой.
4. Приобретенная стеснительность
Переезд на новое место, насмешки одноклассников, особенность ребенка – всё это может повлиять на ребенка.
Как помочь застенчивому ребенку?
Таким детям нужен особый подход от родителей, к ним стоит относиться более мягко. Ведь любое недовольство, повышенный голос они будут воспринимать как критику и корить себя. Однако и гиперопека не приведет ни к чему хорошему: способность к самостоятельным решениям сведется к нулю.
Для помощи застенчивому ребенку психологи рекомендуют проделать работу над ошибками родителям:
- не окружать малыша запретами и приказами
- не сравнивать его внешность и способности с другими детьми
- тренировать навыки общения
- делать комплименты, хвалить
Если говорить о целенаправленной работе над застенчивостью, то она ведется специалистами-психологами в нескольких направлениях:
- повышение самооценки ребенка
- работа над уверенностью в себе
- коррекция страхов и тревожных мыслей
- работа над навыками самоконтроля
Мы советуем не откладывать обращение к психологу, будь то единичная консультация или серия встреч, т. к. любую проблему лучше решать вовремя.
Почему дети могут стесняться своих родителей: мнение психологов
Иногда родители начинают замечать, как ребенок стесняется их в обществе, отстраненно ведет себя при друзьях. Мысль о том, что вас стесняется собственный ребенок, обижает. Но, по словам специалистов, не стоит закрываться в себе или конфликтовать.
Разобраться в причинах
В семейный центр «Красносельский» обратились родители 14-летнего Кости за помощью. Подросток начал вести себя странно: постоянно избегал их на улице, не знакомил с друзьями, отвечал отказом на просьбы объяснить свое поведение. Отношения в семье окончательно испортились после побега мальчика из дома во время серьезного разговора.
Постепенно психологи семейного центра помогли родителям осознать, почему это происходит. Ребенок не мог признаться в том, что он стесняется возраста своих родителей. Один раз во время прогулки с друзьями Костю спросили: «Почему у тебя такие старые родители?» После этого момента юноша отдалился от семьи и стал стыдиться маму и папу.
Чтобы сохранить и восстановить семейные взаимоотношения, были проведены консультации с психологом. Это помогло наладить отношения в семье. Сын снова стал нормально общаться с родителями.
Важно! По словам специалистов, такое поведение чаще всего присуще подросткам. Именно в этот период многие вещи и стороны жизни воспринимаются ими особенно остро.
«Во время беседы с психологом подростки не говорят о наличии чувства стыда прямо. Это можно проследить через такие высказывания, как „хорошо было бы, если мама сделала это“ или „папа не должен так вести себя при моих друзьях“. В основном дети завуалированно пытаются исправить то, что им кажется неудобным. Например, если подростку не нравится, как одевается его мама, то он пытается дарить что-то из одежды. Или делать легкие замечания по внешнему виду, которые вы не воспринимаете всерьез», — отмечает специалист.
Причины и следствие
Другая причина, которая заставляет детей испытывать за взрослых стыд, — так называемые телячьи нежности. Это происходит, потому что подростки самоутверждаются в кругу ровесников, формируют определенный образ и нарабатывают авторитет в глазах сверстников, а когда мы проявляем заботу или задаем вопросы вроде «Что ты сегодня ел? Успел ли сделать уроки?», у ребенка возникает чувство неловкости.
Не во всех семьях родители могут дать ребенку все, что он захочет. Иногда дети начинают стесняться своих родителей из-за того, что у них малообеспеченная семья. В этом случае вам следует поговорить с ребенком о ценности финансов, объяснить ему, почему вы не можете купить ему, к примеру, айфон и с каким трудом достаются вам деньги.
Из-за аморального образа жизни родителей дети стесняются приводить друзей домой, препятствуют их знакомству, другими словами, пытаются любыми способами скрыть этот факт.
Если вы заметили, что ваш ребенок все-таки стесняется вас, следует приготовиться к долгому разговору.
Бывают случаи, когда дети могут сами что-то предпринять, чтобы перестать испытывать чувство стеснения. Например, устроиться на работу, если семье не хватает денег. В данном случае только честный разговор об этой проблеме поможет ее решить. Как его построить?
Следует в первую очередь выяснить, какой именно момент приносит ему дискомфорт. После ответа не стоит сразу подстраиваться под заданную модель поведения и подражать другим родителям. Необходимо обсудить с подростком те моменты, которые вы не в силах изменить, и те, в которых можно прийти к договоренности.
Если вы заметили, что чувство стыда проявляется у подростка из-за его окружения, то в этом случае следует подумать о том, как сменить его круг общения.