Как воспитать ребенка успешным и целеустремлённым

Любому нормальному родителю хочется, чтобы его ребёнок достиг высот. Это естественное желание. Чтобы оно осуществилось, взрослые готовы на многое. Некоторые даже собственной жизнью могут пожертвовать, лишь бы будущее детей сложилось наилучшим образом. Увы, к желаемым результатам эти подвиги приводят не всегда.

Часто причина крушения надежд — отсутствие мотивации. Ребёнок просто не хочет достигать никаких вершин — ни в спорте, ни в учёбе. Он не понимает, зачем ему это нужно, и поэтому не имеет ресурса на реализацию родительских планов. Что же делать в этой ситуации?

Для начала попробуйте услышать своего ребёнка. Дальше нужно будет научить его терпению и подать хороший личный пример.

Целеустремлённость — это не врожденная черта характера, а навык. Сформировать его можно при определённых усилиях и достаточном времени. Успех в достижении цели зависит от ключевых пунктов:

  • наличия осознанного желания;
  • терпения;
  • умения анализировать действия;
  • навыка концентрации внимания и самоорганизации.

Как работать с каждым из пунктов, чтобы шансы на реализацию вашей мечты о будущем чада резко возросли?

Как воспитать ребенка успешным и целеустремлённымПомогайте осознавать желания

Как часто мы уговариваем ребёнка согласиться на то, что удобнее нам, не принимая его личные желания в расчёт? Вспомните пару эпизодов прямо сейчас. Например, как настояли вовсе не на той паре обуви, которую он выбрал, лишь потому что вам не понравилась расцветка.

Задавайте ребёнку вопросы и учитывайте его выбор. Так вам удастся запустить процесс осознания желаний. Ребёнок поймёт, что они значимы.

Учите терпению

Терпение — это не только про умение переносить лишения, стиснув зубы. Важнее научить ребёнка видеть то, ради чего все эти усилия. Самый эффективный инструмент для формирования этого качества — спорт. Опыт преодоления трудностей, который получают спортсмены, помогает им быть стойкими в разных жизненных ситуациях.

Родители могут сделать свой вклад, работая над осознанностью ребёнка. Напоминать ему о том, ради чего все эти сложности. Объяснять, что любое достижение требует времени.

Стройте совместные планы

Когда есть понимание желаний, начинается самое интересное — путешествие к цели. Составьте вместе с ребёнком план действий. Помогите ему понять, что нужно сделать для его реализации.

Например, у нас есть цель — научиться к концу месяца отжиматься десять раз. Пропишите график тренировок и результаты, которых можно достичь при строгом соблюдении расписания. Напоминайте о плане и задавайте вопросы. Участие взрослого в этом процессе незаменимо.

Работайте над концентрацией внимания

К сожалению, за последние годы увеличилось число детей с диагнозом синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребятам сложно концентрироваться на чём-либо длительное время. Можно сказать, что это бич нашего времени.

Как с подобными вещами работали во времена наших бабушек и дедушек? Привлекали детей к занятиям, развивающим мелкую моторику. Тогда это было что-то из разряда перебирания руками гречки. Сегодня можно найти что-то более захватывающее. Например, собирать пазлы.

Развивайте уверенность в себе

Нам нужно время, что научиться доверять другому человеку. Чтобы появилась уверенность в своих силах, оно тоже требуется. Также важно наличие подкреплений со стороны. Никто не будет доверять болтуну, который нарушает своё слово.

Несдержанные обещания самому себе — это подрыв веры в самого себя. «Мышцы» уверенности крепнут с каждой реализованной целью. Здесь действует правило: от малого к большему. Если речь про спорт, то начинать нужно с минимальной нагрузки и постепенно её увеличивать. Например, всего пять приседаний по утрам.

Не забывайте объяснять ребёнку, зачем это нужно, и заручаться его осознанным согласием. Подойдет всё, в чём вы видите реальную пользу и что является чуть большим усилием по сравнению с тем, что было раньше. И обязательное условие — фиксировать и поощрять успех.

Показывайте достойный пример

Для развития мотивации и целеустремлённости в маленьком человеке нужны поддержка и терпение взрослых. А ещё собственный пример. Дети копируют наши бессознательные проявления. Если вы говорите о важности спорта, а сами спортзалу предпочитаете телевизор, положительного эффекта от ваших слов не будет.

Не можете быть примером сами? Тогда найдите профессионала — тренера в спортивной секции. Он будет вдохновлять на достижения. Но это не значит, что можно делегировать свои полномочия и самоустраниться. Контакт нельзя терять ни в коем случае. Важно искренне интересоваться делами детей. Это и будет реальный вклад в их будущее.

Как воспитать счастливого ребенка в XXI веке: советы психолога

В стремлении воспитать лидеров и гениев родители пробуют разные методики и приемы. Для счастья и психологического здоровья ребенка нужно другое.

Родительские функции за последние 10-15 лет изменились. Требования к современным матерям и отцам выше. Да и дети стали другими, ускоренными во всем. Такими они рождаются. Быстрее развиваются, стремительнее все осваивают, чувствуют тоньше. Именно в это нужно вкладывать труд, время, любовь, засевать семена познавательного интереса и жажды движения. И тогда в будущем ребенка ждут прекрасные плоды ваших усилий.

1. Будьте для ребенка интересным

Едва вы останавливаетесь в своем развитии, ребенок сразу теряет к вам интерес как к источнику. В этом смысле дети — лучшие учителя для взрослых, мотиваторы и повод совершенствоваться. Не отмахивайтесь от вопросов, вместе узнавайте новое, подтягивайте собственные знания и делитесь ими с ребенком, дискутируйте с ним. И тогда даже в сложный период пубертата вы останетесь для сына или дочери авторитетом.

2. Станьте источником информации

Дети нуждаются в информации. Отсюда интерес к планшетам, ноутбукам, смартфонам. Родителям гаджеты упрощают жизнь. Но дети, особенно в возрасте 2-3 лет, легко подсаживаются на них, формируется зависимость. Беда в том, что доступ к информации через этот канал очень простой, а значит, ее ценность номинальная. Мир становится не шире, а уже. А главное — какой это мир? Виртуальный, а значит, далекий от реального.

Доступность убивает интерес. В чем была ценность знаний еще сто лет назад? Получить и добыть их было трудно. Чтобы достичь чего-то на информационном поле, надо было как минимум потрудиться, дойти до библиотеки, перелопатить огромный объем литературы, осмыслить и вычленить суть. А сейчас ребенку достаточно сделать два клика, чтобы получить все на блюдечке, вернее, на планшете.

10 простых установок, которые помогут стать хорошим родителем

Воспитание детей — ответственная задача. Рассказываем, как прокачать навыки мам и пап, чтобы вырастить счастливого ребёнка.

1. Будьте рядом

Одна из важных истин — нельзя находиться рядом с ребёнком, мыслями пребывая в другом месте. Нельзя играть с детьми в динозавров и одновременно думать о бизнесе. Это не работает.

Вы должны полностью быть со своим ребёнком. Примите философию «где бы я ни был, ты рядом со мной».

2. Занимайтесь совместным творчеством

3. Сделайте заботу об окружающих приоритетом

Чтобы дети научились ценить другую точку зрения и проявлять сочувствие, им нужно постоянно слышать от вас, какое большое значение имеет забота. А ещё понимать, что мир не вращается только вокруг них. Учите их выключать телевизор и помогать вам по дому, быть вежливыми, даже если они в плохом настроении, и не перебивать людей в ходе разговора.

4. Любите без оговорок

Часто, чтобы преподать ребёнку урок, родители лишают его любви: за плохие оценки показывают свою неприязнь, за сломанный телефон оставляют без сладкого. Таким образом они демонстрируют, что любовь нужно заслужить. Сначала ребёнок должен убраться в квартире, принести дневник с пятёрками, съесть все овощи, а вот только потом его можно будет обнять или похвалить. Это неправильно.

Чем сильнее обусловлена поддержка, которую получает ребёнок, тем ниже представление о собственной ценности как личности.

Дети, получавшие любовь с оговорками, превращаются во взрослых, которые себя недооценивают и постоянно критикуют. А вот счастливчики, заслужившие абсолютное принятие, вырастают более гармоничными и уверенными личностями.

5. Не забывайте про интеллект

6. Читайте и обсуждайте книги

Чтение — важный этап развития детей. Привить любовь к литературе поможет личный пример. Если ребёнок постоянно видит вас с книгой, он в конце концов тоже захочет почитать. Но одного примера мало. Читайте книги вместе и обсуждайте прочитанное. Так вы поможете ребёнку развить речь и воображение, пробудите в нём жажду знаний, научите размышлять.

7. Сопереживайте ребёнку

Дети учатся сочувствию, наблюдая за отношениями взрослых. Поэтому так важно показывать пример правильного отношения друг к другу. Будьте внимательны к детям, интересуйтесь их делами и самочувствием: так вы станете к ним ближе, создадите атмосферу доверия, защищённости и сформируете желание дарить миру добро.

8. Расширяйте круг заботы

Эмпатия требует практики — в кругу семьи и вне её. Важно сперва научить ребёнка заботиться о родных людях, а затем — сопереживать и помогать людям незнакомым. Показывайте, что нужно внимательно относиться к тем, кто от нас отличается, кто беззащитен и слаб. Давайте ребёнку простые советы о том, как нужно действовать, чтобы утешить и поддержать ближнего.

9. Обнимайте детей чаще

Прикосновения и объятия — это не просто приятно. Когда мы кого-то обнимаем, выделяется окситоцин (его называют «гормоном объятий») и мы ощущаем любовь и прилив нежности. В Университете Эмори даже нашли связь между прикосновениями и снижением стресса.

Если обнимать детей чаще, то они лучше справляются с трудностями во взрослом возрасте. А малыши, которых обделяют прикосновениями, могут запаздывать в развитии: начинают позже разговаривать и читать.

10. Помните, что совершенства не существует

Большинство родителей хотят всегда и всё делать правильно и корят себя за каждую ошибку. Да, быть примером — высокая цель. Но родители должны показывать детям своё несовершенство и учить преодолевать трудности жизни.

Если вы корите себя за какие-то промахи, то просто запомните слова профессора Брене Браун: «Именно способность признать своё несовершенство помогает прививать детям мужество быть настоящими, сострадание к себе и другим людям и единение, которое даёт человеку истинную цель и смысл жизни».

Ценные качества: как воспитать трудолюбие и настойчивость

Привычка трудиться, чтобы получить желаемый результат, увы, не является врожденной. Как помочь малышу понять, что трудолюбие — это главный путь к успеху, а настойчивость в достижении цели — очень ценное качество?

Доделать домашнюю работу, аккуратно и вдумчиво выполнив все задания — вот пример «школьного» трудолюбия, которое уже совсем скоро пригодится ребенку. Как в рамках игровой деятельности привить это качество и научить малыша быть настойчивым в достижении своих целей?

С чего начинается трудолюбие? Вспомните самих себя: чтобы работа спорилась, и начатое дело было доведено до конца, каждому взрослому нужна конкретная конечная цель. И для детей действует тот же самый принцип! Для того чтобы малыш усердно выполнял мамино поручение и старался добиться нужно результата, ему нужна четкая мотивация.

Ставьте перед крохой простые и понятные цели, когда даете ему задание. Обычная просьба «собрать игрушки» вряд ли вдохновит малыша на подвиги: ему не мешает беспорядок в комнате, поэтому в лучшем случае он просто спрячет все свои сокровища в хаотичном порядке в первый попавшийся ящик. Другое дело, когда мама сообщает ребенку, что после генеральной уборки в детской наступит настоящий праздник: придут гости, все сядут за стол и будут пить чай, как взрослые! С такой мотивацией уборка будет спориться в детских руках, а небрежности не останется места.

Вводите «трудовой» элемент в любую игру на развитие логики, памяти или музыкального слуха. У каждой игры должна быть цель: например, составление пирамидки из кубиков должно быть подкреплено мотивацией построить башню для игрушечного города, а прослушивание веселой детской песенки — выступить вечером с танцевальным номером перед дедушкой и бабушкой.

Помогайте и поддерживайте

Малыш не должен справляться с новой задачей в одиночку. Любая мамина просьба будет выполнена, если она сопровождается ее помощью: участие мамы в процессе подтверждает важность и существенность действий!

Каждое дело, которое надлежит выполнить малышу, помимо четкой мотивации, должно быть подкреплено родительской поддержкой — сначала выполните задачу сами, демонстрируя малышу, как и что нужно делать, затем попробуйте вместе, постоянно выручая ребенка в самых сложных моментах. Постепенно, убедившись, что кроха отлично справляется, сделайте это его личной обязанностью, не забывая напоминать ему о том, какая цель ждет его впереди!

Разбейте задачу на несколько маленьких

Для того чтобы привить малышу целеустремленность и привычку действовать последовательно, предложите ему решать задачи в несколько этапов, акцентируя внимание на «шагах».

Просто разбейте процесс на несколько частей: например, чтобы собрать коллаж, нужно сначала подготовить все необходимое (цветную бумагу, ножницы, клей), внимательно изучить содержание картинки-образца, потом — вырезать из цветной бумаги нужные детали, теперь — сделать небольшой перерыв и вернуться к составлению коллажа — приклеиванию подготовленных деталей.

Похвала

Каждое дело должно быть вознаграждено! И не только достижением поставленной цели, но и восхищением окружающих. Не забывайте хвалить кроху даже по мелочам, если он старался, — чаще всего именно такая поддержка заставляет малыша еще усерднее трудиться над поставленной задачей.

Как помочь ребенку приобрести уверенность

К аждому человеку без исключения знакомо чувство неуверенности. Когда мы кажемся себе неумелыми и не складными. Кажется, что окружающие нас люди замечают наше внутреннее смятение и тревогу. Неуверенность человека, абсолютно нормальное явление, но для некоторых людей, оно становится постоянным и мешает им в жизни. А как же наши дети, которые растут и развиваются? Как Вы думаете, мешает ли им неуверенность в себе и своих силах? Конечно же, да, ведь какая либо затруднительная ситуация, требующая от ребенка мобилизации всех его психических ресурсов, для неуверенного в себе человека может стать для него травмирующей настолько, что может привести к появлению у него тех или иных психосоматических заболеваний. А так как наша жизнь — это череда одних или других затруднительных ситуаций, то нужно отметить, что неуверенный ребенок чаще болеют, чем уверенные в себе дети.

Неуверенные в себе и в своих силах дети чувствуют себя неуютно и на переменах и в играх со сверстниками и тем более на уроке, где надо показать свои знания. Неуверенные дети, зная весь учебный материал, боятся отвечать на уроках перед классом, не поднимают руки, боясь сделать какую либо ошибку.

Неуверенное поведение напрямую связано и с отношением ребенка к самому себе. Неуверенные в себе дети, занижают свои способности и возможности, чем они есть на самом деле. Такие дети чаще всего недовольны тем как они выглядят, хотя на самом деле они замечательны. Неуверенные в себе дети и подростки трудно сходятся с людьми, так как они недооцениваю себя. Чаще всего неуверенных детей и подростков сопровождают по жизни чувства сомнения, тревоги, стыда, вины и печали. Картина безрадостна, не правда ли? А если еще и дома такие дети не находят поддержки и внимания со стороны окружающих его близких людей, такая ситуация может обернуться страшной трагедией.

5 способов наказать ребенка правильно

Наказания — вопрос крайне деликатный. От того, как складываются отношения ребенка с родителями, зависит очень многое: формирование личности малыша, его отношения с окружающими, его психологическое здоровье.

Наказывать ребенка нужно, если он действительно заслужил наказания. Но с умом, чтобы у него не возникли неврозы, фобии и в будущем — проблемы в отношениях с людьми. Так как же наказать ребенка правильно?

Почему мы наказываем детей?

Чтобы ответить на вопрос, как же наказывать детей правильно, необходимо разобраться, почему у нас периодически возникает такое желание. На это существует три главные причины:

Родители неверно интерпретируют поведение ребенка. Они думают, что малыш назло куда-то лезет, что-то хватает, пачкается и т. д. Но надо учитывать, что ребенок постоянно находится в стадии познания мира: он разбивает, кидает, роняет, разбирает, отрывает не для того, чтобы навредить и позлить взрослых, а чтобы узнать свойства предметов и научиться правильно обращаться с ними, то есть таким образом он учится. Малыш бросает чашку и, наблюдая, как она раскалывается на части, постепенно начинает понимать, что она хрупкая, с такими предметами надо обращаться осторожно. Ребенок тянет кота за хвост не потому, что хочет его обидеть или поиздеваться над ним. Малыш просто притягивает кота к себе поближе, чтобы изучить. Если у ребенка упало мороженое на штаны, это не значит, что он намеревался штаны испачкать. Просто карапуз отвлекся на ворону или проходящих людей.

У каждого взрослого есть система уже сложившихся определенных установок, правил, законов, сценариев, точек зрения. Когда поведение ребенка не соответствует этим сценариям, родитель взрывается. Например, существует установка: «грязные брюки — это плохо». Изначально, возможно, это звучало как: «Бедность, мало денег, надо беречь одежду». Но следующее поколение про бедность уже забыло, потому осталось только: «Надо беречь одежду, потому что так делали наши предки, и это признак хорошего воспитания». Из этого следует вывод: «Плохо, если одежда грязная». И мы имеем только шлейф негативной установки. Взрослый с такой шлейфовой установкой, наказывая ребенка, просто действует по заложенному предками сценарию. Ведь ничего страшного в испачканных штанишках нет, и уж точно не стоит из-за них кричать на малыша или шлепать его.

Наказывая ребенка, взрослый компенсирует свою неудовлетворенность жизнью.

Вывод

Когда возникает импульсивное желание накричать на ребенка, подумайте, почему вы хотите так поступить и каковы мотивы негативного поведения ребёнка. Найдите причину, по которой малыш капризничает. Бывает, ребенок совершает неправильные с точки зрения взрослых поступки, чтобы обратить на себя внимание взрослых. «Пусть лучше мама рассердится и отругает меня, чем ведет себя так, как будто меня не существует», — думает порой малыш.

Как наказать?

Однако основная цель наказания — объяснить малышу его ошибки и не допустить их повторения. При этом должна поддерживаться семейная иерархия: взрослые сильные, но справедливые. Поэтому:

Ребенок всегда четко должен понимать, в чем был не прав. Очень важно объяснить ему, почему так нельзя поступать.

Нельзя применять физические меры наказания. Ребенок полностью зависим от родителей и потому не способен отстаивать границы своего личного пространства. Он заведомо проиграет конфликт, и ему будет крайне дискомфортно. Также нельзя манипулировать чувствами («Я с тобой не разговариваю», «Будешь плохо себя вести — отдам бабайке», «С таким чумазым ребенком никуда не пойду», «Я тебя такого вредного любить не буду»). При любом наказании ребенок должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и что, даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.

Для каждого проступка нужно выбрать соразмерное наказание. Не наказывать, когда ребенок первый раз делает что-то не так. Заранее предупреждать, за какую провинность какое наказание последует.

Стараться, чтобы в качестве наказания ребенок исправил свой поступок: починил испорченную вещь, убрал разбросанные вещи и т. д.

Наказание должно быть ограничено по времени. Угрозы в духе: «На мороженое денег теперь никогда не дам», «К компьютеру больше не подходи» — дети не воспринимают всерьез.