Как воспитать ребенка самостоятельным

Воспитание ребенка в самостоятельность — одна из главных задач в процессе воспитания. Родители должны понимать, что для достижения этой цели необходимо создать правильное окружение, предоставлять поддержку и стимулировать ребенка. В первую очередь, родители должны проявлять любовь и уважение к ребенку и давать ему пространство для развития. Ребенку нужно давать поддержку и помогать ему в его процессе освоения новых навыков и развития.

Родители должны учить ребенка делать простые дела и решать проблемы самостоятельно. Для этого необходимо давать ему задания и предоставлять возможность для самостоятельного решения проблем. Родители должны помнить, что необходимо дать ребенку пространство для самостоятельного решения проблем, а не навязывать свое мнение.

Родители также должны давать ребенку возможность выражать свои чувства и мысли. Это поможет ребенку понять свои интересы и навыки, а также понять, как достичь своих целей. Родители должны поддерживать ребенка и помогать ему принимать правильные решения.

Родители должны понимать, что воспитание ребенка в самостоятельность — это длительный процесс, который потребует много времени и усилий. Однако, если родители правильно подходят к воспитанию ребенка, то результаты будут видны в будущем. Ребенок будет самостоятельным, уверенным в себе и способным самостоятельно решать проблемы.

Методы воспитания: 7 шагов к послушному ребёнку

Советы по воспитанию детей мамы и папы получают беспрерывно, жаль только, что по-настоящему ценные из них лишь малая часть. Полезные рекомендации чаще всего можно получить от родителей с большим опытом, например, как у писательницы Хелен Анделин, которая вырастила 8 детей и воспитывает три десятка внуков. Сегодня «О!» публикует отрывок из её книги под названием «Всё о детях. Секреты воспитания от мамы 8 детей и бабушки 33 внуков», в котором Хелен рассказывает, как воспитать ребёнка послушным.

Метод, который научит детей быть послушными, ответственными и соблюдать , нужно адаптировать к возрасту ребенка, полученному им воспитанию и темпераменту. Этот метод рассматривается в трех следующих главах, а здесь дается его описание.

Шаг 1: Скажите ребёнку, чего вы от него ждёте

Если вы ждете от человека определенного поведения, вначале расскажите ему о своих ожиданиях так, чтобы он понял. Для этого сначала привлеките его внимание. Убедитесь, что он слушает вас и его ничто не отвлекает. Затем ясно и подробно разъясните, чего вы хотите от него. Будьте ласковы, а не грубы или нетерпеливы. Если вы сомневаетесь, что он все понял, задайте ему несколько вопросов или попросите повторить инструкции. Не ждите от ребенка слишком многого, не требуйте того, что ему не по силам или способностям. Дав инструкции, не возвращайтесь к ним снова и снова.

Не нужно каждую минуту повторять: «Джонни, иди убери игрушки на место». Иначе ребенок вскоре поймет, что ему необязательно слушаться первого и даже второго приказа, а ваши бесконечные наставления будут для него звучать как раздражающее ворчание. Повторять инструкции нужно лишь тогда, когда вам кажется, что ребенок не услышал вас или не понял. Излагая ребенку инструкцию, рассчитывайте на положительный результат. Ждите, что он послушается вас. Не говорите: «Если ты сейчас этого не сделаешь…» Этой негативной фразой вы сами предлагаете ему альтернативу.

Ребенок будет послушен, если родители ждут от него хорошего поступка, а не готовятся к худшему. Применяйте шаг 1 в особых случаях, например, когда даете ребенку указание, поручаете ему работу или исправляете его поведение. Также применяйте первый шаг для обучения и воспитания в целом. Объясняйте ребенку, какого поведения вы ждете от него в жизни. Для таких объяснений прекрасно подходит семейный вечер, описанный в главе 2.

Шаг 2: Дайте ему свободу действовать самостоятельно

Как только ребенку сообщили, чего от него ждут, нужно позволить ему и самому выбирать между хорошим и плохим поведением. Ребенок будет учиться только тогда, когда ему дают свободу.

Шаг 3: Наблюдайте за его поведением

Наблюдайте за ребенком, чтобы знать, следует ли он инструкциям. За маленькими детьми нужно приглядывать каждую минуту. На детей постарше достаточно просто посматривать. Главное — не забывать о них и о том, чего вы от них ждете.

Шаг 4: Оцените его поведение

Оценивайте его по следующим критериям. Послушался ли ребенок ваших инструкций? Заслужил ли награду? Если он не справился, может быть, он не понял, чего от него ждут? Или он все понял и старался сделать правильно, но не смог из-за забывчивости, неаккуратности, ошибки или несчастного случая? Был ли в этом виноват кто-то еще? Выслушайте его версию истории, но не принимайте все на веру. Провинившийся ребенок из страха перед наказанием легко свалит всю вину на кого-то другого. И последний вопрос: действительно ли ребенок полностью понял, чего от него ждут, и нарочно ли он ослушался? Родителям нужно быть справедливыми и дальновидными. Не забудьте учесть возраст ребенка, его воспитание, способности и глубинные намерения.

Шаг 5: Действуйте

Если ребенок послушался вас, дайте ему заслуженную награду. Если он совершил ошибку по глупости, не наказывайте его, а научите снова. Если он намеренно не послушался, отчитайте его или справедливо накажите. Как это сделать, мы расскажем позже в этой главе. Затем снова дайте ребенку инструкцию.

Шаг 6: После наказания

После наказания, особенно строгого, покажите ребенку, что любите и цените его. может очень сильно расстроить ребенка и довести его до слез. Он на время почувствует, что вы отказались от него или разлюбили его. Терпеливо убедите его, что вы его друг, а не враг.

Шаг 7: Повторите обучение

Если ребенок не справился с тем, чего вы от него ждали, пройдите с ним снова все шаги обучения, но в этот раз давайте наставление строже и внимательнее. Возможно, ребенка придется предупредить о наказании, которое его ждет, если он ослушается. Оценив его поведение, в следующий раз вы можете ожидать от него большего. Если ребенок продолжает плохо себя вести, вновь повторите обучение. Снова пройдите все перечисленные шаги, только каждый раз будьте серьезнее и требуйте большего. Наказание можно каждый раз усиливать или менять. Повторяйте обучение столько раз, сколько потребуется, пока ребенок не научится отвечать за свое поведение в данном случае. Затем можно разрешить ему действовать самостоятельно.

Если вы повторили обучение несколько раз, но у вас так ничего и не вышло, вернитесь к основам, описанным в первой части книги. Удовлетворите потребности ребенка, подарите ему любовь, постройте с ним крепкие отношения. Для эффективного воспитания нужно заложить надежный фундамент.

В какой ситуации лучше воспитывать

Ваши действия во всех этих ситуациях будут полезны для ребенка, но дети лучше всего реагируют на первую, особенно те, что постарше. Исключение — маленькие дети, которые только учатся ходить. Они лучше воспринимают вторую ситуацию.

Ошибки, которые делают родители

Самая распространенная ошибка родителей — пропускать шаг 1. Они не говорят ребенку, чего от него хотят, а вместо этого дожидаются от него плохого поведения. Затем они сердятся, критикуют или сильно наказывают ребенка. Ребенок может даже не знать, что делает что-то плохое, пока вдруг не получит пощечину. Он не понимает, как нужно было себя вести. Такой метод тоже научит ребенка слушаться, но послушание будет основано на страхе. Будьте уверены — когда он подрастет и почувствует себя свободнее, он начнет делать все, что ему вздумается.

Другая ошибка — не давать ребенку достаточно свободы. Родитель может скомандовать ребенку, чтобы он чего-то не трогал, а потом буквально перегородить ему дорогу, не давая это сделать. Или родитель дает ребенку постарше какое-то задание, а потом стоит у него над душой, наблюдая, слушается ли он. Иногда ребенка силой заставляют подчиняться. Но у детей должен быть выбор — только так проходит воспитание.

Еще одна частая ошибка — вообще не следить за поведением ребенка. Родитель дает ребенку инструкцию и забывает об этом или отвлекается на что-то другое. Ребенок без присмотра может ослушаться много раз до того, как это обнаружится. Из-за этого у него появляются дурные привычки, и избавиться от них трудно. Иногда родитель дает ребенку несправедливую оценку, не успев достаточно все обдумать или не выслушав точку зрения ребенка. Он судит слишком поспешно и обвиняет ребенка в непослушании, когда тот был невиновен или не справился с задачей по глупости. Несправедливая оценка ведет к несправедливому наказанию и неэффективному воспитанию.

Рекомендации о том, как научить подростка быть самостоятельным и отвечать за свои поступки

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым.

Подростку требуется больше самостоятельности, чем раньше. Вы увидите эту потребность даже в его простых повседневных делах. В этом непростом возрасте ребенок больше узнает о взрослой жизни и о том, что такое ответственность. Также в этом время он наиболее склонен к неоправданному риску. Сохранить баланс между самостоятельностью и безопасностью – сложная задача, ведь подростки акцентируют свое внимание только на самостоятельности.

Это самое важное, что вы можете для него сделать. В этом возрасте дети часто стыдятся физических проявлений родительской любви, особенно в присутствии других людей. Но существует много других способов проявить любовь и заботу:

Следуя данным советам, вы сделаете ребенка более уверенным в себе и счастливым. В свою очередь, он станет намного ответственнее.

Подросток – пока еще не взрослый, но это не значит, что с его мнением не нужно считаться. Важно понимать, что в подростковом возрасте эмоции и психика еще не сформированы и сильно хаотичны. Подросток часто смущается, злится и беспокоится. Это вполне нормально, и это естественная часть взросления. Ваша задача – показать ребенку свое уважение и полную поддержку:

Это хороший способ наладить общение. Он будет чувствовать, что его любят и уважают. А ваше общение будет более доверительным.

Подросток нуждается в личном пространстве. Любая мелочь может показаться ему нарушением его личных границ. В подростковом возрасте родителям важно установить подростку рамки дозволенного:

Когда ваш ребенок переживает трудности подросткового возраста, вам тоже приходится непросто. Но подростковый возраст – хорошее время для того, чтобы поделиться с ним своими тревогами. Это даст ему понять, как сильно вы его любите и как сильно о нем заботитесь. Так он станет более ответственным и начнет заботиться о собственной безопасности.

Как научить подростка справляться со сложными чувствами и не бояться ошибок?

Подростковый период — время, когда многие дети особенно уязвимы. Зависимость от общественного мнения, высокие социальные требования, гормональная перестройка — все это приводит к тому, что ребенок становится мнительным, болезненно реагирует на неудачи и промахи. Однако прожить переходный возраст, не столкнувшись с трудностями, почти невозможно. И самое худшее, что можно сделать, — впасть в уныние, «опустить руки» и разочароваться в себе («у меня не получилось сделать это, значит, я неудачник»). Но увы, именно так реагируют многие подростки. Как родители могут им помочь?

Найдите цель… для себя

Исследование Технологического института в Массачусетсе показало, что те дети, у которых в семье был пример родительской целеустремленности (например, взрослый развивал бизнес или осваивал сложную профессию), сами проявляли гораздо больше силы воли и упорства в достижении своих задач.

Именно поэтому так важно говорить с детьми о своей жизни, рассказывать о своих успехах (например, в области любимого дела) и о том, какие препятствия пришлось преодолеть. Это дает положительный пример и вдохновение идти вперед, не теряясь перед трудностями.

И, наоборот, если говорить лишь о результатах, не рассказывая про сам путь, у подростка может сложиться обманчивое мнение, что все в этой жизни должно получаться легко, как бы «само собой». Нужно ли говорить, что первая же трудность дезориентирует и разочарует такого подростка? А возможно, даже отобьет мотивацию действовать дальше.

Поищите «плюсы» в сложившейся ситуации

На первый взгляд кажется, что ничего хорошего, например, в проваленном экзамене быть не может. Но если успокоиться и вместе поразмышлять над «плюсами» ситуации, то можно найти немало возможностей. Например, появилось время, чтобы получше изучить тему и сдать экзамен не на «тройку», а на «пятерку».

Это умение видеть возможности даже в неудачах поможет подростку в будущем, поэтому важно прививать его, начиная с детства.

Объясните, что ошибка не делает его плохим

«Ты — не есть твои ошибки» — скажите эту фразу ребенку и дайте время на ее осмысление. Подростку крайне важно понимать, что ошибаясь в , он не становится хуже, не перестает быть достойным любви, уважения и принятия. И кому, как не родителям, убедить его в этом?

Более того, даже самые популярные, талантливые, уважаемые люди совершают ошибки. Ведь «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает».

Обязательно обсуждайте ошибки. Здесь не работает подход «Мы не будем об этом говорить, и это быстро забудется». Наоборот. Важно рассмотреть сложившуюся ситуацию с разных сторон (чем больше ее обсуждаешь, тем менее страшной она кажется). Проанализировать: почему так вышло? Можно ли было этого избежать и, если да, то как? Это дает подсказку на будущее, что точно не нужно делать.

Помогите ему почувствовать уверенность в себе

Иногда можно видеть такую картину: мама или бабушка приходит в школу (или даже в институт!) просить за взрослого уже ученика: «Ему сложно дается ваш предмет, войдите в положение, поставьте хороший балл». Волнение родительского сердца можно понять, но как такая «забота» скажется на детской уверенности в себе? Крайне негативно! Ребенок (а потом и подросток), за которого всегда все решают родители, не вырабатывает стойкости к ошибкам и неудачам. Если идет вразрез с его ожиданиями, он впадает в отчаяние и требует у родителей решить проблему.

Лучший способ подготовить подростка к жизненным трудностям — давать ему возможность самостоятельно решать встающие перед ним задачи, исправлять ошибки, придумывать варианты действий. Разумеется, есть вопросы, в которых участие родителя необходимо. Чем младше ребенок, тем таких эпизодов больше, но подросток в состоянии решать многие вопросы самостоятельно.

При этом важно подчеркивать верные решения, акцентировать внимание подростка на том, что у него хорошо получилось, укреплять эпизоды успеха в его представлениях о себе. Это и есть самая важная задача родителя, о которой многие забывают.