Как воспитать ребенка самостоятельного

Казалось бы, что может быть желаннее и удобнее для родителя, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: «мне бы хотелось, чтобы мой ребенок был более самостоятельным — сам одевался, сам ел, сам себя занимал». Но на практике все не так просто. Мамы и папы сталкиваются с тем, что самостоятельность влечет за собой независимость и свободу принятия решений, а далеко не всегда взгляды детей и взрослых на необходимость или правильность каких-либо действий совпадают. Важно понимать, что, чем чаще ребенок получает право проявлять самостоятельность, тем меньше он готов следовать ограничивающим его рамкам. С точки зрения гармоничного развития личности в этом нет ничего плохо, просто родители не всегда оказываются готовыми принять данный факт.
Проблема заключается в том, что традиционная система воспитания рассматривает ребенка не как полноправного члена семьи или общества, а как зависимое, неразумное существо, из которого только предстоит воспитать человека. Соответственно нет и речи о том, чтобы предоставить ему право самому решать, выбирать или выражать свое желание или нежелание делать что-либо. Возникает некоторое противоречие, когда родители желают, чтобы ребенок уже повзрослел и взял на себя выполнение каких-либо функций, но в то же время они не готовы предоставить малышу нужную ему независимость в большинстве вопросов. Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать – неправильно». Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.

Чтобы помочь малышу стать самостоятельнее родители должны выполнять несколько условий:
1. Создать соответствующую его потребностям развивающую среду.
Важно, чтобы в своем доме ребенок чувствовал себя уверено, чтобы не слышал многочисленные «нельзя». Даже у самого маленького малыша в доме должно быть свое место, и свои вещи, которыми он сможет распоряжаться по собственному уразумению. На кухне, в ванной, в комнате должны быть предметы доступные ребенку, особенно в те моменты, когда он проявит желание принять участие в домашних делах.

2. Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно мягко вовлекать его в процесс.
Только взрослый может научить малыша делать или не делать что-либо. Позволяйте ребенку участвовать в уборке дома, приготовлении пищи, дачных делах, постоянно просите ребенка помочь вам, и делите с ним работу.

3. Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется.
Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель – вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.

4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее.
Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается – это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример.
Так это звучит в теории, а теперь рассмотрим, что можно сделать на практике, чтобы предоставить ребенку больше независимости.
Лучше всего самостоятельность ребенка проявляется в быту. Простые действия, которые мы совершаем изо дня в день и порой даже не задумываемся о них, для ребенка являются важным делом, которое он с готовностью осваивает и гордится своими успехами. И все что нужно – это предоставить ребенку независимость в ряде домашних занятий, и в скором времени вы увидите, как ребенок изменится. Он станет увереннее, спокойнее и …. счастливее. Именно, счастливее, потому что он получит возможность удовлетворить свои внутренние потребности.

Сначала поймите, что власть родителей должна быть, и в ней нет ничего плохого. Дети часто думают: если мама или папа мне что-то запрещает, значит они злые и меня не любят, и наоборот разрешение — признак доброты и любви. И часто такое мнение люди сохраняют с собой на всю жизнь. В итоге некоторые родители, когда хотят запретить что-то своим детям, например, смотреть телевизор, то они ищут оправдание в виде злости. Они разозлились на ребенка, значит теперь могут запрещать.

Если ребенок хочет посмотреть третий по счету мультик, а есть договоренность только на два, то надо прибегать к родительской власти. Объясните, что вы понимаете, как хочется посмотреть мультфильм, но вы договорились на два, значит все, пришло время выключать. И так вы проявите силу, но ребенок поймет, что есть правила и желание выключить мультфильм — это не ваша нелюбовь.

Худшее, что может быть, это начать обвинять ребенка. «Что ты ноешь? Почему опять начинаешь». Так точно нельзя ничего запрещать или даже разрешать. Иногда можно разрешить нарушить правило, и включить мультфильм, но не обвиняя ребенка ни в чем

Как не перегнуть палку и установить границы самостоятельности?

Вы должны сами оценивать ситуацию с ребенком. Какие-то дети могут гулять уже в шесть лет, какие-то — только в 10. Кто-то готов к самостоятельной жизни в 16, а кто-то — и в 20 плохо справляется сам. Но с маленькими детьми вы должны понимать и оценивать риски. Если вы думаете, что ваш семилетний ребенок может гулять самостоятельно, то пускайте. Могут быть и ошибки. Например, ребенок ушел со двора, хотя нельзя было. Тогда вы объясняете, что пока не готовы разрешать ему гулять

С какого возраста стоит начать давать больше самостоятельности ребенку?

Мы начинаем давать самостоятельность с первых дней жизни. С рождения мы позволяем ребенку самому найти грудь, самому повернуть голову. А дальше просто разрешайте все больше и больше

Но есть тревожные родители, которые боятся отпустить детей, когда у всех уже сами гуляют

В этот момент важно отдать себе отчет, что это не забота о ребенке, а забота о себе. Если тревога сильная, то можно обратиться к специалистам. Анализируйте свои страхи. Часто же люди боятся чего-то редкого. Например, взрослым страшнее, что детей украдут, чем шанс, что их слбьет машина. Хотя второе вероятнее

Принципы, которые помогут родителям научить детей важным жизненным навыкам и избежать скандалов и капризов.

Сколько мы слышали смешных и печальных историй о том, как взрослых дяденек и тётенек приводят на собеседование мамы? Как выпускники идут в приёмную комиссию за ручку с бабушкой? Все эти проблемы растут из детства, в котором родители трясутся над детьми, не спят ночами, устают от огромного количества дел.

Хорошо быть ленивой мамой, которая может спать в выходной до обеда, потому что дети сами и проснутся, и умоются, и завтрак себе сделают, и занятие найдут. Хорошо быть ленивым папой, у которого дети сами в комнате уберутся без команды, а потом ещё помогут починить кран. Расскажем, как стать такими ленивыми-счастливыми, чтобы ещё и дети были довольны.

Анна Быкова уверена: можно обойтись и без бессонных ночей, и без скандалов и капризов. Для этого нужно вырастить самостоятельных детей, таких, которые не будут нуждаться в помощи родителей.

Как быть ленивым родителем

Вообще-то лень при таком подходе — это лукавство. Истинной ленью тут и не пахнет. Воспитание детей, которым не нужен постоянный контроль, требует от родителей огромнейших трудозатрат.

Мамина «лень» в основании должна иметь заботу о детях, а не равнодушие.

Ребёнок может стать самостоятельным только потому, что приходится. Например, если он всё время предоставлен сам себе и о нём некогда позаботиться. Но такая самостоятельность проигрывает по уровню развития сознательно воспитанной, когда родители делают всё, чтобы ребёнок перестал в них нуждаться как можно раньше.

Разберём основные принципы ленивой мамы.

Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сам

Не делать за ребёнка то, что он уже может, — это, по сути, не мешать. Например, в полтора года ребёнок может справиться с ложкой, а в три — одеться, убрать на место игрушки, в пять — разогреть в микроволновке завтрак, в семь — вернуться из школы и самостоятельно делать уроки. Почему ребёнок этого не делает?

Да потому что ему не позволяют этого родители, которым проще и быстрее накормить, одеть, собрать, привести за ручку.

Дети на самом деле умнее, чем кажется. И голодный ребёнок не будет отказываться от каши, а уставший не будет засыпать со скандалом. Дело родителей — только помочь: дать кашу, почитать сказку, подсказать, какая на улице погода и что лучше надеть.

Как узнать, что может ребёнок

Поскольку все дети разные, то и сроки развития индивидуальны. Нигде не опубликованы таблицы, в которых указано, в каком возрасте ребёнку можно вручать нож, а в каком — посылать в магазин за хлебом.

Когда руки тянутся сделать что-то за малыша, задайте себе вопрос: почему ребёнок не может сделать это сам? Одно дело — не может физически, потому что не развита моторика, потому что устал, потому что болеет. Тут нужны родительские действия.

Другое дело — не может, потому что не хочет, требует внимания, капризничает. В таком случае нужно поговорить, успокоить, подсказать, но не делать ничего лишнего.

И, наконец, если ребёнок просто пока не умеет, его надо научить.

Учите ребёнка, а не делайте за него

Учить ребёнка нужно по схеме «показать → сделать вместе → дать сделать с подсказкой → дать сделать самому». Причём пункты «сделать вместе» или «сделать с подсказкой» придётся повторять далеко не один раз.

Прежде чем восьмимесячный сын стал правильно сползать с высокого дивана, я разворачивала его в нужную сторону, наверное, раз пятьсот. В три года достаточно было десять раз показать, как работает швабра, и один раз проконтролировать, чтобы ребёнок с энтузиазмом натирал полы. В пять лет, глядя, как папа работает бокорезами, ребёнок проскакивает этап «сделаем вместе» и правильно пользуется инструментом.

Ленивый родитель готов потратить часы и дни, чтобы сделать дом безопасным и научить ребёнка играть самостоятельно.

Зато потом он будет наслаждаться возможностью выспаться в выходные, потому что ребёнок не станет кидаться к маме и папе сразу после подъёма.

Помогите решить задачу, а не решайте за ребёнка

Когда перед маленьким человеком ставят большие задачи, логично услышать в ответ, что он «не может». Как можно нарезать миску салата, когда тут целая гора овощей? Обычные родители нарежут сами, ленивые пойдут другим путём.

Они помогут разбить задачу на более мелкие. Например, сначала нарезать только огурцы, потом — только помидоры, а потом останется только зелень.

Разрешите ребёнку ошибаться

Ребёнок, осваивая новое дело, совершит массу ошибок, даже если занятие кажется взрослому ерундовым. Придётся отыскать внутри себя кнопку, которая отключит критику. Конечно, трёхлетний малыш со шваброй не намоет пол, а разве что намочит его.

Ленивые родители не станут отнимать ведро с водой. Они похвалят ребёнка, поблагодарят за помощь. А пока ребёнок смотрит мультфильм, незаметно вытрут лужи. Ленивые не станут ругать ребёнка за неправильно выбранный в магазине сорт чая или за слишком лёгкую, не по погоде, куртку.

Потому что любая ошибка — это опыт, а только опыт может сделать человека независимым.

Дайте ребёнку выбор

Придётся присматриваться к ребёнку и доверять ему, быть рядом и подставлять плечо.

Это труднее, чем всё сделать своими силами. Но при таком подходе с каждым днём быть родителями будет легче.

Думайте над каждым «нельзя»

Часть запретов необходима, потому что мы заботимся о безопасности ребёнка. Но иногда за словом «нельзя» стоит забота о собственном удобстве. Проще запретить ребёнку брать в руки лейку, чем научить его поливать.

Ребёнок может опрокинуть цветок, рассыпать землю, может залить цветок, и вода потечёт через край горшка. Но именно так, через действия, ребёнок учится координировать движения, понимать последствия и исправлять ошибки.

Поэтому «нельзя» может быть только то, что небезопасно. Например, есть грязными руками или переходить дорогу в неположенном месте.

Когда в очередной раз жёсткое «нельзя» готово соскочить с языка, остановитесь, подумайте, ответьте себе на вопрос: «Почему нельзя?»

Если нельзя потому, что вам так удобнее, то счастья ленивого родителя вы не увидите ещё долго.

Заинтересуйте ребёнка

Для ребёнка любой процесс — это игра. Как только он перестаёт играть, заставить его что-то делать можно только с угрозами, наказаниями, запугиваниями и прочей нечистью, которую лучше не тащить в семейные отношения.

Желательно, чтобы опыт самостоятельности ребёнок получал на волне «Ух, как интересно попробовать!»

Когда ребёнок может что-то делать, но не хочет, заинтересуйте его. Разлил воду? Берём швабру, чтобы драить палубу вашего корабля, как настоящий матрос. Одна и та же игра надоедает быстро, так что придётся напрячь фантазию и предлагать разные варианты.

Мы не можем быть идеальными родителями, но наша задача — сделать так, чтобы ребёнок перестал в нас нуждаться. Этого, пожалуй, хватит.

Конкретные советы и примеры из педагогического опыта есть в книге. Прочитайте и ленитесь с пользой.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Те, кто искали эту книгу – читают

  • Объем: 180 стр.
  • Жанр:в оспитание детей, д етская психология, з арубежная прикладная литература, з арубежная психология, п рактическая психология
  • Теги:д омашнее воспитание, р азвитие ребенка, с емейная педагогикаРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 399 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше

Сначала мы учим ребенка самостоятельно есть, одеваться, умываться. Потом дети стремятся сами делать уроки и выбирать друзей. Позже они хотят самостоятельно решать, куда им поехать отдыхать и как распоряжаться своими деньгами. Смотреть, как ребенок растет и отдаляется, – нелегко. Но приходит время, и мы меняем свое поведение. Книга французского психолога Анн Бакюс поможет родителям воспитать ребенка ответственным и самодостаточным, подготовить его к самостоятельной жизни, обезопасить в начале пути, но никогда не подрезать ему крылья.

Возрастное ограничение: 12+ Дата выхода на ЛитРес: 17 июня 2017 Дата перевода: 2017 Дата написания: 2013 Объем: 180 стр.

Книга Анна Бакюса «Как воспитать самостоятельного ребенка. Правила французских родителей» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

прекрасна? Покажите это! Когда родители любят жизнь и наслаждаются ею, их дети вырастут доверчивыми и будут уважать себя. Однако зачастую родители на все реагируют отрицательно, раздражаются, обижаются, нервничают. Какой вывод может сделать внимательный наблюдатель? Маленьким детям любое наше поведение кажется правильным и они, копируя нас, его усваивают. • Хотите, чтобы ваш ребенок любил жизнь и не боялся ее? • Продемонстрируйте ему удовольствие, которое можно получать от вкусной еды, от солнечного света, любимой работы, купания, игры с котенком, составления планов, узнавания нового: всего, что составляет чудесные мгновения жизни. Покажите ему, какое счастье иметь такого ребенка, как он!

прекрасна? Покажите это! Когда родители любят жизнь и наслаждаются ею, их дети вырастут доверчивыми и будут уважать себя. Однако зачастую родители на все реагируют отрицательно, раздражаются, обижаются, нервничают. Какой вывод может сделать внимательный наблюдатель? Маленьким детям любое наше поведение кажется правильным и они, копируя нас, его усваивают. • Хотите, чтобы ваш ребенок любил жизнь и не боялся ее? • Продемонстрируйте ему удовольствие, которое можно получать от вкусной еды, от солнечного света, любимой работы, купания, игры с котенком, составления планов, узнавания нового: всего, что составляет чудесные мгновения жизни. Покажите ему, какое счастье иметь такого ребенка, как он!

Тревожный ребенок справляется со страхами, если может наблюдать, как это получается у родителей. Приведем пример преждевременной тревоги. Ребенку предстоит в школе контрольная работа или ночевка в доме у приятеля, и он очень волнуется. Некоторые дети не говорят об этом вслух, но родители чувствуют их тревогу. Они могут помочь ребенку своим обсуждением, громко рассказывая друг другу о подобных случаях из своей жизни. КАК МОЖНО ПОСТУПИТЬ Например, мама говорит: «Недавно мне пришлось выступать на собрании в присутствии пятнадцати человек. Я так этого не люблю: очень боялась, что буду мямлить! Я хорошо подготовилась к речи. Перед тем как выступить, я глубоко вдохнула и начала. Потом сказала себе, что, даже если получится плохо, ничего страшного не случится». Или: «Вчера, когда мне нужно было пересечь на машине весь Париж и добраться до малознакомого ок

Тревожный ребенок справляется со страхами, если может наблюдать, как это получается у родителей. Приведем пример преждевременной тревоги. Ребенку предстоит в школе контрольная работа или ночевка в доме у приятеля, и он очень волнуется. Некоторые дети не говорят об этом вслух, но родители чувствуют их тревогу. Они могут помочь ребенку своим обсуждением, громко рассказывая друг другу о подобных случаях из своей жизни. КАК МОЖНО ПОСТУПИТЬ Например, мама говорит: «Недавно мне пришлось выступать на собрании в присутствии пятнадцати человек. Я так этого не люблю: очень боялась, что буду мямлить! Я хорошо подготовилась к речи. Перед тем как выступить, я глубоко вдохнула и начала. Потом сказала себе, что, даже если получится плохо, ничего страшного не случится». Или: «Вчера, когда мне нужно было пересечь на машине весь Париж и добраться до малознакомого ок

основные этапы развития по порядку (берется средний возраст). • 1 год: научиться ходить. Ходьба – первый большой этап самостоятельности. До этого ребенок передвигался на четырех ногах. В своих желаниях он полностью зависел от взрослых. Дома он ждал, когда ему принесут еду или игрушку. На улице он сидел, пристегнутым к коляске. Когда ребенок пошел, он сделал большой рывок. Теперь он идет, куда хочет, бежит, достает игрушки с полок. Его жизнь (и жизнь родителей) сильно изменилась!

основные этапы развития по порядку (берется средний возраст). • 1 год: научиться ходить. Ходьба – первый большой этап самостоятельности. До этого ребенок передвигался на четырех ногах. В своих желаниях он полностью зависел от взрослых. Дома он ждал, когда ему принесут еду или игрушку. На улице он сидел, пристегнутым к коляске. Когда ребенок пошел, он сделал большой рывок. Теперь он идет, куда хочет, бежит, достает игрушки с полок. Его жизнь (и жизнь родителей) сильно изменилась!

Аннотация к книге «Как воспитать самостоятельного ребенка. Правила французских родителей»

Сначала мы учим ребенка самостоятельно есть, одеваться, умываться. Потом дети стремятся сами делать уроки и выбирать друзей. Позже они хотят самостоятельно решать, куда им поехать отдыхать и как распоряжаться своими деньгами. Смотреть, как ребенок растет и отдаляется, — нелегко. Но приходит время, и мы меняем свое поведение. Книга французского психолога Анн Бакюс поможет родителям воспитать ребенка ответственным и самодостаточным, подготовить его к самостоятельной жизни, обезопасить в начале пути, но никогда не подрезать ему крылья.

Иллюстрации к книге Анн Бакюс — Как воспитать самостоятельного ребенка. Правила французских родителей

«Не могу, не умею!»: как сделать ребенка самостоятельным

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешным и уверенным в себе. Одни с рождения нахваливают чадо. Другие ставят высокую планку и заставляют непоседу добиваться навязанных целей. Но все забывают про самое важное качество, которое необходимо каждому маленькому человечку. Нужно обязательно приучить ребенка к самостоятельности. В противном случае крайне сложно прийти к успеху.

Как сделать ребенка самостоятельным?

В первую очередь нужно верить в своих детей, а не говорить что-то вроде «рано тебе еще». Такими словами родители не просто отбивают стремление к самостоятельности, но и порождают у ребенка множество страхов. Итак, как лучше действовать?

Поддерживайте во всех начинаниях

Проблема в том, что многие дети проявляют самостоятельность раньше, чем к ней готовы сами родители. Тем самым мама и папа могут легко загубить столь важное желание подрастающего чада.

Простой пример. Вы хотите приучить малыша к спорту. Но все время ограждаете его от любых препятствий, причитая: «Не лезь на горку, упадешь». И кроха считывает это, как неверие мамы в его силы. С возрастом это неверие только усиливается. И вот уже родители вовсю бравируют: «Сиди уж, сам сделаю, все равно не сделаешь правильно».

Что получается в итоге? Ребенок не умеет отвечать за себя, не может брать ответственность за свои поступки. Отсюда правило — чтобы приучить детей к самостоятельности, их надо поддерживать.

Избегайте излишней опеки

Пожалуй, самая главная ошибка мам и пап. Как только в доме оказывается милый сверточек счастья, принесенный из роддома, заботливые родители души не чают в этом сокровище. Очень часто они забывают, что со временем градус умиления пора бы и снизить.

Пример. Если кроха изъявляет желание убрать игрушки или сложить одежду в шкаф, не останавливайте его. Пусть учится помогать по дому. Некоторые родители так боятся приблизить этот момент, что всячески откладывают его. Мол, пусть малыш подрастет, начнем приучать к самостоятельности в 7 лет. Как раз в школу пойдет.

Но вот наступает 7, 8, 9 лет. А потом вдруг мама удивляется, почему ее 17-летний сын не может помыть за собой посуду. Итак, главный вывод — не опекайте ребенка, а позволяйте ему пробовать делать первые шаги без подстраховки. Хочет пришить пуговицу — взял иголку с ниткой и вперед. Даже если первый блин комом, это не страшно. Все приходит с опытом.

Делайте акцент на принятии решений

По мере взросления давайте больше свободы. Понятно, что трехлетка еще не может сам решить, когда ему принимать ванну, а когда ужинать. Но начиная со школьного возраста можно предоставлять выбор.

Прислушивайтесь к желаниям ребенка. Например, вы хотите, чтобы подросток сначала выполнил домашние задания и только потом сел за игру. Но раз он уже в состоянии оценивать свой ресурс, дайте ему свободу действий. Пусть поиграет, а потом усядется за «домашку». Но при этом он должен пообещать, что уроки будут сделаны.

Отмечу, что развитие навыка принятия решений — важный пункт в воспитании сыновей. Вы же понимаете, как важна решительность для будущего мужчины? Почаще поручайте сыну несложные дела. Пусть он учится отвечать за их выполнение. Только так можно научить ребенка самостоятельности.

Хвалите за любые достижения

Даже если ребенок первый раз помыл пол, но сделал это не очень качественно, все равно хвалите его. Многие родители совершают грубейшую ошибку. Вместо добрых слов они с досадой восклицают: «Опят все не так! Проще самой сделать». От таких слов мотивации у ребенка не прибавляется. Так что наберитесь терпения.

Отмечайте ежедневные заслуги детей. Сам разогрел себе еду, собрал спортивную форму на секцию, навел порядок на столе. Не жалейте теплых слов. Ведь они здорово подстегивают на дальнейшие победы.

Хотите, чтобы сын или дочь умело ставили цели и достигали их? Тогда рекомендую записаться в Летний лагерь. Для детей здесь своя программа, для взрослых своя. С вашим ребенком будут работать лучшие психологи и педагоги. Они помогут ему преодолеть страхи и развить таланты.

А пока предлагаю узнать о других фишках, которые улучшат ваши взаимоотношения с чадом. Добро пожаловать на официальный сайт ТЦ Павла Ракова в рубрику «Дети и родители».