Почему ребёнок в 4 года не слушается? Как установить с ним контакт и подружиться?
Причины непослушания
Когда малыш выказывает протест по любому поводу, не следует всё списывать на особенности его темперамента и взрывной характер.
Есть ряд причин, которые усиливают непослушание:
- Часто непослушанием дети подают родителям сигнал о том, что им не хватает внимания и общения (кстати, актуальный вопрос адаптации к садику освещен в статье Ребенок плачет в детском саду>>>);
- Большую часть времени они проводят в детских садах и видят родителей только по вечерам;
- Отец с матерью, уставшие после рабочего дня, как правило, не имеют ни сил ни желания общаться и играть с детьми;
- И те начинают возмущаться и протестовать.
- Ребёнок, который страдает от недостатка внимания и видит, что его замечают только тогда, когда он не слушается и ведёт себя плохо, не будет послушным;
Мальчики и девочки в таком возрасте будут специально провоцировать ситуации, в которых их обязательно отругают и накажут за непослушание. Это – способ обратить на себя внимание.
Когда у него есть младший брат или сестра, тут, скорее всего, всё понятно: детская ревность. Он чувствует себя брошенным и непослушанием мстит маме за то, что та отодвинула его на второй план.
А может, его сравнивают со старшим братом (или сестрой), соседскими ребятами, ставя их в пример, и ребёнок из-за этого злится и обижается?
- Если четырёхлетка становится свидетелем постоянных конфликтов между родителями или отец с матерью разведены, капризами и плохим поведением он может демонстрировать, как ему плохо.
Подсознательно в нём может отложиться модель поведения, которую малыш наблюдает ежедневно дома.
Например, когда отец авторитарен, а мать не смеет ему перечить, малыш усваивает, что всегда есть ведомый и тот, кто подчиняется (читайте также статью Ссоры родителей и их влияние на ребенка>>>).
Ребёнок в 4 года начинает подражать отцу и не слушается маму. Хотя именно с ней связь ребёнка очень сильна. Оба родителя ответственны за то, чтобы обеспечить детям здоровый микроклимат в семье.
Как воспитывать ребенка вдвоем, но не залезать на территорию друг друга, смотрите в интернет-курсе Мама и папа: воспитываем вместе!>>>
Как справиться с непослушным малышом
- Любовь и принятие;
Четырёхлетний возраст детей – это период психологической ломки, когда вчерашний малыш начинает резко взрослеть.
Он меняется физически и эмоционально и не всегда ему самому по душе эти перемены. Родители постоянно говорят ему о том, что он большой, загружают его различными обязанностями, напоминают, что скоро в школу…
Детская психика не выдерживает давления и ребёнок начинает ныть, устраивать истерики и становится «неуправляемым».
Помните! Вот почему так важно в этот период как можно больше проявлять свою любовь по отношению к малышу, принимать его таким, какой он есть. Тогда вопрос, что делать, если ребёнок в 4 года не слушается, отпадёт сам собой.
- Внимание и совместное времяпровождение;
Если оба родителя работают и с ребёнком видятся только по вечерам, обязательно нужно проводить с ним ежедневные ритуалы, например, читать перед сном, петь колыбельную или делать массаж.
Подробнее об этом читайте в статье Ритуалы перед сном>>>
Хорошо, если в привычку войдёт доверительная беседа по душам. Малыша можно расспросить, как прошёл день, что нового он узнал, а что, быть может, его огорчило.
Во время разговора, с помощью наводящих вопросов, можно узнать о причинах его плохого поведения.
Кстати! Не следует компенсировать недостаток внимания подарками и сладостями. Свою любовь детям нужно доносить через тактильный контакт, ласковое слово, совместные игры и поездки.
- Уважение к ребёнку;
Посильные поручения, участие в семейной жизни, для четырёхлетнего ребёнка также очень важны.
Чувствовать себя сопричастным, понимать, что с ним считаются, уважают его мнение, прислушиваются к потребностям – высшая награда для малыша.
- Семейный свод правил;
В семье должны быть установлены правила, которые никто, включая взрослых, не должен нарушать. Если дети видят: то, что запрещено им без проблем делают другие домочадцы, конечно, это вызовет протест с их стороны.
Подробнее о правильных границах в поведении ребенка смотрите в интернет-семинаре Мама-главная!>>> Данный курс о том, как повысить свой авторитет и распрощаться с детскими капризами.
- Запрет на крики;
«Ребёнку 4 года, не слушается, что делать? Ругаю его, срываюсь на крик – ещё хуже себя вести начинает» – подобные откровения часто можно встретить на материнских форумах.
Ответ содержится в самом вопросе: кричать не стоит, это бесполезно.
Помните! Повышая голос, родители должны понимать, что их сын или дочка начнут дерзить и кричать в ответ.
Общаться спокойным, ровным тоном с маленьким бунтарем, который не хочет слушаться, крайне важно. Иначе малыш закроется и отдалится от родителей и потом его доверие завоевать будет очень тяжело.
Как говорить спокойно и где взять терпения маме, смотрите в интернет-курсе Мама, не кричи! Как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается>>>
Тонкости общения
Ребёнок не слушается в 4 года? Учитесь находить к нему подход. Нельзя говорить ему «нет» правильно:
- Например: «Хочешь эту машинку? Да, да, мы её купим, но в другой раз» вместо: «Нет, у тебя и так много машин»;
- Решив пожурить малыша за проступок, родители должны сначала его похвалить:
«Ты такой хороший, славный мальчик, а игрушки не убираешь, это меня огорчает», вместо: «А ну-ка быстро убирай комнату! Вечно всё разбрасываешь».
Модель поведения у детей формируется до 5-ти лет, поэтому у вас есть еще целый год, чтобы наладить отношения с ребенком.
В помощь вам подробный интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>
Стать ребенку верным другом и увидеть в нем личность – вот главная задача в ближайшие годы, как у папы, так и у мамы. Любите своего малыша во всех его проявлениях!
Маленький ребёнок иногда бывает просто неуправляемым! Он капризничает, хамит, хватает что не надо, убегает или ведет себя вызывающе на улице. Родителям порой кажется, что кроха делает все, чтобы пощекотать их нервы. На самом деле, плохое поведение малышей чаще всего связано с детскими обидами, отсутствием взаимопонимания в семье или неправильным воспитанием. Обложенные со всех сторон запретами или, наоборот, избалованные и заласканные дети, способны объявить своим близким настоящий бунт, и тогда ситуация выходит из-под контроля.
Каковы ваши шансы достичь долголетия: пройдите тест от ученых
Должен ли маленький ребёнок быть послушным?
Многие мамы и папы думают, что кроха станет спокойным и покладистым уже через год после рождения. Однако это невозможно. Дети до 2-х лет не могут долго концентрироваться на одном предмете, а чтобы они могли запомнить какой-либо запрет, необходимо повторять его не единожды (при этом вполне возможно, что очень скоро он будет забыт, так как новой информации об окружающем мире ежедневно накапливается огромное множество). Важно также учитывать, что формирование эмоционально-волевой сферы — достаточно длительный процесс. Малыш начинает контролировать себя только со старшего дошкольного возраста. До этого времени кроха просто не может противостоять собственному пытливому уму и своим эмоциям.
Не стоит забывать и про возрастные кризисы. К примеру, кризис трех лет — это сложный период для крохи, когда он впервые осознает рамки своей личности, начинает защищать свои границы через истерики и скандалы. Помните, что плохое поведение в такие периоды является естественным, и свидетельствует о новом этапе в жизни малыша. Не устраивайте противостояние! Вместо этого немного отступите и дайте своему чаду чуть больше свободы. Подкрепляйте любые ограничения аргументами. Если ребёнок все время норовит нарушить определенный запрет, то идти навстречу стоит лишь в особых случаях, и только если это не несет большой опасности здоровью крохи. Например, если вы запретили ребёнку подходить к горячему чайнику, но он все равно тянется к нему, то дайте крохе потрогать его под вашим контролем. После этого недоверия к вам или вашим наставлениям у малыша не будет.
У каждого родителя есть свой идеал послушного ребёнка. Но важно понимать, что малыш — это, прежде всего, личность, а потому исходить следует только из того, что уже имеется, и не пытаться «вылепить» из крохи кого-то другого. Дети всегда готовы идти на уступки и не привередничать, если правильно объяснять им, чего от них хотят.
Предъявляя малышу какое-либо требование, удостоверьтесь в том, что кроха вас услышал. Детская игра — самое увлекательное занятие в мире. В процессе игровой деятельности ребёнок полностью отстраняется от окружающей реальности и действительно может вас не слышать. Делается это не назло. Просто кроха еще не умеет быстро переключаться. Обращаясь к нему, подойдите поближе, опуститесь на уровень его роста и выскажите свою просьбу, глядя в глаза. Будьте предельно точны и конкретны. Чтобы малыш запомнил вашу просьбу, вам может потребоваться повторить ее не единожды, особенно если ребёнок еще совсем маленький.
Употребляйте слово «нельзя» с осторожностью. Его не должно быть слишком много, иначе кроха просто не запомнит длинный список запретов. Чтобы малыш не чувствовал себя скованным, периодически заменяйте «нельзя» на что-то другое (например, «холодно», «опасно», «острое» и т. п.).
Важно, чтобы кроха вспоминал все указания своевременно. Ребёнок сможет быть послушным только в том случае, если его импульсивность не идет впереди мыслительного процесса. Обязательно поощряйте правильное выполнение любой вашей просьбы похвалой, чтобы зафиксировать этот момент в сознании своего чада. Взрослые должны видеть разницу между бездумным повторением ребёнком заученных действий и совершением им осознанных поступков. Необходимо, чтобы малыш четко понимал целесообразность всех запретов и требований.
Приучайте кроху выполнять ваши поручения, начиная с приятных для него задач, а затем незаметно вплетайте в список его обязанностей более сложные дела.
В процессе воспитания не давите на кроху слишком сильно, иначе есть риск сломать его волю и сделать ребёнка не послушным, а «угодным». Человек без характера и своего мнения удобен и неприхотлив, но есть ли смысл в таком существовании? Вырастите личность, а не послушную марионетку. Помните, что жажда познания — естественная черта малыша, и именно она часто толкает его на необдуманные поступки.
Чего не стоит делать родителям при воспитании детей?
Занимаясь воспитанием ребёнка, родители далеко не всегда поступают педагогически верно. Не волнуйтесь, ошибки в любом случае будут. Самое главное — избежать совершения тех, которые способны негативным образом повлиять на поведение малыша.
В воспитательном процессе недопустимо:
Крики вызовут у ребёнка всплеск негативных эмоций и заставят его вступить в противостояние, что может вылиться в настоящий скандал. Всегда объясняйте свою позицию спокойно и твердо.
- Унижать или наказывать ребёнка слишком строго.
Чувство собственной «неправильности» тяготит малыша. Нотации и причитания скорее вызовут у крохи обиду или гнев, чем сделают его послушным.
- Преуменьшать значимость достижений малыша.
Даже если поведение ребёнка в последнее время было не самым лучшим, не забывайте о его достижениях. Например, если в присутствии крохи вы жалуетесь кому-либо на его плохое поведение, то не забывайте рассказывать и о достижениях маленького непоседы. Пусть чадо увидит и проанализирует реакции других людей, и еще глубже осознает разницу между «хорошо» и «плохо».
- Поддаваться провокациям.
Всегда выполняйте обещания и держите свою позицию до последнего. Отказывая ребёнку в чем-либо, обязательно объясняйте причину отказа и твердо стойте на своем. Стоит всего лишь один раз уступить, и непослушание перейдет в хроническую стадию. Не забывайте: любой запрет должен быть действительно обоснован, а не вступать в силу только потому, что «я взрослый и так решил».
Дети быстро учатся манипулировать взрослыми. Они могут ежедневно «прощупывать» почву и искать лазейки для реализации своих желаний. Всем взрослым домочадцам необходимо всегда иметь одно и то же мнение относительно каждого вопроса и придерживаться одной линии воспитания. Обычно на этом пути «слабое звено» — это бабушка и (или) дедушка, которые позволяют любимым внукам делать то, что запрещают родители. Именно потому от бабушек и дедушек дети нередко возвращаются неуправляемыми, несколько первых дней устраивают скандалы и вообще не слушаются. Урегулируйте этот момент, и воспитывать ребёнка будет намного легче.
Все родители желают того, чтобы дети росли послушными — выполняли указания старших, не шалили, когда их об этом попросят, и не делали поступков, за которые потом может быть стыдно. Ребёнка учат быть аккуратным, следить за своей одеждой, беречь игрушки, не перечить старшим и быть воспитанным. Для достижения этой цели мать и отец, взаимодействуя с ребёнком, пользуются опытом, который имеют в своей жизни — чаще всего и мужчина и женщина воспроизводят модель воспитания, которая была принята, когда они сами были детьми. Исходя из этого, в семье может возникнуть недоумение, когда применяемые средства и методы могут оказаться неэффективными. Почему так происходит?
В этом случае специалисты говорят об индивидуальной природе ребёнка и объясняют это тем, что именно от нее будет зависеть, какие средства к воспитанию нужно применить.
Ребёнок, в зависимости от того, сколько ему лет, проходит соответствующую стадию развития и имеет ряд особенностей. Если не учитывать эти возрастные изменения и воспитывать детей, только потому, что когда-то в примере с матерью или отцом это было эффективно, вряд ли удастся добиться успеха. Каждый рожденный ребёнок — это отдельно взятая личность и подход к нему должен быть индивидуальный.
Кроме того, существуют общие правила возрастной психологии, открывающие секреты эффективного взаимодействия с детьми и позволяющие добиться послушания в раннем или дошкольном детстве.
Послушание детей раннего возраста
Природа малыша раннего возраста, который длится до трех лет, отличается активным познанием мира. Заставить ребёнка в этом возрасте безоговорочно слушать старших — это значит не понимать того, что ему жизненно необходимо изучать мир, а это не всегда совпадает с родительскими требованиями. В этот период дети еще находятся в тесном симбиозе матерью. Поэтому лучшее, что могут сделать взрослые, чтобы добиться послушания — это создавать условия, при которых они могли бы вместе изучать мир, знакомиться и получать опыт окружающей действительности. Простыми словами это звучит так: если вы хотите добиться того, чтобы трехлетний ребёнок сделал то, что вы ему сказали, вам нужно присоединиться нему в этом действии.
Чтобы добиться послушания, стоит использовать частое отвлечение внимания, эмоциональность в голосе, мягкое, но твердое отстранение ребёнка от мест опасности и совместную деятельность, в которой малыш мог бы учиться убирать игрушки «как мама», заправлять постель, мыть кружку и так далее. Это будет способствовать не только получению нового опыта, но и установки на то, что выполнение обязанностей — это норма.
Возраст до трех лет — ранний возраст — является очень нежным в жизни маленького человека, где каждый приобретенный опыт — будь он материальным или эмоциональным — оказывает влияние на его последующую жизнь.
Кричать на малыша или пытаться ему разумно объяснить, что можно и нельзя, до трех лет — может быть бесполезным и чревато ранними травмами развития.
Ближе к трем годам проявляющаяся независимость детей может стать камнем преткновения в отношениях с родителями. Преследуя цель сделать ребёнка самостоятельным — убирать за собой игрушки, одеваться, уметь себя накормить и напоить — не стоит противостоять желаниям малыша в три года пытаться все делать самому. При необходимости мать и отец могут помогать ребёнку, но не делать за него. Таким образом, формируется навык самообслуживания, а поощряемая активность ребёнка станет залогом будущего послушания.
Дошкольный возраст и ведущая деятельность
Дошкольный возраст отличается тем, что в нем дети продолжают активно развиваться и познавать мир. Кроме этого, в это время ребёнок уже идентифицирует себя отдельно от матери, имеет собственное мнение, а главной ведущей деятельностью для него является игра. Важно, чтобы мать и отец учитывали эти изменения, поскольку именно от соблюдения возрастных особенностей малыша будет зависеть успех воспитания.
Как сделать так, чтобы дошкольник выполнял поручения родителей и был послушным? Так как основной деятельностью с трех до шести лет является игра, то именно через нее следует воздействовать на малыша. Игра имеет хорошую способность завлечь ребёнка и при правильном к ней отношении родителей, они могут с легкостью добиваться того, чего хотят от детей.
Прежде чем дать поручение или попросить о чем-либо, начните со слов «а давай поиграем…». Внимание малыша мгновенно переключится на сказанные слова, и он будет готов слушать условия новой игры и даже выполнять ее правила. Мудрость родителя в этом случае позволит управлять вариантами: построить яблочную или мандариновую горку (чтобы сложить фрукты в вазу), спрятать всех животных и кукол по домам, потому что летит птица Ночь и в темноте игрушки могут потеряться (чтобы навести порядок), насчет «три» показать, кто самый сильный, ловкий и умелый — Саша или папа? (когда важно быстро одеться). Дети любят играть. Эмоциональность родителей в этом случае — самый главный козырь, позволяющий добиться от ребёнка того, что нужно взрослым.
Бывает так, что ребёнок отказывается принимать в участие в этих играх. Так случается, когда дети не завершили важное для них дело, а им приходится сменить деятельность — куда-то собираться, идти ужинать, убирать игрушки и так далее. В этом случае, внимательному родителю становится понятно, что именно мешает ребёнку выполнить просьбу в игровой форме, и он может дать малышу закончить его дело. Если причина отказа ребёнка от игры не понятна, следует спросить его, чего он хочет. После того, как он даст ответ, родитель может создать условия, в которых будут удовлетворены обе стороны, опять же, в игровой форме.
Мать и отец — позиция «вместе»
Запреты, прямые указания, манипуляции или запугивания претят даже взрослому человеку и не вызывают желания немедленно выполнить просьбу. Дети в раннем и дошкольном возрасте живут своими желаниями и им бывает очень трудно отказаться от удовлетворения собственных потребностей в игре и радости, ради того чтобы выполнить поручение. Самая эффективная модель взаимодействия между родителем и ребёнком называется «вместе». Тем, кто хочет в дальнейшем добиться послушания от детей, важно придерживаться ее с того периода, когда малыш начинает проявлять активность. Для него важным является личный пример взрослых — он будет делать то, что делают или делали вместе с ним папа и мама, и в последующем будет выполнять просьбы самостоятельно, потому что необходимая мотивация уже будет заложена в его сознании.
Найти абсолютно послушного ребенка практически невозможно. Непослушание является частью поведения в кризисные периоды детства и считается нормой при единичном проявлении. Детское непослушание напрямую связано с воспитанием. Начать коррекцию неправильного поведения никогда не поздно. Давайте разберемся, кто виноват и что делать.
Причины детского непослушания
Поведение ребенка обусловлено двумя важными факторами: психологическими особенностями и особенностями воспитания.
Важно понять, что оба фактора воздействуют одновременно. Нельзя оправдывать поведение детей их особенностями – нужно признать неспособность учитывать эти особенности в процессе воспитания.
Непослушание детей может быть вызвано рядом факторов.
Возрастной кризис. Возрастная периодизация подразумевает несколько переходных моментов, которые могут сопровождаться неадекватным поведением. Самыми яркими являются: кризис трех лет (переход из раннего детства в дошкольное), кризис семи лет (переход из дошкольного детства в младший школьный возраст) и подростковый кризис. В эти периоды дети плохо управляемы, так как пытаются выйти из-под контроля взрослых.
Большое количество ограничений и требований. Запреты эффективны, только если их небольшое количество. Если ребенок постоянно слышит слово «нельзя», это вызывает у него возмущение, а затем протест, выражающийся в непослушании. Попробуйте посчитать, сколько раз вы говорите «нельзя» ребенку в течение дня. Если окажется, что число запретов велико, то задумайтесь над тем, как ребенку познавать окружающий мир, если ему все запрещается.
Вседозволенность. Полное снятие ограничений и запретов также негативно сказывается на детском воспитании – не стоит думать, что таким образом ему обеспечивается счастливое детство. При возникновении ограничения ребенок становится бесконтрольным. Воспитать в ребенке уважение к другим людям, способность к сочувствию становится невозможным, так как длительное время он прислушивался только к своим потребностям. Любая попытка взять сына или дочь под контроль приведет к непослушанию.
Дефицит внимания со стороны окружающих. Часто непослушание является попыткой ребенка привлечь к себе внимание. Родители заняты на работе, решают семейные проблемы или им просто нет дела до своих детей. На детских площадках можно встретить мам, уткнувшихся в телефоны и периодически следящих за передвижением собственных детей. Дома родители заменяют свое присутствие дорогими игрушками, а сами заняты работой по дому или сидят за компьютером. Маленький человек желает общения с родными. Он просит поиграть с ним, почитать ему, но чаще всего слышит отказ. И только когда ребенок не желает выполнять требования взрослых, родители обращают на него внимание.
Отсутствие единства требований. В большой семье каждый имеет собственные взгляды на воспитание. Если они не совпадают, то ребенку трудно соответствовать всем требованиям одновременно. Поэтому он чаще всего выбирает самую удобную для себя модель поведения – непослушание.
Семейные проблемы. Множество семей испытывают проблемы взаимоотношений, выражающиеся в частых конфликтах. Решая свои проблемы, родители часто не уделяют достаточного внимания своим детям. Некоторое время ребенок остается в тени проблем взрослых, а затем начинает выходить из-под родительского контроля.
Развод является очень сильным стрессом для детей. Его последствия для детской психики непредсказуемы, и непослушание – не самое опасное из них.
Отсутствие родительского авторитета. Важная причина детского неповиновения. Взрослые – первые и основные учителя для своего ребенка. Они должны постоянно показывать хороший пример, но часто этого не делают.
Дети не слышат слов – они видят пример. Если родители не слушают друг друга, если мама отмахивается с нелестными комментариями от замечаний бабушки, то ждать от ребенка послушания не стоит.
«Говорю ему: „Собери игрушки“. Играет как играл. Я ему опять: „Поздно уже, пора собирать игрушки“. В лучшем случае кивает. А чаще вообще никак не реагирует — продолжает играть и всё».
«Я десять раз могу попросить дочку о чём-то, но пока не прикрикну, ничего от неё не добьёшься».
«Пока не заору, никто на меня даже не посмотрит. Мне иногда кажется, они специально меня выводят».
Кричать, ругаться не хочется. Гораздо приятнее быть добрым спокойным родителем. Но что же делать, когда раз сказал, два сказал и никакого толка? Давайте, сначала разберёмся, чего делать точно не надо. Итак, ребёнок не реагирует на замечания.
Что может усугубить ситуацию?
Подкуп
«Если будешь вести себя тихо, дам конфету». «Приберись в комнате и тогда сможешь поиграть в компьютерную игру».
Отношения приобретают характер торга: «я сделаю это, только если ты. ». Печально, когда на просьбу «вынеси мусор», ребёнок отвечает: «А что мне за это будет?». Хочется объяснить: «Ничего не будет. Просто это и твоё жилище тоже, вот и давай вместе с нами делать его уютным и чистым». Жаль, что слова не действуют мгновенно. Даже самые справедливые и проникновенные. Отношение ребёнка к своей роли в семье складывается каждый день. Оно зависит от вашей любви к нему, но не только. Важно ещё уметь ставить границы и требовать.
Уговоры
«Сашенька (Машенька, Петенька. ) убери игрушечки, у нас будет чистенько-пречистенько. Ну убери, ну пожалуйста».
Пойти таким путём заставляют родителей чувство вины и страх быть «плохой» мамой (папой). Отсюда бесконечные уговаривания, не умение требовать.
Как-то мне пришлось лечь с ребёнком в больницу. Боксы там разделены прозрачными перегородками, не доходящими до потолка. Все слышат и видят друг друга. В соседнем боксе «поселились» мама с сыном. Сын выше мамы на голову, а капризничал, как малыш.
— Почему ты не взяла мой кофе? Я же говорил! А ножницы где? Что? Тоже не взяла? Ну нормально! Ты как собиралась? Ничего нет.
Мама не злилась. Даже не пыталась оправдаться. Тихим, вкрадчивым голосом, она утешала сыночка:
— Я завтра тебе всё привезу. Может, пока йогурт съешь? Или колбаски?
— Чем я тебе её резать буду? Не надо мне ничего.
Обиженный сын лёг лицом к стене. Мама сидела на краешке кровати и гладила его по спине.
«Ты слышишь меня вообще. Встал и пошёл быстро в ванну! Через пять минут чтоб зубы были почищены!».
Обычно родители переходят на крик, после того, как уже сказано множество слов. Иногда, ощутив тщетность спокойного тона, крик применяется сразу. Это кажется заманчивым выходом, потому что это действует. Но есть одно «но» — со временем кричать надо сильнее и страшнее. А когда и это перестаёт действовать, недалеко до шлепков и оскорблений. Постепенно спокойный тон совсем перестаёт восприниматься ребёнком.
Повышение голоса быстро превращается в привычку. Прикрикнули — помогло. В следующий раз, повышенный тон нарастает быстрее и легче. Потом сразу, без сопротивления. Потом вроде бы можно было сказать спокойно, но крик прорывается неожиданно, сам по себе. И, кажется, уже не управляешь своими реакциями, пускаешь всё на самотёк.
Как сделать, чтобы ребёнок слушался с первого раза?
Удостоверьтесь, что ребёнок слышит вас.
Возьмите его за руку или прикоснитесь к плечу. Присядьте, чтобы ваше лицо было на уровне лица ребёнка. Установите зрительный контакт.
Скажите, что нужно сделать и установите временные рамки.
«Тебе хватит десяти минут, чтобы закончить?». Или: «Поиграй ещё пять минут и пойдём домой». Если резко, без предупреждения выдёргивать ребёнка из песочницы, обрывать игру на самом интересном месте, то это может вызвать протест. И это понятно. Вам ведь тоже не нравится, когда вас отвлекают.
Замените минус на плюс.
Не говорите ребёнку, чего делать НЕ надо. Вместо этого скажите, что ему необходимо сделать. Например, вместо «хватит кричать», эффективнее сказать: «говори тише».
Проанализируйте, из чего состоит ваше общение.
Разговариваете ли вы с ребёнком просто так? Без воспитательных целей, без требований и нотаций? Вашему сыну или дочери необходимо безоценочное общение с вами. Рассказывайте друг другу истории, как прошёл день, мечтайте вместе. При доверительных отношениях детям не приходится сопротивляться, отстаивать свою независимость, мстить или привлекать внимание, пусть даже и негативное. Учитывайте возраст ребёнка. Бесполезно требовать от годовалого малыша, чтобы он всё складывал на место.
Требований не должно быть слишком много.
Если мама постоянно что-то говорит, требует, просит, указывает, срабатывает защитный механизм. Её речь начинает восприниматься, как фон. Значение слов уже не доходит до сознания. Когда требований много, это утомительно ещё и для самих родителей. Сложно проконтролировать выполнение. Возникает ощущение, что тянешь за собой вагон, который двигается с трудом и со скрипом.
Что делать, если ничего не помогает?
Дети не меньше взрослых жаждут тёплых гармоничных отношений с родителями. Даже, если кажется, что уже невозможно выйти из замкнутого круга взаимного недовольства и претензий, это не так. Никогда не поздно. Если вы задумались об изменениях — это уже первый шаг к лучшему. Существует множество техник и приёмов, способствующих укреплению отношений. Они учат честно говорить о своих чувствах, вдумчиво слушать ребёнка, принимать себя и окружающих со всем набором их чувств. Казалось бы, примени всё это, и не только ребёнок начнёт слушаться с первого раза, но и вы научитесь слышать ребёнка. Почему же столько людей до сих пор воспринимают родительство, как тяжёлую ношу?
Во-первых , вы индивидуальны. В каждой семье свой камень преткновения. Прежде, чем применять техники, надо разобраться, какие модели поведения управляют именно вами. Им сложно противостоять вслепую, не осознавая их в себе. Начнёте меняться вы, изменятся и реакции вашего ребёнка.
Во-вторых , каждый ребёнок индивидуален. Одним родителям достаточно научиться применять при общении с ним «я-сообщения» и как по волшебству между ними установятся доверительные отношения. Другие перепробовали всё и ничего, абсолютно ничего, не помогает.
В этом случае, лучше не терять времени и обратиться к специалисту. Детский психолог поможет взглянуть на ситуацию со стороны, понять, что не так и над чем надо поработать, предупредит появление ошибок.
Да-да бездумное применение воспитательных мер, может и навредить. Например, ребёнок страдает от неуверенности в вашей любви. Он не слушается, закатывает истерики, не желает выполнять даже простейшие просьбы. Вы устанавливаете границы, требуете, следите за выполнением. И этим только ещё больше отдаляете его от себя. Где-то помогают объятия, где-то строгость. Детский психолог поможет, понять, что необходимо не вообще в таких-то ситуациях — он ищет вместе с вами, что подходит именно для вашей семьи.
Мы расскажем, как действовать, если кажется, что найти общий язык с ребенком уже невозможно.
При воспитании малыша ты старалась уважать его и принимать. И, похоже, смогла вырастить смелую и независимую личность. Одна беда — с этой личностью тяжело иметь дело: ребенок устраивает скандалы, кричит, швыряет вещи, спорит и пререкается по любому поводу.
Твои друзья уже стараются не звать тебя с ним в гости, да и приезжают неохотно. Положа руку на сердце, тебе тоже сложно взаимодействовать с сорванцом. Что делать? Куда обратиться, если ребенок стал неуправляемый?
Почему ребенок себя плохо ведет
Один из основных вопросов, которые гложут мам и пап в таких ситуациях, — «Почему мой ребенок так себя ведет и не слушается?». Особенно часто им задаются любящие родители, которые старались сделать все наилучшим образом: избегали запретов и наказаний, воспитывали малыша в уверенности, что он — лучший.
Увы, зачастую это означает, что ребенку во многом потакали и не устанавливали для него четкие, понятные правила. В итоге он не очень хорошо знает, что на самом деле можно, а чего нельзя, и постоянно проверяет это на собственном опыте.
Нередко бывает и так, что родители установили правила, но у них нет сил настоять на их соблюдении. Особенно это распространено в семьях, где мама и папа не могут договориться между собой о единой стратегии воспитания, поэтому ребенок быстро привыкает не обращать внимания на слова родителей.
Еще одна часто встречающаяся ситуация: правила есть, но их слишком много,
и соблюсти все просто невозможно. По сути, ребенку говорят, как нельзя себя вести, но не подсказывают никакого разрешенного способа справиться с энергией и проблемами. Разумеется, в таком случае он продолжает вести себя так, как привык.
Часто родители задаются вопросами, что делать, если ребенок в три года, пять или семь лет неуправляемый. Совет психолога будет един во всех случаях: прежде всего, нужно начать с себя, то есть изменить собственное поведение, стать спокойнее и изменить модель воспитания.
Важно помнить, что детям необходимы последовательность, предсказуемость и четко выстроенные границы. Детская психология утверждает, что мир без границ представляется для ребенка пугающим царством хаоса, и зачастую его хулиганские выходки и плохое поведение — это попытка справиться с этим хаосом или хотя бы захватить побольше власти и установить свои правила и границы для остальных членов семьи.
Как же призвать к порядку неуправляемого ребенка
Что делать с неуправляемым ребенком? Прежде всего, тебе необходимо набраться терпения и решимости, ведь этот процесс, скорее всего, будет сложным и долгим. Помни, что ты действуешь в интересах ребенка, ведь для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо уметь контролировать свое поведение, общаться спокойно, а учиться этому нужно уже сейчас.
Установи и поддерживай режим дня
Многим детям тяжело постоянно делать выбор и принимать решения, а распорядок дня снимает часть эмоционально-волевой нагрузки и создает пространство стабильности. Но не нужно жестко расписывать ребенку весь день – у него должно быть свободное время для игры и отдыха. Еще один важный момент: ребенок обязательно должен высыпаться — невыспавшемуся человеку тяжелее себя контролировать.
Донеси до ребенка, какое поведение недопустимо
Одновременно предложи ему другой, приемлемый вариант для выплеска эмоций. Например, объясни, что ломать вещи и обзывать других людей нельзя, зато можно уйти в свою комнату и там кричать, бить подушки, рвать бумагу.
Научи выплескивать эмоции без вреда для окружающих
Четко проговори с ребенком всю последовательность действий. Например: «Когда мы с папой увидим, что на тебя вот-вот «накатит», мы попросим тебя прервать то, что ты делаешь, и успокоиться. Для этого ты можешь пойти в свою комнату и спустить там пар. Если это будет необходимо, мы готовы отвести туда тебя силой. Когда ты успокоишься и перестанешь кричать и швырять вещи, то сможешь вернуться и продолжить прерванное занятие».
Необходимо объяснить ребенку, что злость — совершенно нормальное чувство, и тебе не нравится только способ его выражения. Еще один важный момент: отправка ребенка в его комнату для выплеска эмоций — это не наказание. Он должен знать, что вы его лю- бите, но вам нужно, чтобы он научился контролировать свое поведение. Поэтому даже когда ребенка «срывает», ты должна оставаться спокойной и уверенной в себе. Чем более авторитетно ты будешь себя вести, тем быстрее он примет новые правила.
Позволь выплакать слезы
Придумай способы поощрять ребенка за хорошее поведение
Например, договоритесь, что если он продержится месяц без срывов (легитимный выплеск эмоций в своей комнате не в счет), то вы пойдете в аквапарк. И не забывай отмечать его успехи каждый раз, когда у него получается контролировать внешнее проявление своих эмоций.