Как узнать готов ли ребенок к школе

Как понять, готов ли ребенок к школе? Что должен уметь дошкольник перед поступлением в первый класс? Что делать, если у семилетки есть проблемы с готовностью к учебе? Эти вопросы каждый год волнуют родителей будущих первоклашек. «Речь» нашла ответы.

Физическая готовность

У ребенка в первом классе меняется ведущий тип деятельности — от игры он переходит к обучению. А это меняет все в жизни ребенка: уровень ответственности, режим дня, круг общения. Но в первую очередь увеличиваются умственные и физические нагрузки. Физиологическую готовность ребенка к школе можно определить по наличию постоянных зубов: к семи годам у ребенка их может быть 6 — 8, должны поменяться с молочных на постоянные резцы и два коренных зуба. Это говорит о том, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки отсидеть 35 — 40 ми-нут урока.

Также дома родители сами могут определить соответствие паспортного и биологического возраста ребенка. Для этого есть так называемый филиппинский тест, который показывает возраст ребенка по развитию скелета. Нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, занеся руку над головой и не наклоняя ее. Ребенок 5 — 6 лет не может достать до уха: руки еще слишком коротки. А ребенок 6,5 — 7 лет справляется с этой задачей, потому что к этому возрасту у него меняются пропорции тела, руки и ноги удлиняются. У некоторых детей получается выполнить тест только к 8 годам.

— Бывает, что семилетка опережает сверстников в умственном развитии, но его биологический возраст отстает от нормы. В этом случае ребенок не совсем готов к учебе. Школьные нагрузки могут привести к развитию заболеваний, начнутся различные психофизические нарушения в организме. В этом случае ребенку нужно или переждать год, или выбрать школу с более щадящей программой обучения, — советует учитель начальных классов школы № 8 Вологды, участник Всероссийского форума классных руководителей Ольга Киселева.

Социальная готовность

Приходя в школу, ребенок приобретает новый социальный статус, меняется его положение в семье. Если он активно общается со сверстниками, задает вопросы, интересуется окружающим миром, значит, его социальная готовность уже на достаточном уровне. Но если ребенок проявляет чрезмерную робость, боязливость, не интересуется тем, что происходит вокруг, значит, у него возможны трудности в адаптации в первом классе. Такие дети требуют большего внимания родителей и педагога.

Для успешной учебы важно, чтобы ребенок умел выполнять инструкции учителя. Например, учитель говорит «открываем учебники» или «начинаем писать». Некоторые дети даже такие простые инструкции не сразу понимают.

— Ребенок на уроке работает с информацией. То есть он слушает обращенную речь учителя, анализирует ее и выполняет инструкции учителя. Первоклассник учится работать в режиме многозадачности, то есть, например, слушать педагога и одновременно писать в тетради. У первоклассника развиваются новые высшие психические функции, например появляется письменная речь. Активно развиваются процессы запоминания, так как увеличиваются объемы информации. Поэтому перед школой я бы советовала обратить внимание родителей на хорошее развитие всех звуков в речи ребенка и коммуникативных навыков. Это поможет ему лучше адаптироваться к школе и более успешно изучать иностранные языки, — рассказала «Речи» психолог благотворительного фонда «Дорога к дому» Ирина Ромашова.

Также специалисты советуют с пяти лет учить ребенка дома выполнять простые инструкции. Но в то же время ребенок должен различать, какие взрослые являются авторитетом, а каких слушать не нужно. Например, на улице к первоклашке подходит незнакомец и просит помочь найти пропавшего щенка. Как поступить ребенку?

— Не нужно воспитывать в ребенке повышенную тревожность, внушать, что мир полон опасностей. Все опасные ситуации не предугадать. Нужно научить ребенка оценивать их с точки зрения здравого смысла. Во-первых, объяснить, что взрослые должны помогать маленьким детям, а не наоборот. Во-вторых, во всех сомнительных случаях лучше позвонить родителям. В-третьих, отработать с ребенком безопасный маршрут до школы и систему контрольных точек. Например, пришел в школу или домой — отзвонился маме, — советует Ирина Ромашова.

Социальная готовность к школе проявляется еще и в самостоятельности. Будущий школьник должен уметь одеваться, обуваться, собирать рюкзак, соблюдать режим.

Интеллектуальная готовность

Здесь мы говорим о развитии мышления, памяти, внимания, речи, мелкой моторики руки. Что должен уметь ребенок к шести-семи годам? Перечислим некоторые умения: выполнять задания в течение 10 — 12 минут не отвлекаясь; находить различия между предметами; запоминать 6 — 8 картинок в течение 1 — 2 минут; рассказывать наизусть несколько стихов; пересказывать услышанный текст; сравнивать изображения по памяти; определять последовательность событий; считать до десяти прямым и обратным счетом; правильно произносить все звуки речи; уметь поддерживать беседу; составлять связные рассказы по картинке.

Важно также развитие руки. Ребенок должен владеть карандашом, кисточкой, ножницами. Уметь регулировать силу нажима, менять направление руки во время рисования, уметь срисовывать с натуры разные предметы, уметь штриховать и раскрашивать, не выходя за контур предмета.

Что касается общих знаний, то ребенок должен называть свое имя и фамилию, имя и отчество родителей, знать, где он живет, столицу нашего государства, последовательность времен года, дней недели, знать и выполнять правила дорожного движения.

Что важно сделать до школы

Как советуют педагоги, важно сформировать положительный образ школы. Нужно разговаривать с ребенком на эту тему, объяснять ему, зачем он идет в школу. Чтобы не возникло проблем с адаптацией, лучше заранее приучить ребенка к школьному режиму. Например, в последний летний месяц ввести режим, приближенный к школьному: ребенок встает по будильнику, сам умывается, одевается, собирает рюкзак, завтракает. Можно поиграть в школу, когда родитель выступает в роли учителя, а ребенок — в роли ученика. Потом поменяться ролями. Еще один совет — читать книги вместе с детьми. Это способствует развитию речи, расширению словарного запаса и кругозора, развивает фантазию. Совместный досуг с ребенком отвлекает его от гаджетов.

В этом году за парты сядут около двух миллионов первоклашек. Но все ли они готовы к учебе и смогут сразу стать успешными в школе? Нужно ли заставлять дошкольника читать букварь? Есть ли польза от прописей и какие задания можно давать дома будущему первоклашке, чтобы подготовить его к школе? Об этом «РГ» рассказала профессор Мурманского Арктического госуниверситета Анна Белошистая.

Анна Витальевна, в России начинается запись в школу. Как подготовить ребенка к учебе так, чтобы он с первого класса не попал в число потенциальных троечников и двоечников? Надо учить цифры, читать букварь?

Анна Белошистая: Многие родители полагают, что если они научили ребенка писать цифры и считать до 100, то подготовили к школьной математике на все сто. И очень удивляются, когда психолог на собеседовании предлагает ребенку совершенно другие задания, на первый взгляд, совсем простые, а ребенок не может с ними справиться. Что проверяет психолог? Так называемые «общеучебные умения»: умение слушать и наблюдать, классифицировать и обобщать; умения самоконтроля и самооценки. Для этого ребенку дают задания на сравнение предметов и групп предметов по определенным признакам, их разделение на группы с объяснением этого разделения.

Понятно: цифры не учим, букварь не читаем, а что тогда важно для будущего первоклашки, чтобы он был успешным сразу с первого класса?

Анна Белошистая: Первое: хорошо развитое пространственное восприятие и зрительный пространственный анализ. В этом случае ребенок хорошо узнает и выделяет формы, фигуры и знаки, распознает их среди других. Именно это потом обеспечит ребенку легкое овладение письмом букв, цифр и чтением.

Второе: ребенок должен без напряжения держать карандаш и ручку, легко закручивать и откручивать детали конструктора, легко брать мелкие предметы и собирать по заданию конструкцию, скажем, из счетных палочек или фигурок.

Третье: зрительно-моторная координация: ребенок легко и точно копирует рисунки символов, фигур. Причем, правильно копирует их взаимное расположение. Так что не пытаемся ускоренно научить ребенка читать и считать, лучше посвятить оставшееся время развитию тех умений, которые я назвала. Хотя умение читать до школы, возможно, спасет вашего ребенка от перенапряжения в первые месяцы школьной жизни.

Бывает, что уже читающий ребенок в первом классе вдруг становится неуспешным учеником. Почему?

Анна Белошистая: Такое случается. Учитель может не понять, что ребенок уже читает, а ребенок может не понять, зачем ему снова учить буквы. И возникает сложная коллизия. Поэтому, если ваш ребенок уже читает, обязательно предупредите об этом учителя.

Все родители знают про связь мелкой моторики с развитием головного мозга. Прописи пишем перед школой?

Анна Белошистая: Мама часами заставляет ребенка копировать всякие значочки в прописях. В итоге — истерика, швыряние прописей и ручек по углам и стойкое неприятие у ребенка такой «подготовки». А если ребенок тихий и послушный, то — судороги кисти и тихая тоска. Ребенок заранее начинает ненавидеть школу, еще не придя туда. Почему все эти «прописи» вам не помогут? В традиционных прописях главное — правильно скопировать знаки и повторить копирование несколько раз, фактически не включая мозг. Для хорошего развития зрительно-моторной координации нужно совершенно другое: нужно учить мозг не только координировать взаимосвязь глаза и руки, но и распределять внимание для контроля этих двух процессов. Когда согласованность будет достигнута на хорошем уровне, процесс станет относительно автономным, как это бывает у взрослых, умеющих делать несколько дел сразу.

Кроме того, «правильная» пропись должна содержать задания, направленные на развитие мелкой мускулатуры руки, которая значимо влияет на моторную координацию. Иными словами, чтобы развивать зрительно-моторную координацию, нужно, чтобы и рука была сама по себе хорошо развита, и глаза умели видеть и замечать то, что нужно, умели сосредоточиться на объекте, разглядывать его и анализировать.

Простейшие задания, с которых нужно начать, если у вас осталось всего полгода до школы. (Все рисунки должны быть размером не менее, чем страница тетради.

Цыпленок хочет побежать к маме-курице. Покажи ему дорогу: проведи линию по пунктиру в нужную сторону. Раскрась елочку и дерево справа от цыпленка зеленым карандашом светлого цвета. Раскрась елочку и дерево слева от цыпленка зеленым карандашом темного оттенка.

Котенок хочет побежать к кошке. Покажи ему дорогу: проведи линию по пунктиру в нужную сторону. Раскрась цветы справа от котенка красным цветом, а слева от котенка — синим цветом.

Посмотри на бабочек: фигурки на крыльях верхней бабочки раскрась красным цветом. Фигуры на крыльях нижней бабочки раскрась синим цветом. Каждую бабочку аккуратно обведи по контуру тем цветом, который тебе больше нравится.

Среди этих медвежат есть два одинаковых. Найди их и раскрась. Раскрашивай аккуратно.

Многие родители буквально «усаживают» будущих первоклассников за букварь. Готов ли ребенок к школе или нет, они пытаются определить по общепринятым клише — умеет ли он читать и считать… На самом же деле, критериев несколько больше и они несколько другие…

Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по итогам особых игровых тестов.

1. Есть ли у него желание учиться?

Как это узнать? Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки»…

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, работающему в детском саду, который посещает ваш ребёнок.

Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.

1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25—30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?

2. Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?

3. Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

4. Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?

5. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?

6. Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети)?

7. Умеет ли ваш ребёнок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2—3 слогов?

8. Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?

9. Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

10. Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк»)?

11. Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

12. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

13. Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом, а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло)?

14. Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

15. Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

16. Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Если вы утвердительно ответили на 15—16 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 8 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Как узнать готов ли ребенок к школе

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Как же понять, пора детям в школу или нет? Учеба для первоклассника — это физическая нагрузка, и немалая. Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно — ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой. Как определить, готов ли ребенок к школьным нагрузкам первого класса, рассказала кандидат биологических наук Екатерина ПЛЫШЕВСКАЯ, педагог психолого-физиологической лаборатории Владимирского пединститута, которая занимается тестированием будущих первоклассников, директор школы №29 города Владимира.

Итак, будущий школьник должен уметь: 1. Показать зубы Количество постоянных зубов — признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока. 2. Достать правой рукой левое ухо Это «филиппинский тест» — ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше — закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову. Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел. И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью — он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой. 3. Стоять на одной ноге Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше — это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе. 4. Рисовать «дорожки», не заступая за края Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других — это признак готовности руки к обучению письму. Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо. 5. Считать в обратную сторону Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1. Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень — если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности. 6. Самостоятельно одеваться Пресловутые шнурки завязывать не обязательно — просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф — пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена. 7. Есть вилкой Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю». Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным. 8. Следовать инструкциям учителя Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи. «Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых. К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо. Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» — ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить. Что же делать, если он еще не готов? Чтобы определить
, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» — значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год. Если не соответствует школьной норме только один признак — например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в школу пора. А зубы вырастут в свой срок. Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде. Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу. В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.