Как успокоить ребенка за 5 секунд

Причины крика у маленьких детей, почему ребенок сильно кричит?

Ребенок может кричать в различном возрасте. И в разные возрастные периоды причины различные. Мамы и папы замечают моменты в жизни, когда их новорожденный малыш в 1 месяц просыпается, выгибается, сильно громко пронзительно кричит на руках, или кричит днем, ночью, во время кормления плачет, орет диким криком. Почему это бывает и как прекратить крик у детей?

1. Физиологический крик, при котором ребенок расправляет легкие.

2. Ребенок голодный и хочет есть, пососать мамочкину сиську.

3. Ребенок хочет пить водичку.

4. У ребенка колики и болит животик после смеси.

5. Неправильный захват соска груди матери во время естественного вскармливания.

6. Повышенное газообразование в кишечнике (малыш пукает).

7. Дисбактериоз кишечника.

8. Ребенок мокрый, он описал или обкакал пеленку.

10. Прорезывание зубов.

11. Малышу уделяется мало внимания.

12. Плач при акте дефекации и акте мочеиспускания.

13. Няня, или бабушка уронила ребенка на пол и ничего не сказала об этом родителям (ищите гематомы и синяки на теле ребенка).

14. Перегрев тела.

Причины вскрикивания у дошкольников и школьников

В возрасте от 1 до 3 лет малыш может кричать при подражании взрослым, для привлечения внимания или шантажа, при соматических или инфекционных заболеваниях, психологических травмах, кризисе переходного возраста, неправильном воспитании и проблемах в семье. Частой причиной, по которой дети непроизвольно выкрикивают слова – это грозное заболевание – синдром Туретта.

Синдром Жиль де ля Туретта

Синдром Туррета, или болезнь конвульсивных тиков, или болезнь Жиль де Ля Туретта характеризуется наличием тикообразных движений и звуковых тиков. Как проявляется синдром Туретта и какие симптомы и признаки данного диагноза? Первые симптомы появляются в возрасте от 3 до 17 лет. Чаще появляются тики глазом, тики щекой, мышцами лица. Позже могут присоединяться генерализованные тики руками, шеей, ногами, туловищем. Данные моторные, или двигательные тики могут несколько месяцев или лет не сопровождаться вокальными, или звуковыми тиками. Через некоторое время на двигательные тики наслаиваются звуковые тики. Ребенок начинает издавать непроизвольные звуки: начинает кряхтеть, выкрикивать звуки, слоги, цокать, квакать, хрюкать. Громкость звуков со временем нарастает. И ребенок начинает непроизвольно выкрикивать слова – дома, на улице, в школе, когда учит и делает уроки, утром, днем и перед сном. А если мальчик или девочка кричат матные бранные слова, то учиться в обычной школе уже крайне затруднительно, так как вести урок учителю уже невозможно. Ребенок дико орет матом. В данной статье по этическим соображениям мы не можем привести примеры матных слов, но в нашей многолетней практике встречались маленькие пациенты, при общении с которым у неподготовленных взрослых, не знакомых с синдромом Туретта, образно говоря, «уши вянут». Отец и мать в ужасе, а все симптомы нарастают. Крики становятся частыми и очень громкими. Окружающие думают, что это невоспитанный ребенок, а это ребенок, страдающий синдромом Туретта, матерится. Копролалия характеризуется выкрикиванием матных и бранных слов. Как бороться с синдромом Туретта? Как лечить болезнь Жиль де ля Туретта? Как успокоить кричащего ребенка? К сожалению, кричащего ребенка при болезни Туретта успокоить невозможно, так как ребенок не может себя контролировать, и выкрикивания происходят непроизвольно. В этом случае нужно лечить синдром Туретта.

Лечение синдрома Туретта в Саратове

Нарушения сна часто ведут к серьезным проблемам со здоровьем у малышей. Справиться с ситуацией поможет мягкое и безопасное снотворное для детей.

Нарушения сна у малышей 1-5 года жизни

Для успешного лечения очень важно не затягивать с визитом к врачу. Затянувшаяся бессонница губительна для нервной системы не только грудного ребенка, но и школьника. В будущем возможно снижение способности к обучению и социальному взаимодействию, нарушения роста и развития.

В зависимости от причины и клинических проявлений выделяют:

  • Диссомнии. В эту группу входят нарушения, связанные с индивидуальными особенностями организма (синдром обструктивного апноэ во время сна, нарколепсия, синдром «беспокойных ног»), внешними условиями (несоблюдение гигиены сна, обильная еда на ночь, навязывание ребенку неудобного для него режима). Также причиной диссомнии могут быть сбои циркадного ритма (отсроченное засыпание).
  • Парасомнии. К ним относятся проблемы с пробуждением (ночные кошмары, снохождение), ритмичные движения ребенка во время сна, сонный паралич.

Какие успокоительные можно давать детям?

Лечение бессонницы у малышей – сложное дело. Перед выбором терапии необходимо полное обследование. Успокоительные препараты для детей подбираются индивидуально, с учетом особенностей психики и состояния здоровья.

Иногда для крепкого сна достаточно простых мер: убрать физические и психоэмоциональные нагрузки, не наедаться на ночь, надеть удобную пижаму. При тяжелых расстройствах используется фармакологическое лечение.

Снотворные препараты для детей

Используется при расстройствах сна у детей с аутизмом и синдромом гиперактивности

Гормон шишковидной железы, влияет на засыпание и частоту пробуждений. Эффективное и безопасное средство, не оказывает влияние на развитие малыша.

Антигистаминергические средства (гидроксизин, прометазин)

Воздействуя на гистаминергические рецепторы, способствуют быстрому засыпанию без ночных пробуждений.

Нежелательные реакции – сонливость, головокружения, сухость во рту.

Антагонисты альфа-адренергических рецепторов (гуанфацин, клонидин)

Таблетки используются при синдроме дефицита внимания, помогают избавиться от ночных кошмаров.

Могут быть причиной брадикардии и снижения артериального давления.

Бензодиазепиновые препараты (триазолам, клоназопам)

Применяются при двигательных нарушениях сна.

Из-за полного расслабления мышц возможна остановка дыхания.

Антидепрессанты (амитриптилин, доксепин)

Таблетки используются при бессоннице у школьников и подростков с тревожными расстройствами.

Побочные реакции – сонливость, апатия.

Возможно применение препарата от 1 года жизни (выводится из организма через 8-12 часов).

При избыточной дозе возможно угнетение сердечно-сосудистой деятельности и дыхания.

Успокоительные средства для детей из растительного сырья

Использование синтетических снотворных при расстройствах сна у малышей ограничено. Причина — недостаток информации о безопасности препаратов и обилие тяжелых побочных реакций. Какое снотворное можно спокойно давать детям? Прекрасная альтернатива синтетическим препаратам — легкие успокоительные на основе растительного сырья. Такие лекарства могут применяться при различных расстройствах сна, безопасны и продаются без рецептов.

Успокоительные средства для детей от 1 года

Гомеопатический препарат (таблетки), в состав которого входят лекарственные растения и вещества, эффективные при различных нарушениях сна:

Башмачок настоящий – устраняет повышенную возбудимость в случае частых ночных пробуждений.

Карбонат магния – успокаивает уставшего за день и раздражительного ребенка.

Валерианат цинка – помогает при бессоннице из-за выраженного возбуждения.

Средство разработано специально для малышей до 6 лет, разрешено с первых недель жизни младенца. Это снотворное можно приобрести без рецептов.

Безопасное снотворное для детей быстрого действия.

Успокоительное и мягкое снотворноедля детей старше 1 года и школьного возраста.

Применяется в виде таблеток, разнообразных настоек и сборов. Продается без рецептов.

Активные компоненты валерианы помогают уменьшить время засыпания и увеличить продолжительность сна. Средство эффективно при тревожном расстройстве.

Может употребляться самостоятельно и в сочетании с валерианой (в этом случае проявляет наибольшую активность).

Хорошее успокоительное для детей. Побочные реакции не выявлены.

Растение оказывает успокаивающее действие, снимает спазм мелких кровеносных сосудов.

Показана при сильных стрессах.

Успокоительное и снотворное для детей старше 3 лет и для детей подросткового возраста. Применяется при диссомнии и выраженной тревожности. Уменьшает количество ночных пробуждений. Отличное средство для спокойного крепкого сна.

Эффективность увеличивается в сочетании с другими лекарственными травами.

Легкое снотворное для детей. Применяется при лечении тревожных расстройств.

Не вызывает дневной сонливости. По своим свойствам сопоставимо с октазепамом.

Сокращает время засыпания. Может применяться в виде чая.

Успокоительные средства для детей на основе ромашки абсолютно безопасны.

Снижает артериальное давление, подавляет активность свободных радикалов. Обеспечивает мягкий успокаивающий эффект.

Назначается при тревожных расстройствах у подростков с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу.

Используется в виде отваров и настоек.

Действие средства недостаточно изучено. Может применяться как снотворноедля детей школьного возраста.

Нарушения сна – частое явление в детском возрасте. Многочасовое укладывание и частые пробуждения по ночам изнуряют ребенка и родителей, негативно влияют на семейные отношения. Правильно подобранное снотворное поможет устранить патологическое возбуждение нервной системы малыша и вернуть жизнь в нормальное русло. Выспавшийся и отдохнувший ребенок лучше растет и быстрее овладевает новыми навыками.

Препараты «первого ряда» в детском возрасте – лекарственные растения и гомеопатические средства. Они безопасны, высокоэффективны и могут применяться при многих расстройствах. В тяжелых случаях не обойтись и без синтетических препаратов. Наиболее подходящее лечение подбирает детский невролог.

Вот вы с малышом и дома. Этот маленький комочек счастья таит в себе массу загадок. Вам еще предстоит узнать, почему ребенок плачет, причины могут быть разные: голод, жажда, жара, холод и т.д. Пока вы всему этому учитесь, мы приготовили для вас простую инструкцию, как успокоить малыша.

Причины плача

Давайте все-таки выясним основные причины, по которым ваш прекрасный маленький человечек издает эти невыносимые звуки, от которых у вас разрывается сердце, у папы начинает болеть голова и появляется желание пойти поиграть в футбол, а у бабушки возникает нестерпимое стремление отобрать у вас младенца и сделать все по-своему.

    Малыши в возрасте до 3 месяцев, если они полностью здоровы, обычно плачут, если их беспокоят:
  • голод;
  • мокрые пеленки/подгузник;
  • неудобство или дискомфорт в пеленке/одежде;
  • жара или холод;
  • колики, газики, запор;
  • опрелости;
  • усталость;
  • одиночество.

План действий

Шаг 1. Приложите к груди. Если малыш голоден, он успокоится, если малыша мучила жажда — он тоже успокоится, и да, если ему было одиноко или он устал, грудь тоже спасет положение. Таким образом, одно простое действие может сразу исключить четыре причины плача.

Шаг 2. Проверьте подгузник, поменяйте его при необходимости.

Шаг 3. Потрогайте затылок малыша. Если он горячий — разденьте ребенка. Если ему было жарко, то буквально через 2–3 минуты он успокоится. Если же затылок — холодный, оденьте малыша потеплее, прижмите к себе и согрейте своим теплом.

Шаг 4. Если у малыша колики — помассируйте ему животик, обеспечьте контакт кожа к коже, положите его животиком к себе на живот.

Шаг 5. Если кроху беспокоят опрелости — самое время обратиться к специалисту, чтобы он подобрал вам специальные косметические средства.

Если же плач пронзительный и есть подозрение, что малыш болен, то незамедлительно обратитесь за консультацией к педиатру!

Советы педиатра

А теперь рассмотрим ситуацию, когда вы точно знаете, что с малышом все хорошо, он не болен, его ничто не беспокоит, он сыт и не хочет спать — и все равно плачет. Что делать тогда?

Для начала воспользуйтесь подсказками знаменитого Харви Карпа — педиатра с двадцатилетним стажем, доцента кафедры педиатрии Медицинского института Южной Калифорнии. Он разработал метод, основанный на безусловных рефлексах ребенка. Суть в том, что самым лучшим успокоением для малыша служит создание условий, напоминающих время, когда он рос в животике у мамы.

Итак, вот 5 простых советов:

  • пеленание — запеленайте малыша с ручками, так вы создадите иллюзию, что он все еще в животе у мамы;
  • положение на боку — просто положите малыша на бочок на своей руки, вы непременно найдете то положение, в котором кроха успокоится;
  • белый шум — он имитирует звук работы сердца мамы, подойдет звук бытовых приборов, вода, льющаяся из крана;
  • ритмичное покачивание — положите малыша на свои руки и начните покачивать, это то ощущение, которое он испытывал в животике у мамы;
  • сосание — и снова мы возвращаемся к кормлению грудью, это один из самых действенных способов успокоить новорожденного.

Достаточно попробовать всего 1–2 приема — и малыш успокоится.

А о том, как успокоить малыша старше 3 и 6 месяцев, мы расскажем в следующий раз.

Один из наиболее частых вопросов, волнующих молодых мам: как успокоить младенца при истерике? Ведь очень часто бывает, что здоровый малыш начинает капризничать без всяких, казалось бы, на то причин и оснований. Многие советуют молодой маме не реагировать на плач, уверяя, что ребёнок поплачет и перестанет. Нужно ли успокаивать младенца при истериках и как с ними бороться, постараемся разобраться в этой статье.

Детские истерики — это нормально?

Истерика у новорождённого — это его способ обозначить, что ему некомфортно или что-то его беспокоит. Такое выражение своих чувств и желаний является единственно доступным для грудничка, так как он не умеет ещё ни говорить, ни самостоятельно передвигаться. Именно поэтому родителям обязательно нужно реагировать на плач и стараться устранить причину дискомфорта.

Ещё одна причина, почему необходимо успокаивать младенца при истериках, — создание у него стойкого ощущения, что этот мир безопасен для него, что здесь есть люди, которые готовы помочь ему, уберечь от любых бед. Если родители игнорируют истерику у младенца, то у него на всю жизнь сложится мнение, что в этом мире нужно постоянно бороться за своё существование, а окружают его одни враги.

Можно ли избаловать ребёнка, если реагировать на плач? Как в один голос отмечают детские психологи, до годовалого возраста малыша невозможно избаловать. В этом возрасте он требует только то, что ему действительно необходимо. Но задача родителей – внимательно следить за своим чадом, чтобы понять, какие причины вызывают у него нервное состояние, и стараться своевременно устранять их.

Почему новорождённый плачет

Чтобы знать, как успокоить младенца, нужно выяснить, что вызвало у него плач. У каждого ребёнка может быть своя причина, но чаще всего истерику вызывает один из следующих факторов:

1. Голод. Если малыш проголодался, то он начинает жаловаться через одинаковый промежуток времени после еды (примерно), при этом он причмокивает, ручками пытается найти маму. Успокоить в этом случае грудничка можно только одним способом — накормить. Плач может быть вызван и неполноценным питанием, где содержится, например, недостаточное количество белка. Если же мама во второй половине дня употребляет много сладкого, то ребёнка будет трудно успокоить, он может прокапризничать всю ночь, так как углеводы повышают возбудимость нервной системы.

2. Боли в животике. Малыши до трёх месяцев часто мучаются от колик в кишечнике и газов, которые вызывают болезненные ощущения. При этом грудничок подтягивает ноги к животику, плачет пронзительно, но не постоянно, а во время приступов. Как успокоить плачущего младенца? Надо взять его на руки, прижать к себе животиком, погладить по спинке. После консультации у врача можно использовать препараты, способствующие выведению газов, или специальную трубочку.

3. Другие болевые ощущения. Определить их можно по движениям ребёнка во время плача. Например, при отите он будет касаться больного ушка, при прорезывании зубов стараться засунуть в рот одеяло, собственную ручку или игрушку. У малышей, которым во время беременности диагностировали гипоксию, могут быть сильные мигрени, из-за которых они отказываются кушать. Успокоить малыша можно приёмом препаратов, назначенных врачом, и устранением причины боли.

4. Ощущения дискомфорта. Они могут быть вызваны мокрыми пелёнками, натирающими швами на распашонке, неудобным положением, ярким светом.

5. Усталость, при которой малыш не может заснуть. Её причиной может быть нарушение режима дня или переутомление. Определить её можно по зевоте, которая периодически прерывает плач. В этом случае рекомендуется прижать ребёнка к себе, поносить по квартире, изменив положение его тела.

6. Ребёнку холодно или жарко. Понять это можно, пощупав ручки и ножки младенца, при холоде он может икать, при перегреве краснеет и старается освободиться от пелёнок.

7. Недостаток внимания. Малыш может просто заскучать в одиночестве. Тогда успокоить его можно общением, подержав на руках, поговорив, спев песенку.

Как успокоить ребёнка при истерике новорождённого?

Каждая семейная пара должна для себя определить порядок своих действий при истериках малыша. При этом следует понимать, что в таком состоянии грудничок не сразу начинает реагировать на любые действия, так как его нервная система еще крайне неустойчива. Необходимо помочь ему выйти из состояния истерики, сам он может с этой задачей не справиться.

Самый эффективный способ — взять малыша на руки, желательно держа его вертикально, чтобы изменение положения тела заставило его переключить эмоции. Обязательно разговаривайте с ребёнком, успокаивайте его словами и нежными поглаживаниями, постарайтесь перевести внимание на что-то интересное для него: на папу, игрушку, домашнего питомца. Когда он перестанет плакать, дайте попить водички или предложите пустышку.

Литература:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, 2016 г.
2. Петрановская Л. В. Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка – Издательство АСТ, 2022 г.
3. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери – Издательский дом: Независимая фирма «Класс». 1998 г.

Физиологическая тревога – это сигнал об угрожающих изменениях в организме или внешнем мире. Ее предназначение – адаптация, мобилизация организма для быстрого изменения поведения и приспособления к изменившимся условиям существования. Патологическая тревога не несет в себе адаптивного ресурса, имеет биологическую генетическую основу, но при этом жестко связана с внешними факторами (уровень, новизна, значимость стресса; социальная поддержка; социокультуральные аспекты; стиль воспитания и др.).
Психическое развитие ребенка характеризуется сменой стабильных и кризисных стадий развития. Возникновение нарушений поведения у детей часто совпадает с началом посещения организованных детских коллективов, когда дети испытывают существенные нагрузки на две значимые регуляторные системы организма – нервную и иммунную. Наличие отягощающих факторов в пери- и постнатальные периоды способствует возникновению поведенческих и эмоциональных расстройств в сочетании с выраженной вегетативной симптоматикой.
Успокаивающие средства, которые могут использоваться в педиатрической практике, представлены препаратами растительного и синтетического происхождения. С точки зрения баланса эффективности и безопасности интересен препарат Тенотен детский – корректор поведения, регулирующий работу центральной нервной системы и сочетающий в себе успокаивающее, вегетостабилизирующее и адаптогенное действие. В статье приведен обзор клинических исследований данного препарата.

Ключевые слова: волнение, тревога, возрастная периодизация, нарушения поведения, вегетативные расстройства, Тенотен детский.

Possibilities of using the sedatives in pediatric practice
Rusaya V.V., Vorobyova O.V.

The First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov

Physiological anxiety is a signal of the threatening changes ongoing in the body or the external world. Its purpose is adaptation and mobilization of the organism for a rapid change in behavior and adaptation to the new conditions of existence. Pathological anxiety does not carry an adaptive resource, it has a biological genetic basis, but it is closely connected to the external factors (level, novelty and significance of stress, social support, socio-cultural aspects, style of upbringing, etc.).
The child’s mental development is characterized by alternation of the stable and crisis stages. The behavioral disorders in children often coincides with the beginning of attendance of organized children’s groups, when children experience significant stresses on two important regulatory systems of the body — nervous and immune. The presence of aggravating factors in the peri- and postnatal periods promotes the emergence of behavioral and emotional disorders in combination with expressed vegetal symptoms.
Soothing agents that can be used in pediatric practice are represented by preparations of plant and synthetic origin. From the point of view of efficiency and safety balance, Tenoten for children is an appropriate behavior corrector that regulates the work of the central nervous system and combines calming vegetative stabilizing and adaptogenic action. The article gives an overview of the clinical studies of this drug.

Key words: anxiety, excitement, age-related periodization, behavioral disorders, vegetative disorders, Tenoten for children.
For citation: Rusaya V.V., Vorobyova O.V. Possibilities of using the sedatives in pediatric practice // RMJ. 2017. № 5. P. 387–392.

Для цитирования: Русая В.В., Воробьева О.В. Возможности применения успокаивающих средств в педиатрической практике. РМЖ. 2017;5:387-392.

Рассмотрены возможности применения успокаивающих средств в педиатрической практике

Список литературы Свернуть Развернуть

1. Hopper J.L., Judd F.K., Derick P.L., Burrows G.D. A family study of panic disorder // Genetic Epidemiology. 1987. Vol. 4. Р. 33–41.
2. Романцов М.Г. Часто болеющие дети. Современная фармакотерапия. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006 [Romancov M.G. Chasto bolejushhie deti. Sovremennaja farmakoterapija. M.: GJeOTAR-Media, 2006 (in Russian)].
3. Захарова Г.Я., Абрамова Е.В., Ватутова Р.Ш. Оценка эффективности профилактического применения препаратов Анаферон детский и Тенотен детский в период адаптации детей к началу обучения в детских образовательных учреждениях // Медицинская наука и образование Урала. 2013. № 3. С. 107–111 [Zaharova G.Ja., Abramova E.V., Vatutova R.Sh. Ocenka jeffektivnosti profilakticheskogo primenenija preparatov Anaferona detskogo i Tenotena detskogo v period adaptacii detej k nachalu obuchenija v detskih obrazovatel’nyh uchrezhdenijah // Medicinskaja nauka i obrazovanie Urala. 2013. № 3. S. 107–111(in Russian)].
4. Михайлова Е.В., Ильичева Т. Астеновегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний // Лечащий врач. 2009. № 8. С. 68–71 [Mihajlova E.V., Il’icheva T. Astenovegetativnyj sindrom u detej posle perenesennyh infekcionnyh zabolevanij // Lechashhij vrach. 2009. № 8. S. 68–71 (in Russian)].
5. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопросы практической педиатрии. 2012. Т. 7. № 1. С. 54–62 [Zavadenko N.N. Sindrom deficita vnimanija s giperaktivnost’ju: diagnostika, patogenez, principy lechenija // Voprosy prakticheskoj pediatrii. 2012. Т. 7. № 1. S. 54–62 (in Russian)].
6. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Тенотеном детским: результаты двойного слепого плацебо-контролируемого рандомизированного исследования // Эффективная фармакотерапия. Неврология. 2010. № 5. С. 60–65 [Zavadenko N.N., Suvorinova N.Ju. Lechenie sindroma deficita vnimanija s giperaktivnost’ju Tenotenom detskim: rezul’taty dvojnogo slepogo placebokontroliruemogo randomizirovannogo issledovanija // Jeffektivnaja farmakoterapija. Nevrologija. 2010. № 5. S. 60–65 (in Russian)].
7. Ларенцова Л.И., Рвачева Е.А., Любимова Д.В., Сосульников Д.В., Барденштейн Л.М. Диагностика и коррекция негативного поведения детей на амбулаторном стоматологическом приеме // Российский стоматологический журнал. 2007. № 5. С. 34–36 [Larencova L.I., Rvacheva E.A., Ljubimova D.V., Sosul’nikov D.V., Bardenshtejn L.M. Diagnostika i korrekcija negativnogo povedenija detej na ambulatornom stomatologicheskom prieme // Rossijskij stomatologicheskij zhurnal. 2007. № 5. S. 34–36 (in Russian)].
8. Извин А.И., Кузнецова Н.Е. Предоперационная подготовка детей с экссудативным средним отитом // Медицинская наука и образование Урала. 2011. № 4. С. 37–40 [Izvin A.I., Kuznecova N.E. Predoperacionnaja podgotovka detej s jekssudativnym srednim otitom // Medicinskaja nauka i obrazovanie Urala. 2011. № 4. S. 37–40 (in Russian)].

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.