Как учить ребенка читать

Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».
К. И. Чуковский

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ СПРАВИТЬСЯ С РЕЧЬЮ

Очень просто — надо с ним разговаривать: ежедневно усваивая от родителей всё новые и новые образцы родной речи, он в какой-то момент начнет говорить.
С рождения и до трех лет больше всего времени малыш проводит с мамой, Поскольку именно в этот период формируются области мозга, отвечающие за речь, то развитие речи ребенка зависит только от мамы. Как она научит, так он и будет разговаривать. Очень важно не упустить это время, поскольку задержки в речевом развитии впоследствии очень тяжело исправить. Следующие советы помогут вам в достижении этой цели.

Это поможет ему освоить родную речь, поскольку таковой она для него еще не является. Он воспринимает ее пока примерно так, как вы, когда слушаете сумасшедшую трескотню бразильского комментатора во время чемпионата мира по футболу — абсолютно ничего не понимая, кроме того момента, когда бразильцы или бразильцам забивают гол.

Это ничего, что он пока не может ответить. Придет время — заговорит. Но, чтобы этого достичь, он должен сначала слышать и видеть, как говорят другие, — чтобы подражать, надо иметь образец для подражания. Как правило, почти все мамы это прекрасно понимают, и поэтому все, что происходит с ребенком и возле него, сопровождают подробным речевым описанием: «Берем шапочку, надеваем шапочку. А ручки замерзли? Замерзли. Надеваем варежки». Папы в большинстве своем, к сожалению, так не умеют. Не беда, зато они умеют хорошо читать — так пусть читают малышу сказки. Но только рядом с ним, чтобы ребенок мог видеть его лицо и следить за артикуляцией. И не бубнить монотонно, а говорить эмоционально, с выражением, в лицах, с понижением и повышением голоса. Но читайте сказку недолго — двух раз в день по две минуты вполне достаточно и для малыша, и для папы.
Ребенок гораздо лучше запоминает слова, если слышит их из разных источников. Дело в том, что одно и то же слово, произнесенное разными людьми, отличается тембром голоса, его высотой, интонацией и другими характеристиками. Поэтому, например, слово КАША, произнесенное мамой, звучит несколько иначе, чем сказанное папой. Это одно и то же слово или разные? Малыш должен научиться различать любое слово независимо от его звуковых характеристик. Именно поэтому ребенку просто необходимы небольшие, но регулярные папины чтения.

Формирование правильного звукопроизношения заканчивается лишь к 5-6 годам. А до этого времени пусть говорит, как он может. Главное, чтобы вы его понимали. В этот период важно обращать внимание ребенка не на произношение, а на то, как правильно строить предложения. Не одергивайте и не поправляйте его. А просто спокойно повторите его фразу, но правильно, перестроив ее в соответствии с требованиями русского языка. И не просите его повторять за вами. Это скучно и неприятно. Если же малыш еще не говорит предложениями, а только называет отдельные слова, то поступаем аналогично — повторяем их за ним правильно, как бы демонстрируя, подсказывая ему верное произношение. Например, показывает на мишку: «Мика!» — отвечаем: «Мишка».
Если в 4-5 лет ребенок не умеет гак про износить фразы и так строить предложения, чтобы его могли понимать не только вы, но и другие, следует обратиться к логопеду.
Я бы советовал посещать логопеда регулярно — хотя бы раз в год. В вашем присутствии он осмотрит ребенка и определит, соответствует ли речевое развитие возрасту Если нет, то подскажет, как лучше справиться с тем или иным звуком. Иногда для этого достаточно всего лишь нескольких упражнений. Поэтому не оставляйте малыша одного в борьбе с тяжелыми звуками — зовите на помощь логопеда.
Речевой материал для занятий с малышом должен соответствовать его возрасту и раз витию.
Не перегружайте ребенка, заставляя учить сложные и непонятные ему слова, длинные стихотворения, постоянно правильно повторять звуки, которые еще недоступны его возрасту, и так далее. Вместо достижений могут неправильно сформироваться некоторые звуки, появиться заикание, неврозы.
Терпеливо и внимательно слушайте ребенка, когда он вам что-то рассказывает.
Помните, что в это время он работает над развитием своей речи, а вы просто помогаете ему в этом.

«ДАЙТЕ МНЕ ТОЧКУ ОПОРЫ!»

Когда-то Архимед, пребывая в восхищении от возможностей рычага, которые он открыл, сказал: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!»
Хотя задача вашего ребенка — научиться говорить — и не поражает вселенскими масштабами, но для него она именно таковой и является. Для ее выполнения ему просто необходима точка опоры. И она у него есть — это ваша любовь, выражение которой в виде объятий, ласк, улыбок и нежных слов он должен видеть и чувствовать ежедневно и ежечасно. Иначе точка опоры зашатается и ему будет сложно справиться с поставленной задачей, В этой связи хотелось бы прокомментировать ситуации из реальной жизни, которые вы сами наверняка наблюдали, Мама гуляет с двух-трехлетним малышом, Он балуется, а мама говорит: «Будешь баловаться — отдам дяде». Еще и обращается, шутя, к случайному прохожему: «Дядя, забирайте этого мальчика». Малыш не понимает, что это шутка, — для него это серьезная угроза. А вдруг действительно отдаст? Это не смешно и не весело. Это ужасно — мама сама, собственными руками разрушает в ребенке уверенность в ее любви, Так шутить нельзя — с подобных высказываний начинаются детские неврозы, Кроме точки опоры, у малыша еще должен быть «рычаг» — игра с родителями, Если ребенок играет сам, то у него нет потребности называть вещи своими именами и комментировать выполняемые действия. Она возникает лишь в процессе игры с разнообразными предметами при активном участии родителей: «Где машинка? Вот машинка. Кого посадим? Мишку? Хорошо. А зайку тоже возьмем? Нет, зайка останется дома. Хорошо. Куда поедем?» Сначала это будет только монолог с вашей стороны, но затем, потихонечку, полегонечку, по чуть-чуть, ребенок начнет активнее включаться в игру, и со временем это уже будет полноценный диалог.
Итак, для овладения чтением малышу необходима та же точка опоры — ваша любовь — и тот же рычаг — игра. Только не с игрушками, а с буквами, Как видите, любое обучение ребенка имеет две главные составляющие — вашу любовь и совместную игру.

Логопед Сперанская назвала оптимальный возраст ребенка для начала чтения

Ребенок, который научился читать в три года — гордость родителей. Но стоит ли торопить события и учить ребенка читать, когда до школы еще несколько лет? С чего начинать обучение, чтобы ребенок не только начал читать по слогам, но делал это бегло и с удовольствием? На эти и другие вопросы «Газете.Ru» помогла ответить учительница младших классов и логопед Ная Сперанская.

В каком возрасте надо начинать учить ребенка читать

Логопед Ная Сперанская считает, что оптимальный возраст, в котором можно понемногу начинать обучение чтению — 5,5 лет.

«Но все же отправной точкой для первых шагов в этом деле должен становиться не конкретный возраст, а сам ребенок. Есть дети, которые готовы к освоению навыка уже в 3-4 года, а есть те, которые «созревают» ближе к 1 классу. Как-то я работала с мальчиком, который не умел читать в 6,5 лет. Он знал буквы, отдельные слоги, но читать не умел. Как только мы стали заниматься, стало понятно, что он абсолютно готов к чтению, за два месяца он стал отлично читать по слогам», — рассказала Сперанская.

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Первое, чему надо научить вашего малыша, — это умению соотносить букву и звук. «Ни в коем случае нельзя учить ребенка названиям букв, как в алфавите: «эм», «бэ», «вэ». Иначе обучение обречено на провал. Дошкольник попытается применить новые знания на практике. Вместо того, чтобы читать [мама] он будет читать [мэ-а-мэ-а]. Замучаетесь переучивать», — предупредила логопед.

Поэтому важно сразу давать ребенку не названия букв, а звуки, которые они обозначают. Не [бэ], а [б], не [эм], а [м]. Если согласный смягчается гласным, тогда нужно отражать это в произношении: [т’], [м’], [в’] и т.д.

Чтобы помочь ребенку лучше запомнить графические символы букв, слепите вместе с ним букву из пластилина, выложите с помощью пуговиц, нарисуйте пальцем на блюдце с мукой или манкой. Раскрашивайте буквы карандашами, рисуйте водными маркерами на бортике в ванной.

«Поначалу ребенку будет казаться, что все буквы похожи друг на друга. Эти действия помогут научиться быстрее различать их», — рассказала логопед.

Как только малыш запомнит буквы и звуки, можно переходить к запоминанию слогов.

Как научить ребенка соединять буквы в слоги

«Соединять буквы в слоги — это все равно, что учить таблицу умножения. Надо просто запомнить эти сочетания букв», — объяснила логопед.

Ная Сперанская отметила, что большинство пособий предлагает учить детей чтению именно по слогам. При выборе надо учитывать два нюанса:

1. В книгах должно быть мало текста и много картинок.

2. Слова в них не должны быть разделены на слоги с помощью больших пробелов, дефисов, длинных вертикальных черточек.

«Все это создает визуальные трудности при чтении. Ребенку сложно воспринимать такое слово как что-то целое, трудно «собрать» его из разных кусочков. Лучше всего, если в слове не будет лишних пробелов или других разделяющих знаков, а слоги будут выделены дугами непосредственно под словом», — объяснила логопед.

По словам Сперанской, также для изучения слогов подойдут кубики с буквами — играя в них, ребенок быстрее запомнит сочетания.

Еще один способ ненавязчиво помочь ребенку освоить буквы и слоги, распечатывать их крупным шрифтом на бумаге и развешивать такие листочки по всей квартире.

«Повесьте их на холодильнике, на доске в детской, на стене в ванной комнате. Когда такие листочки развешены по всей квартире, можно много раз за день ненароком возвращаться к ним. Моете руки? Прочитайте, что написано рядом с раковиной. Ребенок ждет пока вы дадите ему обед? Попросите его назвать, какие слоги висят на холодильнике. Занимайтесь по чуть-чуть, но как можно чаще. Шаг за шагом ребенок выучит слоги, а затем и потихоньку начнет читать», — рассказала специалист.

Сперанская уверена, что так ребенок научится читать гораздо быстрее, чем после ежедневных занятий, когда родители усаживают малыша за стол со словами: «Сейчас мы будем заниматься чтением. »

«Если вам совсем сложно отказаться от таких занятий, то обратите внимание, что нервная система у дошкольников еще не созрела для долгих и монотонных уроков. Дети тратят колоссальные усилия на анализ графических символов. Обучение чтению для них все равно, что обучение очень сложному шифру. Поэтому надо соблюдать в таких занятиях четкий тайминг. В 5,5 лет дети способны удерживать внимание не больше 10 минут, в 6,5 лет — 15 минут. Именно столько должно длиться одно занятие. И таких «уроков» должно быть не больше одного в день, если вы, конечно, не хотите, чтобы ребенок потерял мотивацию к обучению еще до школы», — объяснила логопед.

Как правильно объяснить ребенку, как делить слова на слоги

Обучая ребенка делить слова на слоги, воспользуйтесь карандашом. Отмечайте слоги карандашом с помощью дуг.

Стоит ли учить ребенка читать или оставить эту задачу учителям? Как бы вы ни ответили для себя на этот вопрос, главное — не навредить. Опытный учитель-практик, методист и автор учебных и развивающих пособий Ольга Узорова ответила на частые вопросы родителей и рассказала, когда нужно учить ребенка читать и как делать это правильно.

В каком возрасте можно начать обучение чтению?

В этом вопросе мы отталкиваемся от слова «можно». Можно начинать и в 2, 3 или в 4 года, но только в том случае, если ребенок уже сам тянется к книге и просит показать ему буквы. Просто так, по собственному желанию вытаскивать ребенка из песочницы и сажать его за азбуку не нужно! Если есть желание — поможет правильная методика. Родителям очень понравился «Букварь. Учимся читать с 2–3 лет» и его продолжение «Учимся читать с 3–4 лет» — их можно предлагать детям от 2 и вплоть до 6–7 лет, это универсальные пособия.

Что делать, если ребенок хорошо знает буквы, но связывание их в слоги и чтение никак не даются?

Если совсем не получается, и вы активно портите настроение ребенку провальными попытками, то лучше закончить такие занятия. Небольшой лайфхак, как научить складывать буквы в слоги. Покажите на простом примере: буква О и буква Н — вместе ОН. Тренируйтесь складывать простые слоги дома, на улице, в поездках. Например, в букваре «Учимся читать с 2–3 лет» все слова состоят из 2–3 букв, а все диалоги — из этих коротких слов. В этом отчасти и состоит секрет успеха книжки: освоив самые простые примеры, малышу проще двигаться дальше. Если все же не получается, обратитесь к лучшим друзьям учителей начальной школы — логопедам!

Что НЕЛЬЗЯ делать при обучении чтению?

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка. Если что-то не получается, это в первую очередь ваша неудача, — значит, вы используете какой-то неправильный метод обучения. Мало того, что ребенок уже потратил немало времени и усилий, пытаясь слушать ваши объяснения, так ему еще за этой и влетело! В следующий раз он уже заниматься не захочет, как бы ни размахивали перед ним букварем.

Нельзя лишать ребенка ситуации учебного успеха. Если у него получилось вспомнить букву или прочитать слог, не стоит воспринимать это как данность. Для малыша это очень сложно, он проделал большую работу, уважайте труд своего ребенка. Если что-то получилось — обязательно похвалите!

Зачем учить ребенка читать быстро и увеличивать скорость чтения? Он читает, как получается.

Наш мозг воспринимает информацию за доли секунды, и медленное чтение тормозит этот процесс. Если вы хотите, чтобы у ребенка развивалось мышление, надо обязательно следить за скоростью чтения. Если ребенок начал читать по слогам и продолжает так делать уже продолжительно время (год-два), не переходя на следующий уровень, значит, что-то не так. Если у вас не получается самостоятельно перейти от слогового чтения к плавному, ищите специалиста, который подберет грамотную методику.

Обучение чтению и самооценка ребенка — как найти баланс?

Баланс в этом вопросе необходим! Многие родители покупают азбуку уже годовалому малышу. Сначала ребенок долго учит буквы, потом от него требуют, чтобы он научился складывать их в слоги. Тут часто коса находит на камень, потому что родители ждут быстрого прогресса, им кажется, что это очень легко. Но для малыша это очень сложная задача, нужно набраться терпения. Если у ребенка что-то не получается, страдает его самооценка. А у дошкольника обязательно самооценка должна быть завышена, иначе в школе придется нелегко и ему, и его учителям. Если у ребенка опущены руки, он заранее уверен, что у него ничего не получится, учителю очень нелегко вытащить его из этой ямы низкой самооценки. Поэтому обязательно хвалите ребенка за достижения, создавайте ситуации учебного успеха и ни в коем случае не ругайте!

Надо ли учить дошкольников читать?

Однажды Бальзак сказал, что будущее нации в руках матерей. Пусть эти слова помогут вам собрать все силы и терпение! Я прекрасно понимаю: у вас иные профессии, свои увлечения и вряд ли много времени на обучение ребенка. Но все же лучше, если вы начнете учить малыша читать еще до школы. В школах сейчас этому уделяется достаточно мало времени, и учителя прямо или намеками говорят, что очень желательно к первому классу научить ребенка читать хотя бы со скоростью 30–40 слов в минуту. Это достаточно быстрое слоговое чтение. В начальной школе сейчас просто нет достаточного времени на обучение чтению.

Можно ли заниматься нерегулярно и тогда, когда это удобно родителям?

В старых методичках, по которым обучали еще детей царской семьи, есть такое выражение: обучение состоит не столько в правилах, сколько в упражнении. Вы можете быстренько объяснить ребенку теорию и рассказать правило, но если нет системных упражнений, то знания не усвоятся. Как строится любая хорошая программа? Немного часов на знакомство с темой, много-много-много отработки и практических занятий, немного часов итогового контроля и обязательные часы на работу над ошибками.

Какие сложности могут возникнуть при обучении чтению?

Сложностей может возникнуть очень много. Часто бывают проблемы, если у ребенка плохо развита память. Он стремится порадовать родителей и выучить буквы, но просто не может это сделать, а маме кажется, что он капризничает, издевается, специально не слушает. После нескольких таких занятий, ребенок понимает: несколько дней я сидел, старался, и у меня все равно ничего не получилось, так зачем продолжать? В этот момент дает о себе знать природный инстинкт самосохранения, и ребенок укрывается за прочной стеной, через которую сложно пробиться. Чтобы не навредить, нужно вооружиться грамотной методикой и, повторюсь, побольше хвалить ребенка. В наших «Букварях» заложена система, предусмотрено развитие памяти и внимания, а в начале есть подробная методичка для родителей, которая поможет выстроить занятия.

РБК Life выяснил, как родитель может помочь ребенку овладеть чтением, какие методики существуют и в чем плюсы и минусы каждой из них.

Когда начинать учить ребенка читать

Исследователь в области образования из Гарвардского университета Джин Чолл выделила пять этапов развития чтения. Первый — предварительная подготовка — начинается с рождения и до шести лет. В это время дети получают представление о природе слов: что их можно разбить на части, что некоторые звучат похоже, что такое рифма. [1] В этот период закладывается фундамент будущего навыка.

Дорисуй воображением: как заинтересовать ребенка чтением

Нет рекомендации, в каком возрасте нужно начинать учить читать. Это зависит от развития ребенка. По словам Надежды Болдовой, академического директора по дошкольному образованию онлайн-школы Skysmart, современные дети стали учиться читать раньше, а вот этапы физиологического развития остались прежними.

Например, есть сензитивные периоды взросления, когда ребенок учится ориентироваться в пространстве. Занимать этот период обучением чему-то другому неправильно.

Количество энергии у детей ограничено, нужно всегда понимать, на что ее тратить. Ребенок до пяти-шести лет должен развить большое количество навыков. Например, умение ориентироваться в пространстве. Формирование этого навыка происходит до четырех лет и забирает много сил и времени.

Если мы потратим время не на движение, а, например, на чтение, то в будущем получим подростка и дальше взрослого, который не чувствует свое тело в пространстве, не может выполнять сложные физические задачи, спотыкается, когда идет по незнакомой дороге. Это один из тех навыков, который гораздо важнее чтения в этом возрасте: научиться чтению после четырех лет можно, восполнить навык движения с тем же качеством — уже нет.

Надежда Болдова Академический директор по дошкольному образованию онлайн-школы Skysmart

Обучать чтению стоит тогда, когда у ребенка сформирована система «образ — слово». Например, ребенок при слове «ваза» может ее представить: как она выглядит, из какого материала сделана, для чего нужна. Если навык не сформирован или сформирован плохо, то ребенок научится читать, но не будет представлять образ предметов и явлений, а значит, не будет до конца понимать, что обозначают слова.

Как объяснить ребенку, откуда берутся дети. Инструкция

Нужно ли учить ребенка читать до школы

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) нет требования, что в дошкольном возрасте нужно уметь читать. [2] Однако специалисты считают, что для первоклассников навык не будет лишним. Дело в том, что программы построены таким образом, что у ребенка нет времени учиться чтению с нуля. Кроме того, если класс переполнен, педагог не сможет уделять время каждому обучающемуся.

Как показывает практика, многие дети начинают читать в дошкольном возрасте. Зачастую в школе бывает так: один ребенок читает по слогам, а другой уже целые тексты. Здесь есть только один совет — узнайте требования и уровень учеников в школе, куда собираетесь поступать, посмотрите программы, по которым вашему ребенку предстоит учиться.

Надежда Болдова Академический директор по дошкольному образованию онлайн-школы Skysmart

Родители привыкли, что в школе всему научат. Это, конечно, так. С другой стороны, педагогическая наука развивается стремительно и сегодня может предложить нам несколько проверенных методик для раннего обучения чтению. Почему бы не воспользоваться ими и таким образом подготовить ребенка к школе.

С чего начать обучение ребенка чтению

По словам Надежды Болдовой, обучение чтению состоит из разделов, которые встречаются в большинстве методик:

  • изучение букв и звуков;
  • соединение букв в склады или слоги;
  • чтение слов;
  • чтение словосочетаний;
  • чтение предложений и текстов.

Обучение чтению начинается до того, как ребенок знакомится с буквами или словами на бумаге. Основа и база — это «слово — образ». Начните с описания происходящего вокруг. На прогулке можете спрашивать, что видит ребенок, пусть он опишет конкретные вещи: какой они формы, какого цвета. Просите рассказать, чем запомнился малышу день и так далее. Затем начинается изучение букв: как они выглядят, как произносятся. Закрепляйте визуальный образ буквы — можно ее лепить, рисовать, выкладывать из крупы.

Нынче мода на раннее развитие. Она касается разных областей жизни ребенка, в том числе и чтения. Один из самых распространенных вопросов, которые задают специалистам родители: когда учить читать?

Когда моей старшей дочери было пять, одна знакомая спросила, читает ли она. Я сказала, что нет. Буквы почти все знает, но складывать их в слоги мы еще не пробовали. Знакомая высоко подняла бровь и сказала, что ее сыну три, а он уже читает.

Меня такими вещами пронять сложно. Но многие родители после подобных слов искренне расстраиваются и думают, что с их детьми что-то не так. Поэтому я постараюсь объяснить, как работает детский мозг и когда есть смысл начинать учить чтению.

Ребенок развивается постепенно – и физически, и эмоционально, и интеллектуально. Этапы этого развития логичны и последовательны: сначала младенец учится держать голову, а уж потом сидеть и ползать, не наоборот. Это важно и для его безопасности, и для того, чтобы новые навыки лучше и легче закреплялись.

Мозг тоже развивается постепенно. А еще неравномерно: темп может снижаться или увеличиваться у разных детей в разное время. К тому же левое и правое полушария развиваются по-разному.

Правое полушарие активно развивается с 3 до 5 лет. Оно отвечает за восприятие целостных образов. Тренировка такого развития – взаимодействие с окружающим миром. Малыш наблюдает, слушает, щупает, нюхает, оперирует предметами и учится воспринимать целостные образы. В этом возрасте он с удовольствием будет рассматривать буквы, особенно если они красиво и ярко нарисованы, похожи на знакомые ему предметы, зверей или человечков.

Но такое узнавание для него – игра. Малыш не воспринимает букву как символ, обозначающий звук. Она для него – картинка. Именно поэтому многие родители жалуются: все буквы знает, а читать не хочет. Не хочет, потому что не понимает, как это делается. Не понимает, потому что мозг еще не готов.

А готов он будет, когда достаточно разовьется левое полушарие. Это происходит в возрасте 5–7 лет. Левое полушарие отвечает за аналитические задачи. Это значит, что ребенок начинает понимать: буква – символ звука. Он анализирует речь – собственную и окружающих, сопоставляет ее с символом, видит соответствие. За буквой, то есть, графическим символом, картинкой, он начнет видеть звук. Постепенно поймет, как эти звуки соединять в слоги, а слоги в слова. В среднем это происходит в 6–6,5 лет.

Если поставить цель выучить с трехлеткой буквы – ее можно добиться. Малыш будет радовать бабушку и поражать гостей знанием алфавита. Только его мозг в этот момент будет обрабатывать буквы не как звуковые символы, а как картинки. Он запомнил рисунки, и «А», «К» или «Ю» для него наравне с кошкой или мячиком из книжки.

Если бы для чтения нам просто требовалось сливать звуки в слова, освоить его можно бы было раньше, легче и быстрее. Но мы знаем, что одна буква на практике может обозначать разные звуки. Когда мы читаем, наш глаз сначала отыскивает в слове гласные, потом возвращается к согласным. Потому что именно от гласных зависит, мягко или твердо мы произнесем согласный звук.

Дети со слабым читательским навыком просто не понимают, что прочли – все силы их мозга направлены на обработку символов

Все это нужно освоить ребенку, чтобы успешно читать. А мы ведь даже не касались еще смысловой стороны, понимания текста. Дети со слабым читательским навыком просто не понимают, что прочли – все силы их мозга направлены на обработку символов. В этом случае сложно говорить о пользе книги и тем более об удовольствии от чтения. А если нет удовольствия, читать точно не захочется.

Поэтому мне часто встречается следующий сценарий. Родители вкладывают огромные силы, время, средства в раннее развитие. В 2–3 года малыш знает буквы, в 5 читает по слогам. К школе он устает от постоянных занятий, не понимает смысл текста. От него требуют техники, не спрашивая, о чем он прочел, как он к этому относится, как все это соотносится с жизнью. И когда возникает реальная необходимость читать и анализировать, ребенку нечего сказать. Он чувствует только усталость и раздражение. Сверстники читают так же, а то и лучше, мотивации у него нет. Он привык читать, но не привык думать над тем, что прочел. За что ему любить книги?

Чтобы понять, готов ли ребенок учиться читать, можно провести простой тест. Предположим, что малыш хорошо знает буквы, которые изображены на кубиках или в азбуке. Покажите ему эти же буквы на уличной вывеске, в книге, нарисуйте на листе бумаги. Если он их узнает – мозг готов к обучению чтению. Если нет – не стоит торопиться. Сколько ни подгоняй, развиваться он будет все равно в своем темпе.

А вот то, что действительно нужно малышу, – это слушать чтение взрослых. Этому есть несколько причин. Во-первых, постепенно он нащупывает связь между книгой как предметом и интересной историей. От этапа «книжка=игрушка» переходит к осознанию, что это особая вещь, в ней скрыты смыслы, которые раскрываются, когда мама или папа берут ее в руки: «Придет время, и я научусь так же». Во-вторых, как утверждает детский писатель, педагог и специалист по чтению Марина Семеновна Аромштам, чтобы ребенку захотелось читать, нужно показать ему возможности не только устной, но и письменной речи. Ну, а в-третьих, огромную роль играет пример и привычка. Пока ребенок маленький, ему важно то, что важно и интересно нам. Сейчас мы, родители, формируем его вкусы и видение мира.

Учимся читать, чтобы узнавать новое, чтобы было интересно. Чтобы открывать мир

Есть два подхода к детскому чтению. Один формальный: главное – научить. Второй – осознанный: учимся читать, чтобы узнавать новое, понимать и усваивать информацию. Чтобы было интересно. Чтобы открывать мир. Первый подход, при целеустремленности взрослого, может сработать, и трехлетка будет читать под восхищенные вздохи окружающих. Но если спросить его, понял ли он, что прочитал, результат, скорее всего, будет нулевой. Второй подход завязан на понимании текста. От него отталкивается интерес, рефлексия, навык. Все это связано с определенными этапами развития мозга. То, на что с малышом нужно было потратить уйму усилий, старший дошкольник усвоит гораздо легче, а главное – с удовольствием.

Читателем нас делает не формальное умение складывать буквы в слова, а способность осмыслять прочитанное. Восхищаться и негодовать, сравнивать и анализировать, находить соответствия с жизнью и меняться. Это сложные процессы, до них надо дорасти. Поэтому пусть малыши бегают, прыгают, играют, фантазируют и слушают то, что им читают взрослые. Освоить чтение они успеют перед школой. Всему свое время.

Почему-то мы с юмором относимся к тому, что ребенок путает корову с лошадью, пропускает какую-то цифру в порядковом счете, никто не трясет перед ребенком, например, столовыми приборами: «Это ложка. Понял? Ложка! А это тарелка!» Но обучение чтению… Многим оно представляется сложным. Для кого? Как правило, для них самих. Ведь ребенок буквально впитывает информацию, он готов учиться. Посмотрите, как начинает стараться младенец, которому удалось в первый раз перевернуться. Он постоянно упражняется в этом новом для него умении, и это упорство в обучении присуще всем детям.

Разработчики методик говорят, что именно обучение раннему чтению дает ребенку огромный интеллектуальный потенциал. Уже читающий подготовишка или первоклассник быстрее развивается, легче и лучше учится, больше запоминает.

Как же научить ребенка читать? Сейчас существует множество методик обучения чтению. Самая, наверное, известная – «Кубики Зайцева» — уникальная разработка отечественного педагога с большим стажем преподавания.
Это не просто кубики с буквами, какие были у нас в детстве, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми сразу складами русского языка, позволяющие ребенку (от 3,5-4 лет) очень быстро научиться читать, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течении нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Также методика содержит комплект таблиц, аудиокассеты и методические рекомендации. Обучение ребенка чтению превращается в веселую игру. «Играя», дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, составлять предложения, считать, писать.

К сожалению, часто бывает, что родители покупают пособия, но после нескольких занятий убирают их на антресоли, разочаровавшись в их авторах, в себе и даже в способностях собственного ребенка. Поэтому, если Вы решили научить свое чадо читать, попробуйте сами позаниматься с ним. Скоро Вы поймете, какой способ подойдет именно Вашему ребенку, и сможете выбирать программы сами. А может быть, Вашему будущему читателю будет достаточно коротких занятий в обнимку с мамой и книжкой.

Очень важно не допустить распространенной ошибки: показывая букву, говорить не «эм» или «мэ», а «М», ведь буква – это просто нарисованный звук. Иначе, позднее, при переходе к чтению придется фактически переучивать ребенка заново, ведь такая конструкция как «мэ»-«а»-«мэ»-«а» даже у взрослого не будет ассоциироваться с мамой.

Выучив большую часть букв, можно переходить к слогам, составленным из этих букв. Сначала это должны быть слоги «согласная + гласная»: МА, ПА, БА и т. д.

Лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребенок называет слог сразу, а не по буквам. Но читать слова гораздо интересней, чем слоги. Поэтому слова их трех букв КО-Т, СО-Н, МИ-Р и т. д. можно предлагать даже в том случае, если малыш еще не читает слоги сразу. По возможности помогайте своему «ученику». Иногда можно прочитать первый слог слова, предоставив ему возможность прочитать второй слог и догадаться, что за слово получилось.

При первых же признаках усталости, потери у ребенка интереса к занятию его необходимо прекратить. Обязательно старайтесь проводить занятие весело в игровой форме. Не надо заставлять малыша заниматься и уж тем более наказывать его за неуспехи в учебе. Обучение должно быть в радость и Вам, и ребенку, только тогда он действительно полюбит читать. Ведь именно это является целью раннего обучения чтению. Механическому умению читать его научат и в школе. Но именно Вы можете подготовить ребенка к тому, чтобы Мир Книг (именно так, с большой буквы) открылся ему своими новыми сюжетами, жизненным опытом, приключениями, полезными советами, и был бы с ним на всю жизнь!