Многие родители сталкиваются с проблемой: дети наотрез отказываются брать в руки книгу. Научить ребенка читать – еще половина задачи. Важно привить любовь, чтобы чтение было не необходимостью, а приятным и интересным занятием. На основе исследований нейропсихологов и педагогов мы составили перечень советов, которые помогут вашему сыну или дочери в раннем возрасте заинтересоваться сказочными мирами и сюжетами. Чтобы потом с интересом браться за полезную литературу и с удовольствием – за новый роман.
1. Подавайте пример
В таком ответственном деле, как воспитание, важен собственный пример. Одно дело – семья, в которой родители проводят вечера с книгой или газетой, а совсем другое – когда папа не может оторваться от компьютера, а мама не пропускает ни одного сериала. Вполне естественно, что маленький ребенок не потянется за букварем или книжкой с картинками, если есть планшет или смартфон с игрушками. Так что же делать? Читайте сами! Маленький ребенок, глядя на ваше заинтересованное лицо, нахмуренный лоб или счастливую улыбку при чтении, поймет, что вам известен какой-то секрет. Наверняка ему захочется приобщиться таинству.
2. Объясните ценность
С ранних лет вашего ребенка обращайте внимание на то, что книга – это ценность, а не просто бумага и текст, обернутые в цветную обложку. Не выкидывайте и не разбрасывайте книги. Книга – не игрушка, и тем более нельзя допускать, чтобы дети рвали страницы или рисовали на них. В каждом доме должен быть книжный шкаф, а в случае, если какие-то книги вам больше не нужны, их можно сдать в библиотеку или раздать знакомым.
3. Читайте вслух
Начните с чтения вслух – только так ребенок может научиться читать, проговаривая звуки и постепенно понимая взаимосвязи букв, слогов и слов. Дети очень любят, когда родители разыгрывают сказки по ролям, а потом и сами втягиваются в процесс чтения. Это сближает и ассоциируется с самым приятным и интересным времяпрепровождением. Но не превращайтесь в раба чтения – передавайте инициативу. Ребенок может читать вам, бабушке, любимой игрушке или кошке – слушателя найти несложно.
Да, не забывайте хвалить за чтение с выражением, когда ребенок правильно произносит сложные слова и не торопится. Ласковое прикосновение, похвала, поощрение шоколадкой или игрушкой сделают свое дело. Ребенок поймет, что читать не так сложно, что у него получается, что он может добиться еще лучших результатов.
5. Прервитесь
Прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать. Все просто: читая книгу, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, пока не запишете важную мысль. Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, а читать самому, в общем-то, все-таки стоит научиться.
6. Визуализируйте
Стих, сказку, рассказ можно не только разыграть в лицах, но и отобразить в рисунке, символах и на схеме, составить план. Так ребенку будет понятнее текст, поскольку вы будете опираться на ключевые слова и фразы. И запомнить «нарисованный» стих гораздо проще. Помимо фантазии «здесь и сейчас», этот метод развивает воображение, которое сильно пригодится в будущем – на школьных уроках, на работе, в сложных жизненных ситуациях.
8. Развивайте воображение
Клиенты нейропсихологов – дети с нарушением восприятия, внимания, памяти и логического мышления. Без всего этого трудно полюбить чтение. Но помочь таким детям, коих очень много, можно. Для этого разработаны специальные развивающие игры. Уделяя им хотя бы по 20 минут ежедневно, можно добиться больших успехов в чтении! Игры, завязанные на угадывании букв, интонаций, скороговорках, ассоциациях не будут казаться скучными уроками, к ним захочется возвращаться вновь и вновь.
9. Покажите мир
Человек, никогда не слышавший пения птиц, не ощутивший дуновения ветра и не погружавшийся в морские воды, не сможет себе этого представить. Некоторые дети растут буквально в тепличных условиях: редко гуляют, мало двигаются, не общаются со сверстниками и не испытывают новых эмоций. То есть не получают жизненного опыта. Таким детям трудно фантазировать. Натыкаясь на описания и явления, которых они не видели в жизни, они пропускают их мимо глаз и души – не понимают смысла, не заинтересовываются. Поэтому крайне важно не только проводить время за книгой, но и показывать ребенку новые картины мира. Обсуждать, обращать внимание на явления, трогать объекты, задавать вопросы («Смотри, это чайка. Как ты думаешь, почему она летит так низко?»).
10. Не жалейте время
11. Пусть чтение станет наградой
Полюбив «игры в слова», ребенок будет воспринимать эти минуты и часы как подарок или награду. Убрал разбросанные вещи? Молодец! А теперь можно и почитать. Через развивающие игры, плавно переходящие в чтение, дети учатся с интересом относиться и к книгам. Пусть совместное чтение будет вашим любимым занятием. И тогда вы все чаще будете слышать вопрос: а когда мы пойдем читать?
12. Обсуждайте прочитанное
Превратите чтение в дополнительную тему для разговора: обсуждайте прочитанное, приводите примеры и аналогии. Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В диалоге на тему произведения ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.
13. Превратите чтение в ритуал
Если ваш ребенок уже не маленький, учится в школе, но с презрением относится к чтению, заведите привычку хотя бы несколько дней в неделю уделять время книге – как самостоятельно, так и вместе с ребенком. А приступать к нему следует с расстановкой – как к ритуалу. Ведь не зря существовала традиция вечерних чтений, когда глава семейства зачитывал произведения, а вся семья слушала, затаив дыхание. Для такой цели отлично подойдут летние вечера на даче!
Когда учить читать? В первом классе поздно, в 5 лет, кажется, рано. Найти идеальный возраст невозможно, но зато, считает наш блогер Анна Николаева, можно заинтересовать ребенка книгами. И рассказывает как.
Извечный конфликт между детским садом и родителями — обучение чтению. Воспитатели в голос твердят, что детский сад не учит читать, а родители в недоумении разводят руками: «Почему?» Когда в моем блоге эта тема поднялась в очередной раз, я решила расставить все точки над «и». Ведь на самом деле детский сад учит читать. Только не так, как мы привыкли об этом думать. У чтения есть две составляющие:
- Техническая. Когда ребенок изучает буквы, учится соединять их в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения. И делает это всё быстрее и быстрее, оттачивая свой навык, связанный с техникой чтения.
- Смысловая. Когда ребенок хочет использовать тексты в своей жизни, чтобы получать информацию или удовольствие от того, что он прочитал и может обсудить это с кем-то. Это всё то, что связано с эмоциями интереса и радости от чтения.
Природой и психологией так задумано, что к освоению технической стороны чтения дети готовы ближе к 5-7 годам. Да, кто-то раньше запоминает буквы и учится читать, а кто-то позже. Но дошкольный возраст — это не то время, когда надо осваивать технику чтения.
Что же произойдет, если мы пойдем против природы и начнем обучать технической стороне чтения до того, как заложена хорошая смысловая база? А произойдут те распространенные проблемы, от которых страдает большинство родителей:
- Ребенок не хочет читать. Не интересуется книгами, предпочитает никогда их в руки не брать. Не видит ценности и смысла в чтении. Не говоря уже про удовольствие от этого процесса.
- Чтение ассоциируется у ребенка с чем-то неприятным. Любые попытки родителя или педагога подтянуть технику чтения сталкиваются со стеной детского сопротивления, капризами, слезами и конфликтами. Выполнение домашнего задания в начальной школе превращается в ад.
- Ребенок умеет читать и читает. Но не понимает прочитанного. Соответственно не может ответить ни на один вопрос по тексту или не понимает задание, которое прочитал.
Именно поэтому задача взрослых (педагогов и родителей) в возрасте до школы — обучить ребенка смысловой стороне чтения. Проще говоря, поддерживать интерес к книгам, буквам и письму. Вот несколько советов, как это сделать:
Пробуйте, и все получится! Если вы действительно сможете увлечь ребенка смысловой стороной чтения, то он сам попросит вас научить его читать. Без криков, капризов, ругани и истерик.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
В статье речь идет о повышении мотивации к чтению у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста со стороны родителей, даются им конкретные рекомендации.
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок не хочет читать…
Если ребенок дошкольник или младший школьник не хочет читать, не любит читать. Что делать? А порой ребенка не заставишь и слушать текст, казалось бы интересной сказки или рассказа, на наш взгляд. Почему так бывает? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
В наш скоростной век, насыщенный огромным количеством информации, привить любовь к чтению у ребенка – большая проблема.
Рассуждая на эту тему, каждому родителю нужно честно ответить на вопрос, а что я сделал для этого?
Одна из основных причин кроется в нас, взрослых, в первую очередь в родителях, в нашем, порой, безразличном отношении к чтению . Почему? Спросите вы. Потому что родители – значимые взрослые для ребенка и являются для него образцом. Ребенок, глядя на своих родителей, осваивает определенный образ жизни. Папа весь день или свободное время – у телевизора, мама — в социальных сетях, а ребенку предлагают читать книгу. Что он вам ответит. Конечно, недовольством. Вы вон каким интересным делом занимаетесь, а мне – читать?
Уважаемые родители, если вы видите, что ваш ребенок не хочет и не любит читать, поразмышляйте о себе: давно ли вы сами брали книгу в руки и читали? Если малыш не видит своих родителей за чтением, пробудить и укрепить интерес к книге у него будет трудно.
Второй очень важный момент. Процесс формирования у ребенка интереса к чтению, книге в семье начинается с младенчества. Младенческий возраст – до 1 года – важный период развития ребенка, сензитивный период, то есть создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Поэтому пропускать его нельзя.
Когда ребенок родился, очень важно, чтобы мама включила в свое общение с ребенком фольклорные жанры : различные потешки, прибаутки, песенки, сказки. А не только ее общение ограничивалось уходом за ребенком.
Другой момент, заслуживающий внимания со стороны родителей, — в первые годы жизни необходимо правильно подобрать и преподнести книгу ребенку, то есть выбрать нужную книгу с учетом его потребностей, хорошо иллюстрированную. А также умение выразительно, артистично прочитать текст. Монотонное чтение вносит негативный штрих в этот интересный процесс и у ребенка формируется понятие, что чтение – скучное занятие.
Отрицательным явлением в формировании интереса к чтению у ребенка служит и раннее знакомство ребенка с компьютером и игры в нем. Ребенок в 3 года нажимает на все кнопки ПК, вызывая восхищение, умиление своего социального окружения. При этом ребенок в этом возрасте, например, 3 года не говорит предложениями, не умеет строить диалог даже с близкими ему людьми, не проявляет интерес к художественному слову.
Если телевизор в доме работает постоянно, то ребенок становится пассивным потребителем зрительной информации, а слуховое восприятие тормозится. Иногда родители жалуются на то, что ребенок их не слышит и необходимую информацию приходится повторять несколько раз . Это следствие агрессивного влияния на ребенка телевизора. Дети, живущие в таких условиях, плохо воспринимают информацию на слух. А восприятие художественного текста – это восприятие на слух. Это трудно ребенку. Поэтому книга оказывается не в чести у него.
Уважаемые родители, подумайте, пожалуйста, какое место в жизни вашего ребенка занимает телевизор, компьютер. Если большое , то ситуацию надо срочно менять. Ведь обучение в школе тоже строится в основном на восприятии информации на слух.
Трудности понимания текста у ребенка могут быть вызваны в следствии неразвитости воображения, образного мышления, речи, низкой концентрации внимания. Если целенаправленно не решать проблему развития психических процессов, то мы не сможем рассчитывать на то, что ребенок сможет воспринимать текст правильно. А как это проверить? Прочитали текст и спросите у ребенка, что понравилось, с кем бы ты хотел подружиться. Впечатление у дошкольника должно выразиться здесь и сейчас через продуктивную деятельность: рисунки, пластилин, глину, бумагу и т.д. Предложите ребенку, например, нарисовать, что ему понравилось или главного героя. У кого-то получится и хорошо, а кто-то будет кричать: я не знаю, кого рисовать, я не запомнил и т.д. Почему? Здесь причина может быть в ограниченном словарном запасе у ребенка, особенно, если дома говорят на обиходно-бытовой лексике. И представьте себе ребенок слушает текст, где много прилагательных, глаголов, сравнений, наречий, которые для него непонятны. И текст для него становится неинтересным.
Дошкольник понимает текст через игру. Играйте с ребенком, инсценируйте текст, побуждайте его к собственному литературному творчеству. Какому? Например, придумать свой конец или начало сказки
Следующий момент, очень важный для родителей. Не принуждать ребенка к чтению дома. Заставить любить литературу невозможно. Мы, взрослые, часто говорим ребенку: не прочитаешь, в компьютер играть не будешь. Не наказывайте чтением, не стыдите, не сообщайте присутствующим, что малыш не любит читать в его присутствии. Чтение, получается, повинное наказание. Для ребенка это оборачивается все большей нелюбовью к чтению.
Часто ребенок в 4-6 лет овладевает навыком чтения и родители перестают ему читать вслух. Но дошкольник не всегда может ухватить смысл прочитанного, поэтому он бросает читать. Очень раннее развитие самостоятельного чтения не всегда бывает благом. Если что-то было упущено в дошкольном возрасте и ребенок не хочет читать и слушать, можно попробовать другие подходы. Например, сходить в книжный магазин и предложить ребенку самому выбрать книгу. Пусть он полистает, посмотрит, и какая ему понравится, купите. Но не спрашивайте ребенка, а ты будешь ее читать?
Или попробуйте предложить ребенку книгу, с героем которой у него будет много общего: например, также зовут героя, или он любит животных, как и ребенок и др. Если у ребенка появились вопросы о собаке, о космосе и др. не стесняйтесь, сходите в библиотеку, посоветуйтсь со специалистом и спросите, какую книгу предложить ребенку, чтобы она была для него актуальной именно в данный момент. Поверьте, любовь к литературе начинается с конкретной книги или конкретного автора, а затем интерес расширяется.
Другой прием. Начните читать книгу, остановитесь на интересном месте и положите книгу на видное место. Если ребенок умеет читать, он может взять и самостоятельно дочитать книгу. Конечно, этот прием будет эффективен не для всех. Но для организованных, целеустремленных детей он действует безотказно.
Нельзя сопровождать чтение отрицательными эмоциями. Надо оставить право за ребенком не дочитывать книгу, если не хочет; право перескакивать, забегая вперед; право читать, где попало, право молчать о прочитанном, право не читать, когда не читается, право высказывать свое мнение.
Ребенок, научившийся читать еще до школы, после поступления в нее значительно быстрее адаптируется к учебной программе. Но что делать в том случае, если он не проявляет интереса к обучению чтению?
- Как научить ребенка читать, если он не хочет
- Что делать, если ребенок не хочет читать
- Как учить ребенка читать
Прежде всего, ни в коем случае не принуждайте ребенка к обучению грамоте. Дети наименее охотно берутся за то, что их делать заставляют. Более того, можно пойти на хитрость: как бы невзначай сказать при ребенке кому-нибудь из домашних, что врачи не рекомендуют обучать детей чтению до школы, потому что от этого портится зрение. Запретный плод сладок, и малыш, возможно, сразу захочет нарушить совет врача.
Если этот прием не подействовал, скажите ребенку, что грамотность — это дополнительная форма свободы. Будучи грамотным самому, необязательно привлекать к чтению книг родителей, родственников, мешать им, когда они заняты. Расскажите малышу стихотворение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать» — в нем как нельзя лучше выражена эта мысль в форме, доступной детскому пониманию.
Порой дети начинают играть в компьютерные игры раньше, чем осваивают грамоту. Это — вредная привычка, но опытный родитель извлечет пользу для ребенка и из нее. Спросите у ребенка, знает ли он, что обозначают загадочные надписи , возникающие на экране по ходу игры, и хочет ли он это узнать. Расскажите ему, что в будущем ему придется на компьютере не только играть, но и работать (можно добавить: «как папа»), что это очень интересно, но без знания грамоты невозможно. Можно также использовать программы для обучения грамотности в игровой форме либо приобрести специальный детский компьютер, где есть соответствующие упражнения.
В случае, если ребенок проявляет интерес к шифрам, секретам, этим также можно воспользоваться для пробуждения у него интереса к чтению. Предложите ему поиграть «в разведчика» — научиться разгадывать «шифр» (на самом деле — обычный текст). Он с гораздо большей охотой станет изучать под вашим руководством «тайные знаки» — обычные буквы, учиться складывать из них слова, фразы.
Старший брат, который уже изучает в школе физику, химию, может обратить внимание ребенка на тот факт, что родители не читают ему вслух ничего, кроме давно наскучивших сказок, спросить, хочет ли он почитать учебник для старшеклассников, узнать из него о физических и химических опытах, ведь это так интересно! При положительном ответе начать обучать ребенка грамоте может сам брат.
Не торопиться. Может еще время не пришло. Моя Маргоша читала с трех лет. Удивляла всех. Ей все легко далось. Мы даже букварь весь не прошли, так как не было смысла, она поняла принцип, и все она стала читать. И вот по аналогии я решила и Степу начать учить читать в три года. Не тут-то было. Все мои усилия не увенчались успехом. Пришлось оставить все попытки на два года. Зато в пять лет все пошло как по маслу. Так что дождитесь подходящего времени.
Не надо заставлять, мой старший ребенок стал читать после того, как я начала чтение ограничивать. Ну, сначала, конечно, я его мотивировала, уговаривала, и всё это было из-под палки и через не хочу. Но читать научился, что-то 20 слов в минуту, как-то так. А потом пару раз его уговаривала, доставала книгу — и вдруг передумывала, нет, говорю, к чему тебя заставлять, это неправильно, и книгу забирала. Это не с первого раза подействовало, тут вдохновение нужно, но дети и взрослые всяко не любят, когда «надо», приходится как-то заманивать на «хочется».
А, еще говорила — как хорошо, что ты не умеешь читать, придется тебе ко мне приходить и просить, я же когда почитаю, а когда и не смогу.