Как убрать скованность у ребенка

Некоторые дети часто испытывают чувство застенчивости и стеснительности; им сложно находить общий язык с другими детками. Они как бы отделяют себя от всех, играют сами или прячутся за маму.

Детская застенчивость вызывает беспокойство у родителей. Они подталкивают своих деток в сторону других детей в надежде, что ребенок освоится и подружится с кем-то. Но это только усиливает чувство тревоги и неуверенности у ребенка, заставляя сильнее хвататься за маму.

Причины застенчивости у детей

Детская застенчивость представляет собой защитный механизм, который помогает справиться с тревогой перед неизвестным и пугающим миром. Дети часто используют этот механизм, когда сталкиваются с чем-то новым.

Одни детки справляются быстро, переключаясь на исследовательскую деятельность или включаясь в новую игру. Другим детям нужно время, чтобы привыкнуть и освоиться. Они цепляются за родителя, как за безопасный привычный объект. Но спустя какое-то время спокойно могут влиться в новую компанию или увлечься чем-то неизведанным.

Детская застенчивость, требующая коррекции, возникает в тех ситуациях, когда ребенок полностью отказывается контактировать с новыми людьми и детьми, плохо адаптируются в коллективе детского сада или школы, пугается новых мест. Это связанно с тем, что у ребенка уже сформировалось бессознательное представление, что окружающий мир опасен, а люди в нем непредсказуемы. Это заставляет ребенка держаться родителя, не проявлять себя и быть как можно более незаметным.

Как преодолеть застенчивость у ребенка?

Застенчивый ребенок нуждается в принятии и поддержке со стороны взрослого. Окружающий мир для него неизвестен и может восприниматься как небезопасный. Для того чтобы помочь ребенку справиться с застенчивостью, необходимо поддерживать его в переживаниях, не отталкивать, а быть рядом. Ребенок должен иметь возможность опереться на родителей в сложный момент времени, когда ему страшно или плохо.

Если Вам самостоятельно тяжело понять, что именно пугает ребенка или как дать ему поддержку и опору, обратитесь к специалисту за помощью. На консультации с психологом вы сможете лучше понять, как взаимодействовать с застенчивым ребенком, какими внутренними ресурсами обладаете и как их использовать во благо ребенка.

Если в Вашей семье напряженная атмосфера и часто случаются конфликтные ситуации, обратитесь за помощью к семейному психологу. Частые ссоры и крики родителей, а также непонимание с их стороны, ребенок может воспринимать на свой счет. Это часто приводит к тому, что ребенок закрывается, прячется от окружающего мира, родителей и других людей. Восстановление в семье ощущения безопасности и покоя уменьшит страх и тревогу ребенка, поможет ему больше раскрываться и контактировать с другими людьми.

Помощь психолога при застенчивости у детей в Москве

В своей работе детские психологи используют методы арт-терапии, игровой терапии и песочной терапии. Ребенку предоставляется возможность проиграть свои чувства, переживания, или с помощью рисунка дать волю своим эмоциям. Психолог внимательно следит за работой ребенка, активно участвует и помогает по-новому проявлять себя. Проработка остановленных импульсов и желаний возвращает деткам спонтанность, любопытство и интерес к общению с другими детьми.

Консультация психолога полезна детям для восстановления доверия к миру и людям. Психологическая работа поможет ребенку больше проявлять себя, легче сходиться с другими детьми и сформирует здоровый опыт взаимодействия, на который он сможет опираться в дальнейшем.

В нашем центре работают специалисты разных психологических направлений: игровая терапия, арт-терапия, гипнотерапия. Вы можете выбрать специалиста самостоятельно на нашем сайте или проконсультироваться с администратором по телефону.

Признаки застенчивого ребёнка

Если ребенок стесняется в новой ситуации, это ещё не повод бить тревогу. Есть некоторые основные признаки, указывающие на излишнюю застенчивость, на которые стоит обратить внимание родителям:

  • Мало друзей, сложности в общении с ровесниками.
  • Молчаливость, некоторые дети в разговоре могут заикаться и плохо выговаривать слова, речь односложная. И это не от дефекта речи, а из-за повышенного волнения. В крайних случаях ребёнок даже не в состоянии ответить на заданные ему вопросы.
  • Скованность в движениях, напряженность мышц. Наблюдается учащенный пульс, может испытывать повышенную потливость.
  • Старается «оставаться в тени», чтобы на него меньше обращали внимание.
  • Малая инициативность, неумение работать в группах.
  • Медленная адаптация к новому, в том числе и новым людям. Всё, что непривычно и неизвестно вызывает страх, а порой и сильный стресс.
  • Заниженная самооценка также частый спутник скромных детей.

Причины застенчивости у детей

Для того чтобы помочь ребенку справиться с застенчивостью, нужно понимать причины ее возникновения, которых может быть достаточно много, вот самые распространенные:

  • Психологические особенности ребенка, в том числе генетическая предрасположенность.
  • Конфликты в семье и школе.
  • Особенности здоровья.
  • Психологические травмы.
  • Заниженная самооценка.
  • Страх неудачи.
  • Неумение общаться.

В некоторых случаях застенчивость может быть проявлением сложных психологических состояний. В таком варианте без помощи специалистов не обойтись. Дети с патологической скромностью могут во взрослой жизни испытывать сложность в общении, при устройстве на работу, при взаимодействии с противоположным полом и в целом с адаптацией ко многим жизненным ситуациям. Но в большинстве случаев, возможно скорректировать поведение ребёнка и его отношение к миру через специальные упражнения и целенаправленное обучение и воспитание.

Советы для родителей застенчивых детей

Зачастую скромным детям в современном мире бывает очень сложно адаптироваться и найти себя. Темп жизни растет с каждым годом, на скромность, вдумчивость и стеснения порой просто нет времени. Пока застенчивые люди только наблюдают, другие уже действуют и добиваются успеха. И родители часто укоряют своих детей за излишнюю медлительность и стеснение. Но есть способы помочь малышам стать более уверенными и при этом сохранить свою индивидуальность и умение тонко чувствовать мир.

  • Не оправдывайтесь за ребёнка, если он стесняется посторонних людей и прячется за близкими взрослыми. При этом не стоит называть его при чужих «скромным», так как это может быть воспринято самим ребенком как неотъемлемое качество, и будет способствовать еще большей зажатости.
  • Чтобы избежать лишней нервозности со стороны ребенка, стоит заранее рассказывать ему о предстоящих событиях, что именно его там ждёт, как лучше себя вести и т.п.
  • Учите малыша знакомиться с другими людьми — как с детьми, так и со взрослыми, обратите внимание на фразы, которые нужно произносить.
  • Учите правильно общаться через игры. Например, усадите кукол в кружок и пусть ребенок потренируется здороваться с ними по очереди, а потом прощаться.
  • Показывайте пример. Ребенок считывает манеры общения со своих близких родственников, в первую очередь с родителей.
  • Не ругайте малыша, если он что-то сделал неправильно, постарайтесь спокойно объяснить, что именно было не так. Чаще хвалите ребенка, даже за незначительные достижения. Это укрепит его веру в себя.
  • Купите малышу питомца. Забота о братьях наших меньших хорошо развивает ответственность, повышает самооценку, снижает тревожность.
  • Создавайте ситуации, где ребенок смог бы больше общаться с разными людьми: запишите в кружки или секции, приглашайте домой гостей и ходите в гости сами.
  • Интересуйтесь мнением ребенка, советуйтесь с ним, чтобы он чувствовал свою значимость.
  • Относитесь к ребенку с уважением. Не критикуйте и не высмеивайте своего ребенка, особенно при других. Даже если ли вам кажется, что это не имеет значения, для малыша это может быть важно.

Упражнения, помогающие преодолеть застенчивость

Есть много различных упражнений, которые помогут раскрепоститься ребенку и почувствовать себя более уверенным и спокойным. Лучше всего такие тренинги проводить в тихой обстановке, используя игровые методы.

• Угадай эмоцию.
Можно играть в группе детей или только вдвоем, взрослый-ребенок. Ведущий загадывать какую-то эмоцию (гнев, веселье, удивление и т.д) и показывает её без слов. Ребенок должен угадать. Для малышей можно предложить обратную игру, то есть показывать эмоции должен сам ребенок. Например, можно прочитать эмоциональные стихи (отлично подойдут произведения А. Барто), а дети должны изобразить описанные в произведении чувства. Можно произносить одну и ту же фразу с разными эмоциями.

• Как рычит лев
Задача ребенка рычать как лев максимально громко. Если много детей, то стоит устроить соревнования между участниками на самый громкий рык. Вместо льва можно предложить собаку, чайку медведя, волка и т.д.

• Походка
Предложите малышу изобразить, как ходят разные животные. Например: медведь, гусь, заяц, кошка, слон. Другие участники игры должны отгадать загаданное животное.
Если ребенок ну очень застенчив, то можно надеть маску перед игрой. Так он почувствует себя более защищенным.

• Замороженные
Игра для группы детей. Ребята должны представить, что они замёрзли и не могут пошевелиться и тем более разговаривать. Задача ведущего добиться проявления любых эмоций у «замороженных». При этом участников нельзя трогать, запрещается разговаривать. Такое упражнение с одной стороны помогает раскрепоститься и не бояться вызвать смех других людей, а с другой — тренирует умение сдерживать свои эмоции и контролировать их.

Застенчивость у детей иногда может мешать полноценному развитию, блокируя интерес к познанию окружающего мира и сужая круг общения. Если малыш сам не справляется с ситуацией, задача взрослых помочь ему и вовремя поддержать, ведь такие дети очень ранимы и чувствительны.

развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

Все мы разные. Кто-то рождается бойким и задиристым, а кто-то – робким и застенчивым. Многие дети по мере приобретения жизненного опыта преодолевают застенчивость. Для того чтобы малыш сделал это как можно успешней, нужна ваша деликатная помощь.

Ваш ребенок сторонится шумных сверстников и предпочитает тихо играть в сторонке? Главное правило: до тех пор, пока стеснительность не влияет негативным образом на качество жизни ребенка, не воспринимайте ее как проблему. У малыша не должно сложиться ощущение, что он разочаровал родителей.

Другое дело, когда стеснительность мешает установить ему взаимоотношения с ровесниками и взрослыми людьми, вовремя попросить о помощи. В этом случае решать проблему нужно как можно скорее. Предлагаем вам воспользоваться простыми, но действенными советами.

Никаких ярлыков и штампов

Постоянно акцентируя внимание на стеснительности ребенка, вы можете упустить из виду другие особенности его характера. Понаблюдайте за своим ребенком. Наверняка в какие-то моменты он более открыт и общителен, а какие-то ситуации заставляют его замкнуться в себе. Обратите внимание на сильные стороны вашего малыша и обязательно подчеркивайте их.

Давай поиграем

Старайтесь по возможности расширить круг знакомых вашего ребенка – приглашайте гостей, у которых тоже есть дети. Стеснительному малышу необходимо учиться контактировать. Но при этом постарайтесь мягко ввести его в ситуацию контакта — не оставляйте одного в компании держите за руку, сами принимайте участие в общении. Малыш должен быть уверен – если возникнет необходимость в поддержке, родные рядом.

Давай поговорим

Очень часто стеснительные дети чувствительны. Поговорите с ребенком о его чувствах. Например, он прячется, не желая принять участие в общем веселье. Мягко скажите: «Я вижу, ты не очень-то хочешь играть сейчас». Эти слова не прозвучат как упрек, но покажут, что вы разделяете переживания ребенка. Поощряйте его желание высказаться, поделиться чувствами. Ваш ребенок должен понимать: его всегда готовы выслушать. Тогда его самооценка будет расти.

Давай вместе

Для того чтобы ваш малыш быстрее наладил взаимоотношения со ровесниками, подойдите к ним вместе, заведите диалог. Вероятнее всего, вскоре маленький молчун тоже решит вступить в беседу.

Побольше разнообразия

Трудно предсказать, что именно заинтересует робкого ребенка. А значит, стоит поучаствовать в различных мероприятиях. Так вы поймете, какие интересы, склонности и таланты у вашего малыша. Начните, например, с занятий в бассейне или рисования.

Генеральные репетиции

Новая обстановка и непривычные ситуации – огромный стресс для застенчивых людей. Ведь они, как правило, преувеличивают опасность обстоятельств. Гораздо проще им действовать в привычной обстановке. Вашему ребенку предстоит новое событие – будь-то знакомство с новой компанией во дворе, поход в незнакомый магазин или встреча с новым классом? Проговорите возможное развитие ситуации заранее — как ваш ребенок будет себя вести, что говорить, что может произойти. Это позволит снизить уровень тревожности.

Спокойствие, только спокойствие

Часто застенчивость малыша наибольшую тревогу вызывает у его родителей. В том числе и потому, раньше они и сами страдали от робости и стеснительности. И оттого заранее переживают, что ребенку придется пройти через тяжкие моменты, которые пережиты ими. Не стоит беспокоиться и передавать внутренне напряжение малышу. Как бы вам ни хотелось помочь, поймите, ваш ребенок имеет право и на личный опыт.

Даже самые уверенные в себе люди в тот или иной момент испытывали робость. Это совершенно нормально. Расскажите ребенку, как лично вам удалось побороть чувство неуверенности в себе. Вот увидите, ваш пример вдохновит вашего ребенка!

Детская застенчивость – это реакция на эмоцию страха, которая возникает при взаимодействии малыша с другими людьми и закрепляется, как модель поведения в той или иной ситуации.

Застенчивый ребенок скован, неуклюж, часто смущается, краснеет, эмоции маловыразительны, тихий робкий голос. Ему свойственна нерешительность, неуверенность в себе, страх перед общением и фиксация на своих недостатках.

Помочь малышу преодолеть застенчивость и развить у него навыки коммуникации вполне посильная задача, если начинать заниматься с ребенком своевременно. Следует отметить, что застенчивость особенно проявляется к 5 годам и постепенно сглаживается к восьми.

В нашей статье мы рассмотрим упражнения, которые помогут преодолеть эти затруднения.

1. Раскрепощающие игры для детей . Развитие мимики жестов.
• «Угадай эмоцию» (для детей 4 – 10 лет).

Застенчивый ребенок, как правило, стесняется своего лица, поэтому главная задача – замотивировать ребенка, подавая собственный пример. Сначала играйте вдвоем, затем можно привлекать других участников игры. И начинать следует с угадывания простых эмоций: радость, удивление, грусть, гнев. В дальнейшем можно предлагать не только эмоции, но и давать возможность разыгрывать сценки.

• «Изобрази животное» (для детей 4 – 10 лет).

Учитывая особенности застенчивых детей, при проведении данного упражнения, необходимо создавать непринужденную веселую атмосферу и предлагать не сложные задания, выбирая животных с яркими отличительными чертами.

• «Разговор с глухой бабушкой». Суть игры заключается в том, что бабушка задает внуку вопросы, который, в свою очередь, жестами и мимикой пытается ей ответить. Приведем пример:

Бабушка: «Озорник, ты где был?»

Внук жестами показывает, что играл в футбол.

Бабушка : «Как твое настроение?»

Внук показывает большой палец вверх, дав понять, что настроение отличное.

Бабушка : «Ты хромаешь, ты упал?»

Внук показывает разбитую коленку, хнычет.

Необходимо помнить, что чем больше игру сопровождает юмор и смех, тем больше ребенок раскрепощается и сможет проявить себя, справившись с неловкостью.

2. Упражнения на развитие выразительност и речи .

Голос застенчивого ребенка достаточно тихий, робкий, слабый, эмоционально мало окрашен. Поэтому крайне важно помочь ребенку сделать речь более громкой, выразительной и обогащенной различными интонациями.

• «Кто больше?» (для детей 6 – 10 лет).

Необходимо произнести какое-либо слово или предложение с разными интонациями. Например, слово «привет» произнести с радостью, испуганно, восторженно, обижено.

• Всем известная игра «Фанты». Главная задача – придумать веселые задания и привыполнении каждого из них, застенчивого ребенка необходимо подбадривать, помогать, вселять уверенность в него.

3. Упражнения на преодоление застенчивости перед взрослыми.

К этой категории упражнений относятся эмоционально развивающие игры в семейной обстановке. Важно иметь возможность привлечь других взрослых людей.

• «Рисуем фигуру» (для детей 6 – 12 лет).

Необходимо разбиться на пары ребенок – взрослый, договориться о том, что они будут изображать (желательно выбирать простые,которые легко отгадать). Один рисует пальцем на спине другого (например, круг или домик). А второй изображает мимикой, пантомимой, танцами. Победителем оказывается тот, кто похоже изобразил задуманное.

• «Конспиратор» (для детей 5 – 10 лет).

Все участники игры встают в круг. Водящему завязывают глаза и водят вокруг него хоровод, пока он не произнесет команду: «Стоп!» Водящий должен наощупь узнать всех игроков. Того, кого узнали, выходит из игры. Побеждает, соответственно, последний оставшийся игрок, которому и достается звание «Конспиратор».

4. Упражнения, которые помогают преодолеть боязнь окружающего мира.

В основе психологических особенностей детской застенчивости лежит ощущение, что окружающий мир представляет собой опасность, ребенок чувствует стеснение, скованность, неуверенность и чувство беззащитности. Дети дошкольного возраста делят всех на «плохих» и «хороших», не улавливая еще более тонких граней. Следующие упражнения помогут ребенку сориентироваться, когда следует вести себя дружелюбно, а когда стоит насторожиться.

• «Город» (для детей 4 – 6 лет).

Выстраиваем на полу модель городской улицы, используя кубики, конструктор, фигурки человечков, животных и т. д. Суть игры заключается в том, чтобы проиграть с ребенком ситуации, в которых он может испытывать чувство тревоги в реальной жизни. Например, ребенок выходит во двор, а ребята зовут его поиграть. Как быть? Что сказать? Затем необходимо перейти дорогу. Как не попасть под машину? Какие правила необходимо соблюдать? Тут мы увидели бездомную собаку. Как правильно себя вести? И т. д.

5. Упражнения, которые учат отстаивать свое мнение.

Застенчивый ребенок, как правило, стесняется высказать свое мнение и отстоять свою точку зрения. В преодолении этих затруднений помогут следующие упражнения.

• «Дочки – матери» (для детей 5 – 8 лет).

Застенчивой девочке предлагается роль мамы, при этом взрослый занимает ведомую позицию в игре. Следует отметить, что привычные стереотипы реальных взаимоотношений не должны переноситься в игру, чтобы эти модели поведения не закреплялись.

• «Найти больше аргументов» (для детей 7 – 14 лет).

Взрослый предлагает начало какого-либо утверждения, а ребенок заканчивает его. Например,

«Ссориться плохо, потому что…»

Иметь много друзей, это здорово, потому что…»

Таким образом, использование данных упражнений и игр в работе с застенчивым ребенком будет способствовать преодолению робости, нерешительности, скованности, снижению психоэмоционального напряжения и формированию адекватной самооценки.

Скромный, стеснительный ребёнок доставляет родителям гораздо меньше проблем, чем хулиган и забияка. Но именно в этом и заключается опасность этого сомнительного достоинства. Родителей устраивает спокойный малыш, предпочитающий проводить время на прогулке неподалеку от мамы, мирно копающийся в песочнице или листающий книжку. И зачастую они не замечают завистливых взглядов малыша на играющих вместе сверстников и не спешат помочь ему преодолеть стеснительность.

Когда застенчивость ребёнка становится проблемой

Робость и стеснительность в определенных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, в процессе адаптации к новому коллективу, является естественной реакцией, присущей почти всем людям независимо от возраста. Нормальным явлением считается время адаптационного периода около получаса.

Легкая застенчивость не требует коррекции психологического состояния ребёнка, в отличие от болезненной замкнутости и патологической стеснительности. Родители обязаны насторожиться, заметив следующие моменты.

  • Малыш​ отличается осторожным поведением, тихим голосом, скованными движениями, напряженностью в теле. Также он может жаловаться на боли в животе, может наблюдаться нездоровый румянец, потоотделение, повышенный пульс и другие признаки стрессового состояния.
  • Ребёнок​ скрытен, не делится своими мыслями, не просит совета или помощи, не любит быть в центре внимания, предпочитает одиночество.
  • Малыш пуглив, не любит изменений в жизни, избегает новых знакомств.
  • Для детей характерна нерешительность, затруднения при принятии решений и выборе одного варианта из нескольких.
  • В запущенных случаях может появиться запинание и заикание, особенно при разговоре с незнакомцами или выступлениях на публике в детском саду и школе.

Родители должны знать, что эти факторы нельзя списывать на капризы и считать их временным явлением. Тем более, нельзя за них наказывать.

Это не пройдет само собой. Нужно принимать меры, и помогать ребёнку лучше чувствовать себя в обществе, поднимать его самооценку.

Причины болезненной застенчивости детей

Чрезмерная стеснительность может быть вызвана не зависящими от семьи факторами, такими как наследственность или серьезные заболевания ребёнка, вплоть до инвалидности. Детям свойственно жестокое отношение к тем, кто отличается от них. Ребёнок-инвалид может испытывать негативные эмоции в коллективе сверстников, что и вызывает у него тягу к одиночеству.

Нельзя не учитывать врожденные особенности нервной системы. В группу риска автоматически попадают дети с меланхолическим и флегматическим темпераментом.

Застенчивость может появиться после нескольких случаев неудачной адаптации ребёнка к новым условиям, особенно если они сопровождались насмешками и упреками родителей.

Большое значение имеет ситуация в семье, выбор родителями не тех воспитательных средств. Чрезмерная опека или отдаленность от детских проблем нарушает комфортную жизнь малыша и приводит к неуверенности в себе, нерешительности, замкнутости.

Как родители могут помочь своему малышу

Родители должны понимать, что патологическая застенчивость может привести к серьезным проблемам физического и психологического характера. В первую очередь, это комплекс неполноценности, ухудшение характера, появление вредных привычек.

Стеснительные дети не могут проявить свои способности, добиться успехов в учебе. Следствием станет их нереализованность во взрослой жизни, сложности в отношениях с противоположным полом, проблемы с карьерой. Для таких людей закрыты многие профессии, связанные с выступлениями на публике, руководящие посты. Застенчивые люди не всегда могут стать руководителями даже среднего звена, не говоря уже об организации своего дела.

Психологи советуют родителям уделять таким детям как можно больше внимания, интересоваться их личной жизнью, уметь слушать и давать своевременные советы.

Стеснительным детям особенно важна поддержка родителей в трудные моменты, их одобрение и поощрение, уверенность в их любви.Ребёнок должен знать, что его воспринимают положительно, независимо от его ошибок и недостатков.

Родители могут помочь малышу найти друзей сходного темперамента с такими же интересами, пригласить в гости знакомых с детьми. Следует избегать любых ситуаций, вызывающих у детей нервный зажим и стресс. К примеру, посещение ребёнком кружков и секций должно происходить только по его желанию, без давления родителей, ставящих целью приобщение малыша к коллективу.

Стеснительного ребёнка никогда нельзя сравнивать с другими детьми. От этого он еще больше будет замыкаться, появятся новые комплексы. Он может начать обижаться на того, с кем сравнивают. Гораздо эффективнее хвалить ребёнка за любые небольшие достижения.

А лучше помогать проявлять индивидуальные способности. Если что-то малыш делает лучше других, нужно поддерживать и развивать эти умения. Лепить, рисовать, конструировать, рассказывать стихи, петь, вышивать. Любое занятие, которое получается у него очень хорошо, повышает его самооценку, уменьшает стеснительность.

Застенчивым детям полезно давать больше свободы. Нужно, чтобы они чаще брали на себя ответственность, выполняли домашние поручения, сами ходили в магазин за продуктами, сами или вместе с родителями выбирали себе одежду. Самостоятельность нужна и в выполнении уроков, в выборе занятий в свободное время. Свобода выбора очень важна для уверенности в своих силах.

Родителям нужно следить, чтобы стеснительные дети выполняли определенные правила, исправляя свое поведение:

  • ребёнок должен делать уверенный вид, расправлять плечи, выпрямлять спину, даже если он испытывает страх;
  • улыбаться окружающим легкой, спокойной улыбкой;
  • при разговоре смотреть собеседнику в глаза;
  • найти себе хобби или заняться спортом;
  • приучать себя участвовать в разговорах;
  • бороться со страхами, прилагать усилия для преодоления хотя бы маленьких трудностей:
  • обращаться за помощью к тем близким людям, которым он доверяет.

Все эти простые правила помогут детям наладить коммуникацию со сверстниками, легче знакомиться, уверенно вести себя в компании, на физическом уровне быть более открытым для людей.

Ребёнку нужно помочь принять свою стеснительность как свойство натуры, понять, что это не самый страшный недостаток и его можно со временем преодолеть. Если малыш будет чувствовать постоянную поддержку родителей без гиперопеки и насмешек, то любой уровень застенчивости пройдет легко и бесследно.

Что такое замкнутость — особенность характера скромного, стеснительного ребенка или же проявление болезни? С каждым случаем нужно разбираться отдельно. Если вашему ребенку тяжело дается общение с окружающими, не стоит откладывать поход к специалисту — прежде всего, врачу-психиатру — в долгий ящик. Только врач сможет отделить норму от патологии и в случае последней назначить необходимое лечение или реабилитацию.

Увы, многие родители тянут с этим до последнего или беззаботно полагают, что все «само пройдет», и предпочитают не вмешиваться, а наблюдать со стороны. Принять такое решение им иногда помогает и сам ребенок, уверяя взрослых, что с ним все в порядке. К сожалению, в силу незрелости личности ему бывает трудно отделить эту черту от своей личности — проще слиться с ней.

Клин клином?

Многие родители вспоминают поговорку «клин клином вышибают» и отправляют замкнутого ребенка в кружки, где он напрямую сталкивается со своими страхами. Варианта развития событий здесь может быть два. Если у ребенка патология, такой шаг родителей может нанести вред как ему самому, так и тем, кто его будет окружать. А вот в ситуации нормы, когда речь идет об акцентуации характера, это действительно может помочь.

В любом случае делать это надо под контролем психиатра, поскольку при неблагоприятном течении процесса «выбивания клина клином» эта акцентуация может усугубиться или перерасти в расстройство личности.

Так, например, однажды девочку с психофизическим инфантилизмом (характеризующимся задержкой как физического, так и психического развития) по совету специалиста по поведенческой психологии отправили работать — чтобы она стала более самостоятельной, общительной и ответственной. Эффект оказался обратным: еще большая неуверенность в себе, снижение самооценки и отвращение к новому виду деятельности — работе. Этого бы не случилось, если бы родители своевременно обратились к специалисту.

Терапия творчеством

Если замкнутость — не патология, а черта характера, стоит для начала поработать с самооценкой и чувствами ребенка в индивидуальном режиме, затем, при благоприятном развитии событий, в групповом. Например, на ребенка может оказать благотворное влияние посещение театрального кружка: там он может стать более открытым, общительным, смелым, уверенным.

Театр может быть способом творческого самовыражения: актер проживает те эмоции, которые боялся пережить в жизни, и это дает терапевтический эффект. Многие актеры — достаточно замкнутые люди, но на сцене или в кино демонстрируют невероятную открытость и общительность.

Однако прежде чем записывать ребенка в кружок или студию, спросите у него самого, а хочет ли он этого. Постарайтесь понять, сможет ли он продуктивно взаимодействовать с другими членами коллектива. Давить на ребенка ни в коем случае нельзя — так вы только нанесете удар по его самооценке и подорвете уверенность в себе. Можно предложить для начала сходить на одно занятие и послушать, в чем ему самому видится препятствие на пути к этому виду деятельности.

«Заставлять ребенка не нужно — все должно быть по любви»

Александр Федоров, заслуженный артист РФ, основатель, директор и художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера

За всю тридцатилетнюю историю ДМТЮА я помню случая четыре, когда поступать к нам приходили очень замкнутые дети, чьи родители просили помочь — заинтересовать и тем самым раскрепостить ребенка. И мы, конечно, помогали. Потихоньку дети менялись. Иногда может потребоваться год, чтобы ребенок полностью освоился, раскрылся, но результат того стоит.

За годы работы с детьми у нас накопилось много методов, позволяющих снять зажимы. Например, на прослушивании девочка исполняет песню, я даю ей свернутый пиджак, говорю: «Это маленький ребенок. Возьми, баюкай, пой эту же песню как колыбельную». Ребенок начинает думать, как лучше это сделать, втягивается в процесс, забывая о внешней зажатости. Или подхожу и говорю: «Толкни меня!» — и встаю на колени. «Еще толкни, давай подеремся. А теперь басню читай», — вытаскиваю из них эмоции.

При этом я уверен, что ребенка, который пока не готов выходить на сцену, нельзя ломать или заставлять. Я всегда говорю родителям: у каждого свой срок, не торопитесь. А ребятам: родители — ваши лучшие друзья, доверяйте им, ничего не утаивайте, обо всем рассказывайте. Бывает, что дети не хотят в студию, но родителям сказать об этом боятся. В этом случае, конечно, ничего хорошего не выйдет, все должно быть по любви.

«Неплохо бы стать более раскрепощенной, но с другой стороны — это буду уже не я»

Софи Маэда, певица, автор песен, 17 лет

Я интроверт, и это качество стало проявляться довольно рано: я никогда не любила ходить на дни рождения одноклассников, на дискотеки. Предпочитала остаться дома, смотреть сериалы. Участвовать в школьных постановках или читать стихотворение перед классом, даже если в группе всего пять человек, мне всегда было очень тяжело. Но лет в семь-восемь я ходила в театральный кружок, и иногда это было весело. Потом начала писать музыку, но играла ее только самым близким, выступать на сцене и не думала.

Чуть больше года назад я впервые выступила на публике со своими песнями. Сначала было тяжело. Я пошла на курсы актерского мастерства, где меня учили снимать зажимы с помощью криков, прыжков и других приемов. Мне это не очень помогало.

Перед выходом на сцену мне важно быть в хорошей вокальной форме, поэтому я делаю упражнения на артикуляцию, а еще перед каждым выступлением мы с группой много репетируем — это тоже придает мне уверенности. От раза к разу волнения становится все меньше, постепенно я начала получать удовольствие от общения со зрителями. Иногда мне кажется, что неплохо бы стать более раскрепощенной, но с другой стороны — это буду уже не я.

Мне комфортно быть наедине с собой, это позволяет мне концентрироваться на творчестве. Я благодарна родителям, что они не пытались меня сломать, а мягко направляли, позволяли мне самой принимать решения. Я вышла на сцену тогда, когда сама была внутренне к этому готова. Это важно для таких детей, как я.