Как справиться с проблемами воспитания ребенка

Самая распространенная причина обращений к психологу в нашей стране – это проблемы детского и подросткового возраста. В младенческом возрасте родителей пугает задержки в развитии малыша. В дошкольном — страхи, сильные эмоциональные проявления. В младшем школьном возрасте начинают заботить проблемы взаимодействия с окружающими и неуспеваемость. Про трудности подросткового возраста знают все, но пережить их очень непросто. И многие родители искренне полагают, что работа психолога должна быть направлена исключительно на ребенка, все изъяны в нем нужно только «подкорректировать» и все пройдет. На практике такая «коррекция» дает лишь временный эффект или вообще неэффективна, если не проводится работа с родителями.

Ребенок всегда чувствует существующие, подлинные отношения между значимыми для него членами семьи. Он не может их высказать, тем более понять, но выражает своими негативными эмоциями и поведением в виде страхов, неуспеваемости, агрессивности, которые могут привести к более тяжелым последствиям, если вовремя не уделить им внимание.

Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей, это некоторое признание, что сами они не могут справиться со сложившейся проблемой. С одной стороны, это так, но чаще всего к психологу обращаются именно те родители, которые очень стараются дать все необходимое своему ребёнку.

Сложность в том, что в какой-то момент, приносившие положительные результаты способы общения, воспитания ребенка, стали тормозить его развитие.

Часто кризис в отношениях с ребенком говорит о том, что перед ним стоят новые задачи, а родители о них не догадываются. Хорошо видно, что ребенок вырос из штанишек, и ему покупают новые. А вот заметить из каких психологических рамок, задаваемых семьей, он вырос, подчас очень непросто.

Ребенок совершенно неосознанно выбирает такой тип поведения, на который просто невозможно не обратить внимание. Причем сначала о проблемах ребенка говорят люди, которые взаимодействуют с ним в обществе (детский сад, школа, кружки). Затем на необходимость изменять поведение или обратить внимание на развитие ребёнка указывают друзья и родственники. И если меры не принимаются, то ситуация становится рано или поздно для самих родителей чрезмерной и критичной.

Известные семейные психологи говорят, что проблемный ребенок – это СИМПТОМ СЕМЬИ.

Что это значит? Ребенок является самым чувствительным и уязвимым звеном семейной системы. Как бы он себя ни вел, ему необходимы, как воздух, внимание, тепло, забота и любовь близких людей. И ребёнок очень старается получить всеми возможными и невозможными способами то, в чем он так остро нуждается,.

  • Как увидеть за «отрицательным» поведением ребёнка его стремление соответствовать ожиданиям родителей?
  • Достаточно ли только внимания к его желаниям и удовлетворения всех его потребностей, чтобы он чувствовал себя защищенным и уверенным?
  • Есть ли средства, которыми можно «управлять» детьми?

В каких случаях необходимо получить консультацию у специалиста, в связи с проблемами в детско-родительских отношениях?

  • Если вы чувствуете, что теряете контроль над ребенком.Возможно, ребенок переходит на новый уровень развития и необходимо пересмотреть требования к нему. А может быть, наоборот, ваши требования слишком завышены и ребенок уже не справляется, показывая это своим поведением. В совместной консультации ребенок-родитель психолог поможет вам понять, что происходит, и как вы могли бы изменить ситуацию.
  • Если у ребенка есть трудности общения со сверстниками, он очень стеснителен, не может постоять за себя, и его обижают другие дети.Часто бывает, что это очень чувствительные дети, которых трудно принять родителям. А именно такой ребёнок нуждается в поддержке, понимании его эмоций, принятии индивидуальности и хрупкости его внутреннего мира, чтобы он не замкнулся и мог проявлять свои таланты, которые не всегда легко распознать.
  • Если ребенок очень агрессивен: портит вещи, часто дерется и радуется, когда причиняет боль другому человеку или животному.Важно понять, что в этом случае происходит с ребенком, ведь агрессивность может быть реакцией на невыносимость какой-то жизненной ситуации. А может быть проявлением сильного характера, которым нужно учиться управлять. Не всегда просто выявить причину активного проявления агрессии, но вряд ли кому хочется, чтобы это качество закрепилось и стало чертой характера ребенка.
  • Если отсутствие у ребенка активность, интересы, проявляется пассивность и апатия, нежелание ходить в школу.Далеко не всегда за этим стоит лень и избалованность, как думают родители. Важно знать, что такое состояние для ребенка – это безмолвный крик о помощи. Ребёнок по своей природе активен в познании мира, и если у него этой активности нет, значит, его ресурсы очень сильно исчерпаны. Причин может быть множество: и чрезмерность требований, и невозможность соответствовать ожиданиям родителей, и отсутствие эмоционального общения, когда ребенок чувствует, что он никому не нужен, и разность темпераментов мамы и ребенка и многое др.
  • Если ребенок столкнулся с какими-либо психотравмирующими переживаниями.Развод родителей, смерть человека, очень значимого для ребенка, гибель любимого животного, насилие по отношению к нему или при нём. Сочетание стрессовых факторов (например, поступление в первый класс и рождение нового ребенка в семье), автомобильная авария, любое событие, которое, как вам кажется, очень сильно повлияло на ребенка.
  • Если вы замечаете, что ваш ребенок испытывает большое количество страхов, или один, но очень сильный страх.В разном возрасте у детей возникают разнообразные страхи, преодоление которых необходимо для развития. Но есть ситуации, когда вы чувствуете, как родитель, что страх ребенка чрезмерен, и вы не знаете, чем ему помочь. В этом случае лучше обратиться к психологу.

На эти и другие вопросы вы можете получить ответ у психолога.

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Сухомлинский В. А.

Воспитание ребенка – это длительный и непростой процесс, который формирует личность ребенка и системно меняет его поведение. Часть этого процесса — проблемы воспитания ребенка. Конечно, большинство родителей хотят вырастить своего ребенка здоровым, умным, умеющим отвечать за свои поступки, т.е. личностью. И главная роль в этом процессе отведена им, а потом воспитателям и учителям. Родители служат для своих детей примером и образцом для подражания.

С какими проблемами, трудностями воспитания сталкиваются родители? Как вы можете догадаться, их огромное количество и у всех они разные.

Одна из глобальных проблем — редкое общаемся со своими детьми, когда нет времени выслушать их (работа, неприятности, заботы, интересные передачи, друзья, интернет). Поэтому мало знаем и понимаем их. Для начала надо заняться самовоспитанием. Начните общаться с ребенком, узнайте его чувства, интересы, страхи.

Какой у вас ребенок? Все дети разные и проблемы воспитания разные.

Активный, гиперактивный ребенок или у него синдром дефицита внимания и гиперактивности – как узнать, болен ваш ребенок или у него природная живость и такой темперамент? Активные дети – беспокойные, у них быстро меняется настроение. Любят шумные коллективные игры, быстро запоминают и также быстро забывают информацию. Напористы в достижении цели. Гиперактивный ребенок (СДВГ) не достигает цели, его увлечения сиюминутные и поверхностные, быстро теряет внимание, проявляет забывчивость — таким детям необходима помощь психолога.

Если вы устали от конфликтов со своими детьми, не можете самостоятельно справиться с проблемами, если ваш ребенок не такой, как все, если не слушается вас, то проконсультируйтесь у детского психолога. Специалист рассмотрит ситуацию ребенка в комплексе с общей семейной ситуацией. После индивидуальных бесед с родителями (или одним родителем) и ребенком, специалист предложит наиболее эффективную для ребенка помощь, с учетом его возраста, особенностей и возможностей. Часто ребенок не может словами рассказать о своих чувствах, тревогах, проблемах. Поэтому психолог вместе с ребенком играет, рисует и таким образом через рисунки и определенные ситуации в игре, ребенок выражает свои эмоции, чувства. Это помогает открыть и понять внутренний мир ребенка и оказать ему помощь.

Психолог поможет развить интеллект у ребенка, способности, проведет психодиагностику личности ребенка и детско-родительских отношений, даст заключения относительно готовности ребенка к школе.

В ходе встреч со специалистом ребенок научится верить в себя и свои силы, контролировать ситуации, самостоятельно принимать решения. А родители смогут понимать своего ребенка и понимать его потребности.

Игра «Посмотри на себя»
Эта очень полезная и интересная игра поможет ребенку развить наблюдательность и лучше осознать строение своего тела.

Как наказывать ребенка. Альтернатива наказанию

Как накормить ребенка

Полезные речевые шаблоны для детей

Например, полезны будут такие речевые шаблоны для детей:

10 заповедей для родителей

Методы воспитания ребенка — похвала

Особенные дети или ребенок — белая ворона

Психология. Как правильно кричать на ребенка

Ошибки воспитания детей

Детская истерика, несколько советов как справится с детским плачем

Современный родитель сталкивается со множеством переживаний, ежедневно пытаясь ответить на вопросы: каким вырастет его ребёнок, что ему делать, чтобы не травмировать его психику? Издание «Правмир» опубликовало восемь тезисов лекции психолога Людмилы Петрановской «Принятие ребёнка: любовь или вседозволенность», которые помогут справиться с «родительским неврозом» и ролью сознательных мам и пап.

1. Не требуйте от себя слишком много

Как пишет «Правмир», с развитием психологии, психиатрии стало понятно — то, как родители строят отношения с детьми, на детях очень сильно отражается. Пришло осознание, что ребёнка надо принимать, понимать, нужно идти навстречу его потребностям. Но оборотная сторона осознания — фетишизация теории привязанности, из-за которой родители находятся в постоянном страхе сказать что-то не так, травмировать детей, недолюбить, недопонять, недопринять. Это состояние психолог называет «родительский невроз» — ситуация, когда родитель думает о ребёнке, о проблемах с ребёнком, о его поведении, развитии гораздо больше, чем о себе самом, о своих интересах и потребностях.

«Не надо ломать и переделывать себя», — советует Петрановская. — Вы с ребёнком своим живёте, вы его растите, вы его знаете, вы его любите, он рядом. В самом главном всё уже хорошо. С остальным разберетёсь, так или иначе».

2. Не воспринимайте ребёнка как объект борьбы

В голове многих родителей сильна идея борьбы с ребёнком, считает психолог. Они часто используют терминологию борьбы, противостояния, когда говорят о воспитании детей: «Ребёнок делает то-то и то-то. Как с этим бороться?» или «Ребёнок не делает того и того. Мы с этим боремся, но ничего не получается!» Психолог советует родителям прекратить воевать с ребёнком -это бессмысленно и говорит о беспомощности. «Он же ваш детёныш и любит вас всем сердцем», — пишет она. — Если чувствуете, что увязли в борьбе, самое время — перелезть через баррикаду и встать рядом с ребёнком».

3. Не устанавливайте «железобетонные» принципы

Принципы «всегда», «никогда», «ни в коем случае», по мнению Петрановской, говорят об отсутствии контакта с ребёнком и неуверенности родителей в своих силах. «Если мы уверены в себе как родители, мы понимаем, что разберёмся. Когда мы не уверены в себе, не уверены, что разберёмся, мы устанавливаем жёсткие правила», — объясняет она. В этом случае психолог советует «больше прислушиваться к себе, быть больше в контакте с собой, не стараться следовать жёстким рецептам, а отталкиваться от ситуации», чтобы почувствовать себя комфортно в роли родителя.

4. Не подчиняйте ребёнка своим ожиданиям

«Принятие ребёнка — это работа, которую родители делают всю жизнь», — уверяет Петрановская. По её словам, дети чётко вычисляют ту сферу, которую родители в них не принимают и «выдают» именно это. «Принятие ребёнка со всеми его особенностями — это не про то, что нужно всегда ему всё разрешать, со всем, что он говорит, соглашаться, а про то, что мы его должны принимать таким, какой он есть», — пишет психолог.

5. Не реализуйте за счёт детей свои мечты

Чтобы проще принимать своих детей, очень важно быть в контакте с собой и принимать себя, считает психолог. Собственные неудовлетворённые потребности вызывают неоправданные ожидания от детей. «Если вы мечтаете о чём-то, что вам не было дано, сделайте это для себя! А своему ребёнку позвольте быть к этому равнодушным», — советует Петрановская.

6. Не лишайте ребёнка права чего-то не хотеть

У ребёнка есть право не хотеть: не хотеть делать уроки, не хотеть ходить в скучную школу — это нормально. Лучшая тактика для родителя, по мнению психолога, в этом случае — не стараться мотивировать ребёнка, а присоединиться к нему. «Например, рассказать, как вы сами справляетесь с делами, которые делать не хочется», — пишет она. — Или дать что-то вкусненькое, чтобы подсластить пилюлю».

7. Не пытайтесь расшевелить ребёнка, если он ничего не хочет

Родители часто недовольны, что их дети, на которых возложено столько ожиданий, ничего не хотят, и самоотверженно начинают водить их на развивающие занятия, уроки иностранных языков, шахматы.

Психолог советует «перестать прыгать» вокруг ребёнка — в знак протеста он может отказаться вообще от всех притязаний. «Так проявляется его отказ жить по вашим правилам. Когда вы пытаетесь его поднять с дивана, вы — активное начало, вы — источник всех мотиваций, желаний, решений. Чем больше вы вокруг него прыгаете, тем больше он закрывается. Нужно просто отойти, сказать: „Это твоя жизнь, ты живешь её, как хочешь, если что — кричи“», — пишет она.

8. Не забывайте: опыт принятия себя — самое лучшее, что мы можем дать детям, так как они — великие подражатели!

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Всякие отношения между людьми проходят через испытания. Трудности и конфликтные ситуации при правильном их понимании только укрепляют отношения и предоставляют возможность больше узнать друг друга. То же самое можно сказать об отношениях между родителями и детьми. Часто проблемы воспитания в семье связаны с определенными возрастными периодами, которые проходит сын и дочь. Эти периоды становятся своего рода контрольными точками, определяющими, насколько правильно построены отношения в семье. Они помогают переоценить и, если нужно, в чем-то изменить подход к воспитанию.

Мы обратились к психологу Телефона доверия для детей, подростков и их родителей, эксперту Фонда «В ответе за будущее» Алине Громовой с просьбой рассказать, с какими проблемами обращаются дети и их родители и как психологи Телефона доверия помогают с ними справляться.

Комментирует психолог «Детского телефона доверия» МГППУ Алина Громова

Прежде всего, нужно сказать, что достижение понимания между родителями и детьми — это сложный процесс и большой родительский труд. Понимание не приходит само по себе. Если вы хотите достичь положительных результатов, нужно прилагать усилия и менять свой собственный взгляд на проблемы воспитания.

Достаточно часто современные родители не знают этапов развития ребенка. Например, в трехлетнем возрасте малышу становится важным очертить границы собственного «Я». Тогда ребенок всем и всему говорит «нет». Часто можно услышать от него: «я сам», «нет, я не буду», «не хочу» и тд., в возрастной психологии этот период называется «кризис 3-х лет». Многие родители, не понимая, что произошло с малышом, почему его вдруг «подменили» начинают паниковать. И с подобными трудностями родители могут позвонить на Телефон доверия.

К нам обращаются по самым разным вопросам. Бывает, мама ребенка переживает сложные отношения с супругом и систематически срывается на ребенке. В таких случаях мы в первую очередь оказываем психологическую поддержку женщине в ее личной ситуации, помогаем увидеть, что если проблема как бы с ребенком не связана, это не значит, что она не влияет на их общение. И только когда мы видим прогресс, начинаем терапию материнских отношений и помогаем удержаться от переноса переживаний с супругом на ребенка.

Всем родителям советуем чаще смотреть на себя со стороны, хотя, это бывает сделать крайне трудно. Обычно, это помогает увидеть ситуацию под другим углом и найти лучшее решение в непростых обстоятельствах.

Был случай, когда мне позвонили родители, у которых была большая разница в возрасте со своим сыном. Они тотально его не понимали, и между ними образовалась пропасть. Но в ходе разговора мы выяснили, что родители руководствовались исключительно своими представлениями о том, как должен вести себя их сын. Когда они видели, что ребенок делает по-своему, чувствовали собственную беспомощность. Предложив абстрагироваться, мы разобрали ситуацию, и родители впервые смогли понять, что чувствует их сын.

Позвонить на Телефон доверия могут побудить и другие причины. Например, в обстоятельствах, когда не очень понятно, куда обращаться со сложной проблемой.

Однажды позвонила женщина с вопросом как проявляются первые признаки аутизма у детей. Она обратила внимание, что ее малыш не настолько контактен как мог бы быть – он не смотрит в глаза, отворачивается, когда к нему обращаются. Мама очень переживала и не знала что делать.

Дело в том, что сказать есть ли у малыша аутизм или нет можно только после проведения полноценной диагностики. Психологи Телефона доверия постарались успокоить женщину, ведь описанные симптомы могут ничего и не значить. Развитие у детей протекает не всегда одинаково или ее ожидания немного преувеличены. Но если окажется, что у малыша аутизм, то очень важно вовремя его обнаружить. Мы дали совет куда лучше обратиться по этому вопросу.

Часто к нам звонят сами дети, в основном школьники. В основном они переживают из-за плохих оценок и страха рассказать о них родителям. До сих пор в России детей могут ругать за оценки, что приводит к развитию тревожности у детей. Если вовремя не обратиться к этой проблеме, то повышенная тревожность будет сопровождать человека и во взрослом возрасте, от которой будет избавиться очень трудно – путем глубинной психотерапии. Поэтому мы стремимся помочь детям справится со страхом перед родителями сейчас, найти новые подходы к разговорам с ними. Интересно, что младшие школьники очень открыты к советам и готовы пробовать разные сценарии поведения. Но в работе с подростками мы придерживаемся другой тактики. Поскольку в этом возрасте трудно кого-то слушать и принимать точку зрения взрослого, мы пытаемся направить подростка путем диалога. Задавая вопросы, мы подводим его к тому, чтобы он мог самостоятельно сделать как-то неожиданный для себя вывод.

У каждого свой подход к воспитанию детей. Часто люди даже не осознают, что их взгляды по некоторым вопросом расходятся, пока у пары не появляется ребенок или же возникают проблемы, провоцирующие разногласия. Нет ничего удивительного в том, что на некоторые ситуации люди реагируют особенно остро, так как стили воспитания сильно отличаются от семьи к семье, от человека к человеку.

Хотя сразу же прийти к согласию по каждому отдельному аспекту воспитания ребенка может быть сложно, есть множество вещей, способных сгладить острые углы и помочь в поиске компромисса. От работы над улучшением стиля воспитания до анализа разногласий, обсуждение волнующих вас вопросов может помочь гораздо быстрее и эффективнее справиться с любыми трудностями.

Ниже рассматриваются наиболее распространенные подходы к воспитанию детей, вызванные ими разногласия между родителями, а также советы по поиску взаимопонимания.

4 стиля воспитания

Подход к воспитанию ребенка оказывает значительное влияние на его будущее, включая отношения с друзьями и романтическими партнерами, а также методы воспитания собственных детей. Кроме того, исследования говорят о влиянии микроклимата в семье на академические и карьерные успехи детей. Вот 4 основных стиля воспитания детей:

Многие специалисты считают авторитетный стиль наиболее здоровым и эффективным методом воспитания детей. Их выводы основаны на результатах наблюдений за детьми из таких семей. При авторитетном подходе родители возлагают на своего ребенка большие надежды, но при этом они последовательны в своих действиях и с пониманием относятся к соблюдению установленных ими стандартов. Они всегда готовы помочь своему ребенку, но при этом не ведут себя властно, позволяя ему самостоятельно решать, как он хочет прожить свою жизнь. Такое отношение развивает у детей уверенность в себе и улучшает их навыки принятия решений.

3. Разрешительный стиль

Родители с таким стилем воспитания оказывают своему ребенку максимальную поддержку, но при этом проявляют слабость, когда речь заходит о требованиях и дисциплине. Их снисходительность позволяет детям без каких-либо последствий нарушать любые границы и правила. Это приводит к тому, что в будущем у них часто возникают проблемы с начальством, органами власти и даже законом. Отсутствие дисциплины и навыков саморегуляции порождает множество проблем, понижающих уровень общего счастья ребенка.

4. Невовлеченный стиль воспитания

Как следует из названия, такие родители не интересуются жизнью своих детей, часто это проявляется в виде игнорирования и даже отказа от ребенка. Невовлеченный стиль воспитания иногда еще называют безразличным или пренебрежительным. Дети, воспитывающиеся в подобной семье, часто страдают от низкой самооценки и плохого самоконтроля. Исследования показывают, что эти дети, как правило, менее компетентны, чем их сверстники, поэтому часто занимают низшие позиции практически во всех сферах жизни.

Распространенные причины разногласий в вопросах воспитания

В каждой отдельной семье разногласия между родителями имеют свои особенности, но существуют общие проблемы, с которыми сталкиваются очень многие:

Когда следует вмешиваться? Примером может служить ситуация, в которой один из родителей считает, что ребенку стоит вынести лишь предупреждение, а другой настаивает на наказании.

Насколько серьезными должны быть последствия? Последствия неприемлемого поведения ребенка желательно обсудить заранее. Когда ребенок нарушает правила постоянно, родителям легче прийти к согласию. Если же проблема возникает впервые, некоторые родители испытывают трудности с поиском правильного решения.

Разные характеры. Так как все люди разные, высока вероятность, что реакция одного родителя на конкретную ситуацию будет сильно отличаться от реакции другого. Если один родитель проявляет спокойствие, а второй демонстрирует сильные эмоции, это может приводить не только к разногласиям между родителями, но и к тому, что ребенок начинает по-разному вести себя с каждым из родителей.

Как родителям преодолеть разногласия в воспитании детей?

Споры — это естественная и даже неизбежная часть отношений. Однако метод, которым вы решаете разногласия, имеет важное значение. Если вы умеете эффективно разрешать конфликтные ситуации и быстро находить компромиссы, это приносит пользу не только вашим отношениям с партнером, но и положительно сказывается на психологическом здоровье, как вашем, так и вашего ребенка.

1. Установите базовые правила. Например, старайтесь заранее обсуждать с партнером проблемы, связанные с поведением ребенка. Чтобы установленные правила были более эффективными, формируйте их на основе реальных ситуаций, как прошлых, так и настоящих.

2. Избегайте споров в присутствии детей. Когда дети видят ссоры своих родителей, это может искажать их взгляды относительно того, как стоит правильно разрешать разногласия. Родителям стоит заранее прийти к согласию относительно возникшей проблемы и ее последствий, чтобы перед ребенком выступить с одной и той же позицией.

3. Найдите точки соприкосновения. Хотя вы можете не во всем соглашаться со своим партнером, важно искать вещи, по которым ваши взгляды сходятся, и выстраивать дальнейшие коммуникации на их основе. Например, если вы считаете, что ребенку стоит давать несколько предупреждений перед тем, как предпринимать активные меры, а ваш партнер уверен, что наказывать стоит сразу же, для начала договоритесь о том, какие черты в поведении ребенка не нравятся вам обоим. Когда вы придете к согласию, можно разработать стратегию того, как направить ребенка на путь, с которым будут согласны оба родителя.

4. Будьте последовательны. Когда речь заходит о правилах, самый важный фактор — это последовательность при их соблюдении. Убедитесь в том, что вы и ваш партнер находитесь на одной странице, чтобы у ребенка были четкие представления о вашем отношении к нему и ожиданиях относительно его поведения.

5. Будьте открытыми и честными. Открытость и честность в отношениях — это всегда хорошая идея. Если у вас есть опасения и сомнения относительно ваших решений как родителя, озвучьте их своему партнеру и внимательно выслушайте его мнение. Эффективные коммуникации — это ключ к лучшему пониманию точек зрения друг друга.