Развитие критического мышления у детей – актуальная задача для современних родителей, так как дети будут использовать этот навык как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
Критическое мышление предполагает использование своих интеллектуальных способностей, таких как наблюдение, описание, исследование, сравнение, анализ, оценка, исследование точек зрения, построение связей. Вместо того, чтобы пересказывать факты или давать ответы из учебников, критическое мышление побуждает детей выходить за рамки заранее данной информации и предлагает проникнуть в суть того, что они действительно думают и чем интересуются.
Один из лучших способов помочь ребёнку в развитии критического мышления – это задавать ему вопросы!
Вопросы — это важнейший инструмент, который помогает детям открывать и понимать окружающий их мир, формировать своё мнение, выводы и искать конструктивные решения проблем и задач.
Ниже представлены 15 вопросов , которые вы, как родитель или педагог, можете задавать ребенку, чтобы побудить его мыслить критически. Дети, у которых есть вопросы, действительно думают и учатся.
1. ОТКУДА ТЫ ЭТО ЗНАЕШЬ?
Этот вопрос побуждает ребенка задуматься о том, является ли его источник информации надежным. Откуда он получили информацию? Из учебника или художественной литературы, это чье-то мнение или факт?
2. ТЫ СОГЛАСЕН ИЛИ НЕ СОГЛАСЕН? И ПОЧЕМУ?
Выбор стороны в любых дебатах заставляет ребенка рассмотреть обе точки зрения, взвесить все аргументы и сделать осознанный выбор.
3. КАК ТЫ БУДЕШЬ РЕШАТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ?
Поиск творческих решений — ценный жизненный навык. А этот вопрос — прекрасная возможность побудить молодые умы к рассуждениям
и поиску вариантов решения!
4. КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ ИЛИ СИТУАЦИЮ В БУДУЩЕМ?
Попросите ребёнка подключить критическое мышление к процессу осмысления. Пусть он попробует проанализировать, как можно предотвратить повторение определенной проблемы или ситуации и можно ли?
5. ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?
Подталкивайте ребёнка к первому, второму или даже третьему ответу. Каждый раз спрашивайте их ЗАЧЕМ? / ПОЧЕМУ?, чтобы добраться до истины.
6. ЕСТЬ ЛИ ДРУГОЙ СПОСОБ РЕШИТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ?
Достаточно легко узнать одну точку зрения или способ решения проблемы и автоматически поверить в то, что это единственный или лучший вариант. Важно призывать детей размышлять об альтернативной точке зрения, о других вариантах решения проблемы. Дополнительные или уточняющие вопросы побуждают детей мыслить шире.
7. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Узнают ли дети об историческом событии или математической концепции, им важно понимать, почему эта тема актуальна и важна сегодня.
8. МОГЛО ЛИ ЭТО ЗАКОНЧИТЬСЯ ПО-ДРУГОМУ?
Для того, чтобы понять могла ли ситуация закончиться как-то по-другому, ребенок должен научиться анализировать и принимать во внимание не только то, что уже есть, а и то, что могло бы быть.
9. МОЖЕШЬ ПРИВЕСТИ ПРИМЕР?
Придумать подходящий пример или привести собственный, исходя из личного опыта — отличный способ, чтобы применить навыки критического мышления.
10. ПОЧЕМУ ТЫ ЗАДАЛ ЭТОТ ВОПРОС?
Вместо того, чтобы сразу отвечать ребенку на заданный им вопрос, мы можем спросить его, почему он вообще задал этот вопрос? Это подтолкнёт его задуматься над смыслом, сильными и слабыми сторонами вопроса.
11. КОГДА ТЫ СМОЖЕШЬ СКАЗАТЬ, ЧТО ВСЁ ЛИ ПОЛУЧИЛОСЬ?
Этот вопрос подталкивает ребёнка задуматься над тем, из чего состоит успех, и над тем, чего он ждет от результата.
12. ЧЕМУ ЭТА ИСТОРИЯ ИЛИ СИТУАЦИЯ МОЖЕТ НАУЧИТЬ НАС?
Дети каждый день узнают разные истории. Помогите им увидеть и понять, как все эти истории связаны с их жизнью, и чему они могут их научить.
13. ПОВЛИЯЕТ ЛИ ТВОЕ РЕШЕНИЕ НА КОГО-ТО?
Мы понимаем, что наши дети — это новое поколение лидеров. Принимая любое решение, они должны учитывать и понимать повлияет ли их выбор на кого-то или что-то.
Этот вопрос побуждает детей представить себя в роли оппонента, то есть попытаться понять другую точку зрения, чтобы оба лучше могли понять ситуацию.
15. ПОЧЕМУ ЭТО ПРОБЛЕМА?
Умение анализировать ситуацию и понимать почему что-то является проблемой, а что-то нет, поможет учащимся развить собственные навыки решения проблем.
Если бы не вопросы, которые задавали те, кто заложил основы какой-либо области, например, физики или биологии, эта область не получила бы развития. Фактически, каждое интеллектуальное поле рождается из группы вопросов, ответы на которые либо необходимы, либо очень желательны.
Мышлением движут не ответы, а вопросы.
Здесь можно скачать список из 15 вопросов, которые вы можете задавать ребенку для развития критического мышления.
Как способствовать развитию критического мышления у ребенка.
Начну с того, что же такое критическое мышление и для чего оно нужно нам. Критическое мышление – один из важнейших навыков, с помощью которого мы можем анализировать информацию, составлять собственное мнение о чем-либо и принимать решения на основе проведенного анализа. Это один из инструментов позволяющий развивать независимое и осознанное мышление.
В нашем современном мире мы находимся в переизбытке информационных потоков и навык уметь фильтровать и подвергать проверке на достоверность, одна из насущных задач здравомыслящего человека. Обладая способностью критически мыслить, мы можем понять нестыковки и противоречия, и как результат, отсеять факты от их интерпретации. Поэтому, развитие критического мышления – это не дополнительные опции, а жизненно важная необходимость.
В возрасте от 1,5 лет у ребенка активно формируется наглядно-образное мышление. А к 5-6 годам ему уже нет необходимости видеть предмет, чтоб говорить о нем, ему достаточно его представить.
Образы имеют обобщенный характер, а ребенок вполне может выделить те особенности предмета, которые необходимы ему в данный момент времени для решения определенной задачи. Все дело в том, что его мышление уже способно оперировать моделями и схемами. И как итог, анализировать и составлять получаемую информацию. В этот период, важно помочь ему развить критическое мышление.
Таким образом, критическое мышление включает в себя: получение информации, анализ информации, вывод, принятие решения и формирование собственного отношения к результату.
Ребенок, обладающей этой функцией, уже достаточно определенно и грамотно может обосновать свой выбор.
И первые проявления критического мышления у ребенка проявляются с вопроса: «Почему?». Ему уже недостаточно просто наличие того или другого явления , или предмета, он хочет знать причины его появления и как с ним быть.
И одна из распространенных ошибок родителей – это, когда они устают и не желают удовлетворить интерес ребенка. Как правило, в таких ситуациях взрослые начинают осекать малыша, рассказывать, что он узнает, когда вырастит или просто не обращать на него внимания. А в идеале, желательно поощрять его «почему» и одобрять его стремление вникнуть в вопрос самому. Именно в этот период, вы сможете объяснить феномен причинно-следственной связи.
Несколько рекомендаций для развития критического мышления у ребенка:
«Дети – наше зеркало». Да, да, я о том, что именно на собственном примере мы можем продемонстрировать, как используя критическое мышление, вы принимаете решение.
Научите ребенка сравнивать и сопоставлять. Дайте понять, что посмотреть на один и тот же предмет можно с разных сторон.
Поощряйте в ребенке гибкость мышления и много вариантность. Тем самым вы будете развивать его творческий потенциал. А так же дадите ребенку проявить свою инициативу.
Как некий стандартный и простейший алгоритм, предложите основные составляющие: Сбор нужной информации, оценка всех вариантов, сверка с вашими жизненными приоритетами и ценностями, и как итог – принятие нужного для вас решения.
Так же, к вашему вниманию, я предлагаю игру «Если. то» : Если хочешь завтра пойти в кино, то сегодня сделай домашнее задание, Если сегодня мы сделаем уборку по дому, то. Если хочешь успеть посмотреть мультики, то.
История связанна с одним нерешительным осликом, который не мог выбрать между двумя одинаковыми охапками сена и так и умер от голода.
Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире.
В возрасте 1,5 лет у ребенка начинает формироваться наглядно-образное мышление. К 4-5 годам ребенку уже не нужно видеть реальный предмет, чтобы говорить о нем, он может его просто представить.
Образы приобретают обобщенный характер, и ребенок способен вычленять те особенности предмета, которые нужны в данный момент для решения какой-то задачи. Его мышление начинает оперировать моделями и схемами, анализировать и обобщать получаемую извне информацию. И тут самое время помочь ребенку развить критическое мышление.
Что такое критическое мышление? Это мышление, которое включает в себя:
- получение информации,
- переработка (анализ),
- выводы,
- принятие решения,
- формирование своего отношения к результату.
Критически мыслящий ребенок может спокойно обосновать свой выбор. Первые проявления критического мышления начинаются у малыша с вопроса «Почему?» Ребенок хочет знать причины того или иного явления, поведения, правила.
Родители часто жалуются, что устают от своих почемучек, но, отмахиваясь от своего малыша, очень легко отбить у него интерес к познанию. В идеале нужно поощрять его любознательность. Так вы не только развиваете своего ребенка, но и наделяете малыша вниманием, которое, как известно, играет очень большую роль в психологическом развитии человека.
Вот несколько приемов для развития критического мышления у вашего ребенка.
Прием «Остановка».
Подготовьте книгу или мультфильм. Отметьте в произведении особые повороты событий. Остановите просмотр или чтение и начните с ребенком обсуждение, предложите ему пофантазировать:
- Как ты думаешь, что будет дальше?
- Почему?
- А как ты бы поступил?
Закончив произведение, обсудите сходство и различия его версии и оригинала. Пусть ребенок выскажет свое мнение. Данное упражнение хорошо развивает не только критическое, но и творческое мышление ребенка.
Разрешите ребенку делать свой выбор в мелочах.
Какое платье надеть, с кем играть, с чего начать выполнять задание, что смотреть и что читать. Мелочи? Только не в развитии ребенка. Этим вы даете возможность ему самому принимать решение.
Нельзя научить человека принимать решения, просто рассказав ему об этом. Поэтому, как и для любого опыта, в этом деле важны ошибки. А вернее, их анализ. Что нужно было сделать по-другому, чтобы был нужный результат?
Ваш личный пример в развитии критического мышления ребенка.
Когда вы принимаете какое-то довольно масштабное решение (покупка автомобиля, смена места работы), объясните ребенку, как вы принимаете это решение:
- собираете нужную информацию,
- оцениваете все варианты,
- сверяете их с вашими жизненными ценностями и принципами,
- как принимаете решение.
Игра «Если, то…».
Это довольно интересная и веселая игра, которая не только поможет развить ребенку (да и взрослому), критическое мышление, но и чувство юмора. Суть игры: продолжить предложение, которое начинается со слова «если», а потом предложить свое.
- Если завтра зарплата, то..
- Послезавтра квартплата, а если заплатил, то.
- Можешь спать спокойно. Если хочешь спать спокойно, то.
- Заплати налоги и спи спокойно. И так далее продолжать можно до бесконечности.
Подведем итоги.
Если ваш малыш указывает на ошибки в чьих-то размышлениях и задает много вопросов, то поздравляем, у вас растет смышлёный, любознательный ребенок. Приучайте ребенка, прежде чем что-то критиковать, собирать полную информацию и только потом делать выводы. Позвольте ребенку сомневаться и делать свои ошибки, а после анализируйте их и делайте совместные выводы.
Создавайте для ребенка условия, в которых он сможет самостоятельно принимать решения — и не навязывайте свое, если хотите, чтобы малыш вырос уверенным в себе и решительным.
Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано отстоять свое мнение!
Ольга Ведерникова специалист центров раннего развития сети «Бэби-клуб»
Дошкольное детство — совсем небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Многие психологи и педагоги считают, что самым важным является возраст с рождения и до трех лет.
Известный японский специалист по вопросам раннего развития Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» рассказывает о том, как ранний опыт жизни влияет на дальнейшую судьбу человека. Самый быстрый скачок развития происходит как раз в это время. Но и после трех лет ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Так что факт остается фактом — все дети дошкольного возраста необычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, это совсем не свидетельствует о том, что их нет. Дошкольники готовы общаться, получать новые навыки, развивать имеющиеся способности. Задача родителей — направить их по верному пути.
Наглядно-образное мышление начинает формироваться у детей в возрасте полутора лет и окончательно формируется к пяти годам. Используя такое мышление, ребенок может решать различные задачи с реальными предметами. Это значит, что ребенку в возрасте четырех-пяти лет уже не обязательно видеть предмет или брать его в руки, чтобы ответить на вопрос о нем. Ребенок может просто представить этот предмет. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.
Но почему же так важно развивать не просто «мышление», а именно «критическое мышление» у детей?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему.
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Слишком сложно для дошкольника?
Вовсе нет. Это только кажется сложным в теории, а вот на практике родители могут каждый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос «почему?» — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. Разумеется, иногда игра в «почемучку» — это лишь способ привлечь к себе внимание родителей. Из такого поведения родители должны делать соответствующие выводы. Это значит, что ребенок подает сигнал «мне вас не хватает». Такие сигналы лучше не пропускать и решать проблему вовремя. Если же ребенком движет любознательность, то и в этом случае нельзя просто отмахиваться от его вопросов. Игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем.
А также помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.
Есть еще один пример. Дети часто бывают не согласны с родителями или с другими детьми. В этих ситуациях родителям будет полезно задать ребенку вопрос «почему?». Если ребенок может обосновать свою позицию, значит, он и сам задает себе вопрос «почему я так считаю?». А это говорит о достаточно высоком уровне развития критического мышления. Если же ребенок не понимает, почему он сделал тот или иной вывод, не знает, как доказать свою правоту, родители должны помочь ему развить критическое мышление. Дети дошкольного возраста легко учатся и поддаются практически любому воздействию. А уж родители всегда должны стремиться найти способ повлиять на своего ребенка-дошкольника.
А если не развивать критическое мышление?
Лишь совсем недавно многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. Раньше существовал такой стереотип: послушный ребенок не спорит со старшими. Во многих семьях данный стереотип жив и по сей день: «Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят». Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью. Нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье.
А вот когда у ребенка нет желания познать истину — это плохо.
Таким детишкам очень сложно приспособиться к требованиям большинства новых учебных программ, поскольку критическое мышление становится все более важной частью каждой из них. Даже к младшим школьникам требования высоки. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать. Нужно уметь решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. Иногда даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту. Возможно, кто-то и удивится, но и такие задания входят во многие современные учебные программы.
Если хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше.
Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:
- В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: «Если . то . «.
- Приучайте малыша развивать мышление разными способами и в игровой форме.
- Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
- Не принимайте ответ: «Потому что так хочу» или «Потому что мне так нравится», если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над этим. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.
Позвольте ребенку сомневаться. Ваш ребенок в чем-то сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам — отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.
Как развивать критическое мышление у детей и зачем это нужно? Кого мы хотим вырастить — любознательного человека со своей точкой зрения или послушного исполнителя? Задуматься об этом надо уже в дошкольном возрасте.
От предметов к образам
В возрасте полутора лет у детей начинает развиваться наглядно-образное мышление — с его помощью решаются задачи с реальными предметами. Попросту говоря, чтобы ответить на тот или иной вопрос, ребенку нужно держать в руках сам предмет, видеть его и чувствовать.
К когда наглядно-образное мышление уже сформировано, детям достаточно только представить себе нужный предмет — вспомнить его образ. Такая способность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.
Мышление не простое, а критическое
Почему так важно развивать у детей не просто «мышление», а именно «критическое мышление»? В чем разница? В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия. Если их обобщить, то критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения.
Мы, взрослые, в этот момент отчетливо видим, что у детей проявилась способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Они могут уже не только интерпретировать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение собеседника, всегда сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Пожалуйста, не думайте, что все это слишком трудно для дошкольников. Так может показаться лишь в теории, но на практике родители могут каждый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос «почему?» — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. А если ребенком движет любознательность, ни в коем случае нельзя отмахиваться от его вопросов. Ведь игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем. Именно взрослые могут помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.
Здесь нужно помнить еще о том, что иногда игра в «почемучку» — это способ привлечь к себе внимание родителей. Если таким образом ребенок «подает сигнал»: «Мне вас не хватает!» — необходимо задуматься. Ни в коем случае нельзя пропускать такие «сигналы» мимо ушей, нужно решить этот вопрос вовремя.
Приведем еще один пример из повседневной жизни. Дети часто бывают не согласны с родителями или с другими детьми. В такой ситуации родителям нужно задать ребенку вопрос: «Почему ты не согласен?». Если ребенок может обосновать свою позицию, значит, он и сам задает себе вопрос: «Почему я так считаю?». И это говорит о высоком уровне развития критического мышления. Если же ребенок не понимает, почему он сделал тот или иной вывод, и не знает, как доказать свою правоту, родители должны помочь ему. Именно самые близкие люди смогут так построить общение с ребенком, чтобы он научился размышлять критически на разные темы.
Мыслящий или послушный?
Пришло то время, когда очень многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. К сожалению, об этом задумались лишь недавно. Раньше существовал такой стереотип: «Послушный ребенок не спорит со старшими». Во многих семьях и образовательных системах стереотип жив и по сей день. Детям часто приходится слышать: «Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят». Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью.
Естественно, нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье. Но ведь это совсем не значит, что нужно лишать ребенка желания познать истину. Плохо именно то, что это желание может так и не возникнуть, если ребенку не давать выражать и доказывать свою точку зрения! Нам, взрослым, важно научиться разделять эти вещи — уважительное отношение к старшим и естественное желание осознать и объяснить свою детскую позицию умудренным жизненным опытом родителям.
Сейчас в большинстве новых учебных программ одним из важнейших требований становится умение детей критически мыслить. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать, еще нужно решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. Иногда даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту.
Чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше.
Практические советы
Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:
Цифровое общество агрессивно навязывает людям свои стандарты жизни. Количество информации вокруг нас растёт. Детей уже с раннего возраста вовлекают в интернет ресурсы. Но даже взрослые, находясь постоянно в интернет пространстве, теряют целенаправленность мышления и деятельности, перестают себя контролировать, теряя время попусту и растрачивая душевные силы на сиюминутные, ненужные вещи. Ещё сложнее детям. Незрелая воля и мышление заставляют их буквально бросаться на всё яркое, динамичное и увлекательное. Так, не успев ещё сформироваться и определиться, личность растворяется, уносится по информационным волнам в непредсказуемом направлении, что приводит подчас к фатальным последствиям — вовлечению в опасные сообщества, моральному и нравственному развращению, цифровому слабоумию, игровой и интернет-зависимости.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления. Критическое мышление помогает ребенку использовать существующие знания и навыки для того, чтобы творчески решать проблемы, понимать точку зрения других людей, формировать собственное мнение и т. д. Критическое мышление помогает детям понимать происходящие события, сравнивать и противопоставлять информацию. Иными словами, критическое мышление дает ответ на вопрос, «как», а не «что» думать.
Когда человек созревает для критического мышления? Всё детство — так или иначе, период зависимости от окружающих, что не случайно. Именно благодаря этой потребности ребёнка зависеть от взрослого (или, как говорят психоаналитики, привязанности) становится возможным воспитание и обучение детей, передача культурного и духовного опыта. Это очень важная потребность, благодаря которой на Земле сохраняется и развивается человеческая цивилизация, да и само человечество.
Почему критическое мышление важно для детей
1. Критическое мышление помогает детям на протяжении всей жизни.
Критическое мышление – это один из мыслительных навыков. Он не связан с какой-то определенной сферой, и поэтому остается актуальным в любом возрасте. Умение систематически мыслить и решать проблемы приносит пользу во всех жизненных сферах.
2. Помогает принимать решения.
Независимо от того, насколько важные решения принимает ребенок (например, в какую игру играть, какой мультфильм посмотреть и т. д.), критическое мышление помогает ему следить за ходом мыслей – думать более последовательно и систематично – что приводит к правильным решениям. Со временем это приводит к развитию независимого мышления. Также критическое мышление помогает ребенку принимать решения, основываясь на фактах.
3. Поощряет творчество.
Критическое мышление помогает ребенку решать проблемы и развивать новые творческие способы их решения. Ребенок выходит из зоны комфорта, чтобы найти нестандартный способ решения проблемы.
4. Пробуждает любопытство.
Если у ребенка развиты навыки критического мышления, он не будет принимать информацию за чистую монету, а будет проверять ее и узнавать больше о понятиях и ситуациях, с которыми сталкивается. Проверяя информацию, ребенок задает себе вопросы типа «Откуда я это узнал?», «Что, если это неполная или недостоверная информация?» и т. д. Так у него развивается любознательность, и он узнает новое на протяжении всей жизни. Также ребенок становится более внимательным к деталям – это помогает лучше понимать вещи.
5. Развивает способность адаптироваться и решать проблемы.
Люди, у которых развито критическое мышление, мыслят систематически, поэтому они умеют успешно решать проблемы. Критическое мышление позволяет анализировать ситуации, принимать взвешенные решения, высказывать объективные суждения и принимать меры для решения проблем.
Также критическое мышление является одним из главных навыков, который позволяет детям мыслить нешаблонно и адаптироваться к изменениям.
Развивать критическое мышление у детей можно при помощи следующих способов:
ü Спрашивайте и наблюдайте
Порой мы привыкаем постоянно говорить детям о том, что им нужно делать, и до мелочей объясняем любые интересующие их темы. Однако самая эффективная стратегия развития мышления предполагает постановку открытых вопросов («Как ты думаешь, почему он поступил именно так?») и наблюдение («Ничего себе, посмотри, как расцветает это дерево»). Когда разговор открытый, ребенку приходится больше думать. Образно говоря, вы бросаете ребенку мяч, а он пасует его обратно. ü Спрашивайте: «Откуда ты это знаешь?»
Этот простой вопрос помогает детям осознать их собственную способность рассуждать. Как только ваш ребенок объяснит, откуда и почему он знает что-либо, примите его информацию и продолжайте задавать вопросы, раскрывающие его предположения. Даже если ваш ребенок что-то понимает неправильно, ваши вопросы помогут ему прийти к истине. Если говорить детям, что они не правы, это тут же парализует их мышление. ü Обсуждайте убедительные и неубедительные доводы
По мере взросления детей окружающие люди постоянно будут приводить им аргументы и в чем-то убеждать – по телевидению, в журналах, на детской площадке и даже дома. Поэтому, если другой ребенок приказывает вашему ребенку отдать ему деньги, потому что «так тут заведено», помогите своему ребенку сформулировать, почему такой довод плох.
ü Проявляйте уважение к оппонентам
Если вы не согласны с позицией или мнением другого человека, объясните, почему вы не согласны, но старайтесь не обижать оппонента. Демонстрируйте уважение к людям, чьи идеи отличаются от ваших, тогда это поможет ребенку понять, что можно мыслить критически и при этом успешно социально взаимодействовать с другими людьми.