Как себя вести если ребенок не хочет учиться

Многие родителей сталкиваются с проблемой, когда ребёнок вдруг заявляет, что не хочет учиться. Школьные задания порой не вызывают у детей интереса, кажутся скучными и бесполезными, ведь намного интереснее играть в компьютерные игры или общаться с друзьями. Родители могут долго объяснять ребёнку, почему важно учиться, но зачастую такие беседы не пробуждают интерес к учёбе, а лишь вызывают ещё большее сопротивление. Намного эффективнее найти мотивацию, которая будет сильным стимулом усвоить материал. Если ребёнок не хочет учиться, советы психолога помогут решить проблему.

Найдите причину

Если ребёнок не хочет учиться, очень важно выяснить причину. Говорить при этом необходимо в спокойной обстановке, в доверительной форме.

Родителям нужно выяснить, какие у ребёнка отношения с его одноклассниками, как они к нему относятся, какие он, в свою очередь, испытывает чувства, общаясь с ребятами. Стоит выяснить, какие отношения у ребёнка с учителем. Важно обсудить, какая в целом атмосфера в классе.

Нередко бывает так, что именно психологическая обстановка в классе и эмоциональное состояние ребёнка угнетают желание учиться. Если есть напряжение, нужно спросить ребёнка, какой он видит выход из сложившейся ситуации, и предложить обсудить варианты.

Помогайте с домашним заданием

Школьная программа достаточно сложная, детям нужно выполнять много заданий по разным предметам. К тому же, нередко у детей ещё и дополнительные секции. Ребёнку может быть физически сложно постоянно находиться в режиме обучения. Поэтому родителям стоит выяснить, по каким заданиям ему нужна помощь.

Учёные провели ряд исследований и доказали, что достаточный уровень грамотности родителей может положительно сказаться на воспитании детей.

Учитывайте интересы ребёнка

Иногда ребёнок не хочет учить определенный предмет. В этом случае необходимо выяснить, в чем проблема. Может быть, ребёнку не подходит преподаватель, и тогда родителям стоит водить его на дополнительные занятия к другому учителю. Возможно, он не усвоил определенную тему и ему нужна помощь. Если у ребёнка другие интересы, стоит сделать акцент именно на них.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими

Важно помнить, что каждый ребёнок — индивидуальная личность. Ни при каких обстоятельствах родителям нельзя сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Это может привести к неуверенности в себе, обидам и полностью исчезнет желание учиться, если у кого-то другого всё равно получается лучше.

Сравнивайте ребёнка с самим собой, советуют психологи: отмечайте, насколько быстрее он стал читать, чище писать, точнее считать, чем месяц назад. Это действительно мотивирует стремиться к новым успехам.

Мотивируйте

Правильная мотивация — лучший стимул учиться. Можно предложить ребёнку поощрение за хороший результат. Возможно, сначала он будет лучше учиться только ради подарка, но в процессе возникнет искренний интерес к предмету.

Не забывайте и о правильном режиме работы и отдыха. Учёные доказали, что регулярное совместное времяпрепровождение с детьми на свежем воздухе и физическая активность значительно укрепляют здоровье детей, сокращают малоподвижность школьников и активизируют умственную деятельность.

Решая проблему отсутствия желания учиться, родителям стоит запастись терпением и пробовать разные подходы к ребёнку. Если результата нет, стоит обратиться к специалисту. Возможно, учиться мешают расстройства обучения или соматические заболевания.

Почему многие дети идут в школу, как на каторгу? И что делать родителям, если ребенок никак не хочет просыпаться к первому уроку, а утренние сборы превращаются в скандал? Рассказывает психолог Екатерина Сафонова.

Психолог портала «Я — родитель»

Действительно, родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу, капризничает, бунтует, не хочет просыпаться по утрам и прогуливает уроки. Такая проблема может носить комплексный характер, и выявить одну единственную причину такого поведения очень сложно, а иногда и просто невозможно. Тем не менее существуют некоторые факторы, влияющие на нежелание ребенка ходить в школу. Сейчас расскажу, какие.

В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка.

Если в школу не хочет идти первоклашка (шесть-семь лет), скорее всего проблема заключается в крайне болезненной адаптации к школе. В семь лет наступает очередной возрастной кризис, связанный в том числе и с поступлением ребенка в школу. Если же ребенка отдали в школу раньше, чем его психика была к этому готова, адаптация будет протекать очень тяжело, чем и будет вызвано нежелание ребенка сидеть на уроках. Это может произойти в случае, если учебная деятельность еще не стала ведущей — ею по-прежнему является сюжетно-ролевая игра, как в три-шесть лет.

Возрастной кризис и переход от одной ведущей деятельности к другой не случается ровно по часам, как только малышу исполнилось семь лет. Поэтому прежде, чем решить отдавать ли ребенка в первый класс, лучше посетить психолога и выяснить, готова ли психика ребенка к новой деятельности.

Лучшая проверка малыша на готовность к школе — его громкий ответ «Да!» на вопрос «ты хочешь в школу?».

Если ребенок учится в первом классе и отказывается ходить в школу, необходимо посещать психолога и следовать его рекомендациям для смягчения процесса адаптации. Возможно, стоит пересмотреть нагрузку, отменить дополнительные занятия и, обсудив вопрос с администрацией школы, освободить ребенка от некоторых предметов. Пусть лучше малыш отдохнет, поиграет, так адаптация к школе будет проходить менее болезненно. Отдых и игра — обязательные процессы для первоклассника, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Если в школу не хочет идти ребенок младшего школьного возраста (семь-десять лет), то это вызывает наибольшую тревогу. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность — это значит, что ребенок развивается именно через школьное обучение. Если этого не происходит, значит внутри ребенка происходит что-то, что мешает ему самореализовываться.

Это могут быть конфликты с одноклассниками, педагогами, даже возможен буллинг — школьная травля. Обычно в младшей школе буллинг носит физический характер, если речь идет о затяжном конфликте с одноклассниками. Также возможен и буллинг со стороны учителя — например, если педагог позволяет себе психологическое насилие в адрес учеников (обзывает, унижает, сильно давит).

Еще одной причиной нежелания посещать школу у ребенка семи-десяти лет может быть слишком высокая нагрузка как в школе, так и на дополнительных занятиях. В этом случае стоит пересмотреть весь распорядок ребенка и расставить приоритеты. Обратите внимание и на режим сна и бодрствования — конечно, если малыш вынужден делать домашнее задание до часу ночи, он просто не высыпается, что и вызывает у него вполне логичное желание остаться дома в теплой постельке.

Подростки (11–16 лет) чаще всех остальных детей отказываются идти в школу. Но обычно они не ставят родителей в известность о своем нежелании и просто прогуливают. С кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестает быть ведущей и отходит на задний план, на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками.

Подросток развивается через постоянную коммуникацию со сверстниками — тинейджеры постоянно ссорятся, мирятся, общаются, влюбляются, они пробуют на себе разные роли, экспериментируют с отношениями.

Учеба совершено не вписывается в их поле интересов — о каких косинусах речь, когда вокруг столько ровесников? Это нормально, но замотивировать подростка ходить в школу все же возможно. Во-первых, школа — это отличное поле для коммуникации с одноклассниками, там можно выбирать себе компанию по вкусу, общаться с ребятами из разных классов. Ничего страшного в том, что мотивация к посещению школы не будет именно учебной, нет, важно просто не отвернуть подростка от школы.

Во-вторых, тинейджерами часто движет любопытство. Попробуйте трансформировать хобби ребенка в научный интерес. Например, информатика отлично демонстрирует создание компьютерных игр, биология — изменения в теле самого подростка, которые его сильно волнуют, литература — предмет, в котором много внимания уделяется именно проблеме отношений, столь важной для тинейджеров.

Если же в школе присутствует буллинг (школьная травля), у подростка не складываются отношения со сверстниками или педагогами, то и желание посещать школу пропадает. Буллинг является серьезной проблемой современной школы, и, если причиной отказа посещать занятия является именно травля, то необходимо срочно принимать меры.

Тем не менее еще одной общей и очень важной причиной нежелания посещать школу для детей всех возрастов является семейная ситуация.

Если ребенок недополучает внимания родителей, то ему больше захочется провести день с мамой и папой, чем сидеть за партой и решать уравнения. Поэтому обязательно разговаривайте с ребенком, спрашивайте, чем вызвано его «мама, я не хочу в школу!».

Если ребенок честно вам ответит, что хочет просто побыть с вами, возможно, стоит разрешить ему пропустить один учебный день. Для его развития гораздо важнее будет удовлетворить потребность в общении с родителями — погуляйте, поиграйте, просто поговорите по душам. Проводите с детьми больше времени, искренне интересуйтесь их жизнью, и тогда вам удастся избежать этой проблемы.

Учебный год в разгаре, и проблемы, о которых все счастливо забыли за лето, опять с нами. Ребенок не хочет учиться, и оценки совсем его не мотивируют, скорее наоборот. Как помочь ему (и себе), выяснили у нейропсихолога Ксении Вотяковой.

Вернуть ощущение успеха

Оценки — инструмент внешней мотивации. Но любая деятельность эффективнее, если в ней больше мотивации внутренней. Именно ее и важно поддерживать в учебе и учителям, и родителям. Один из трех китов внутренней мотивации — ощущение компетентности. Ребенку нужно создать ситуацию, где он будет чувствовать, что он успешен, что он молодец. Для этого нужно:

  • Давать задачи актуального для ребенка уровня сложности, даже если нужно немного вернуться назад по школьной программе. Хорошо, если такой индивидуальный подход возможен не только дома, но и в школе. Это современный тренд, и появляются даже онлайн-олимпиады вроде «А я знаю», которые дают возможность добиться успеха всем: слабым ученикам — в заданиях попроще, а сильным — в задачах повышенной сложности.
  • Двигаться маленькими шагами от простого к сложному. От того, что хорошо усвоено и понятно, к новым темам и навыкам.
  • Акцентировать внимание на личной динамике, а не на сравнении с другими детьми и со средними нормами. Оценки — способ сравнить достижения со стандартами, которые часто могут оказаться завышенными для текущего уровня ребенка. Относительно неуспешные ученики, дети с трудностями обучения оказываются в невыгодном положении.

Чтобы лучше понять переживания ребенка, вспомните, когда последний раз вы учились чему-то новому. Например, игре в теннис или иностранному языку. В самом начале пути, когда вы не могли участвовать в турнирах или свободно разговаривать с носителем языка, для вас была очень важна обратная связь от тренера или учителя — о том, что у вас получается, чему вы уже научились, что ждет вас впереди, какая ближайшая цель. Сравнивая текущие знания с тем, что умел ребенок в прошлом, мы подчеркиваем достижения, а это очень помогает двигаться дальше.

Хвалите не только за объективные достижения, но и за старания. За те усилия, которые он приложил, найдите, за что можно похвалить, даже если суммарный результат не очень высок.

Помочь преодолеть трудности

Плохая успеваемость часто связана с тем, что ученик что-то не понимает в предмете или у него есть психологические трудности: например, невнимательность, медлительность, плохая память. Хорошо бы разобраться в том, что именно вызывает затруднения, какой характер они носят — предметный или метапредметный. А потом совместно, учителям и родителям, иногда с другими специалистами, придумать план по их преодолению.

Разрешить ошибаться

Для того чтобы научиться чему-то новому, нужно ошибаться. В случае ошибки учитель, родитель, близкий взрослый должны сначала обратить на нее внимание ребенка. Лучше с исследовательским интересом, не из обвинительной позиции: «Смотри, вот здесь у тебя ошибка в вычислениях, и масса слона получилась всего 10 кг. Слишком мало для такого гиганта!» Порассуждайте о причинах ошибки, покажите, как правильно. Один из важнейших помощников в обучении — это вовремя данная обратная связь о том, что идет не так, а что получается хорошо. Всем нам свойственно ошибаться, здорово, когда рядом есть человек, деликатно указывающий на ошибки и объясняющий, что ошибки могут значить и как их исправить.

Разбудить любопытство актуальным контентом

Не всегда бумажные учебники могут похвастаться интересными заданиями, которые связаны с повседневной жизнью ребенка. Важно показать, как фундаментальные знания помогают решать практические задачи: химия помогает выбрать крем в магазине, география — составить оптимальный план похода, литература — понимать окружающих людей, математика — выбрать выгодный тарифный план для телефона.

Пробовать себя в разных областях

Иногда для того, чтобы возбудить интерес к учебе, нужно взглянуть на школьный предмет с новой стороны:

  • Послушать лекции и рассказы на школьную тему от интересных рассказчиков.
  • Учителя и ученые, которые увлечены своим предметом, могут вдохновить и заинтересовать даже немотивированного двоечника.
  • Участвовать в интересных активностях и челленджах — например, в олимпиаде «А я знаю», для которой характерны нестандартные задачи на смекалку.
  • Сходить в музей, на выставку, мастер-класс, где можно пообщаться вживую с профессионалами из разных областей. Посмотреть интересные модели, инсталляции, попробовать сделать что-то своими руками.

Взрослым стоит помочь ребенку найти интересные ресурсы и активности и, возможно, принять в них участие вместе.

Ссоры из-за гаджетов и успеваемости в школе — больной вопрос как для родителей, так и для детей. Как поговорить с ребенком, чтобы не настроить его против себя, и помочь найти мотивацию для учебы? Рассказывает детский психолог Марина Бородкина.

Вопрос. Сыну 12 лет, и, кроме игр в телефоне, его ничего не интересует. Учиться он не хочет, домашние задания не выполняет. Мы постоянно ругаемся из-за уроков, стали с ним злейшими врагами. Как привить ему интерес к учёбе, наладить отношения и достичь взаимопонимания?

Ответ. Самый простой и распространённый среди родителей способ борьбы с привычкой ребёнка играть в телефоне — отобрать гаджет. Но это не выход. Для того чтобы дети научились тратить на гаджеты столько времени, сколько будет безопасно для их здоровья и психики, лучшее средство — это родительская любовь и мудрость.

Несколько советов в помощь родителям:

Важно помнить, что успеваемость школьников может страдать не только из-за гаджетов, на которые родители списывают все проблемы. Нужно рассмотреть и другие причины, из-за которых у ребенка падает мотивация учиться.

Ребёнок сконцентрирован на хобби

В этом случае важно мотивировать ребёнка. Нужно постараться грамотно убедить его, что образование важно, и доказать на примерах, что другие предметы пригодятся ему в жизни и помогут в его мечте заниматься спортом или творчеством. Например, чтобы путешествовать, нужно знать английский язык. Чтобы быть успешным, нужно быть интересным и разносторонним человеком, который может поддержать разговор на любую тему.

Объясните, что важно иметь базовые знания и умения, которые помогут устроиться в жизни, как бы ни складывалась ситуация вокруг. По возможности не требуйте высоких оценок по всем предметам. Объясните: вы тоже хотите, чтобы он окончил школу и чтобы ее окончание и сдача экзаменов прошли легко, а не стали испытанием.

Ребёнку скучно в школе

Нужно выяснить причину: почему он испытывает скуку на уроках. Образование может казаться однообразным, медленным и неинтересным на контрасте с короткими и яркими роликами из соцсетей. Учите ребёнка ждать: объясните, что скучать — это нормально. Приучайте его выполнять монотонную работу: убирать за собой игрушки, вешать одежду на вешалку, заправлять постель.

Дело может быть и в том, что ребёнок выполняет все задания раньше других. Поговорите с учителем: возможно, он будет давать дополнительные задания на уроке.

Или наоборот: у ребёнка пропадает интерес к предметам, которые ему не даются. В этом случае нужно попробовать ему помочь, что-то объяснить, при необходимости нанять репетитора.

На учёбу нет сил и энергии

Бывает такое, что ребёнок приходит из школы уставший, без сил, его раздражает всё вокруг. Нужно выяснить причину такого состояния, в первую очередь — понять, здоров ли ребёнок. Далее следует уточнить, хорошие ли у школьника отношения с одноклассниками и учителями.

Причина может быть в неправильном режиме дня. Возможно, ребёнок не спит ночью или посещает несколько секций, кружков, которые вызывают переутомление.

В любом случае родителям стоит быть рядом, слышать своего ребенка и стараться помочь ему в его проблемах, какими бы они ни были.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Сегодняшняя тенденция такова, что всё больше детей не хотят ходить в школу. Они быстро устают, не хотят учить предметы, которые, как им кажется, им никогда не пригодятся в будущем. Им сложно концентрироваться, запоминать большой объём информации и быстро выполнять домашние задания. А самое главное – детям неинтересно и у них падает самооценка! Что делать, если ребёнок не хочет учиться?

ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

Ребёнок не хочет учиться по нескольким причинам. Предлагаем вам основные:

  • Ответственность за обучение лежит на плечах мамы и папы. Здесь имеется в виду, что родители слишком опекают малыша, постоянно контролируют его. Мама собирает ему рюкзак, готовит одежду в школу и спортивную форму, папа делает с ним домашнее задание, постоянно лезет в дневник и тетради. Неудивительно, что у ребёнка складывается ощущение, чтом учится не он, а взрослые. Родители в этом случае тормозят его самостоятельность, мешают ему вступить во взрослую жизнь.
  • Негативная атмосфера в семье. Если родители постоянно ругаются или у ребёнка конфликты с братом и сестрой, то интерес к учёбе угаснет. Для человека на первом месте – это семья, и ваш малыш не исключение. Его голова будет забита скандалами и ссорами, а на домашнее задание не останется ни сил, ни желания. Поэтому необходимо создать в семье благоприятную обстановку.
  • Низкая самооценка. Она возникает из-за того, что родители предъявляют к ребёнку высокие требования, которые тот не может выполнить. Чаще всего это происходит из-за того, что взрослые имеют нехорошую привычку проецировать на детей свои несбывшиеся желания и мечты, при этом не думая об интересах ребёнка. Например, мама записала сына в школу с математическим уклоном. А тот всегда хотел изучать иностранные языки. Неудивительно, что он не будет радовать мать хорошими оценками по алгебре и геометрии. Вместо этого он будет испытывать чувство вины и думать о том, какой он никчемный.
  • Гиперактивность. Из-за особенностей нервной системы такой ребёнок всегда очень активен и энергичен, что мешает успешному усвоению нового материала. В школе они не могут сидеть спокойно. Постоянно пытаются со всеми поговорить, вертятся из стороны в сторону, отвлекаются.

КАК ВЕРНУТЬ ИНТЕРЕС К УЧЁБЕ?

Если ребёнок не хочет учиться в школе, значит, нужно мотивировать его. В этом вам помогут несколько советов.

  • Не стоит насильно заставлять ребёнка садится за стол и учить уроки. Это даст лишь противоположный эффект. Лучше спокойно и доверительно поговорите с ним.
  • Хвалите ребёнка. Даже за самые небольшие мелочи, потому что эти мелочи для малыша могут быть большим достижением. Крошка сам сел за стол и достал дневник – молодец! Принес четверку по математике – умничка!
  • Объясните ему, что обучение может быть не нудным и скучным, а увлекательным и интересным. Сядьте вместе за компьютер и посмотрите познавательные видеоролики о жизни морских обитателей. Или откройте энциклопедию и узнайте, как жили первобытные люди.
  • Видоизменяйте задания, если ребёнок думает, что не справится с ними. Возможно, малыш не берется за уроки, потому что он боится огромного объёма. В этом случае разбейте большие задачи на более мелкие и после каждого выполнения маленькой частички говорите ему: «Какой ты молодец! Ещё один пункт выполнил».

УСПЕВАЕМОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССОВ

Если ребёнок в 1-4 классе плохо учится, вам могут помочь следующие рекомендации:

Если у детей в 5 классе проблемы с успеваемостью, то можно предложить следующее:

  • Поговорите с ребёнком 11 лет, узнайте, как у него дела в школе, что его волнует, что тревожит. Спросите, чем вы можете помочь.
  • Сходите в учебное заведение и поговорите с учителем и/или классным руководителем ребёнка 12 лет. Преподаватели могут объяснить, в чем именно у ребёнка возникают сложности. Они дадут совет, как справится с трудностями вместе.
  • Ребёнка 13 лет необходимо хвалить и поддерживать, потому что у него начинается переходный возраст. В этот период у детей часто понижается самооценка.
  • Дети 14 лет находятся в расцвете пубертатного времени. Поэтому нужно следить за отношениями в семье, потому что иногда ссоры с родителями являются причиной плохих оценок.

УСПЕВАЕМОСТЬ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Если подросток в 9 классе плохо учится, то вам помогут следующие советы:

  • В 17 лет человек уже предполагает, кем он хочет стать, куда хочет пойти учиться. Поэтому не ругайте его за двойки по физике, если он в будущем хочет изучать иностранные языки. Наймите ему репетиторов, которые помогут ему поступить в университет.
  • В этом возрасте подросток наиболее сильно отдаляется от родителей, и это нормальное явление. У него появляются свои интересы, новые друзья, увлечения, секреты. Но это не значит, что ваше общение должно прекратиться. Узнавайте у ребёнка, что у него нового происходит в жизни, чем он занят, о чем думает.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ УЧИТЬСЯ C ПОМОЩЬЮ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ?

Почему ребёнок не хочет учиться? Как вернуть ребёнку уверенность в своих силах? Как научить запоминать большой объём информации быстро и

легко? Есть способ, который помогает. А называется он просто – ментальная арифметика.

В России это направление появилось сравнительно недавно, а в Японии ментальную арифметику уже давно включили в школьную программу. Дальновидные японцы явно что-то знают о подрастающем поколении.

Ментальная арифметика основана на методике устного счёта. Занимаясь регулярно, ребёнок начинает быстро считать сначала однозначные, потом двузначные, потом трехзначные числа. Одновременно с развитием правого полушария головного мозга у него начинает активно развиваться левое полушарие. Ребёнок начинает хорошо учиться не только по точным наукам, но и по другим предметам.

Только представьте, что ваш сын или дочь начинают быстро и правильно считать, быстрее и легче делать уроки, они сконцентрированы, легко запоминают информацию и могут одновременно выполнять не одно задание. Представили? Мечта любого родителя.

Как себя вести если ребенок не хочет учиться

Дети тоже люди — что-то они любят, что-то им категорически не нравится. А заниматься делом, которое тебе совсем не нравится, сложно, согласитесь.

Но школьная программа — это не дополнительный кружок, на который можно сходить попробовать, а если не понравится — бросить и пойти на другой. Осваивать школьную программу придется — да, в разных форматах, с разными педагогами и разными способами. Поэтому учителям, родителям и детям придется пойти навстречу друг другу, чтобы обучение получилось интересным и комфортным для всех. Для начала стоит разобраться, как появляется у ребёнка интерес и почему он пропадает. Нет, дело не только в том, что ребенку «кроме телефона ничего не надо!» Причин может быть множество. Вот некоторые из них:

1. Просто скучно

Не всё, что дети изучают в школе, кажется им занимательным. Если спросить у ребенка, что ему больше всего нравится в школе, он, скорее всего, даже не подумает об уроках. Скажет про друзей, шоколадки в столовой, экскурсии, а уже потом — про любимые предметы (вероятно, не больше двух-трех). Что делать родителям? Отпустить ситуацию там, где ребенку совсем не интересно («Да, иногда нам приходится заниматься скучными вещами. Я вот оплачиваю счета, ты ходишь на ОБЖ. Давай попробуем и здесь найти смыслы»), и сделать акцент на тех предметах, которые ему нравятся: поискать дополнительный материал, найти фильмы, приложения, книжки по теме. Постарайтесь обеспечить школьника большим количеством источников, чтобы он мог с головой погрузиться в то, что его интересует.

А еще, если ребенок еще маленький, попробуйте объяснить, как все предметы в школьной программе связаны между собой. Как правило, учителя не говорят об этом — литература у нас совсем не пересекается, например, с историей. А зря. Понимая, в какие времена жили писатели и поэты, какие события повлияли на их произведения, читать Достоевского, Пушкина, Есенина, Толстого становится гораздо интереснее. Такие пересечения можно найти с любимым предметом. Вот вы знали, что в книжках Астрид Линдгрен полно математики? А это так!

2. Отсутствие интереса у педагога

Вряд ли вы сможете на это повлиять, но все-таки надо понимать, что интерес учителя к своему предмету — залог того, что и детям будет интересно заниматься. Если педагог с блеском в глазах говорит про физику, рассказывает про опыты и окружающие нас явления, ребенок не останется равнодушным. А если педагог монотонно бубнит что-то про географию уставшим голосом, то и детям не захочется открывать учебник, выискивать города на картах и обводить границы. Сразу же понятно — это скучно!

Кроме того, важна и подача материала. В началке важно использовать игровую подачу: дети в этом возрасте еще не совсем сменили игровую мотивацию на учебную. Кроме того, дети по-разному воспринимают информацию: кому-то проще запомнить текст, прослушав его, кому-то — записав. А кто-то может один раз прочитать и в подробностях пересказать. Конечно, рассчитывать на мультиформат в рамках обычной школы не стоит. Но вы можете попробовать самостоятельно найти школьнику интересные способы изучения разных предметов.

С помощью AR-технологии (дополненной реальности) школьники смогут перенести объекты из приложения прямо к себе на стол или любое другое пространство в комнате. И внимательно и детально изучить их со всех сторон. Сейчас открыт раздел «Астрономия», в котором школьники с помощью дополненной реальности посмотрят на планеты и узнают об их особенностях.

В приложении информация представлена с помощью текста и аудиосопровождения, чтобы каждый из учеников выбрал подходящий для себя способ восприятия информации. Скачать приложение можно по ссылке.

Как себя вести если ребенок не хочет учиться

3. Стресс

Ответы у доски, контрольные, оценки — все это стресс для большинства детей. И для эффективной учебы важно научить их с этим стрессом справляться. Расскажите сами, что вы делаете, если боитесь, нервничаете, переживаете перед презентацией проекта или совещанием. Это поможет детям понять, что они не одни такие, что у взрослых тоже бывают проблемы на работе и что они умеют с ними справляться.

Важно также не делать акцент на отметках, чтобы случайная двойка не превращалась для школьника в трагедию. Объясните, что отметки можно исправить, да и в учебе главное не цифры в журнале, а знания в голове.

4. Отсутствие цели

Это, пожалуй, главное — определиться с целью. Для детей помладше — с краткосрочной. Постарше — долгосрочной. Для первоклассника цель «хорошо учиться, чтобы поступить в институт и найти хорошую работу» весьма туманна. Не сработает. Предложите завести дневничок, куда ребенок будет записывать, что нового он узнал за день. Так вы покажете ему, что учеба — это не оценки и контрольные, а поиски новых знаний, которые впоследствии пригодятся в жизни. В конце года такой дневничок будет очень интересно перечитывать.

Со старшими детьми все, с одной стороны, проще, с другой — сложнее. Они уже сами могут сформулировать, чего хотят, но здесь появляются новые препятствия: не всегда родителям нравятся цели детей. Постарайтесь скрыть раздражение и разочарование, поддержите ребенка или, в крайнем случае, попробуйте найти компромисс: «Если планируешь поступать на актерский, давай посмотрим, какие экзамены надо сдавать на ЕГЭ, и начнешь готовиться. Может, заодно возьмем обществознание, чтобы был план Б?»

Ставьте мини-цели, пускай школьник отмечает маленькие шаги на пути к большой мечте. Важно, чтобы они были четкими, реалистичными и понятными.

Если ребенок чем-то загорелся, поддержите его! Найдите дополнительные материалы, занятия, кружки. Обязательно выстраивайте диалог с ребенком, задавайте конкретные вопросы: «Что тебе не нравится в домашних заданиях? Расскажи, что у тебя получается. Какие уроки ты любишь делать? Чем я могу тебе помочь? Я попробую это сделать». Подогревайте интерес ребенка к учебе. Дарите интересные книги по тем предметам, которыми он увлекается, ходите в музеи, посещайте выставки, покупайте вспомогательные предметы для изучения предметов (например, наборы для опытов по химии). Или вместе поизучайте Солнечную систему в приложении с AR-уроками. Вам самим это тоже наверняка понравится.

Выходите хотя бы иногда из роли строгого тренера и играйте с ребенком на одном поле. И тогда результаты не заставят себя ждать!