Как сделать так чтобы ребенок заговорил

Владение устной речью важно для полноценной жизни. Нередко на детской площадке можно увидеть двухлетних детей, разговаривающих внятно и четко. Но среди них есть и те, которые выражают эмоции, жестикулируя руками или в виде звукоподражаний.

Многих родителей эта проблема начинает беспокоить. Ситуацию усугубляют наставления и примеры из жизни посторонних о том, что отсутствие речи может повлечь за собой тяжелые психические проблемы. В итоге новоиспеченные мамы начинают водить своих отпрысков к врачам, или, еще хуже того – к местным знахаркам.

Диагностика ЗРР

Ежегодно детские сады отправляют сотни двухлетних малышей на специальные медико-психологические комиссии, где специалисты в индивидуальном порядке оценивают владение ребенка речью. При обнаружении каких-либо отклонений ребенку выставляют диагноз ЗРР (задержка речевого развития), а родителям даются соответствующие рекомендации. Чаще всего таких детей направляют в специализированные дошкольно-образовательные учреждения логопедической направленности.

Нормы речевого развития

Несмотря на то, что двухлетний ребенок может не разговаривать, он может прекрасно понимать обращенную к нему речь и просьбы, что свидетельствует о его полноценном психическом развитии. При этом у малыша, как правило, хороший аппетит и сон, он владеет элементарными бытовыми навыками и может исполнять небольшие просьбы. Отклонением от нормы считается отсутствие фразовой речи к трем или четырем годам. Причиной этого могут быть как неврологические заболевания, например ППЦНС, так и психические (перенесённый стресс, испуг). В таком случае, помимо коррекционных работ, ребенку потребуется медикаментозное лечение.

Как научить ребенка разговаривать?

Если медики не выявили у ребенка никаких серьезных проблем, родителям, в первую очередь, необходимо пересмотреть свое поведение по отношению к ребенку. Возможно, молчаливость сына или дочери связана с отсутствием родительского внимания и контакта. Малыш быстрее начнет говорить, когда слышит разговорную речь, поэтому желательно, чтобы в доме был включен телевизор или работало радио.

Развитие мелкой моторики также способствует формированию речи и мышления. В годовалом возрасте ребенку под присмотром взрослых нужно манипулировать с мелкими предметами, например, перекатывать бусы или отсортировывать их по цветам. Двухлетним детям логопеды советуют читать стихи, сказки, потешки, показывать карточки с изображением предметов, животных и называть их, делать артикуляционную гимнастику, разрабатывая таким образом речевые мышцы.

Речь – это не врожденный навык человека. Ребенок постепенно осваивает родную речь, начиная с коммуникации в виде лепета, гуления, мимики и жестов, постепенно переходя к проговариванию первых слов в своей жизни. Но иногда этого момента приходится ждать достаточно долго и у многих родителей возникают опасения по поводу того, что ребенок не говорит.

Задержка речевого развития – это одна из самых актуальных проблем на сегодня, которая может быть следствием самых разных причин. Поэтому крайне важно знать, в какой период жизни дети должны уже начать произносить свои первые слова, и что делать, если этого не происходит.

В каком возрасте ребенок должен заговорить

С рождения ребенка единственным средством его коммуникации с матерью является плач, который становится более выразительным к первому году жизни. Любая мама понимает по нему, что именно нужно ее ребенку: сейчас ему холодно, он хочет есть, вечером – спать и т.д.

Со второго месяца начинается этап «гуления», с помощью которого ребенок реагирует на происходящее вокруг него. К 6 месяцам уже появляется лепет, т.е. он начинает произносить отдельные слогоподобные вокализации. В это время ребенок активно подражает родителям, стараясь повторять за ними слоги.

К первому году жизни его активный словарь в норме должен содержать 8-10 простых слов: «дай», «на», «мама», «папа», «кис-кис» и т.д. От 1 года до 3 лет происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). В 2 года он уже произносит порядка 200 слов, при этом ребенок уже в состоянии формулировать простые мысли и выражать свои просьбы.

Это речевое развитие считается нормой, но далеко не у всех детей все идет по такому сценарию. Речь развивается в нормальном темпе только в том случае, если родители занимаются с ребенком, постоянно разговаривают с ним, читают с ним вместе сказки и т.д. Если же ребенок лишен этого и он остается один на один с гаджетом, то есть вероятность того, что говорить он начнет позже.

Таким образом, если в 2,5-3 года у ребенка полностью отсутствует фразовая речь (либо он произносит какие-то единичные простые слова), то это является серьезным поводом для беспокойства и обращения к специалисту.

Речь ребенка развивается постепенно, при этом некоторые родители предпочитают оставить все, как есть, т.е. они полагают, что ребенок заговорит тогда, когда «придет время». Другие же родители хотят, чтобы ребенок начал разговаривать как можно раньше, поэтому они предпринимают различные попытки по формированию связной речи у ребенка.

При этом сложно выделить какой-то определенный период, на протяжении которого можно усиленно заниматься развитием детской речи и это обязательно должно принести свои плоды. Важно понимать, что это достаточно длительный процесс и у каждого ребенка он занимается определенный промежуток времени.

Одно можно сказать точно – помогать в развитии связной речи нужно как можно раньше. Делать это можно буквально с первых дней жизни, читая с ребенком сказки, вслух произнося названия предметов, которые вы берете в руки и т.д. Постепенно ребенок запоминает их и пытается повторить знакомые ему слова, расширяя тем самым свой словарный запас. Это начальный этап формирования связной речи, который очень важен, поэтому не нужно думать, что заниматься с ребенком нужно только с 1,5-2 лет.

Основные факторы, которые влияют на развитие речи

Существует ряд факторов, которые в той или иной степени влияют на развитие речи ребенка.

1) Анатомические особенности – это строение и функционирование органов речевого аппарата, а также правильное дыхание.

После рождения ребенка он обязательно должен быть осмотрен неонатологом и педиатром, а в течение первого года – еще и неврологом, стоматологом и другими специалистами. Это ранняя диагностика, направленная на выявление врожденных патологий, а также определение возможных факторов, которые могут привести к развитию заболеваний.

На этом этапе устранить возможные дефекты, вроде короткой уздечки языка, намного проще, при этом ребенок не теряет важное время и может развиваться комплексно, согласно нормам.

2) Связь мелкой моторики и речевых центров головного мозга. Эта связь научно доказана, поэтому через тактильные ощущения и занятия мелкой моторикой, вы активируете речевые центры.

В логопедической практике используются различные упражнения, пальчиковые игры и гимнастика, которые положительно влияют на мелкую моторику. В частности, хорошо помогает игра с мелкими предметами, крупами, бусинами, которые нужно нанизывать на нитку, складывать в мешочек и т.д.

3) Эмоциональная составляющая – здесь мы, в первую очередь, имеем в виду связь ребенка с его родителями.

Но дополнительным плюсом будет, если круг родственников ребенка будет значительно шире: бабушка и дедушка, братья, сестры и т.д. Чем больше будет людей вокруг него, тем активнее он будет пытаться вступать в диалог (подмигивать, агукать, пытаться что-то сказать).

4) Социальный компонент. Первое средство коммуникации ребенка и его родителей – это крик, т.е. с его помощью он выражает свои эмоции и желания, демонстрирует, что ему холодно, что ему что-то нужно и т.д. Затем, когда он видит лица знакомых ему людей, то он начинает улыбаться, всячески обращать на себя внимание. Поэтому родителям важно поддерживать такую эмоциональность, выражать свою радость, восхищение и т.д.

При этом важно отметить, что если у одного из родителей есть какие-то речевые дефекты, то это может передаться их ребенку. В частности, если кто-то из них заикается или картавит, то ребенок может начать копировать такое поведение, подражая маме или папе.

Когда большинство сверстников на детской площадке уже полноценно изъясняется, а свой малыш лепечет только «би-би» и «ав-ав», родители вполне объяснимо начинают переживать. Каковы могут быть причины запоздалой речи? Нужна ли врачебная помощь ребенку, который вовремя не начал говорить? Ответы – в статье.

Современная проблема детей-молчунов

В последние годы дефектологи, логопеды и психологи России всерьез встревожены неблагоприятной тенденцией: доля детей с дефектами речи увеличилась в разы. Зарубежные специалисты наблюдают у себя такую же статистику.

Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть масштабы современной проблемы ЗРР (задержки речевого развития). Дети в общем объеме заговаривают позже предыдущих поколений, и говорят хуже. В любой группе трехлеток в детсаду есть несколько «мычащих» малышей.

Главная ошибка большинства родителей – игнорирование проблемы. Многие мамы отдают развитие детской речи «в руки природы». Обычно решение подковывают доводами об упрямом характере или генетике, приводят примеры поздно заговоривших великих людей. Это крайне неверный подход.

Когда ребенок должен заговорить?

Если опустить динамику до года, речь должна в норме развиваться в следующей последовательности:

  1. К 1 году младенец осмысленно произносит слова из двух одинаковых слогов и односложные. А главное – он понимает, когда с ним говорят.
  2. В 1,5 года в лексиконе уже может быть не один десяток слов. Кроха учится их объединять в коротенькие вопросы или утверждения.
  3. 2 года – возраст, когда ребенок должен начать говорить в общепринятом понимании этого явления. К двум годам речь обогащается новыми словами и более сложными звуками. Дети уже говорят примитивными предложениями.
  4. В 3-4 года речь ребенка должна напоминать взрослую. Он может плохо выговаривать отдельные звуки, но должен более-менее слаженно общаться.

Это общие логопедические нормы. Конечно, сценарий развития детей может иметь индивидуальные особенности. И если ребенок не заговорил в 2 года, это не повод для паники. Но это повод посетить профильных врачей.

Причины позднего формирования речи

Если ребенок молчит в два, а тем более в три года, это проблема, корень которой родители должны искать как можно скорее. Причины запоздалой речи подразделяют на внутренние и внешние.

Внутренние факторы

Прежде чем обозначить молчуна как «просто особенного», стоит проверить, нет ли у явления психо-физических предпосылок. Причинами ЗРР могут быть:

  1. Нарушение слуха. Может возникать после тяжелых инфекций, сложных отитов и в результате травм.
  2. Генетика. Задержка развития может передаваться наследственно, иногда – в более сложной форме.
  3. Нарушения ЦНС. Проблемы центральной нервной системы обычно имеют врожденный характер. Причиной может быть неудовлетворительное здоровье родителей, сложности во время беременности или родов.
  4. Физический дефект. Частые явления: ринолалия (расщелина мягкого и твердого неба) и короткая уздечка (подъязычная связка).
  5. Задержка умственного развития. Затянувшееся молчание крохи может быть сопутствующим фактором тяжелых расстройств: синдрома Дауна, аутизма и др.
  6. Для того, чтобы подтвердить отсутствие физических и неврологических причин ЗРР, необходимо посетить: невролога, логопеда, психиатра, отоларинголога, стоматолога.

Внешние ограничители

Внешние причины ЗРР стоит поискать внутри семьи. Иногда ребенок не может начать говорить, если:

  • его и без слов прекрасно понимают;
  • в семье используются разные языки (билингвизм);
  • слова впитываются пассивным методом (из телевизора и гаджетов);
  • в доме напряженная обстановка (скандалы, крики), которая вынуждает кроху замкнуться;
  • его излишне опекают, не оставляя пространства для самостоятельности;
  • взрослые с ним не занимаются, не помогают развиваться.

Как родителям разговорить дитя

Если у ребенка наблюдается хоть какое-то отставание в разговорной речи от сверстников, нужно начать принимать меры еще до похода к врачам. Не стоит дожидаться 2,5 лет.

Задача родителей – помочь человечку адаптироваться в «говорящем мире», преодолеть психологический барьер. Для общения с билингвом на начальном этапе должен быть выбран один язык. В доме должна быть создана спокойная, здоровая атмосфера.

Нельзя подражать лепету и дефектам – даже с младенцем нужно говорить четко, по-взрослому. Следует также мотивировать его выражать свои пожелания словами. Не стоит бежать выполнять просьбы, сообщаемые невнятными звуками.

Мнение эксперта

Количество детей с логопедическими дефектами и ЗРР увеличилось. И в наибольшей степени это связано со слабым здоровьем родителей. Если нет аномалий строения речевых органов, то большинство проблем с речью исходит от нарушений ЦНС. А формирование и развитие центральной нервной системы напрямую связано с состоянием здоровья родителей. Даже здоровый с виду новорожденный может иметь отклонения ЦНС той или иной степени.

Некоторые матери придерживаются мнения, что корректировать детскую речь до 5 лет не нужно. Это грубейшая ошибка. В пять лет дитя можно повести к логопеду, чтобы поставить дающиеся плохо отдельные звуки. Сложные дефекты и ЗРР важно выявить и исправить как можно раньше. Иначе высок риск, что дефекты останутся.

При своевременном обращении большинство речевых проблем поддается коррекции. Наиболее эффективна помощь, оказанная от 2,5 до 5 лет. В это время у человека происходит активное становление речи.

Развитие речи — это один из главных показателей психического здоровья. Неговорящий ребенок в 3 года — это серьезный сигнал для родителей о наличии проблемы. Некоторые взрослые пытаются утешить себя утверждением о том, что все дети развиваются в разном темпе или объясняют отсутствие речи особенностями “ленивого” характера малыша. Однако, игнорирование проблемы приведет к еще большим сложностям в будущем, в частности при обучении в школе.

Что должен уметь говорить трехлетний ребенок

Норма речевого развития ребенка в этом возрасте включает следующие умения:

  • знание имени и фамилии, своего адреса и города, имен родителей и близких родственников;
  • активный словарь составляет не менее 250-300 слов;
  • употребление не только существительных, но и прилагательных, глаголов, наречий;
  • употребление предложений, состоящих из 3-4 слов;
  • в целом правильное склонение слов по падежам, временам и числам — могут быть незначительные ошибки;
  • простое описание событий или пересказа услышанного, прочитанной взрослым сказки;
  • адекватное восприятие речи окружающих, умение вступить в разговор и поддерживать его на своем возрастном уровне.

Каждый ребенок имеет свои особенности темпа развития речи, это не является нарушением нормы, но ее полное отсутствие свидетельствует о наличии патологий, требующих коррекции.

Признаки задержки речевого развития

Когда родители беспокоятся, как научить ребенка говорить в 3 года, рассматривается не только полная несформированность речевых навыков. В ряде случае речь присутствует, но в недостаточно развитой мере.

К признакам задержки речевого развития относят:

  • логопедические проблемы — ребенок не выговаривает большую часть звуков;
  • речь невнятна, малыш “глотает” отдельные слоги;
  • скудный словарный запас;
  • нежелание ребенка вести беседу, слабая реакция на вопросы;
  • ребенок разговаривает отдельными словами, предложения отсутствуют или состоят из не более 2 слов;
  • малыш повторяет фразы за взрослыми без понимания их смысла;
  • выражение некоторых желаний при помощи крика или жестов вместо речи.

Отсутствие речи существенно снижает возможности ребенка в общении, особенно со своими сверстниками. Это может отображаться на поведении малыша: он становится раздражительным и капризным.

Причины недоразвития речи в 3 года

Если ребенок не говорит в 3 года, прежде всего, ему нужно проверить слух. Патологии слухового аппарата неизбежно вызывают задержку речевого развития.

К другим причинам отсутствия речи в три года, относятся:

  • патологическая беременность и роды;
  • заболевания и травмы головного мозга, перенесенные в младенчестве;
  • неврологические, хромосомные и психические заболевания — аутизм, детская шизофрения, синдром Дауна, умственная отсталость;
  • педагогическая запущенность — обычно встречается в асоциальных семьях, когда ребенок живет в плохих условиях, ему не уделяют должного внимания;
  • наследственная предрасположенность — ближайшие родственники ребенка тоже начали поздно разговаривать.

Как помочь ребенку

Если ребенок не говорит в 3 года, нельзя списывать проблему на его “лень” или нежелание общаться. Малыша необходимо показать неврологу, отоларингологу, детскому психиатру.

Как научить ребенка говорить в 3 года? Для этого ему потребуется не только медикаментозная терапия, но и коррекционные занятия с дефектологом, психологом, логопедом. Только комплексный подход поможет ускорить речевое развитие малыша.

Родителям следует как можно больше общаться с ребенком, стимулировать его к проговариванию слов и фраз, читать детские книжки, развивать мелкую моторику рук, выполнять рекомендации невролога и дефектолога.

Ребенку 3 года, не говорит, что делать? Прежде всего, не паниковать и не опускать руки. Вашему малышу нужна профессиональная помощь. Для этого обращайтесь в Центр патологии речи Анны Семкиной. Наши специалисты используют индивидуально разработанные коррекционные программы с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка.

Основным показателем здоровья ребенка является речевая активность, начиная с 3 лет. Но что делать, если малыш не заговорил к этому периоду времени? Возможны какие-то проблемы со здоровьем и нужно срочно бить тревогу.

К трем годам ребенок, слушая речь родителей и окружающих, запоминает слова и потихоньку начинает говорить. Речь ограничивается простыми бытовыми словами. В возрасте до пяти лет очень важно исключить все проблемы в развитии речи ребенка, так как активно формируется нервная система.

В 3 года ребенок должен уметь:

  1. знает свое имя, свой возраст, как зовут маму и папу;
  2. играя, проговаривает название вещей, которые его окружают;
  3. смотрит со вниманием мультфильмы и слушает стихотворения и сказки;
  4. словарный запас ребенка к этому возрасту состоит примерно из 1 тысячи слов;
  5. понимает, когда к нему обращаются и что от него требуется;
  6. произносит предложения, состоящие из более трех слов.

Каждый ребенок развивается индивидуально, но есть общие для всех показатели, при отклонении которых необходимо обратиться к врачу с целью проведения диагностики. Только специализированный врач сможет правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Родителям стоит обратить внимание на поведение малыша, если он не пытается заговорить со сверстниками или близкими людьми. Не знает, как выразить словами то, что видит и что его окружает.

Есть причины для беспокойства, если:

  1. ребенок говорит невнятно, проглатывает слова, его плохо слышно и речь неразборчива;
  2. ограничивается фразами, состоящими максимум из двух-трех слов;
  3. не знает, как его зовут, какие имена мамы и папы. Не может ответить, сколько ему лет;
  4. на речь и на просьбу что-то сделать откликается неохотно.

Еще одной из причин того, что ребенок не умеет говорить, могут быть, проблемы со слухом. В этом случае необходимо как можно скорее обратиться к детскому отоларингологу.

Выделяют проблемы речи у детей:

  1. задержка речевого развития;
  2. патология речевой деятельности – сенсомоторная алалия;
  3. нарушение формирования речи.

В выявлении симптомов данных нарушений, необходимо обратиться к дефектологу.

Существует множество причин, вызывающих дефекты речи у ребенка:

  1. нарушения или патологии в период беременности;
  2. генетическая наследственность;
  3. различные заболевания, травмы ребенка;
  4. невнимание к развитию ребенка.

Болезни родителей, которые передаются генетически, также могут стать причиной позднего развития ребенка. Болезни, связанные с головным мозгом, травмы и осложнения после болезней. Также малая активность ребенка, времяпровождения у телевизора, планшета могут негативно сказаться на восприятии малышом действительности. Что тоже создаст негативный фон в развитии.

Программа лечения при этом может быть различной. Врач поставит диагноз и назначит пройти диагностику. Также возможно назначение препаратов, активизирующих мозговую активность. Различные упражнения и индивидуальные программы для малышей способны значительно улучшить состояние организма.

Родители должны принимать активное участие в жизни малыша. Гулять на свежем воздухе, играть в активные игры, читать больше стихов и сказок, слушать классическую музыку, учить проговаривать все то, что видит. Развитие мелкой моторики, массаж, гимнастика – это все окажет положительное воздействие на организм в целом.

Каковы причины отказа от лечения?

Многие родители, оказавшись в такой ситуации, недооценивают всю серьезность проблемы, думая, что ребенок вырастит и сам заговорит. Следует их огорчить, так как последствия чаще необратимы:

  1. плохое владение оборотами речи;
  2. произношение звуков: неверное и нечеткое;
  3. ограниченность в словарном запасе;
  4. плохое воображение;
  5. неспособность составить сложные предложения.

В итоге, ребёнок может замкнуться в себе и не проявлять интерес к окружающему миру. Пропадет потребность общения со сверстниками, так как ребенок может полностью замкнуться в себе.

В случае диагностирования заболевания есть шанс полного восстановления организма к 6-7 годам, если ребенок получил полноценное лечение.

Малышу необходимо уделять максимум внимания с самого его рождения. Внимательно следить за развитием и изменениями в его поведении. Общаться, играть, читать книжки.