Как сделать так чтобы ребенок стал общительным

Дети, как и взрослые, бывают разные. У одних море друзей: ходят друг к другу в гости, катаются вместе на самокатах и почти никогда не остаются в одиночестве. Другим книжки или лего интереснее тусовок. Родители тревожатся и пытаются понять, проблема ли это? Давайте разбираться вместе с психологом Мариной Руфановой.

О чем эта статья:

Как понять, есть ли проблема

Часто родителям кажется, что их ребенок страдает от отсутствия общения с другими детьми. Они стремятся всячески «помочь» ему: водят на праздники, отдают в детский сад на целый день и отправляют в летний лагерь. «Общайся и дружи», — говорит мама, но нужно ли это ребенку?

Для начала попробуйте принять тот факт, что ребенок не должен соответствовать ничьим ожиданиям. Даже вашим. Он имеет право быть скромным — то есть легко коммуницировать со знакомыми и теряться с новыми людьми. Или интровертом, который все эмоции переживает внутри себя. А может быть и просто замкнутым — одновременно и не любить общаться, и страдать от одиночества.

Марина Руфанова,

практический психолог, гештальт-терапевт

У некоторых детей в силу характера потребность в общении низкая. Но бывают ситуации, когда ребенок переживает коммуникативные сложности и ему может понадобиться помощь.

Иногда достаточно поддержки родителей, а иногда требуется помощь психолога или психиатра, если проблема носит затяжной характер или произошло что-то неприятное, после чего человек замкнулся. Мы сейчас не говорим о расстройствах аутистического спектра, когда ребенок в целом взаимодействует с миром иначе.

Можно провести быструю диагностику. Возьмите лист и ручку и ответьте на вопросы:

  • Жалуется ли сам ребенок, что у него не получается играть и общаться со сверстниками? Переживает ли по этому поводу? Чувствует ли себя одиноким?
  • Приходит ли он из сада или школы расстроенным и подавленным?
  • Как ведет себя на прогулке или в магазине?
  • Легко ли общается со знакомыми?
  • Как любит проводить время?

Эти ответы помогут вам понять, какой он — ваш ребенок, что для него нормально и естественно. Возможно, вы заметите, что ребенок не хочет общаться с другими детьми просто потому, что ему это не надо. Если дома, в кругу знакомых ребенок общителен и контактен, то, вероятно, никакой проблемы и нет.

Быть родителем очень непросто. Иногда мамам и папам очень нужен совет и помощь. Приходите к нам на бесплатный онлайн-фестиваль Smart Fest! Это место, где эксперты Skysmart поделятся с вами поддержкой и практическим опытом в образовании и воспитании. 38 звездных спикеров, интерактивные вебинары, живое общение и подарки всем участникам. Начинаем 16 октября!

Что делать, если проблема все-таки есть

Ребенок переживает из-за отсутствия друзей, хочет идти на контакт, но не может. Или вы видите, что он боится выражать свое мнение, держится в стороне, тяжело расстается с тем, кого любит. В этом случае ребенку действительно нужна помощь. И для начала нужно поработать с собой.

Марина Руфанова,

практический психолог, гештальт-терапевт

Часто причина замкнутости ребенка — в семье. Если родители мало общаются друг с другом и близкими, ведут закрытый образ жизни, если в доме не бывает гостей, а вечера проходят перед телевизором или в работе, то ребенку просто неоткуда взять пример для подражания.

Если с общением, друзьями и гостями у вас все в порядке, попробуйте проанализировать свое поведение. В течение недели по вечерам записывайте, как вы общались с ребенком, как реагировали на просьбы, часто ли обнимали его.

Иногда слишком эмоциональные или строгие родители становятся причиной замкнутости ребенка — он просто не понимает, чего ждать в следующий момент, и интуитивно старается меньше контактировать с внешним миром.

Как помочь ребенку начать общаться

Когда с собой вы поработали, можно пробовать работать с ребенком. Только помните, что помогать общаться — это не то же самое, что навязывать свою точку зрения.

Как можно помочь ребенку начать общаться:

3 упражнения для развития навыков общения

Вы можете не только пользоваться лайфхаками, но и выполнять упражнения, которые помогут ребенку начать общаться.

«Расскажи историю». Вы начинаете рассказывать историю: «Жили-были. », ребенок продолжает, потом вы говорите по очереди. Упражнение помогает выстраивать беседу, учит слушать и слышать собеседника, не бояться общаться и шутить.

«Закончи фразу». Сформулируйте начало нескольких утверждений, которые ребенку нужно будет продолжить. Например — «Завтра я смогу. », «Я знаю, что. » Это упражнение помогает ребенку поверить в себя.

«Что ты ответишь». Попробуйте развивать фантазию ребенка: попросите его представить, что он идет по улице и встречает любимого книжного героя — что он ему скажет? А что ответит герой? От сказочных персонажей постепенно переходите к реальным людям — что ребенок скажет, если будет ехать в автобусе с мальчиком из сада?

Не осуждайте ребенка, позвольте ему развиваться в своем ритме — полностью изменить ситуацию не получится, но можно сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя в компании других людей комфортно.

Застенчивый ребенок. Как помочь малышу стать раскованнее

Каждый родитель знает, что характер и привычки закладываются еще в детстве, так же как проявляются другие качества личности малыша. Большинство детей можно считать общительными, но есть и такие, которые неохотно идут на контакт, стесняются. Эти дети могут баловаться только при родителях и самых близких людях, при посторонних же они чаще всего молчат и прячутся за маму и папу. И даже со сверстниками они скованны.

Почему они такие

Застенчивость может являться генетически заложенным свойством характера, а может быть приобретенной чертой. Генетическая застенчивость проявляется очень рано, еще когда малыш находится в пеленках, а приобретенная видна годам к 2-4, когда ребенок уже лучше осознает себя как личность и понимает, что хорошо, а что плохо.

Приобретенная застенчивость является побочным действием привития уважения к старшим и послушания. Ребенок привыкает смотреть на окружающих людей снизу вверх, боится сделать что-то неправильно, за что его потом будут ругать. Он боится, что над ним могут посмеяться. А потому предпочитает молчать и как можно меньше обращать на себя внимание.

Привить раскованность

Если Вы заметили за своим малышом застенчивость или стеснительность, немедленно начинайте действовать, иначе это может вылиться в существенный для него недостаток в будущем — неуверенность в себе и заниженная самооценка. А бороться в более старшем возрасте с этими качествами намного труднее.

Никогда не ругайте малыша, особенно по мелочам. Ну испачкал он новую распашонку яблочным пюре — разве это повод кричать на него и называть неряхой, не умеющим держать ложку. Даже взрослый человек запросто может облить себя чаем или уронить кусочек пирожного на новую рубашку, а что уж говорить о малыше. Который только учится кушать самостоятельно. К тому же у большинства родителей в распоряжении имеются стиральные машины, которые заметно облегчают стирку. Но самый главный довод, который должен Вас остановить — это последствия Вашего поведения. Ребенок не только расстроится из-за того, что мама или папа, которых он привык считать своими защитниками кричат на него, но и почувствует досаду от того, что у него не получается держать ложку. Словом, он ощутит себя неудачником, в полном смысле этого слова.

Правильный же подход в этой ситуации должен быть следующим: заметив, что малыш испачкался, спокойно обратите его внимание на то, что он неправильно пользуется столовым прибором, и покажите, как это нужно делать на самом деле. Скажите, что ему нужно немного постараться, чтобы быть аккуратным, ведь вчера же у него получилось покушать, ничего на себя не уронив, поэтому его футболка осталась чистой, и он снова может ее носить. А сегодняшнюю распашонку теперь нужно постирать, но пятно может остаться, поэтому чтобы не портить вещи, нужно следить за собой. И так в каждом случае, когда ребенок что-то делает неправильно.

Покажите малышу, что считаетесь с его мнением. Пусть он сам выберет одну из двух шоколадок, или игру, в которую Вы будете играть. Таким образом, Вы приучаете малыша принимать решения и высказывать свое мнение.
Никогда не игнорируйте его попытки что-то Вам показать — будь то рисунок или построенный из кубиков столб. Обязательно похвалите малыша — не нужно деферамбов, одно-два слова и ласковый взгляд послужат ему достаточным признанием. Предложите малышу также показать рисунок или кубики папе, братику — так ребенок научится демонстрировать себя окружающим.

Пусть в песочнице Ваш малыш не сидит отдельно от других детей — помогите ему найти с ними общий язык — наверняка другие родители поддержат Вашу инициативу. Научите малыша не стесняться просить формочки у других детей и показывать им свое творчество. Приучите его не огорчаться, если у него что-то поучилось хуже, чем у остальных, в другой раз он непременно справится, потому что будет делать все правильно — ведь он теперь понял, что для лепки фигурок нужен влажный песок.

Также приучите ребенка общаться и со взрослыми. Скажите ему, что тете Люде будет приятно, если он с ней поздоровается, а дядя Саша обрадуется, когда он скажет ему «спасибо». Постепенно ребенок привыкнет вести себя естественно.

Позднее можно предложить ему рассказать на каком-нибудь празднике стихотворение или спеть песню. И, постоянно поддерживая в нем уверенность в себе, Вы сможете не переживать за него в будущем.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Маленькие дети в первые годы своей жизни больше ориентированы на общение с родителями. Играя на детской площадке, во дворе, а позже в детском саду, ребёнок постепенно учится взаимодействовать с другими малышами.

Секреты общения для маленьких детей

В зависимости от характера конкретного малыша и воспитательных методов родителей процесс адаптации в коллективе сверстников может проходить по-разному. Детский коллектив складывается по мере знакомства детей, и каждый ребёнок занимает в нем определенное место. Иногда родители с горечью замечают, что их малыша не принимают в игру и даже обижают. Неприятие в коллектив может обернуться снижением самооценки ребёнка, эмоциональными травмами, которые грозят переходом в комплексы.

В группе детей дошкольного возраста отношения строятся вокруг умения играть. Если ребёнок не умеет играть интересно, с выдумкой или не выполняет игровые правила, обижает других детей, его не будут брать в компанию. Причем уговоры и нажимы взрослых в таких случаях не действуют.

Родители вполне способны помочь малышу стать равноправным членом коллектива. Заметив, что ребёнок не хочет идти в детский сад или во двор, нужно поговорить и с ним, и с воспитателем, чтобы понять причины такого поведения. Иногда для снятия проблемы достаточно пояснить малышу непонятные для него правила и способы игр.

Нужно научить ребёнка играть, познакомить его с новыми забавами, найти идеи увлекательных игр в интернете, вспомнить, во что сами родители любили играть в детстве. В детских компаниях любят интересных и общительных детей, с которыми всегда весело проводить время.

Другой причиной отторжения от коллектива может быть завышенная самооценка ребёнка, проявляющаяся в его стремлении доминировать и командовать сверстниками. Это характерно для единственного малыша в семье, привыкшего к восхищению и чрезмерной любви домашних. Задача родителей — объяснить ребёнку, что в каждой игре следует соблюдать установленные правила, а водящего надо выбирать по жребию или по очереди, что все должны быть в равных условиях. Если кто-то пытается хитрить и обманывать, его тут же исключают из игры.

Правила поведения для подростков

Более сложная ситуация возникает в коллективе школьников и особенно подростков. Здесь складывается четкая иерархическая система отношений, часто далекая от логики и справедливости в понимании взрослых людей.

Для подростков очень важна принадлежность к сообществу сверстников и занятие в нем лидирующих позиций. Мнение товарищей в этом возрасте важнее родительского, уважение и признание в коллективе становится определяющим фактором поведения.

Если для малышей авторитет среди сверстников определяется отношением взрослых, то подростки пытаются сами оценивать себя и других и подстраивать свое поведение под требования коллектива, перенимая привычки лидеров. И не всегда только хорошие. Иногда, чтобы занять достойное место в группе, ребёнок меняет свое поведение радикальным образом. Родители не могут понять, как из послушного разумного ребёнка получился упрямец или хулиган, который прогуливает уроки, курит, не слушается взрослых.

К сожалению, дети не знают, что для завоевания авторитета в классе совсем необязательно себя «ломать» и подстраиваться под не самых умных и воспитанных друзей. Подростки вполне способны заметить и оценить сильный характер, принципиальность, честность, доброту, умение хранить секреты.

Как могут помочь родители

Ребёнку нужно объяснить, что лучше оставаться самим собой, что каждый человек — неповторимая личность. Нужно развивать в себе лучшие качества, бороться с недостатками и комплексами.

Категорическое отторжение в подростковой среде вызывают такие качества, как зазнайство, хвастовство, болтливость, трусость. В понимании подрастающих детей эти черты характера не соответствуют нормальным товарищеским отношениям.

Родители могут помочь ребёнку найти свое место в коллективе. Дети иногда не видят своих недостатков и не всегда понимают достоинства. Задача семьи — научить ребёнка находить общий язык с друзьями, достойно проявлять себя в коллективе. Для этого надо с самого раннего возраста воспитывать в детях самостоятельность, направлять в решении сложных задач, вырабатывать в них ощущение взрослости, ответственности. В детском коллективе это поможет ребёнку выделиться из толпы, показать себя личностью, умеющей выходить из трудных ситуаций, понимать проблемы других, обладающей знаниями и некоторым опытом и, в конечном счете, завоевать авторитет.

Большое значение имеет самостоятельность. Подросток не должен бояться брать на себя ответственность в решении дел. Для этого нужно постепенно перекладывать на него заботы по учебе, уходу за собой и своими вещами. У ребёнка должны быть свои обязанности в доме, за которые он должен полностью отвечать, помогать маме с младшими братьями и сестрами, ухаживать за животными, убирать у себя в комнате.

Что еще нужно объяснить ребёнку

Ребёнок должен понимать, что авторитет зарабатывается не вредными привычками и вызывающим поведением, а достижениями в учебе и спорте, своих увлечениях. Высоким авторитетом пользуются дети, которые по-настоящему увлечены каким-то делом: танцами, пением, рисованием, журналистикой или робототехникой.

Хорошо, когда ребёнок добивается своих целей в какой-то области — выигрывает соревнования, получает призы на олимпиадах, конкурсах. Поездки на соревнования в другие города тоже расширяют кругозор ребёнка, повышают ответственность и работают на завоевание авторитета.

Само по себе увлечение каким-либо делом, спортом или творчеством часто ведет за собой успехи в учебе, повышение авторитета среди сверстников.

Безусловно, в семье все должны уважать друг друга, не ругаться при ребёнке. Ребёнок должен видеть модель поведения, когда мама и папа пользуются авторитетом среди родственников. Это качества, которые невозможно потрогать, их можно только почувствовать. Родители должны пользоваться уважением родственников, соседей, коллег по работе.

Именно в семье формируются умения и навыки общения, с которыми ребёнок идет в коллектив, а потом и во взрослую жизнь. Поэтому важно прививать детям хорошие манеры, знакомить с правилами вежливости. Все это принесет большую пользу ребёнку в любом возрасте. Он легко будет знакомиться с людьми, его охотно будут приглашать в компании сверстников, где он будет пользоваться авторитетом.

Ребёнок не хочет играть в компании своих ровесников, а тихонько сидит в сторонке. Он так всегда делает — в саду, на детской площадке, — причем ему совсем не скучно. Почему малыш не хочет общаться?

Право ребёнка на уединение: почему ему не нужно общение?

Коммуникабельность в наше время так же важна, как и интеллект. По этой причине родители застенчивых малышей волнуются за их будущее. Но стоит ли нарушать права ребёнка и принуждать его к общению?

Ломать личность малыша и заставлять его общаться с ровесниками, чтобы он был «как все», точно не следует. Но попробовать помочь стать более коммуникабельным не помешает. Возможно, для этого придется пересмотреть некоторые моменты в его воспитании.

Если родители сами не отличаются коммуникабельностью, тогда ребёнок вряд ли приобретет необходимые навыки общения в собственной семье. Для этого ему нужно общение вне дома. Но случается, что родные преднамеренно ограничивают контакты малыша со сверстниками: зимой это опасно, можно подхватить вирус, а летом существует риск получить травму на детской площадке. В результате у нормально развитого ребёнка может сформироваться чувство страха перед другими людьми и абсолютная уверенность в их недоброжелательности.

Кроме того, в некоторых семьях взрослые создают вокруг своего чада рафинированную среду, оберегая его от «лишних» знакомств и замещая общение со сверстниками настольными играми и другими «домашними развлечениями». Стоит ли удивляться, что, выйдя из дома, даже интеллектуально развитый ребёнок не может сразу сориентироваться в непривычной для него ситуации.

Развитию коммуникабельности могут помешать и повышенные требования, предъявляемые малышу родителями. Постоянный контроль за его поведением приводит к тому, что в принципе нормально развитый ребёнок становится пассивным и застенчивым. Каждое сделанное взрослыми замечание рождает в его сознании мысль о незначимости и неправильности, а иногда и неадекватности собственных поступков.

Слыша постоянные окрики: «не бегай», «не трогай», он думает, что взрослые не приветствуют его активность, и постепенно перестает ее проявлять.

Родители и ребёнок: меняем правила в отношениях

Нередко мероприятия, направленные на развитие у ребёнка коммуникабельности, отличаются излишней прямолинейностью. Малыша заставляют читать стихи родственникам, знакомиться с детьми на площадке и самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Эффект может быть прямо противоположным — ребёнок еще больше замкнется в себе.

Что делать? Прежде всего, не расценивать его поведение как неправильное. Уважайте права ребёнка на стремление к уединению.

Не все дети рождаются общительными и активными. Спокойные и застенчивые малыши не нуждаются во всеобщем внимании и очень тщательно выбирают себе окружение. Они отличаются усидчивостью и аккуратностью в выполнении любых дел. И это очень хорошие качества. Может быть, поэтому среди интровертов (малообщительных людей) так много выдающихся личностей — ученых, писателей.

Родители должны постараться не предъявлять ребёнку много претензий и требований, чтобы он не чувствовал себя лишним и нелюбимым. Стараясь научить малыша общаться с ровесниками, нужно всегда сохранять дружелюбный тон в процессе общения с ним самим. Ребёнку необходимо знать, что родители его любят и для них он самый лучший. Подобная уверенность поможет легче воспринимать критику, а также неприятие окружающих, с которыми всегда существует вероятность столкнуться в реальной жизни. Обучая малыша правилам общения с ровесниками, стоит обратить его внимание и на то, что грубость и агрессия не могут быть хорошими союзниками в построении отношений.

Развитый ребёнок: как привить навыки коммуникабельности?

Чтобы помочь ребёнку стать более общительным, следует:

  • Изменить стиль общения с малышом самих родителей, чтобы он мог приобрести некоторые навыки коммуникабельности в собственной семье.
  • Вовлекать малыша в обсуждение разных вопросов — пусть он тоже высказывает свое мнение. Объяснять, что точки зрения разных людей по одному и тому же вопросу могут существенно отличаться. Способность принимать другую точку зрения поможет избавиться от предвзятости и настороженности.
  • Помочь ребёнку сохранить самодостаточность и наладить при этом контакт с окружающими — малыш будет чувствовать себя увереннее и свободнее. Можно рассказать ребёнку о преимуществах общения — друзья могут помочь, поделиться игрушками и т. д.
  • Познакомить малыша с основными правилами общения. Например, подсказать, что при разговоре нужно смотреть в глаза собеседнику — это делает процесс общения более приятным и доверительным.
  • Расширить круг общения — приглашать домой родных и друзей с детьми, ходить в гости вместе с ребёнком.
  • Ослабить родительский контроль — продолжать напоминать ему о соблюдении мер безопасности, но стараться не внушать чувство страха — он не должен бояться что-то делать самостоятельно.
  • Устраивать детские праздники, приглашая на них ровесников своего ребёнка. Накрывать сладкие столы, придумывать веселые игры. Только не обязательно постоянно быть посредником между собственным малышом и другими детьми. Нужно уважать права ребёнка — пусть он проявляет самостоятельность в действиях.
  • Играть в шумные игры — пусть малыш бегает, кричит, смеется. Это поможет ему научиться выражать свои эмоции и даст возможность «отрепетировать» подобные игры с ровесниками на площадке.
  • Научить ребёнка защищать себя. У детей есть основания не доверять другим людям — они иногда кричат, дерутся, а порой и игрушки отбирают. Поэтому нужно учить его противостоять агрессии. А в качестве крайней меры можно позволить давать обидчику сдачи.

Мы надеемся, что эти советы помогут ребёнку раскрыться и стать общительнее. Но главное, чтобы он всегда оставался самим собой. Никто не спорит, экстраверты (люди общительные) часто бывают душой компании, но именно интровертам больше доверяют, ведь они не бросают слов на ветер.

На первый взгляд детская застенчивость не является проблемой, а, наоборот, выглядит очаровательно и мило. Но для ребенка застенчивость может стать причиной больших сложностей в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Застенчивый малыш постоянно находится в напряжении, его пугает смена обстановки и незнакомые люди, ему трудно проявить себя. Застенчивость не исчезает сама собой, а с возрастом может сильно усугубиться. Поэтому очень важно начать работать над причинами застенчивости ребенка и учить его взаимодействию с людьми еще в детстве.

Признаки застенчивости

Застенчивый ребенок выделяется среди своих сверстников. Пока все увлечены шумной игрой, он тихо сидит в уголке и наблюдает. Такие дети очень неуверенны в себе, самокритичны. Поэтому обычно они стараются остаться незамеченными и осторожничают в действиях. Иногда застенчивость скрывается под маской показной демонстративности и развязности.

Застенчивость – это социальное явление. Она проявляется непосредственно в ситуациях межличностного общения. Из-за застенчивости ребенку тяжело продемонстрировать свои умения и навыки обществу, какими бы талантами он не обладал, поэтому он не может почувствовать себя значимым и ценным.

Застенчивость приводит к замкнутости и ограниченности круга общения. Застенчивого ребенка тяжело вывести на разговор и вовлечь в коллективную деятельность. В незнакомом месте застенчивый малыш не отойдет от мамы или другого близкого человека.

Застенчивые дети тяжело переносят общественное внимание, направленное на их персону, даже если это похвала. В стрессовых для ребенка ситуациях межличностного общения, у него могут проявляться такие «симптомы», как:

  • Учащенный пульс;
  • Напряженность мышц;
  • Румянец;
  • Тихий голос;
  • Нарушения речи (запинки, заикание).
  • Спутниками застенчивости являются заниженная самооценка, тревожность, накопление негативных эмоций, нерешительность. Это приводит к тому, что малыши легко поддаются влиянию других людей, а также испытывают серьезные затруднения при решении даже простых задач.

Причины застенчивости малыша

Для того чтобы выбрать правильную тактику общения с застенчивым ребенком и помочь ему побороть скромность и неуверенность в себе, сперва необходимо понять причину проблемы.

  1. Наследственность;
  2. Особенности темперамента (чаще всего застенчивыми становятся меланхоликии флегматики);
  3. Пример значимого человека (если кто-то в окружении малыша застенчив, ребенок может брать с него пример);
  4. Воспитание (частые наказания и запреты формируют у крохи неуверенность в своих силах и, как следствие, застенчивость);

Причиной застенчивости малыша может быть то, что его называют застенчивым. Ребенок формирует представление о себе во многом из слов взрослых, поэтому старайтесь не обсуждать при нем его проблемы. Акцент лучше сместить на позитивные моменты.

Изоляция (ограничение контактов в результате болезни или убеждений родителей, гиперопеки).

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?

В первую очередь необходимо проанализировать свое поведение и задать себе вопросы: не слишком ли много я требую от ребенка? Сравниваю ли я ребенка с другими детьми? Бывает ли так, что я заставляю малыша сделать то, что важно мне, а не ему? Не слишком ли я опекаю ребенка? Как я реагирую на его застенчивость? Ответы на эти вопросы, возможно, помогут Вам понять, стоит ли что-то поменять в Вашем поведении и тем самым помочь ребенку побороть застенчивость. О том, какие способы преодоления застенчивости у малыша существуют, смотрите на видео.

Дошкольник не может преодолеть застенчивость самостоятельно. Задача взрослых – помочь малышу справиться с проблемой. Добиться этого можно, следуя следующим правилам:

Развивайте у ребенка позитивное восприятие себя. Застенчивые дети считают, что окружающие люди негативно настроены по отношению к ним, поэтому боятся раскрыться и быть осмеянным. Чтобы противостоять этому ощущению, нужно развивать у малыша позитивную Я-концепцию, любовь к себе и чувство своей уникальности. Постарайтесь создать и поддерживать дома атмосферу доверия и взаимопонимания. Принимайте ребенка таким, какой он есть, не критикуйте его личности и ни в коем случае не сравнивайте его с другими.

Формируйте адекватную самооценку. Низкая самооценка – одна из причин застенчивости. Чтобы поднять самооценку малыша, хвалите его. Ставьте перед ребенком достижимые цели, чтобы он как можно чаще оказывался в ситуации успеха.

Будьте примером для ребенка. Малыши учатся во многом через наблюдение за взрослыми. Ненавязчиво показывайте ребенку пример, как вести себя в той или иной ситуации.

Покажите крохе, что взрослые тоже ошибаются и испытывают негативные переживания. Умения взрослых признавать свои ошибки и находить пути решения проблем служит для малыша примером.

Снижайте тревожность. Очень важно поддерживать ребенка эмоционально и помогать ему там, где это необходимо.

Обучайте навыкам общения. Почаще приглашайте в гости детей. На своей территории ребенок чувствует себя увереннее и ему будет легче пойти на контакт. Лучше если малыш будет тренировать навыки общения с детьми младше его самого. Также полезно играть с ребенком в такие сюжетные игры, как «У доктора», «В магазине», «Детский сад» и так далее. Разыгрывая различные сюжеты, Вы можете показать крохе, как вести себя в тех или иных ситуациях.

Учите принимать себя и формируйте у малыша чувство собственного достоинства. Как правило, застенчивые дети акцентируют внимание на своих недостатках и слабостях. Помогите ребенку увидеть и свои сильные стороны. Например, можно отдать малыша в кружок или секцию, которая ему интересна и в которой он будет иметь потенциал.

Выводы

Застенчивость – одна их самых распространенных и сложных проблем в сфере межличностных отношений. Она может являться причиной таких проблем, как неспособность выразить свое мнение, боязнь смены обстановки и новых знакомств, трудности при участии в коллективных занятиях, скованность и напряженность в общении и так далее. Для того чтобы помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно уделять особое внимание развитию у него адекватной самооценки и позитивного восприятия себя, уверенности в себе и учить взаимодействию с другими людьми.

Заключение

Иногда бывает нелегко справиться с возникающими трудностями своими силами. В Монтессори-центре «Созвездие» Вы можете получить консультацию психолога, который даст ответы на все интересующие Вас вопросы и поможет справиться с трудностями. Мы всегда открыты для Вас!

Классический «рекламный» образ ребенка-дошкольника – подвижный, любознательный и, конечно, общительный малыш. Но что делать, если ребенок кажется родителям слишком общительным и настроен только на коммуникацию даже тогда, когда они хотят занять его чем-либо другим? Вот несколько советов, которые помогут мамам и папам.

Сложности с чрезмерно общительными детьми

Если в семье растет слишком активный ребенок и к тому же чрезмерно общительный, то родителям надо быть очень внимательными с ним. С такими детьми трудно, особенно интровертам. Детям экстравертам нужно общество для полноценного общения и аудитория, для того чтобы их могли выслушать и оценить. Положительная оценка для таких детей является большим стимулом для учебы и для выполнения сложных заданий.

Чрезмерно общительные дети легко адаптируются в детском коллективе. В школе у них будет много друзей. Проблем с учителем не будет, если преподаватель отличается такой же активностью и пониманием. Общительные дети очень любознательны, постоянно задают вопросы, готовы долго слушать ответ. Но если ребенок увидит, что он не интересен, что взрослый отвечает кратко и хочет «отмахнуться» от него, ребенок может отвернуться от такого взрослого, будь-то учитель или родитель.

Общительные дети черпают информацию из книг, телепередач, компьютера. Они всегда хотят показать, что много знают. На уроке они могут прервать не только одноклассника, отвечающего у доски, но и учителя. Экстраверты хотят показать свои знания, не замечая никого вокруг себя.

Слишком активные дети берутся за много дел одновременно, потому что им все интересно. Недостаток заключается в том, что они не доводят свои дела до конца. Негативная оценка, которую они получают, не выполнив задание, может привести к эмоциональному взрыву. Экстраверты чаще всего имеют завышенную самооценку.

Общительным детям всегда нужна компания. Если они будут не поняты среди положительных детей, то они найдут общение в обществе с нелестными характеристиками. Родители и педагоги не должны игнорировать активных детей, вести себя с ними тактично и всегда показывать, что они рады с ними поговорить.

Большая активность может мешать ребенку, сосредоточиться на каком-то одном задании. Он не внимательно читает задачу, неправильно ее решает. Для него главное скорость. Ругать таких детей не надо. Им необходимо время, чтобы сосредоточиться.

Как помочь ребенку в обучении?

Чтобы не было проблем в школе, активных детей необходимо подготовить к учебному процессу, а именно отработать некоторые навыки.

  • Ребенку надо объяснить, что в школе есть правила, которые необходимо выполнять, например, на уроках нельзя говорить без разрешения. Можно поиграть с ним в школу, только не один раз, а сделать из этого систему. Пусть это будет один из режимных моментов.
  • Перед тем как садиться за уроки, активному ребенку надо выплеснуть энергию: погулять с ним, провести активно время. Хорошо, если он будет посещать спортивную секцию.
  • Обязательно надо выслушать ребенка. Пусть он расскажет о школе, учениках, оценках, о чем-то интересном, что он увидел по дороге в школу. Он может говорить долго и родителям придется слушать. Недосказанность не даст ученику начать выполнять домашнее задание.
  • Прежде чем выполнять задания, ребенок должен на него настроиться. Родители могут придумать ритуал: разложить учебники и тетради на столе, закрыть глаза, сделать дыхательную гимнастику, посчитать до 10.
  • Любое задание должно быть тщательно отработано, и только затем написано в тетради. Если в чистовике он сделает ошибку из-за своей невнимательности, то ругать ребенка не надо. Скажите ему, что он молодец, но было бы лучше, если бы работа была выполнена без помарок. Отрицательная резкая оценка может вызвать у ребенка бунт и отказ от выполнения задания. Цель родителей – сформировать адекватную самооценку у ребенка.

Это интересно

Очень важно, чтобы экстраверт доводил все дела до конца. Это поможет ему не только хорошо учиться, но и сделать неплохую карьеру во взрослой жизни.