Как помочь ребенку справиться со страхом? Как научить ребенка не бояться?
Каждый человек испытывает чувство страха, ведь все люди боятся чего-то. Например, боимся мы за здоровье детей, за безопасность близких, потерять работу и так далее. Страх, беспокойство, тревога — это нормальные эмоциональные проявление психики человека, как и радость, печаль, гнев и восторг. Кроме того, чувство страха помогает нам защититься от опасности. Наш мозг при возникновении у нас чувства страха передает тревожный сигнал о том, что наша жизнь находится в опасности. Страх гонит нас дальше от источника угрозы или беды. Например, от пламени или от разбушевавшейся стихии.
В других ситуациях, наоборот, страх удерживает нас от необдуманных поступков. Например, оказавшись рядом со злой собакой, мы боимся бежать из-за того, что она может нас укусить. Эти страхи присутствуют в жизни каждого человека, они нужны ему для гармоничного развития. Однако существуют патологические страхи, которые сопровождают человека везде. Такие страхи наибольшей степени присуще детям. Часто эти страхи настолько овладевают сознанием и поведением ребенка, что он уже не в состоянии ни о чем другом думать. В маленьком возрасте это может проявиться в неспецифическом поведении ребенка, так малыш при появлении чувства страха может подмаргивать, подпрыгивать, подкашливать и тому подобное. В особо тяжелых случаях появляются дополнительные симптомы: заикание, энурез, сосание пальца, раскачивание ног, привычка грызть ногти и другие тупиковые движения.
Дети в каждом возрасте подвержены неодинаковым страхам. Так малыши до одного года боятся громких, неожиданных звуков и незнакомых людей, а двухлетние дети чаще всего боятся врачей. Ребенок старше 3-х лет боится темноты и замкнутого пространства, а с 5 летнего возраста многие дети пугаются смерти и сказочных персонажей. Для младших школьников нет ничего страшнее, чем опоздать в школу, зайти одному в лифт с незнакомым человеком и потерять любовь родителей.
Когда страх сопровождает ребенка во всех жизненных обстоятельствах и даже в обыкновенных ситуациях, то у него развивается постоянное тревожно-мнительное отношение к окружающим и любое событие он воспринимает как опасное и неблагоприятное. Постепенно у ребенка занижается самооценка и затрудняется его общение с окружающими. Для того чтобы помочь ребенку справится со страхом и научить его не бояться, родители должны выяснить причину возникновения детского страха. Основными причинами детских страхов являются следующие обстоятельства:
1. Постоянные ссоры, скандалы, оскорбления в адрес друг друга родителей в присутствии ребенка.
2. Чрезмерная строгость и требовательность родителей. Наказание ребенка за каждую провинность.
3. Избыточная мнительность и боязнь родителей, когда они боятся за жизнь и здоровье своего ребенка и чрезмерно опекают его.
4. Недостаточная активность ребенка и его необщительность. В основном боятся замкнутые и стеснительные дети.
5. Тревожная беременность матери и неблагоприятная обстановка в семьи во время беременности.
6. Врожденные патологии нервной системы у ребенка.
7. Наиболее часто встречающейся причиной детского страха является запугивание со стороны родителей или раздражитель, от которого, испугавшись однажды, ребенок боится постоянно. Например, некоторые дети запугивают детей сказочными персонажами: «придет волк из леса и заберет тебя, если не будешь спать».
8. Дети более боязливы, если в семьи отец не имеет авторитета.
Чтобы помочь ребенку справиться с мучающими его страхами научитесь смотреть его страхи не глазами взрослого человека, а глазами малыша. Ни в коем случае не ругайте его и не заставляйте делать то, чего он боится. Страх — это не проявление упрямства характера и слабости, его нельзя игнорировать. Для того чтобы научить ребенка не бояться, старайтесь вести себя таким образом:
1. Во время беременности смотрите в будущее со спокойной уверенностью и оптимизмом. Избегайте конфликтных ситуаций.
2. Никогда и ничем не пугайте детей для послушания, ни злым дядей, ни страшным волком, ни врачами, ни Баба-Ягой и т.п.
3. Никогда не стыдите и не высмеивайте поступки ребенка.
4. Не оставляйте ребенка одного в закрытом помещении или в незнакомой обстановке.
6. Не давайте смотреть ребенку фильмы ужасов, мультфильмы со страшными монстрами и берегите его от наблюдения страшных аварийных ситуаций, драк, убоя скота и других травмирующих психику ситуаций.
7. Не старайтесь оберегать ребенка от незначительных опасностей и страхов, которые мерещатся родителям на каждом шагу. Чем раньше он познает небольшие страхи, тем лучше.
Страхи приходят и уходят с возрастом, не задерживаясь, если родители создают в доме спокойную и стабильную обстановку. Ребенок, который каждый день чувствует любовь и поддержку родителей, получает их поддержку и слышит похвалу в свой адрес, быстро перестает бояться и забывает свои страхи.
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Хотя существует много определений понятия «самооценка», по сути термин означает то, что взрослые и дети думают о себе, чувствуют, как оценивают собственные поступки. Малыш со здоровой самооценкой считает себя достойным любви, обладает готовностью встретиться с различными проблемами и найти их решение. Дети с низкой самооценкой, как правило, очень критично относятся к себе, не решаются столкнуться с трудностями, поскольку их страшат возможные неудачи, которые лишь подтверждают верность негативного представления о себе. Они не чувствуют себя достойным любви.
Кроме того, отрицательная самооценка, отрицательно сказываясь на развитии ребёнка, коррелирует со многими психическими и неврологическими расстройствами, включая:
- депрессию;
- избыточную тревожность;
- расстройства пищевого поведения;
- гиперактивность и т. д.
Никогда не бывает поздно внести коррективы в воспитание детей и заняться повышением их самооценки, которую они пронесут с собой через всю жизнь. Помогут девять советов медицинского портала MedAboutMe.
1. Моделируйте здоровую самооценку малыша на собственном примере
Дети улавливают любые перемены в настроении, состоянии своих родителей. Хотя взрослые часто забывают, что счастье малыша зависит от общего семейного благополучия, ребёнок обращает внимание на любые детали. Родительский пример служит для мальчиков и девочек в качестве модели поведения и зеркала собственных чувств. Поэтому, если взрослые не в ладу с собой и демонстрируют внутренние конфликты словами и действиями, скорее всего, дети будут иметь те же психологические проблемы.
Родителям никогда не поздно повысить собственную самооценку и одновременно стать положительным образцом для подражания для собственного ребёнка. Если психологические проблемы взрослых слишком велики, поможет опытный психолог или психотерапевт. Он не только покажет пути личностного роста папам и мамам, но и скорректирует воспитание детей.
2. Осваивайте искусство дипломатов, занимаясь воспитанием детей
Отбросьте ярлыки и категоричные суждения, когда говорите с детьми, описываете черты их характера. Случайно оброненное слово способно оставить гораздо большее впечатление, чем предполагалось, слишком глубокий след в душе ребёнка.
Например, определение «плохой», малыш может истолковать в качестве глобального неодобрения, а не описания конкретного эпизода поведения. Поэтому вместо жесткой оценки «плохой мальчик», взрослым следует выбрать более обтекаемую форму «неправильно себя вел», «неверно поступил». Далее рассказать, почему, в чем ребёнок ошибся. К примеру, «не поделился игрушкой». И сразу предложить пути выхода из ситуации: «В следующий раз он непременно разрешит другу поиграть, ведь он хороший, добрый мальчик».
3. Помогайте развитию ребёнка, учите выражению чувств
Чтобы развитие ребёнка было гармоничным, важно научить его выражать собственные эмоции в различных жизненных ситуациях, в момент успеха и в минуты трудностей, помочь овладеть искусством вербализации эмоций.
Когда родители слышат, как их малыш выражает негативное отношение к себе, например, называя себя «тупым», не нужно обходить ситуацию молчанием. Следует постараться сделать так, чтобы ребёнок взглянул на ситуацию иначе. Можно сказать: «Какие имеются доказательства того, что ты глуп? Единственный неверный поступок не означает, что человек — глупец. Я точно знаю, что у тебя есть масса достоинств, которые доказывают обратное».
4. Подчеркивайте важность усилий и последовательность, а не результат
Исследования показывают, что воспитание детей более эффективно, когда взрослые хвалят, вознаграждают малышей за фактические усилия и выполнение задачи, а не за то, что они выполнили задание лучше других. Важно, чтобы ребёнок понимал, что его ценят и любят без условностей. Не потому, что он чего-то добивается, не сравнивая с другими детьми.
5. Создайте безопасную среду, атмосферу любви в доме
Безопасная семейная обстановка, домашняя «аура» любви имеет важное значение для построения здоровой самооценки детей. Дом должен быть тем местом, где можно укрыться от любых невзгод, житейских проблем, конфликтов со сверстниками и т. п., получить поддержку и понимание.
6. Знайте и говорите детям, что неудачи являются частью жизни
Для того, чтобы учиться, развиваться, каждый человек должен испытать некоторое количество неудач в течение жизни. Люди с нормальной самооценкой стойко переносят любые разочарования и промахи, рассматривая их как возможность для обучения и роста.
7. Предоставьте ребёнку возможность рисковать и делать свой выбор
Хотя большинству родителей невероятно трудно стоять в стороне, сложа руки, и смотреть, как их дети терпят неудачи, чтобы выработать здоровую самооценку у ребёнка, необходимо давать ему возможность искать свой правильный путь, шанс на ошибки и победы. Тогда развитие ребёнка будет успешным, он обретет уверенность в себе и в своем выборе, перестанет бояться проблем и научиться выходить из трудных ситуаций. Кроме того, он поймет, что неудачи также важны в жизни, как успех.
8. Развивайте желание помогать другим
Важно, чтобы дети получили опыт безвозмездной помощи другим людям, осознали важность взаимовыручки. Очень полезно участие в любых волонтерских организациях, добровольных обществах, командных спортивных мероприятиях и т. п.
9. Помните, что любовь безусловна
Дети должны знать о том, что родители любят их, независимо от событий, происходящих в жизни. Как малыш, так и ребёнок старшего возраста, нуждаются в любви, без границ и условностей. Именно она помогает формированию чувства собственного достоинства у мальчиков и девочек, которое они пронесут из детства во взрослую жизнь.
Если у родителей есть обеспокоенность по поводу заниженной самооценки у ребёнка, советуем обратиться за помощью к детскому психологу или психотерапевту. Специалист поможет выработать стратегию воспитания, развить позитивное самовосприятие малыша, повысить его самооценку.
Вера в себя является основой сильного характера. Это относится как к взрослым, так и к детям. Верить в себя нужно, полезно и необходимо. Для этого есть несколько причин. Во-первых, благодаря этому повышается самооценка, во-вторых человек начинает видеть дополнительные возможности, позволяющие достичь успеха. И в третьих, он ценит свои усилия, знает, что способен на многое, поэтому часто бывает удачлив. Вера в себя позволяет не пропасть талантам, которые дремлют в личности каждого. Взрослый человек или ребёнок может верить в себя или не верить — это зависит от методов воспитания семье. Однако врожденные особенности также имеют значение — благодаря им уже в раннем возрасте можно заметить, что ребёнок ценит свои возможности.
Отсутствие веры в себя у детей имеет негативные последствия и видно невооруженным глазом. Такие дети часто боязливы, им сложно быть общительными в кругу сверстников, предлагать новые игры, задавать характер общения. Они часто стесняются отвечать у доски, выступать с новыми проектами и идеями, которых, на самом деле, у них может быть множество, потому что каждый ребёнок рождается талантливым и способным, нужно только вовремя эти способности заметить.
Когда он не верит в свои силы, то старается остаться в стороне, не проявлять инициативу. Часто такие дети страдают от ощущения собственной малоценности, ошибочно полагают, что они ничего не умеют, и у них ничего не получится. Этот страх мешает им браться за новые дела, пробовать незнакомые хобби, развивать таланты, участвовать в конкурсах, соревнованиях, детских мероприятиях. Какие привычки поведения или мышления мешают ребёнку верить в себя? Что в таком случае делать родителям? Можно ли сделать так, чтобы вера в собственные силы стала крепче? Ответы можно узнать, если прочитать эту статью.
Каковы ваши шансы достичь долголетия: пройдите тест от ученых
Учите ребёнка не сдаваться
Обычно острое чувство собственной неспособности появляется после первой неудачи. Тогда дети могут ощущать себя ни на что не способными людьми, грустить, отказываться от деятельности, испытывать чувство разочарования в себе, ругать себя, критиковать. Неверие в себя укрепляется и даже может стать привычкой, если родители тоже критикуют и ругают детей за промахи и неудачи. Снижению самооценки также способствует сравнение со сверстниками или более успешными одноклассниками.
Если взрослые хотят, чтобы дети стали уверенными в себе, то им стоит отказаться от методов воспитания, основанных только на указаниях, критике и порицаниях. Для того чтобы ребёнок привык к новому отношению, нужно время. Всегда говорите детям о том, что нельзя опускать руки и сдаваться после первой неудачи. Найдите такие слова, которые вызовут желание попробовать еще раз.
Объясните ребёнку, что неудача — это еще не финальный проигрыш, и что он сохраняет возможность победить в конкурсе или хорошо выступить на мероприятии, пока пробует и делает попытки. Придумайте вместе с ним лозунг, который будет поддерживать его веру в себя. Это могут быть фразы из книг, кинофильмов или придуманные вместе с родителями цитаты. Это может быть такая словесная поддержка, как «у меня все получится», «я молодец», «главное не победа, а участие», «я никогда не сдаюсь». Приучайте детей к тому, что победа — это не смысл жизни, и ошибаться тоже надо уметь, ведь проигрыш — это всего лишь период, который не дает человеку характеристику. Вместе с верой в свои силы, ребёнок должен принимать себя любым — и победителем, и проигравшим.
Показывайте детям положительный пример
Родительский пример — важное условие в развитии ребёнка. Прежде чем учить его верить в себя, нужно определить, верят ли в себя взрослые, которые его воспитывают. Дети не столько запоминают сказанные им слова и наставления, сколько воспринимают показанный пример. Можно сколько угодно говорить о пользе хорошей самооценки, уверенности и вере в свои способности, а при первой неудаче бросить работу над проектом, которая длилась полгода, и впасть в депрессию. Сложно утверждать, что дети, которые наблюдают подобную ситуацию, будут верить в свои силы и не поступят также, когда столкнутся с трудностями.
Если родители верят в себя, обладают терпением и выдержкой, оптимизмом и способностью, несмотря на провал, начинать все сначала, то есть много шансов, что в такой семье ребёнок будет расти уверенным в себе, поддерживающим себя и объективно оценивающим свои способности.
Откажитесь от привычки критиковать
Если дети слышат много критики в свой адрес, особенно когда они не справляются с заданиями, проваливают экзамены, ошибаются во время работы, забывают слова и текст во время выступления, то это может снизить их самооценку и уничтожить веру в собственные силы. Детям важно чувствовать поддержку родителей. Чаще всего она проявляется в похвале и принятии всего, что происходит в активной жизни ребёнка, даже если он оказался не успешен.
Откажитесь от привычки критиковать ребёнка в любых случаях. Вместо этого следует внимательно выслушать, что произошло, поговорить с ним, если нужно успокоить, убедиться, что он понимает свою роль в этом, и осознает ошибки. Далее следует выяснить, что он собирается предпринять для исправления ситуации. После этого можно предложить ребёнку свою помощь — это поможет ему почувствовать, что родители в него верят, а значит, он и сам будет верить в себя.
Устройте ребёнку встречу с кумиром
Бывает так, что способности и таланты не могут проявиться в полной мере из-за того, что вера в свои силы недостаточно высока. Поговорите с ребёнком, расскажите ему о людях, которые добились больших высот, но когда-то, также как он, не верили в себя. Посмотрите вместе с ним видеоролики или фильмы о спортивных достижениях и творческих людях, обсудите увиденное, убедитесь, что он проникся и понял то, что он, также как и другие способен на многое, стоит только захотеть. Если есть возможность, устройте ребёнку личную встречу с кумиром, на которой он сможет послушать из первых уст истории о том, как важно верить в себя, если желаешь развить свои таланты и добиться успеха.
Помогайте детям справляться с комплексами
Иногда повысить веру в себя мешают комплексы характера. Это могут быть страх неудачи, тревожность, застенчивость и другие. Заботливым родителям, которые хотят развить у детей уверенность в себе, следует знать, что именно является причиной отсутствия этого качества. Что можно сделать, чтобы дети были освобождены от комплексов характера? Доверительные беседы, личный пример, психологическая коррекция смогут оказать хорошую поддержку не только на момент важных мероприятий в жизни ребёнка, но и во время развития его личности.
Разбираемся, как родителю стать для малыша проводником на пути к его адекватному восприятию самого себя.
Недавно портал Understood (принадлежит одноименной организации, помогающей семьям с детьми-инвалидами) опубликовал колонку специалиста по раннему развитию Аманды Морин (Amanda Morin). В ней эксперт рассказала о формировании положительной самооценки у детей с трудностями в обучении. С такими проблемами могут столкнуться дети с СДВГ, аутизмом и другими особенностями.
Мы перевели колонку и публикуем ее на «Летидоре». Уверены, текст Аманды будет полезен родителям, которые хотели бы научить своего ребенка больше ценить себя и свои, пусть даже небольшие, успехи.
Развитие положительной самооценки важно для всех детей, но особенно для малышей с особенностями развития. Последние гораздо чаще демонстрируют заниженную самооценку. Обычно это связано с тем, что они не чувствуют себя такими же способными к обучению и не умеют так же легко заводить друзей, как их «обычные» сверстники.
Однако все поправимо. Будьте чуткими к ребенку и постарайтесь следовать этим 7 советам.
Станьте образцом для подражания
Ребенок считает, что некоторые проблемы преследуют его исключительно из-за его особенностей? Объясните, что это не так! Расскажите ему о своих неудачах. Это даст ему понимание, что с ним все нормально.
Вы сегодня забыли купить яблоки для шарлотки? Поделитесь этой новостью с семьей!
А еще расскажите, что иногда забываете о некоторых пунктах в списке покупок. Весьма кстати будет завершить рассказ примером того, как вы исправите оплошность:
Обеспечьте четкую, но не критикующую обратную связь
Детям не всегда легко слышать о том, что у них что-то не получается. Но без адекватной обратной связи человек перестает развиваться.
Главное правило — говорить о проблемах так, чтобы ваши слова побуждали детей совершенствоваться, а не угнетали.
Объясните, что положительная самооценка рождается как результат удовлетворения от усердной работы на пути к цели. Не критикуйте ребенка — попробуйте поставить перед ним цель, к которой он будет стремиться. Начинайте с малого.
Вместо того чтобы ругаться: «Почему у тебя всегда такой беспорядок?» — скажите:
«Смотри, твоя одежда повсюду. Давай ты все уберешь, а потом вернешься к игре».
При необходимости предложите свою помощь. Наводить порядок вместе всегда веселее.
Настраивайте на лучшее
Помогите ребенку избавиться от негативных мыслей и утверждений. Придерживаясь концепции позитивного мышления, ваш малыш быстрее поверит в то, что он небезнадежен. Что при должных стараниях его способности улучшатся.
Поверьте, результат не заставит себя ждать!
Ваш ребенок сказал, что не может это прочитать, ему слишком сложно? И вы понимаете его, ведь у него дислексия… Подбодрите его и предложите помощь:
«Да, тебе трудно. Пока ты не можешь прочитать эту книгу, но сейчас мы вместе придумаем план, как это исправить».
Объясните, что ошибки — это опыт обучения
Согласитесь, не ошибается тот, кто ничего не делает. Убедите ребенка, что потерпеть неудачу — нормально, а ошибки можно исправить или избежать в дальнейшем:
«Ага, ты пролил сок. В следующий раз, когда будешь его наливать, держи стакан над раковиной».
Хвалите за усилия, а не только за результат
Очень важно не просто хвалить, но делать это правильно. Вместо того, чтобы концентрироваться на результате, похвалите за усилия. Так вы сообщите ребенку, что он способен преодолеть любые препятствия.
Помните: похвала — ключ к формированию положительной самооценки.
Похвалите малыша за усердную работу над заданиями, которые он выполняет для школы или дополнительных занятий:
«Я вижу, что ты очень старался, чтобы научиться играть на фортепьяно хорошо. Знаю, сначала тебе было сложно, но сейчас ты играешь намного лучше, чем раньше!».
Поощряйте внеклассные занятия
Внеклассная деятельность, которая приходится по душе вашему ребенку, — еще один отличный способ помочь ему раскрыть свои сильные стороны и мотивировать на достижение целей. У вашего ребенка сильный голос, и он любит петь? Отлично! Найдите хор, в котором он сможет заниматься.
Он смотрит футбольные матчи и представляет себя на месте нападающего? Замечательно! Вы знаете, куда вам обратиться.
Если занятий, которые понравились бы вашему ребенку, пока нет, подумайте о поиске наставника. Общение со старшим товарищем, у которого есть классное хобби, и он обожает о нем рассказывать, вдохновит и вашего ребенка.
Покажите ребенку, что он не один
Источником вдохновения могут быть успешные люди: спортсмены, знаменитости и предприниматели, которые по разным причинам испытывали сложности с обучением и социализацией.
Однажды актер Дэниел Рэдклифф сказал, что выполнение трюков для фильмов о Гарри Поттере помогло ему преодолеть сложности, связанные с диспраксией (расстройство двигательной системы, когда человек не всегда может координировать свои движения).
Такие примеры мотивируют и вселяют в детей веру, что они небезнадежны.
Разумеется, вашего ребенка ждет немало трудностей (и даже разочарований) на пути к адекватной самооценке. У него не всегда получится добиться поставленных целей, ошибка за ошибкой будут расстраивать и мешать двигаться вперед. Но ваша поддержка должна сыграть решающую роль.
Сделайте девизом вашего пути слова «Дорогу осилит идущий», будьте спокойны и уверены сами, и тогда ваш маленький человек тоже шаг за шагом научится не сомневаться в себе.
Вера в себя — это внутреннее чувство уверенности в достаточности сил, навыков или знаний, чтобы сделать какое-то дело.
Вопреки популярному представлению, её нельзя сформировать родительской похвалой. Устойчивая вера в себя вырастает только из положительного опыта: ребенок пробует что-то сделать, и ему это удается. Если не удается с первого раза — он получает достаточно поддержки от родителя, чтобы попробовать еще и получить-таки нужный результат.
Как ведет себя уверенный ребенок? Он бойкий и активный, не тушуется, быстро соображает, смело пробует новое, легко идет на контакт.
Положительный опыт складывается из четырех компонентов: способность адекватно оценить задачу; смелость, чтобы за нее взяться; навыки, чтобы получить положительный результат; уверенность, что в случае неудачи он сможет исправить последствия.
Задача родителя — с самого раннего детства организовывать условия для получения этого опыта, поощрять инициативу ребенка и давать качественную обратную связь.
Условия роста
Что значит «организовать условия»? Мы ставим перед ребёнком задачи, которые адекватны его возрасту и уровню развития. Для начала те, в которых у него высок шанс на успех (то, что у Выготского называется «зона ближайшего развития»).
Если задача будет слишком сложной — ребенок потерпит неудачу и расстроится, а может и вовсе откажется пробовать дальше. Есть мнение, что первый опыт, первые шаги в любой новой деятельности должны быть приятными и результативными, пусть самыми маленькими, но с положительным итогом — это залог интереса к освоению новой сферы.
Но если задачи всегда слишком легкие, «заниженные», не адекватные возрасту — их успешное выполнение, конечно, будет доставлять радость ребенку, но приведет к замедлению развития.
Сложность задач должна нарастать постепенно, когда предыдущий положительный опыт уже закреплен, чтобы ребенку всегда было на что опереться. Он получает всё больше опыта, удовлетворение от самостоятельного решения разных типов задач, порой, достаточно сложных. Это и есть не иллюзорная, а твердая устойчивая основа веры в свои силы.
У тебя есть три попытки
Хотите, чтобы у ребенка не было страха перед новой деятельностью — поощряйте его инициативу и давайте качественную обратную связь.
Здесь рекомендации такие: мы разрешаем ребенку пробовать делать то, что он просит: залезть на горку, подмести пол, погладить футболку, но следим за тремя вещами: обеспечиваем безопасность, проговариваем правила поведения в подобной ситуации, и, если задача оказалась слишком сложной, — поясняем, каким навыкам ребенку предстоит научиться, чтобы её выполнять.
Здесь же даем качественную обратную связь. Что это такое? Это когда мы отмечаем, что именно при выполнении действия у ребенка получилось хорошо и комментируем, что можно добавить.
Как это выглядит на практике.
Дочь пяти лет захотела сама погладить себе кофту. Обеспечиваем условия: мама для первого раза выбирает кофту, которая легко гладится (гарантия положительного результата) и которую не жалко выкинуть в случае неудачи (чтобы неудачный опыт не стал травмой). Объясняет, какие температурные режимы есть у утюга, вместе выбирает соответствующий. Показывает, насколько горяча поверхность, и как нужно его держать, чтобы не обжечься. Рассказывает, что изделие нужно гладить с внутренней стороны. Отдает ребенку утюг, находится рядом, поддерживает, отмечает положительные моменты по результату, даже если кофта оказывается не идеально выглаженной, комментирует, что нужно добавить в следующий раз, чтобы получилось лучше.
Проживаем неудачи
Еще одна основа веры в себя — это понимание, что ошибки не фатальны и случаются со всеми, нужно просто знать, как их исправить. Проговаривайте для ребенка, в чем причина его неудачи в конкретной ситуации. Ругать ребенка — никогда не конструктивно. Это привьет ему чувство вины, но не научит вести себя по-другому. Необходимо проговаривать, что именно помешало выполнить задачу и как сейчас устранить последствия («Ты ошибся в примере, потому что отвлекся на уведомления на планшете. В следующий раз отключай планшет, когда садишься за уроки. Реши ещё один подобный пример в тишине»).
Покажите, каким образом ребенок сам может исправить ситуацию и дайте ему возможность сделать это. Сломал чужую игрушку — объясните, почему другой ребенок плачет и посоветуйте извиниться и предложить взамен какую-то из своих.
Если ваш ребенок будет видеть, что он смог исправить ситуацию — это будет давать ему то самое чувство уверенности, что он всегда сможет справиться с последствиями. В конечном счете опыт успешного выхода из конфликтов и исправления своих ошибок — основа того, что ребенок не будет бояться пробовать что-то новое.
Что не помогает сформировать веру в себя
Избыточная похвала без повода или за несоразмерные «достижения» — имеет обратный эффект. Когда родители захваливают ребенка за любые проявления, не обучая алгоритмам действия — они формируют неадекватную завышенную самооценку, что никогда не равно уверенности в себе. Интуитивно ребенок понимает, что оснований для такой самооценки нет, и когда встречается с необходимостью решать конкретные задачи, он либо вовсе избегает их (инфантилизм), либо попадает впросак, не соизмерив масштаб задачи с масштабом своих реальных навыков. Например, берется за амбициозные задачи и проваливает их, сталкиваясь с общественным осуждением и собственным стыдом. В первых раз соприкоснувшись с тем, что не всё, что он делает, замечательно только по одному своему факту, ребенок переживает сильный стресс.
Это может привести к тому, что он либо вовсе потеряет веру в себя, замкнется и потеряет интерес к достижениям, либо продолжит думать о себе в превосходной степени, но, чтобы не расставаться с иллюзиями, будет избегать приниматься за реальные дела. Обе позиции слабы, потому что не дают почувствовать уверенность в условиях реальной жизни, а также затрудняют выстраивание взрослых взаимоотношений.
В обществе существует конкуренция: за «красивые глаза» не удержаться, не будут все относиться к человеку, как любящие родители, и детям надо объяснить это. Успешен будет тот, кто адекватно оценивает силы и задачи, берется за них и получает положительный результат.
Ирина Винник
В подростковом возрасте оформляются основные черты личности, которые потом начинают проявляться во всех сферах жизни. В новом тесте Я – Родитель предлагает выяснить тип личности вашего ребенка