Как сделать ребенка социальным

Девятилетняя Саманта сбежала со школьного крыльца, забралась на заднее сиденье маминой машины и горько разрыдалась.
​- Меня никто не любит! — плакала девочка. — Все считают меня дурой!
— Это не так, — ответила Энни, мама Саманты. — Я уверена, что ты нравишься очень многим.
— Нет, в классе меня никто не любит! — прорыдала Саманта. — Ни одна душа!
— Почему ты так говоришь, детка? — С этими словами Энни нагнулась к дочке и сжала ее руку.
— Потому что весь класс завтра зван в гости к Мэри-Энн, а меня не пригласили! Все идут, кроме меня! Это был большой секрет, но Доминик мне проговорился. Он сказал, что меня не пригласили, потому что я скучная и никто меня не любит.
— Что ж, со стороны Доминика очень гадко говорить такие вещи, — мягко сказала Энни, чувствуя, как ей передаются чувства дочки — смесь обиды и гнева. — Дети, которые говорят другим гадости, очень не правы, и не нужно обращать на них внимание.
— Но он прав! — крикнула Саманта, перенося гнев на мать. — Меня никто не любит. Совсем никто.
— Деточка, но ты же знаешь, что быть популярным все равно не настолько важно, — Энни тронула машину с места, поскольку дочка перестала плакать. — На свете множество людей, которые непопулярны у окружающих, и они вполне счастливы, и живется им неплохо. Популярности, честно тебе скажу, придается слишком большое значение, и совершенно зря.

Энни изо всех сил старалась подбодрить и утешить расстроенную до глубины души дочку, но по сути совет ее был неправилен, и Саманта наверняка это знала.

Многие родители, когда их дети жалуются на социальное отвержение, реагируют так же, как Энни. Они говорят, что быть популярным вовсе не так уж и важно. Но если бы они на секунду задумались и вспомнили собственное детство, то поняли бы, насколько глубоко заблуждаются. Популярным быть необходимо, и, возможно, это одна из самых важных высот, которых способны достичь дети.

Непопулярный ребенок

​​​​​​​Писатель-психолог Хара Марано в своей книге «Почему меня никто не любит?» объясняет: «Зачастую популярность — единственная важнейшая определяющая того, насколько ребенок хорошо успевает в школе и насколько он там счастлив. Социальное развитие — колыбель развития интеллектуального. Более того, как правило, дети, у которых мало или совсем нет друзей, терпеть не могут школу. И в конечном итоге они могут вообще бросить учебу. Социальная жизнь ребенка окрашивает всю учебу в школе и все школьные переживания в целом. Она определяет и дальнейшее развитие личности на всю жизнь». См. →

Тест на популярность ребенка

Знаете ли вы, насколько хорошо относятся к вашему ребенку окружающие? Родителям порой нелегко определить, насколько их ребенок популярен среди сверстников. Маленьким детям недостает перспективы мышления, чтобы понять абстрактную идею популярности, а дети постарше и подростки нередко просто не хотят делиться этими сведениями с родителями. Однако в целом можно утверждать, что чем больше времени ребенок проводит со сверстниками и чем разнообразнее их времяпрепровождение, тем он популярнее. Ответьте на приведенные ниже вопросы (они касаются детей 6 лет и старше). Чем больше раз вы ответите «ДА», тем популярнее ваш ребенок. См. →

Семь секретов социальной популярности ребенка

Ребенку будет очень полезно получить от вас конкретные наставления и помощь в овладении социальными навыками. Далее в этой статье будет рассказано о семи «секретах» социального успеха; некоторые из них диктуются простыми соображениями здравого смысла, другие же, казалось бы, идут вразрез с тем, что подсказывает нам интуиция. Весьма возможно, окажется, что совет, который вы только что дали или постоянно даете ребенку, абсолютно неправильный. Познакомьтесь с семью секретами социального успеха — и вы выясните, чего раньше не знали сами и чего не знал ваш ребенок. Затем выберите какой-то один социальный навык, который поможет ребенку завести друзей и добиться социального признания, и объясните ему, как пользоваться этим способом. См. →

Нужна ли социализация? У психологов и педагогов нет единого ответа, ведь каждый ребенок хоть и развивается по похожему сценарию со сверстниками, но уже с ранних лет обладает индивидуальными качествами и чертами. Мы предлагаем вам рассмотреть 8 способов, которые помогут ребенку научиться общаться с детьми.

  1. Для начала стоит понимать, что ребенок не обязан проявлять повышенного интереса к общению. Некая интровертность может быть обычной чертой характера. Стоит предпринимать какие-то действия (например, обратиться к детскому психологу), если: ребенок не реагирует на других людей (совсем), проявляет агрессию (в том числе без причин), не любит или не может смотреть в глаза (постоянно).
  2. Не давите на ребенка. Когда он начинает общаться с другими детьми, все может складываться по-разному. Например, есть дети, которые медленнее остальных привыкают к новым людям. Дайте время на развитие навыка общения.
  3. Не выбирайте ребенку друзей. В 3-4 года он уже может вполне самостоятельно анализировать происходящее, например, в детском саду или на площадке, чтобы определиться, кто ему симпатичен и с кем бы он мог пообщаться.
  4. Отрепетируйте базовые правила общения с людьми. Например, учимся не перебивать, смотреть в глаза, здороваться, говорить “спасибо”, “пожалуйста”, прощаться.
  5. Не избегайте детских площадок, мероприятий, где ребенок может пообщаться с другими детьми. С 3 лет ребенку важно научиться взаимодействовать в обществе, получить навыки общения, чтобы в дальнейшем у него не возникло проблем с коммуникацией. Инициируйте походы в гости, приглашайте друзей с детьми к себе.
  6. Социализация — это не только общение с другими детьми. Не стоит ограничивать общение и с бабушками, дедушками, друзьями семьи. Также важно объяснить вопросы безопасности: кому можно доверять, почему нельзя общаться с незнакомыми людьми, почему взрослый человек никогда не попросит помощи у ребенка.
  7. Если ребенок проявляет агрессию, обижается, злится на других детей, стоит пообщаться с ним о причинах такого отношения. Не ругайте и не злитесь на ребенка, чтобы он мог объяснить вам причины своего поведения. Разберитесь в причинно-следственных связях и всегда будьте на стороне ребенка, но оставайтесь объективным (например: “Я понимаю, что тебе обидно/больно/грустно, но в этой ситуации ты ведешь себя грубо/агрессивно, давай попробуем поразмышлять как выйти из этой ситуации”)
  8. Покажите ребенку, что он всегда может вам доверять, тогда при возникновении опасных или конфликтных ситуаций, он обязательно поделится ими с вами.

Надеемся, эти простые рекомендации помогут вам и вашему ребенку пройти этап социализации.

Умение дружить, общаться, комфортно чувствовать себя среди людей — важные условия для качественной жизни любого человека. Для этого необходимо овладеть социальными навыками, которые желательно прививать с раннего детства. Сегодня многие дети не умеют правильно общаться, выражать свои эмоции, уважать чувства окружающих и просто быть вежливыми. Это мешает им наладить общение со сверстниками и взрослыми, провоцирует многие проблемы и усложняет путь к успеху. Как воспитать ребёнка социально активным? На что родители должны обратить особое внимание?

Внимание к детям и общение

Маленькие дети всегда интересуются всеми видами деятельности и поведения взрослых. Как только ребёнок научится говорить и задавать вопросы, не стоит избегать с ним общения. Важно воспитывать в нем эмпатию, чаще рассказывать ему в доступной манере о эмоциях: почему люди смеются или плачут, бывают задумчивыми или расстроенными. Главное, чтобы родители всегда проявляли участие к проблемам детей, отвечали на их вопросы, реагировали на просьбы. Если взрослые мало уделяют внимания своему ребёнку, то он копирует такое же поведение по отношению к окружающим, что негативно влияет на его социальную адаптацию.

Некоторые неопытные родители пугаются, когда дети начинают плакать или кричать. Но в раннем возрасте это один способов общения малышей. Им сложно понять свои эмоции и причину огорчения. Важно с пониманием отнестись к их поведению, сохранять спокойствие, не раздражаться и не ругаться. Чтобы не сорваться и контролировать стресс, перед тем как подойти к малышу, нужно несколько раз глубоко вздохнуть. Ребёнок должен чувствовать близость родителей, их любовь и поддержку. Тогда он растет более уверенным и хорошо адаптируется в обществе.

Приучение ребёнка к уважению

В дошкольном возрасте дети часто проявляют эгоистичность и жадность, отбирая у своих сверстников игрушки и сладости. Одна из тому причин — нехватка общения ребёнка с другими малышами. Ему необходимо создать благоприятную социальную среду, чтобы он чаще виделся с детьми: посещал детский сад, ходил в гости, гулял на детской площадке, виделся с родственниками. В таких условиях дети постепенно учатся делиться игрушками и общаться с другими.

Чтобы стимулировать правильное поведение, родителям полезно поощрять ребёнка, подчеркивая, за что именно они получили награду или похвалу. Вместе с радостными эмоциями поведенческие навыки будут закрепляться быстрее. Кроме спокойного отношения к сверстникам во время игры, нужно ребёнка обязательно научить использовать вежливые слова приветствия, благодарности, прощания и пр. Полезно обратить внимание малыша на тон разговора с другими детьми: он не должен быть слишком громким и грубым. Говоря о правилах общения, обязательно стоит в доступной манере объяснить необходимость их соблюдения.

Помощь для развития дружбы детей

Многие дети младшего возраста чрезмерно эмоциональны и застенчивы. Им бывает сложно найти друзей среди сверстников. Взрослые должны помочь им в этом. Дружба помогает преодолеть психологические барьеры и практиковать социальные навыки. Если в дошкольном учреждении воспитатели мало разговаривают на эту тему и редко проводят развлекательные и объединяющие детей мероприятия, нужно поговорить с руководством детского сада и предложить несколько своих идей.

По возможности нужно устраивать ребёнку праздники и дни отдыха, когда он может пригласить к себе друзей или посетить с ними детский центр, парк или кафе. Отличный повод для этого — дни рождения, первое июня, Новый год и пр. Взрослым желательно заранее продумать сценарии мероприятий, устроить веселые конкурсы и развлечения. Важно обучить ребёнка основным фразам и поведению при знакомстве, сделать акцент на том, как нужно начинать разговор, слушать собеседника и быть вежливым. Чем больше ребёнок будет общаться и заводить новые знакомства, тем лучше будут его коммуникативные и социальные навыки.

Улучшение социальных навыков в школе

Дети школьного возраста уже понимают большинство окружающих их явлений и ситуаций, распознают истину и ложь. На этом этапе взрослые должны обратить внимание на манеры ребёнка, которые он может перенять у сверстников или других взрослых. Важно сохранять родительский авторитет и самим быть достойным примером для детей. Следует поощрять детей уважать старших и быть снисходительными к малышам. Практиковаться в общении можно с родственниками, бабушками или дедушками: пусть ребёнок не только их приветствует, но и справляется об их делах, здоровье.

Очень непростой вопрос — проигрыши в конкурсах и плохие отметки в школе. Некоторые дети реагируют на неудачи чрезмерно чувствительно, вплоть до отказа принимать дальнейшее участие в каком-либо соревновании. Родителям ни в коем случае нельзя смеяться над таким поведением, ругать или наказывать ребёнка. Лучше всего спокойно поговорить о сути состязаний, о правилах поведения участников и об умении проигрывать. Пусть ребёнок поймет, что поражение должно не расстраивать, а стимулировать на дальнейшее старание и стремление к успеху.

Во время школьных конфликтов родителям не стоит торопиться принимать сторону ребёнка и сразу его защищать. Нужно в разумных пределах дать возможность детям самостоятельно разобраться в вопросе, а заодно как следует проанализировать ситуацию. Если отстаивать правоту ребёнка, когда он виноват, это плохо отразиться на его отношении к справедливости и честности. После конфликта желательно еще раз поговорить с ребёнком, чтобы четко определить причины разногласия, возможные ошибки и дальнейшие пути решения.

Общие советы родителям

Воспитание социальных навыков у ребёнка во многом зависит от его родителей и степени их активного участия в жизни малыша. Когда дети выходят за пределы дома или взаимодействуют с незнакомыми людьми, им сложно сразу привыкнуть к новым условиям. Родители должны их поддержать, показав свою любовь и понимание. Вот несколько полезных советов, чтобы улучшить социальную адаптацию ребёнка:

Навыки делятся на hard-skills — это жесткие навыки в переводе с английского. И Soft skills — гибкие навыки.

Что же такое Hard skills? Это способности, набор навыков, которые дети приобретают, изучая какие-либо академический дисциплины. Например, математика, русский, английский, навыки, получаемые в спорте, специализации, например компьютерная грамотность или технические науки. Это все жесткие навыки.

Говорят, что успех человека зависит на 25% как раз от этих жестких навыков, и они очень важны в жизни каждого из нас. Но что же влияет на успех в остальных 75% случаев? А это гибкие навыки.

Что же такое Soft skills? Давайте разберемся. В мире существует много классификаций гибких навыков, мы рассмотрим одну из самых популярных — классическую британскую систему навыков 4К, где К — это первая буква названий групп этих навыков:

  • коммуникативные
  • креативные
  • критическое мышление
  • кооперация.

Креативные навыки — это все, что относится к творчеству, но и, самое главное, это генерация идей, инновационность, предпринимательство.

Критическое мышление — это навыки системного и аналитического мышления.

Кооперация — это работа в команде, ответственность за группу.

Каждая из этих групп очень важна для современного ребенка. Коммуникация, например, потому что весь мир сейчас построен на коммуникациях. Это и общение в интернет-пространстве и коммуникация между собой. Общения сейчас очень много и важно уметь им управлять.

Креативность — это генерация идей, умение найти необычный подход к решению проблемы. Мир сейчас очень изменчив и продолжает меняться. Поэтому, чтобы выжить в этих новых условиях, креативные навыки необходимы не столько для успеха, сколько для выживаемости личности.

Критическое мышление — поток информации, проходящий через современного человека, стал гораздо больше, чем был ранее. Поэтому навык работы с ней, умение анализировать и систематизировать информацию, стал более важным.

Кооперация — раньше мы могли, условно говоря, продвинуться благодаря выдающимся навыкам, например, в математике, потому что информации в мире было немного. Сейчас же быть успешным в одиночку очень трудно. Информации много, она общедоступна, и один человек уже вообще не способен что-либо изменить.

Мир изменился, и значение этих навыков резко возросло. Поэтому сейчас и говорят, что 75% успеха человека определяют именно гибкие навыки.

Давайте разберёмся с самим этим словом «навык», чтобы понять, как развивать в ребенке навыки, а не просто знания.

Навык — это способность к деятельности, сформированная путем ее повторения и доведение до автоматизма.

Внимание: деятельности, действовать, делать. Нельзя просто отдать ребёнка на лекцию по работе в команде или аналитическому мышлению и думать, что он теперь обладает этим навыком. Мы должны обеспечить ему эту деятельность так, чтобы он постоянно её повторял и мог довести до автоматизма.

Вы можете сказать, что раньше мы ничему такому не учились специально, и ничего, эти навыки у нас сформировались сами собой. Но с того момента мир изменился. Не было такого количества информации, такого количества общения. Вообще, интернет увеличил количество общения в десятки и сотни тысяч раз. Поэтому навыки коммуникации, критического мышления, ещё раз повторю, работы в команде и генерации идей стали гораздо важнее для выживания. Эти навыки необходимо начать развивать как можно раньше. Они как мышца — чем раньше ребенок начнет ее тренировать, тем крепче и сильнее она будет, и тем успешнее он будет в этом мире. Успех в жизни зависит от того, сколько правильных решений принял человек, а эти навыки помогают ребенку автоматически выбирать верный путь.

Раз для развития навыка необходимы постоянные повторения действий, нужно искать среду для ребенка, где он сможет это делать. То есть, мы должны найти окружение, которое, как минимум, понимает, что эти навыки нужны. Окружение, которое будет обращать внимание на них. А увеличивается то, на что обращается внимание — это закон притяжения.

Значит, нужно найти такое окружение. Для этого посмотрите где ваш ребёнок проводит больше всего времени. Чаще либо в школе, либо на каких-то секциях. Посмотрите внимательно на школу: там помогают развивать эти навыки? Уточните, есть ли технологии, учитываются ли этапы их развития. У всех педагогов также должны быть развиты эти навыки, потому что их невозможно передать, если учитель сам не обладает ими. Если вы заметите, что в школе уделяют мало внимания развитию гибких навыков, тогда посмотрите, что делает ваш ребёнок после школы, в какой среде он находится. Уделяют ли там внимание правильному общению, помогают ли там развивать аналитическое и критическое мышление, развивают ли его навык генерации идей? Есть ли у вашего ребенка среда, где он может тренировать навык работы в команде?

Как родители, мы можем поспособствовать, чтобы ребенок находился в среде, где через повторение можно довести гибкие навыки до автоматизма. И тогда ваш ребенок успешно разовьет их в себе, и сможет достичь успеха в такой же гибкой среде 21 века.

Они ходят в рваной, грязной одежде. Слушают шансон. Показывают друг другу средний палец. Сидя за столом, чокаются гранеными стаканами. Воруют. Они называют друг друга такими словами, какие мне даже в голову не приходят. Выпрашивают друг у друга еду. Они с жестокостью в глазах дают раздают пендели с тумаками направо и налево. Пугают друг друга детским домом. Едят столько, сколько не ест даже взрослый мужик. Они. Дети. Состоящие в особой категории «Социальные».

Поехав на 6 смену в лагерь, в 2016 году, никто из нас, вожатых, не знал, каких детей ему дадут. И совершенной неожиданностью, огромным сюрпризом на вокзале стала для каждого фраза: «Вся смена — социальные дети. 700 человек». И вот у меня под крылом 29 малышей от 7 до 10 лет. 29 сердечек. 29 невинных, красивых пар глаз. 29 смышленых мордашек. 29 детей, достойных самого лучшего!

Несколько лет назад я сама ютилась под знаменем «Социального» ребенка. Несмотря на то, что в моей жизни сейчас все хорошо, я как никто понимаю этих ребят. Понимаю, как им тяжело, как будет потом больно, когда они начнут осознавать всю горечь их положения…

Называться «Социальным» — это горько. Это больно. Это где-то, скажу за себя — противно. Это СТРАШНО.

Толику 8 лет, он из Пушкино. Сидим в беседке, ждем ужина: «А у меня завтра день Рождения. А вот знаете, мой День Рождения никогда не отмечали, кроме одного раза. Но мне тогда года 3 или 4 было…»

Или ещё — разговор с Даней. Даня мальчик смышленый, хороший лидер, и в то же время — очень ранимый:

— А знаете, у меня один глаз плохо видит. Нет, он видит, но хуже, чем другой.

— Ну, попроси, чтобы тебя к окулисту сводили, как домой приедешь — тут тебе точно ничем не помогут — пытаюсь решить проблему мальчика — сперва к врачу сходишь, а потом очки купят.

— Да не, не купят… Денег нет — голос затихает.

Социальным ребенком меня можно было назвать еще с 1-го класса. Самое удивительное, что взрослые в школе никак не реагировали на меня. А я выделялась на фоне остальных ребят. Но никто из педагогов не обратился в органы опеки. Сейчас я это с огромной горечью понимаю и призываю обращать вас внимание на любые мелочи. Я против ювенальной юстиции, но есть то, что выходит за рамки дозволенного и принятого обществом.

Дети в России — цветы, продирающие себе путь сквозь сорняки.

Цветы, которые не поливают и не дают им света. Мне самой было очень тяжело в свое время. И если бы не люди рядом — не писала бы я сейчас эти строки. А кто поможет этим малышам? Кто поможет моим 29-ти деткам и всем ребятам, что получают льготные путевки в лагеря и бесплатные обеды в школах? Кто, если ребенок в России не получит гарантии, что его трудное положение заметят.