По данным ВОЗ, каждый седьмой подросток в возрасте 10–19 лет в мире страдает психическими расстройствами. Дети особенно уязвимы для таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, трудности в учёбе, рискованные формы поведения. При этом на психическое здоровье напрямую влияет умение управлять своими эмоциями.
Можно ли научить подростка осознанной саморегуляции и как отличить возрастную импульсивность от опасных эмоциональных проявлений, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказали кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права Наталья Богданович и доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ Варвара Делибалт.
– Почему для подростков характерно импульсивное поведение? Возможна ли эмоциональная стабильность в этом возрасте?
– В подростковом возрасте происходит развитие личности и становление характера. Для отрочества свойственен возрастной кризис, которому присущи негативизм, упрямство, протест-бунт, своеволие. Ребёнок в этот период ищет себя, получает опыт взросления, стремится к героическому и к риску. Отечественный психолог и педагог Лев Выготский описывал интересы подростка как ключ ко всей проблеме психологической жизни. Для детей в этом возрасте характерна некоторая импульсивность в поведении. Психолог XX века Лидия Божович говорила о том, что произвольность и контроль рождаются из импульсивности. И в онтогенезе мы видим, как к концу дошкольного возраста происходит овладение контролем и целенаправленностью, а к концу младшего школьного возраста появляются произвольность высших психических функций и познавательная рефлексия. Однако это еще не значит, что полностью сформирована сложная система регуляции и самоконтроля, правосознание. Ещё несколько лет уходит на развитие этих структур, включающих в себя не только контроль, но и планирование, программирование, гибкость, моделирование, оценивание последствий.
Неспроста нижний порог возраста уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления – 14 лет, а полная уголовная ответственность наступает в 18. Если на протяжении дошкольного возраста ребёнок учится получать удовольствие от того, что он действует по правилу, в кризисе 7 лет он начинает осознавать последствия своего поведения для себя самого, а в подростковом возрасте на фоне развития личностной рефлексии и абстрактно-логического мышления происходит осознание последствий не только для себя, но и для другого человека, в юношестве – для общества.
Подростки могут проявлять неустойчивость как в поведении, так и в эмоциональных реакциях. В начале XX века американский психолог и педагог Стенли Холлом описал эту особенность отрочества как амбивалентность, то есть двойственность переживаний и некоторую лабильность. Ведь в этот период молодой человек открывает в себе новые грани эмоций и их глубину, иначе учится смотреть на себя и других. Подростковый возраст является трудным в первую очередь для самого ребёнка. Чем старше становится подросток, тем больше стабилизируются его поведение и эмоциональные проявления.
– Где грань между подростковой импульсивностью и опасными эмоциональными перепадами?
– Это сложный вопрос, поскольку подразумевает в каждом конкретном случае, вызывающем тревогу и опасения окружающих, анализ развития, индивидуально-психологических особенностей, факторов риска, уязвимости и ресурсов развития подростка. В первую очередь важно понять, насколько импульсивное поведение и эмоциональные перепады дезориентируют молодого человека, усложняют его социальное функционирование, связаны со степенью опасности. Здесь уместно применить критерии психической нормы – адекватность, продуктивность, критичность и обучаемость (не только в познавательном смысле, но и способность переносить опыт в разные жизненные пространства). Более того, когда мы говорим о риске формирования девиантного поведения, то обычно имеем дело с полифакторной моделью, а в поведении – с сочетанием разных признаков.
Для специалистов системы образования мы разработали Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося поведения. Если у подростка есть девиантные проявления, сложные эмоциональные переживания, то его поведение оценивается как трудное или опасное не только взрослыми, но и сверстниками. Это важные сигналы о том, что он нуждается в профессиональной помощи и поддержке. И конечно, эта помощь должна оказываться в сотрудничестве с семьёй.
– От чего зависит умение подростка контролировать свои эмоции?
– Самоконтроль в подростковом возрасте зависит от очень многих факторов. Например, от того, насколько эти умения сформировались в предыдущий период, когда ребёнок, будучи учащимся младших классов, должен выйти на определённый уровень произвольности. Но если в младшем возрасте очень важно влияние взрослых, то в подростковом периоде он постепенно отстраняется от контроля взрослых. Особое значение имеет сама ситуация, в которой находится тинейджер. Учитывая, что в данном возрасте сверстники начинают приобретать важную роль, то и проблемы, возникающие в общении с ними, становятся значимыми. Также регуляция эмоций может зависеть от норм, принятых в группе сверстников. И еще один немаловажный фактор – это использование различных гаджетов, что может приводить к нарушению эмоциональной регуляции из-за переутомления и формированию зависимости.
– Что необходимо делать родителям для развития у ребёнка навыков самоконтроля?
– В первую очередь родителям необходимо принять то, что ребёнок меняется, взрослеет. Сейчас много говорят о важной роли родителей в развитии детей, но нужно обратить внимание на то, что и взрослый нуждается в помощи. Ведь проблемы детей существенно отражаются на их родителях и не всегда понятно, где найти силы для помощи себе и ребёнку. Поэтому в трудный период можно и нужно обращаться за профессиональной поддержкой. Ведь для развития навыков самоконтроля у ребёнка важно и то, как владеет ими взрослый, как реагирует на сложные ситуации. Эмоциональная реакция на сложности естественна, однако человек может управлять собой с помощью волевой сферы.
– Какие упражнения наиболее эффективны для тренировки саморегуляции?
– Для обучения саморегуляции можно использовать упражнения по развитию эмоционального интеллекта (EQ). Именно они помогают научиться распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими. Также снять эмоциональное напряжение, справиться с перегрузками позволяет так называемая нейройога. Она способствует повышению работоспособности мозга, включает в себя дыхательные, двигательные и коммуникативные упражнения, которые ориентированы на понижение импульсивности и агрессивности.
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Этот вопрос психологам чаще задают родители мальчиков, но и для девочек он тоже актуален. Семейный психолог Елизавета Филоненко рассказывает о том, нужно ли в принципе это делать и что можно сдержать, а что нет.
Даже взрослые с трудом распознают эмоции. Поведение человека видно — например, он встал и ушел. Но что он испытывал, пока сидел, в каком эмоциональном состоянии находился, — совершенно неочевидно.
Естественно, что ребенку всю эту таинственную сферу понять еще сложнее. Родителям в этом смысле не стоит забегать вперед. Очень долгое время вы не сможете объяснить ребенку, что такое эмоции, а значит — и то, как их контролировать. Вы не сможете убедить четырехлетнего ребенка перестать бояться чего-либо — просто потому, что он пока с трудом понимает, что значит это слово.
Поэтому родителям стоит двигаться маленькими шагами.
1. Выучить названия эмоций.
Именно этот этап родители часто проскакивают.
Для того чтобы ребенок хорошо управлял своими эмоциями, ему надо знать их названия. Например, «ты сейчас радуешься, вдохновлен, разочарован, растерян» и т. д. Эти слова достаточно сложны для ребенка. Они постепенно входят в словарь дошкольника, но происходит это довольно медленно. Родителям надо набраться терпения и расширять собственный словарь — потому что у взрослых он часто довольно беден и ограничивается парами «нравится-не нравится» или «доволен-недоволен».
До какого-то возраста ребенок не будет до конца понимать значение этих слов и будет их как бы угадывать: говорить «да, мне грустно» или «да, я сержусь». Но потом он запомнит, в каких обстоятельствах говорилось то или иное слово и что он при этом испытывал. Например, «мы пришли на фильм, а кинотеатр оказался закрыт — мы были разочарованы». И где-то к первому классу он уже сможет лучше ориентироваться в том, что он чувствует.
2. Установить связь состоянием ребенка и действием, которое он производит.
Надо не просто говорить «Не надо толкать Свету», а в спокойной обстановке разобрать: в какие моменты ты толкаешь Свету? Она наступила тебе на ногу или села на твое место? Ты разозлился на нее?
Таким образом родитель показывает ребенку связь между его эмоциональным состоянием и его действиям — пусть даже это действие нежелательное. Это поможет ребенку в дальнейшем не просто механически тормозить такое действие, а заранее замечать, что он находится в состоянии, которое раньше приводило к столкновению со Светой. И постепенно научиться притормаживать этот импульс.
3. Предложить ребенку разные варианты выражения эмоций.
Со временем можно предложить ребенку новую идею: например, когда ты разозлился на Свету, необязательно ее толкать — можно, например, сказать ей словами «уйди с моей ноги», или как-то обозвать ее. Когда дети перестают драться и щипаться и начинаются обзываться, взрослым, это, конечно, очень не нравится, Но на самом деле это новая ступень развития, которая гораздо выше драки. Следом за ней придет время для мысли, что можно и не обзываться, а просто строго сказать обидчику прекратить свои действия.
Так у ребенка на руках вместо одной единственной карты, которую он разыгрывал, когда был маленьким — толкаться или драться — окажется несколько карт, из которых он сможет выбрать наиболее подходящую.
Главное помнить: сама по себе эмоция — будь то радость, азарт, интерес, стыд, страх, или гнев — совершенно безвредна для человека. Можно спокойно стыдиться, разочаровываться, бояться и злиться, это абсолютно здоровый процесс.
Проблемы, наоборот, возникают тогда, когда мы почему-то пытаемся эти переживания задавить. Часто эти попытки видны буквально на физическом уровне — они выражаются в пластике человека, который постоянно себя сдерживает и из-за этого обрастает так называемым «мышечным панцирем», т. е. разнообразными зажимами.
Другое дело, когда человек зацикливается на какой-то эмоции и испытывает преимущественно ее. Например, он постоянно раздражен или все время испуган — спектр его переживаний сужается до какого-то «любимого» эмоционального состояния.
Поэтому, если у ребенка есть заметный перекос в сторону какой-то одной эмоции — например, он все время грустит, — на это нужно обратить внимание и разобраться, в чем причина. В остальном — оставьте ребенку все его переживания. Перестать их испытывать просто невозможно, а подавлять — опасно.
Материал по теме:
Пятилетний ребенок боится темноты, семиклассник стесняется выходить к доске, а выпускник с ужасом ждет ЕГЭ. Детство — это сплошные переживания. Все больше исследований доказывает, что умение контролировать свои эмоции во время взлетов и падений — это ключ к успехам в учебе и общении с людьми.
Научившись справляться с эмоциями, ребенок сможет преодолеть разочарования и выдержать тяжелые жизненные испытания, сумеет, если нужно, обратиться за помощью и будет знать, как правильно вести себя в сложных ситуациях. Навыки самоконтроля пригодятся на игровой площадке, помогут сфокусироваться во время урока в классе и научат разрешать конфликты.
Психолог и директор-основатель Йельского центра эмоционального интеллекта Марк Брэкетт считает, что далеко не все взрослые умеют управлять своими эмоциями, хотя именно они учат этому своих детей.
Более того, многие родители унаследовали нездоровые стратегии — крик, подавление или игнорирование своих чувств.
И теперь взрослые рискуют передать эти эмоциональные паттерны своим детям.
Брэкетт говорит, что следить за эмоциями — не значит зацикливаться на своем настроении или мелочах. Скорее это инструмент, который помогает преодолевать жизненные трудности с максимальной пользой для себя и минимальными потерями. Хорошая новость заключается в том, что этим навыкам можно научиться и это никогда не поздно.
Пять стратегий для управления чувствами
В своей новой книге «Разрешите себе чувствовать» Брэкетт описывает метод контроля над эмоциями, состоящий из пяти шагов — распознавание, понимание, маркировка, выражение и управление, а также стратегию, разработанную исследователями Йельского центра эмоционального интеллекта. Метод внедрили в более чем 2000 школ. Он помог тысячам семей осознать свои эмоции и научиться продуктивно и безболезненно жить с ними.
Вот пять шагов, которые помогут родителям отработать эти навыки дома.
Распознать эмоции. Сначала нужно научиться распознавать как свои эмоции, так и других людей. Это поможет развить способность понимания чувств. Предположим, говорит Брэкетт, вы забираете сына из школы и видите, что он обижен. Заметить, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, и осознать свою реакцию на него — первый шаг.
Брэкетт и его коллега Робин Стерн разработали приложение для измерения настроения (Mood Meter App), которое включает в себя сотни оттенков чувств и стратегии, которые помогут детям и взрослым распознавать эмоции и правильно справляться с ними.
Найти источник. Далее, советует Брэкетт, попробуйте добраться до причины эмоции, но не гадайте. Действуйте, как детектив — задавайте наводящие вопросы: «Что ты сейчас чувствуешь?», «Почему это произошло?».
Прислушивайтесь к подсказкам и ищите общие закономерности. Например, если ребенок жалуется на какую-то несправедливость, то он, скорее всего, испытывает гнев. Если обмануты его ожидания, то он, скорее всего, разочарован.
Назовите эмоцию. Брэкетт говорит, что в нейробиологии действует принцип: «Если вы сможете это назвать, то и приручите». Если у вас есть словарный запас для обозначения эмоций — исследователи называют его «эмоциональной гранулярностью» — вам легче ими управлять. Предложите детям выйти за рамки слов, которые они чаще всего используют для обозначения чувств («мне грустно» или «я обиделся»). Пусть они точно опишут, что с ними происходит: они раздражены, разочарованы, расстроены, обеспокоены или обрадованы? Способность описать, что мы чувствуем — путь к решению наших проблем.
Выражайте свои чувства. В нашем обществе принято проявлять положительные эмоции и подавлять отрицательные. Спросите себя, регулярно ли вы выражаете полный спектр эмоций, включая такие неприятные, как разочарование и чувство вины перед своими детьми.
Если родители честны в своих чувствах (в пределах разумного), дети тоже начинают свободно выражать их.
Управляйте эмоциями. Наиболее сложный из пяти этапов. Для родителей маленьких детей Брэкетт предлагает ввести «позитивный внутренний диалог» — полезную стратегию в трудные моменты. Например, если вы испытываете разочарование, можно облегчить душу, сказав громко: «Так, папа справится! Прежде всего, я сделаю глубокий вдох, чтобы успокоиться». Подростков полезно научить видеть позитивное даже в негативных ситуациях, пытаться понять других людей («Может быть, она была груба с тобой, потому что переживает из-за соревнований?»).
Как бы поступила «лучшая версия меня»?
Родители знают: важно не то, что мы говорим, а то, что делаем. Даже самые мягкие и доброжелательные взрослые иногда еле сдерживают эмоции и готовы вот-вот сорваться, особенно если они устали или перегружены. Когда эмоции накаляются, Брэкетт предлагает родителям взять паузу, сделать вдох, чтобы замедлить реакцию «бей или беги», а затем спросить себя: «Как бы мое “лучшее я” среагировало в этой ситуации?» Другими словами, как бы идеальный родитель — добрый, ласковый и терпеливый — повел бы себя прямо сейчас?
Какой он, лучший родитель? Узнать это поможет полезное упражнение. Мысленно перемотайте жизнь вперед на 20 лет и представьте, каким дети запомнят вас. И подумайте — каким бы вы хотели увидеть себя в их глазах?
— Реагируя через призму нашего «лучшего я», мы выбираем наиболее полезные стратегии, — говорит Брэкетт и добавляет: — Даже если мы просто будем помнить о нашей репутации, мы будем стараться вести себя лучше.
Дети также могут открыть свое «лучшее я». Они могут описать его и представить, как бы «лучший я» вел себя в классе, на игровой площадке или с братьями и сестрами. Потом, когда это будет необходимо, родители напомнят им об этом образе.
Конечно, невозможно постоянно быть «лучшей версией себя», но мы можем к этому стремиться.
Перевод Марии Строгановой
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Все мы порой чувствуем злость, раздражение, спорим и ссоримся с окружающими. И это нормально, ведь мы живые люди. Но управлять своими эмоциями и правильно конфликтовать возможно. Об этом наш новый материал.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это не только эмпатия, но и способность личности отслеживать свои и чужие эмоции. Это умение осознавать причины собственного поведения и поступков окружающих, сопереживать, а также извлекать полезную информацию из наблюдений за эмоциями.
Эмоциональный интеллект (EQ) относится к так называемым «гибким навыкам» (soft skills), которые востребованы современными работодателями в большей степени, чем hard skills. Высокие показатели EQ позволяют сотруднику быть стрессоустойчивым, успешно работать в коллективе, быстро и креативно принимать полезные решения, адаптироваться к меняющимся условиям. Этот навык формирует лидерские качества, способствует карьерному росту, а главное, помогает сохранить психическое здоровье в трудных условиях.
Развить эмоциональный интеллект помогают такие занятия, как чтение (сопереживая литературным героям, ребёнок учится проживать самые разные эмоции), игры-ситуации в группах, занятия в театральной студии, ведение «Дневника чувств». Чрезвычайно важно говорить о чувствах дома, в кругу семьи, не скрывая собственных эмоций и объясняя, почему вы их испытываете. Привычка к самоанализу и внимательное отношение к окружающим помогут ребёнку вырасти сочувствующим, отзывчивым и адаптивным.
Как успокоить бушующие эмоции: полезные приёмы
Первое, на что стоит обратить внимание, находясь в вихре эмоций, — это осознание. Осознайте и назовите своё состояние: «Я злюсь», «Мне страшно», «Я в ярости». Приручить разбушевавшегося зверя можно только тогда, когда определена его порода.
Затем постарайтесь понять причину, по которой испытываете столь сильные эмоции. Например, скажите себе: «Я злюсь, потому что не успеваю сделать всё запланированное» или «Мне страшно из-за того, что я никого не знаю в новом коллективе», «Я расстраиваюсь, что родители не дают мне самостоятельности».
После того как эмоция осознана и принята, постарайтесь покинуть место, где присутствует раздражающий фактор, смените картинку. Например, если конфликт произошёл в стенах дома, сходите на прогулку. Лёгкая физическая нагрузка и свежий воздух успокоят нервы.
Если нет возможности уйти физически, переключитесь на занятие, не требующее умственной нагрузки. Злость, гнев, ярость выводятся через действие, поэтому двигайтесь. Получив обидное замечание или с кем-то поссорившись, переключитесь на какое-то понятное бытовое дело: разберите вещи в шкафу, займитесь уборкой, стиркой, глажкой. Наводя порядок во внешнем мире, мы синхронизируемся с обстановкой и подсознательно расставляем по местам мысли в собственной голове.
Помимо физической нагрузки хорошо снимает напряжение дыхательная гимнастика. Найти специальные упражнения не так сложно. Если эмоции охватили внезапно, попробуйте чередовать глубокие вдохи и медленные выдохи.
Негативная энергия уходит, когда мы умываемся, моем руки. Это особенно полезно, если хочется поплакать. Намочите лицо и руки до локтя прохладной водой. Если есть возможность, несколько минут постойте под душем.
Когда «выйдет пар», попробуйте расставить приоритеты и определить первоочередные задачи. Запишите план действий и шаг за шагом идите к цели. Например, если не успеваете выполнить домашние задания, договоритесь с учителем об отсрочке, попросите родителей не нагружать вас по хозяйству, не впадайте в панику и сосредоточьтесь на самом важном.
Делайте маленькие паузы, которые помогут переключиться. Чашка тёплого питья, тарелка супа помогут вам согреться и немного расслабиться. Чай с ромашкой и мятой подействует успокаивающе.
В ситуации страха постарайтесь не думать о возможных угрозах и потерях. Сосредоточьтесь на том хорошем, что у вас есть, и подумайте, как это сохранить.
Как правильно конфликтовать: пошаговая инструкция
Важно понять, что конфликты лежат в основе нашего поведения и отношений с людьми. Даже в художественном произведении понятие «конфликт» является основополагающим. Без конфликта (столкновения образов, характеров, мотивов) не может развиваться сюжет. Именно поэтому избегать конфликтов — ни в жизни, ни в литературе — нельзя. И поскольку они неизбежны, важно научиться конфликтовать правильно. Обратим внимание на несколько моментов.
1. Выражать несогласие с собеседником — это нормально. Отстаивая собственную точку зрения, мы защищаем себя, свои границы, свою самостоятельность. Но не соглашаться можно по-разному: агрессивно или спокойно. Агрессия вызовет у собеседника желание обороняться или наступать — вместо конструктивного диалога у вас получится ссора со взаимными оскорблениями.
2. В момент конфликта очень важно признать возможность иной точки зрения и дать другому человеку право думать так, как он думает. Помните о вежливости, тактичности, уважении к каждой человеческой личности.
3. Внимательно выслушайте собеседника и, если вы не согласны с ним, скажите: «Я понимаю, ты сердишься, что у нас разные взгляды на жизнь. Возможно, пройдёт время, и я буду думать так же, как ты. А пока разреши мне попробовать мой собственный путь. Если он окажется ошибочным, это будет мой личный опыт, и он в любом случае мне пригодится».
4. Не обесценивайте слова и действия собеседника, говоря: «Мне безразлично твоё мнение!», «Твои слова для меня ничего не значат», «Ты ничего не знаешь». Всячески подчёркивайте хорошее отношение к говорящему. Критикуйте не самого человека, а его слова, поступки.
5. Ищите компромисс. Договаривайтесь о том, на что вы можете пойти ради сохранения отношений, и твёрдо обозначайте, чего не будете делать ни при каких условиях.
6. Если собеседник обиделся, обязательно попросите прощения, сказав: «Я не хотел(-а) тебя обидеть. Ты мне очень дорог(-а). Но в этом вопросе наши взгляды расходятся». Постарайтесь завершить общение на дружеской ноте. Подчеркните, что в трудную минуту вы придёте на помощь, несмотря на разногласия.
Сохранять душевное равновесие в непредвиденных ситуациях важно с самого раннего возраста. По словам клинического психолога с 20-летним стажем Елены Фалиной, «. школа — это высококонкурентная среда, дети пытаются прокачать свои лидерские качества… И если ребёнок умеет распознавать, что с ним происходит, умеет грамотно преподносить, экологично с этим справляться, то ему будет гораздо легче». Развивая эмоциональный интеллект, мы учимся находить единственно верные решения в любых обстоятельствах.
Ребенку иногда сложно даже осознать, а тем более сформулировать, чего ему сейчас хочется, что он чувствует, отчего вдруг стало дискомфортно. А главное, понять, что с этим делать. Зная эмоцию «в лицо», ребенок не растеряется перед нею.
Управлять своими эмоциями
Эмоции возникают бесконтрольно, но как ими распорядиться — решать нам. Даже смелый человек может испугаться, но один при этом заплачет и спрячется, а другой посмотрит страху в лицо и победит его. И как раз этому стоит учиться с детства – иначе успешным не стать.
Эффективнее общаться с людьми
Для продуктивного общения важно уметь не только распознавать эмоции других, но и грамотно проявлять свои. Многие предпочтут иметь дело со спокойным дружелюбным собеседником, а не с замкнутым букой или слишком бурно выражающим свои чувства человеком.
Защитить себя от манипуляций
Любой из нас в некоторых ситуациях скрывает свои истинные эмоции. Порой это вопрос этикета. Но иногда люди могут притворяться, чтобы получить выгоду за наш счет и даже специально навредить нам. Тут-то и пригодятся базовые знания в сфере человеческих эмоций.
Что ребенок должен знать об эмоциях?
Что такое эмоции и как они возникают
Ребенку стоит усвоить, что эмоции — это реакция на то, что с ним происходит. Они помогают нам осознавать свое отношение к людям и событиям, регулировать поведение и лучше понимать других. Эмоции способны возникать стихийно, но пугаться этого незачем — их можно и нужно контролировать.
Как визуально отличить ту или иную эмоцию
Люди не так часто говорят о своих чувствах и эмоциях напрямую. Как понять, напуган человек или опечален? Радуется он или нервничает? Удивлен или заинтересован? Искренен ли он? Различать эмоции других людей можно опираясь на их мимику, выражение лица, действия.
Как контролировать собственные эмоции
Тех, кто не умеет справляться со своими эмоциями, воспринимают как дурно воспитанных и неприятных людей. Детям обычно прощают неуместные выражения эмоций, но чем раньше ребенок научится брать их под контроль, тем лучше будет сходиться с людьми и тем большего достигнет в будущем.
Как познакомить ребенка с эмоциями и чувствами?
Будьте искренни в общении с детьми
У родителей, которые считают, что проявление эмоций — слабость и их лучше вовсе игнорировать, вырастут несчастные, социально неадаптированные дети. Не стесняйтесь выражать свои чувства при ребенке: сердиться, громко смеяться, грустить. Пусть он поймет, что разные эмоции — это нормально.
Обращайте внимание ребенка на его эмоции
Если видите, что ребенок, например, опечален, обратитесь к нему: «Ты грустишь. Что случилось? И что ты думаешь с этим делать?» Важно, чтобы он понял: его не накажут за то, что он ощущает, вы готовы анализировать его чувства вместе с ним — и всегда подскажете, как их выразить, на что направить.
Расширяйте эмоциональный лексикон ребенка
Психологи заметили связь между эмоциональным словарным запасом и навыками общения и самоанализа. Употребляйте дома побольше синонимов словам, обозначающим ощущения. Обращайтесь к оттенкам эмоций. Например, под общим «злой» может подразумеваться «раздраженный», «разгневанный».
Читайте и анализируйте литературу вместе
Способность сопереживать формируется, когда человек представляет себя на месте другого. Предложите ребенку представить, что бы он почувствовал, оказавшись на месте того или иного литературного героя. Что делал бы с этими эмоциями? Выражал бы их или скрыл? Как поступил бы исходя из них?
Изучаем эмоции с детьми в интерактивном
игровом формате
Пройдите пробный урок бесплатно
Познакомьтесь с интерактивными игровыми заданиями, которые будут ждать вашего ребенка в рамках курса «Знакомство с эмоциями» от Умназии.
Структура курса «Эмоции для детей»
10 ТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР-УРОКОВ ПО 30-40 МИНУТ КАЖДЫЙ
Каждый урок посвящён одной из ситуаций или эмоций. Теория к уроку представлена в формате небольших историй и интерактивных заданий, рассчитанных на детей 6-13 лет.
40 УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ, ВСТРОЕННЫХ В СЦЕНАРИЙ УРОКА
Каждый урок содержит 5-7 заданий на закрепление пройденного материала. Все задачи имеют сюжет и яркие иллюстрации или представлены в виде игры.
НЕОГРАНИЧЕННЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ КУРСА
Ребенок сможет проходить курс столько раз, сколько это будет ему необходимо. Вы покупаете курс один раз и сможете вернуться к нему и через 5 лет.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА-КВИЗ НА ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ
Курс завершается интерактивной игрой-квизом, за успешное прохождение которой ребенок получает сертификат. Вы будете уверены в его знаниях!