Доклад, групповое выступление или даже индивидуальный проект — а ученик не может сказать ни слова… Причиной бывает не просто банальная неподготовленность, а самая настоящая фобия! Разбираемся, что с этим делать учителю.
Как помочь ученику побороть страх публичных выступлений
Что такое глоссофобия?
Существует такой тип людей: всё понимают, всё знают, но сказать ничего не могут. Или могут, но очень тихо/ запинаясь/ густо краснея/ потупив глаза (нужное подчеркнуть). Особенно обидно бывает, когда во время индивидуальных занятий ребенок демонстрирует полное понимание темы, а в школе получает невысокие оценки только потому, что боится отвечать у доски.
У этого явления есть название – глоссофобия, или страх публичных выступлений.
Почему это проблема?
Искусство публичного выступления относится к так называемым гибким навыкам. Это важная составляющая профессионального и личного успеха, однако всё больше людей испытывают трудности в этой области.
Глоссофобия опасна в первую очередь тем, что заставляет нас упускать возможности. Людям, которые боятся публичных выступлений, гораздо сложнее проявить свои таланты, построить карьеру, завоевать доверие окружающих.
Именно поэтому задача каждого педагога – не только дать ученикам знания в той или иной области, но и помочь им научиться красиво и убедительно презентовать любую информацию.
Как вычислить глоссофоба?
Необходимо убедиться в том, что кто-то из ваших учеников действительно испытывает страх публичных выступлений. Не стоит вешать ярлык глоссофоба на человека, которого вы недостаточно хорошо знаете. Может быть, именно сегодня ребенок не выспался, плохо себя чувствует или просто не выучил урок. Что вас должно насторожить в поведении ученика:
- раз за разом отказывается отвечать устно, хотя вы точно знаете, что он подготовился;
- часто просит вас остаться после занятия, чтобы ответить наедине;
- выходя к доске, сутулится, запинается, говорит слишком тихо, что не свойственно ему в другое время;
- краснеет, бледнеет, опускает глаза, даже когда отвечает правильно;
- нервно хихикает или, наоборот, неестественно громко смеется;
- Колени или руки дрожат, он роняет предметы;
- в особо сложных случаях может потерять сознание, выступая на сцене или перед классом.
Если вы уверены, что кто-то из ваших учеников боится публичных выступлений, необходимо действовать!
1. Помогите ребенку осознать проблему
Как известно, осознание проблемы – первый шаг на пути к ее решению. Поговорите с ребенком по душам. Спокойно и дружелюбно объясните ему, что переживать перед выступлением – это нормально, но с этим страхом необходимо работать.
Расскажите, почему это важно, какие могут быть последствия, если оставить все как есть. Избежать публичных выступлений всё равно не получится, а в дальнейшем, если ничего не предпринимать, они будут вызывать все больший дискомфорт.
Ни в коем случае не давите на ребенка и не ставьте ему жестких условий («Либо ты выходишь к доске, либо я ставлю тебе двойку в четверти» и тому подобное). Необходимо, чтобы ученик сам захотел исправить ситуацию. Объясните, что вы готовы поддержать его в этом.
2. Расскажите о том, как правильно готовиться к выступлению
Успешная подготовка к выступлению включает несколько этапов.
- Выбрать тему выступления
Она должна быть интересна и близка ученику – в этом залог успеха.
- Детально изучить тему
Человек, который не разбирается в том, о чем говорит, никогда не будет уверен в себе на сто процентов.
- Составить тезисный план выступления
Пусть ученик кратко сформулирует основные мысли: что он хочет сказать и в каком порядке?
На этом этапе необходимо тщательно продумать наполнение тезисного плана, возможно, убрать что-то лишнее или, наоборот, добавить интересные факты, чтобы заинтересовать слушателей.
- Подготовить презентацию
- Составить подробный план-конспект
Чтобы не запутаться, лучше выделить маркером основные моменты, проставить ударения, прописать произношение сложных терминов и иноязычных слов, если такие встречаются в речи.
- Отрепетировать выступление
Чем больше будет репетиций, тем лучше. Попросите ученика прочитать речь близким, друзьям, самому себе перед зеркалом. Это помогает сделать текст «своим». Не забывайте хвалить ученика и отмечать его прогресс – это придаст ему уверенности в своих силах.
- Подготовиться к возможным вопросам
Перед выступлением необходимо задуматься, какие вопросы может задать аудитория, и постараться заранее найти ответы на них.
3. Научите снимать стресс
Хорошая подготовка – это только половина успеха. Кроме этого, ученику будет полезно освоить приемы, которые помогают успокоиться во время выступления.
- Не смотреть в глаза
Хитрость состоит в том, чтобы смотреть поверх голов зрителей. Кроме того, если в аудитории присутствует близкий человек, которому доверяет ваш ученик, можно смотреть только на него.
Необходимо делать глубокие вдохи и медленные выдохи. Это известнейший способ расслабиться.
- Говорить неторопливо
Неторопливая (но не слишком медленная!) речь придает выступающему убедительности в глазах слушателей и в то же время успокаивает его.
Можно взять с собой на выступление небольшой предмет (например, ластик) и время от времени незаметно сжимать и разжимать его в руке, концентрируясь на этом. Проверено – это снимает напряжение. Главное, не щелкать ручкой – это только усугубит ситуацию.
4. Поддержите ученика во время выступления
Обязательно приходите на выступление – вот увидите, ученик будет рад вас видеть. Еще лучше организовать «группу поддержки» из близких и друзей ребенка. Будьте спокойны, бодры и демонстрируйте уверенность в его силах. В то же время дайте понять, что, если что-то пойдет не так – вы рядом.
После выступления обязательно похвалите своего ученика и подробно прокомментируйте все положительные стороны его речи.
5. Закрепите результат
Для того, чтобы навсегда преодолеть страх выступлений, необходимо к ним привыкнуть. Создавайте ситуации, когда ученику нужно будет регулярно выступать. Помогайте ему, но постепенно всё меньше и меньше. Желательно научить ребенка проходить этот путь самостоятельно.
Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку»
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской конференции учащихся «Шаги в науку» (1 сессия), которая будет проходить с 19 по 21 апреля 2023 года , парк-отель «Воздвиженское». Спешите подать свою заявку!
31.03.2023
ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА
С 29 по 31 марта 2023 года в парке-отеле «Воздвиженское» (Московская область) прошла XXXVIII Всероссийская конференция учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА».
Организаторы конференции: Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», Российская академия образования.
В рамках конференции состоялся Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России» и Всероссийский педагогический форум «Образовательный потенциал России».
30.03.2023
XXIII Всероссийская каонференция учащихся «Шаги в науку»
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской конференции учащихся «Шаги в науку», которая будет проходить с 19 по 21 апреля (1 сессия) и с 10 по 12 мая 2023 года (вторая сессия) в парк-отеле «Воздвиженское». Заявки на 1 сессию принимаются до 10 апреля, на вторую сессию до 30 апреля 2023 года. Спешить подать свою заявку!
29.03.2023
Интеллект-экспресс
Можно ли стать умным быстро? Да, если вы подружитесь с «Интеллект-экспрессом». Конкурсы этого проекта в тестовом режиме мобилизуют вашу память, внимание, активизируют зону интеллекта. А главное – готовят к таким серьезным испытаниям, как экзамены.
27.03.2023
Итоги Российской конференции учащихся «Юный исследователь»
С 22 по 24 марта 2023 года состоялась одна из сессий Российской конференции учащихся «Юный исследователь».
24.03.2023
Спецпроект «Физико-математическая лаборатория»
Приглашаем к участию в новом спецпроекте в рамках «Познания и творчества» — олимпиаде «Физико-математической лаборатории» для учащихся 4-7 классов.
Наш девиз «Сегодня ты участник, а завтра — победитель!» . Прием работ — до 30 апреля 2023 года. Участвуйте и побеждайте!
23.03.2023
Итоги онлайн-турниров по окружающему миру
20 и 21 марта с огромным успехом прошли завершающие Российский открытый онлайн-чемпионат «Познание и творчество» онлайн-турниры по окружающему миру для учащихся 1-4 классов. В турнире приняло участие 745 конкурсантов из таких организаций и населенных пунктов, как:
7 ПРАВИЛ И 5 ПРИЕМОВ ХОРОШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
(Как подготовить ребенка к публичному выступлению).
«Мысль есть главная способность человека. Выражать ее – одна из главных его потребностей. Распространять ее – самая дорогая его свобода». С этими словами французского философа Пьера Буаста согласятся многие. Ведь большинство людей мечтают о том, чтобы говорить ясно, ярко и убедительно. Современным детям и подросткам просто необходимо учиться ораторскому искусству. Без этого умения нельзя рассчитывать на серьезные жизненные достижения. Особенно важно овладеть основными приемами ораторства заранее, если вашему ребенку предстоит защита доклада, участие в конкурсе, другое выступление. Как привлечь внимание аудитории и как его удерживать?
1 ПРАВИЛО. «БЫТЬ В ТЕМЕ». Необходимо хорошо знать материал, с которым предстоит выступать. Определите цель выступления. Составьте план речи. Потренируйтесь в рассказывании текста без запинок.
2 ПРАВИЛО. «ПО ОДЕЖДЕ ВСТРЕЧАЮТ». Продумайте внешний вид. Одежда должна быть удобной и привлекательной.
3 ПРАВИЛО. «УВЕРЕННЫЙ ВЫХОД». Отрепетируйте уверенный выход. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как выйти к аудитории. Хорошо известно, что первое впечатление формируется в течение тридцати секунд. Изменить его позже – намного сложнее, чем сразу произвести благоприятное впечатление.
4 ПРАВИЛО. «ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ». Ведите себя естественно, не держитесь всё время руками за стол или кафедру. Старайтесь не покашливать, избегайте манерности. Исключите из речи слова-паразиты или характерные словесные шаблонные обороты. Улыбайтесь в меру.
5 ПРАВИЛО. «ПОЗА ОРАТОРА». Ноги на ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет менее ширины плеч («ножки вместе»), вы почувствуете некоторую неустойчивость — площадь опоры слишком мала. Если более ширины плеч, возникнет ощущение развязности. Плечи и грудь расправьте. Подбородок чуть выше линии горизонта. Глаза устремлены на публику.
6 ПРАВИЛО. «УЛЫБКА». На лице «улыбка Джоконды» — готовность к улыбке, полуулыбка. Если выражение лица расслабленное и нейтральное, оно будет восприниматься как угрюмое. Поэтому лучше добавлять полуулыбку, то есть уголки губ чуть приподняты.
7 ПРАВИЛО. «КАК НАЧНЕШЬ – ТАК И ВЫСТУПИШЬ». Не начинайте говорить сразу же после того, как вас представили вашей аудитории. Сделайте паузу, посмотрите три-четыре секунды на тех людей, которые будут вас слушать, чтобы установить с ними первичный зрительный контакт. В начале публичного выступления не говорите быстро. Начинайте медленно и четко. Используйте основные приемы выступления.
8. ПРИЕМ «УСТАНОВЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА». Старайтесь время от времени поглядывать на слушателей.
9. ПРИЕМ «ВЛАДЕНИЕ ГОЛОСОМ». Ваша речь не должна быть монотонной и однообразной. Говорите громче в наиболее важных местах. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, вы держите внимание слушателей.
10. ПРИЕМ «АКЦЕНТЫ». Обращайте особое внимание слушателей на самые важные моменты в сообщении. Для этого употребляйте такие фразы, как: «прошу обратить внимание», «важно отметить, что. », «необходимо подчеркнуть, что. » и т. д. Можно использовать более длинную паузу, выразительный взгляд в зал, какой-то особый жест или повышение / понижение интонации.
11. ПРИЕМ «ЧЕТКОСТЬ». Речь должна быть четкой, ясной, логичной и понятной. Исключите монотонность и «бормотание».
12. ПРИЕМ «ДЫХАНИЕ». Грудь расправьте на вдохе и дальше дышите свободно. Набирайте перед речью воздух на 80% возможностей легких. Дышать и до и во время речи лучше (по ощущениям) брюшным дыханием, то есть «животом». Важно, что глубокое дыхание помогает снизить волнение перед выступлением. Прием «четыре секунды». Медленно и глубоко вдыхаете в течение четырех секунд, задерживаете дыхание на четыре секунды, медленно и сосредоточенно выдыхаете за те же четыре секунды.
Как преодолеть волнение и сделать свое выступление интересным и полезным, рассказала бизнес-тренер Лариса Зорина на медиаклубе в центре “Благосфера”.
Страх сцены
Волнение — одна из главных проблем, с которой многие сталкиваются перед выступлением. Мы чувствуем к себе повышенное внимание и возложенную на нас ответственность и испытываем стресс.
Лариса Зорина, создатель Лаборатории публичной речи и коммуникации Step2Future, предлагает семь способов победить страх.
1. Тщательная подготовка. К выступлению обязательно нужно готовиться. Причем чем короче речь, тем больше времени уйдет на ее подготовку, потому что за короткое время необходимо сказать самое важное.
2. Фокус на аудиторию. Волнение только усиливается, если мы думаем, как выступим, как будем смотреться, не забудем ли текст. Фокусируйтесь не на себе, а на аудитории, для которой выступаете. «Мой личный способ снять стресс — просто начать разговаривать с аудиторией. Предложить интерактив, запустить тему для знакомства. Таким образом передо мной постепенно возникают живые люди, а не просто головы. Так вы включаетесь в процесс и не думаете о себе», — отмечает Лариса Зорина.
3. Больше практики. Потренировать свой навык выступать на публике можно во время игр, а также в клубах ораторского мастерства. Например, разработаны такие игры, как «Риторика», «Риторический покер», «Кто прав?». А среди клубов в Москве открыты Toastmaster, клуб коммуникации «Спичка», Pecha Kucha. Кроме того, можно попробовать свои силы на стендап-выступлениях (комедийные монологи). В стендап-клубах все чаще можно найти формат «Открытый микрофон», где выступить может любой человек.
4. Обратная связь. После каждого выступления спрашивайте у друзей и знакомых, которые его увидели, что им понравилось и что можно изменить. Так вы будете знать свои достоинства и недостатки и сможете улучшить свой навык.
5. Сторителлинг. Когда вы включаете «режим рассказчика», а не «режим оратора», вам становится спокойнее, а людям — интереснее. При этом у аудитории нет ощущения, что их учат, они сами делают выводы из вашего опыта. К тому же личные истории всегда вызывают больше интереса. Помимо историй используйте больше примеров.
6. Отдых. Если вы не выспались, а вам предстоит выступать, потратьте свободные минуты не на повторение текста, а на отдых. Даже короткий сон в общественном транспорте поможет вам чувствовать себя лучше и, возможно, натолкнет на новые мысли.
7. Поза силы перед выступлением. Перед выступлением лучше расслабить тело и немного размяться. Для этого есть несколько простых упражнений. Например, похлопайте себя по разным частям тела или упритесь руками в бока (поза супермена).
Что и как говорить
Допустим, вы справились с волнением, но как рассказать о своем проекте так, чтобы это действительно заинтересовало слушателей?
- Оцените аудиторию: от того, кто эти люди, чем они занимаются и какие у них ценности, зависит и ваше выступление.
- Оцените свою цель: определите, чего вы хотите от выступления: просто рассказать о себе, привлечь финансирование, найти волонтеров? Аудитория тоже должна понять, как вам помочь и что для этого нужно сделать.
- Сформулируйте ключевое сообщение: оно представляет собой краткую выжимку того, что вы хотите сказать, емкую фразу, которая зацепит слушателя.
- Придерживайтесь четкой структуры: соблюдайте последовательность элементов выступления.
Оно может, к примеру, строиться, как Парфенон. Его фундамент — это ваше вступление, от которого зависит дальнейший ход речи. В этот момент нужно зацепить внимание аудитории. Вы можете пошутить, рассказать историю или задать слушателям вопрос.
Не стоит затягивать вступление, вам нужно как можно скорее выйти к ключевому сообщению. На фундаменте стоят колонны — это ваши аргументы. Например, способы достигать целей, или выучить язык, или помочь детям-сиротам. Самый сильный аргумент должен быть в конце, а самый слабый — в середине.
В конце должен быть призыв к действию — расскажите, что аудитория может сделать, — и повтор ключевого сообщения.
Еще один вариант структурировать выступление — рассказать, как было раньше, как ситуация выглядит сейчас и как может измениться в будущем (как сделать ее лучше).
- Эмоции+логика: говорите с эмоциями и вызывайте эмоции. Но не забывайте о логике — без нее эмоции не будут работать.
- Помните о языке тела: следите за жестами и положением тела. Жесты активизируют аудиторию, поэтому если вы хотите ее успокоить, то лучше их не использовать. Если вам некомфортно выступать с пустыми руками и вы не знаете, куда их деть, попробуйте держать в них предметы — кликер или микрофон.
- Не вступайте в длительную дискуссию: в аудитории могут быть «вредные» слушатели, которые настроены враждебно и могут затягивать ваше выступление. Предложите им обсудить интересующие их вопросы лично, после выступления.
Трендовые форматы
По словам Ларисы Зориной, особой популярностью сейчас пользуются стендап-выступления (о них выше), истории, разговор с аудиторией. Кроме того, все больше распространяется формат TED — выступления с жестким таймингом. Этот формат, например, использовал центр «Благосфера» на конференции «Фабрика пространств».
Мастер-класс проводился в медиаклубе «АСИ-Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.
Помните это школьное ощущение: вызывают к доске, а идти не хочется, ноги трясутся и подкашиваются, но не потому, что урок не выучен, а просто стесняешься? Да, не все рождены для публичных выступлений, но можно тренироваться. Наш блогер Варвара Котельникова собрала простые и понятные советы для тех, кто хочет прокачать этот навык.
На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» представили «Навыки XXI века», где среди востребованных компетенций оказалась коммуникация, а среди качеств характера инициативность и лидерство.
Новые стандартны буквально вынуждают ребёнка становиться номером один уже в начальной школе и уметь презентовать себя не хуже прожжённого коуча, который расскажет, как за три месяца выйти во все топ-5 мира, заработать миллион и бонусом представит план колонизации Марса. Но даже в эпоху ютьюба и инстаграма есть дети, которые стесняются выходить к доске. Что же делать тем ребятам, у кого не получается вот так просто быть впереди планеты всей?
На самом деле, получаться у всех и не должно. Более того, вопреки всевозможным заклинаниями и заповедям, кому-то нравится оставаться скромной тихоней и не вылезать из кожи вон по всякому поводу. Становиться лидером всем и каждому — необязательно. Тем более, наперекор себе.
Не хочу быть первым — тоже позиция. Миру нужны и важны интроверты. Совсем не обязательно надевать костюм супергероя и вовлекаться во всё
Но быть уверенным в себе человеком и не бояться проявить инициативу — навыки полезные. Они пригодятся на выпускных экзаменах, итоговом собеседовании и при поступлении в вуз (и на защите диплома) даже тем, кто не планирует связывать свою профессию с презентациями, выступлениями и публичностью. Да и работодатель, скорее всего, тоже захочет поговорить с будущим кандидатом лично, какими бы безупречными не оказались его резюме и рекомендательные письма. И тут сказки про троечников с прокачанным эмоциональным интеллектом и подвешенным языком действительно могут стать былью (что, в общем-то, действительно правда).
В моём детстве каждый сезон в школе проводились разные «показательные выступления». На уроках музыки мы пели соло и хором, показывали представления для родителей и младших учеников, играли в КВН и делали экспериментальный театр. В общем, есть что вспомнить. Всё это помогло мне справиться с зажимами и страхом. По крайней мере, по необходимости ситуации.
11 советов, как повысить детскую самооценку (хвалить вдоль и поперёк — не выход)
- Определите тему выступления и сформулируйте ключевое послание.
- Изучите тему и приготовьте факты, цифры и аргументы. Составьте структуру выступления и запишите его основные тезисы.
- Старайтесь не соответствовать чужим ожиданиям, стремитесь выражать себя. Выражайте то, что вам важно на самом деле, донесите это до слушателей.
- Постарайтесь освободиться от внешней оценки. Представьте, что зрители — это зеркало. Зеркало не оценивает.
- Используйте простые и лёгкие речевые конструкции, оперируйте понятными словами и речевыми оборотами. Говорить просто о сложном — это не только важный навык хорошего оратора, но и искусство.
- Соблюдайте баланс между детальной информацией, фактами, цифрами и общими понятиями и смыслами. Сами по себе цифры и факты неинтересны.
- Соблюдайте баланс между эмоциональными посылами и рациональной информацией.
- Пропустите через себя эту информацию, сделайте её жизненно важной, наполните её яркими эмоциональными красками. Эмоциональность добавит жизни в выступление.
- Поддерживайте зрительный контакт с максимальным количеством слушателей. Говорите всем вместе и каждому в отдельности.
- Анализируйте в процессе, как реагируют слушатели, что лучше принимают и в какой форме. Каждое выступление — это тренировка и подготовка к следующему выступлению.
- Доверяйте спонтанным проявлениям тела — добавьте мимику, жестикулируйте, двигайтесь.
- Играйте голосом. Голос — это ваш инструмент, он окрашивает поток речи, делая подачу более убедительной. Голосовые акценты добавят яркости и смысла в речь.
- Следите за своими словами. Они должны быть только созидательного характера. Избегайте слов с приставкой «не» — это всегда отрицание. Находите позитивные слова и выражения.
Потренироваться и записать «демоверсию» своего выступления можно вместе с «благами цивилизации», от которых, как оказалось, бывает не только вред в обучении. Можно не транслировать каждый шаг в социальные сети, но записать своё выступление на диктофон или видео.
Приготовьтесь к тому, что сначала собственный голос будет вызывать неловкость, но со временем вы привыкните слышать себя и точно станете увереннее.
Слушайте себя и то, как выстроены ваши фразы, не «спотыкаетесь» ли вы о слова (если да, то упростите предложение или разбейте длинные предложения на короткие). Практика сделает увереннее и точно не будет лишней. Не стесняйтесь, это ваш выход!
Умение выступать перед публикой всегда было полезным навыком, а умение хорошо говорить приводило людей к славе и власти. Сегодня умение красиво и убедительно говорить приносит свои дивиденды. Прирожденные ораторы становятся коучами, мотиваторами, они пишут книги и ездят с ними по всему миру, уверенно рассказывая людям о своих знаниях и навыках.
А знали ли вы, что далеко не все люди рождаются ораторами? Умение хорошо говорить — это лишь полдела. Чтобы научиться красиво говорить на публике, нужно работать над этим навыком и тренировать его. «Дети в городе» собрали рекомендации, которые помогут вам избавить ребенка от страха выступать перед аудиторией.
Все дети разные
С самого рождения все дети разные. Одним легко дается учеба, но с трудом удается найти друзей во дворе. Другие умеют заводить знакомства, но никак не могут усвоить таблицу умножения. Также и с ораторскими способностями. Одни с детства очень артистичные, не боятся выступать на публике, а другие – скованные и молчаливые.
Несмотря на то, любит ваш ребенок выступать перед публикой или нет, никогда не заставляйте его это делать через силу. Также никогда не пристыжайте ребенка, если его сольное выступление неуместно в тот или иной момент. Лучше всего тренировать ораторские способности дома, где малыш чувствует себя в безопасности. В раннем детстве можно начать со стихов, потом переходить на защиту сочинения и реферата. В раннем подростковом возрасте смело можно давать ребенку тему, которую он должен раскрыть в своем выступлении.
Полезные игры
Чтобы ребенок привыкал выступать перед публикой, регулярно устраивайте домашние концерты, на которых будут выступать все члены семьи. Это не только избавит ребенка от страха, но и сблизит семью. Можно приглашать на такие концерты друзей ребенка, а можно даже устраивать их во дворе. Если у вас большой двор, зрители обязательно найдутся.
Для более взрослых детей очень полезными будут настольные игры, в которых нужно говорить. Можно играть в кругу семьи, а можно ходить на игры в группы по интересам. Такие игры как «Мафия» и «Элиас» отлично развивают ораторские способности.
Поможет преодолеть страх перед публикой кукольный театр. Чувство ответственности за куклу поможет ребенку снять собственные зажимы.
У страха глаза велики
Photo: Freepik
Страх перед публичными выступлениями, это, в первую очередь, страх перед неизвестностью. Разные люди боятся разной реакции, которая может последовать после их выступления. Попробуйте выяснить у ребенка, чего боится именно он.
- оценки слушателей (люди будут смеяться, я опозорюсь),
- осуждения (людям не понравится мое выступление),
- наказания (если у меня плохо выйдет, мне поставят плохую оценку, накажут),
- неудачи (я не смогу выступить так, как мне хотелось бы).
Перед выступлением неплохо бы проработать страхи и избавиться от них. Помогите ребенку проговорить пути решения каждой ситуации, которой он боится.
Упражнения для самопомощи
Чтобы стать более уверенным оратором, и с каждым разом выступать все лучше и лучше, можно использовать следующие способы для самопомощи.
Дыхание
Перед выступлением очень важно медленно и глубоко дышать. Это поможет ребенку успокоиться. Ровное дыхание поможет почувствовать себя лучше и преодолеть мандраж.
Спорт
Занятия спортом снижают общий уровень стресса и помогают снизить уровень тревожности. Если ребенок сильно волнуется перед выступлением, предложите ему отжаться или поприседать. Главное – не переусердствовать.
Photo: Freepik
Обман
Действенный способ стать увереннее во время выступления, надеть на себя маску уверенности. Пусть ребенок расправит плечи, широко улыбнется и начинает свое выступление. Таким образом ему удастся обмануть (убедить) в своей уверенности не только слушателей, но и самого себя. Улыбка же поможет расположить к себе слушателей.
Визуальный контакт
Посоветуйте ребенку во время выступления смотреть на человека, который его слушает и поддерживает. Можно говорить только с ним, поскольку такой прием способен снять напряжение.
Практика
Конечно, хорошим оратором не станешь без постоянной практики. Поэтому поощряйте своего ребенка как можно чаще готовить доклады, презентации, вызываться отвечать у доски, а также предлагайте ему чаще тренироваться дома, представляя, что он находится на уроке.
Если у ребенка есть талант к ораторскому мастерству, старайтесь знакомить его с литературой и фильмами на эту тему, которые помогут ему совершенствоваться, чтобы в будущем стать прекрасным оратором.