Дети — очень тонко организованные существа. Они считывают эмоциональный фон своих родителей и их невербальное поведение даже лучше, чем то, что мы открыто им транслируем. В том числе это касается негативных эмоций, таких как тревога, страх, гнев, злость.
Для того чтобы помочь ребёнку справиться с такими сложными чувствами, в первую очередь важно их идентифицировать. Мы, родители, должны проговорить: «Я понимаю, что тебе страшно» или «Я понимаю, что ты сейчас злишься». Идентификация эмоции — важная часть процесса, фактически так и воспитывается эмоциональный интеллект, когда человек может распознавать собственные эмоции и с ними справляться, а также распознавать их у окружающих, чтобы адекватно реагировать.
Далее надо нормализировать состояние: «Я понимаю, что ты злишься. Так бывает, когда у нас что-то не получается (скажите здесь то, что подходит к вашей ситуации)». Или можно сказать так: «Ты весь в напряжении. Я вижу, что ты разочарован».
Важно объяснять ребенку, что чувства даны нам для того, чтобы помогать справляться с различными ситуациями в жизни. Чувства могут быть болезненными, но если пытаться их избежать — это наделяет их еще большей силой. Если ребенок волнуется или, например, боится происходящих в мире событий, потому что столкнулся с новостями или услышал что-то от взрослых, важно объяснить ему ситуацию — по возможности на уровне развития ребенка, то есть без подробностей и достаточно честно. Этот шаг непростой, но если вы будете проактивны и начнете сложный разговор первым, то вам удастся избежать ситуации, в которой ваш ребенок будет искать ответы на вопросы самостоятельно в разных источниках.
Замечали, что дети часто приходят из школы выжатые, как лимон? Дело не только в сложности обучения, но и в стрессе, с которыми они сталкиваются ежедневно.
По результатам глобального исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного известной аналитической компанией, именно российские школьники больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости. Об этом заявили 79% респондентов. О том, как помочь ребенку преодолеть эту проблему, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин .
Стресс стрессу рознь. Бывают повседневный и травматический стрессы. Отличаются они тем, что травматический стресс провоцируется непосредственным негативным воздействием (трагическое событие, переживание эмоционально напряженной ситуации), а повседневный возникает чаще из-за ожидания возможных негативных событий и характеризуется меньшей интенсивностью, но большейпродолжительностью. Повседневный стресс — то, с чем дети ежедневно сталкиваются впроцессе обучения в школе.
Повседневный эмоциональный стресс — нагнетающий и всегда ожидаемый, но, к сожалению, не всегда очевидный. Он вызывается ситуацией неопределенности, когда мы знаем, что событие может произойти (проверка домашнего задания, контрольная) и предвидим возможный неприятный для себя исход событий. Повседневные стрессоры — это не стрессовые события сами по себе, степень «стрессовости» зависит от оценки человеком возможных событий или их последствий. Психологический стресс возникает,когда человек оценил, что внешние и внутренние требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят внутренние ресурсы.
Например, ребенок систематически не делает «домашку» по литературе, ничего не читает, ждет, что его вызовут к доске, переживает. И иногда его вызывают. Ожидания оправдываются — одноклассники смеются, учитель ругает. Повседневный стресс, стресс ожидания негативного события, в данном случае, переходит в травматический. Ситуация становится показательной, и в дальнейшем подобное ожидание будет переживаться с большим напряжением. До тех пор, конечно, пока не сработает защитный механизм, и не изменится система ценностей ребенка. «Кому нужна эта литература?». Одним из ключевых понятий в контексте повседневного стресса становятся как внутренние, так и внешние ресурсы личности. Некоторые дети не делают домашнее задание, не берутся за сложные задачи, потому что не верят в то, что с ними справятся — это недостаток внутреннего ресурса. А кому-то просто не хватает времени и сил из-за большой загруженности — это отсутствие внешнего ресурса. Как же помочь своему ребенку?
Не делать ребенка жертвой
К огромному сожалению, большинство детей за время школьного обучения приобретает синдром выученной беспомощности. Они привыкают к тому, что не могут повлиять на ситуацию (предметы, учебники и задания выбрали за них, оценка — тоже не всегда объективное мерило), и уже даже не пытаются. Ваша задача — помочь ребенку почувствовать, что он способен нести ответственность за ситуацию, в которой он находится. Важно не гнаться за отличными оценками по всем предметам, а понять, какие перед ним стоят цели (и как они связаны с его интересами), показать пути их достижения и, самое главное, роль ребенка в этом процессе. Это переводит ребенка из статуса жертвы в активного «решателя» проблемы. Ощущение себя как активного творца собственной жизни — один из важнейших компонентов самооценки, которая, в свою очередь, является важным внутренним ресурсом личности.
Сменить контроль на партнерство
Беречь ребенка от сложных ситуаций бесполезно. Даже если часть ответственности родители берут на себя, их контроль лишь усиливает стресс. Стресс усиливает даже совместное выполнение заданий и особенно промежуточный контроль. Поэтому контакт с ребенком должен перейти в сферу партнерских отношений. Ребенок должен знать, что вы опора, и к вам можно всегда обратиться с любой проблемой (ведь вы не будете ругать). Но тут тонкая грань — вторгаться в сферу ответственности ребенка и сломя голову бросаться решать его проблемы тоже нельзя.
Перестать давить на ребенка
Родительские послания 1 могут усиливать стрессовую ситуацию. Часто ребенку транслируется мысль, что он гордость всей семьи, от него зависит чуть ли не судьба мира и именно на него (13-летнего, например) возлагаются все надежды мамы, папы,дедушек и бабушек, дяди потомственного академика и троюродной тети из Иркутска.Возникает задача, с которой он в этом возрасте справиться не может и не должен (но все родные люди ежедневно повторяют, что должен). Еще не надо искать работу, а ему уже говорят, что он сейчас должен заниматься математикой (и вообще хорошо учиться), чтобы найти хорошую работу через какое-то время.
Нужен опыт достижений
У ребенка должен быть свой опыт достижений, он будет влиять на другие сферы его жизни. Когда за душой есть успехи в учебе, в спорте, различные награды, психика крепче. Естественно, растет уровень самооценки, что непосредственно влияет на то, как ребенок справляется со стрессом.
Переключать виды деятельности
Ребенок проводит в школе и за домашним заданием примерно столько же, сколько вы на работе. Многие дети учатся больше, чем их родители работают (по 6-7 часов в день +«домашка»). Если стресс связан с учебой, то от него нужно отдыхать. Как известно, отдых— это смена деятельности, в данном случае может помочь творчество, общение, физическая активность. Важно не переусердствовать и не превратить переключение деятельности в новую гонку за достижениями. Если ребенку нравится играть в футбол во дворе, рисовать граффити в тетрадях или отбивать ритмы на кастрюлях, дайте ему такую возможность.
Учитывать биологические ритмы
Всплески активности могут приходиться на разное время — на утреннее, на школьное время. После плотного обеда или после школы ребенок, наоборот, хочет отдохнуть. Вечером, например, он снова готов трудиться. Поэтому не нужно заставлять делать домашнее задание сразу, как он пришел из школы. Лучше подгадать периоды, когда ему легче, либо вместе с ним определить это время.
Рассказать «правду» об оценках
Оценки во многом субъективны, но зачастую дети не понимают, за что получают даже объективные оценки. Двойка может быть за оформление, за содержание, за опоздание,за забытый дневник. И это совершенно разные двойки. Нужно объяснить ребенку, что оценивается не он, а его действия по заданным критериям. Как только он это понимает, оценка автоматически снимается с личности (т.е. просто двойка — значит я двоечник, а тут за оформление — я плохо оформил). Как видите, стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых. Мы разобрали основные причины, которые относятся именно к успеваемости. Для вас мы составили универсальный алгоритм: ищите причину стресса и решите проблему, которая к нему приводит; найдите все ситуации неопределенности и переведите их в ситуации определенности; уделяйте внимание внутренним и внешним ресурсам ребенка, именно они помогут ему справляться с трудностями. Это будет важной инвестицией в будущее ребенка.
Чем младше ребенок, тем острее он реагирует на изменения в жизни семьи и общества, сталкиваясь с чем-то новым, неизвестным, непонятным, а потому опасным и пугающим его. Причинами стресса могут стать как вполне безобидные изменения распорядка дня или настроения родителей, так и более серьезные кризисные события — травмы, болезни самого ребенка или близких ему людей, катастрофы, потери.
Неважно, реальные или вымышленные страхи беспокоят вашего ребенка, — в любом случае в такой момент он особенно нуждается в общении, понимании и помощи со стороны взрослых. Как лучше поддержать ребенка, чтобы он вновь обрел спокойствие и равновесие, как помочь ему приобрести опыт и знания для преодоления стресса?
Для оказания эффективной помощи игры должны быть направлены на обработку нового опыта ребенка и активизацию ресурсов для преодоления кризиса.
В первую очередь, необходимо помочь ребенку осознать и понять, что он чувствует, а также помочь безопасно выразить эти чувства.
— Для этой цели можно предложить ребенку нарисовать свое настроение красками или цветными карандашами. Не стоит задавать какие-то рамки и ограничения. Когда он закончит, попросите рассказать о рисунке, поинтересуйтесь, с каким настроением он связывает разные цвета. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, поощряйте к продолжению рассказа, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность.
— Поиграйте в «Зеркало». Станьте напротив друг друга. Один из вас будет
зеркалом, другой должен показывать разные эмоции и чувства. Тот, кто будет зеркалом, должен как можно точнее повторить их. Можно угадывать и называть показываемые эмоции вслух. Обсудите, в каких ситуациях ребенок испытывает эти эмоции.
— Если вы видите, что ребенку важно сопротивляться всему, что вы говорите, попробуйте поиграть в «Да — Нет». Попросите ребенка на все, что вы будете спрашивать, отвечать только «нет», а потом наоборот, только «да». Старайтесь предлагать варианты, при которых противоположный ответ будет вызывать улыбку.
— Также вы можете использовать для помощи ребенку в понимании и выражении его чувств игры «Отгадай настроение», «Джебериш», «Закончи фразу», «Волшебный дождь», которые можно посмотреть здесь: https://www.unicef.by/press-centr/324.html
После осознания и выражения чувств, можем перейти к снятию эмоционального и телесного напряжения с помощью физических игр.
— Еще одна игра на контраст ощущений – «Бабочка». Предложите ребенку сначала испытать ощущения активности и движения, как будто «бабочка порхает» (можно под музыку), а затем — пассивности замирания: «бабочка села на цветок».
— Для преодоления страха одиночества и темноты отлично подойдут всем известные «Жмурки» или «Прятки». Эти игры любят абсолютно все дети, испытывая радость от «находок». Если ваш ребенок слишком тревожен или сильно боится темноты, то завязывать глаза ему не стоит – достаточно их просто закрыть.
— Простая игра «Куча мала» с близкими научит ребенка лучше чувствовать границы своего тела. Телесный контакт с мамой жизненно необходим не только младенцу, но и детям постарше. Они также нуждаются в прикосновениях, объятиях, поцелуях. Это послание от вас: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
— Также можно использовать для снятия напряжения и стресса игры «Повелитель погоды», «Замри», «Огонь и лед», «Крючки-закорючки», которые можно посмотреть здесь: https://www.unicef.by/press-centr/324.html
И, наконец, для поиска ресурсов и способов справиться с ситуацией нужно научиться использовать воображение, создавать и запоминать приятные события, ощущения и образы.
— В возрасте до 5 лет для детей эффективнее всего будут волшебные сказки. Через одушевленных персонажей — кукол, мягких игрушек, фигурок можно познакомить детей с готовыми или придумать вместе новые способы возможного поведения и благоприятного разрешения проблем. Чем младше ребенок, тем более простыми должны быть куклы.
— Детям постарше подходят более сложные сюжетно-ролевые игры, где воспроизводятся события и ситуации, происходящие в мире и выходящие за рамки их личного опыта. В таких играх дети учатся находить решение различных задач, осмысливать действия, потребности и эмоции, анализировать, планировать, ставить цели, управлять своим поведением, соблюдать правила и контролировать себя. В игре выявляются переживания и формируются чувства ребенка. Например, играя во врача или спасателя, ребенок восхищается ими, хочет стать таким же. При этом у него формируется ответственность за дело, радость и гордость в связи с успешным выполнением. Сюжет, роли и правила игры создавайте в зависимости от ситуации, которая тревожит ребенка или в которой он испытывает затруднения. Игра должна помочь ему разобраться в этой ситуации, понять, как лучше действовать и научиться справляться с ней.
— Для развития навыков саморегуляции предложите ребенку представить, что над его головой есть «зонтик», который защищает от страхов, тревог и невзгод. В течение 5-7 минут надо крепко подержать за ручку этот «зонтик». Обсудите с ребенком, что он чувствует. Предложите ему вспоминать это чувство, когда он испытывает тревогу.
— Предложите мысленно и во всех подробностях представить «Безопасное место», где ребенок чувствует себя спокойно и счастливо. Это может быть реальное место или воображаемое. Нужно представить и запомнить все детали этого места, приятные звуки, запахи, цвета и ощущения. Затем представить, что в этом месте рядом с ребенком есть помощник, который может решить любые проблемы (это может быть фантастический герой или вымышленный друг). Осмотреться еще раз вокруг и запомнить все как можно лучше. Скажите ребенку, что он любое время может мысленно возвращаться в это место.
— Еще одна техника называется «Дерево». Предложите ребенку выбрать себе удобное место в комнате, закрыть глаза и представить себя каким-нибудь деревом. Попросите ребенка представить, какие корни, ствол и крона у «его» дерева, как от корней движутся питательные соки и поднимаются по стволу к листочкам, как дерево наполняется жизненной энергией, как солнышко своими лучами ласкает крону, согревает каждый листочек. После этого попросите ребенка нарисовать свое дерево силы.
Каждая игра может иметь многочисленные варианты. Детям необходимо богатство и многообразие игр, пространство для фантазии и творчества. Им нужно изобретать, усложнять или упрощать известные игры, дополнять новыми правилами и деталями.
Игры помогают снять психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, помогают детям избавиться от стресса и проработать свои переживания, улучшают общение со сверстниками и взрослыми. Играйте вместе на здоровье!
Все мы, взрослые, привыкли так или иначе справляться со стрессом — для этого в нашем арсенале есть самые разные стратегии. У детей этих стратегий нет. Если происходит что-то по-настоящему тяжелое и эмоции ребенка долгое время бушуют, это может привести к травматическому стрессу. Психолог Хилари Якобс Хендель предлагает несколько способов помощи.
Жизнь полна стресса. Чтобы расти и развиваться, нужно постоянно пробовать что-то новое. Борьба, преодоление трудностей и неудач воспитывают в ребенке уверенность в себе, убежденность в том, что он со всем справится. Но вся польза от борьбы с трудностями сходит на нет, если стресс слишком силен или продолжителен. Постоянная перегрузка нервной системы приводит к травматическому стрессу. Эмоциональные центры мозга все время находятся в состоянии «опасность», а организм — в режиме «бей, беги или замри».
Постоянное напряжение может вызывать множество проблем — от головных болей до расстройств пищеварения. Помимо этого, эмоциональные перегрузки мешают детям радоваться изучению нового, ведь любопытство к внешнему миру обычно возникает при ровном эмоциональном фоне.
Представьте себе, что вы сильно напуганы. Как вы себя чувствуете в этом состоянии? Вы готовы учиться, пробовать новое, активно общаться? Нет! Когда мы — и дети, и взрослые — напуганы, мы хотим убежать, спрятаться и оставаться в укрытии, пока снова не ощутим себя в безопасности и не почувствуем себя лучше. Мы ощущаем уязвимость и неуверенность, и, если это продолжается долго, возникает чувство безнадежности, внутреннего онемения или даже омертвения чувств. Травматический стресс может привести к депрессии, хронической тревоге, алкоголизму и наркомании, изоляции или агрессии.
Как помочь ребенку, страдающему от тяжелого стресса? Вот несколько способов.
1. Будьте рядом — присутствие близкого успокаивает
Создатель теории привязанности Джон Боулби доказал, что детям для полноценного развития очень важно ощущать себя в безопасности. Страдающий от травматического стресса ребенок напуган, даже если посторонние этого не видят (его страх может принимать форму агрессии). Само ваше присутствие облегчит состояние ребенка, даже если кажется, что он вам не рад. Одиночество усугубляет страх.
2. Проявляйте мягкость и чуткость
Ребенок, страдающий от травматического стресса, очень хрупок и раним из-за перевозбужденной нервной системы. К сожалению, в нашей культуре гораздо больше ценится то, за что отвечает левое полушарие мозга, и мы мало говорим об эмоциональной безопасности, связанной с работой правого полушария. Оно отвечает за невербальную коммуникацию, которую мы неосознанно воспринимаем при общении: тон голоса, контакт глаз, язык тела.
Общаясь с напуганным ребенком, старайтесь говорить мягко и ласково, избегать резких движений, чтобы не испугать его еще больше.
3. Играйте, чтобы наладить контакт и успокоить ребенка
Согласно поливагальной теории, игры стимулируют систему социального взаимодействия, связанную с блуждающим нервом (крупнейшим нервом в нашем организме), что помогает расслабиться. Игра улучшает самочувствие ребенка, помогает ему успокоиться за счет взаимодействия с другими, обмена положительными эмоциями, активности.
Может показаться неправильным предлагать ребенку в состоянии сильного стресса поиграть, но, если он сам не против, это пойдет ему на пользу.
4. Помогите ребенку сформулировать свои чувства
Описывая эмоции словами, мы снижаем стресс и напряжение. Чтобы помочь ребенку это сделать, поделитесь своим опытом. Например, если он пережил травму из-за стресса, можно рассказать ему: «Когда я была маленькой, как-то раз моей маме пришлось надолго уехать. Она болела и отправилась туда, где доктора могли ей помочь. Хотя я знала, что так надо, мне все равно было очень грустно и страшно. Иногда я злилась на маму за то, что ее не было рядом. Такие чувства нормальны и естественны».
Есть много способов помочь ребенку выразить словами свои переживания. Например, вы можете показать ему картинки с лицами, выражающими различные эмоции, и предложить указать на те, которые лучше всего отражают его собственные чувства. Также помочь могут различные игры, рисование, куклы.
5. Дайте ребенку возможность выплеснуть энергию
Наши эмоции содержат импульсы, вырабатывающие в нас энергию, и важно ее выплескивать, не давать ей копиться внутри. К примеру, когда ребенок находится в опасности, мозг создает ощущение страха. Страх посылает всему организму сигналы, побуждающие к бегству. Но если ребенок по каким-то причинам не может сбежать в безопасное место, энергия остается запертой в теле и в конечном счете приводит к симптомам травматического стресса.
Помогите ребенку выразить чувства — например, с помощью творчества: сочинения историй, фантазирования, игр с куклами. Не бойтесь экспериментировать и чутко прислушивайтесь к реакции, чтобы понять, что помогает ему лучше всего. Обращайте внимание, в какие моменты он явно испытывает чувство облегчения, выглядит спокойным и счастливым, готовым активно играть и общаться.
6. Почаще обнимайте ребенка, если он не против
Обнимая ребенка, качая его на коленях, гладя по голове, мы помогаем его нервной системе, истощенной хроническим стрессом, успокоиться. Важно внимательно следить за реакцией — если ребенок напрягается, ваши объятия ему явно неприятны. Если же он, напротив, спокоен и расслаблен, вы все делаете правильно.
7. Приободрите ребенка, помогите ему понять, что с ним происходит
Не лгите ребенку. Найдите способ честно объяснить, что произошло или происходит в данный момент. Например, если он переживает вынужденную разлуку с родителями и временно находится у вас, можно сказать: «С мамой и папой все хорошо, скоро ты снова их увидишь. А пока я буду рядом и позабочусь о тебе». Необходимо объяснить ребенку, что он ни в чем не виноват, что он важен и нужен. Иначе он может начать считать себя «плохим» и ничтожным из-за того, что ему тяжело и плохо. Важно говорить четко и ясно: «С тобой все будет в порядке», «Эти чувства пройдут», «Ты не один», «Ты ни в чем не виноват», «Ты этого ничем не заслужил».
Во всех нас от природы заложена потребность в общении и установлении связей с другими, и для благополучия важно ощущать себя в безопасности. Если по каким-то причинам ребенок этого ощущения лишился, нужно сделать все возможное, чтобы поскорее ему его вернуть.