Как ребенку научиться решать проблемы

Решение задач – одна из неотъемлемых составляющих школьного процесса обучения. В начальных классах дети решают простенькие арифметические задачи, потом наступает пора задач по алгебре и геометрии, физике, химии, биологии.

Почему важно научить школьника решать задачи?

Условия задач по разным предметам совершенно не похожи друг на друга, однако методы и приемы решения имеют много общего. И если ребенок не научится решать задачи по арифметике в младшей школе, он будет испытывать нарастающие сложности по мере перехода из класса в класс.

Проблемы с математическими задачами в младших классах – прямой путь к тому, что ребенок сопротивляется изучению точных наук в средней и старшей школе. Преподаватели и родители «записывают» таких учеников в гуманитарии и считают, что им «не дано» научиться решать задачи. А в учебниках написаны сухие формальные правила, которые никак не помогают и не мотивируют учащихся.

На самом деле, умение логически мыслить и решать задачи необходимо все ученикам, даже абсолютным гуманитариям. Без этого во взрослом возрасте невозможно решать даже простейшие бытовые вопросы – к примеру, посчитать количество стройматериалов для ремонта или пропорции ингредиентов при приготовлении блюд. А для программиста, инженера или управленца логическое и аналитическое мышление – неотъемлемая составляющая профессии.

Пошаговый алгоритм действий

Родителям необходимо ребенка учить решать задачи уже с первого класса, причем делать это надо в доброжелательной форме. Нельзя кричать, сердиться или решать задания вместо школьника, как бы вам этого не хотелось. Не ругайте ребенка за ошибки, ведь в процессе обучения они неизбежны, без этого невозможно научиться делать что-либо в принципе.

Функция родителей – объяснить условие задачи и алгоритм рассуждений, который позволяет получить ответ. Стоит сразу запастись терпением, просто не будет. Это кропотливая и длительная работа, за один раз даже самого талантливого ребенка невозможно научить решать задачи.

Шаг 1. Чтение условия

Умение читать условие и вникать в детали – обязательный навык для успешного решения задачи. Попросите ребенка прочитать условие вслух и задайте ему вопросы, чтобы убедиться в понимании текста. Если в задаче употребляются незнакомые понятия и формулировки, объясните их значения.

Особое внимание обратите на то, правильно ли ребенок понял вопрос. Зачастую сложности проистекают из того, что школьник путает математические понятия «больше в», «больше на» и прочие.

Шаг 2. Составление краткого описания

В школе детей учат составлять описание по определенным правилам, что вызывает у них сложности. Помимо того, что надо понять смысл задачи, школьник вынужден думать, как это записать в соответствии с требованиями учителя.

Значительно проще для ребенка нарисовать условие задачи. Графическая схема позволяет наглядно увидеть связи между элементами задачи и разобраться в условии. Очень часто алгоритм решения становится понятен ребенку уже на этом этапе.

Шаг 3. Поиск алгоритма решения

Наглядная графическая схема в большинстве случаев наталкивает школьника на правильный ход рассуждений. Но что делать, если этого не происходит? В этом случае попробуйте иллюстрировать задачу подручными предметами, разыграйте с ними сценку, задайте наводящие вопросы. Единого метода не существует, вам нужно будет найти подход к ребенку.

Схему решения нужно подробно записать и убедиться, что школьник понимает общий принцип. Тогда он сможет пользоваться в дальнейшем для аналогичных задач.

Шаг 4. Запись ответа

Ответ нужно формулировать полно и точно. Убедитесь, что ребенок отвечает именно на тот вопрос, который спрашивается в задаче. Если это не так, нужно вернуться на первый шаг и заново пройти всю цепочку.

Какие навыки необходимы для решения задач

Для нахождения ответа во многих задач нужно выполнить несколько действий. Убедитесь, что ребенок усвоил правила нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делителя, делимого. Он должен уметь вычислять эти данные на «автомате».

Чтобы сохранить мотивацию, проявите творческий подход. К примеру, замените груши и яблоки любимыми лакомствами ребенка, а поезда и катера – космическими кораблями.

Развитая логика и аналитическое мышление – помощники в решении задач. Обязательно решайте с ребенком логические задания, разгадывайте головоломки и ребусы, учите его анализировать окружающие предметы и явления.

Не все подростки могут своевременно определиться с выбором будущей профессии. Родители в силах помочь своему ребенку. Важно делать это деликатно, ненавязчиво, отойти от распространенных стереотипов.

Вячеслав Воскобович разработал десятки увлекательных игровых пособий для дошкольников, которые способствуют всестороннему развитию ребенка. Методика Воскобовича опирается на детскую фантазию , игры сопровождаются сказочным сюжетом.

Представьте, что ваш ребенок испытывает тревогу или чувствует себя подавленным. Что вы будете делать? Ощущая потребность помочь своему ребенку, многие родители стремятся решить его проблемы, но, по мнению психологов и авторов книги «Спокойные», это может негативно сказаться на способности ребенка справляться со сложными ситуациями в будущем. Именно поэтому очень важно научить ребенка самостоятельности.

Пошаговый подход к решению проблем

  1. Обозначаем проблему.
  2. Придумываем как можно больше вариантов решения.
  3. Анализируем последствия каждого из вариантов и ищем лучшее решение.
  4. Принимаем решение и действуем!
  5. Оцениваем, как все прошло, и пробуем другой вариант, если предыдущий не сработал.

«Для обретения уверенности в том, что проблемы преодолимы независимо от того, есть вы рядом или нет, ребенку нужно научиться решать их самому. Это не значит, что он не может просить других о помощи. Это один из вариантов решения многих проблем».

Обозначаем проблему

Придумываем как можно больше вариантов решения

Поначалу ребенку может быть сложно справиться с этой задачей, особенно если ранее он избегал этого. Цель родителей состоит в том, чтобы помочь ему научиться самостоятельно искать варианты решения проблемы. Поддерживайте любые идеи ребенка, даже если они не подходят и очевидно не будут работать.

Пример подсказки, если и после вопросов не получается найти идею: «Я знаю кое-кого, у кого была такая проблема, и он… Как думаешь, ты мог бы сделать что-нибудь подобное?»

«Способность придумать выход — любой — сама по себе достойна похвалы, и каждая идея заслуживает серьезного отношения. Факт, что ребенок думает о способах преодоления проблем и страхов, является очень важным».

Ищем лучшее решение

На данном этапе вашему ребенку предстоит выбрать наилучший вариант решения проблемы. Для этого по очереди рассмотрите каждый вариант из тех, что он придумал. Подумайте о том, насколько практичным и выполнимым является этот способ и что произойдет (в краткосрочной и долгосрочной перспективе), если вы выберете именно его.

Вот еще несколько вариантов вопросов, которые вы можете задать ему, чтобы помочь определиться: «Возможно ли это сделать?», «Получится ли это сделать?», «Есть ли что-нибудь, что помешает тебе это сделать?» Кроме того, авторы предлагают присвоить каждому варианту от 0 до 10 баллов, где 10 — отличный вариант, 5 — хороший, а 0 — не очень хороший.

«Постарайтесь не озвучивать собственное мнение и позвольте ребенку самому определить, насколько хорошо каждое решение. Главное, чтобы он был готов что-то пробовать».

Принимаем решение и действуем!

После того как ребенок выберет, на его взгляд, наиболее подходящий вариант решения проблемы, можно переходить к действиям. Убедитесь в том, что у ребенка есть все, что нужно для реализации плана. Предложите ему потренироваться или разыграть ситуацию по ролям. Если потребуется, привлеките к этому кого-то из родственников или друзей.

Оцениваем, как все прошло

Завершающий этап — подведение итогов. Ребенок опробовал один из вариантов решения проблемы и получил новый опыт. Важно подумать и оценить то, как все прошло. Вот несколько вопросов для анализа произошедшего, которые вы можете задать ребенку: «Что случилось?», «Как ты справился с ситуацией?», «Справился ли ты лучше, чем ожидал?», «Смог ли ты повлиять на ситуацию?», «Чему ты научился, реализовав свое решение?»

Если все прошло не так хорошо, как планировал ребенок, помогите ему определить, возможно ли будет в следующий раз выбрать другое решение и какое. Не важно, удачно все сложилось или нет, ребенок заслуживает похвалы за то, что предпринял попытку самостоятельно решить проблему.

По материалам книги «Спокойные». В ней вы найдете много практических советов о том, как помочь ребенку справиться с тревожностью и развить уверенность в себе

Я уверен, что сегодня на семинаре была поднята самая сложная тема, которая много лет существует в образовании – взаимодействие родителей и школ. Методики преподавания физики и химии по сравнению с этим – вполне простые и понятные вещи.

И говорю так, потому что я стал учителем в 70-е годы, а в это время у нас в Оренбургской области был очень популярен «Родительский всеобуч». И должен сказать, что занятия этого «Родительского всеобуча» в то время были очень востребованы, можно было, как говорят в таких случаях, «хоть билеты продавать» на эти занятия. Но эти занятия вели не учителя (учителя были организаторами), а на них приглашались специалисты. Тогда не было психологов, но были врачи, юристы и другие очень интересные и важные для родителей специалисты. Это был некий «интернет» того времени для родителей. То, что теперь родители ищут в интернете, они тогда находили на этих занятиях.

Поэтому я думаю, что затронутая сегодня тема важная и нужная, но не могу скрыть, что, когда Людмила Викторовна Золотницкая говорила о причинах отсутствия позитивного взаимодействия, мне как учителю захотелось начать спорить, рассказывать, какие мы – учителя – хорошие, что мы все правильно делаем. Но спорить не могу, потому что, к сожалению, и сам сталкиваюсь очень часто с тем, о чем говорила Людмила Викторовна.

И я полагаю, что кроме просвещения родителей, нам сегодня нужно серьезно думать о просвещении нас – учителей – по вопросам взаимодействия с родителями. Мне пришлось много времени быть директором школы-интерната для детей-сирот, и я как директор и как учитель научился обходиться без родительской помощи, но все равно это менее эффективно, чем когда школа объединяется с семьёй. Когда мы встречаемся с родителями, мы должны научиться решать на этих встречах не наши проблемы, не проблемы родителей, а нам вместе необходимо научиться решать проблемы ребенка, решение которых зависят и от школы, и от семьи.

Как говорится, «любое сравнение хромает», но я всё равно люблю приводить примеры, связанные с физикой. И всегда говорю, что изменить траекторию движения человека, находящегося внутри автомобиля, можно только изменив траекторию движения самого автомобиля, иначе невозможно. И точно так же влиять на траекторию развития ребенка, который находится внутри семьи, можно только учитывая траекторию развития самой семьи. Поэтому мы просто обязаны научиться учитывать траекторию, влиять на нее, помогать траектории развития самой семьи. И это суперсложная работа. Но только тогда мы сможем влиять на траекторию развития ребенка.

Каждый школьник должен научиться решать задачи самостоятельно. Известный математик Д. Пойя советует: «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Но это не значит, что нужно бездумно решать огромное количество задач. Полезнее выполнять немного заданий, но при этом само их решение должно содержать изучение структуры предложенных математических задач и выявление используемых общих методов и приемов.

Пока ребенок обучается в начальной школе, его надо научить выделять в задаче условие и вопрос. Условие — это то, что известно, а вопрос — это то, что надо найти. Затем в условии и вопросе Вы выделяете главные слова. Как правило, это действия: было, приехали, купили, подарили, осталось Но главными словами могут быть и, например, два ребенка (Маша и Миша, Петя и Сережа) или два предмета (магазины, ларьки, дома) На этом этапе важно, чтобы ребенок образно представил то, о чем говорится в задаче.

Затем надо показать ребенку смысл этих слов. Было, всего, купили, и, стало, на… больше — эти слова указывают на сложение. Продали, уехали, осталось, на… меньше — эти слова указывают на вычитание. Разложили, раздать, в … меньше — это деление. Если вопрос начинается со слов «На сколько…», то это указание на действие вычитания.

Некоторые учебники по математике оперируют терминами «часть» и «целое». Было, всего, стало — эти слова указывают на «целое», а остальные слова — на «часть». Зная об этом, Вашему маленькому ученику будет проще начертить схему к задаче.

Теперь, когда появилась схема, которая содержит условие и вопрос, подумайте вместе с ребенком: можно ли сразу ответить на поставленный вопрос, все ли нам известно для ответа на этот вопрос или что-то еще требуется узнать? Далее Вы помогаете ребенку выделить промежуточные вопросы в задаче. Ведь сколько ребенок вопросов найдет, столько и действий в этой задаче. Здесь важно обсудить, с помощью какого математического действия будете искать ответ на этот вопрос. Так составляется план решения задачи.

Особую роль в решении задач играет заключительный анализ решенной задачи, ребенку необходимо еще раз рассказать, как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое действие.

Предложите ребенку решить похожую задачу самостоятельно. Обсудите с ним, чем задачи похожи и чем отличаются. Как эти различия повлияли на решение задачи? Почему задачи решаются одинаково?

Попробуйте дать задачу, которая будет решаться иначе. Дайте ребенку возможность подумать, почему эта задача решается, например, сложением, когда две предыдущие Вы решали вычитанием.

Возникает вопрос, где взять «похожие» и «различные» задачи? Воспользуйтесь сборником задач , «2500 задач для начальной школы».

Уверена, что Ваши дети полюбят решать задачи. Успехов!

Проголосовали 236 человек

202
11
22
1
0

Войти через социальные сети:

Спасибо за статью, Ольга. Выделение «условия» и «вопроса» — базовые вещи. Занимаюсь с сыном решением задач на логику с 5 лет. Основная сложность, которую я замечал — неумение дробить задачу на несколько подзадач, в каждой из которых свои условия и свой вопрос. Когда сын научился это делать, все стало в разы проще.

Как я это вижу, научиться решать задачи — значит развить навык быстрого и правильного дробления ее на подзадачи и выбора оптимального метода нахождения ответа на каждый из вопросов. Развитие мышления нужно направлять именно в таком русле. Тогда в идеале и жизненные задачи и проблемы ребенок сможет решать по схожему алгоритму:
— оценил ситуацию: какие вопросы перед тобой стоят, исходные данные;
— прикинул возможные пути решения проблем;
— выбрал оптимальный;
— пошагово разобрался с каждым вопросом;
— проблема решена и можно уверенно двигаться дальше .

Математика — дело серьёзное!

А помните «Занимательную математику» Перельмана (а может не-Перельмана, не помню. ) ? Я так хочу найти для своих студентов ! У меня это самый любимый учебник был в детстве! Учиться можно интересно! Главное найти как!

Помним Занимательную математику» Перельмана — говорят, там в формате DjVu. Если именно «математика», а то ведь были еще алгебра, геометрия, физика, арифметика, и, говорят, биология и астрономия. И не-Перельман был, но не задержался как-то.

Оценка статьи: 4

А я почему-то просто обожала в моем пионерском детстве Правда моя дочь читала другое — всякие там квантовые механики и элегантные космосы. Не проняло ее про бассейны и сталкивающиеся поезда

А мне так геометрия нравилась перельмановская — с такими простыми военизированными задачками!

Нас, как учителей так и родителей, всегда интересует вопрос: как решить проблемы детей? В чем помочь им на пути?
На наш взгляд, решать проблемы детей совсем не обязательно, важно дать ребенку ключи для решения вопросов. Об этом много говорится у Макаренко, Ушинского, Толстого. Нам бы хотелось остановиться на опыте Марии Монтессори. Главное — предоставить ребенку самостоятельность в том возрасте, в котором она ему необходима и в том объеме, котором необходимо. Например, если ребенок долго не хочет сходить с рук мамы, значит, ребенку важна поддержка и защита мамы. Он не готов самостоятельно идти вперед. Если ребенок сам захотел идти в школу и там ему нравится, значит, он находится в своем пространстве. В этом случае ребенок готов самостоятельно решать вопросы. Пришел его возраст.
Родители часто задаются вопросом, в каком возрасте отдавать ребенка в школу в 6 или в 7 лет? Исходя из опыта многих родителей, детей и педагогов, считаем, что 7 лет наиболее благоприятный возраст, поскольку в этом возрасте идет формирование нового цикла. Однако вопрос о возрасте сугубо индивидуален.

Как родители наших учеников помогают детям ориентироваться в этом мире и решать вопросы?
Во-первых, не решают за детей, а предоставляют право выбора, рассказывая о возможных вариантах.
Во-вторых, важно дать ребенку морально-нравственную базу. Об этом мы с учениками много говорим на примерах детских произведений, на уроках литературы. Создаем в школе необычные ситуации из которых дети сами ищут выход.
В–третьих, поощряем право выбора и разбираем все произошедшие ситуации на круглом столе.
Школа и родители работают о одном направлении.
Дети быстро взрослеют, учась на собственном опыте, а мы, семейная школа, стараемся помогать тем, что не мешаем развиваться.

Познакомиться с нами вы можете в соцсетях:
А еще у нас уже открыт набор на новый учебный год 2019-2020.
Ждем детей в 1,2,3,4 классы!)

Наталья и Надежда, учителя школы “Ведунок”, участницы сообщества Разумное Человечество.