Математика и логика неотделимы друг от друга. Но только после того как малыш научится сравнивать и классифицировать предметы, он будет готов их складывать и вычитать.
преподаватель образовательного центра «Аристотель»
Один и много, несколько, по паре, больше, меньше и поровну, толще и тоньше, выше и ниже — все эти понятия помогают малышу не только узнавать новую информацию о логическом устройстве мира, но и структурировать ее, составляя его целостную картинку.
Понять их логику
Развитие мышления у детей условно можно разделить на три этапа: наглядно-действенный (потрогать, пощупать, попробовать «на зубок»), образно-действенный (соотнести, придумать) и словесно-логический (сравнить, проанализировать). Поэтому, приступая к освоению логики, не торопитесь запасаться всевозможными развивающими тетрадками и пособиями. Сначала используйте те возможности, которые не требуют никаких вложений, кроме вашего личного времени. Вскоре вы убедитесь, что большую часть логических понятий кроха усвоит очень быстро, между делом и как бы «на ходу».
Взрослея, малыш все время наблюдает за тем, что происходит, появляется и изменяется в его жизни: явления природы, предметы быта, настроение людей, поведение животных и т. п. В маленькой голове закономерно возникают вопросы: «Как?» и «Почему?». Терпеливо отвечайте на них и сами обращайте внимание ребенка на происходящие события. Спросите его: «Что будет, если. » («я уроню мячик», «…ты наступишь в лужу, «…снег принести домой» и т. п.). Пусть кроха даст свой вариант ответа, прежде чем вы озвучите правильный. Объясняйте самые простые явления, используя элементы логических рассуждений. Например: «Мы сейчас будем ложиться спать, потому что уже вечер и нам нужно отдыхать». Постепенно малыш начнет понимать, что у всего вокруг есть причина и следствие.
Всему свое время
В возрасте 1,5–2 лет ребенок может запомнить последовательность счета до 5 (а иногда и до 10), но цифры пока остаются неинформативными для него. Не стоит требовать от крохи решения даже самых простейших арифметических задач! А вот начинать знакомить его с логикой можно и нужно.
В раннем возрасте малыши познают мир через тактильное восприятие — с помощью ощущений. В этот период родители, играя с детьми, помогают им знакомиться с разными формами, цветами, материалами, звуками. Именно они должны объяснять, что мячик круглый и синий, колеса у машинки круглые и черные, игрушечный мишка мягкий, деревянный кубик твердый, а котенок живой и говорит «мяу». Годовалый малыш уже может различать некоторые геометрические фигуры (например, круг) и 3–4 цвета, а также сравнивать размеры (большой или маленький). С каждым годом он постигает все новые математические азы. В 2–2,5 года ребенок усваивает элементарные с взрослой точки зрения понятия (один — несколько), учится сравнивать (много — мало, далеко — близко, больше — меньше или одинаково), а в 3–4-летнем возрасте может выделять противоположные признаки (большой — маленький, высокий — низкий, узкий — широкий, холодный — горячий), находить сходный признак или лишний объект в одном логическом ряду, обобщать. И вот теперь он уже готов учиться количественному счету, знакомиться с цифрами и числами, а также с действиями с ними.
На прогулке предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается, значит, дерево толстое. Сравнивайте высоту деревьев, кустов и травы, пятиэтажных и высотных домов, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика, длину разных скамеек и т. п. Постепенно через игру малыш усвоит многие логические понятия.
Что под руку попало
Необязательно открывать книжку, чтобы попрактиковаться с крохой в логике! Делать это можно практически везде: на улице, в транспорте, на кухне, в ванной. Как? Очень просто. На прогулке обращайте внимание и считайте, загибая детские пальчики, красные машины, больших и маленьких собак, детей в колясках и бабушек с палочками. Дома, вынимая белье из стиральной машины, просите кроху подать столько прищепок, сколько футболок (носков, платков) вам нужно развесить. Накрывая на стол, поручите малышу разложить на нем необходимое количество ложек (вилок, салфеток).
Для занятий с детками раннего возраста «логической математикой» вам пригодятся и самые обыкновенные игрушки: мягкие книжки со страницами разной текстуры и развивающие книжки с наклейками, различные пирамидки и кубики, краски для рисования пальчиками, пластилин, геометрические конструкторы с крупными деталями, пазлы, разрезные картинки. А вот развивающие пособия по подготовке к школе, направленные на развитие внимания, памяти, воображения и математических представлений, а также счетный материал (палочки, карточки, счеты и т. п.) лучше всего использовать после 4 лет.
В возрасте от года до трех ребенок «мыслит руками», поэтому старайтесь всегда использовать принцип наглядности: «Смотри, папин ботинок большой, а твой ботиночек маленький. Хочешь проверить? Примерь!» Такие игры расширяют кругозор, развивают образное и пространственное мышление, умение сравнивать и обобщать.
Учимся мыслить
Главный принцип преподнесения малышу логического материала должен быть следующим: сначала — контрастные понятия (один — много, большой — маленький), затем — то, что «посередине» (несколько, средний).
Даже полуторагодовалый кроха имеет какое-то представление о понятиях «один — много» просто потому, что часто слышит от родителей («Как много народу сегодня в метро», «Ты один можешь этим заняться», «У тебя слишком много игрушек» и т. п.). Это знание осталось только закрепить: поставьте на стол одну машинку, а под стол («в гараж») еще четыре. Пусть малыш покажет вам, где находится одна машина, а где — много. Сначала старайтесь «работать» с реальными предметами (игрушки, яблоки, конфеты, прищепки, ложки и т. п.) и только затем переходите к картинкам (карточкам и книгам). Дело в том, что для маленького ребенка они — всего лишь символ. Разобраться с изображениями для него пока сложнее, чем с тем, что можно взять в руки и потрогать. Но ближе к трем годам малыш уже уверенно сможет показать вам, на каком рисунке изображена одна земляничка, а на какой — несколько.
Следующие логические понятия, с которыми нужно познакомить малыша, это «больше», «меньше» и «равно». Оптимальный возраст для этого — 2–2,5 года. Выложите перед ним одну машинку, два мячика и пять кубиков. Каких игрушек больше? Затем посадите за стол несколько кукол или мягких игрушек и дайте крохе в руки мешочек с конфетами. Предложите ему взять из пакета столько конфет, чтобы каждой игрушке досталось по конфете. Объясните ему, что для выполнения этого задания нужно брать по одной конфете и класть по очереди перед каждой игрушкой. В конце проверьте, все ли получили по конфете. Что еще можно делать? Во время купания, когда кроха играет с формочками, спросите его, в какую из них помещается большой объем воды, а в какую — маленький. Выбирая продукты в магазине, попросите ребенка сортировать в корзине пачки и пакетики: большие — справа, маленькие — слева.
Развитая логика — важное качество, которое пригодится в жизни в любом возрасте и позволит не попадать под чужое влияние, грамотно вести спор, видеть перспективные варианты развития событий. Вот почему необходимо изучать логику.
Лучший способ начать развивать логическое мышление — это играть с ребёнком в интеллектуальные игры: головоломки, ребусы, решать задачи по логике. Чем больше ребёнок выполнит таких заданий, тем лучше. Миссия родителя — вовремя «подкидывать» интересные задания и на первых порах направлять рассуждения ребёнка в правильное русло. Какими способами можно решать логические задачи?
Вам в помощь — список занятий, способствующих развитию логики у детей.
Круги Эйлера
Это задачи про два круга. У этих кругов есть какие-либо характеристики, например, красный и круглый. Даётся несколько вариантов ответа, из которых ребёнок должен выбрать подходящий под описание. Решение этих задач формирует у ребёнка операции сравнения и анализа, а также учит вычленять существенные признаки предметов.
Судоку
Известная японская головоломка, в которой ребёнку нужно умудриться не запутаться, а потому ему понадобится не только логика, но и внимательность. Начинать лучше с простых судоку 3*3, а после переходить к более сложным. Судоку прекрасно подходит для улучшения памяти.
Найди отличия
Одна из любимых игр детей как дошкольного возраста, так и младшеклассников. Это задачи, в которых ребёнку нужно сравнить две картинки и найти, чем они отличаются друг от друга. Игра развивает внимательность, умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.
Ребусы
Это увлекательное задание, в котором зашифрованы слова, фразы или целые предложения при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками. Ребусы развивают внимание, память.
Это загадки. Ответом на них будет слово, состоящее из двух, которые при объединении пересекаются не менее, чем в трёх буквах. Например, спрятал драгоценный камень под одеждой. Ответ: топазуха. Игра развивает способность строить логические цепочки и ассоциации к ним.
Магические квадраты
Это квадратные таблицы, построенные из чисел так, что суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и в каждой диагонали равны одному и тому же числу. Задачи с нестандартной записью всегда увлекают детей. Так ребёнок не просто находит решение, но и развивает внимательность, зрительную память и пространственное мышление.
Логогрифы
Загадки, в которых новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слова, например: пара — парта, кран — экран. Тренируют сообразительность, логическое мышление.
Логические задачи
Как положить спички нужным образом, переправить животных на другой берег или узнать, что лежит в коробке? Решая задачи на логику, ребёнок становится настоящим детективом, учится нестандартно мыслить.
Футошики
Японская игра, цель которой заполнить сетку 5 x 5 числами от 1 до 5, используя их однократно в строке и столбце и следуя указанным символам больше / меньше. Есть только одно верное решение, достигаемое исключительно с помощью логики и ясного мышления. Игра заставит думать, просчитывать ходы, тренировать логику.
Кроссворд
Это словесная головоломка, которая чрезвычайно полезна для улучшения словарного запаса. Она развивает и логику. Ребёнок должен заполнить пронумерованную сетку с подсказками: от названий фигур, названий продуктов до названий мультфильмов.
Кубик Рубика
Доступный способ попрактиковаться в логике и решении задач. Есть множество онлайн-уроков на тему, как научить вашего ребёнка собирать кубик Рубика. Постоянно переставляя его в соответствии с правильным цветовым узором, школьник учится визуализации, оттачивает свою память и ловкость рук.
Крестики-нолики
Это простая игра, требующая применения простой логики, и в неё могут играть дети любого возраста. Игра ведётся по сетке, есть два игрока X и O, цель — поставить 3 своих знака рядом на одной линии. Это просто и увлекательно!
Обратный поиск слов
Это головоломка с поиском слова, которая решается в обратном порядке. Ребёнку предоставляется в основном пустая сетка и список слов, в котором только первая буква слова помещается в случайном порядке.
Поиск в обратном направлении способствует развитию критического мышления и оттачивает у детей навыки поиска решения.
Почему необходимо изучать логику?
Считаем преимущества решения головоломок для развития логики у детей.
Укрепляет навыки критического мышления.
Способствует решению проблем и развитию устойчивости.
Помогает детям отвлечься от напряженного графика.
Делает сложные конструкции лёгкими и интересными.
Учит детей разбирать сложные математические концепции.
Способствует нестандартному мышлению, логическому анализу.
Вопрос, как ребёнка научить решать задачи, требует погружения в тему. После того как ребёнок освоил различные игры, можно переходить к решению логических задач посложнее. Например, к задачам на истинность утверждений, на сопоставление «кто есть кто», на работу с множествами и т. д. Способ решения задачи зависит от её типа. Достаточно объяснить простые алгоритмы решения разных типов задач, чтобы ребёнок стал их «щёлкать» как орешки. Как решать задачи на логику? Общий алгоритм действий таков:
1. Читаем условие задачи внимательно. Разбираем всё, что ребёнку непонятно.
2. Ещё более внимательно читаем вопрос. Что нужно в конце концов определить?
3. Делаем запись условия задачи. Выписываем всё: что дано и что нужно найти. Прям как на уроке математики.
4. Визуализируем условие в виде чертежа, схемы или таблицы. Это действительно облегчает понимание смысла задачи и подсказывает, как её решить. Например, для понимания задачи на определение множества — чертим круги Эйлера (уже знакомые по играм предыдущего этапа) и область их пересечения.
5. Выбираем способ решения. Как только разобрались с условием, становится легче определиться со способом ее решения. В примере с кругами Эйлера, ответ вообще лежит на поверхности, а точнее на её рисунке, каким бы запутанным не было условие. Чтобы легко и быстро определять тип задачи и подбирать подходящий способ решения, нужно регулярно практиковаться и развивать способности.
6. Записываем подробное решение. Оно должно отражать всю последовательность действий, то есть должна быть понятна логика решения. Так ребёнок сможет запомнить алгоритм и пользоваться им в дальнейшем.
7. Формулируем ответ. Это должен быть полный и точный ответ на вопрос, заданный в условиях задачи на логику.
Рассказом Светланы Нечепаевой о том, что такое логическое мышление, поделился портал Растимдетей.рф.
Логическое мышление
Логическое мышление является мыслительным процессом, когда человек пользуется логическими понятиями и конструкциями, чтобы получить обоснованный вывод из определенных предпосылок. При таком мышлении ищутся и предоставляются доказательства, формулируются рассуждения, строятся причинно-следственные связи.
Логическое рассуждение заставляет человека сомневаться, доказывать, искать подтверждение своим суждениям. Если какие-то сведения принимаются без всякого анализа и на их основе делаются выводы – это плохо. Если не мыслить логически, можно превратиться в педантичного исполнителя, не способного к самостоятельным рассуждениям. Способность мыслить логически важно развивать с самого детства.
Виды мышления
Специалисты сегодня выделяют следующие виды мышления:
- словесно-логическое;
- наглядно-образное;
- наглядно-действенное.
К началу обучения в школе у ребенка особенно развитыми оказываются два последних вида мышления. Чтобы во всей полноте воспринимать информацию от взрослых, детям нужно видеть то, о чем идет речь. Важно почувствовать, пощупать, потрогать. В возрасте 6–7 лет у детей в достаточной мере присутствует наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. При этом словесно-логическое мышление у него пока развито слабо. Так что родителям следует предпринимать усилия на то, чтобы развить именно его.
Обучая ребят в начальных классах, учителя используют образы, картинки, карточки, предметы, наглядные пособия – все это позволяет им выполнять все необходимые упражнения. Постепенно ребенок меняется, у него проходит потребность все потрогать руками, его логическое мышление развивается.
К тому же, педагоги применяют на уроках системно-деятельностный подход – в результате ребенок постоянно чем-то занят и привлечен к словесно-логическому мышлению. Родителям также стоит учить школьников делать выводы. Так, когда ребенок пощупал, понюхал, потрогал, разложил по полочкам, важно сказать ему, для чего он это сделал. Важно словами обозначить цель и результат.
Мыслительные операции
В процессе логического мышления происходят операции, которые необходимы ребенку для успешной учебы. В этом значимую роль играют родители, когда не отмахиваются от многочисленных детских вопросов, а отвечают на них. Если этого не делать, развитие логического мышления ребенка затормозится, он просто будет выполнять требования взрослых из страха, желания угодить либо получить вознаграждение.
Некоторые дети не задают вопросов просто потому, что от природы довольно молчаливы. При этом их все интересует, они ищут информацию сами: в книгах или интернете. Это также свидетельствует о развитии логического мышления. В этом случае взрослым нужно обратить внимание на то, что именно ребенок читает и какие картинки смотрит. К слову, если это оказались изображения эротического характера – не стоит пугаться, важно не заострять на этом внимание, этот этап пройдет. Родителям нужно подготовить детей к восприятию более сложной образовательной информации.
Задачи для родителей
Родителям необходимо научить ребенка определять признаки предметов и явлений. Можно просто просить их характеризовать происходящее словами. Например, вчера был снег. Попросите ребенка описать, что именно происходило на улице. Пусть он сосредоточится не на своих чувствах, а на внешнем мире. Он запечатлеет факты, а потом сделает вывод. Так у него будет развиваться умение логически мыслить и рассуждать. Важно все это произносить вслух, поскольку мысли и речь тесно связаны. Также необходимо научить ребенка ориентироваться во времени, понимать последовательность действий.
Логическое мышление развивается и благодаря сравнению объектов. Полезно просить ребенка находить сходства и отличия разных предметов. Кроме того, для развития мышления чрезвычайно полезны книги: надо читать и обсуждать прочитанное, задавать детям вопросы. В этом случае главное будет не в том, чтобы прийти к общему мнению, а в том, чтобы ребенок научился четко формулировать свою позицию и аргументировать ее. Так дети научатся выделять главное из потока информации и делать выводы. Ребенку нужно предоставить возможность удостовериться в его правоте либо неправоте.
Кроме того, ребенку важно научиться ориентироваться в пространстве. Поэтому необходимо вместе с ним изучить путь до школы, понять, где можно ходить, а где не стоит. Это обезопасит его и разовьет пространственно-временное восприятие.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, как помочь школьнику не переживать из-за плохих оценок.
Что такое логика? Говоря предельно кратко – это навык правильного мышления и рассуждения. Поэтому нужно понять, что логические умозаключения – это операции, в ходе которых человек делает выводы и принимает решения, ссылаясь на конкретные факты и знания.
С помощью логического мышления люди оценивают разные ситуации, выбирая самое главное из имеющейся информации. Логика учит искать связь между событиями, собирая все факты в одно целое. С помощью логического мышления человек каждый день решает десятки задач: от трудных производственных операций до выбора макарон в магазине.
Но существует противоречие. Несмотря на то, что умение логически мыслить необходимо всем, всегда и везде, некоторые не могут делать это на должном уровне. И из-за этого совершают ошибки, даже не зная об этом. Чтобы таких ошибок не было, логику нужно упражнять и развивать. Если каждые день делать несколько небольших упражнений, которые способствуют совершенствованию логических умозаключений, то и дети, и взрослые скоро заметят у себя большой прогресс.
Специфика мышления ребёнка в разном возрасте
Мама и папа должны знать, как развить логическое мышление у ребёнка. До того, как малыш достигнет пятилетнего возраста, трудно разговаривать о логике у ребёнка, так как в этот период она лишь начинает формироваться. Но сторонники форсированного развития предлагают большое разнообразие задачек, которые направлены на укрепление логического мышления у детей.
Маленькие ребятишки 6-7 лет более склонны думать образами. Если родители хотят упражнять логику сына или дочери до похода в учебное заведение, нужно научиться визуализации и формировать наглядные образы.
Когда малыш становится школьником, у него создаются мысли на уровне слов и абстракций. Если словесная логика неважно развивается, то у ученика могут возникнуть проблемы с формулированием устных рассказов, ошибки в изучении и выделении самого важного. Базовые задания для учеников младших классов – это упражнения, с помощью которых дети учатся систематизировать и сортировать слова по какому-либо фактору. Также не следует забывать о математических задачках. Затем следует улучшать словесные логические умозаключения с помощью задач, где нужно пользоваться индуктивными, дедуктивными и традуктивными способами. Обычно в школах есть данные тренировки, но маме с папой необходимо работать с малышом, потому что из-за плохо развитой логики у ребёнка может возникнуть проблемы в обучении, ему будет трудно воспринимать любой учебный материал. Из этого следует, что развитие логического мышления школьников – это основа учебной методики, из которой формируется интеллектуально полноценный человек.
Необходимость развития логического мышления
Логика – особый вид мышления. Она функционирует с помощью правил, логических конструкций, законов и понятий. Логика может быть полезна не только для понимания точных наук, но и в любой сфере человеческой жизни, где нужно проанализировать информацию и принять правильное решение. Также логика является одним из основных критериев оценки коэффициента интеллекта.
Логическое мышление позволяет делать выводы более обоснованными и верными, способствует лучшему изложению мыслей в тексте и на публичных выступлениях. Логика помогает меньше ошибаться и лучше видеть ошибки других людей.
Как развивать логическое мышление ребёнка с помощью игрушек?
Существует много методов развития логики. Один из них – игра. Именно игрой обычно занимается ребенок. С помощью игры создаётся цепочка логических связей, происходит развитие ребенка как личности, формируется его характер. Такие игры способствуют развитию логики у детей 5-6 лет. Среди игр, развивающих логические умозаключения, можно выделить:
- Кубики разных цветов и из разного материала. Из них ваш сын или дочь строит различные здания. Благодаря им дети изучают цвета и развивают активность рук.
- Мозаика содействует усвоению таких терминов, как «полностью» и «частичка».
- Игрушки на сортировку толкают к освоению слов «большой» и «маленький». С их помощью ребёнок узнает про геометрические фигуры, их сопоставление (круг не поместится в квадрат).
- Конструкторы – это истинный клад для улучшения логических умозаключений и интеллектуальных действий в целом.
- Занятия с веревочками развивают моторику пальцев. В свою очередь, это улучшает и закрепляет логические связи.
- Лабиринты – отличная тренировка для логики. Различные загадки, которые соответствуют возрасту малыша, способны превратить обычное обучение в настоящую игру.
Бытовые способы развития логики у детей
Необходимо пользоваться обычными жизненными ситуациями, чтобы развивать логическое мышление у младших школьников. В супермаркете спросите у сына или дочери про соотношение цен. Узнайте его мнение по поводу того, почему большая упаковка стоит дороже, чем маленькая. Пусть ребенок заметит, что продукт может быть разных видов: в упаковке и взвешенный. В больнице объясните логические связи между бактериями, вирусами и болезнями, скажите, как люди заражаются. Отлично, если ваша история подкрепится картинками или рисунками. На почте объясните правила наполнения строк на конверте. В идеале, отправьте письмо сами себе домой, когда будете в отъезде. Выходя с ребёнком погулять, разговоритесь с ним об окружающем мире. Объясните слова «завтра», «в будущем», «скоро», «в прошлом году» и остальные термины, обозначающие время, ведь именно на них основана логичность. Загадывайте занимательные задачки, пока ждёте кого-нибудь. Сыграйте с сыном или дочерью в антонимию и синонимию. Если мама с папой смогут развить логику у детей 8 лет, то у них получится сделать из ребенка креативную и интеллектуально сильную личность. Только необходимо системно и регулярно выполнять вышеуказанные требования. Лишь в этом случае ваши дети достигнут нужного результата. Однако зачастую изучение таких простых способов не даётся ребёнку из-за несформированного логического мышления. Получается замкнутый круг. Тогда на помощь приходят специальные курсы.
Как часто вы сталкивались с фразами «Думай логически!», «Включи логику» и т.п.? Наверняка, не единожды. И хотя в школьном расписании логика как предмет отсутствует, тем не менее, с определенного возраста мы начинаем понимать, чего от нас ждут: последовательности, анализа и четкости. Согласитесь, умение мыслить логически весьма полезно: если вы можете не просто собрать факты, но и проанализировать их, привести нужные аргументы и сделать выводы, это помогает в любом возрасте принимать обоснованные решения, осознавать последствия своих действий и думать на несколько шагов вперед. Так почему бы такие полезные навыки не прививать с детства, тем более что сейчас для этого есть масса возможностей!
Современные развивающие игры позволяют тренировать логику с самого раннего возраста. Согласитесь: чем раньше малыш начнет не просто накапливать знания, но и учиться их применять по назначению, тем быстрее и качественнее будет протекать развитие речевой активности и мышления, что в последующем благотворно скажется на усвоении новой, более сложной информации.
Железный аргумент в пользу развития логики
Тренируя логику с раннего детства, ваш ребенок учится не просто поглощать поступающую информацию, а устанавливать причинно-следственные связи. Это очень важно, так как на современного человека с каждым днем обрушиваются горы информации, которая зачастую оказывается изменчивой и постоянно обновляющейся. Сейчас уже не так важен общий объем знаний, куда важнее умение извлекать из всего потока нужную информацию, анализировать ее и делать правильные выводы. Как таковые фундаментальные знания теряют свою привлекательность в плане накопления и заучивания по той простой причине, что с развитием Интернета можно получить доступ к необходимой информации за несколько кликов. Иначе говоря, нужно научить малыша не просто бездумно заучивать; нужно научить его думать, т.е. не просто принимать на веру, а сравнивать, анализировать и делать правильные выводы.
Мыслители и ученые в любые времена отличались, в первую очередь, не набором знаний и количеством выученных языков, а умением сопоставлять факты, экспериментировать, понимать, что является причиной, а что – следствием и извлекать из этого пользу. Благодаря этому мир получил новые открытия, нужные изобретения и развитие научно-технического прогресса. И даже если вы пока не «видите» своего малыша великим ученым, развивать логику стоит уже сейчас: умение отстаивать собственную позицию и выходить победителем в любой дискуссии полезно даже в бытовых вопросах.
Родителям не стоит опасаться, что тренировка логики может оказаться для малыша слишком сложным и тяжелым занятием. Впервые заниматься логическими построениями ребенок начинает сам, когда знакомится с окружающим миром – предметами, объектами и явлениями. Изучая то, что происходит вокруг него, ребенок учится отличать предметы друг от друга, распознавать их свойства и определять физические закономерности. Позднее малыш переходит на этап выявления взаимосвязей между причиной и следствием: например, нельзя играть со спичками, потому что можно обжечься. Задача родителей – помогать малышу, предлагая ему интересные и полезные для развития игры, с помощью которых он сможет освоить различные логические приемы.
Детские игры, взрослые приемы
Среди различных развивающих игр есть замечательная игра – тренажер логики «Курочки-наседки». Она идеально подходит для детей самого разного возраста. Яркая, симпатичная, с большим количеством заданий – такое времяпровождение вряд ли наскучит вашему любознательному малышу!
Смешные курицы-наседки помогут ребенку освоить такие логические приемы, как анализ, сравнение, обобщение и другие. Несмотря на то, что эти понятия звучат совсем не по-детски, малышу не составит никакого труда научиться применять их по назначению. А как иначе? Ведь для того чтобы помочь каждой наседке найти свое яйцо, малышу понадобится выяснить, где чьи яйца; определить, какой путь к яйцу будет оптимальным, а какой – только отдалит наседку от потерянного «сокровища»; понять, что в целом представляет собой игровое поле и как на нем могут функционировать несколько объектов. В игре целых 48 заданий, благодаря чему курочки-наседки каждый раз смогут предложить малышу что-то новое. Кстати, к каждому заданию прилагаются ответы, и если ребенок в какой-то момент не сможет сам сориентироваться, предложите ему подсказку. Самое главное, делать подсказки тактично и в доброжелательной форме: это поможет ребенку в дальнейшем не бояться пробовать что-то новое и совершать ошибки. Ошибаться свойственно всем; важно научиться не бояться ошибок и продолжать поиски и правильные пути решения.