Дыхание — это основа звучащей речи. Плавность и связность речи во многом зависит от умения правильно дышать во время разговора. Умение контролировать вдох и выдох определяют произношение отдельных звуков и их сочетаний, громкость голоса и необходимые интонации. Многие расстройства речи связаны, в том числе с дыхательными расстройствами, вот почему логопеды рекомендуют обязательно уделять внимание этому аспекту. Специалисты детского отделения «СМ-Клиника» в Москве проводят индивидуальные и групповые занятия по постановке правильного речевого дыхания у дошкольников и детей школьного возраста при его нарушениях.
Преимущества постановки правильного дыхания у детей
Логопеды детского отделения «СМ-Клиника» помогут каждому ребенку с нарушением речевого дыхания и сопутствующими проблемами. Специалисты не только подберут и организуют соответствующие упражнения, но и научат родителей, как проводить похожие тренировки в домашних условиях. Регулярные занятия помогут:
- быстрее начать активно разговаривать (запустить речь);
- увеличить количество слов, которые ребенок может произнести на одном выдохе;
- избавиться от дефектов артикуляции;
- сформировать плавную, четкую речь без пауз и запинок;
- научить малыша правильной интонации;
- скоординировать речь, дыхание и движения.
Со временем правильное дыхание, равно как и артикуляция, будут доведены до автоматизма, как это происходит у взрослых.
Помните, речевые нарушения, в том числе и связанные с дыханием, могут негативным образом сказаться на школьных успехах ребенка. Если у вашего малыша есть проблемы с речью, не откладывайте визит к специалисту. Полноценная диагностика и комплексная коррекция в стенах центр «СМ-Клиника» поможет справиться с большинством нарушений. Записывайтесь на прием по телефону или через сайт.
Особенности речевого дыхания у дошкольников
Развитие речевого дыхания у детей, равно как и развитие самой речи происходит постепенно. В дошкольном возрасте чередование вдоха и выдоха во время разговора имеет свои особенности:
- относительная слабость вдоха и выдоха за счет незрелости дыхательного аппарата; в результате нередко ребенок не может закончить длинную фразу, не вдохнув; ситуация усугубляется при частых респираторных заболеваниях;
- неумение распределить выдыхаемый воздух; эта особенность хорошо заметна у малышей, которые только недавно начали говорить: громко и четко начав свою фразу, они заканчивают ее очень тихо или не заканчивают вовсе;
- выраженные паузы в речи из-за необходимости сделать вдох;
- искажение отдельных звуков за счет неправильного выдоха или произнесения их на вдохе.
Как нужно правильно дышать
Формирование речевого дыхания — один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим речевые нарушения.
Нередко родители не уделяют внимание дыханию во время разговора, поскольку они общаются с малышом постоянно и просто привыкают к особенностям его речи. Между тем, если научить ребенка контролю за вдохом и выдохом, его будет намного проще понять, а многие дефекты исчезнут.
Критерии качества речевого дыхания определяются количеством слов, который может сказать малыш на одном выдохе. В среднем, оно должно соответствовать количеству прожитых лет, т.е. для трехлетки нормально успеть произнести фразу из 2-3 слов, а к 7 годам норма составляет 6-7 слов. Кроме того, учитываются следующие критерии:
- короткий вдох осуществляется через нос, а плавный выдох – через рот;
- воздух полностью выдыхается, после чего следует пауза в 2-3 секунды;
- процесс является контролируемым.
Занятия, направленные на развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста, помогают сформировать умение плавно выдыхать воздух и таким образом устранить различные речевые дефекты.
Эксперт рассказывает родителям, как влияет дыхание на здоровье ребенка и какие упражнения помогут наладить этот процесс.
Фото: Vostock Photo
«Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу» — гласит индийская пословица. Казалось бы, что может быть более естественным, чем дыхание? Вдох-выдох — ничего сложного в этом процессе нет. Но на самом деле правильно дышать умеют не все, а это влечет за собой множество проблем со здоровьем, начиная от кариеса и простуды и заканчивая деформацией челюстей.
Ольга Тофиковна Легостаева, старший логопед «Реабилитационного центра развития речи», специалист высшей категории, рассказала «Летидору», что такое правильное дыхание, как определить, что ребенок вдыхает воздух не так, как надо, на что это влияет и какие упражнения помогут научиться правильному дыханию.
Ольга Тофиковна Легостаева
Дыхательный аппарат осуществляет две функции: газообмен и голосообразование (фонация).
Легкие доставляют в организм кислород и выводят углекислый газ. Воздухообмен в легких достигается при помощи дыхательных движений: вдоха и выдоха. Дыхательные мышцы, то напрягаясь, то расслабляясь, расширяют и сужают туловище. Грудная клетка увеличивается и уменьшается в объеме. Легкие, заключенные в грудную клетку, следуют за ее движениями, всасывая и выталкивая воздух.
Входящий и выходящий воздух в определенном порядке проходит нос, носоглотку, трубчатую перемычку между носом и гортанью.
В регуляции дыхания в области верхних дыхательных путей принимают участие следующие мышцы:
• лицевые, оказывающие воздействие на форму и функцию носа;
• группа мышц, образующая стенку носоглотки, и все близлежащие мышцы языка и челюсти.
Правильные дыхательные движения
Во время вдоха дыхательные мышцы напрягаются, туловище расширяется в области талии и сужается при выдохе, когда эти мышцы расслабляются. При нормальном расположении ребер происходит небольшое смещение грудной клетки во время дыхания. При вдохе — незначительно расширяется в горизонтальном направлении, при выдохе — возвращается в исходное положение.
Правильное дыхание не должно сопровождаться подъемом и опусканием грудной клетки.
Через трахею легкие соединяются с внешней средой. При вдохе легкие расширяются, подобно резиновому шару, напрягаясь и наполняясь воздухом. При выдохе дыхательные мышцы расслабляются и воздух выталкивается наружу.
Таким образом, процесс дыхания состоит из напряжения дыхательных мышц (и легких), расслабления мышц и легких, фазы задержки дыхания.
Как правило, дыхание происходит через нос, поток воздуха при этом регулируется в верхней носоглотке на всем ее протяжении. Исключение составляет дыхание при речи и пении, когда дышат ртом и регуляция дыхания осуществляется в верхней части носоглотки.
Типы дыхания
Существует три основных типа дыхания:
При ключичном типе дыхания поднимаются плечевой пояс и верхние ребра, расширяется преимущественно верхняя часть грудной клетки.
При грудном типе дыхания грудная клетка расширяется вперед и в стороны.
Диафрагмальный тип дыхания считается самым глубоким и наиболее сильным. Нижние ребра при этом типе дыхания расширяют нижний отдел грудной клетки, значительно опуская диафрагму во время глубокого вдоха.
При диафрагмальном типе дыхания достигаются экономия мышечной силы, больший объем воздуха и большая пластичность дыхательных движений.
Поэтому диафрагмальное дыхание считается наиболее адекватным для речи и пения.
Неправильные дыхательные движения
Неправильное дыхание характеризуется работой мышц плечевого пояса, подъемом грудной клетки на вдохе и опусканием на выдохе. Такие дыхательные движения легко определить по подъему-опусканию ключиц. В тяжелых случаях нарушения дыхания в процесс вовлекаются мышцы шеи, затылка и даже позвоночника.
Нарушение регуляции дыхания определяется по расширению нижней части носа.
При таком дыхании нос со временем расширяется, крылья становятся более жесткими и толстыми, расширяются сосуды кожи (это и является признаком плохого снабжения кровью «неработающей» ткани).
Любые нарушения строения позвоночника отрицательно сказываются на органах и мускулатуре грудной клетки, а также на органах дыхания.
Довольно часто вследствие заболеваний верхних дыхательных путей, наличия аденоидов, врожденных дефектов носа и т.д. людям приходится дышать ртом. В этом случае воздух сразу оказывается в легких, не согреваясь и не увлажняясь, что может привести к простудным заболеваниям. Также в этом случае в организм попадают частички пыли и другие нежелательные загрязнения.
Одним из побочных эффектов дыхания ртом является чрезмерная сухость в ротовой полости, а сухая среда является благоприятной для размножения болезнетворных бактерии (слюна в этом случае не вымывает микроорганизмы).
Поэтому люди с нарушениями носового дыхания чаще страдают кариесом и воспалениями десен.
Также ротовое дыхание приводит к проблемам со сном и даже к деформации челюстей.
Упражнения для формирования правильного дыхания
Чтобы научиться правильно дышать, рекомендуется выполнять следующие упражнения:
Дышать носом так, чтобы возникало ощущение, как будто воздух проходит в нем от начала до конца. Спина прямая, руки свободно висят вдоль туловища.
В положении лежа сделать вдох носом так, чтобы живот поднялся вверх, грудная клетка неподвижна, спокойно выдохнуть через слегка раскрытые губы.
Стоять прямо, держа в опущенных руках палку, затем сделать вдох носом, поднять палку над головой, сделать паузу, задержав дыхание. На выдохе опустить палку на затылочную часть шеи.
Стоять прямо, руки держать за спиной так, чтобы одна рука охватывала другую. Вдох — живот вперед — пауза на счет 1-2-выдох — живот подтянуть. Плевой пояс не двигается.
Стоя прямо, вдохнуть, поднимаясь на пальцы ног. Затем задержать дыхание, упереться руками в бока. Медленно выдыхая, присесть, задержаться на несколько секунд в этом положении, подняться и встать на всю ступню.
В каком возрасте ребенок начинает самостоятельно сморкаться, как его научить, что делать если заложен нос, но признаков ОРВИ нет? Такие вопросы часто задают мамочки на приеме у врача — оториноларинголога.
Ответы на них в статье Юлии Геннадьевны Сальковой, врача — оториноларинголога КГБУЗ «ККЦОМД № 2».
Я акцентирую сразу — хочу донести до родителей — насморк лечится не только лекарствами! Элементарная эвакуация должна быть непременно. Никакое волшебное средство в виде капель или спрея не проникнет до слизистой носа через слой слизи. Зачастую мамы приходят на жалобы, что ребенок не дышит носом. Температуры нет, общее состояние удовлетворительное, вот только нос. Не дышит. При осмотре в носовых ходах обильное слизистое отделяемое. После сбора анамнеза, задаю вопрос когда ребенок высмаркивался? Мама отвечает, что сегодня ещё не высмаркивался. И вообще он не хочет. Не умеет и т.д. О чем это говорит? Мамы сами не умеют высмаркивать ребенка, соответственно научить малыша делать это самостоятельно не могут. И бывает так, что не только у младенца мать не удаляет содержимое носа, а и ребенка постарше.
Не единичный случай из практики. На приеме я попросила, чтобы ребенок высморкался для проведения риноскопии. Мама взяла салфетку и зажала 2 ноздри., но из этого ничего не вышло. Вобщем ребенок в 4 года не умеет сморкаться.
Расскажу несколько приёмов — игр, как научить ребенка сморкаться.
С 9 -12 месяцев уже можно поиграть в «ёжиков»
Любознательный ежик Покажите малышу ежика (на картинке или игрушечного). Расскажите, что ежата очень любопытны и умеют весело фыркать носиком, покажите, как это они делают, и попросите ребенка повторить.
Паровозик с носиком Пусть малыш представит, что он – паровозик, а его маленький носик – это труба у паровозика. Попеременно прикрывайте ноздри, пускай он погудит каждой из них.
Сдувание самолетиков Вам необходимо будет сделать квадратики из красочных фантиков и бумаг, расположить их на ладошке и попросить малыша сдуть их носиком. После попросите ребенка набрать в рот воздух, закройте одну ноздрю и затем сдуйте самолетики. Не забудьте показывать все это на личном примере.
Сдувание пены Можно проводить обучение и во время купания. Например, показать малышу, как можно сдувать носом мыльную пену. Обычно, эта игра очень забавляет малышей. Можно провести небольшое соревнование, какая ноздря сможет сдуть дальше или сильнее.
Облака Возьмите небольшой кусочек ваты, положите на стол и покажите ребенку как Вы заставляете ее двигаться при помощи выдыхаемого через нос воздуха (представив, что это облачко, так ребенку будет веселее играть).
Задача всех этих игр состоит в приобретении ребенка навыков выдувать воздух носом, что и происходит как раз во время сморкания. Если регулярно повторять данные упражнения, 1-2 раза в день, ваш малыш постепенно научится правильно дышать носом и следующий насморк уже будет протекать намного легче. Если ребенок заболеет, нужно просто попросить вспомнить, как он играл в ёжика или паровозик и повторить это действие, предварительно воспользовавшись платочком. Будьте здоровы!
Спокойное (успокаивающее) дыхание – это техника, используемая детьми (и взрослыми), пребывающими в состоянии стресса и тревоги, для замедления своего дыхания и, соответственно, успокоения.
Почему спокойное дыхание так важно?
Когда ребенок испытывает тревогу, его дыхание изменяется. Когда мы тревожимся, то склонны делать короткие, быстрые, неглубокие вдохи и выдохи и перенасыщать легкие кислородом.
- Такой тип тревожного дыхания способен еще больше усиливать чувство тревоги.
- Глубокое и спокойное дыхание может снизить уровень тревоги ребенка и дать ему ощущение контроля над собой.
- Успокаивающее дыхание это отличный портативный инструмент, который ваш ребенок может использовать при начальных признаках появления тревоги, особенно в тех ситуациях, когда вас нет рядом, чтобы помочь и успокоить его.
Что нужно делать
Шаг 1. Объясните ребенку, что такое спокойное дыхание
Спокойное дыхание ваш ребенок может использовать в любом месте, в любое время. Окружающие, скорее всего, даже не заметят, что он применяет эту технику для выхода из стрессового или тревожного состояния. Детям старшего возраста и подросткам можно объяснить, что короткие быстрые вдохи и выдохи лишь усиливают тревогу (учащается сердцебиение, может начаться головокружение или головная боль), а спокойное дыхание приводит к замедлению частоты вдохов и выдохов и в результате – к успокоению.
Шаг 2. Обучите ребенка технике спокойного дыхания
- Нужно сделать медленный вдох через нос (в течение около четырех секунд).
- Задержать дыхание на одну или две секунды.
- Потом медленно выдохнуть через рот (в течение примерно четырех секунд).
- Подождать 2–3 секунды, а затем сделать еще один вдох (для подростков промежуток между вдохами должен составлять примерно 5–7 секунд).
- Необходимо сделать от 5 до 10-ти таких вдохов и выдохов.
А. Для маленьких детей: метод «мыльных пузырей»
Метод «мыльных пузырей» – это забавный способ научить маленького ребенка спокойно дышать. Приобретите специальную жидкость для получения мыльных пузырей и научите малыша надувать их. Дыхание, которое он при этом будет использовать, такое же, как то, которое характерно для успокаивающего дыхания. Просто убедитесь, что ваш ребенок делает паузу на 1–2 секунды перед надуванием следующего пузыря. Затем практикуйте это дыхание уже без использования мыльных пузырей.
Совет родителям: хотя «надувание пузырей» – отличный способ практиковать технику спокойного дыхания, важно напоминать ребенку о том, что он делает это для того, чтобы научиться дышать спокойно. Другими словами, не просто просите ребенка надувать мыльные пузыри, а объясняйте ему, что эта дыхательная техника используется, чтобы помочь ему справляться с волнением и тревогой.
Инструктаж ребенка: «Сегодня мы будем практиковать новый навык под названием «спокойное дыхание». Это такой полезный инструмент, который ты всегда сможешь использовать, когда почувствуешь беспокойство или тревогу, например, во время пребывания в детском саду. При спокойном дыхании тебе нужно делать медленные вдохи. Хороший способ научиться этому – надуть несколько мыльных пузырей, для того чтобы надуть большой пузырь, ты должен дышать медленно и глубоко, и выдувать его тоже необходимо очень медленно, иначе он лопнет! Давай потренируемся. Сделай медленный, глубокий вдох, задержи его на несколько секунд, а затем медленно надувай пузырь. Молодец! Теперь давай попробуем еще раз».
Б. Для детей старшего возраста и подростков: дыхание животом
Поскольку спокойное дыхание предполагает медленные, контролируемые вдохи, при которых опускается диафрагма, еще один способ объяснить этот метод – представить его как «дыхание животом» или диафрагмальное дыхание. Это упражнение нужно выполнять следующим образом:
- Медленно вдыхайте через нос на протяжении четырех секунд.
- Попросите ребенка представить, что он надувает воздушный шарик в животе, поэтому живот ребенка должен при вдохе «надуться».
- Задержите воздух на две секунды, а затем медленно выдыхайте через рот. Попросите ребенка представить, что он выпускает воздух из шарика, соответственно, живот «сдувается».
- Подождите две секунды, а затем все повторите.
Совет родителям: при дыхании животом убедитесь, что верхняя часть тела вашего ребенка (плечи и область грудной клетки) расслаблены и неподвижны. Двигаться должен только живот!
Шаг 3. Практика, практика и еще раз практика!
Для того чтобы ваш ребенок умел эффективно использовать этот новый инструмент, он сначала должен стать экспертом в вопросе спокойного (успокаивающего) дыхания как такового, для этого ему необходимо практиковаться ежедневно!
Одним из условий правильного развития, хорошего роста- это умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.
Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания..
Можно дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Очень увлекательная игра – ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата.
Еще одна очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает.
Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»
Эффективным способом постановки дыхания, является плавание. Упражнения «Бегемотик», «Пузырик», а также правильное согласованное плавание, способами, кроль но груди, брас, дельфин, формирует правильное дыхание, развивает сердечно-сосудистую систему.
Формируйте здоровье детей уже сегодня!
При необходимости обратитесь к специалистам:
Пройдите обследование у Лор-врача. Доктор выявит возможные причины нарушения носового дыхания. Это может быть искривление носовой перегородки, полипы, аденоиды. По результатам обследования вам будет предложено консервативное или оперативное лечение (аденоктомия или удаление полипов). Медикаментозное лечение лучше сочетать с физиопроцедурами (лазеротерапия или УФО).
Обратитесь к логопеду для постановки носового дыхания. Вам будет предложена специальная дыхательная гимнастика: сделайте 10 вдохов/выдохов через правую, а затем левую ноздрю (примерно 4—6 секунд), по очереди закрывая одну из ноздрей большим пальцем. Еще одно упражнение: на вдохе оказывайте сопротивление воздуху, для этого надавите пальцами на крылья носа.
Старайтесь выключить ротовое дыхание поднятием кончика языка к твердому нёбу. Сделайте спокойный вдох, затем на выдохе постукивайте пальцами по крыльям носа и одновременно произносите слоги ба-бо-бу. Одновременно тренируйте и правильный брюшной тип дыхания. Гимнастика не только учит правильно дышать, но и полезна для постановке звуков у детей с ринолалией.
Если вам не помогает гимнастика, попробуйте преортодонтический трейнер. Ребенку на один час днем и на всю ночь одевают преортодонтический трейнер голубого цвета, а перед этим закапывают нос « ИРС19». Если запастись терпением и поддержать ребенка, то через три месяца носовое дыхание восстановится. Первое время ребенок может терять трейнер ночью и просыпаться без аппарата. Это обычная ситуация,
происходит это потому, что мышца, окружающая рот, поначалу очень слабая и не может удержать аппарат во рту ночью. Через некоторое время эта проблема исчезнет. Дыхание восстановиться скорее, если носить аппарат каждый день. Ухаживать за трейнером очень просто, достаточно мыть его теплой водой после каждого ношения и хранить специальной чистой коробочке.