Эмоциональный интеллект (EQ) — это одновременно и навык, и искусство, которыми лучше овладевать с детства. Речь идет о развитии способностей человека управлять своими реакциями на события, фразы, окружение и иметь возможность обдуманно останавливать отрицательные порывы.
Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен и как его развивать?
Когда мы говорим о том, что такое эмоциональный интеллект, мы имеем в виду умственные способности, которые позволяют осознанно и разумно контролировать свои чувства. Благодаря этому мы можем понимать состояния и других людей, чтобы выстраивать отношения наилучшим образом. Умение воспринимать собственные переживания и знать, как действовать, сталкиваясь с ними, важно как для ребенка, так и для взрослого. При развитом эмоциональном интеллекте человек уверенно чувствует себя в социуме и успешно разрешает конфликты, контролируя свои эмоции. Так получится избегать иррационального или импульсивного поведения, которые создают основные сложности в жизни, учебе и карьере, ставят под угрозу благополучие, здоровье, а иногда — и жизнь.
В каком возрасте можно начинать развивать эмоциональный интеллект?
Психологи говорят о том, что начинать работу над эмоциональным интеллектом можно даже с двухлетнего возраста. Для обучения не существует и верхнего возрастного предела. Но чем раньше человек научится узнавать и контролировать свои чувства, тем лучше будут его жизненные достижения. Развитый EQ наряду с общим интеллектом (IQ) определяет и карьерные успехи.
Существуют упражнения, направленные на различение эмоций, осознание собственных переживаний. Часто для этого детям предлагают нарисовать себя, свой день. Акцентируйте внимание на ярких моментах, когда ребенок испытывал сильные эмоции. Радостные события — это улыбающиеся люди, грусть или злость — расстроенные. Неумение изобразить собственные ощущения — сигнал для родителей.
Первым шагом в работе над сферой собственного внутреннего мира является развитие способности замечать, что человек чувствует, умение определять и называть свои эмоции, говорить о них («Мне радостно, мне страшно, я обеспокоен» и т.п.). Точно также можно научиться понимать, что переживают другие люди. Необходимо анализировать, откуда берутся эти внутренние реакции, а также работать над эмпатией: не только знать о чувствах окружающих, но и стараться разделить их, сопереживая. С помощью этих первых шагов можно почувствовать, как построить гармоничные отношения с людьми и, что порой важнее, — с самим собой.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Хотя эмоциональный интеллект — это навык, который начинают развивать с детства, над ним можно работать и во взрослой жизни. Для этого требуется лишь осмысление и оценка собственных ощущений. Ниже приведено несколько простых приемов, которые можно использовать.
- Познайте себя. Научитесь осознавать, что и как вы чувствуете. В каком эмоциональном состоянии находитесь, чего хотите, что доставляет вам дискомфорт. Изучение собственных слабостей поможет понять причины привычного вам поведения в определенных ситуациях.
- Контролируйте свое настроение. Как только вы научитесь лучше узнавать себя, станет легче овладевать эмоциями и давать отпор негативу. Получится ответить на вопросы, почему возникает та или иная реакция, как на нее будут реагировать люди, и что нужно делать в этой ситуации.
- Сопереживание другим. Над эмоциональным интеллектом можно работать и на примере окружающих. Научитесь не только распознавать чувства других, но и понимать их причины, откажитесь от осуждения или критики.
Стоит принимать других такими, какие они есть. Таким образом вы сможете любить и самих себя настоящими.
Эмоциональный интеллект помогает нам понимать собственные эмоции и распознавать чувства другого человека. Люди с развитым ЭИ испытывают меньше трудностей в общении и лучше умеют договариваться. Как родители могут повлиять на способность своего ребенка взаимодействовать с другими людьми? А главное, как разговаривать с ребенком так, чтобы вам обоим было интересно?
Основы эмоционального интеллекта закладываются в детстве, поэтому начинать развивать такие способности можно и нужно с раннего возраста. Своими мыслями о том, «почему детям важно учиться отличать злость от зависти, обиду от разочарования и грусть от скуки», поделился детский психолог и игровой терапевт Александр Покрышкин: «Если ребенок достаточно хорошо понимает свои и чужие чувства, то он проще справляется с трудностями и становится более гибким в поведении. Изучать эмоции он учится не за один день, а при регулярных упражнениях. Разговор со взрослым — для него один из способов изучения этой непростой „науки“. Но часто родителям непонятно, как построить такой полезный разговор».
Как правильно общаться
Важный принцип ведения разговора: для обсуждения выбирайте только один вопрос. «Готовьтесь рассуждать вместе и приводить свои примеры ответа на такой вопрос, — говорит Александр Покрышкин. — Будьте готовы к ответам, с которыми вам будет трудно согласиться. Особенно ценно, если вы сможете при этом проявить уважение к тому, что говорит ваша дочка или сын. Не стремитесь закончить на четких выводах. Здесь важен процесс, и важно уже то, что ребенок говорит с вами и думает об этом».
Что можно обсуждать с ребенком
Для начала нужно сформулировать вопрос, который можно обсудить. Тема может быть любой, главное — чтобы она была интересна и ребенку, и родителю. Вот примерный список вопросов:
1. О чем ты мечтаешь?
2. Что тебе больше всего запомнилось в этом учебном году?
3. Кто твой герой? Почему?
4. Как бы ты описал(а) свою семью?
5. Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?
6. Чем ты больше всего гордишься?
7. Кто самый добрый человек, которого ты знаешь? Почему?
8. Что тебе больше всего нравится в твоем лучшем друге?
9. Ты можешь назвать одну вещь, которую ты хочешь научиться делать хорошо?
10. Если бы ты был(а) животным, кем бы тебе хотелось быть и почему?
11. Когда в последний раз кто-то ранил твои чувства? Как ты отреагировал(а)?
12. Ты знаешь кого-то, кто переживает трудные времена? Как ты можешь ему помочь?
13. Ты можешь рассказать о самом страшном, что произошло в этом году?
14. Если бы тебе предложили сохранить только одну вещь из всего, что у тебя есть, что бы это было?
15. Как ты думаешь, кто действительно успешен? Почему?
16. Что тебе нравится больше всего в твоем учителе?
17. Бывают ли случаи, когда взрослые тебя не понимают?
18. Какие три слова лучше всего описывают тебя?
19. Что заставляет тебя злиться?
20. Какой самый лучший комплимент ты слышал(а) в свой адрес?
21. Нужна ли тебе сейчас помощь в чем-то?
22. Как ты думаешь, какой друг считается хорошим?
23. Тебе случалось слышать фразу «Они жили долго и счастливо»? Как думаешь, что она значит?
24. Как ты можешь проявить свою щедрость? Чем бы ты мог(ла) поделиться с другими?
25. Что бы ты сделал(а), если бы получил(а) подарок, но он тебе не понравился?
26. Назови три вещи или события, которые сильно напугали тебя?
27. Если бы ты мог(ла) встретиться с кем угодно в мире, кого бы ты выбрал(а)?
28. У тебя есть шанс провести 48 часов в любой точке планеты. Куда ты отправишься?
29. Чему бы ты научил(а) своих детей, чтобы они смогли жить хорошо?
30. Бывало с тобой такое, что ты идешь и вдруг останавливаешься, задумавшись о чем-то? О чем ты тогда думал(а)?
31. Придумай, как сказать папе и маме, что любишь их, не используя при этом слова?
32. Какая игра (приложение) больше всего нравится твоим друзьям? А тебе?
33. У тебя есть плохие привычки? А хорошие?
34. Что тебе не очень нравится в себе?
35. Если бы ты мог(ла) с кем угодно поменяться местами, кого бы ты выбрал(а)? И почему?
Когда начинать разговор
Самое спокойное и подходящее время — перед сном, поэтому, например, в английском даже есть выражение pillow talk — «разговоры на подушке». В это время никто уже никуда не торопится, не отвлекается, и обстановка располагает к тому, чтобы настроиться друг на друга, обсудить события и эмоции дня, высказать свои желания, помечтать о чем-нибудь, придумать способ исправить что-то, что пошло не так.
Но задушевные разговоры можно вести не только перед сном. Хорошее время для бесед — по дороге в школу, например, или во время любой поездки. В некоторых семьях есть традиция общаться за столом во время ужина. Интересный опыт — поговорить с ребенком и его друзьями, когда они пришли к нему в гости. Так вы сможете увидеть сына или дочь с другой стороны, посмотреть, как они ведут себя с ровесниками или с вашими гостями.
Общаться можно и в письменной форме. Например, вы записываете вопрос на листе бумаги и оставляете его в условленном месте, ребенок отвечает и кладет свой ответ туда же.
Или придумать игру-квест, когда нужно прятать записки, а потом искать. Иногда разговоры «о постороннем» возникают во время настольной игры, да и сам ход игры может стать поводом для обсуждения эмоций, разных способов реагировать на успехи и неудачи, взаимодействовать с другими людьми.
Если ребенок маленький и ему трудно говорить со взрослым напрямую, придумайте «посредника». Вопросы может задавать любимая игрушка или какой-нибудь выдуманный персонаж.
Каковы бы ни были темы ваших разговоров с ребенком, теплое общение обязательно поможет вам сблизиться, перейти на другой уровень взаимопонимания и установить прочный эмоциональный контакт.
Emotional intelligence (EI, EQ) – важнейший навык нашего времени. Развивая эмоциональный интеллект ребенка, мы помогаем ему правильно управлять своими чувствами, уважая чувства других.
5 преимуществ развитого эмоционального интеллекта
Высокоразвитый эмоциональный интеллект влияет на достижение успехов как в детстве, так и во взрослой жизни. В частности:
- Развитый с детства EQ помогает легче пройти кризисы развития (подростковый возраст).
- Позволяет человеку более эффективно общаться и взаимодействовать с другими людьми, выстраивать важные социальные связи.
- Дает шанс принимать максимально взвешенные и эффективные решения, избегая импульсивных поступков.
- Формирует осознанный подход к своей жизни во взрослом возрасте.
- Дает возможность выстраивания крепких партнерских отношений, как в личной жизни, так и в бизнесе.
После рождения уже поздно?
Эдриан Лэндри, директор образовательного контента онлайн-школы английского языка Novakid, обсудила с международной командой психологов, как в современном обществе растить чутких, смышленых, эмоционально развитых детей.
Детский психолог и сказкотерапевт Ирина Терентьева считает, что в первую очередь прокачать свою психологическую грамотность следует родителям, причем еще до рождения ребенка.
«Важно понимать, в каком возрасте дети начинают понимать свои эмоции, проговаривать, контролировать их; как обычно реагирует ребёнок на запреты, какие страхи и переживания возникают в каждом возрасте и как помочь ребенку с ними справиться» , – отмечает Ирина.
Кроме того, возможность проработать свой травматический опыт дает не проваливаться в неконтролируемые эмоции при общении с ребёнком, например, не повысить голос на кроху в случае его ошибки или непослушания. Потому что, сколько бы мы ни обещали себе, что не будем топать ногами и кричать, если срабатывает автоматизм из нашего детства, мы становимся не лучшим примером сдержанности и уравновешенности для собственного чада.
5 шагов к развитию эмоционального интеллекта ребенка
Детский психолог Гюлизар Шехитоглу (Турция) рекомендует 5 шагов на пути к развитию EQ:
- Шаг 1. Постигайте эмоции (ребенка и собственные). Осознайте, что эмоции — ценная часть нашей жизни. Наблюдайте, как они появляются и угасают.
- Шаг 2. Будьте в контакте со своим ребенком. Используйте ситуации с высоким эмоциональным градусом для радостного, наполненного общения. Внимательно следите за эмоциями ребенка, старайтесь не игнорировать их и не избегать.
- Шаг 3. Прислушивайтесь к ребенку. Когда у нас возникают трудности, мы склонны быстро находить решения (дать конфету, чтобы прекратить плач). Это не лучший способ. Куда разумнее помочь успокоиться, дать проговорить потребности. Конфета отвлечет на время, но не решит проблему (страх, нереализованное желание и т.д.).
- Шаг 4. Составьте ваш семейный словарь эмоций. Называйте свои чувства по поводу тех или иных событий.
- Шаг 5. Вместе придумывайте, как решить ту или иную проблему. И при этом обязательно отличайте слова, сказанные в запале, от поступков.
«Крик «ненавижу тебя» никогда не должен вводить вас в заблуждение, как бы не был расстроен и фрустрирован малыш. Не все взрослые умеют контролировать слова в запале, а дети тем более, но их можно и нужно этому учить!», говорит Гюлизар.
Грамотная проработка эмоций
Эксперт по эмоциональному интеллекту, бизнес-тренер и коуч Анастасия Высоцкая предлагает метод быстрой проработки сильных эмоций ребенка, помогающий предотвратить бурю.
Разумно рассказать о своем опыте: «Когда я злюсь, мне обычно помогает…» — и предложить способ работы с эмоциями.
Самыми простыми из них являются:
- несложные дыхательные практики – простое размеренное спокойное дыхание в течение 3-4 минут, с глубокими вдохами и выдохами;
- рисование эмоций, которые испытывает ребенок;
- телесное «отреагирование» эмоций – топанье ногами при злости, энергичный бег или прыжки при страхе, объятия при грусти и т.д.
При всем при этом, всегда важно помнить, что детский мозг отличается от взрослого степенью зрелости коры больших полушарий. Той части, с помощью которой мы можем сознательно тормозить импульсивные реакции, регулировать свое поведение.
Детям физиологически сложнее сдерживать эмоциональные порывы. Мы можем сколько угодно говорить, что драться нельзя, но малыш в пылу ссоры с братом снова его ударит, потому что разозлился. Это не значит, что не нужно учить другому реагированию, но не нужно ожидать, что ребенок поймет с первого раза и больше так не будет.
Учителя английского в Novakid – мастера эмпатии и эмоционального интеллекта. Именно это помогает им находить общий язык с детьми и увлекать их занятиями.
Хотите посмотреть, как это выглядит?
Запишитесь на бесплатный пробный урок в онлайн-школу английского Novakid!
Человек с развитым эмоциональным интеллектом лучше понимает свои и чужие эмоции. Он адекватно реагирует на происходящее, спокойней относится к критике, проще контролирует порывы чувств, проявляет эмпатию к окружающим и без труда находит с ними общий язык. Как помочь ребенку развить эмоциональный интеллект, рассказывает психолог семейного центра «Берегиня» Анастасия Заболотная.
Эмоциональный интеллект — это способность правильно интерпретировать эмоции — свои и других людей, понимать причины возникновения, а также управлять ими.
Ребенку необходим хорошо развитый эмоциональный интеллект, чтобы разбираться в собственных чувствах и эмоциях, легче находить общий язык со сверстниками, лучше усваивать учебную программу, контролировать эмоции и мотивировать себя.
Определить уровень эмоционального интеллекта у ребенка можно с помощью специализированных методик. Самая популярная из них — тест эмоционального интеллекта Холла. Однако стоит учитывать, что дать подробную оценку и достоверно интерпретировать полученные результаты может только специалист.
Научить управлять чувствами
Развивать эмоциональный интеллект возможно через самонаблюдение и целенаправленные игры и упражнения. Например, кино или мультфильм без звукового сопровождения, просмотр в книгах иллюстраций, изображающих эмоции. Цель такого упражнения — учиться определять эмоции персонажей.
Кодировать эмоции, преобразовывать их и выражать в разных формах поможет упражнение под названием «Зеркало». Через игру «Подражание» и имитацию чужих эмоций ребенок может прокачать навык эмпатии.
Упражнение «Зеркало». Ребенку необходимо встать напротив зеркала и попробовать изобразить ту или иную эмоцию, используя вербальные и невербальные формы выражения. Прежде чем приступить, важно попробовать прочувствовать эту эмоцию. Как физиологически она ощущается? Какие ассоциации возникают при мысли о ней?
Можно усложнять упражнение, комбинируя разные эмоции, сменяя их, пробуя передать эмоцию изолированно (например, только глазами).
Упражнение «Подражание». Альтернативный вариант «Зеркала». Здесь ребенок изучает не только себя, но и другого человека. Сядьте напротив ребенка и попробуйте изобразить ту или иную эмоцию. Задача ребенка — понять, что конкретно вы пытаетесь показать. Эта игра учит и расшифровывать, и преобразовывать (кодировать) эмоции.
Книги, которые помогут разобраться в вопросе:
- Анна Быкова. «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы»;
- Дэниел Гоулман; Джон Готтман, Джоан Деклер. «Эмоциональный интеллект ребенка»;
- Оскар Бренифье. «Что такое чувства».
Помочь понять себя
В центр «Берегиня» обратилась семья Минеевых. Они недавно переехали в другой район. И у 10-летней дочери Веры появились проблемы с успеваемостью. Девочка тосковала по старым друзьям, переживала, что может не понравиться одноклассникам. Она столкнулась с переизбытком эмоциональных переживаний, которые не могла правильно понять и выразить.
Психолог пригласила семью на консультацию, чтобы выявить возможные причины возникшей ситуации, оценить уровень взаимоотношений в семье и наметить план работы.
«Мне казалось, что со мной что-то не так, что одноклассники не хотят со мной общаться. Мне было очень грустно, но я не хотела расстраивать родителей, поэтому ничего им не рассказывала», — говорила Вера.
Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, Вера перестала отвечать на уроках, стала закрываться в себе. Резко снизилась успеваемость. Психолог центра предложила ей поработать над развитием эмоционального интеллекта и раскрытием ее сильных сторон.
«Вера оказалась способной, умной девочкой, у нее много интересов, широкий кругозор, хорошо развитые навыки самоконтроля. Родители поддерживают дочку в любых ее начинаниях. Основная проблема подростка была в неуверенности в себе, низкой самооценке, невозможности правильно интерпретировать чужие эмоции и адекватно оценивать ситуацию. От этого и возникло эмоциональное напряжение, с которым она не смогла справиться», — делится специалист.
Психолог объяснила, что важно научиться понимать как свои, так и чужие чувства и переживания и открыто о них говорить: ведь другие люди, и даже самые близкие, не умеют читать наши мысли. Эмоциональные и интеллектуальные процессы очень взаимосвязаны. Если ребенку морально плохо, то у него снижается работоспособность. Напротив, когда человек чувствует себя уверенно и комфортно, он способен реализовать себя в полной мере.
«Помогите вашему ребенку разобраться в широком спектре его чувств, порой противоречивых. Постарайтесь объяснить, почему те или иные явления, события, ситуации вызывают у него определенные эмоции. Нет плохих и хороших чувств. Они все важны. Если вы заметили тревожное состояние у ребенка, то попробуйте использовать методы релаксации, которые подходят именно ему, и не забывайте про отдых и активное времяпровождение», — советует эксперт.
После работы со специалистом у Веры постепенно стали налаживаться отношения с одноклассниками, улучшилось настроение, и поход в школу уже не вызывал таких отрицательных эмоций.
Справочно
Для поддержки московских семей работают 28 городских организаций: 25 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое. При необходимости оказывается адресная помощь: выдаются социальные электронные сертификаты на продукты, одежду и бытовую технику.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Прокачать эмоциональный интеллект можно в любом возрасте, и я научу вас делать это правильно и с удовольствием.
Подробное описание
Подумайте, что из этих утверждений относится к вам?
Вы долго сдерживаете себя, а потом сильно эмоционируете;
Не можете контролировать себя в гневе;
Не умеете просить о помощи;
Часто действуете под влиянием эмоций, а потом жалеете;
Не можете контролировать себя, когда ребенок совершает оплошность;
Внутренне зажимаетесь и не проявляете эмоций к ребенку;
Раздражаетесь на поведение партнера или не умеете проявлять к нему эмоции;
Излишне эмоциональны, но не можете совладать с собой.
Если хотя бы одно утверждение из этого списка про вас, обязательно посмотрите вебинар. Я подготовила настоящий план по развитию эмоционального интеллекта, который поможет вам понимать свои и чужие чувства, справляться с любыми эмоциями, принимать чувства своих детей и развить в себе навыки самоконтроля.
Виктория Дмитриева
Программа
Вебинар «Эмоции»
- — Как управлять своими и понимать чужие?
- — Как разрешить себе чувствовать и научиться экологично проживать любые эмоции?
- — Как справляться со вспышками гнева, злости и не рубить с плеча?
- — Как легко налаживать отношения с коллегами, начальством, клиентами?
- — Экологично проявлять любые эмоции в сторону ребенка.
- — Лучше понимать эмоции партнера.
- — Выстроить глубокие, доверительные отношения с ребенком. или любимым человеком?
Результат: Вебинар «Эмоции» — это настоящий план по развитию эмоционального интеллекта.
Условия участия
Виктория, выражаю вам огромную благодарность за ваш вебинар! Каждый раз ловлю себя на мысли, что если бы все были на вас подписаны в инстаграм, читали ваши посты и смотрели ваши вебинары, наш мир стал бы прекрасен во много-много раз!
Вы — пример для подражания для меня в том, насколько нужно любить свой труд, нести просвещение в массы и помогать людям найти себя, вслух! Спасибо
Виктория, огромная благодарность за вебинар «Эмоции», который я приобрела ещё по тарифу «Доверие» и не прогадала!
Спасибо за все изложенные техники по управлению каждой эмоции!
Я теперь знаю, как отлеживать их, и что с ними дальше делать!
Оплачивая вебинар, я думала — ну что я не знаю про эмоции то! И чувствовать умею, и эмпатия развита, и вроде справляться научилась. Но была уверена, что от Вас гарантированно ожидать что-то новое и мега-полезное. И это просто взрыв. Куча штук, которые уже пока шел вебинар отследила и переработала по-новому. И буду еще переслушивать не раз и забирать в жизнь, прорабатывать вместе с детьми. Но главное осознание, что если я наконец перестану контролировать эмоции детей (а подсознательно от любви большой я это частенько делаю), то мне самой станет гораздо легче жить! :))) и оно просто окрыляет.
Вебинар был просто потрясающий. Многие дают только описание и что надо что-то с этим делать, а вы дали и показали наглядно, как и что конкретно. Спасибо большое
Большое спасибо за вебинар. Он прекрасен! Все таким простым и доступным языком, но будто открываешь глаза, а в голове вопрос «так вот почему!!так можно? Вау!» вопрос только: где раньше был этот вебинар Мне следовало его прослушать года 2 назад, если не раньше!