У школьника «хромает» грамотность? Собрали эффективные методы, с помощью которых можно устранить пробел в знаниях. Как научиться писать без ошибок? Этот вопрос задают себе родители многих школьников, когда те приносят домой тетрадки с грамматическими ошибками. Начнем работу над их исправлением! Задумались, как помочь своим детям освоить азы грамматики? Просто следуйте нашим советам.
Как писать диктант на пятерку
Диктант — это всегда испытание на грамотность. Чтобы написать его на хорошую оценку, нужно быть предельно внимательным и не отвлекаться. Но самое главное — к нему нужно основательно готовиться. Рассказываем, как подготовиться к диктанту.
1. Повторите с ребенком все правила русского языка, которые прошли за четверть (чтобы подготовиться наверняка, лучше повторить пройденное за полугодие).
2. Делайте упор на темы, которые вызывают наибольшие трудности.
3. Регулярно пишите с ним тексты под диктовку.
4. Проговаривайте вслух трудные в написании слова.
5. Тренируйте зрительную память, читая художественную литературу.
Расскажите ребенку, как он должен себя вести на диктанте:
Внимательно слушать учителя, обычно он четко проговаривает границы предложений и абзацев.
Если сомневается в знаке препинания или в написании слова, оставить место. При проверке решить, что поставить вместо пропуска.
Когда текст готов, пересмотреть его. Начинать с проверки орфографии, а затем переходить на пунктуацию.
Двигайся от последнего предложения к первому, чтобы не переключаться на смысл текста.
И не смотреть в тетрадь соседа по парте, есть вероятность допустить не только свои ошибки, но и собрать чужие.
Соблюдение этих рекомендаций позволит написать диктант на пятерку.
Упражнения для грамотеев
Детский диктант — лишь один из способов тренировать грамотность. Писать правильно и грамотно можно, если выполнять веселые упражнения. К примеру, случайная история.
Придумайте вместе с ребенком десяток случайных слов и попросите составить с ними короткую историю. Такое упражнение развивает творческие навыки и помогает настроиться на нужный лад перед «серьезным» заданием. Слова могут быть любыми. К примеру, маленькая Оля из слов: «бабушка, олень, чайник, квадрат, сок, слайм, грусть, соль и радость» придумала целый сериал про бабушку, которая никак не могла выбрать подарок олененку. Пусть история будет нелепой.. Не беда!
С ног на голову!
Предложите ребенку пересказать старую историю на новый лад. Пусть Золушка станет ниндзя, а Кощей Бессмертный займется балетом! Такое упражнение развивает креативность и учит ребенка фантазировать. Когда история будет качественно перевернута, предложите поменять местами начало и конец. Как Иван-Царевич стал обычным деревенским жителем. Почему Бэтмен прекратил ловить злодеев и зажил обычной жизнью.
Слово дня
Это упражнение — отличный способ расширить словарный запас. Каждое утро вы выбираете новое для ребенка слово, объясняете значение, записываете на стикер или в телефон чада, чтобы оно не забылось. Упражнение очень простое: за день ребенок должен пять раз употребить его в речи, постараться сделать это к месту, а вечером составить с ним пару предложений. Потом вы можете использовать это слово в упражнении: «Случайная история», чтобы оно точно запомнилось.
Словарные слова
Учите слова, которые обычно даны в конце учебника. Чтобы ребенку не было скучно этим заниматься, проверяйте друг друга по очереди.
Орфографическое чтение
Регулярно давайте ребенку задание читать тексты вслух, а потом их записывать. Чтобы чадо запомнило форму слов через артикуляционную моторику, во время чтения нужно четко проговорить все слова по слогам.
Чтение в обратном порядке
Вы знаете, почему многие люди делают ошибки в окончании слов? Потому что человеческий глаз четко видит начало слов, а окончание довольно размыто. Однако его можно обмануть.
Проверяйте написанное путем обратного диктанта, то есть читайте не с начала, а с конца. Обратный диктант считается очень эффективным методом самопроверки. Чем чаще вы его практикуете, тем меньше ошибок будет делать ваш ребенок.
Проверка слов по буквам
Это трюк, который поможет ребенку грамотнее писать. Хотя такое чтение может показаться немного странным, оно позволит вам убить двух зайцев одним выстрелом:
Во-первых, вы устраните путаницу между произношением и орфографией.
Во-вторых, процесс запоминания будет происходить на уровне тела, развивая артикуляционную память и правильно настраивая слух.
Всего две-три недели упражнений и вы заметите результат.
Веселые занятия по языку для начальной школы
Еще один способ как научиться писать без ошибок. Выполнять нужно на бумаге. Предложите ребенку ответить, нужно ли заполнить пропуск в словах? Мы выбрали для вас такие варианты:
прекрас. ный, трос. ник, сколь. кий, о. дать, под. езд, сн. жинка, м. рковь.
Это задание научит ребенка писать без ошибок, так как задействованы сразу несколько видов памяти. Школьник запомнил правильное написание, увидел букву, которую вставил, и услышал ее на слух.
Хорошо зарекомендовали себя карточки со словами. Как это работает: для ребенка можно сделать карточки со словами, в которых он чаще всего допускает ошибки. Развесьте их над столом или поиграйте в игру, в которой сначала нужно написать слово, а потом появится карточка с ним.
Еще один ответ на вопрос, как научиться грамотно писать. «Прокачать» грамотность ребенка, если она хромает, помогут тренажеры по русскому языку на образовательной платформе iSmart. Школьник в увлекательной форме освоит грамматические правила, правописание слов (в том числе словарных), синтаксис и пунктуацию.
Буквы вокруг нас
Писать без ошибок можно, если тренировать внимательность. Обращайте вместе с ребенком внимание на правописание отдельных слов даже на улице: на вывесках магазинов и рекламных щитах, это тоже обязательно отложится в памяти.
Тренируйте память рук
Давно доказано, что руки имеют память, то есть, мы можем сделать руками то, что, кажется, мозг забыл. Также и с правописанием: рука может сама выписывать слова правильно. Но для этого нужно много тренироваться — писать, писать и еще раз писать. И в результате у школьника получится написать хорошо.
Сделать ребенка грамотнее никогда не поздно. Но не ждите мгновенных результатов: процесс обучения должен длиться не менее трех недель. Это время, когда мозгу нужно довести действия до автоматизма или, говоря научным языком, построить новые связи между полушариями.
В век интернета и технологий все больше родителей задаются вопросом, пригодится ли их ребенку навык письма от руки и почему в школах этому уделяется такое внимание. О важности письменной речи и правильной подготовке к ней мы попросили рассказать Анну Полищук, клинического и перинатального психолога, детского нейропсихолога, автора образовательного проекта «Дети, готовые к будущему».
Уметь писать и правда важно
Письменная речь — это не просто умение писать буквы. Это сложный интегративный процесс. Когда мы осваиваем письмо, одновременно работают практически все области головного мозга — причем делают это слаженно, создавая целую функциональную систему.
Зрительные области отвечают за воспроизведение и удержание в оперативной памяти образа слова и образа буквы; слуховые — за работу с фонемой. Именно поэтому, когда дети только начинают писать, они проговаривают вслух каждое слово. Моторные и глубинные отделы мозга отвечают за достаточный тонус мышц, правильные тонкие движения, ювелирное переключение между позициями. И конечно, все это сопровождается анализом и поиском семантически подходящих слов.
Представляете, сколько задач в секунду решает мозг ребенка, когда выводит букву?
Мы не просто учимся писать — мы создаем новую функциональную систему, связываем все отделы мозга в единую сеть. Мозг меняется даже морфологически. Попробуйте заняться старорусской каллиграфией — и вы почувствуете, какой это требует концентрации, тонуса, внимания.
Если в школах письмо заменят печатью на клавиатуре, это, безусловно, облегчит процесс учебы, но это скажется на когнитивных функциях детей.
Когда начинать подготовку
Красивое письмо во многом зависит от того, насколько готова у ребенка рука. Речь здесь и об общем тонусе, и о позе, которую принимает ребенок для письма, и, конечно, о моторике.
Редко можно встретить неуклюжего ребенка с хорошим почерком — потому что проблемы с крупной моторикой тянут за собой и трудности с мелкой.
Подготовка руки к письму естественным путем начинается с рождения: даже просто играя в песочнице, ребенок развивает моторику. Этой же цели способствуют прыжки, игры со скакалкой, классики, катание на велосипеде, веревочные парки.
Сегодня у родителей популярна идея раннего — опережающего — развития, но активно сажать ребенка за прописи раньше 4–5 лет просто нет смысла. К этому возрасту достаточно уметь правильно держать карандаш.
Ребенок готов учиться писать, если у него сформированы следующие навыки:
- круговые амплитуды кисти, в том числе умение рисовать волнистые линии;
- умение рисовать прямые сплошные линии: сперва вертикальные и горизонтальные, затем по диагонали;
- умение рисовать прерывистые линии в разных направлениях (штриховка).
Как заинтересовать письмом
Письмо — сложная интегративная функция, и, чтобы сформировать к ней интерес, важно понять, с чего она начинается.
Письменная речь — это всегда передача информации. От ребенка взрослому. И начинается она с рисунка! Когда ребенок выводит каракули, приносит маме неаккуратно раскрашенные картинки или дарит папе исчерканные листочки, он пытается поделиться своими мыслями. Взрослым обязательно нужно это поощрять. Ребенок кодирует свои слова в линии и черточки, пытается передать идею через образ — это аналог системы шифрования в письме: мы так же кодируем смысл буквами.
Поэтому очень важно инициировать рисование. Предлагать карандаши, мелки, краски и кисточки, пробовать рисовать пальчиками, ставить на бумаге точки, следы от ладошек, учить раскрашивать, закрашивать, изображать первых человечков-«головоногов».
Часто современным детям не нравится рисовать из-за проблем с общим тонусом или его асимметрией. Гаджеты, гиподинамия, неправильная поза — все это сказывается на здоровье, детям трудно удерживать нажим карандаша.
Дети любят быть взрослыми, и в этом весь секрет обучения: пишите сами!
Оставляйте записочки, пишите рассказы, читайте друг другу с листа и проявляйте яркие эмоции, когда ребенок повторяет за вами. Хвалите за попытки. Рассказывайте, как вам нравится получать разноцветные записки и вешать красивые рисунки на холодильник.
Заведите галерею и сохраняйте все творения детей! Покажите, что вам важно то, что хочет донести до вас ребенок в этом изображении!
Все это основа письменной речи. Удовольствие от рисования постепенно переходит в удовольствие от написания букв, а затем и слов. Если у ребенка к 5–6 годам не появилось такого стремления, возвращайтесь к предыдущим уровням: рисуйте и составляйте записочки-каракули.
Как помочь ребенку овладеть письмом?
В первую очередь — естественным путем, через быт. Готовка, уборка, стирка — это все про моторику.
Нелишним будет включить в ваши повседневные занятия рисование, прохождение лабиринтов, игру с геобордом и мозаикой, графические диктанты.
Также можно использовать специальные пособия-тренажеры для ориентировки на листе и в образе буквы. Например, тетради KUMON «Пространственное мышление» и «Учимся писать печатные буквы русского алфавита».
В последнем есть несколько преимуществ:
- ребенок обучается написанию букв от простого к сложному;
- тренируются разные направления и амплитуды руки;
- в каждом упражнении есть ориентиры — стрелочки, с помощью которых легче запомнить написание и вектор движения руки при письме. А ведь с этим сталкиваются многие учителя в школе: дети пишут буквы в обратном направлении, против гравитации или зеркалят.
Нельзя забывать важный критерий: подобные пособия стоит предлагать ребенку только тогда, когда он уже подходит к возрасту обучения чтению, то есть ближе к 5 годам.
Нужно ли исправлять ошибки
Отзеркаливание букв, письмо справа налево — все это нормальные этапы обучения. Можно мягко поправлять ребенка, объяснять, как правильно. Единственное, на что до первого класса точно не стоит обращать внимания, — это орфография.
Если проблемы не ушли естественным путем к 6,5–7 годам, стоит обратиться к нейропсихологу.
И еще: если ребенок при письме рвет бумагу ручкой или карандашом, чаще всего это говорит о гипертонусе мышц. В этом случае имеет смысл проконсультироваться с ортопедом и попробовать тренажеры для кистей и разные релаксационные техники.
Что такое дисграфия?
Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, вызванное несформированностью высших психических функций. Ребенок будет повторять одни и те же ошибки, даже если выучит все правила русского языка. Он просто не может их применить там, где необходимо. По грубой оценке, дисграфия в той или иной мере наблюдается почти у трети младших школьников.
Письмо – очень сложный процесс, в котором участвует сразу несколько высших психических функций:
- сначала надо мысленно разделить слово на звуки;
- нужно вспомнить, какая буква соотносится с конкретным звуком;
- вызвать в воображении образ буквы, то есть вспомнить, как она пишется;
- мозг подает команду руке;
- применить соответствующее правило, а часть орфограмм строится на подборе проверочного слова, то есть память снова включается в работу.
Если на каком-то этапе происходит сбой, то ребенок начинает писать с ошибками, несмотря на все старания учителей и родителей.
Определить, ребенок ленится и не учит или у него дисграфия, можно по следующим признакам этого нарушения:
- ошибки в ударных словах, когда написание очевидно: «корава» вместо «корова»;
- пропуски одной или нескольких букв;
- недописывание слогов, букв, окончаний слов: «сумк» вместо «сумка»;
- перестановка слогов и отдельных букв: «собака» вместо «сокаба»;
- дублирование букв: «домкрад» вместо «домкрат»
- зеркально перевернутые буквы и цифры;
- замена одних звуков другими, близкими по звучанию: «дорашка» вместо «дорожка»;
- пропуск букв, которые используются сравнительно редко – «ъ», «э», «ь»;
- неаккуратное грязное письмо, ребенок «не видит» полей, строчек и пр;
- он не понимает принципов переноса слова, пишет слова без пробелов;
- не ставит точки и большие буквы в конце и начале предложения.
Конечно, коррекция такого серьезного нарушения, как дисграфия, должно проходить под контролем логопеда, но кое-что вы можете сделать и в домашних условиях. Вот что советуют логопеды центра развития «Каркуша»:
1. Напишите необычный диктант
Это упражнение помогает детям, которые делают пропуски букв. Взрослый читает короткие предложения, ребенку нужно простучать карандашом слоги в каждом слове, чтобы почувствовать ритм. Затем он записывает каждый слог в виде черточки пунктира. Далее диктант можно усложнить: записать каждое слово в виде точек, количество точек равно числу букв.
2. Работаем над образом слова
Это упражнение напоминает игру в города. Попросите ребенка подобрать слово, которое будет начинаться на вторую или третью с конца букву задуманного слова. Если слова объединить тематически, то вы сможете отработать навык классификации.
3. Тренируемся запоминать словарные слова
Запомнить трудные слова поможет игра в веселых мультипликаторов. Ребенку нужно закрыть глаза и мысленно представить себе слова, которые вы будете диктовать, как сменяющие друг друга кадры мультфильма, их должен связывать какой-то сюжет. Проговаривайте слова очень четко, выделяя голосом каждую букву. Затем ребенок расскажет придуманный им мультик, запишет на бумаге прозвучавшие слова и сам проверит получившийся текст. В случае ошибки словарные слова следует нарисовать так, чтобы через рисунок обозначить орфограмму. Например, букву Ю, которая спускается с неба на парашюте.
4. Переписывайте классику
Запомнить графический облик слова хорошо помогают упражнения на списывание текста. Их лучше выполнять в каникулы, когда много свободного времени. Для того чтобы повысить интерес ребенка к занятию, выберите что-нибудь из детской классики. Обязательно сначала убедитесь, что в издании нет опечаток.
5. Шифруем
Лучше запомнить правила русского языка и закрепить навык их применения поможет следующее упражнение. Создайте шифровальный алфавит, в котором вместо букв будут определенные символы. Предложите ребенку написать «секретную записку», в тексте которой обязательно нужно использовать определенное правило.
Что еще можно сделать?
Ошибки в письменных работах также часто связаны со страхом провала. Дети так боятся написать слово неправильно, что из-за волнения путают буквы, не дописывают слова, переставляют слоги. Поэтому упражнения на раскрепощение, преодоление стеснительности очень полезны.
Давайте ребенку больше гулять на свежем воздухе, чтобы мозг получал максимум кислорода. Ходите на спортивную площадку. Тренировки помогают привыкнуть к соблюдению правил, улучшают внимание и реакцию.
Залог грамотного письма – произвольная регуляция. По наблюдениям логопедов нашего центра развития, практически все младшие школьники, у которых диагностирована дисграфия, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Им сложно усвоить и соблюдать правила даже самой простой детской игры. Поэтому позволяйте ребенку играть со сверстниками столько, сколько он захочет, помогайте ему освоить правила, научиться произвольной регулировки своих действий и поведения.
Запишите ребенка в музыкальную школу. В игре на музыкальном инструменте, как правило, задействованы обе руки, а значит, работает и правое, и левое полушария. Кроме того, занятия положительно влияют на мелкую моторику. Это, в свою очередь, улучшает кровоснабжение речевого и моторного центров мозга.
Когда ребенок приходит из школы, делайте ему массаж шеи и затылка, чтобы размять мышцы и улучшить поступление кислорода и питательных веществ в клетки мозга.
И, самое главное, занятия, должны быть неутомительными, регулярными, проводиться под контролем опытного логопеда. Только в этом случае можно ожидать повышения грамотности и общего уровня успеваемости.
Остались вопросы? Приходите на консультацию в центра развития «Каркуша». Наши специалисты всегда готовы помочь и детям, и взрослым.
Можно ли научить ребенка писать красиво прописные буквы? Конечно! Главное — вооружиться терпением и уделить внимание простым упражнениям, которые помогут малышу успешно освоить прописные буквы и, в конечном итоге, стать обладателем ровного, красивого почерка.
Вы научили кроху держать осанку, сидя за письменным столом, подобрали подходящие принадлежности для письма и потренировался в подготовительных упражнениях, наступает время тетрадок с прописями.
Совершенно не обязательно ждать начала школы — чем увереннее малыш будет писать к началу учебы, тем проще и приятнее ему будет получать высокие оценки на уроках письма.
Как научиться писать прописью?
Шаг первый. Начните с того, чтобы показать ребенку, как прописывать основные элементы, из которых состоят все буквы. Среди них есть и вертикальные палочки, и палочки, закругленные сверху или снизу, и другие «закорючки». Обсудите с крохой внешний вид каждого элемента, обратите его внимание на положение палочки относительно строки — ведь все элементы букв не должны выходить за границы линий. Начните прописывать эти элементы — сначала по заранее проставленным точкам, затем самостоятельно.Шаг второй. Выберите любую печатную букву, обратите на нее внимание ребенка. Сделайте упражнение с этой буквой — например, попросите малыша найти эту букву в тексте, или вырезать ее из бумаги.
Шаг третий. Продолжая игру с буквой из задания выше, покажите малышу, как она волшебным образом превращается в прописную! Эта метаморфоза имеет огромное значение, ведь часто дети не видят связи между «лаконичными» печатными буквами и затейливыми прописными завитками. Для того чтобы закрепить сравнительный этап, переходите к прописыванию этой буквы. Пока делайте это сами — медленно-медленно, комментируя каждое движение: «Я ставлю точку над строкой и веду рукой вверх»
Шаг четвертый. Обязательно задействуйте в уроках письму двигательную память! Используя все ту же букву, выполните ее написание в воздухе. Попросите ребенка внимательно следить за вашими движениями — он должен догадаться, какую букву вы изображаете. Буква разгадана? Попросите малыша повторить ваши «воздушные па» написания буквы. В первый раз помогите ему — возьмите его руку в свою и ведите ею в воздухе, рисуя нужную букву и комментируя движения. Затем попросите малыша выполнить упражнение самостоятельно. Повторите задание несколько раз.
Шаг пятый. И вот, наконец-то, настает самый ответственный момент! Попросите ребенка написать эту букву прописью. Для начала по точкам, затем — самостоятельно. Помогайте малышу своими комментариями в сложных местах, а потом, после нескольких попыток, попросите его самого комментировать каждое свое действие.
Слоги и слова. Когда каждая буковка алфавита будет знакома и изучена с помощью таких игр, можно будет переходить к написанию слогов и даже целых слов. Обязательно сопровождайте эти занятия чтением и играми для развития внимания — так вы добьетесь настоящих успехов!
Советы от учителя младших классов и логопеда о том, когда обучать ребенка письму и как правильно это делать.
Как подготовить руку ребенка к письму — этот вопрос становится актуальным задолго до начала школы. Нетерпеливые родители, желая помочь малышу освоиться с ручкой и карандашом, совершают много ошибок.
Учитель начальных классов и логопед Анастасия Сперанская рассказывает, как аккуратно подойти к этому ответственному делу.
Начинать писать надо не раньше 7 лет
Учить ребенка писать до школы не стоит. До этого возраста у большинства детей не созрел механизм нервно-мышечной регуляции.
Письмо — это очень тонкий процесс, который требует правильной посадки, фиксации руки, определенной последовательности действий. Поэтому лучше доверить это дело профессионалу. Педагог работает на уроке с каждым учеником и следит, чтобы процесс становления почерка проходил правильным образом.
Подготовить руку к письму помогут упражнения на развитие мелкой моторики
Лучшей подготовкой к письму станут игры на развитие мелкой моторики. Лепите из пластилина, играйте с крупой, нанизывайте бусины на нитку, рвите бумагу и делайте из нее аппликации. Это подготовит мышцы руки к нагрузке.
Также можно просто рисовать (карандашами или восковыми мелками), раскрашивать, делать несложные штриховки, спирали, узоры, прямые и волнистые линии разной длины. Отработка таких элементов до школы поможет ребенку быстрее освоиться с прописями.
Сначала карандаш, потом ручка
Если желание научить ребенка письму непреодолимо, дайте ему карандаш. Обучение должно быть интересным занятием, и нужно постараться избегать стресса. Написание первых букв — это большое напряжение для любого малыша. Поэтому у него всегда должна быть возможность исправить первые ошибки. А это удобно делать, если буквы написаны карандашом.
Заниматься нужно не больше 5 минут за раз
Одну строчку написали, потом отдохнули — первое правило для заботливых родителей. Время концентрации в 7-8 лет у детей очень маленькое, и сосредоточиться на буквах они могут максимум 5 минут (лучше 2-3).
Как ни парадоксально, но на начальном этапе обучения чем меньше школьник пишет, тем лучше у него получается.
Часто взрослые покупают ребенку три разных прописи и заставляют прописывать каждый день по странице. Так делать нельзя категорически.
Учите ребенка ориентироваться на листе бумаги
Если у ребенка есть проблемы с написанием конкретной буквы (например, путает «в» и «д», пишет «е» не в ту сторону) или он съезжает со строчки, то надо работать над ориентацией на листе бумаги.
Для тренировки подойдут задания: найди 10 отличий, нарисуй точку внизу (вверху, посередине, слева, справа от какого-нибудь объекта на странице). Учитесь рисовать маленькие и большие круги и соотносить их размеры.
Используйте тетрадки в косую линейку с дополнительной линией. В них косая строчка идет очень часто, а не как в обычной тетради (каждые 2–4 сантиметра). Частые линейки помогают держать правильный наклон и соблюдать нужную ширину букв.
Начинайте сразу с прописных букв
Писать печатными буквами, конечно, проще. Но есть риск, что ребенок запутается, когда ему надо будет хоть и постепенно, но освоить 4 вида букв. Печатные большие и маленькие, прописные большие и маленькие — как и что надо правильно написать, трудно выучить даже внимательному ребенку.
Рисуйте образ буквы в воздухе
Отрабатывайте написание букв в воздухе. Сначала делайте это всей рукой – рисуйте большие буквы. Затем в течение одного занятия «уменьшайте размер» («а» большая, «а» средняя, «а» маленькая). Последнюю букву (самую маленькую) ребенок должен рисовать, используя только кисть руки.
Выделяйте красивые буквы
Важно поощрять ребенка за его успехи, а не ругать за ошибки. Поэтому возьмите зеленую ручку (или дайте малышу) и попросите его самостоятельно обвести те буквы, которые получились лучше других. Вот увидите, в следующий раз он будет ориентироваться на них.
Ребенку и так очень сложно писать, а если постоянно делать упор на то, что не получилось, он совсем не захочет учиться.
Не используйте насадки на ручки
В канцелярских магазинах сейчас продаются резиновые насадки, которые помогают сформировать правильный захват ручки. Их можно использовать на самом первом этапе, когда ребенок только берет карандаш или ручку.
Потом следует от них отказаться. Гораздо эффективнее показать малышу, как держите ручку вы. Или сделать захват вместе. Поставьте пальчики ребенка в нужное положение, затем обхватите его руку своей и начинайте писать. Пусть он почувствует процесс: где нажимаете сильно, где ослабляете руку.