Способность концентрироваться подобна мышечной массе, которая требует регулярных упражнений для укрепления и развития. Некоторые дети сильнее в этом умении, другим же нужно больше практики для поддержания внимания. В любом случае концентрация и удержание фокуса — важный навык на всех этапах учебы и повседневной жизни.
Опытные учителя и родители знают, что большинство детей хорошо концентрируются на том, что им интересно, доставляет удовольствие, является необычным. Это основа всех остальных педагогических приемов.
Причиной рассеянного внимания может стать плохое самочувствие ребёнка, усталость, непонимание задания, организационные заминки, несоответствие задач возрасту, спешка.
Как же помочь ребенку сконцентрироваться в школе и дома?
Правило 1. Одно задание за раз
Многозадачность — враг концентрации. На уроках ставьте одно задание, один вопрос, и только после выполнения переходите к следующему пункту. Дома не позволяйте чаду браться за несколько дел сразу. Пусть будет сделано только одно, но хорошо.
Правило 2. “Делите слона на кусочки”
Покажите ребенку, как разбить большую задачу на более мелкие и легко выполнимые. Всего слона съесть невозможно, а вот по частям — вполне осуществимая затея.
Правило 3. Список целей
Когда понятно, чего нужно достичь, работается проще. Например, если задание звучит — сделать презентацию по теме “Food in Great Britain”, лучше разбить его на более понятные цели и задачи. Этот список может выглядеть так:
- найти и прочесть 3 текста о еде в Британии (про типичный завтрак, обед и ужин, к примеру)
- написать сообщение про завтрак из 7 предложений
- написать сообщение про обед из 7 предложений
- написать сообщение об ужине из 7 предложений
- подобрать 5-7 картинок по данной тематике
- объединить текст с картинками в специальной программе
- распечатать презентацию
- репетировать свое выступление
Правило 4. Рабочая обстановка
Пусть на парте или письменном столе ребенка будут только те предметы, которые ему понадобятся для конкретного занятия. На первых порах за этим придется следить педагогу или родителю, позже ученик сможет сам себя контролировать. Стоит избегать любых отвлекающих объектов в поле досягаемости. Гаджеты в идеале должны быть отключены во время урока и перед выполнением домашних заданий. Учителю также нужно иметь всё необходимое для урока под рукой, во избежание лишних движений, которые очень отвлекают учащихся, особенно в младшей школе. На рабочий лад помогает настроиться тихая спокойная музыка. Лучше использовать классические мелодии без слов.
Правило 5. Полезная рутина
Следование привычному расписанию (уроков, перемен, отдыха, других активностей) помогает сфокусироваться. Хорошо бы сделать его наглядным и ярким. Важно планировать не только работу, но и перерывы для “перезагрузки” мозга. Дети обязательно должны иметь возможность выплеснуть энергию, подвигаться, даже потанцевать в промежутках между выполнением заданий.
Правило 6. Игры и практики на развитие внимания
Пазлы, кроссворды, картинки на поиск отличий должны быть частью досуга ребёнка. Они заставляют сфокусироваться, развивают усидчивость. Не лишним будет и научиться медитировать. Умение посидеть 3-5 минут в тишине, прислушиваясь к своим ощущениям, сможет стать основой концентрации. Элементы йоги для детей тоже могут помочь развить умение оставаться в фокусе. Также можно предложить детям игру “Я вижу…”: выберите предмет в поле зрения, назовите его цвет, или форму, или другой отличительный признак, пусть ребенок догадается, что именно вы видите.
Что поможет сконцентрироваться на конкретном задании?
- Лимит времени, использование таймеров.
- Четкая постановка задачи.
- Ясные критерии выполнения.
- Физическая разрядка до и после задания.
Тренируйте концентрацию детей с раннего возраста, и успехи в учёбе не заставят себя долго ждать!
По какому-то удивительному стечению обстоятельств, каждый раз, когда ребёнку нужно делать уроки или готовиться к контрольной работе, у него возникает потребность попить, поесть, отлучиться в туалет или срочно позвонить другу. Если не верить в чудеса, то напрашивается только один вывод: ребёнку трудно концентрировать внимание.
Концентрация внимания — это способность удерживать внимание на каком-либо объекте в течение длительного времени. Трудности концентрации внимания периодически испытывают все люди. Если уж взрослому человеку сложно заставить себя заниматься длительное время скучной, однообразной работой, что уж говорить о ребёнке, которому приходится делать выбор между учебником по математике и компьютерной игрой. В то же время, любимым делом школьник может заниматься часами, игнорируя всё, что не связано с ним, и не проявляя никаких признаков утомления.
Выходит, одна из самых главных причин трудностей концентрации внимания — отсутствие интереса. Если ребёнок не видит какой-либо пользы от выполняемого задания лично для себя, у него нет причины для того, чтобы направлять на него внимание. В таком случае, взрослому нужно придумать эту самую причину. Например, сказать ребёнку о том, что через полчаса начинается интересный фильм, но его можно будет посмотреть, только если будут сделаны все уроки, потому что фильм поздно заканчивается.
Вторая причина трудностей концентрации внимания — усталость. Недостаток сна, большое количество занятий, завышенные требования, недомогание — всё это заставляет ребёнка думать об отдыхе, а не об учёбе. Понаблюдайте, сколько времени школьник сохраняет оптимальную работоспособность, и предлагайте ему делать перерыв по истечении этого периода. Отдых может длиться не больше десяти минут и включать в себя небольшую физическую нагрузку. Попросите ребёнка полить цветы, помочь вам разобрать сумки с продуктами и т.д. Лучше не давать ему возможности играть в этот момент, потому что потом ему будет трудно переключиться на занятия.
Ещё один важный фактор — нарушение душевного равновесия. Если ребёнок чем-то огорчён, подавлен, обижен, он невольно будет снова и снова возвращаться к беспокоящей его проблеме. Поэтому, прежде чем «усаживать» ребёнка за уроки, необходимо дать ему возможность успокоиться, выразить своё понимание его переживаний, дать совет, поддержать.
Иногда ребёнок настолько увлечён какими-то мыслями, что никакие уловки и уговоры не помогают ему забыть о них на время. Например, младшим школьникам бывает трудно сосредоточиться, если они находятся в ожидании вечернего похода в цирк, в парк и т.д. В таком случае, нужно дать ребёнку возможность «прикоснуться к мечте» — дать подержать билеты, рассказать, насколько близко вы будете сидеть к сцене. Это позволит ребёнку выплеснуть часть распирающих его эмоций, мешающих занятиям.
Глядя в учебник или тетрадь, ребёнок видит боковым зрением любимого робота или мишку, валяющегося неподалёку, слышит звуки радио или чувствует запах вкусной картошки. Трудно требовать от ребёнка полной сосредоточенности в окружении такого количества соблазнов. Конечно, вы не можете посадить школьника с его учебными принадлежностями в вакуумную камеру, но убрать из-под его носа робота и выключить радио можно.
Если влияние всех описанных факторов устранено, а внимание ребёнка продолжает путешествовать по любым предметам, кроме тех, которые относятся к учёбе, это говорит о том, что его возможности концентрироваться нуждаются в специальной тренировке.
Упражнение 1. Сохраняем позу.
Детям свойственна активность и подвижность, поэтому длительное сидение за столом физически утомляет их. Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут такие игры как «Море волнуется», «Замри!» или «Памятник». Например, в последней игре ребёнку предлагается изобразить какого-нибудь известного человека и замереть без движения. Для более старательного выполнения упражнения ребёнком можно внести в игру элемент соревнования: кто дольше сохранит выбранную позу, не покачнётся, не моргнёт и т.д.
Упражнение 2. Сбрасываем напряжение.
Помимо сохранения необходимого мышечного напряжения, ребёнок должен уметь расслаблять мускулы, почувствовав усталость. Быстро сбросить напряжение и ощутить прилив сил можно с помощью следующих упражнений: — сделать 5-7 глубоких вдохов и выдохов; — потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги — вперёд; — потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь. — сидя на стуле или стоя на полу, сделать несколько поворотов корпусом вправо и влево.
Упражнение 3. Загадочно молчим.
Посторонние разговоры мешают сосредоточиться не меньше, чем яркие отвлекающие предметы. Задавая вам вопросы, ойкая, передразнивая своих одноклассников или изображая Бэтмена, ребёнок невольно уходит от сути выполняемой работы. Игра в «молчанку» позволит ребёнку научиться подавлять не относящиеся к делу реплики и возгласы. Договоритесь с ребёнком о призе, который получит тот, кто дольше всех промолчит. Это даст вам возможность не реагировать на вопросы ребёнка, а ему — самостоятельно и быстро справиться с заданием. Можно так же поиграть всей семьёй в игру, в которой участники должны отгадать какой-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.
Упражнение 4. Направляем взор.
Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Для того, чтобы развить его, подойдут любые игры, развивающие точность попадания в цель, например: городки, стрельба в тире, набрасывание колец. В домашних условиях можно попробовать складывать башни из спичек, девочкам — вышивать, а мальчикам — выжигать.
Упражнение 5. Переключаем внимание.
Для того, чтобы не попасть надолго во власть отвлекающих факторов, ребёнку необходимо уметь быстро переключать внимание обратно на задание. В этом помогут игры, содержащие два-три условных сигнала, на которые ребёнок должен реагировать различным образом, например: услышав один хлопок — присесть, два хлопка — попрыгать, три хлопка — поднять руки. Более сложный вариант такой игры — «Путаница». Попросите ребёнка показывать те части тела, которые вы называете, а сами показывайте неправильно, — например, говорите «глаз», а дотрагивайтесь до своего носа. Темп игры можно постепенно ускорять. Главное, чтобы вы не запутались сами!
Также можно совместить упражнения на внимание с тренировкой памяти. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на расположение предметов в комнате, а затем предложите ему выйти за дверь. Пока его нет, переставьте местами два-три предмета и позовите ребёнка. Его задача — определить, что изменилось за время его отсутствия.
К сожалению, в некоторых случаях значительные нарушения концентрации внимания могут свидетельствовать о наличии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), возникающего при дисфункции некоторых мозговых структур. Если систематические занятия с ребёнком не дают результата, следует обратиться за консультацией к неврологу.
Умение сосредотачиваться на изучении информации является одним из ключевых навыков для успешной учебы. Чем лучше ребенок умеет концентрироваться, тем меньше времени и сил он будет затрачивать на обучение. И хотя устойчивое внимание начинает полноценно развиваться только после 9 лет, обучение в начальной школе тоже требует сосредоточенности. Как повысить детскую продуктивность и научить ребенка концентрировать внимание?
Введите правило: «Одна задача за раз»
Часто родители сами торопят и сбивают ребенка. Представьте: школьник решает пример по математике, а рядом сидит мама и, озабоченно поглядывая на часы, напоминает, что еще нужно сделать домашнее задание по русскому, да и по чтению задали немало. Конечно, мыслями ребенок тут же уносится от математики, и концентрация пропадает. Поэтому старайтесь во время выполнения домашнего задания сразу обозначать цель. Например, «Сейчас в течение получаса мы занимаемся математикой. Нужно решить задачи под номерами…».
Совет! Чем сложнее материал, тем медленнее его нужно изучать. Прочитав сложный параграф «по диагонали», ребенок «поставит галочку», но вряд ли усвоит то, о чем прочитал. Поэтому не торопите, не ставьте таймер и не отвлекайте школьника, когда он изучает новую тему.
Найдите и устраните отвлекающие факторы
Понаблюдайте, на что больше всего отвлекается ребенок? Тянется к телефону? Поглядывает на лежащую на столе книгу? Или может, его взгляд притягивает яркий плакат, висящий над рабочей зоной? Полезно составить список раздражителей и подумать, как можно их устранить. Кстати, для взрослых этот совет тоже хорошо работает.
Совет родителям: чтобы научить ребенка концентрации внимания, взрослому самому нужно понять, «как это работает». Попробуйте успокоить свой «беспокойный ум» и отследите бег мыслей в момент выполнения того или иного дела. Отследите мысли, когда вы тревожитесь о будущем или переживаете о том, что невозможно изменить. Избавляйтесь от этих ментальных привычек постепенно. Полезно вести дневник мыслей, делать дыхательный упражнения.
Чередуйте учебу и отдых
Сознание циклично, и периоды повышенной сосредоточенности сменяются периодами расслабления и низкой концентрации. Согласно исследованиям, в первом классе дети могут сосредотачиваться на одном деле 12–35 минут, во втором — от 16 до 40 минут. К концу начальной школы максимальное время концентрации возрастает до 50 минут.
Во время учебы и другой деятельности, требующей высокой концентрации внимания, необходимо давать ребенку отдохнуть. Можно использовать метод помидора, где через каждые 15–25 минут работы дается 5–10 минут отдыха, или смотреть по состоянию ребенка. Главное, чтобы деятельность во время перерыва не требовала высокой сосредоточенности. Например, можно сделать простое физическое упражнение, потанцевать, посмотреть в окно, выпить стакан воды (нехватка жидкости влияет на мозг и способность концентрироваться).
Совет! Если ваш ребенок обладает слабым вниманием и часто отвлекается, не требуйте, чтобы он сидел над одной задачей 20–40 минут, даже если это написано в нормах для его возраста. Начинайте с маленьких промежутков: 3, 5, 10 минут.
Делайте упражнения на внимание
- Расскажи о предмете. Дайте ребенку любой предмет и попросите изучить его в течение минуты, не отвлекаясь ни на что. Далее уберите предмет. Ребенок должен рассказать о нем как можно подробнее. Из чего он сделан? Какого цвета? Какие нюансы имеет?
- Таблицы Шульте. Это таблицы с написанными в произвольном порядке числами. Ребенок должен как можно быстрее найти и показать все числа по порядку.
- Корректурные пробы (тест Бурдона). Это лист, на котором в случайном порядке изображены фигуры (рисунки, цифры, буквы). Задача ребенка — просмотреть ряды слева направо, найти и вычеркнуть определенные изображения. В более сложном варианте одно изображение нужно вычеркнуть, другое — подчеркнуть, третье — обвести Это упражнение можно делать и с обычным текстом. Ребенку дается задание: например, обвести все буквы Н (слоги НА, слова на букву Н ).
- День наоборот. Перед сном предложите ребенку вспомнить весь день, но в обратной последовательности. Например, ребенок почистил зубы и лег в кровать, перед этим были игры перед сном, ужин, подготовка уроков
- Тест Мюнстерберга. Школьнику предлагается ряд случайных букв, среди которых спрятано слово.
Придумайте «кодовое слово»
Договоритесь с ребенком, что как только он начинает отвлекаться, вы будете говорить «кодовое слово», которое укажет ему на это. Слово может быть любое: «Внимание!», «Ты отвлекаешься», «Сконцентрируйся» Главное, чтобы слово действительно возвращало ребенка к тому, чем он занимается.
Совет! Если сосредоточиться на одном подростку не позволяют «гениальные мысли», которые приходят одна за другой, предложите такой вариант. Пусть положит рядом с рабочим местом листок и кратко записывает все, что нужно запомнить. С этой информацией можно разобраться позже.
Проблема низкой концентрации внимания у детей и подростков сегодня очень актуальна. Большую роль играют гаджеты, которые снижают способность концентрироваться и формируют поверхностное мышление. Однако с помощью специальных упражнений и дозирования общения ребенка с гаджетами можно добиться хороших результатов и повысить концентрацию внимания у школьников.
Умение концентрироваться, т.е. сосредотачивать усилия на конкретной цели и выделять главное, поможет ребенку более качественно подготовить домашнее задание, продуктивно работать в классе, собраться перед выступлением, да и просто быть более успешным. В статье рассказывается о том, как научить ребенка концентрировать свое внимание.
Концентрация и сосредоточенность — это свойства внимания. Внимание — это психический процесс, который можно (и нужно!) развивать, и именно этому посвящена данная статья.
Бесполезно повторять ребенку «Сконцентрируйся!», если не объяснить ему, как это делается. Сконцентрироваться — означает «сосредоточиться в центре», и этот центр — его собственное тело, которое он может ощущать на физическом уровне. А для ребенка характерно разбрасываться (то есть отвлекаться), особенно если ему не интересно то, чем он занят. Он неосознанно ищет возможность развлечься.
Прежде всего объясните ребенку, что ему необходимы те знания, которые он получает в школе. Признайте, что многие вещи он со временем все равно забудет, как вы забыли многое из того, что учили в школе. Тем не менее, учеба в школе научила вас легко снова находить (или вспоминать) нужную вам информацию, а также узнавать новое. Домашние задания развивают любознательность и способность к обучению.
Вторая прелесть концентрации в том, чтобы довести домашнее задание до желаемого результата, выполнив работу качественно и в разумные сроки.
Чтобы приучить ребенка думать о том, что он делает, просите его задавать себе вопросы о том, что происходит с ним здесь и сейчас. Это очень простой прием позволит ему быстро вернуться в настоящее время. Всякий раз, когда он почувствует, что отвлекается или что растерялся, можно формулировать вопросы таким образом: где я. который час. что я должен сейчас делать. Задавая себе эти вопросы один за другим и постепенно возвращаясь к реальности, ребенок научится быстрее концентрироваться, когда ему это необходимо. Ответы на эти вопросы могут быть такими: где я? – у себя в комнате, за своим письменным столом; который час? — сейчас 19:30; что я должен сейчас делать? — я должен выучить эти словарные слова, а потом начать делать математику (или: я играю перед ужином, так что я могу делать что хочу до тех пор, пока мама не позовет меня).
Техники, которым вы можете обучить ребенка, чтобы мобилизовать концентрацию перед выполнением домашнего задания, можно также использовать в классе или перед контрольной.
Некоторые считают, что сконцентрироваться можно только в идеальных условиях (тишина, полутень, спокойное место). Это убеждение на самом деле неверно, так как вне этого идеального места будет очень сложно (вернее, практически невозможно) вновь мобилизовать внимание. Лучше приспосабливаться к реальным условиям, чтобы приобрести способность легко концентрироваться в любой ситуации. Пусть ребенок узнает, что умение сконцентрироваться в любой обстановке — это сила, которая придает уверенности.
Если ребенок испытывает беспокойство или его одолевают тревожные мысли, следует предварительно прибегнуть к техникам, которые позволяют успокоиться или к брюшному дыханию. И только после этого предложите ему следующие упражнения.
Техника: сосредоточиться на себе, чтобы сконцентрироваться
Продолжительность: 3 минуты
Порядок действий:
- Попросите ребенка сесть удобнее, закрыть глаза. Пусть почувствует и назовет точки опоры своего тела на стуле. Перечисление нужно начинать с самой верхней точки и заканчивать самой нижней (от плеч до ступней).
- Затем попросите его сконцентрироваться на несколько мгновений на макушке головы (в случае надобности положите на нее что-нибудь, например книгу).
- Попросите его представить, что он рисует цветной круг в этом месте, и чтобы он удерживал этот круг несколько мгновений.
- Пусть вернется к точкам опоры (перечисляя сверху вниз), затем к кругу, поменяв цвет, и т.д.
Советы:
- Чтобы ребенок доставал ногами до пола, опустите сиденье стула ниже или поставьте ему под ноги что-нибудь, чтобы он мог ощущать точку опоры на уровне свода стопы, пальцами, пятками. Находясь в классе он может подвинуться на краешек стула, чтобы ноги коснулись пола.
- Чтобы «почувствовать» зону макушки головы (которой уделяется большое внимание в практике йоги), положите на нее что-нибудь весомое (толстую книгу, например) и подержите несколько секунд. После этого останется легкое «ощущение присутствия»(биение, пульсация, ощущение давления или легкости).
- Вариант в положении стоя: пусть ребенок положит себе на голову книгу так, чтобы она не падала. Приведите ему в пример африканских женщин, которые носят так тяжелые корзины, сохраняя идеальное равновесие.
Техника: экспресс-концентрация
Продолжительность: 1 минута
Порядок действий:
- Попросите ребенка закрыть глаза в том положении, в котором он находится.
- Приложите свой указательный палец к его лбу, где-то в сантиметре над бровями.
- Скажите ребенку, чтобы он представил, что его лоб прозрачен, и попросите его заглянуть как бы через ваш палец внутрь своей головы (вы заметите, как его глаза под веками немного смещаются вверх). Он должен представить палец и зафиксировать эту картинку на несколько секунд.
Примечание: поднимая глаза вверх на 20 градусов, ребенок переводит свой мозг в «положение альфа», способствующее лучшей концентрации.
Об авторе: Мария Михайловна Сагайдачная, педагог-психолог СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»
Использованная литература: Е.Камаровская «Помогите, у ребенка стресс!», Изд-во «Питер», 2012 г.)
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Как только человек рождается, на него обрушивается масса сенсорных раздражителей. Если бы мы стали откликаться на каждый из них и не учились отсекать лишнее, то, вероятно, человеческий прогресс остановился бы где-то в манеже под крутящимся мобилем. Со временем мы осваиваемся и довольно избирательно относимся к назойливой чепухе, которая лезет в глаза, предпочитая удерживать внимание на тех вещах, которые отвечают нашим целям.
В то же время полная погружённость в изучение мушиного крылышка могла бы сыграть с нами злую шутку, поэтому эволюция сформировала нас открытыми к новому опыту, к неожиданным и значительным событиям. Так, например, прилетевший прямо в вазу мячик легко выводит нас из транса. Это тонкий баланс, требующий сложных нейронных сетей, которые будут управлять нашим поведением.
У физиологов есть подходящая метафора на этот случай: внимание подобно путешественнику, который идёт сквозь лес, ему нужно всё время удерживать в голове маршрут, не сбиваться с пути и в то же время видеть нежелательное появление змей и как-то реагировать на них. У ребёнка же нейронные сети только формируется и внутренний путешественник не вполне определился, в какую ему сторону.
Учителя, кстати, давно бьют тревогу. Интернет-опрос, проведённый ещё в 2012 году, показал, что почти 90% из них считают, что новые технологии помогают нам вырастить «легко отвлекающееся поколение с коротким периодом внимания». Бытует мнение, что ребёнок способен сосредоточиться на уроке на 15 минут, после чего неплохо бы сменить деятельность. Но некоторые учителя всерьёз полагают, что 15 минут — это уже немыслимая роскошь. Их подростки отвлекаются примерно раз в 28 секунд.
Что можно успеть за 28 секунд? Может, физик и успеет пробормотать правило буравчика, но вот словесник только начнёт декламировать первую лермонтовскую строку.
Так и хочется обвинить во всем дурацкий телефон. Но виновато, конечно, не само устройство, а то, как его используют дети. Если то, что вылезает на экране, не затрагивает человека эмоционально в течение первых секунд, он легко пролистывает эту нудятину дальше: там много развлечений. Но развлечения-то и сконструированы таким образом, чтобы захватить внимание пользователя.
1. Уберите лишние раздражители
Если у человека проблема с восприятием информации, нужно оглядеться вокруг. Возможно, именно помещение виновато в том, что ребёнок никак не способен дослушать сказку. Психологи из Университета Карнеги — Меллона выяснили, что дети в ярких, обвешанных плакатами классах хуже усваивают содержание урока. Однако стоит снять весёлые картинки со стен, оставив над доской один лишь портрет Менделеева, — и у детей магическим образом возрастает способность сохранять концентрацию. Это, кстати, объясняет, почему ваш Колька не услышал лекцию об этикете: читать её на фоне работающего телевизора — гиблое дело.
2. Добавьте сенсорики и движения
Если ребёнок выпадает во время объяснений, вспомните про сенсорную интеграцию. Детям нужно много разных, в том числе и тактильных стимулов, чтобы настроить мозг. Позволить во время занятия мять в ладошке жвачку для рук может им очень помочь вас услышать.
Некоторым бывает трудно держать в фокусе информацию, поскольку все усилия уходят на то, чтобы сохранить неподвижное положение и сидеть в не самой удобной позе. Если у такого ребёнка появится возможность зарыться в подушки, придавить себя рюкзаком или прилечь, его внимание к вашим словам будет выше. Хороший способ — делать перерывы на зарядку. Исследования показали, что 15 минут упражнений в классе серьёзно улучшают результаты когнитивных тестов, проведённых в тот же день.
3. Не читайте лекций, а просите ребёнка включиться в диалог
Было бы неправильно обращать внимание только на внешние поглотители внимания, тихонько ругать их и ничего не делать с собственной манерой вести разговор. Сегодня у нас есть сто тысяч способов стать интересными самим. Классные педагогические технологии, игры, сторителлинг — всё это может работать на детей. Зря многие недооценивают силу живой направленной на ребёнка речи, особенно если она содержит любопытный вопрос.
Эксперименты, посвящённые способности учеников фокусироваться, не могли не обнаружить связи между вниманием и активным обучением. Суть такая: если вы показываете картинки, всё время задаете вопросы и даже ожидаете ответов, как бы непринуждённо беседуя, то потери внимания будут меньше, чем во время стандартной лекции.
Родителям это тоже полезно иметь в виду. Когда мы заходим на второй круг с речью о пользе ученья, есть большая вероятность, что всё это летит мимо цели. Гораздо эффективнее было бы поговорить с ребёнком о его целях и интересах или о том, что ему мешает или помогает учиться.
4. Не забывайте про майндфулнес
То, что на Западе давно стало мейнстримом, а у нас до сих пор звучит диковато, — школьные практики внимательности. Есть сотни научных доказательств, что незатейливые упражнения, которые помогают детям ощутить своё дыхание и положение в пространстве, визуализировать определенный образ, влияют на них удивительным образом. Например, повышают способности к концентрации и саморегуляции, снижают проблемное поведение и тревожность и даже делают детей счастливее.
Кажется, что дома ввести привычку прислушиваться к своим ощущениям и расслабляться ещё легче, чем в классе с 25 людьми, которые произвольно дрыгают ногами.
5. Подавайте информацию через разные каналы
Бывает, что взрослый не может добиться понимания, потому что обращается не к тому каналу восприятия ребёнка. Он, например, аудиал, а вы ждёте, что он погрузится в мир причудливых тонов зеленоватой пастели. Уча человека концентрироваться на предмете, подключайте визуальные, аудиальные и, может даже, кинетические стимулы.
6. Позвольте ему играть
Игра жизненно важна для развития человека, даже если папе кажется, что дошкольная арифметика полезнее. Исследователи, которые занимаются изучением игры, с каждым годом находят всё больше доказательств её благотворного влияния на мозг. С сугубо практической точки зрения — ненаигравшиеся дети пытаются играть во время учёбы или вести беседу сразу за трёх пупсов, пока вы рассказываете об устройстве Вселенной. А это неудобно.
7. Читайте вслух
Свежее американское исследование предлагает нам вариант, о котором знала ещё ваша бабушка, — чтение книжки. Регулярное чтение вслух помогаетдошкольникам с эмоциональной регуляцией, навыками самоконтроля и внимания. Успокаивающий эффект был обнаружен при исследовании дошкольников, но, вероятно, он работает для всех — даже для тревожных родителей.
Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.