Как ребенку научиться играть в шахматы

Считается, что с трех — четырех лет ребенок вполне способен освоить правила игры. Хотя возраст в данном случае имеет второстепенное значение.

Шахматы — замечательная игра. Об их пользе для развития логического мышления и аналитических способностей человека написаны тысячи статей и книг. С древнейших времен умение играть в шахматы было признаком умного и образованного человека. За многие сотни лет своего существования эта игра не утратила своего значения. Единственное, что изменилось, шахматы стали доступны всем независимо от социального статуса и достатка.

Кроме вышеуказанных полезных свойств, шахматы позволяют развивать усидчивость, умение мыслить на перспективу, выстраивать свои действия заранее. Шахматы позволяют научиться мыслить абстрактно. Играя в шахматы, ребенок приобретает способность строго соблюдать правила, действовать в строгой системе координат. Этот навык пригодится ему в дальнейшем. Обычно дети, хорошо играющие в шахматы, не имеют проблем в изучении точных наук.

С какого возраста можно обучать шахматам

Считается, что с трех — четырех лет ребенок вполне способен освоить шахматные правила. Хотя возраст в данном случае имеет второстепенное значение. Если ребенок понимает то, что взрослый ему объясняет, способен концентрировать внимание на 10 — 15 и играет в игры «по ролям», то он уже может начать занятия по обучению игре в шахматы.

Как правильно обучать ребенка игре

Если вы не хотите обучать ребенка в шахматной школе, можно попробовать объяснить ему начальные правила самостоятельно. Основные принципы работы с ребенком:

  • непродолжительные занятия (на начальном этапе не более 10 минут в день);
  • игровая форма занятий;
  • постепенное знакомство с правилами.

Приступая к объяснению того, как ходят фигуры, главное не торопиться, а действовать постепенно. Опытные педагоги советуют такой прием. Начните с пешек. Объясните, как они ходят и как «едят» фигуры соперника. Затем расставьте пешки на доске и попробуйте сыграть только ими. Побеждает тот, кто быстрее добрался до последнего ряда поля противника и потерял меньше всего фигур. Закрепите этот навык, сыграв несколько партий в течение ближайших занятий. Затем добавьте еще одну фигуру и так далее.

Когда в игру войдут все шахматные фигуры, объясните ребенку значение терминов шах и мат.

Развитие навыка

Способов развить навык не так много. У ребенка всегда должен быть партнер для игры. Не отказывайте малышу, если он проявляет инициативу. Ближе к школе можно попробовать записать ребенка в шахматный кружок. Но даже если ваше чадо не изъявит желания серьезно заниматься шахматами, знания и умения, которые будут приобретены с освоением этой непростой игры, пригодятся ему многократно и не раз сослужат хорошую службу.

Как и в случае с любым навыком, лучше всего начать с основ и познакомить вашего ребенка с игрой, прежде чем начинать игру.

Хотя родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий или других жизненных навыков, некоторые из них задаются вопросом, как правильно научить ребенка играть в шахматы. Возможно, вы уже знаете о преимуществах игры, но обучение ее вашему ребенку может оказаться не тем предложением, которое вас устраивает. Вот несколько способов, с помощью которых вы можете начать позволить вашему ребенку это сделать.

Как научить детей шахматам?

Выяснить, как преподавать шахматы своему ребенку, может быть даже сложно, если кажется, что вы сами еще не знаете игру. Даже если вы это сделаете, многочисленные приемы и игры могут немного озадачить вас, когда вы начнете думать, с чего начать. Как и в случае с любым навыком, лучше всего начать с основ и познакомить вашего ребенка с игрой, прежде чем начинать игру.

Безусловно, подавляющее большинство родителей согласятся, что шахматы для детей являются полезной развивающей игрой. Если Вы решили научить своего ребенка игре в шахматы, но не знаете, как лучше начать, то данная статья поможет Вам в этом.

Самое главное на первых порах – заинтересовать малыша. Пусть у него сложится впечатление, что шахматы – это целый волшебный мир со своими персонажами. Найдите в магазине шахматы для детей. Они должны быть большого размера, с широким устойчивым основанием. Отлично, если фигуры будут лакированными. Хрупкие и маленькие варианты не подойдут для ребенка — они будут теряться, ломаться и долго не проживут. Не стоит устанавливать какого-то определенного графика в занятиях. Планируйте каждое занятие-игру по настроению и свободному времени.

Знакомство с шахматами

Прежде, чем дать ребенку в руки шахматы, заинтригуйте его. Расскажите сказку о двух необычных королевствах, в каждом из которых живут король, королева и их необычная свита. Назовите фигуры и дайте малышу их в руки. Пусть он поближе их рассмотрит, поиграет. Ребенок на первых порах должен удовлетворить свой интерес к необычным «человечкам». Сначала шахматы в жизни ребенка будут лишь как красивый необычный набор, но постепенно они начнут свое развивающее действие.

Первое занятие

Расставьте фигуры на доске. Объясните, почему пешки впереди, а король с королевой – позади. Параллельно приучайте ребенка к тому, что шахматы – это не просто игрушки, это серьезные важные персоны. Они любят тишину, бережное отношение и ходят по шахматной доске по строгим правилам. Но на первый раз можно поиграть и без правил. Разыграйте, у кого будут белые фигуры и начинайте!

Второе занятие

Пора постепенно переходить к правилам. Напомните, что король – самая наиглавнейшая фигура и его надо обязательно защищать. Покажите, как ходит король. Объясните, что в шахматном королевстве есть два важных слова: «шах» и «мат». Уточните, в какой ситуации игра считается законченной и насколько важно прикрывать короля.

Расскажите о пешках, об их возможностях: о первом ходе и последующих, а также о волшебных превращениях пешки, дошедшей до противоположной стороны доски. Пусть малыш самостоятельно попробует подвигать пешки по правилам.

Снова сыграйте партию, но теперь уже пешки должны двигаться так, как им положено. Для остальных фигур пока предоставляется «игра без правил».

Третье занятие

Обязательно сначала повторите все, что малыш узнал на последней игре. Перейдите к описанию королевы. Расскажите, что она — самая всемогущая в королевстве и может ходить практически любым способом. Пусть юный шахматист потренируется.

Если Вы озадачились целью научить ребенка этой игре, то не стоит торопиться. В каждое последующее занятие осваивайте по одной новой фигуре, при этом обязательно повторяйте правила прошлого урока. Так занятие за занятием ребенок освоит все правила шахматной игры. Никогда не торопите ребенка и не ругайте, иначе это может спровоцировать неуверенность и равнодушие к игре.

Сейчас очень много компьютерных вариантов игры в шахматы. При этом и родители свободны, и ребенок занят. Но вот нагрузка на неокрепшие глаза при этом возрастает. Вряд ли какая мама согласится на это. Да и игра с реальными фигурами на реальной доске куда интереснее – это ведь целое действо!

Можно сделать неоценимый родительский вклад, купив однажды шахматы для детей и научив этой игре. Ваше терпение и труд обязательно окупятся через несколько лет. Видеть, как ребенок обыгрывает сверстников, одним из первых решает задачи и сам составляет ребусы – это радость и удовольствие для родителей!

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня , то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко , эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.

В чём польза для детей

Прославленный советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:

  • эта игра заставляет думать;
  • чтобы побеждать, нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, а это учит ребёнка предвидеть результат своих действий;
  • с помощью игры в шахматы дети развивают и тренируют логическое мышление;
  • желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать и относиться к себе самокритично, анализировать свою деятельность;
  • игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.

С какого возраста можно учить играть

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.

Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми. Однако есть и отрицательная сторона: возможно возникновение проблемы «поддавков», когда, не желая огорчать ребёнка, ему уступают в игре. Но опытные педагоги и воспитатели рекомендуют этого не делать, так как малыш может привыкнуть к лёгким победам и драматично переживать проигрыш. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.

Как правильно мотивировать ребёнка

В младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

  • Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
  • Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких. Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
  • Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.

Методики обучения

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

  1. Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
  2. Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
  3. Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
  4. На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
  5. Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»). Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
  6. Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь
  7. Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Видео: Как научить малыша играть в шахматы

Шахматы – древняя и очень мудрая игра, которая учит не только одерживать победу, но и обосновывать её. Научите своего ребёнка этой захватывающей игре, и вы воспитаете не только достойного соперника, но и наладите с ним прочные эмоциональные связи.

Шахматы — древняя игра для взрослых. Всех ее премудростей не постичь и великим гроссмейстерам. Но азы доступны даже маленьким детям.

Шахматы способны не только заменить целый комплекс развивающих игр и приспособлений, но и воспитать лучшие качества характера ребенка — волю, терпение, целеустремленность, умение побеждать и проигрывать.

руководитель шахматной школы «Александра»

В некотором царстве, в шахматном государстве

Обычно непосредственный интерес ребенка к шахматам, как правило, проявляется в тех семьях, где этой игрой увлечены взрослые или старшие братья и сестры. Но для первых занятий с малышами совсем не обязательно разбираться во всех шахматных тонкостях. Даже совсем не умеющая играть мама шаг за шагом может учиться вместе с ребенком.

Разнообразные шахматные фигурки похожи на игрушки, а в шахматных правилах таятся занимательные сюжеты, которые нужно только развить в сказочном направлении. Эти «детские» свойства взрослой игры активно используются педагогами и методистами. Множество сказочных эпизодов и игр содержит книга Игоря Сухина «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет». Ладьи, ферзи и пешки общаются в них с Незнайкой, Дюймовочкой и другими любимыми детскими персонажами. Педагог советует начинать с игр, в которых шахматные фигурки используются не по своему прямому назначению. Например, разыграть «Колобка» или «Репку», раздав «роли» королю, ферзю, слону, коню, ладье и пешке.

С воображаемого путешествия в шахматное королевство начинает каждое занятие с трехлетками и руководитель шахматной школы «Александра» Наталья Костенюк:

«Заиграла музыка, все зажмурились. Прилетели в сказочную страну. Кто в нашем царстве-государстве главный? Король. Мы его изучаем, рассматриваем, как он выглядит. Пешки — башенки крепостные, ладьи охраняют наше государство. Есть кони, боевые слоны. Про каждую фигурку рассказываем, этапы обучения превращаем в небольшие игры. „Король у нас старенький, как он ходит? Только на одну клеточку, прыгать он не может“. Каждое занятие посвящено какой-то одной шахматной фигурке».

Черно-белое пространство

В других играх и упражнениях с шахматными фигурками ребенок осваивает элементарные математические понятия, учится сравнивать различные фигуры по величине, цвету и форме. И только потом можно переходить к непосредственному знакомству с шахматной доской. Черно-белую плоскость полезно изучать не только в «подлиннике», но и рисовать на листах бумаги или мелом на асфальте, складывать из кубиков контрастного цвета.

Регулярно занимаясь дома с родителями или на занятиях в группе, уже трехлетний ребенок в состоянии не только выучить все шахматные фигуры и их ходы, но и усвоить такие сложные понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ и даже запомнить шахматную нотацию с цифрами и латинскими буквами.

«Конечно, малыши еще путают буквы, — продолжает Наталья Костенюк. — Например, мы любим играть в почту. Каждое поле имеет свой адрес на доске. Нужно доставить конвертик по адресу а8 или а2. Ребенок должен найти нужное поле на пересечении вертикалей и горизонталей — а это уже сложные понятия. Но есть подсказка — в искомом месте нарисована фигурка или буква, которую надо раскрасить. Дети четырех с половиной лет уже с увлечением соревнуются между собой, отгадывая, где какое поле, и даже решают задачки на мат в один ход. Ход фигуры закрепляют, рисуя на диаграммках своими значками. Малыши учатся взаимодействовать сразу с несколькими фигурками, которые они уже выучили. Допустим, на доске ладья и король. Дети самостоятельно решают, куда ладья должна пойти, чтобы напасть на короля, и как получается шах королю. Более старшие быстрее проходят материал и уже начинают разыгрывать партии».