[Р] — один из тех звуков, отсутствие которого режет слух. В речи детей этот сонор начинает звучать позже остальных звуков. Стоит ли переживать, если он запаздывает? Как добиться правильного звучания? Обсудили с экспертом.
Сначала речь малыша понятна лишь домашним. Постепенно его речевой аппарат осваивает новые и новые звуки, справляясь даже с непростыми сонорами. И вот эпохальное событие! Малыш уверенно Рррррычит. Тут, правда, важно не торопить события и не ожидать, скажем, от четырехлетки уверенного произношения звука [р]. До 4-х и даже 5-ти лет говорить «лыба» вместо «рыба» вполне нормально.
В 5—6 лет ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных (сонорных) звуков — [р], [л].
Впрочем, если вопрос: «как научить ребенка говорить букву р» волнует тебя буквально с того момента, как кроха начал лепетать, нелишним будет уделить время профилактике. К ней относится, например, ранний отказ от соски-пустышки и бутылочек. Нередки случаи, когда малыш потягивает компоты и кефир из бутылки с соской во вполне «зрелом» возрасте. Конечно, родителям удобно, что кроха не прольет напиток, как это происходит при использовании чашки. Однако логопеды не приветствуют такой подход и предупреждают о возможных ортодондических нарушениях, провоцирующих проблемы со звукопроизношением. Есть даже такое понятие как «сосочный» уклад языка. Его движение верх, к небу, — резко ограничено. Форма далека от совершенства, воздушная струя при звукопроизношении растекается вкривь и вкось. Где уж говорить о вибрации кончика языка, необходимой для четкой постановки сложного сонора?
О чем еще могут позаботиться родители? Ввести в распорядок дня артикуляционную гимнастику. Ее еще называют миогимнастикой. Комплексы упражнений подбираются индивидуально для каждого ребенка логопедом или ортодонтом. Поэтому с посещением этих специалистов не стоит слишком затягивать.
Кстати, еще на самых ранних этапах ортодонт может диагностировать наличие укороченной подъязычной уздечки. Она мешает появлению всех звуков, при которых язык должен подниматься вверх (р, ш, ж, л, р, ч, щ).
Впрочем, ты и сама можешь заподозрить неладное, если у малыша при попытке поднять язычок вверх его кончик словно раздваивается наподобие «змеиного жала».
Существует несколько видов укороченной уздечки, ограничивающей его подвижность. Иногда она определяется еще в роддоме, если у малыша категорически не получается сосать мамино молочко или бутылочку. В этом случае возможно рассечение уздечки в первые дни жизни.
В более позднем возрасте по показаниям проводятся полноценные пластические операции по ее коррекции. Однако в настоящее время они менее распространены, поскольку довольно часто, при отсутствии серьезной патологии, удается растянуть уздечку с помощью логопедических упражнений.
Итак, артикуляционная гимнастика — лучшая профилактика для чистого и красивого звука [р]. Выполняя их, малыш готовит мышцы артикуляционного аппарата к его произнесению.
Занятия, напомним, нужно подбирать индивидуально. Мы лишь приведем несколько популярных тренировочных упражнений. Их можно начинать выполнять с возраста 2,5 лет и они, в частности, нацелены и на растягивание подъязычной уздечки. Не забудь поставить перед малышом зеркало!
- «Чашечка». Широкий язычок с высоко приподнятыми боковыми краями превращается в «чашечку». Удерживать «чашечку», открыв рот, надо как можно дольше. Язык при этом тянется к верхней губе.
- «Грибочек». Улыбнуться, открыть рот. Язык своей верхней поверхностью присасывается к нёбу, словно прилипает. Нижняя челюсть опускается, а подъязычная уздечка превращается в ножку «гриба». Важно следить, чтобы губы были растянуты в улыбке, а прилипание было симметрично, и «гриб» удерживался во рту максимально долго.
- «Гармошка». Это упражнение — усложненная версия «Грибочка». В исходном положении «грибок» нижняя челюсть с максимальной амплитудой опускается и поднимается. Уздечка растягивается, а язык не отлепляется от нёба.
За один сеанс каждое упражнение повторяем 5 раз. Прекрасная тренировка мышц для развития артикуляционного аппарата.
А на закуску — скороговорки:
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Баран-буян залез в бурьян.
- Все бобры для своих бобрят добры.
«Инициатива наказуема» — эта истина в полной мере относится к попыткам родителей самостоятельно поставить ребенку с логопедическими проблемами звук [р]. Если при этом на консультацию к специалисту они не спешат, результат бывает плачевный.
Логопедических нюансов может быть немало и «невооруженным» взглядом они не видны. Например, корень языка может оказаться в гипертонусе. Специалист, определив эту проблему, сначала с помощью упражнений снимает тонус и лишь затем приступает к постановке звука.
Привычка произносить звук неправильно закрепляется моментально. А переучивать всегда сложнее! Как научиться говорить букву р, если ребенок страдает нарушениями звукопроизношения, например, картавит? Переделать дефектное звучание [р] сможет только специалист! В отсутствии серьезных патологий на постановку звука [р] у логопеда уйдет 3 месяца, после чего начнется автоматизация (автоматическое произношение, без задумчивости). Столь длительный срок (на другие звуки уходит 1-2 месяца) связан с трудоемким процессом подготовки артикуляционного аппарата к произношению соноров.
В русском языке [р] в буквальном смысле «рычащее». При произношении язык касается неба близко к губам и сильно вибрирует — мы рычим.
В английском языке [r] произносится намного мягче, можно сказать, картавее. Язык не касается неба, он отодвинут немного назад и совершает легкие вибрации. Это, конечно, не французское грассирование, но и не раскатистый «русский рык». При изучении английского языка «с пеленок», например, в билингвальной семье обоим родителям стоит изучить звукообразование соноров особо. Для произнесения звука [r] нужно переместить кончик языка к середине неба. Между небом и кончиком языка должна оставаться щель, через которую пойдет воздух. Язык при этом принимает форму «лодочки». Важный момент: он не расслаблен, а напряжен, чтобы избежать вибрации. Точнее, вибрируют только голосовые связки.
Эми Кролевецкая, Директор образовательных программ онлайн-платформы английского языка для детей Novakid
Кстати, американцы и англичане, обладатели классического произношения, [r] говорят по-разному. Коренной житель Туманного Альбиона так тщательно маскирует этот звук, особенно, если перед ним стоит гласная, что он становится практически не слышен. Зато в США [r] отчетливо выговаривают почти всегда. Австралийцы при этом характерно «глотают» [r] в конце слова. Такие вот лингвистическо-логопедические нюансы!
Тренировать звуки при изучении ребенком второго языка лучше уже с 4-х лет. Акцент во многом зависит от мускулатуры речевого аппарата, а она формируется в раннем возрасте.
Новорожденный малыш общается с родителями единственно возможным для него способом — через плач. Так он сообщает, что хочет кушать, замерз, испытывает боль или просто хочет внимания. Однако даже мама не всегда понимает, чем вызваны крик и слезы. Чем раньше ребенок научится говорить, тем быстрее он облегчит жизнь себе и родителям. Говорящие малыши намного спокойнее, они меньше капризничают и способны объяснить словами, чего хотят. Мама и папа, в свою очередь, смогут быстрее удовлетворить их потребности.
Почему важно не упустить момент
Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи в первые месяцы жизни.
Так что, беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем! Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.
Когда дети начинают говорить
В 2 месяца. Это период «гуления». Младенец с удовольствием протягивает гласные звуки «а», «о», «у», а некоторые индивидуумы пытаются добавить к ним согласный «г». Это милое «гу-агу» малыш может повторять по нескольку минут, при этом активно жестикулируя и улыбаясь.
От 3 до 6 месяцев. Видимое развитие речи в этом возрасте ограничивается простыми слогами или невнятным лепетанием, но обратите внимание, как малыш внимательно вслушивается в вашу речь. Он буквально впитывает каждое слово. Если вы замолкаете, младенец заполняет паузу своим гулением, давая понять, что диалог не закончен и он ждет продолжения. В этот период очень важно читать ему сказки, стихи, больше разговаривать, комментируя все происходящее вокруг.
В 8-10 месяцев. Ребенок продолжает лепетать, но среди несвязных звуков проскакивают вполне понятные первые двусложные слова. Малыш начинает понимать фразы, обращенные к нему. При названии предметов отыскивает их глазами, показывает пальчиком. На предложение покушать — открывает рот, а сообщение о предстоящей прогулке вызывает бурю положительных эмоций.
В 1 год. Годовалый малыш уже говорит. Пока его словарный запас ограничен 10-15 словами, но произносит он их вполне осознанно. Буквально через месяц-другой количество удваивается, и в 1,5 года малыш свободно оперирует 30-40 понятиями. Словарный запас двухлетних детей составляет около 100 единиц. Нередко в годик, ребенок начинает говорить первые фразы.
С 2 до 3 лет. Это период бурного развития речи. Около тысячи слов и две сотни фраз — такая норма считается усредненной для этого возраста. Малыши употребляют местоимения, склоняют слова по падежам и говорят вполне связными предложениями.
Лучший способ помочь малышу научиться говорить — это проводить время, общаясь с ним. Каждый ребенок индивидуален, но в течение первого года вы, вероятно, не услышите идентифицируемых согласных звуков до девяти месяцев и слов, кроме “мама” и “папа”, до 12 месяцев. Может показаться глупым болтать с кем-то, кто не может ответить, но снова и снова исследования показывают, что ребенок постоянно учится на том, что вы говорите. Вот еще несколько советов, которые помогут малышу заговорить.
Реагируйте на то, что говорит малыш
Исследование, проведенное Университетами Айовы и Индианы, показало, что, слушая и реагируя на то, что, по вашему мнению, говорит ребенок, вы даете ему понять, что он может общаться, заставляя его быстрее издавать более сложные звуки.
Используйте сложные слова в речи
Хотя такие слова, как “прозорливость” или “усердие”, могут показаться сложными для ребенка прямо сейчас, чем раньше вы начнете их произносить, тем быстрее он их выучит. Исследования показывают, что 18-месячные дети выучивают в среднем от двух до пяти новых слов в день.
Не полагайтесь на телевидение
Хотя образовательные программы могут служить дополнением (и заслуженным отдыхом для мамы), они никогда не смогут заменить время, которое вы проводите с ребенком. Исследование популярного видеосериала “Малыш Эйнштейн” показало, что дети, которые регулярно смотрели DVD-диски, понимали в среднем на шесть-восемь слов меньше, чем дети, которые этого не делали. Даже самые умные телешоу не заменят вас.
Играйте в игры
Развлекайтесь с малышом: пойте песенки, разучивайте детские стишки или просто издавайте звуки, — все что угодно, чтобы познакомить его с новыми способами использования слов. Чтение книг тоже имеет решающее значение.
Как научить ребенка говорить «нет» своим сверстникам 05.08.2020 00:00
Как научить подростка говорить «нет» своим сверстникам
Не всякий ребёнок скажет «нет» даже на некомфортное предложение. Во-первых, давление со стороны сверстников: если так делают все, это кажется модным, крутым и безопасным. Зачем отказываться? Во-вторых, опасность навредить дружеским отношениям. Мы с детства знаем: не выручить товарища в сложной ситуации — стыдно. Но если он просит списать или сделать за него работу? Если просит участвовать в чем-то незаконном или опасном?
В этой статье обсудим, как возникает чувство вины и как научиться говорить «нет», сохраняя отношения.
Избавляемся от вины за отказ
Начнём с двух основных причин, по которым у людей возникает чувство вины, когда они говорят «нет». Во-первых, отказывая, мы инстинктивно думаем, что делаем что-то неправильно. Мы добавляем работы тому, кто просит нас помочь, рушим его день, портим настроение. На самом деле это не так. В большинстве случаев мы — далеко не последняя надежда того, кто просит. Почти всегда есть миллион других вариантов решить проблему.
Во-вторых, отказывая, мы ждём ответной негативной реакции. Думаем, что нам откажут в будущем, что с нами перестанут общаться. Воображение сразу рисует худший вариант событий. Но в 99% случаев ничего не происходит. Люди получают отказ и продолжают жить своей жизнью: обращаются за помощью к другим, находят способ сделать всё самостоятельно или отказываются от сомнительной идеи.
Установки, которые можно дать ребёнку:
- Не бойся, что, отказав, делаешь человеку плохо. Возможно, кто-то обидится на тебя, получит плохую оценку. Если вам интересно общаться друг с другом, это вам не помешает. Запомни, если действительно надо — ты поймёшь. Если видишь, что ты не последняя надежда во вселенной — просто скажи «нет».
2. Не бойся, что, отказав, потеряешь друга. Настоящих друзей связывает нечто большее — гибкая, но устойчивая нить. Вы оба люди с равными правами, которые сами выбирают, чем им хочется заниматься.
Несколько способов говорить «нет»
Способ №1: Предложить альтернативный вариант
Это самый лёгкий способ отказать: отклонить просьбу, но предложить утешительный приз. Как можно сказать: «Прости, я сейчас очень занят и не смогу тебе помочь, попробуй загуглить или напиши вопросы по ДЗ мне во Вконтакте, я подумаю, но не обещаю, что успею посмотреть Создать карусель Добавьте описание Способ №2: Свалить вину на что-то, независящее от тебя
Виновником всех неудобств легко сделать родителей, какие-то обязанности по дому, репетиторов. Как можно сказать: «Прости, я не смогу пойти вечером с вами, буду заниматься, родители настаивают».
Будет даже лучше, если вы будете в курсе, что стали «козлом отпущения». Объясните ребёнку, что вы всегда на их стороне: если их нужно прикрыть, чтобы уберечь от некомфортного опыта, вы будете рады помочь и сыграть самого строгого родителя в мире.
Способ №3: Проявить сочувствие, даже если отказываешь
Отказывать, не оставляя следа агрессии, легче, если показать, что ты:
2. рад, что обратились к тебе
3. сопереживаешь, что не сможешь помочь
Можно сказать так: «Мне приятно, что ты считаешь, что я смогу помочь с твоей контрольной, но, честно говоря, я не успею решить и себе, и тебе. Прости, тебе лучше обратиться к X. Я слышал, что он ещё лучше разбирается в предмете и куда сговорчивей в этом плане. Надеюсь, у тебя получится».
Резюме
Обсудите с ребёнком, почему, отказывая, люди часто испытывают иррациональную вину. На самом деле отказывать можно всем и по любому поводу, особенно, если тебе предлагают участвовать в чём-то опасном или незаконном.
Не надо бояться потерять друзей или как-то испортить их жизнь. Чаще всего такого не происходит, мир не рушится и все живут дальше. Отказывая, можно предложить альтернативу, проявить сочувствие или, в конце концов, сделать крайним вас. Главное, избегать дискомфортного опыта и заботиться о безопасности. Вовремя говорить «нет» — очень важно во взрослой жизни.
ГБУ РК «Джанкойский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» 2020г.
У детей одной и той же возрастной группы способность говорить развивается по-разному. В то время как некоторые малыши постоянно говорят что-нибудь и повторяют за взрослыми слова уже в 1 год, другие в том же возрасте произносят лишь отдельные слоги или слова, или же произносят неразборчивые звуки.
Дети в возрасте от двух до трёх лет начинают хорошо понимать разговор взрослых, но охотно разговаривают только с близкими им людьми при помощи отдельных слов или коротких значащих предложений. Это норма. Если ребенок в этом возрасте не способен говорить какие-нибудь слова, на это необходимо обратить внимание и помочь ему с развитием речи.
Все малыши не зависимо от возраста нуждаются в том, чтобы вы как можно чаще разговаривали с ними, используя происходящие вокруг них события дня. Малыши всегда стремятся подражать звукам, которые они слышат вокруг себя, включая слова, которые их родители и близкие произносят дома. Следовательно, они автоматически запоминают некоторые слова и учатся произносить их. Дети не всегда понимают значения слов, которые слышат от взрослых, и ваша обязанность состоит в том, чтобы вы им внятно и толково помогли разъяснить значения слов, чтобы они понимали то, что вы им говорите.
Малыши в возрасте около трех лет в норме легко произносят почти все звуки и рисуют буквы, которые есть в алфавите, но они ещё не могут складывать эти звуки в слоги, что необходимо для навыков письменной речи. Однако к этому времени совершенствуется движение рук, ребенок овладевает некоторыми тонкими движениями кисти рук и пальцев, начинает хорошо рисовать карандашом. С развитием мелкой моторики рук быстро совершенствуется и речь.
Как научить ребенка говорить мама
Первое слово ребенка — то, которое на слуху, а поскольку малыш первое время проводит исключительно с мамой, мама — самое часто употребляемое слово. Чтобы научить ребенка говорить «мама», всегда начинайте комментировать действия матери (или свои) словами: «мама делает. «, «мама взяла..» и так далее. Играя с ребенком, побуждайте его говорить, произнося четко и внятно по слогам «ма-ма», малышам нравится повторять слоги за взрослыми.
Как научить ребенка говорить в 1 год
Говорите с ребенком четко, не каверкайте слова и не сюсюкайте. С годовалыми малышами нужно говорить спокойным тоном, неоднократно и короткими предложениями, содержащими единственную идею. Возможно, что некоторые из слов, которые вы будете говорить, окажутся непонятными детям, но они будут схватывать значения этих слов, если вы будете подключать их воображение, учить их сравнивать и думать.
Например, если ребёнок ест печенье, спрашивают его, каким оно является на вкус, какая у него форма и как оно называется и так далее. Кроме того, говорите с ними о вещах, которыми они сами интересуются. Таким образом, они будут изучать новые слова и понимать их значение, используя при этом своё воображение и интуицию. Вы можете также говорить с ними о том, что вы делаете, и ребенок будет идентифицировать действия со словами.
Неотъемлемой частью развития речи, особенно в возрасте 1-3 года являются пальчиковые игры, занятия рисованием, аппликацией и другие упражнения по развитию мелкой моторики рук, от которой напрямую зависит, как скоро ребенок научится говорить.
Как научить ребенка говорить в 2-3 года
В 2-3 года ребенок уже понимает почти все, что вы произносите. Стимулируйте его речь, задавая вопросы, на которые он должен будет ответить коротким предложением вместо того, чтобы только говорить «да» или «нет». Кроме того, пробуйте закончить их незаконченные слова или предложения, в случае необходимости, неоднократно так, чтобы они могли научиться полностью понимать и говорить эти новые слова легко.
В этом возрасте детям нравится игра «алфавит», когда вы по порядку громко произносите буквы алфавита, а малыш повторяет их за вами. Убьете этим двух зайцев — и научите ребенка правильно говорить звуки, и познакомите с алфавитом и ребенку легче будет впоследствие запомнить буквы.
Как научить ребенка говорить буквы
Бывает, дети, научившись говорить, не произносят некоторые звуки, чаще всего это звуки на буквы р, л (в твердых слогах), ш, ж, с. Следите за тем, чтобы ребенок сразу учился говорить звук правильно, а не заменял его на другой, переучить будет труднее. Поправляйте каждый раз, когда ребенок произносит неправильно. Исключение — буква Р. Обычно ребенок сначала учится произносить кортавую Р, а потом нормальную. Помощь специалиста потребуется, если ребенок не может правильно говорить Р к 6 годам, но учить выговариваь эту букву нужно начинать как можно раньше.
На проблемный звук подбирайте слова и стихи, просите ребенка повторять за вами, при этом он должен видеть, как вы открываете рот, как поворачиваете язык и так далее.
Конкретные занятия и упражнения на проблемные звуки смотрите в разделе Занятия по развитию речи с детьми.