Как научиться читать, подражая сове и волку, и зачем посыпать буквы манкой и песком? Об этих и других деталях обучения чтению по методу Монтессори рассказывает педагог школы-детского сада «Вершина Монтессори» Юлия Лукина.
Как мы уже писали, в Монтессори-педагогике детей сначала учат писать и только потом — читать. Это объясняется тем, что письмо (в особенности прописных, а не печатных букв) похоже на рисование и дается малышам куда легче чтения.
По мнению Марии Монтессори, начинать писать стоит уже с четырех лет, а читать — с четырех с половиной. Но готовиться к этому можно и нужно заранее.
- Фактурные буквы. Прежде чем читать первые слова, ребенок должен хорошо изучить буквы. Причем не только визуально. Здесь помогут шершавые, объемные, фактурные буквы, которые ребенок может потрогать, подвигать в пространстве. Лучше, чтобы гласные были одного цвета, а согласные — другого. Обычно изучение букв проходит в период с четырех до четырех с половиной лет.
- Подвижный алфавит. После изучения трех-четырех согласных и гласных можно приступать к сложению букв. Ребенку предлагается совместить согласную и гласную и прочитать их вместе.
- Игры на звукоподражание (с трех лет). Предлагаем ребенку вместе с нами озвучить все, что звучит просто и понятно. «Как воет волк?» — «У-у-у-у». «А как самолет летит?» — «Ву-у-у-у-у». «А как выходит воздух из шарика?» — «С-с-с-с». В Монтессори-среде есть специальная коробка с картинками или фигурками, которые можно использовать в такой игре.
- Фонематические игры. Они помогают вычленять звуки в словах и актуальны тогда, когда у ребенка созрели концентрация и внимание. Когда он уже наслушался разных звуков и проявляет интерес к буквам.
Как это может выглядеть? Например, взрослый предлагает ребенку разные предметы и изображения: карандаш, ручка, арбуз, трактор. Просит показать то, что начинается на «а». И вместе с ним громко и протяжно озвучивает ответ: «А-а-а-а-а-арбуз». Важно, чтобы взрослый помогал ребенку выделять звуки в этих словах. Сначала мы акцентируем внимание на звуках в начале слова, потом — в конце. Например, просим дать карточку с предметом, название которого оканчивается на «ш» — «Карандаш-ш-ш-ш». - Игры для межполушарного взаимодействия. Это могут быть как тетради со специальными заданиями, так и деревянные игрушки, которые тренируют координацию движений, синхронизируют работу рук и глаз. Их общая особенность в том, что в такой игре задействованы сразу две руки, а значит, и два полушария нашего мозга.
Развивать навыки чтения и письма очень помогает внешняя среда, когда ребенок видит, как читают и пишут его родители, старшие ребята. Но так же важна и внутренняя мотивация: малыш должен хотеть учиться и быть самостоятельным. Например, для того, чтобы самому прочитать объявление, рецепт любимого блюда или сказку.
Согласно методу Монтессори, очень важно давать ребенку почувствовать даже маленький успех. Именно поэтому чтение начинается с самых простых трехбуквенных слов, которые пишутся так же, как и читаются: «пол», «кот», «сок», «дом». Поначалу чтение сопровождается визуальной составляющей: картинками или фигурками тех объектов, названия которых читает ребенок.
Например, педагог показывает фигурку кота и начинает писать на доске по одной букве: «к», «о», «т». И просит ребенка: «Посмотри, что я написал». Пишет «к» — произносит «к», пишет «о» — произносит «о». «Смотри, что получилось: «ко-о-о-о». Пишет «т» — произносит «т». «Смотри, получилось «ко-о-от».
Так ребенку показывают, как буквы сливаются в слово. Зная, как звучат первые две буквы, и глядя на картинку или фигурку, ребенок интуитивно понимает, что написано. Даже если сразу у него не получилось прочитать слово, так он чувствует свой успех и хочет учиться дальше.
В Монтессори-среде даже есть специальный материал под названием «интуитивное чтение». Он представляет собой коробку с пятью-шестью карточками или фигурками тех самых простых, трехбуквенных понятий вроде «дом», «сок», «кот».
Когда ребенок уверенно освоил первый уровень сложности, можно перейти на второй и предложить слова из двух слогов, но все еще такие, которые одинаково пишутся и читаются. Например, «ваза», «роза», «рука», «нога». Затем можно усложнить задачу двумя согласными рядом «стол», «гном», «стул».
От чтения простых слов, с которыми ребенок уже знаком, он постепенно переходит к абстрактным понятиям и неизвестным для себя словам. Потом — к простым предложениям. И лишь затем — к коротким историям и сказкам.
Советы родителям
Расширяйте кругозор и словарный запас
Обучить чтению по Монтессори дома гораздо легче, чем письму (где с большей вероятностью потребуется полное погружение в Монтессори-среду). Для этого родителям нужно постоянно помогать ребенку с расширением словарного запаса. Причем изучать новое нужно не только вербально, но и сенсорно. Позвольте ребенку потрогать, ощупать заинтересовавший его предмет. Чем больше у малыша таких возможностей, тем шире и понятнее для него картина мира. Так развиваются высшие психические функции — внимание, память, концентрация, — которые очень важны для чтения.
Правильно называйте звуки
Чтобы у ребенка не возникло трудностей на этапе вычленения звуков при чтении, важно правильно называть буквы при их изучении. Взрослый должен произносить именно звук, а не название буквы. То есть «к» вместо «ка», «б» вместо «бэ». Тогда ребенок не прочитает слово «сок» как «эс-о-ка».
Конечно, рано или поздно он перестроится, даже если уже выучил дома с родителями весь букварь. Но лучше с самого начала не создавать подобных трудностей.
Не спешите усложнять задачу
Монтессори-педагоги часто просят родителей не бежать впереди паровоза и не усложнять задачу для ребенка раньше времени. Поначалу важно подкреплять слова изображениями: дети буквально «читают» по ним так же, как по буквам. К примеру, родители иногда рассказывают, как их трехлетние дети сами читают — но на деле оказывается, что они просто запомнили какие-то сказки и стихотворения наизусть. Ребенок подходит к своей полке с книгами и смотрит: «Так, эту я могу прочитать, а эту еще не могу — не помню».
Как обычно родители занимаются с детьми чтением? «Садись и читай! Пока не прочитаешь 5 страниц, телефон не получишь». Это, конечно, тоже способ, но есть методы и понадежнее. О них рассказала наш блогер, будущий учитель начальных классов Катя Хасанова.
Чтение — один из самых проблемных школьных предметов. Уровень читательской грамотности школьников, к сожалению, снижается. Чтобы человек хорошо читал, необходимо понимание прочитанного, хорошая техника чтения и, конечно же, интерес к книге. В этой статье я предлагаю подборку интересных и нестандартных методов обучения чтению, которые могут помочь решить проблему с разных сторон на разных этапах начальной школы.
Сразу скажу: методы скорочтения я не предлагаю, так как научно и на практике многими педагогами доказано, что в младших классах скорочтение скорее вредит, чем помогает.
1. Инсерт
Анализ текста — самый сложный и основной навык, который нужно освоить в начальной школе. Методика «Инсерт» позволяет по специальному простому алгоритму, удобному для детей и педагогов, оценить свое отношение к произведению, объем своих знаний, уровень понимания текста.
Инсерт — это аббревиатура, она переводится с английского, как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления». Работает это так: ребенок читает текст и напротив каждой строчки карандашом ставит значки:
+ — я это знаю
Н — это новая информация
— — об этом я не знал
? — эту информацию надо уточнить у педагога
Это первый этап. Второй — составление таблицы, в которой ребенок тезисно фиксирует, что ему понятно, что нового он узнал, а какая информация оказалась совсем непонятной.
При работе с этим приемом, важно учитывать несколько факторов:
- Начинайте с небольших по объёму текстов — дети должны запомнить значки и научиться ими пользоваться.
- Тезисы поначалу можно проговаривать устно — чтобы в классе все понимали, что и какому знаку относится.
- Обсуждать таблицы надо по колонкам: сначала — что все поняли, потом — что осталось непонятным и так далее.
- В началке можно сделать таблицу попроще — «знаю», «интересуюсь», «узнал».
- Таблицы можно заполнять не только индивидуально, но и попарно, и в группах.
2. Змейка для чтения
В период в детском саду или в 1-м классе дети могут не понимать смысл прочитанного. Эту трудность помогает преодолеть «Змейка для чтения» — здесь, как в домино, нужно подставить к «хвостику» необходимую по смыслу иллюстрацию. Например, на одном листочке написано: «Мальчик читает книгу», а ребенку надо выбрать картинку.
3. Воображение в природе
На что похожи облака, деревья, камни? Казалось бы, совсем простые вопросы, но они помогают развивать воображение, эмоциональный интеллект, прежде всего, литературную речь и словарный запас. Самое главное — это упражнение можно делать в любой момент, просто гуляя по парку или даже по дороге в школу.
4. «Кроссенс»
5. Зрительный диктант
Смотрим на короткий текст либо предложения, читаем и несколько раз повторяем про себя. А потом пишем. Тем самым развиваем зрительную память и внимание. Самый простой диктант для ребенка в началке:
- Тает снег.
- Идет дождь.
- Небо хмурое.
- Коля заболел.
- Запели птицы.
- Поле опустело.
6. Речевой круг
Детям непросто даются правильные склонения слов. Речевой круг поможет научиться правильно составлять формы слов. Как это работает? Подставляем слова в различные фразы, четко произносим окончания плюс расширяем словарный запас и кругозор. Например, тема — фрукты. Пишете по кругу фрукты, а по углам — фразы «гусеница ползет к…», «мне нравится фруктовое мороженое с…», «отрезали кусочек от…», «есть ли косточка в…». И пускай ребенок под каждую фразу подставляет: банан, яблоко, апельсин, виноград.
7. Литературный трейлер
Что мы делаем, когда выбираем кино для просмотра? Конечно же, смотри трейлер к фильму — благодаря этому у нас появляется интерес и мотивация посмотреть его. То же самое можно делать и на уроках литературного чтения: короткий захватывающий рассказ, который учитель придумал на досуге, с самыми интересными моментами произведения, которое предстоит прочитать, замотивирует детей на дальнейшую работу.
8. Литературные картинки-перевертыши
Посмотрите на эту забавную иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Перевернув картинку, можно сразу узнать, чем закончится басня, и перед чтением на основе перевертыша поразмышлять, кто главные герои и в чем заключается сюжет. Так, конечно же, интереснее читать.
9. Путаница букв
Ниже пример стихотворения с перепутанными буквами. Дети любят юмористические стихи и исправление ошибок, а такое упражнение помогает развивать фонематический слух, необходимый для грамотного чтения и письма:
Стихотворение Н. Матвеевой:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползёт бидон,
Молоко течёт в бетон,
А на стройке есть питон.
10. Лифт слогов
На этапе дошколки и 1-го класса, когда ребята соединяют звуки в слоги, можно быстро и просто своими руками смастерить игру как на видео. Таким нудный процесс обучения чтению станет более интересным и динамичным.
11. Разные шрифты
Часто дети сталкиваются с проблемой: как только шрифт меняется, тут же становится сложнее читать, а ведь в жизни нам приходиться сталкивать с совершенно разными по оформлению текстами. Старайтесь подбирать для ребенка разные книги, с разными шрифтами, пробуйте записывать один текст, написанный по-разному. Для ребенка важно научиться различать разные буквы!
12. Собери предложения
Часто в 1-м классе можно встретить задание: «Собери предложение из слов». Оно достаточно скучное. А вот выстраивать маршрут, чтобы как паззл собирать фразу, гораздо интереснее. Например, фраза «Хищные лесные звери ищут добычу». Запишите слова в разных углах листка и попросите ребенка стрелочками указать правильный порядок.
Идеи собраны из ВК-групп:
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Почему ребёнок не может научиться читать? Это вопрос волнует многих родителей. Свыше половины современных детей в начальной школе сталкиваются с проблемами при чтении. При этом 6-8% малышей имеют определённые нарушения. Как правило, если ребёнок в 3-4 классе не может научиться нормально читать, глотает и путает буквы, теряется в строчках и повторяет прочитанные слова, то ему диагностируют дислексию. Это речевая патология, возникающая по ряду внутренних и внешних причин.
Причины развития дислексии
Причины, по которым ребёнок никак не может научиться читать, различны. В большинстве случаев дислексия появляется при наличии минимальной мозговой дисфункции. При этом ребёнку могут прекрасно даваться любые другие науки, поскольку причина патологии не в умственной отсталости, а в неправильной работе конкретного отдела головного мозга.
Почему ребёнок плохо читает? Это может произойти из-за:
- врождённых патологий;
- тяжёлых родов, связанных с асфиксией, отслойкой плаценты;
- поражения центральной нервной системы;
- наследственного фактора;
- черепно-мозговых травм и сотрясений мозга;
- заторможенности ряда отделов головного мозга;
- перенесённых нейроинфекций.
В любом случае ребёнку с дислексией необходима профессиональная помощь. Дети, которые никак не могут научиться читать, должны пройти обследование у невролога, психиатра, логопеда, психолога и нейропсихолога. В первую очередь необходимо установить причину патологии у ребёнка, а также тип дислексии.
Виды дислексии
- Фонематическая дислексия. Как правило, возникает у детей, которые только учатся читать. Ребёнку тяжело различить и правильно произнести написанные буквы. Поэтому он меняет их на другой или похожий звук. Фонематическая дислексия характеризуется:
- заменой букв на похожие звуки, например, «ж» на «ш», «б» на «п» и так далее;
- чтением не по слогам, а по отдельным буквам;
- пропуском или добавлением звуков.
- Семантическая дислексия. Ребёнку тяжело понять смысл прочитанного текста. Сначала патологию принимают за банальную невнимательность. Даже взрослые люди часто читают механически, отвлекаясь на собственные мысли. Однако при семантической дислексии ребёнку сложно понять смысл, даже сосредоточившись на тексте. Наблюдаются следующие отклонения:
- ребёнок воспринимает слова и фразы отдельно, не связывая их по смыслу;
- малышу очень сложно читать вслух, поэтому он произносит все слова по слогам;
- прочитанный текст интерпретируется неверно, ребёнку не удаётся пересказать прочитанное.
- Аграмматическая дислексия. По смыслу похожа на семантическую, но затруднено понимание не предложений и текстов, а словосочетаний. Ребенок читает и не может провести связей между словами. Характерны следующие проявления:
- малыш путается в окончаниях и падежах;
- ребёнок никак не согласует слова во фразах по числам, родам и падежам.
- Оптическая дислексия. У малыша никак не получается научиться читать не только вслух, но и глазами. Он визуально не различает буквы, которые похожи между собой, например, «П» и «Н», «Ы» и «Ь». Из-за этого дети с оптической дислексией могут путаться, неправильно читать слова и не понимать их смысла.
- Мнестическая дислексия. Наиболее распространённый тип патологии, из-за которого ребёнок никак не научится читать. С ней сталкивается большая часть детей. Ребёнок сразу не может запомнить соответствие между буквами и звуками. Обычно это проходит с возрастом. Однако, если ребёнок никак не научился читать через длительное время, то стоит обратиться за помощью к специалисту.
Диагностика
Перед постановкой диагноза необходимо обследовать ребёнка. В первую очередь оцениваются функции речи и когнитивные способности. Психологи также анализируют эмоциональное состояние малыша, которое может провоцировать речевую патологию. Собирается семейный анамнез.
В ходе обследования также оцениваются слух и зрение. Необходим осмотр у невролога, который подтвердит или опровергнет заболевания неврологического характера, из-за которых ребёнку никак не удаётся освоить чтение.
Методы коррекции
Почему ребёнка с дислексией сложно научить читать? Это связано с тем, что он плохо ориентируется не только в пространстве, но и в информационных потоках. Как правило, дислексия также сопровождается рассеянностью. Если родители вовремя обратят внимание на то, что ребёнок не может читать, проблему можно будет скорректировать. Полностью избавиться от лёгкой дезориентации, конечно, не получится. Однако коррекция позволит ребёнку нормально читать, он научится понимать словосочетания и тексты.
Если ребёнок не может читать, то специалистами используется комплексная помощь. Она включает:
- занятия с педагогом. Они направлены на постепенное устранение дислексии. Сначала ребёнка учат понимать слова, потом фразы, предложения и целые тексты. Педагоги занимаются с малышом фонетикой, учат читать и писать, понимать разницу между звуками и буквами, различать графические образы букв, похожих по написанию;
- работу с психологом. Специалист оценивает прогресс ребёнка и его эмоциональное состояние. Многие дети закрываются, потому что не могут читать в отличие от своих сверстников. Очень важно, чтобы ребёнок поверил в свои силы;
- приём медикаментозных средств. Препараты прописываются детям, которые не читают из-за проблем работой центральной нервной системы
На сегодняшний день разработано множество методик, помогающих детям преодолеть дислексию и научиться читать. Важно правильно подобрать коррекционную программу. Если вы не знаете, почему ваш ребенок никак не освоит чтение, то доверьтесь опытным педагогам-логопедам центра «НЕАПЛ». Не воспринимайте дислексию, как приговор. Множество детей добиваются успеха в жизни после грамотной коррекции. Например, Ганс Христиан Андерсен и Уинстон Черчилль были дислексиками. Не переживайте о том, что ребёнок не научится писать и читать. Квалифицированные педагоги обязательно помогут ему нормально развиваться.
Эксперты «Доктора Питера» — невролог, офтальмолог и ортопед — объяснили, как в будущем на здоровье малыша отразится излишне раннее развитие и изучение букваря.
«Хочу, чтобы мой ребенок вырос умным», «в жизни легко только тем, кто всесторонне развит», — родители желают своим детям только лучшего, поэтому популярность концепции раннего развития вполне объяснима. Однако в любом благом деле существуют явные перегибы: некоторые начинают водить своих малышей на занятия или учить самостоятельно непозволительно рано.
Особое место в вопросе обучения традиционно отводят чтению. Даже те мамы и папы, которые не спешат загружать малыша кружками и секциями, считают своим «священным долгом» побыстрее научить его читать. Нередко штудировать алфавит детей заставляют уже в 2–3 года . Но такие занятия не только не несут малышу никакой пользы, но и могут серьезно навредить его здоровью и психическому развитию. Об опасностях слишком раннего обучения чтению рассказывают врачи «СМ-Клиники» в Санкт-Петербурге.
Тренируют левое полушарие, «обкрадывают» правое
Врач невролог высшей квалификационной категории «СМ-Клиника»
Уроки чтения требуют от ребенка внимания, усидчивости и способности к длительной концентрации. Такая модель поведения полностью противоречит естественному ходу психоэмоционального развития малыша. До 4–5 лет главный инструмент развития и обучения для малыша — это игра . С ее помощью он знакомится с окружающим миром и учится устанавливать социальные отношения с другими людьми. К сожалению, родители часто забывают об этом и воспринимают игру как способ досуга или развлечение.
В сознании взрослых срабатывает установка: «бездельничать — плохо, учиться — хорошо». В результате родители насильно усаживают ребенка за букварь и даже не подозревают, что тем самым лишают его возможности познавать мир. Что еще страшнее, из-за преждевременного интеллектуального развития ребенок может не научиться общению со сверстниками. Это чревато серьезными проблемами с социализацией в школьном и даже во взрослом возрасте.
Занятия чтением также могут нарушить баланс в развитии полушарий мозга. Первые годы жизни ребенка проходят под знаком правого полушария. Оно отвечает за эмоциональное познание мира, креативность, творчество, образное мышление, социализацию и нравственные ценности. В зону ответственности левого полушария, в свою очередь, входят логическое мышление, обработка и анализ информации.
Занятия чтением смещают фокус на тренировку левого полушария, но при этом «обкрадывают» правое. Как итог, дошкольник научится хорошо писать и считать, но общий уровень его интеллекта и способность к социализации окажутся ниже положенного. В дальнейшем такому ребенку будет сложнее заводить друзей и овладевать бытовыми навыками.
Дорогие родители! Вы первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа, ваш дом, окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства — к жизни в семье.
До недавнего времени родители считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня, благодаря исследованиям педагогов и психологов Ж. Пиаже, Б. Блума, Э. Эриксона мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы.
Часто родители спрашивают о том, нужно ли учить ребенка читать и писать до школы? Мнения по этому поводу существуют разные. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в школу, умея хорошо читать, то ему в школе будет скучно и неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе. Существует совершенно другая позиция — ребенку необходимо заранее дать все те знания, которые он должен получить в 1 классе. И, вооружившись школьным «Букварем» или «Азбукой», родители начинают интенсивно учить ребенка читать. Как правило, это приводит к стойкому нежеланию ребенка заниматься. Под любым предлогом маленький ученик пытается увильнуть от чтения. Так как же поступить? Если вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребенком в разные звуковые и словесные игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить своего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности — начните обучать его чтению. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь и избавит от многих проблем. Кроме того, психологи утверждают, что 5 лет — самый сенситивный возраст для обучения чтению. Но, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать из каких звуков состоит слово, которое он произносит. Как научить читать? Многие родители стремятся сами учить детей чтению. В настоящее время существует множество различных рекомендаций и пособий. Однако, результат обучения чтению зависит не только от выбранной системы, но и от того, кто и в каких условиях обучает. Главное же -сам ребенок, его уровень подготовки к обучению. А уровень может быть разный:
— читает по слогам.
Присматриваясь к ребенку, можно уловить удобный момент его заинтересованности чтением. И это совсем не зависит от возраста. Он может быть даже раньше 5 лет. Однако долго ждать проявления интереса к чтению не стоит. Его можно вызвать разными способами: красивыми книжками, картинками, яркими буквами, выразительным чтением, просмотром специальных телепередач, играми, игрушками. Любое интересное для ребенка действие можно связать, соединить с буквами, с чтением. Важно делать это вовремя. Давно известно: чем позже учат читать ребенка, тем труднее это ему дается. Замечено, что легче начинать приобщать к чтению тогда, когда ребенок учится говорить, когда он одновременно слышит и видит то, что произносит сам или произносят другие. Сегодня немало родителей берутся учить чтению самостоятельно. Считается, что вполне возможно научить ребенка тому, чем сам хорошо владеешь. Далеко не всегда это оправдано. Нужно еще и заинтересовать, и понятно объяснить, терпеливо много раз повторить, и при этом не навязывать.
В нашем ДОУ уже более 4-х лет осуществляются дополнительные услуги по обучению детей чтению в кружке «Читайка» для детей 5-летнего возраста. Используемая нами методика А. Н. Зайцева показала, что чтение по «складам»(термин методики) ускоряет процесс обучения. Через 2-3 месяца дети осваивают послоговое чтение.
Знакомство с каждой «хозяйкой» звука помогает детям расширять свой словарный запас, развивать фонематический слух. «Хозяйки» звуков включаются в словесные игры, в чистоговорки, поговорки, что позволяет осуществлять осмысление чтения. По запросам родителей проводятся консультации, открытые занятия. Они всегда могут увидеть результаты освоения чтения у своих детей и порадоваться их успехам.
Опытный психофизиолог объясняет, что делать, когда ребенок с трудом осваивает чтение.
Да, иногда приходится запастись терпением, чтобы научить ребенка читать и приучить его к книгам. А в современном мире, наполненном гаджетами, отвлекающими внимание ребенка, это сделать еще труднее. Как справиться с этими задачами, объясняет Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.
Недавно я проводила опрос среди людей старше 40 лет о том, каким образом они научились читать. В то время, когда эти люди были детьми, в нашей стране не было такого увлечения ранним развитием, которое есть сейчас. В итоге оказалось, что 85% опрошенных научились читать как-то незаметно для себя, во всяком случае им не нанимали для этого репетиторов, и они не посещали специальные занятия. Кто-то начал читать в 4 года, кто-то только в школе в 7, но в любом случае обучение чтению происходило легко и быстро.
Сейчас стало значительно больше детей, для которых освоение чтения становится почти невыполнимой задачей.
Что изменилось за последние 35 лет: дети или наша жизнь?
Умение читать не является обязательной частью биологического развития человека. Конечно, для того чтобы научиться читать нужен определенный уровень развития мозга, но важна и мотивация, которую создают другие люди (читайте также: Проще, чем вы думаете: 5 лайфхаков, как подружиться с детьми всего за 10 минут).
Один из важных факторов — мотивация. Все опрошенные мной взрослые говорили о том, что в детстве они мечтали научиться читать. Почему? Во-первых, в нашем детстве было не так много развлечений, мультфильмы не показывали целый день, родители были весь день на работе, поэтому книги являлись источником удовольствия. Но это не все. Уметь читать — означало быть взрослым, делать то, что недоступно детям. Дети постоянно видели взрослых, которые читают и пишут, поэтому очень рано начинали играть в чтение. Кстати, такая игра тоже была частью самообучения. У современных детей нет мотивации для обучения чтению по двум причинам: много легкодоступных развлечений, дети чаще видят родителей с телефоном, а не с книгой (читайте также: Продумать наперед: как помочь ребенку найти профессию, которая будет востребована в будущем).
Мотивации нет, а учиться читать приходится, потому что нужно идти в школу. И тут вступают в силу многочисленные психофизиологические особенности, присущие даже тем современным детям, которые считаются здоровыми. Из-за того, что маленькие дети сейчас значительно меньше двигаются, чем 35 лет назад, у них хуже формируются связи между вестибулярной и зрительной системами. А вестибулярная система руководит автоматическими движениями глаз, в том числе и во время чтения.