Как ребенку научиться быть организованным

Приучение ребенка к организованности и распорядку это не просто формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, кушать и гулять по часам. Проблема здесь значительно глубже и сложнее. На каждые сто детей приходится 2-3 случая длительной или полной дезадаптации ребятишек к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, просидевшие длительное время дома с мамой или бабушкой.

Кроме того, чем раньше вы начнете приучать ребенка к организации его собственного времени, тем лучше и для малыша, и для вас.

Лучший момент для успешного скорейшего привыкания ребенка к распорядку дня и пребыванию в детском саду – это возраст 2-3 года. На этот период приходится кризис раннего детства, именуемый кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности. Считая себя взрослыми в некоторых вопросах, дети частенько становятся непослушными, делая все наперекор. К примеру, отказываются кушать, когда им предлагают, протестуют против ухода с детской площадки домой. Для того, чтобы подчеркнуть свою «взрослость», дети часто берут без спроса вещи родителей. Особенно и привлекает всякая техника: пульты от телевизора, мобильные телефоны. Ни в коем случае нельзя потакать этому, даже если малыш устраивает истерику из-за отнятого мобильного телефона. В противном случае, вам придется часто обращаться в ремонт сотовых телефонов или другие сервисы. Разрешив один раз что-либо, потом сложно будет запретить тоже самое.

Эту любовь ко всяким элетронным приборам можно использовать во благо. К примеру, скажите малышу, что как только он уберет на место свои разбросанные игрушки, вы вместе с ним поиграете на компьютере. Или, если он быстро покушает, то у вас останется время послушать мелодии на мобильном телефоне. Приучайте ребенка к мысли о том, что все должно быть по порядку, и если малыш будет выполнять ваши требования, то будет получать и приятные моменты. Самое главное в этом критическом возрасте для малыша, помочь ему определиться с приоритетами. И тогда в вашем доме меньше будет ссор, и вам не придется тратить деньги на ремонт или вызов мастера по ремонту.

Именно в это время распорядок сада может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде. Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Не тратьте свои усилия на муштру и наставления. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то скорее всего он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам. Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.

Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбоем. Все это произойдет без уговором и насилия, а исходя из потребности организма. Уже через неделю вам не придется тратить много времени и сил, чтобы собрать свое чадо в сад. А чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой.

То же касается и нелюбимых блюд. Первое время можно давать малышу с собой яблоко или морковку, но не шоколад, конфеты и печенье. Впоследствии дети привыкают к употреблению непривычной пищи и за компанию съедают все, даже то, что дома не едят.

В этой статье мы собрали для вас 9 простых советов о том, как помочь вашему ребёнку быть более организованным.

Расскажите ребёнку о благотворительности

Переберите вместе с ним игрушки и отложите те, из которых ребёнок уже вырос или которыми не играет (то же самое касается одежды, из которой ребёнок вырос). Расскажите ему, что эти игрушки можно уже передать тем деткам, которые в них очень нуждаются.

Уметь принимать решения и расставаться со старыми или ненужными вещами, чтобы передать их тем, кто в них нуждается – это важный жизненный урок.

Рассортируйте игрушки

Рассортируйте игрушки по разным коробкам и контейнерам и сделайте это вместе с ребёнком. Подпишите контейнеры или наклейте на них картинки, обозначающие что и где лежит. Недорогие цветные контейнеры можно купить в любом хозяйственном магазине.

А школьнику помогите организовать его рабочее место с помощью различных полок для документов, папок, специальных разделителей.

Перед началом нового учебного года сходите вместе в канцелярский магазин и выберете всё необходимое для школы, пока не началось предшкольное столпотворение. И позвольте ребенку быть активным участником процесса.

Если несколько детей – каждому своё место

Если у вас несколько детей, то хорошо, если у каждого ребёнка будет по контейнеру для тех игрушек, которыми он бы не хотел делиться и общий – для тех игрушек, в которые могут играть все дети.

Подпишите эти контейнеры и тогда уборка игрушек станет проще – каждый ребёнок кладёт свои игрушки в свой контейнер, а общие игрушки – в общие.

Сделайте «коробку сокровищ»

В эту коробку ребёнок будет складывать то, что ему особенно ценно и что он хочет хранить надолго и беречь. Сюда можно складывать самое ценное, разные мелкие детальки, хрупкие вещи, сувениры.

Сделайте «коробку воспоминаний»

Туда можно складывать на память билеты из музеев и детских театров, программки и флаеры с мест, которые вы вместе посещали.

Ребёнок может украсить такие коробочки наклейками, разрисовать и красиво оформить. Придумайте место для таких коробок и пусть они всегда находятся там.

Регулярно просите ребенка собирать игрушки по всему дому

Для этого дайте ребёнку корзину или контейнер. Можете назвать эту игру «Сходи за грибами».

Школьнику можно поручать периодически пройтись по дому и собрать отовсюду свои вещи, принести их в свою комнату и разложить по местам.

Переберите карандаши и фломастеры

Тупые карандаши заточите, фломастеры, которые уже давно не пишут – выбросьте. Научите ребёнка проводить такую ревизию 1 раз в месяц.

Закрепите за ребёнком домашние дела, в соответствии с его возрастом

Это может быть: полить цветы, вытереть пыль, вынести мусор, расставить красиво обувь в коридоре, ухаживать за домашним животным и т.д. Пусть он будет ответственным за их выполнение.

Помогайте ребёнку помнить об этих делах каждый день и помогайте выполнять их. Делайте это с любовью и не забывайте хвалить его за выполнение.

Сами показывайте ребёнку хороший пример

Кладите вещи на свои места, поддерживайте порядок дома и обязательно заканчивать начатые дела.

Эти простые советы помогут вашему ребёнку быть более организованным.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком!

P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.

Уметь вовремя собраться, организоваться и ничего при этом не забыть – это навык, который непросто дается детям. Будет ваш ребенок организованным или нет, во многом зависти от его склада характера и темперамента. Некотором детям достаточно небольших подсказок – и они сами могут планировать свои дела, другие же нуждаются в постоянных напоминаниях и указаниях, поэтому родители тратят немало времени, чтобы научить их быть более собранными.

Школа, домашние обязанности, увлечения и спорт – все эти занятия требует от ребенка умения быть ответственным, организованным и самостоятельным. И хотя мало кому эти качества даются от рождения, зато их можно развивать. В свою очередь умение быть организованным поможет ребенку проявить свои лучшие качества и добиваться больших успехов в любом деле.

Как помочь ребенку стать более организованным:

Расписание

В школе это обязательный элемент обучения, и совсем не зря. Когда ребенок видит свое расписание, он знает чего ожидать и может планировать свои действия. Повесьте дома расписание на видное место, включите в него не только расписание уроков, но и дополнительных занятий, кружков, домашние дела. Для дошкольников и младших школьников лучше сначала планировать список дел на каждый день. После того, как они привыкнут к такому расписанию, можно распланировать целую неделю.

График дает ребенку возможность самому подготовится к урокам на следующий день, сложить портфель, приготовить задания, не забыть, что после обеда у него гимнастика или занятия живописью.

Каждодневные ритуалы

Может показаться, что дети терпеть не могут следовать каким-то правилам. Но на самом деле это дает им ощущение стабильности и порядка в их жизни. Они знают, что их ждет и могут соответствующим образом планировать свой график. Например, утром они могут придерживаться таких ритуалов: встать по будильнику, заправить кровать, умыться, позавтракать, одеться и взять свой рюкзак с учебниками.

Привыкнув к такой нехитрой последовательности, ребенок научится выходить из дому, при этом не оставив кровать не застеленной. Все это помогает ребенку становиться более самостоятельным и не ждать указок со стороны родителей.

Чтобы облегчить запоминание очередности действий для малышей, можно распечатать цветные картинки и повесить на видном месте. Например, на дверце шкафа прикрепить картинки, что за чем одевать.

Верить в возможности ребенка

Ребенок многое постигает на своем пути и всегда рад возможности проявить себя с хорошей стороны. Дети могут гораздо больше, чем мы думаем. Поэтому родителям важно поддерживать их мотивацию, при этому не занижать и не завышать планку. Хвалите за достижения и вместе думайте, что изменить, если что-то не выходит.

Приведенные советы подходят для всей семьи. Приучать ребенка к организационным навыкам можно только собственным примером. И если у вас с организованностью все в порядке, то эти советы вам вряд ли откроют что-то новое. Но иногда родителям тоже нужен толчок — вставать раньше, убирать на место вещи, составлять списки, продумывать заранее, не забывать о встречах. Возможно, воспитание организованности в детях станет одновременно стимулом воспитать организованность в себе.

1. ЗАВЕДИТЕ СЕМЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Пусть это будет большой настенный календарь и в нем будут расписаны дела сразу всех членов семьи. Можно завести каждому отдельный настенный календарь и повесить их рядом, чтобы сверять расписания. Календарь должен быть на видном месте, в досягаемости должны быть карандаши, маркеры, клейкие листочки, чтобы можно было делать пометки и приклеивать их прямо на календарь.

2. ЗАВЕДИТЕ КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСКИ

Очень удобная и полезная вещь — контрольные списки на любой случай жизни. Приучайтесь к ним вместе с детьми. Можно начать с простых:

«5 вещей, которые нужно сделать перед сном»,

«Что должно лежать в портфеле»,

«Что брать с собой в поездку к бабушке».

Поощряйте ребенка и самого создавать такие списки, они будут служить своего рода опорой в нужный момент, и помогут быстро собраться и ничего не забыть.

3. ПОРУЧАЙТЕ ДЕТЯМ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ, связанную с сортировкой и категоризацией

У вас эта работа съедает массу времени, а ведь вы вполне можете ее доверить ребенку, он справится, причем испытывает гордость за то, что оказался полезен маме и умеет делать важные вещи по дому. Это может быть сортировка чистого белья, развешивание одежды по вешалкам, раскладывание чистой посуды по местам, помощь с разбором продуктов по шкафчикам, правильная расстановка книг в шкафу и т.д.

4. ГОТОВЬТЕСЬ К ЗАВТРАШНЕМУ ДНЮ С ВЕЧЕРА

Эта замечательная привычка сэкономит вашей семье массу времени и нервов, если она у вас приживется. Всю одежду, в которой вы завтра идете в школу, на работу, в детский сад, приготовьте сегодня, погладьте, подберите аксессуары. Для девочек, кстати, это может стать приятным ежедневным ритуалом — подбирать одежду на завтра. В сумках-рюкзаках тоже все, что нужно, должно лежать с вечера. Все телефоны должны быть заряжены, карандаши поточены.

5. КУПИТЕ РЕБЕНКУ ПЛАНИРОВЩИК.

Объясните сначала, что такое планировщик, как он может помочь успевать все вовремя и следить за многими вещами одновременно. А затем купите тот, что понравится ребенку, и научите его им пользоваться. Ребенок вскоре и без подсказок начнет понимать, насколько время — это важная и ценная вещь. Что нужно с уважением относиться к своему времени и времени других людей, сверять свое расписание с семейным календарем, чтобы избежать конфликтов в планировании. На практике в планировщик ребенок записывает и школьное расписание, и расписание всех секций и кружков, а в свободное время можно спланировать поход в кино всей семьей или поездку на лыжную базу.

Чтобы все мелочи не валялись одной кучей в ящике письменного стола, заведите ребенку много контейнеров или органайзеров под мелочи. Их можно сделать и самим, заодно проведя больше времени друг с другом. Для всех школьных материалов должно быть хорошо организованное место — держатели под тетради, учебники, карты, атласы и прочее.

7. ПРИУЧАЙТЕ РЕБЁНКА К РАСПОРЯДКУ ДНЯ

Для выполнения домашних заданий выделите определенное время. Создайте ребенку подходящие условия, обеспечьте тишину, не отвлекайте. Но пусть это будет всегда примерно одно и то же время.

8. ГОТОВЬТЕ ВМЕСТЕ

Проводить время на кухне с родителями это сказочное удовольствие для детей, особенно если мама доверяет какой-то процесс, пусть даже просто по подготовке продуктов. Кулинария дает хорошие уроки по организованности: подготовь все продукты в нужном количестве, рассчитай время приготовления, составь список закончившихся продуктов. А вот и новый контрольный список, который ребенок легко поможет вам составить.

Дети могут быть неорганизованными по многим причинам.

Люди часто ошибочно полагают, что неорганизованные дети просто ленивы или неряшливы.

Некоторым детям требуется дополнительная помощь, чтобы стать и оставаться организованными.

У многих детей беспорядок в комнате и заваленные мусором рюкзаки. Большинство из них в конечном итоге уберут и приведут в порядок свои вещи, потому что им надоест беспорядок или они устанут искать вещи (или потому, что их попросят это сделать).

Но что делать, если ваш ребенок никогда не убирает за собой, что бы вы ни говорили или делали? Возможно, вас беспокоит, почему это происходит.

Некоторые люди считают неорганизованных детей ленивыми или дерзкими. Но многие дети на самом деле испытывают трудности с организацией и необходимыми навыками, которые с ней связаны.

Узнайте, почему у некоторых детей возникают проблемы с организацией, и как им можно помочь.

Проблемы организованности, с которыми вы можете столкнуться

Люди иногда думают, что организованность — это просто аккуратность. Разумеется, отчасти это так и есть. Но организация — это больше, чем просто следить за собой и своими вещами. Это также касается организации своих мыслей, управления своим временем, планированием и пониманием того, как добиваться целей.

Дети, у которых возникают проблемы с организацией, могут иметь проблемы с:

расстановкой приоритетов и пониманием того, что наиболее важно;

оценкой того, как много времени занимает выполнение задания, и с отслеживанием времени;

тем, чтобы выполнять задачи в правильном порядке;

пониманием как начинать и доводить дела до конца.

Дома это может привести к тому, что ребенок будет:

очень долго одеваться по утрам и готовиться ко сну вечером;

забывать важные вещи в школе или дома, например сменку или учебники;

забывать подготовить нужные материалы для выполнения задания или проекта;

забывать класть вещи на место и потом терять их;

испытывать трудности с тем, чтобы думать и делать что-то одновременно;

испытывать трудности с логическим изложением мыслей.

Чтобы быть организованным, необходимо многое сделать. Вот пример того, как могут выглядеть проблемы с организацией.

Скоро состоится научная выставка, но ваш ребенок никак не может придумать идею для проекта. Вы предлагаете ему несколько идей, но ребенок злится и отвергает их все. Позже ребенок решает взять одну из ваших идей, но спустя пять минут попыток понять, как это воплотить, он сдается, заявляя, что проект глупый.

Вы садитесь вместе и расписываете все задачи по пунктам. Но ребенок по-прежнему откладывает начало проекта, говоря, что у него еще полно времени и у него много других дел. Другие дела — это что-то, что связано с интересами вашего ребенка, и он теряется в них, забывая про все на свете.

Научный проект откладывается до последней минуты, и ваш ребенок проводит большую часть времени, пытаясь найти необходимые материалы. Конечный результат — небрежно выполненная работа, которая не отражает реальных знаний ребенка по теме проекта.

Каждый шаг в этом примере требовал организационных навыков. И существует множество причин, по которым ребенок может испытывать трудности с этими навыками.

Что может быть причиной проблем с организацией

Трудности с организацией обычно не связаны с ленью. В приведенном выше примере ребенок не был ленивым. В подобных сценариях дети испытывают трудности с расстановкой приоритетов, организацией и выполнением заданий.

Люди иногда не понимают поведение детей и осуждают их. Когда дети сталкиваются с какими-либо трудностями, это может ударить по их самооценке, а осуждение может еще больше ухудшить ситуацию.

Когда маленькие дети испытывают трудности с организацией, это может быть просто вопросом развития. Дети развивают навыки организации с разной скоростью. Некоторые могут обгонять других детей своего возраста, в то время как другие отставать.

Нехватка достаточного количества сна может повлиять на то, насколько хорошо дети могут сосредотачиваться и оставаться организованными. Здоровый график сна поможет вашему ребенку.

Организация является частью группы навыков, известных как исполнительные функции. Некоторые дети испытывают трудности с одним или несколькими из этих навыков. Проблемы с исполнительными функциями , включая организацию, свойственны детям с СДВГ .

Есть и другие факторы, которые также могут повлиять на организованность. К ним относятся способность концентрации внимания , стресс , тревожность и травмы.​

ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В УЧЕБЕ

Как помочь ребенку с проблемами организованности

Есть много способов помочь. Для начала дайте вашему ребенку понять, что ему не стоит расстраиваться из-за этого, и что вы не считаете его “неряшливым” или “небрежным». Это даст ребенку понять две вещи: что вы знаете, что он хочет быть более организованным, и что вы собираетесь найти способы помочь ему.

Важным первым шагом является поиск закономерностей. Каким образом у вашего ребенка проявляется неорганизованность? При каких обстоятельствах эта проблема проявляется особенно сильно? Делайте заметки о проявлениях неорганизованности ребенка дома. Вы можете поделиться этими наблюдениями с учителем и выяснить, замечает ли учитель то же самое в школе.

Учитель вашего ребенка, другие родители и педагоги — это отличные источники информации. Они могут поделиться идеями и опытом, как им удается решать проблемы организации.

Еще один способ помочь ребенку — это поговорить о его сильных сторонах. Очень важно напоминать ребенку о том, в чем он хорош, и отмечать ситуации, когда он проявлял организованность и доводил дела до конца. Скажите ребенку, что вы понимаете, что он проходит через реальные трудности, и что вы будете работать вместе, чтобы использовать его сильные стороны для устранения проблемных ситуаций.