Краткое содержание: Детский сад. Когда отдавать ребенка в садик. Как приучить ребенка к саду. Что делать если малышу трудно вставать по утрам. Как бороться с нежеланием идти в детский сад. Как подготовить ребенка к детскому саду.
Чтобы первые шаги сына или дочери в детском коллективе были радостными, облегчи их своему малышу.
Накануне он хнычет, умоляя оставить его дома, и устраивает душераздирающую сцену на пороге группы, расставаясь с вами. Драма разыгрывается с завидной регулярностью, и все ее участники переживают немалый стресс. Многие родители, впервые отдающие ребенка в детский сад, проходят через это. У одних проблема быстро разрешается сама собой, у других ее решение затягивается на долгие месяцы и требует особого подхода.
Когда альтернативы нет
У специалистов нет единого мнения: отдавать ребенка в дошкольное учреждение или нет. С мамой, конечно, хорошо и безопасно, да и малыш всегда чувствует, что любим. Но отложить проблему адаптации в коллективе до школы — значит только затянуть ее решение. К тому же большинству современных мам надо выходить на работу, и детсад для ребенка — суровая необходимость. Однако в душе — сплошные сомнения: любимое чадо плачет, его так жаль! Может, стоит еще подержать его дома, повременив с карьерой? А колебания мамы нелегко утаить от глаз наблюдательного малыша, и он пытается задержать тебя в группе любой ценой. «Нам нельзя расставаться», — как бы говорит ребенок. Но если у тебя действительно нет выбора, отбрось сомнения и донеси до малыша мысль: ходить в сад ему придется, несмотря ни на что. Будь терпелива, непреклонна, последовательна — и это сработает.
Медленно, но верно
Перед тем как отвести ребенка в выбранный сад, постарайтесь вместе периодически прогуливаться рядом с ним, познакомьтесь с детьми, воспитателями и нянями. Наверняка малыш оценит, как в садике хорошо, и захочет присоединиться к остальным. Если ты чувствуешь, что ему еще трудно обходиться без мамы, попробуй постепенно приучать ребенка к самостоятельности. По договоренности с воспитателями оставайся в группе столько, сколько требуется, чтобы малыш освоился там в твоем присутствии. Не жди, что это произойдет слишком быстро: может потребоваться не одна неделя. Потом оставляй его одного на 2-3 часа, постепенно увеличивая время.
Еще один, народный метод: поручить отцу процесс сопровождения ребенка в садик. Как правило, при папе особо не поплачешь, придется отправляться в группу.
Устрани все негативы
Интересные занятия для садика можно придумать заранее: новая игрушка, шефство над попугайчиком или рыбками в группе. По возможности сведи на нет все негативы, связанные с садиком. Малышу трудно вставать по утрам? Включай ему музыку или мультики, и подъем не будет мучителен. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к детсадовской кухне, договорись, чтобы для начала малыша не заставляли есть то, что он не хочет, давай ему с собой фрукты (но не сладости!). А, глядя на других детей в саду, начнет есть за компанию и твой ребенок.
Прислушайся к своему ребенку
Иногда слезы и нежелание посещать детский сад могут быть вызваны реальными проблемами: несправедливостью воспитательницы или проблемами в общении с детьми. В таких случаях ребенок высказывает свои жалобы. Прислушайся к ним и, прежде чем реагировать, постарайся разобраться, где правда. Дети часто фантазируют: на это всегда найдется причина. Но если, поговорив с воспитательницей или другими родителями, ты находишь подтверждение словам ребенка, принимай необходимые меры. Иногда, в особых случаях, ребенка следует перестать водить в детсад, поменять дошкольное учреждение или даже обратиться за помощью к специалисту.
Ребенок идет в детский сад. Наверное, нет родителей, которые бы не хотели, чтобы этот этап прошел легко, спокойно, чтобы малыш с удовольствием и без криков сразу же пошел в детсад. Но так бывает довольно редко. Чаще дети первые несколько дней или недель плачут, не хотят отпускать маму. И в этом нет ничего необычного. Для ребенка начало посещения садика — это стресс. И наша с вами задача — смягчить его настолько, чтобы он прошел незаметно и без неприятных последствий. Поэтому предлагаем вам 14 правил для родителей, чтобы адаптация ребенка прошла как можно легче и быстрее.
1. Отдавать ребенка в детский сад лучше в теплое время года, когда дети большую часть времени проводят на прогулке. Так ребенку будет легче адаптироваться, поскольку игры на свежем воздухе, песочница — все очень напоминает привычные условия его повседневной жизни.
2. За неделю-две до начала посещения садика приучить ребенка к режиму, который установлен в саду и ввести в рацион ребенка блюда, которые готовят в саду. Таким образом на 2 стрессовых момента станет меньше. Ребенок должен привыкнуть просыпаться утром (например, в 7:00), спать днем с 13:00, завтракать и обедать примерно в то же время, что и в саду. Тогда ему будет легче привыкать к его условиям.
3. Навыки самообслуживания. Научите малыша одеваться, раздеваться, есть ложкой, отучите от одноразовых подгузников. Конечно, если вам приходится отдавать ребенка в детский сад в очень раннем возрасте, то эти навыки могут быть еще не сформированы на достаточном уровне. Главное, чтобы ребенок хотел и пробовал самостоятельно одеваться или есть, а также умел попросить о помощи. Тогда он будет комфортнее и увереннее чувствовать себя среди сверстников, среди которых найдутся те, что умеют делать это самостоятельно.
4. Сформировать положительную установку на сад. Это очень важный пункт! Никогда не пугайте ребенка садиком. Такие фразы, как: “Успокойся, иначе отведу в сад”, “Вот пойдешь в садик — увидишь!” способны сформировать у ребенка установку на то, что в саду плохо и его следует избегать всеми силами. Не используйте фразы, содержащие негатив для ребенка (“А в саду тебе придется такое есть!”, “Вот пойдешь в садик, а там надо делиться с детьми!”) Рассказывайте о садике, гуляйте возле него, наблюдайте за детьми на его площадке, комментируя все, что увидели.
5. Не обманывайте ребенка! Говорите так, как есть. Не стоит слишком расхваливать садик, чтобы потом у ребенка не было разочарования. “Да, ты придешь в группу, а там много детей. Сначала ты никого не будешь знать, но воспитательница поможет подружиться, и вам будет весело!” “Да, тебе придется быть в саду без мамы, я тоже буду скучать по тебе, но вечером я обязательно за тобой приду!» — Вот так лучше разговаривать с ребенком.
6. Научите ребенка отпускать маму, играть самостоятельно игрушками. Конечно, не у всех есть такая возможность, но хорошо, если у ребенка есть регулярный опыт того, что мама отлучается на несколько часов, а малыш в это время остается с папой, бабушкой, няней… Дети, которые никогда не расставались с мамой, так же, как и те, у которых был неудачный опыт такого расставания, могут дольше адаптироваться к детскому саду .
7. Навыки общения. Покажите ребенку, как делиться игрушками, как просить игрушку, как обращаться к взрослым. Эти навыки пригодятся ему в группе детского сада буквально с первого же дня. Для подготовки ребенка в детсад посещайте группы раннего развития, хотя бы для того, чтобы ребенок привык к детскому коллективу, к занятиям и необходимости слушать и слышать взрослого.
8. Общайтесь с воспитателями с уважением и доброжелательно. Ребенок очень внимательно следит за вашими эмоциями, реакциями, поведением. Таким образом, он относится к другим людям так, как вы относитесь к ним, он принимает ваше отношение. Поэтому, придя в детский сад впервые, ребенок должен почувствовать и понять, что воспитатель — это “добрая тетя”, потому что мама с ней приветлива, спокойна и доброжелательна.
9. Обязательно прощайтесь, не убегайте, оставляя ребенка. Это касается не только детского сада, но и любых моментов расставания. Ребенку гораздо легче понять, что мама идет и скоро вернется, чем куда мама внезапно делась. В последнем случае дети начинают придумывать, что мама бросила их и больше никогда не вернется. Тогда начинаются слезы, переживания, истерики, нежелание отпускать маму ни на секундочку.
10. Не нарушайте привычки на первых порах, даже плохие (сосание пальца, соски и т.п.) Если ваш малыш сосет соску, палец, имеет еще какую-то привычку, не пытайтесь отучить от нее параллельно с вступлением в детсад. Так вы добавляете еще один стресс вашему ребенку. Подождите, пока ребенок адаптируется к садику, тогда займитесь привычками. Или еще лучше — отучите от привычки заранее, еще до начала посещения детского сада.
11. Давайте ребенку больше внимания, тепла, ласки. Малышу, который начал ходить в детский сад, уделяйте больше внимания, тепла, ласки, больше обнимайте, демонстрируйте свою любовь, больше времени проводите вместе. Таким образом вы компенсируете ту нехватку мамы в течение дня и еще раз убеждаете, что мама продолжает любить, а не покидает в саду, потому что больше не любит.
12. Если ребенку трудно расставаться с мамой, пусть отводят в детский сад папа, бабушка или еще кто-то. Хотя бы на первых порах.
13. Помните, ребенок чувствует вашу тревогу! Поэтому стояния под дверью группы и прислушивание к тому, что там происходит, хождение вокруг сада и “заглядывания в окна” ни к чему хорошему не приведет. Ребенок, который ощущает мамину тревогу или страх, начинает сам бояться и думать, что в саду с ним может случиться что-то неприятное. Для такого ребенка период адаптации может не заканчиваться очень долго — пока мама не успокоится и не отпустит свои переживания.
14. Принимать чувства ребенка. Исключить нотации, убеждения… Если ребенок плачет в саду, скучает по маме, никогда не запрещайте его чувства, не старайтесь сразу же убедить, что эти чувства напрасны. Просто примите их, покажите, что вы понимаете, что это нормально так чувствовать. Скажите: «Да, я вижу, ты очень скучал/скучала!» «Тебе было страшно, грустно, печально…», «Тебе хочется поплакать, поплачь!» Более подробно об отражении и принятии детских чувств можно прочитать в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Период адаптации перед детским садом проходит каждый ребенок. У всех он выражается по-разному, но основный посыл — «мама, не оставляй меня здесь». Что делать с нежеланием ребенка ходить в детский сад? Как сократить период адаптации? Поговорили с детским психологом, мамами-коллегами,чтобы узнать лайфхаки, которые помогут приучить ребенка к садику.
В каком возрасте начинать ходить в сад?
Детский психолог Екатерина Ильичева советует отдавать ребенка в садик в возрасте до 2,5 лет или после 3,5. Дело в том, что ребенок переживает кризис трех лет, и случается он, как правило, в промежутке от 2,5 до 3,5 лет. Кризис сопровождается истериками, упрямством, резкой сменой настроения. Приучение к детскому саду и так большой стресс для ребенка, поэтому нежелательно сочетать эти два непростых периода.
Воспитатели советуют водить ребенка в группу короткого дня, на три-четыре часа, потому что впоследствии ребенок намного легче и быстрее привыкает к нахождению в саду в течение всего дня.
Игровая комната
Начну с личной истории. Моя дочь Элина пошла в группу короткого дня в 2,3 года (на полный день пока еще не перешли). Не скажу, что были большие проблемы, истерики, но стоило нам пропустить несколько дней, как возвращались слезы. А еще каждый день она повторяла одну и ту же фразу: «Я не хочу в садик».
Вместе с тем я заметила, что дочка с большой охотой проводит время в игровых комнатах, не обращая внимания, есть ли поблизости мама. Однажды после очередного перерыва хождения в сад я ей сказала примерно следующее: «Садик — это и есть игровая комната, там много игрушек, давай пойдем туда завтра поиграть». Признаюсь, сама этого не ожидала, но дочке идея понравилась! Теперь она запрещает называть садик садиком 😉 Только игровая комната!
Некоторые родители говорят детям, что садик — это работа, поэтому ребенок должен туда ходить. Почему это не совсем верный подход объясняет детский психолог Екатерина Ильичева.
Последите за собой, что вы говорите о работе: обычно родители отзываются о ней в негативном ключе. Конечно, ребенок это слышит. Для него работа представляется местом, куда не хочется идти, где тяжело, откуда приходишь совершенно без сил. И представьте, что он должен чувствовать, когда ему говорят, что теперь надо ходить на работу! Я бы лучше ребенку сказала правду: там много игрушек и деток, некоторые малыши будут плакать, а некоторые веселиться, тебе придется делиться игрушками, но их много и они все интересные!
Лайфхаки от психолога
Вот советы от Екатерины, как психологически облегчить для ребенка период адаптации.
- Дать «кусочек мамы». Это какой-либо предмет от мамы, чтобы ребенку было не так тоскливо: например, платочек, пахнущей ее духами, или другая безопасная для малышей вещь.
- Ввести ритуалы встреч и прощания. Это может быть общий жест или волшебная фраза, особое рукопожатие или объятие. Главное — договориться с ребенком, что отныне вы будете так встречаться и прощаться. Такие вещи помогают детям переключаться.
- Оставить игрушку на ночь в саду. А утром сказать: в садике нас ждет зайчик, ему, наверное, грустно без нас, пойдем его заберем.
Что советуют в детском саду
Коллега Наталья Бондарь рассказала, какие советы давал психолог в детском саду, когда она впервые привела дочку Елизавету (3 года).
Психолог говорила: обязательно нужно преподносить посещение сада, как отличное событие в жизни малыша, рассказывать, как там интересно. Также можно «проживать» ситуацию в игровой форме: давай поиграем, как мамочка с малышом идут в садик (пусть ребенок в этой ситуации будет в роли родителя), как мама и папа идут на работу, а ребенок играет, читает, гуляет, веселится, а потом за ним приходят папа и мама. Также нам советовали брать с собой любимую игрушку. Если есть возможность, в первое время желательно устраивать ребенку выходной в среду, так будет легче привыкнуть.
Еще воспитатели у нас спрашивали, какое любимое занятие малыша, и чтобы увлечь, рисовали, танцевали, лепили, строили с детьми — кому что нравилось.
У контент-менеджера МИФа Екатерины Зениной есть дочь Кристина (3 года). К детскому саду они готовились заранее.
Совет всем родителям: приходите гулять вместе с ребенком в садик, который собираетесь посещать, рассказывайте про него, что там есть игрушки и воспитатели, показывайте, как там гуляют детки. Ребенка необходимо готовить к походу в детский сад. Нельзя прийти в первый день, отдать ребенка и потом надеяться, что он полюбит детский сад и будет с радостью туда ходить изо дня в день. Если есть возможность, познакомьтесь с будущими воспитателями. Морально готовьте ребенка к тому, что в скором времени он будет находиться без мамы в садике, что мама будет в это время работать и обязательно вернется за ним.
В первый день лучше всего сходить с малышом на прогулку вместе с группой. Если нет такой возможности, то оставьте его не более, чем на 2 часа. Во второй день, если все прошло благополучно, можно оставить на 3-4 часа и постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.
Екатерина рассказала, что ей также помог метод «задаривания», хотя он неоднозначен. После садика они с дочкой заходили в магазин и не покупали там что-то, а “выигрывали” в автомате мяч-попрыгун за 10 рублей. Конечно, мама переживала, не перерастет ли это в привычку, поэтому она объясняла ребенку, что так будет не всегда. «Мы скоро выиграем все попрыгунчики и другим деткам ничего не останется, давай оставим мячики другим». В их случае удалось не превратить это в зависимость и вскоре отказаться от «задаривания».
Екатерина делится и другими лайфхаками.
Немалую роль при подготовке к походу в детский сад играют книги. Екатерина пользовалась следующей литературой: Корнелия Спилман «Когда я скучаю», «Иду в детский сад» из серии «Читаем детям», Карина Овсепян «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», а также «Мыша в детском саду». Последняя книга не только подготовит ребенка к переменам, но и расширит словарный запас. Помогут и книги по психологии общей тематики — «Эмоциональный интеллект ребенка», «Ребенок-оптимист», «Ваш ребенок может все».
Роль воспитателя
Наша читательница откликнулась на статью, и мы решили включить ее мнение в этот материал 😉
«Считаю, что 90% успеха в желании ребенка посещать детский сад — это Личность Воспитателя! Да! Оба слова с большой буквы, так как Воспитатель, так же как Врач и Учитель — люди от Бога! Это «сверхчеловеки», способные сохранять спокойствие в течении всего рабочего дня, они находят выход из любой конфликтной или психологически трудной ситуации, видят в ребенке личность и многие другие качества. Причем к какому Воспитателю будет ходить ваш ребенок, точно не спрогнозируешь».
Вам предстоит впервые отдать ребенка в детский сад и вы уже начали волноваться? Это абсолютно нормально, большинство родителей испытывают те же чувства и эмоции – особенно, если в сад идет первый ребенок. Советы Динары Владимировны Керлах, опытного воспитателя Гимназии №22 г. Калининграда, помогут справиться с переживаниями и сделать так, чтобы ребенок пошел в детский сад с радостью, а не со слезами.
Статья подготовлена по материалам прямого эфира, который прошел в инстаграм «Право на чудо».
В каком возрасте лучше всего отдать ребенка в детский сад?
Коротко: от 1,5 до 2,5 лет адаптация проходит легче, чем в 3 года.
– Я всегда говорю, если есть возможность посидеть с ребёнком дома до 2,5 лет, сделайте это. Проживите первые важные моменты вместе с ребёнком. В 1,5 года психологически дети легко адаптируются к саду, у них нет четких границ свой-чужой, они быстрее привыкают к новой обстановке. Но при этом родители фактически не видят, как растет их ребенок. Для воспитателей этот возраст, конечно, не самый простой: если дома мама приучает к горшку одного ребенка, то здесь группа из 30 детей, то же самое – с одеждой: приходится одевать всех.
К 2,5 годам дети становятся более самостоятельными, у них появляется словарный запас в 200-300 слов, они могут понятно попросить о помощи (пить, в туалет), могут сами надевать какие-то вещи. Это хороший возраст для того, чтобы пойти в сад.
В 3 года, как раз когда у у большинства детей подходит очередь в детский сад, начинается кризис трех лет. Это истерики, капризы, формирование своего Я, которые накладываются на незнакомую атмосферу в детском саду. И адаптация в этом возрасте проходит сложнее.
Как выбрать детский сад для ребенка с особенностями развития?
Коротко: если недалеко от дома есть специализированный сад, лучше отдать предпочтение ему.
– Наш сад посещают как обычные дети, так и дети с особенностями развития. На первом родительском собрании я проговариваю этот момент с родителями, говорю о том, что у нас есть особенные детки, и я никому не позволю их обижать. Если кому-то не нравится присутствие таких детей в группе, он всегда может перевести своего малыша в другую группу или выбрать другой сад. Абсолютное большинство родителей относятся с пониманием. Мы советуем дома разговаривать с детьми, объяснять. Например, ребенок с расстройством аутистического спектра может быть чересчур агрессивен, даже ударить, укусить – это не значит, что он плохой, он просто не знает, как подойти к другому, не умеет взаимодействовать. Но можно научить своего ребенка попробовать подойти, обнять, поделиться игрушкой, если тебя попросили. Или объяснить, что я сначала поиграю сам, а потом дам тебе. Это всегда треугольник взаимодействия воспитатель-родители-ребенок.
Есть и другой момент. По регламенту в каждом детском саду, где присутствуют дети с особенностями, должны быть помощники – тьюторы, которые будут помогать воспитателю во всех ситуациях, связанных с особенным ребенком. Но по факту это происходит не всегда и не везде, потому что вознаграждение тьютора меньше, чем зарплата младшего воспитателя, и нести на себе груз ответственности за таких детей решаются немногие. Поэтому зачастую воспитатель в группе остается с этой задачей один на один. Я носила девочку, которая не могла ходить, 1,5 месяца на своих руках, пока у меня не отказала спина. Мама приходила и помогала, но мама тоже не может находиться в детском саду постоянно.
Особенным детям детский сад помогает легче адаптироваться к обычной жизни, дети там взаимодействуют друг с другом, учатся адекватно реагировать на особенности друг друга. И если вы понимаете, что есть диагноз, ваша задача – максимально облегчить пребывание ребёнка в детском саду. Если есть проблемы с движением, это может быть коляска, какие-то накладки на колени, чтобы ребенок мог ползать по группе. Если у ребенка проблемы с речью, и врачи это подтверждают, в первую очередь нужно поинтересоваться, где в вашем районе есть логопедический коррекционный садик. В коррекционных садах работают потрясающий специалисты – логопеды, педагоги, психологи, неврологи, готовые оказать ребенку посильную специализированную помощь, которую он не получит в обычной группе. Особенно, если в группе сада 40 человек – какой бы ни был при этом золотой педагог. Поэтому если есть возможность отдать ребенка специализированный сад, лучше это сделать.
Как снизить у ребенка стресс от первых дней в детском саду?
Коротко: начинайте подготовку заранее. Например, гуляйте возле детского сада. В первые дни не оставляйте ребенка на адаптации надолго, а по возможности, будьте рядом.
– Что чувствует ребенок, впервые приходя в детский сад? Однажды утром мама берёт меня за руку и ведет в неизвестное мне место, в огромный детский сад. Там выходит какая-то тётя, зачастую в спецформе, похожей на халат, берет меня за руку и заводит в помещение, где сидят еще десяток таких детей. Внутри ужас, я не понимаю, что происходит. Рядом кто-то начинает реветь, я тоже начинаю реветь – а вдруг сработает и мама вернется? Начинается цепная реакция. Объяснять ребенку, что вы придете через час или когда он покушает, бесполезно – он не понимает течения времени и в первые дни не знает, когда он будет кушать в этом помещении, чем его будут кормить и вообще можно ли это есть, потому что мама всегда говорит, что конфетку у чужих брать нельзя.
Поэтому начинать подготовку к детскому саду лучше заранее, за полгода. Начинаем гулять вокруг детского сада, рассказываем, как здесь хорошо, стоим возле заборчика и смотрим, как гуляют другие детки. Некоторые родители говорят, что в детский сад ходят только самые лучшие дети: «А ты ведь у меня самый лучший!».
В нашем саду позволено во время адаптации приходить с родителями на площадку, и это на 100% работает. Мама остается с ребенком на прогулку, заходит с ребенком в группу на прием пищи. И ребенок уже не так остро реагирует. При этом, как бы внутренне нервы не клокотали у родителей, важно показывать спокойствие и свое положительное отношение к педагогу: пожать ему руку, улыбнуться. Да, мама испытывает стресс, и педагог не всегда может зрительно сразу понравиться – так бывает, но детям этого показывать категорически нельзя. Я маму нового ребенка спрашивают перед уходом: «Можно я вас обниму?». Мамы обычно теряются, но разрешают. Я маму обнимаю, а ребенок видит, что мама разрешила себя обнять, ведь плохого человека она бы к себе не подпустила, значит, мама доверяет воспитателю.
В детских поликлиниках горячая пора – оформление в детские дошкольные учреждения. Как постараться избежать многих проблем и сделать процесс адаптации в детском саду менее болезненным рассказала врач-педиатр Ю.А. Панова.
Медицинский осмотр и оформление медицинской карты
Важно позаботиться заранее (за 3-6 месяцев) об оформлении ребенка в детское дошкольное учреждение.
Начать стоит с посещения участкового педиатра, который расскажет, каких специалистов необходимо пройти, поможет к ним записаться, выпишет направления на анализы крови, мочи, кала, подскажет, какие прививки должны быть сделаны до посещения детского сада, запишет на ЭКГ и УЗИ внутренних органов.
К трем годам ребенок должен быть привит против туберкулеза, коклюша, дифтерии, столбняка (четырехкратно), против гепатита В (трехкратно), против кори, паротита, краснухи, полиомиелита (пятикратно), а также к этому возрасту дети могут быть привиты против пневмококковой и гемофильной инфекций, ежегодно проводится проба реакция Манту.
Некоторые дети по состоянию здоровья прививаются по индивидуальному графику, в этом случае участковый педиатр распланирует прививки конкретно для данного ребенка до посещения детского сада.
Ребенок проходит осмотр таких специалистов, как невролог, офтальмолог, отоларинголог, хирург, психиатр, детский гинеколог, уролог. При выявлении отклонений в состоянии здоровья врачи дадут рекомендации по профилактике и лечению заболеваний.
После осмотра специалистов врач-педиатр заполняет карту для детского сада (форма 026/у), пишет эпикриз и рекомендации, индивидуальные для каждого ребенка.
Как выбрать детский сад
Если у вас есть возможность выбирать садик из нескольких дошкольных учреждений, обязательно воспользуйтесь ею. Походите, посмотрите, пообщайтесь с персоналом и родителями, которые уже водят своих детей в эти сады. Это позволит вам выбрать лучший сад и даст некоторую уверенность, что вы все делаете правильно. У некоторых мам возникают сомнения: как малыш будет без родных, без привычной обстановки, в совершенно новой для себя среде.
А ведь в этой ситуации необходим правильный настрой именно самой мамы. Дети очень чутки к вашему настроению, если вы будете волноваться, ваша тревожность передастся ребенку, и адаптация к садику будет проходить напряженно.
Займемся подготовкой
После того как выбрали садик, начинайте день за днем гулять со своим малышом около него в часы, когда на площадке гуляют дети. Обратите внимание ребенка на то, как ребятам весело, как хорошо вместе, чтобы малыш имел представление, куда он пойдет и что его там ждет.
Важным моментом при подготовке ребенка к детскому саду может являться посещение различных развивающих детских центров, где на занятиях присутствуют только дети и воспитатель. Обычно такие занятия длятся не больше часа – так ребенок привыкает находиться в коллективе без мамы.
Ребенок не должен бояться быть в обществе чужих людей. Гуляйте с ним на детских площадках, ходите в гости, оставляйте его у бабушек с ночевкой. Малыш привыкнет к общению, у него появится больше навыков нахождения в социуме.
Попытайтесь сформировать положительную установку, желание идти в детский сад. Оказывайте ему эмоциональную поддержку: чаще ласкайте, говорите, что вы его любите, берите на руки, обнимайте. Чем спокойнее и увереннее будут относиться родители к этому важному событию, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Не обсуждайте свои страхи, связанные с детским садом, при ребенке.
Наладим режим
Домашний режим ребенка надо заранее приблизить к режиму группы детского учреждения, которую будет посещать малыш. Если вы планируете начать ходить в сад с осени, то уже летом распорядок жизни ребенка должен быть построен так, чтобы он легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома (не позднее восьми часов утра). Если ваш малыш не спит днем, то вам нужно научить его лежать в постели тихо.
Кормите ребенка в одно и то же время. Также постарайтесь приучить ребенка посещать туалет не тогда, когда он уже не в состоянии терпеть, а заранее: перед прогулкой, перед выходом из дома, перед сном, иначе в дальнейшем в детском саду у него могут выработаться комплексы. Утром обязательно оставляйте ребенку запас времени, чтобы он спокойно мог посидеть на горшке.
Если с дефекацией есть проблемы, то до завтрака предлагайте ребенку стакан холодной воды с одной или двумя чайными ложками варенья или сахара (при отсутствии у ребенка аллергии на эти продукты). Холодная вода стимулирует работу кишечника. Этим же свойством обладают следующие продукты: капуста, морковь, тыква, свекла, шпинат, кабачки, яблоки, персики, дыня, чернослив, подсушенный черный хлеб. Ежедневное употребление полутора-двух литров жидкости тоже поможет избежать запоров. Исключить следует следующие продукты: шоколад, какао, крепкий чай, гранат, манную кашу. Реже вводите в рацион груши, белый хлеб, пироги, макароны, густые супы, рис, чернику.
Не кормите ребенка между основными приемами пищи. Ознакомьтесь с меню в детском саду и введите в рацион малыша новые блюда, которые он пока не ел, но в меню детского сада они присутствуют.
Желательно, чтобы малыш овладел необходимыми навыками самообслуживания: мог попроситься на горшок, сам умываться, мыть руки, вытирать их; одеваться и раздеваться; самостоятельно пользоваться во время еды ложкой. Вечером укладывайте ребенка спать не позднее 21 часа.
Осмотрите гардероб малыша. Одежда должна быть удобной и комфортной, лучше, если она будет без сложных застежек и шнуровок, чтобы малыш мог сам снимать и надевать ее.
Закаливание
Процедуры с целью закаливания ребенка рекомендуются всем деткам, собирающимся в детский сад. Они укрепят иммунную систему и подготовят малыша к атаке вирусов и бактерий в детском коллективе. Основными принципами всех закаливающих процедур являются их постепенность, а также регулярность. Начать закалять ребенка можно в теплое время года лишь при условии, что ребенок полностью здоров.
Можно проводить следующие процедуры:
-Гулять дважды в день на свежем воздухе.
-Спать на свежем воздухе.
-Принимать воздушные ванны.
-Ходить босиком дома, а позже- и на улице по земле и траве.
-Умываться с постепенным снижением температуры воды до +16о С +19о С.
-Пребывать в летний период под прямыми солнечными лучами дважды-трижды в день до 10 минут.
-Установить температуру в помещении, где находится ребёнок, на уровне +16о С +18о С.
-Обливать ноги перед сном водой с постепенным снижением температуры от +28о С до +18о С.
-Дважды в неделю купать перед сном при температуре +36о С, обливая после процедуры водой на 1-2 градуса ниже.
Детский сад – это неотъемлемая часть жизни большинства детей. И только от родителей зависит, как пройти этот непростой путь адаптации к саду.
Помните: на все нужно время, и на привыкание ребенка к детскому садику может уйти до полугода, поэтому будьте терпеливы, тщательно прорабатывайте каждую деталь, учитесь новому вместе с малышом, открывайте дверь в новый для него мир постепенно, рассчитывайте свои силы, возможности, планы. Готовьте ребенка к детскому саду и ходите туда с удовольствием!
Родители часто сталкиваются с проблемой нежелания ребенка ходить в детский сад. Особенно часто это возникает в период адаптации. Чтобы ребенок без капризов ходил в садик ему можно объяснить всю важность этого процесса, сравнивая его хождение в садик с хождением родителей на работу.
Чтобы ребенку было легче привыкнуть к новому кругу общения и другим правилам жизни можно подойти к этому с фантазией. Напримен, придумать сказку о том, как персонаж ходит в садик, чем там занимается и как ему это нравится. Эту сказку можно рассказывать ребенку каждый день по дороге в детский сад и затем обсуждать поведение героя и выслушать мнение ребенка по этому поводу.
Приведя малыша с дошкольное учреждение, нужно напомнить ему, что после того как он погуляет с детками, покушает и поспит его обязательно заберут домой. Чтобы ребенок с удовольствием ходил в садик, нужно искренне интересоваться его делами и занятиями, спрашивать его мнение и желания. Можно отвести специальную полочку или шкафчик для детских поделок и рисунков, и показывать их гостям при этом расхваливая ребенка.
С ребенком можно дома играть в детский сад, рассадив вместо детей игрушки. Таким образом, можно увидеть проблемы ребенка в коллективе, если они существуют, и понять как к детям относятся воспитатели и рабочий персонал дошкольного учреждения. Чтобы ребенок без капризов ходил в садик ему можно объяснить всю важность этого процесса, сравнивая его хождение в садик с хождением родителей на работу.
Чтобы ребенок не ощущал отрыва от мамы, можно чтобы в садик его водил другой член семьи, к которому малыш не настолько сильно эмоционально привязан. Маленькому ребенку нужно постоянно напоминать о хороших сторонах садика: новые игрушки, много друзей, интересные коллективные прогулки, занятия и творчество. Прежде, чем отдать ребенка в садик его нужно научить элементарным навыкам самообслуживания. Ведь если малыш будет уметь самостоятельно одеваться, кушать и мыть руки, ему будет легче находиться в садике среди посторонних людей.
В первое время ребенку нужно давать в детские сад его любимую игрушку, чтобы ребенок не чувствовал одиночество и тревогу. Также общаясь со знакомыми в присутствии ребенка его нужно непременно похвалить за то, что он такой взрослый и уже ходит в садик, как он играет с детьми и слушается воспитательницу.
Очень полезно «стимулировать» интерес ребенка к детскому саду грядущими интересными событиями, которые будут проходить в нем. Например, встреча Нового года. Привить ребенку любовь к садику не сложно, главное проявить терпение и помочь ребенку справиться с периодом адаптации. Если ребенок поймет, насколько важно ходить в детский сад, это значительно облегчит жизнь всей семье. Кроме того малыш научится находить общий язык в коллективе и вести себя среди посторонних людей.
Дети обычно нелегко переживают момент приучения к садику. Мама с папой куда-то ведут, оставляют и уходят, вокруг незнакомые люди, новые дети, новая обстановка, естественно, такая ситуация – большой стресс для малыша. Поэтому он противится и не хочет ходить в сад, устраивая истерики каждый раз при сборах, а часто и в группе. Можно ли приучить ребенка к садику без стресса, испуга и слез?
Приучить ребенка к садику
Детский сад – это новое место не только для малыша, но и для родителей. Они всегда переживают, как там их кроха, а ребенок испытывает огромный стресс, ведь его оторвали от матери, с которой раньше он не разлучался. Поэтому нужно подготовиться к этому периоду, заранее посетив сад, убедившись, что там для детей хорошие условия сна, отдыха, игр, вкусная еда, пообщавшись с родителями на форумах, изучив отзывы. Не лишним будет познакомиться с директором и будущей воспитательницей, рассказать о малыше, его психологических особенностях и привычках. Чем более благожелательной к малышу будет среда, тем больше вероятность, что малыш не будет плакать и капризничать.
А теперь главное: как же приучить ребенка к садику безболезненно?
1. Заранее постарайтесь постепенно увеличивать круг общения малыша, развивая его коммуникабельность. Пусть он подружится с другими детками на площадке и во дворе дома, можно приглашать в гости друзей с их детьми, родных, а еще лучше – ходить к ним самим. Сначала ребенок наверняка будет стесняться и бояться общаться, но потом начнет привыкать, и с каждым разом все быстрее. И еще: не сидите с ним постоянно самостоятельно, пробуйте отлучаться на какое-то время, оставляя с бабушкой, дедушкой, тетей, крестными или другими родными.
2. За 3-4 месяца до поступления в детский сад следует максимально приблизить его образ жизни к тому, что будет в группе. Сделайте такой же режим дня, кушайте, играйте и гуляйте в то время, когда он будет это делать в своей группе – так легче приучить ребенка к садику без стресса. Узнать подробное расписание можно у вашего предполагаемого воспитателя.
3. Научите ребенка самостоятельности: он должен уметь пользоваться ложкой, садиться на горшок, одеваться, обуваться, спать отдельно, засыпать без сказки и укачиваний. Детский садик – это не ясли, его не будут носить на руках.
4. Создавайте позитивные ожидания у своего чада. При любом удобном случае рассказывайте, как там хорошо, какие там веселые и дружелюбные детки, много игрушек, вкусно кормят, весело играют. Тогда приучить ребенка к садику будет легко: он не станет бояться и пойдет туда хотя бы из интереса.
5. Если ребенку сложно сменить обстановку, попробуйте уговорить его взять в садик «друга» — любимую игрушку. Наверняка на следующий день ваш малыш соберется в сад быстро и с воодушевлением.
6. Если ребенок боится, что его бросят, существует психологический ход, который убедит его в обратном. Отдавая ребенка в группу утром, скажите, что идете на работу, и оставьте в шкафчике ребенка ключик. После работы вы зайдете за ним, возьмете ключ, и вы вместе отправитесь домой. Без ключика домой не попасть, так что вы точно не оставите малыша.
7. Минимизируйте стресс в период адаптации к детскому саду: меньше ругайте малыша дома, не кричите на него, проводите как можно больше времени вместе за играми, прогулками, делайте вместе домашние дела.
8. Важный момент: ребенку должна нравиться воспитательница и дети. Вначале он может ворчать на них и критиковать – это период привыкания.
Не поощряйте его мысли, старайтесь хвалить воспитателя, детей, игрушки, обстановку, еду. Но если через месяц жалобы не прекратились или малыш говорит, что его бьют, мучают, дискриминируют, стоит проверить, так ли это и, возможно, перевести малыша в другую группу или учреждение.
И не старайтесь сразу бросать малыша в детском на целый день. Приучить ребенка к садику будет проще, если хотя бы месяц ходить с ним туда всего на несколько часов.