«Послушай, ну не обидно, а?!», — услышала я случайно на улице. Разговаривали две мамы. «Ведь и дома-то ни-ни, говорим правильно, при детях не ругаемся, упаси Боже. А он такое выдал, думая, что я не слышу его». Влияние друзей, улицы, общественного транспорта – тут же посыпались слова утешения другой мамы…
Почему дети ругаются матом?
Скажу прямо: мат присутствует в жизни каждого человека. Удивлены? Не спешите возражать. Согласитесь, как ни прискорбно, мы беззащитны перед внешней вербальной средой. Так что тешить себя иллюзией «раз нет мата дома – значит, его нет совсем» не стоит.
Рано или поздно и ваш ребенок принесет «за пазухой» слова, от которых краснеют не только уши. Поэтому очень важно вовремя понять причину появления ругательств в детском лексиконе и адекватно отреагировать на сей факт.
Поводов для появления в жизни ребенка непристойных слов достаточно
- Двух-, трехлетки могут сматериться неосознанно по принципу «где-то услышал – просто повторил».
- Дети четырех-пяти лет более тщательно подходят к выбору слов, поэтому уже можно утверждать, что нецензурные слова они будут употребляться с умыслом. Тем более, если получат положительную реакцию со стороны взрослого (улыбку, умиление).
- После пяти лет ребенок может ругаться и таким образом выражать протест.
- Подростки с помощью матерных выражений, как правило, самоутверждаются в глазах сверстников.
Как отучить ребенка материться?
Тактика поведения и реакции взрослого выбирается с учетом возраста ребенка. Юный матершинник вряд ли отдает себе отчет, что он несет. Случайное повторение слова – еще не мать учения. Не акцентируйте внимание, принцип «услышал – повторил» тут же будет заменен на другой: «сказал –забыл».
Для детей постарше мы чуть видоизменим этот принцип, просто добавив действие, точнее бездействие: «сказал – никто не обратил внимания, не отреагировал – забыл». Разумеется, это не основное правило поведения и действует оно обычно только с дошкольниками.
Кроме того, вы ведь помните «дедовские» методы борьбы (в прямом смысле) – полоскание рта мылом, удар по губам, «Нельзя и все!», «Еще раз услышу – не получишь то-то» и многие другие? Внедрять их или нет – дело хозяйское, однако мы не сторонники такой классики жанра. Запугивание, шантаж и уж тем более рукоприкладство – все это проявление слабости и нежелание зреть в корень проблемы. Вот несколько действенных советов, как правильно вести себя с юными сквернословами:
Поговоримна чистоту
Четко, ясно объясните ребенку, что ругаться матом – это неприлично, в вашей семье так не разговаривают.
Мат – это не способ самоутверждения
Дайте понять ребенку-школьнику, что «крутость» не измеряется умением материться, подобное самоутверждение нелогично, неуместно и не приводит к успеху. Он должен понять свою значимость без грязных слов. Хочет быть непохожим на других – отлично: существует много сфер проявить себя.
Скажи мне, кто твой друг…
Наблюдайте за кругом общения вашего ребенка. Конечно, совсем изолировать не получится, однако есть возможность подкорректировать состав детской компании. Помогайте ребенку дружить, будьте примером для его друзей (в общении, реакции и действиях).
Меня прет, меня прет…
Научите выражать эмоции адекватно. Ребенок должен понять, что мат не украшает человека, родным и близким стыдно за него.
Будьте примером
Следите за своей речью. Слушайте себя, чтобы не проскользнуло ненароком какое-нибудь слово «ай-яй-яй». Будьте уверены, дети услышат вас, мигом укажут на ваши недостатки и по случаю повторят.
В заключение, дадим дежурный, но верный совет: меньше телевизора и соцсетей, больше классической литературы. И пожалуйста, разговаривайте со своими детьми. Правильно. Помните: плохие привычки липнут намного быстрее, они входят в жизнь незаметно, а избавиться от них порой бывает очень сложно.
Мат сейчас почти везде: в социальных сетях, популярной музыке, его много и просто во дворах и даже на детских площадках. Что делать, если ребёнок тоже начал так выражаться? Рассказывает психолог Валерия Романова.
Вопрос. Как отучить ребёнка материться? Ребёнку 7 лет, но из TikTok и YouTube он набрался бранных слов и теперь активно их использует. Никакие разговоры, объяснения, ругань — ничего не помогает. Что же делать? Я уже в отчаянии.
Ответ. Даже самые маленькие дети могут произносить матерные слова. Не понимая ситуации, не понимая значения слов, они интуитивно могут чувствовать, в какой ситуации это слово было когда-то сказано кем-то из взрослых (переизбыток чувств, страх, замешательство, смущение, злость) и какой эффект даёт произношение этого слова (снятие напряжения, запугивание и т. д.).
То есть, как правило, есть ситуация и есть реакция. А детям вообще крайне важно, чтобы окружающие были эмоционально включены в их жизнь. Именно поэтому они зачастую и начинают использовать мат — чтобы вызвать эмоции. Причем часто всё равно какие: со знаком плюс или минус.
Когда школьник употребляет нецензурные слова, нужно смотреть, в каком контексте и по отношению к кому он это делает. Если это кризис, например, в его отношении с собой, со сверстниками, с родителями, то не следует добавлять в этот кипящий котёл наказаний, ругани, неадекватного выяснения отношений.
При этом важно отметить: положительно подкреплять такие слова тоже не нужно. Если однажды родители умилились тому, как их малыш важно ругнулся, или посмеялись над отборным матерком школьника, в следующий раз, когда вы уже будете ругать ребёнка за мат, он не поймёт, в чём дело.
Если вы отметили, что ребёнок регулярно и «профессионально» ругается матом, то это гораздо более глубокая ситуация, требующая пристального внимания, включённости и работы, нежели просто вопрос употребления определённых слов. Это проблема неверных моделей, которым ребёнок подражает, кругозора и словарного запаса окружения ребёнка. Если мы говорим о подростках — это ещё и тема идентификации, отношений ребёнка и его окружения.
Бывает, что в определённом возрасте ребята с помощью мата обозначают свою принадлежность, общность с той или иной группой. А объединяться она может в том числе по таким признакам, как способность материться. Да, это их ключик к свободе, спор с рамками, инструмент единения.
Задача «отучить от мата» отпадёт, если начать разговаривать с ребёнком о том, что с ним происходит вообще и произошло в конкретной ситуации. Поэтому для родителя, как и для педагога, мат от ребёнка — это маркер каких-то социальных и, скорее всего, адаптивных процессов, о которых с ребёнком нужно поговорить.
Как всё-таки отучить ребёнка от мата
Детям младшего возраста важно не давать никакого эмоционального подкрепления. Если ребёнок выругался единожды, можно это просто проигнорировать. Если же вы начнете ахать, охать, удивляться или смеяться, он увидит вашу реакцию и начнёт использовать это слово для того, чтобы вызвать у вас (или у других людей) подобные эмоции и внимание к себе.
Если ребёнок уже начал ругаться, важно поговорить о том, что в обществе есть слова, которые желательно не употреблять, потому что у них есть определённое неприличное значение.
Можно даже аккуратно разъяснять значение конкретных слов и предлагать какие-то другие варианты, например: «Ты сейчас злишься, давай придумаем слово, которое будет обозначать твою злость». Это могут быть какие-то известные слова, не бранные, либо вообще можно придумывать свои неологизмы. Например: на что это чувство похоже? Давай нарисуем его, придумаем ему имя!
«Смотри, я не ругаюсь. Твой отец не ругается. Мы не используем нецензурные слова. Выражать эмоции или принадлежность к какой-то группе можно иначе (тут нужно обязательно привести примеры). А матерные слова имеют другой эффект. Они довольно ограниченный инструмент».
Можно поговорить и об употреблении мата в литературе, в художественном контексте. Такое слово, помещённое в специальный контекст, может обладать даже эстетической функцией, но в быту это слово скорее помогает передать какой-то пик эмоций, а для этого можно научиться подбирать другие слова.
Если говорить о других способах отучить ребёнка от использования мата в речи, то мне вспоминается момент из интервью блогера Руслана Усачева. Он рассказывал, как его мама взяла банку, он высказал туда все нецензурные слова, которые знал, и закрыл эту банку. Потом они вместе её закопали, и с этого момента он перестал материться. Обыгрывать это в подобной форме, я считаю, возможно.
Чего точно не нужно делать
Не надо делать из детей дураков и обманывать их, например: «Ты неправильно услышал, на самом деле тётенька имела в виду другое слово». Дети всех возрастов считывают и чувствуют ложь, поэтому важно в любом возрасте построить доверительные отношения и спокойно поговорить с ребёнком о проблеме.
Также невозможными я считаю крики и ругань на ребёнка из-за мата. Физическое и эмоциональное, то есть любое тяжелое, наказание несоизмеримо с тем, что ребёнок делает. Также не стоит делить слова на плохие и хорошие. Можно скорее перевести это в плоскость «уместные — неуместные».
Вне зависимости от возраста ребёнка, который ругается, нужно понимать, что у него в жизни происходит, самим подбирать слова для выражения чувств, быть чутким к ребёнку и в первую очередь осознавать, почему мы хотим от этой «проблемы» избавиться. Потому что нам стыдно за нашего ребёнка в очереди в магазине, а сами мы такое слово можем дома употребить? Или мы всё-таки хотим, чтобы он распознавал свои чувства, умел их выражать, знал свои границы, границы другого человека, мог просить поддержку и делать это свободно и экологично? С ответа на этот вопрос как раз можно начинать работу над проблемой.
У вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ специалиста, а не случайную выдачу поисковика? Задайте его в форме ниже, а мы найдём эксперта, который вам ответит. Это анонимно — не стесняйтесь спрашивать о чём угодно.
Употребить в речи бранное слово — своеобразный этап освоения мира, через который проходит почти каждый ребенок. Игнорировать ругательства нельзя, но и впадать в панику не стоит — родителям нужно как можно спокойнее объяснить свои правила.
Столкнувшись с тем, что ребенок стал материться, родители хотят прежде всего понять причину — вдруг сын или дочь попали под плохое влияние, в плохую компанию? Вдруг ребенок уже «разговаривает» матом, и сделать ничего нельзя? Но школьники младших и тем более средних классов или уже давно знают нецензурные выражения, или с интересом осваивают их прямо сейчас, и это еще не признак катастрофы.
Скорее всего, никакой вредной для ребенка компании не существует: кто-то из друзей или одноклассников принес в круг общения новое «крутое» слово, эмоционально выразительное, с большой силой воздействия на окружающих — и ребенок пытается испытать его, а еще самоутвердиться среди сверстников. Кто-то пытается отстоять свою независимость, «взрослость» перед родителями, понять границы допустимого.
Бывает, что ребенку не хватает родительского внимания, у него дефицит общения со значимыми взрослыми, — и употребив при них явно плохое слово, он ждет реакции. «Когда ребенок делает нечто экстраординарное, то мы. бросаем все дела и начинаем ругать, разговаривать, обсуждать с ребенком какие-то темы, то есть, по сути, включаемся в его жизнь. Иногда бывает, что именно этой нашей включенности ребенку, особенно подростку, не хватает, и он так привлекает внимание», — говорит психолог Софья Шокотько.
В любом случае, ответ на вопрос «Что делать, если ребенок ругается матом» следует начать с простого правила.
Четко и спокойно выскажите свое неодобрение
Лучше всего делать это наедине, не привлекая к обсуждению посторонних людей, случайных прохожих или родственников. Не стыдите ребенка и при его друзьях или знакомых. Объясните, что в вашей семье грубые слова произносить не принято. Расскажите, что они могут ранить, обидеть, унизить человека, показаться собеседнику неприятными.
Не запрещайте общаться
Не надо запрещать ребенку общаться с этим «матершинником», с этой «плохой компанией». Чем сильнее будет запрет, тем больше ребенку будет хотеться его нарушить. Вместо запрета лучше поговорить и объяснить, что такое матерная брань, зачем она нужна и почему ее не стоит употреблять часто, в повседневной речи и тем более в общении со взрослыми.
Скажите ребенку, что люди используются мат, чтобы сделать свою речь более эмоционально насыщенной. Но для этого можно употреблять и другие слова. Попробуйте вместе с ребенком подумать, какие есть способы выразить эмоции, не прибегая к мату. Можно подбирать подходящие слова, придумать жесты или нарисовать обидчика и свои чувства на бумаге, а потом порвать листок.
Объясните, когда использование мата неприемлемо
- Оскорблять кого-то нельзя — не имеет значения, с использованием бранной лексики или нет (оскорбления неприемлемы ни в каком виде).
- Использовать нецензурную лексику в общественных местах запрещено законом. Нельзя ругаться и при тех людях, которых в обществе принято оберегать, например, если рядом женщины или младшие дети.
- Разговаривать матом с родителями, тренерами, учителями — тоже плохая идея. Грубости допустимы только в определенном кругу (равных себе) и в определенных ситуациях (когда накал страстей велик).
Дети школьного возраста уже прекрасно понимают, что в разных ситуациях и с разными людьми они по-разному себя ведут, по-разному одеваются, по-разному выражают свои чувства, просьбы, желания, выбирают разные слова. Иногда взрослые с трудом понимают, о чем школьники говорят между собой на молодежном жаргоне. Так что родителям будет не так уж трудно объяснить детям, что матерные выражения — часть того языкового кода, который принят в некоторых сообществах их сверстников. Если рядом взрослые, важно вовремя «переключить код».
Если вы сами произнесли грубое слово в присутствии ребенка
В семье, где брань не является привычным способом общения, ситуация, скорее всего, разрешится сама собой. Но если взрослые сами нет-нет, да прибегают к помощи ругательств, и это слышит ребенок, лучше всего в такой ситуации извиниться перед ним, объяснив, что это было случайно и неправильно. Попросить такой же реакции и от ребенка, если вдруг он в сердцах выпалит случайно грубое слово.
«Блин» и другие слова-паразиты
Их дети тоже иногда приносят с улицы или из школы. Часто сами взрослые не брезгуют какими-нибудь «елками-моталками», если обожгутся или прищемят палец.
Нужно снова договариваться с ребенком, но уделять этому происшествию особое внимание, акцентироваться на этом — нет. Если устраивать разборки из-за каждого непроизвольно произнесенного слова, то оно, скорее всего, закрепится в детском лексиконе.
Равноправный договор
В некоторых кружках и спортивных секциях существует система санкций: «Пять отжиманий (рубль в общую копилку) за каждое вылетевшее грубое слово». Можно внедрить ее, однако такой договор не должен иметь характер одностороннего штрафа. «Я ругаюсь — я плачу штраф, ты ругаешься — ты платишь штраф, затем идем, покупаем торт и вместе его едим», — договор должен быть равноправным.
Самое главное — в борьбе за чистоту языка постарайтесь не испортить отношения с ребенком
Есть риск, что эта борьба обретет форму дрессировки, надзора за выполнением каких-то правил, и тогда будет потеряно самое важное — тепло в отношениях между взрослыми и детьми. На первое место ставьте любовь, доверие, на второе — правила. Тем более что дети сегодня растут в такой среде, где и на улице, и в интернете, и даже где-нибудь на детской или спортивной площадке во дворе взрослые люди матерятся на каждом шагу. Так что не стоит их строго судить за подражание — начинать, как обычно, взрослым следует с себя.
Портал благотворительного фонда «Измени одну жизнь»
«Сделать счастливыми наших детей. Начальная школа» (Клевер-Медиа-Групп, 2012).
Что делать, если ваш малыш или подросток ругается матом? Психолог Софья Шокотько советует приемным родителям понять, в каких случаях это происходит?
1. Понять причину
В какой ситуации ребенок ругается матом? Как это бывает? Что происходит до того, что происходит после этого? Все зависит от нюансов.
Первый вариант – слова и фразы, к которым ребенок привык, вырываются у него «сами по себе». Может быть, ребенок находится в такой среде, где мат это обычный язык. Такое может быть у приемных детей, которые принесли с собой острые словечки из детского дома или интерната. Или, может быть, у них в школе мат – обычное дело. Дети могут просто не понимать, что такая речь не подходит для разговоров с родителями.
Софья Шокотько — экзистенциальный психолог, сертифицирована GLE International.
Второй вариант – ребенок хочет таким образом обратить внимание родителей на то, что он говорит. Это, к примеру, эмоциональные высказывания во время ссоры. Когда все идет нормально, родители могут в силу своей загруженности не обращать на детей внимания.
Но когда ребенок делает нечто экстраординарное, то мы сразу включаемся – бросаем все дела и начинаем ругать, разговаривать, обсуждать с ребенком какие-то темы, то есть, по сути, включаемся в его жизнь. Иногда бывает, что именно этой нашей включенности ребенку, особенно подростку, не хватает, и он так привлекает внимание.
2. Больше времени проводить вместе
Привлекать наше внимание ребенок может и другими способами, делая что-то, на что родитель точно откликнется, это может быть, например, драка. Нельзя сказать, что ребенок это делает специально, намеренно, с заранее подготовленным планом. Это происходит, скорее, бессознательно.
Нужно посмотреть, достаточно ли внимания мы уделяем своему ребенку. Есть ли время, когда наше внимание принадлежит ребенку безраздельно? Может быть, это нужно делать чаще, организовывать для этого какие-то поводы, давать ему позитивный опыт разговора с родителем, особенно когда ребенок и родители занимаются вместе чем-то, что им обоим приятно.
3. Сделать паузу в разговоре
Бывает, что ребенок, особенно подросток, таким образом отстаивает свои границы, сигнализирует: «Дальше я не могу».
В момент накала страстей, когда все на взводе, у подростка с языка срываются матерные слова. Лучше, не дожидаясь этого момента, заранее сказать: «Я не буду говорить в таком тоне». А разговор о границах лучше отложить на тот момент, когда все успокоятся.
Нужно подумать о том, в какой момент возникло непонимание, может быть, вы настаивали на том, что важно для вас, а для ребенка не является ценностью, может быть, вы пытались как-то ребенка дисциплинировать, настаивали на каких-то правилах, которые ребенок не считает важными. Все это нужно обсудить с ребенком в более спокойной обстановке.
Разумеется, фраза «я не буду говорить в таком тоне» не означает, что должен быть какой-то бойкот. Она означает, что нужно сделать паузу в разговоре и успокоиться.
4. Переводить с его языка
Зачастую такие проблемы возникают с приемным ребенком, который попал в семью уже подростком. В этом случае нужно иметь в виду, что он пришел к нам из другого мира, он говорит на другом языке. С ним нужно быть очень аккуратным.
Иностранца невозможно сразу обучить всем премудростям, нужно начинать с азов. Нужно осознать, понять, что этот человек привык общаться иначе. Его способ выражения мыслей отличается от нашего.
Ребенок выругался, спрашивайте: «Возможно, ты хотел сказать вот это? Правильно ли я понял?» Затем нужно разъяснить: «Знаешь, я бы хотел с тобой разговаривать другими словами. Будь внимательнее, и я тебе в этом помогу».
5. Как быть со словами-паразитами?
Слова-паразиты: «блин», «елки-моталки» или что похуже дети обычно приносят с улицы или из детских учреждений. Иногда они вылетают эмоционально, причем даже у взрослых. Редко кто говорит: «Какая неприятность!», когда на ногу падает что-нибудь тяжелое.
Нужно договариваться с ребенком, но уделять особое внимание, акцентироваться на этом не нужно. Если устраивать показательные скандалы из-за произнесенного слова, то оно, скорее, закрепится в детском лексиконе.
Не надо драматизировать, не нужно вспыхивать. Скажите: «Знаешь, мне неприятно, когда так говорят. Старайся выражать эмоции по-другому».
6. Следи за собой, будь осторожен
А если вы сами выругались, нужно обязательно извиняться. Ребенок, если у него вырвалось грубое слово, должен говорить: «Прости меня, я нечаянно». Так же должен поступать и взрослый. Чтобы самому отучиться от резких эмоциональных слов, нужно отслеживать, на какой стадии закипания вы находитесь.
Если этот навык отработан, то взрослый может понять, что с ним происходит, и успеть выбежать из комнаты, где происходит ссора, прежде чем полетят злые слова и начнет биться посуда.
Некоторым помогает прогулка, к примеру, пару кругов вокруг дома в быстром темпе.
Если вы вспыхиваете моментально – это сложно. Бывает, что у взрослого возникает неконтролируемый гнев при некоторых действия или словах ребенка. Например, ребенок шмыгает носом (качает ногой, хрустит пальцами), а взрослый при виде этого моментально приходит в точку кипения. Такие реакции сильнее нас, да и быстрее.
Но чем чаще взрослый отвечает гневом, тем меньше шансов, что это прекратится. Нужно перестать реагировать вообще. Здесь нужна последовательная работа с самим собой. Часто это возникает из-за того, что мы-то сами уже отучились, например, грызть ногти, мы-то смогли себя выдрессировать, а ребенок – нет.
Обычно такие ситуации идут из детства. Реакция получается неадекватная. Например, нам в детстве запрещали плакать, и мы в таких ситуациях моментально впадаем в гнев и говорим уже своему ребенку: «Ты уже взрослый, а плачешь!» Это – автоматическая реакция. Нужно договариваться с нашим личным «чертиком», который выскакивает и вызывает гнев при некоторых обстоятельствах.
7. Спортивное предложение
В некоторых кружках и спортивных секциях существует штрафная система: «Пять отжиманий (рубль в общую копилку) за каждое вылетевшие матерное слово». Если по душе такая система, можно ее внедрить. Однако подобный договор не должен иметь характер штрафа.
Я ругаюсь – я плачу штраф, ты ругаешься – ты платишь штраф, затем идем, покупаем торт и вместе его едим. В идеале договор должен быть равноправным.
Но самое главное – борьба с нецензурной лексикой не должна портить ваши отношения с ребенком. Есть риск, что эта борьба обретет форму дрессировки, надзора за выполнением каких-то правил, и тогда будет потеряно самое важное – тепло в отношениях между родителями и детьми. В первую очередь нужно выстраивать отношения любви и доверия, а потом уже следить за выполнением каких-то правил.
Ребенок дошкольного возраста произносит бранные слова неосознанно: он просто повторяет за сверстниками, или, что вероятнее всего, за ребятами постарше. Самое главное – сохранять спокойствие и не наказывать ребенка.
Лучшее, что можно сделать – проигнорировать то, что ребенок говорит нехорошие слова. Даже если он произносит их несколько раз в надежде на хоть какую-нибудь реакцию, даже если это сильно тревожит – необходимо постараться не обращать на нежелательное поведение внимание.
Логика простая: чем острее реакция взрослых, тем сильнее желание ребенка вызывать ее снова и снова.
Если вы не будете реагировать, ребенок скоро забудет “принесенные” ругательства.
- Ребёнок игнорирует родителей: что делать
- Как помочь стеснительному ребёнку
- Почему кошки мурлыкают (ответы для самых маленьких)
- Первая любовь: как вести себя родителям
Эмоциональная связь
Дети достаточно остро реагируют на настроение родителей, хотя часто и не понимают этого. Но одновременно они боятся расстроить папу или маму. Если ребенок ругается, попробуйте сказать ему о своих чувствах.
Но только не шантажируйте его в стиле “Если ты будешь говорить плохие слова, я перестану тебя любить”. Лучше скажите так: “Мне очень грустно, когда ты так говоришь”.
Ни один ребенок, воспитываемый в любви, не станет осознанно причинять боль близким.
Как отучить ругаться матом подростка
Когда подросток произносит бранные слова, он обычно пытается таким образом самоутвердиться. Также он это делает, чтобы:
- получить своего рода “разрядку”;
- казаться “своим” в компании;
- казаться старше и круче.
Использование ненормативной лексики далеко не всегда является признаком агрессии: подростки также не понимают, что означает тот или иной мат, а просто повторяют запретные слова.
Игнорировать ситуацию нельзя. Но и слишком эмоциональная реакция может спровоцировать ее ухудшение.
Не прибегая к морализаторству, попробуйте призвать своего подростка к рациональности. Попробуйте обернуть неприятную ситуацию шуткой. Обязательно польстите ему в стиле: “Я не думал, что в лексиконе столь умного и образованного юноши могут быть подзаборные слова”.
Поговорите с подростком: вполне возможно, он использует брань в целях самозащиты. Научите его защищаться колко и метко, но без мата. В этом ему могут помочь остроумные цитаты Марка Твена, Оскара Уайльда, Уинстона Черчилля и других великих, известных своей язвительной иронией.
Обязательно следите за своим языком: если вы и сами употребляете в присутствии ребенка/подростка даже “безобидное” слово “блин”, не ждите понимания: все ваши слова в его глазах будут лицемерными.
Театр нужен детям потому, что в современном мире нечасто от них хотят самовыражения, их стремятся ограничить социальными и психологическими рамками. Театр же, наоборот, позволяет погрузиться в атмосферу творчества и раздвигает границы мира ребёнка, демонстрирует, что он может больше, чем когда-либо думал. В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить. Cократ. Набор в детский театр в Липецке открыт круглый год, ждём детей от 5 до 17 лет!
Малыш, из уст которого неожиданно вылетает то эквивалент «блин», то неадекватный синоним словосочетания «всё плохо», вводит родителей в состояние ступора. Конечно, ругающийся подросток ничем не лучше, но объяснить ему, что означает «вести себя некультурно», проще. Правда, проще объяснить ещё не значит проще отучить.
Почему дети употребляют плохие слова?
«Откуда он знает эти слова?» — восклицает мама. «Кто его мог этому научить?» — ужасается, но улыбается папа. Улыбаться может и мама, в этом нет ничего страшного, просто из уст ребенка любая брань звучит смешно, хоть и неуместно. Для каждого возраста и причин ругани есть свои варианты решения проблемы. Так какие могут быть причины употребления мата?
Привлечение внимания
Малыш впервые услышал неизвестное слово в саду и, придя домой, сразу выпаливает его. Ребенок может даже не понимать значение этого слова, и говорит только для того, чтобы увидеть реакцию родителей.
В этом случае не стоит ругать ребенка за новое слово, и тем более — наказывать. Малыш не понимает своего «преступления», поэтому и наказание будет казаться ему несправедливым. Смеяться и просить повторить это слово тоже не стоит. Да, брань из уст малыша и правда звучит смешно, но если вы заострите внимание ребенка на этом слове, то он точно его запомнит и будет повторять, чтобы снова рассмешить вас. А вы уверены, что в следующий раз это вас рассмешит?
Способ 1 — игнорирование
Поэтому первый способ избавиться от нежелательных слов — игнорирование. Сделайте вид, что вы не услышали этих слов. Скорее всего малыш очень скоро забудет неприятное слово. Чем острее реакция взрослых на брань, тем больше вероятность того, что это слово прочно засядет в лексиконе ребенка.
Способ 2 — объяснение
Photo: Freepik
Если первый способ не сработал, и ребенок повторяет плохое слово, рекомендуем просто поговорить об этом. Без нотаций и поучительного тона, в соответствии с возрастом ребенка, поговорите о значении слова и причинах его использования. Спросите ребенка откуда он услышал это слово. По возможности оградите ребенка от ругани — следите за своими словами, поговорите со взрослыми, с которыми контактирует ребенок, сделайте замечание в детском саду. Спросите ребенка, что по его мнению означает это слово, и почему его говорят. Обычно дети не понимают этого и просто копируют взрослых. Объясните, что это плохие слова, вы сами их не используете и не хотите их слышать от ребенка. Хороший пример обычно приносит лучшие результаты, чем поучительные беседы.
Способ 3 — эмоциональная связь
Дети очень остро реагируют на эмоциональное состояние родителей. Вы замечали, как малыши боятся огорчить маму и всегда готовы утешить её и успокоить. Например, мама смотрит романтическую драму, начинает плакать, а четырехлетний сын сразу же обнимает её, вытирает слезы и озабоченно спрашивает, почему мама плачет. А когда мама объясняет, что это из-за фильма, то сынишка заботливо предлагает выключить фильм, чтобы больше не было причин плакать. Выглядит это довольно трогательно и немного забавно.
Такую эмоциональную связь можно использовать, чтобы отучить ребенка ругаться: просто скажите малышу, что вас огорчают плохие слова, и вам бы стало гораздо лучше, если бы вы больше не слышали этих плохих слов из уст своего малыша. Выглядит это как откровенная манипуляция, однако она принесет пользу и вам, и ребенку.
Школьный и подростковый возраст
Дети школьного и подросткового возраста ругаются по другим причинам, поэтому и методы надо иные. Рассмотрим сначала причины брани:
- протест;
- желание казаться взрослым;
- подражание;
- эмоциональная разрядка и снятие стресса.
Способ 4 — не игнорировать
То, что эффективно работает с трехлеткой, не подходит для школьника. Чтобы отучить подростка от нецензурной лексики, нужно не замалчивать проблему, а обсуждать. Но речь идет не о том, чтобы накричать на школьника и запретить ему ругаться, ведь так мы возвращаемся к первой причине ругательства — к протесту.
Попробуйте призвать ребенка к рациональности, только без нравоучений. Вы можете обернуть всё это шуткой или разговором по душам.
Способ 5 — разрешить
Photo: Freepik
Возможно не все родители согласятся с написанным ниже, но все люди время от времени ругаются матом, и подростку лучше не запрещать ругаться, а позволить, с незначительными ограничениями, например, не ругаться при взрослых, забыть о нецензурной лексике в стенах школы, не использовать бранные слова, чтобы кого-то обидеть. Обычно когда запрета нет, то и желание исчезает. И вместо того, чтобы запрещать что-то подростку (что само по себе приводит к протесту), лучше возложить на него ответственность за уместное использование нецензурной лексики. Ведь нам всем иногда хочется вписать плохое слово в повседневный лексикон, например, когда больно ударился мизинчиком об угол.
Важно разобраться, почему подросток начал ругаться, и бороться именно с причиной. Если это протест против вашего родительского контроля, то может пора ослабить его, дать больше свободы? Если это желание казаться взрослым и наследовать крутых героев из фильмов, то целесообразно поговорить о том, что действительно делает взрослым и работать в этом направлении. А если подросток пришел со школы, и в одном предложении соединил все известные ему ругательства, то возможно у него был плохой день и его просто надо обнять.
И напоследок совет — научите подростка ругаться, но без использования нецензурных слов. Снять стресс и ответить на оскорбления сверстников можно литературным языком, например, как Шерлок Холмс. Посоветуйте подростку посмотреть современный сериал об этом герое, или почитать книги Артура Конан Дойла, Агаты Кристи и Марка Твена. Обогащение словарного запаса искореняет слова-паразиты и нецензурную лексику.