Как ребенка научить ползать на четвереньках

К тому же, ползание является подготовительным шагом перед ходьбой, и большинство современных педиатров настоятельно рекомендуют не пропускать данный этап развития. В данной статье мы расскажем вам, как научить ребенка ползать на четвереньках, и когда это можно начинать делать.

Когда можно начинать учить ребенка ползать на четвереньках?

Решающее значение для приобретения малышом навыка самостоятельного ползания на четвереньках имеет массаж. Делать его необходимо, начиная с месячного возраста. Что же касается упражнений, их можно начинать делать с 4-5 месяцев. При этом продолжительность ежедневной гимнастики в этом возрасте не должна превышать 30-40 минут.

Как научить малыша ползать на четвереньках?

Для того чтобы познакомить ребенка с навыком самостоятельного ползания, необходимо располагать игрушки и другие интересующие его предметы на достаточном расстоянии. Кроме того, научить грудничка ползать на четвереньках помогут такие упражнения, как:

  1. Положите малыша на животик, а перед ним, чуть выше головы, повесьте яркую игрушку. Если предмет заинтересует кроху, он будет приподниматься на руках и тянуться в его направлении. Так, постепенно, у ребенка сформируется опора на прямые руки, что очень важно для предстоящего ползания.
  2. Валик или небольшую подушечку подложите под грудь малыша так, чтобы грудь и голова крохи свисали, а живот и ноги находились на ровной поверхности. Пусть ребенок какое-то время играет, находясь в таком положении, — это укрепит его вестибулярный аппарат.
  3. Подложите валик под живот и грудь новорожденного так, чтобы его конечности свисали над полом. Через некоторое время ребенок захочет опереться на ручки и ножки и будет вынужден встать на четвереньки.
  4. Поставьте кроху на четвереньки и поместите перед ним яркую игрушку. Пусть мама возьмет малыша за руки, а папа – за ноги. Взрослые должны поочередно двигать вперед левую руку ребенка, затем – правую ногу и так далее. Постепенно малыш научится передвигаться самостоятельно.

Не стоит забывать, что маленькие детки очень любят подражать взрослым. По этой причине маме и папе нужно показывать на своем примере, как можно передвигаться на четвереньках. Такая веселая игра непременно понравится малышу, и он обязательно захочет повторить действия родителей.

Окончание периода новорожденности – важное время для новых открытий у малыша. Ребенок в 2 месяца – уникален, но одновременно схож с такими же двухмесячными крохами. Родители совместно с участковым педиатром должны следить за развитием карапуза, опираясь на общепринятые медицинские нормативы.

Объективную оценку того, что умеет ребенок в 2 месяца, лучше всего провести всем молодым родителям. При этом будет серьезной ошибкой ожидать от карапуза слишком многого – кроха еще очень мал, однако, некоторые важные и полезные способности у него уже должны прослеживаться.

Наконец-то исполнился ребенку 1 год. Карапуз маленькими шажочками превращается в самостоятельного человечка, у которого меняется режим сна, питания. Родители интересуются вопросами его воспитания, развития и хотят понять, как пережить непростой период годовалого детского кризиса.

Узнайте, что должен уметь ребенок в 11 месяцев и как помочь ему расти здоровым и счастливым. Прочитайте о способах обучения ходьбе, улучшению речевой активности и жевательных навыков. Попробуйте поиграть с малышом в развивающие игры дома.

Ползание на четвереньках — важный этап в двигательном развитии ребёнка до года. В статье расскажу, почему не стоит его пропускать и как приблизить освоение четверенек, читайте в статье.

Зачем ползать грудничку?

Я часто рассказываю о пользе ползания. Тезисно обозначу положительное влияние четверенек на развитие ребёнка. Ползание на четвереньках влияет на:

  • моторику. Путём ползания малыш учится ходить, ещё не ходя. Нарабатывает ротационные движения позвоночника, укрепляет руки и запястья;
  • эмоциональную сферу. Ребёнок радуется и получает уверенность в своих силах, когда дополз до желаемого объекта САМ. Он начинает понимать, что не во всём зависит от мамы;
  • сенсорное развитие. Грудничок контролирует пространство сразу в 2-х направлениях. Таким образом переносит воспринимаемую информацию с горизонтальной плоскости в вертикальную;
  • развитие связей между правым и левым полушариями. Ползание координирует действия левой и правой сторон тела. Таким образом связи между полушариями укрепляются;
  • физическое развитие. Ползание на четвереньках укрепляет мышцы, которые позволяют держать тело вертикально;
  • развитие навыков пространственной ориентации для последующего освоения письма, ориентации во времени и развития речи.

Станьте массажистом для своего ребёнка

Пока одни мамы ждут очереди на массаж и упускают возможности развития своего малыша, другие занимаются дома сами и получают результат!

Ребёнок не хочет ползать: как маме исправить ситуацию?

Как правило, ребёнок начинает ползать в возрасте 6-8 месяцев, плюс-минус 6 недель. Это норма. Бывают малыши, которые радуют родителей четвереньками в 4,5-5 месяцев. Но это скорее исключение из правил. Однако если так случилось, переживать не стоит.

В отличие от сидения и стояние во время ползания на четвереньках нагрузка динамическая, а не статичная. То есть положение тела в пространстве меняется, нагрузка на суставы, связки мышцы тоже постоянно меняется. А нагрузка на позвоночник отсутствует в отличие от того, когда тело малыша находится вертикально (сидение и стояние).

Но что делать, если возраст подходящий, а четверенек нет? Как помочь ребёнку ползать на четвереньках? Предлагаю попробовать на практике несколько приёмов, которые стимулируют появление четверенек:

  • создание искусственных препятствий в виде подушек помогает отрабатывать навыки ползания, приучают вставать на четвереньки и способствует укреплению мышечного корсета;
  • преодоление полосы препятствий, тоннеля из стульев или из коврика для ползания. Эта активность стимулирует малыша вставать на четвереньки и ползать;
  • катание маленьких мячиков мотивирует малыша их догонять и ползти;
  • складывание мелких предметов в коробку оттачивает навык вставания на четвереньки и укрепляет руки;
  • догонялки за светлым пятном от фонарика мотивирует грудничка активнее передвигаться в пространстве, вставать на четвереньки и ползать.

Если же эти «хитрости» не помогают, и ребёнку уже 8 месяцев, советую не затягивать и помочь ему освоить ползания с помощью физиологичных упражнений. Они воспроизводят естественные движения. Многочисленные и постоянные повторения таких движений помогают ребёнку закрепить верные стереотипы движений и поползти на четвереньках.

Этим мы занимаемся на курсе 6-9 месяцев. Программа курса состоит из массажа, гимнастики и упражнений на фитболе. В течение 90 дней с мамой на связи личный куратор-детский массажист, который отвечает на вопросы по технике упражнений, уходу за малышом и при необходимости корректирует комплекс.

Почему я рекомендую начать заниматься с ребёнком и не ждать самостоятельных четверенек после 8 месяцев? Всё просто — процент тех, кто пополз после 8 месяцев на четвереньках составляет не так уж и много —15-20% (выводы на основе моей практики).

Гораздо чаще ребёнок начинает сразу вставать на ноги, и период четверенек получается пропущен. Плюс заниматься мамам с 9-10 месячным ребёнком над четвереньками физически в разы тяжелее, чем с 7-8-месячным.

Ранее я уже писал на тему важности ползания. Напомню, что обучение правильному ползанию на четвереньках является, по мнению физиологов, даже более важным средством развития нервной системы ребёнка, чем, например, обучение навыку ходьбы.

Ползание на четвереньках развивает мыщцы, навыки пространственной ориентации, самостоятельность, а также работу головного мозга, которому приходится учиться координировать действия правой и левой стороны тела.

Дети начинают ползать на четвереньках в 6 – 8 месяцев. В идеале они начинают это делать сами. Но в жизни сценарий ползания у каждого малыша свой. Как стимулировать ребёнка ползать на четвереньках правильно и естественно, и как вам в этом поможет пылесос, кот и пустая бутылка, читайте в моей статье.

Зачем ребёнку ползать?

Примерно к 7 месяцам развитый ребёнок встает на четвереньки. Но бывает, что этап ползания пропускается, и малыш начинает сразу ходить. Я против отказа от ползания и вот почему:

Ползание – природная остеопатия. Оно выполняет ряд важнейших задач:

  • укрепляет ноги и готовит их к ходьбе, а руки – к письму;
  • укрепляет мышцы спины и брюшного пресса;
  • создает мотивацию движения, что важно для дальнейшего развития ребёнка;
  • решает проблемы, связанные с родовой травматизацией, на 70-80%;
  • развивает вестибулярный аппарат;
  • развивает межполушарное взаимодействие в мозге;
  • способствует формированию огромного количества нейронных связей, которые в будущем позволят быстро принимать решения, ориентироваться на местности, совершать движения, требующие сложной координации;
  • формирует предпосылки для овладения грамматикой родного языка;

Условия для ползания: что важно понимать

Задача мамы – создать ситуации, в которых младенцу придется двигаться до желаемой цели самостоятельно.

Перечислю основные условия для активизации навыка ползания:

  1. Психологическое отделение грудничка от мамы. Важно, чтобы мама оказалась внутренне готова переселить малыша на пол и не бежать к нему после первого плача. Но не оставляйте ребёнка совершенного одного, провоцируя детскую истерику. Создайте эффект присутствия. Делая свои дела, разговаривайте с грудничком. Объясните, что сразу подойти не можете, нужно сначала, к примеру, дорезать овощи или развесить белье. Дайте ребёнку возможность решить свою проблему самому. Хочет мячик, значит пусть пытается до него добраться.
  2. Переезд на постоянное пребывание на пол. Напоминаю, что после 4-х месяцев ребёнок должен находиться на полу всё свободное ото сна и еды время:
  • если в доме гладкий пол, приобретите нескользящие наколенники или колготки со специальными наклейками на коленках. Они обеспечат лучшее сцепление с полом;
  • в тёплой квартире ножки можно оставить голыми. Они не будут скользить на полу, и ребенку будет проще передвигаться;
  • также рекомендую коврики для ползания. Они без запаха, без ворса, не впитывают влагу и не производят пыль. Отлично моются, тёплые и толщиной 1 см. На них комфортно падать (подробнее см. «коврик для ползания»).

Как стимулировать ползание у ребёнка?

«Мой ребёнок не ползёт. Не заставлять же его?» Конечно, нет!

Мамы, грудничок живёт по тем правилам и установкам, которые вы ему диктуете. Поэтому не нужно заставлять, нужно заинтересовать! Например, так как это делают мамы, прошедшие курс 6-9 месяцев.

Как стимулировать ребёнка ползать на четвереньках? Берите ручку и блокнот, добавляйте статью в закладки:

1. Опустите ребёнка на пол. Вокруг него на расстоянии чуть дальше его вытянутой руки положите очень интересные вещи. Активно занимайтесь своими делами – ребёнок должен видеть вашу занятость. Ему придётся добираться до желаемого предмета самому.

Смотрите, тут ребёнку очень захотелось взять пульт от телевизора.

3. Догонялки. Создайте игровую ситуацию: малышу нужно что-то или кого-то догонять! Например, как в этом видео:

5. Кошачий корм или миска с водой. Не поверите, но именно эти предметы притягивают детей как магниты. Используйте их для активизации ползания, как мама из видео.

6. Помимо того, что вы видели на видео, попробуйте вот что. Летом оголите пузо малыша – ему может быть некомфортно касаться животом пола, и он будет вынужден ползти на четвереньках. Но сработать может не для всех 🙂

7. Если голый живот не мотивирует правильно ползти, опустите малыша на свежескошенную траву или другую шершавую поверхность.

8. И обязательно делайте упражнения для стимуляции ползания, например, по моему онлайн-курсу 6-9 месяцев. Заложите малышу правильный стереотип четверенек с помощью ежедневных занятий. Важно понимать, что массаж, как таковой, ползать не учит. Он помогает избавиться от тонуса и улучшает питание мышц. А вот правильные стереотипы передвижения на четвереньках мы закладываем упражнениями! Именно по этому курс 6-9 месяцев аж на 70% состоит из упражнений по обучению ползанию.

Важно понимать, что массаж, как таковой, ползать не учит. Он помогает избавиться от тонуса и улучшает питание мышц. А вот правильные стереотипы передвижения на четвереньках мы закладываем упражнениями!

Надеюсь, я донес всю важность стимуляции ползания у детей. Теперь дело за вами. Возьмите на себя ответственность заниматься с ребёнком, и результат не заставит себя ждать.

Не надейтесь на массажиста, он придет 10 раз, а вашему малышу может понадобиться больше времени. Работа с мамой и папой для него будет гораздо комфортнее. Но от родителей потребуется решимость, настойчивость и системный подход!

Врачи-педиатры отмечают, что такой способ передвижения очень полезен для ребенка. При ползании малыш развивается физически, у него укрепляются почти все мышцы, особенно плечевого пояса, рук, позвоночного отдела, улучшается координация движений. Начинают работать мышцы, которые до начала ползания были мало задействованы или вообще не включены в работу. Этот вид передвижения служит подготовкой к следующему этапу – ходьбе, ведь у малыша укрепляются мышцы, необходимые для поддержания тела в вертикальном положении, формируется один из основных изгибов позвоночника, который будет выполнять роль амортизатора при ходьбе.

Но ползание важно не только с медицинской точки зрения. Ползая, ребенок учится думать, ведь ему необходимо принимать решения, куда и зачем ползти и как это лучше делать. Он постепенно начинает понимать, что может перемещаться в пространстве, может доставать предметы, которые находятся не только на расстоянии вытянутой руки, но и значительно дальше. Малыш сам выбирает тот стиль, которым ему удобнее ползти. Более того, ребенок осваивает разные способы ползания на разных поверхностях. Задача владеть своим телом, не теряя равновесия, – не из легких.

Ползание важно развития моторики ребенка. Макромоторика и координация движений развиваются во время самого процесса ползания, в то время как микромоторика развивается параллельно, пока ребенок трогает предметы, лежащие на полу, дергает за бахрому ковра, засовывает пальчик в щель на паркете.

Ребенок знакомится с процессом движения как таковым, начинает понимать, что к интересующим его предметам можно приближаться, а можно от них удаляться, что можно двигаться с разной скоростью. Все эти навыки очень пригодятся ему потом для освоения ходьбы.

Ребенок совершенствует свое зрительное восприятие. Согласитесь, картинка из кровати или с маминых рук сильно отличается от того, что младенец видит на полу.
У ребенка развивается взаимодействие между двумя полушариями мозга, ведь при движении ползком у малышей одновременно двигаются правая рука и левая нога или левая рука и правая нога. Такой вид ползания называется перекрестным, оно наиболее эффективно.

Ползая, малыш создает основу для дальнейшего речевого развития, ведь для освоения некоторых сложных грамматических конструкций необходимо умение хорошо ориентироваться в пространстве, а ползание этому очень способствует.

Когда начинать учить ребенка ползать?

Для того, чтобы ребенок мог передвигаться на четвереньках, необходимо, чтобы мышцы ребенка были к этому подготовлены. Ребенок уже должен самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть без поддержки, иначе ползание приведет к формированию неправильной осанки и сложностям с прямохождением в будущем. Стимулировать ползание можно только тогда, когда ребенок сам начнет пытаться ползать.

Как учить ребенка ползать

самое первое упражнение, которое можно выполнять с ребенком уже в первый месяц жизни — имитация ползания. Опора для ножек – поочередная – подвигаете руками правую ножку – ребенок оттолкнется, левую ножку – оттолкнется.

Снимите пространственные ограничения – предоставьте ребенку возможность находиться на полу, а не сидеть все время в кровати или манеже.
Опуститесь на пол вместе с малышом – когда рядом находятся родные мама или папа, ребенку гораздо проще осваивать новый для себя вид передвижения. Обязательно нужен наглядный пример.
Кладите интересные для малыша предметы (мягкие игрушки, машинки и др.) на небольшом расстоянии от него.
Катайте перед ребенком мячик. Малыш сможет сам его отталкивать, а затем стремиться достать.
Аккуратно приподнимайте ребенка за животик, создавайте опору для ног, показывайте, как правильно двигаться.

Каждый малыш проходит свой путь в освоении пространства в промежутке примерно с пяти месяцев до года с небольшим. Все дети в разные моменты начинают переворачиваться, ползать, ходить. Способы передвижения ползком весьма разнообразны. Кто-то сначала движется назад, кто-то – по-пластунски, кто-то – вперед, сразу подгибая под себя две ноги, у кого-то одновременно движутся сначала левая нога и левая рука, а потом правая рука и правая нога, кто-то практикует перекрестный ход. И это все варианты нормы. Не надо ожидать от малыша, что он будет копировать поведение соседского ребенка, у него свой путь развития.

Но если ребенку исполнилось 6 месяцев и нет медицинских противопоказаний, его можно учить ползать при помощи тренажера. Для этого нужно взять пластмассовый таз высотой 25-30 см и поставить его вверх дном. Малыш должен опираться руками на тазик, а ножками стоять на коленях. Мама должна отодвигать тазик потихонечку на себя. Ребенок будет рефлекторно перебирать ножками. Желательно, чтобы с зади стоял взрослый и страховал ребенка.
Через некоторое время ребенок научится ползать. Такие тренажеры часто вызывают радость у детей. После тренировки можно подурачиться – покатать малыша в тазике.

Новый этап развития ребенка готовит его к постепенному отделению от мамы. На первом году жизни маму и ребенка психологи часто называют системой «мы», потому что они очень взаимозависимы. После года начинается постепенное отделение малыша от мамы, но первые шаги к этому начинаются с попытки двигаться в направлении от мамы. Впервые такую возможность дает ползание.

Малыша сначала сильно пугает это новое умение, поэтому период, когда ребенок учится ползать, многие родители называют «ручным» – кроха очень часто просится «на ручки». Когда ребенок уползает от мамы, ему важно быть уверенным, что мама остается на месте и что он может вернуться к ней в любой момент.
Потом нечто похожее происходит, когда малыш осваивает ходьбу.

Как только малыш начнет передвигаться самостоятельно, не важно каким способом – ползком или уже на своих двоих, вам придется стать предельно внимательными. Окрыленный своими новыми возможностями, кроха активно познает мир, еще не осознавая опасностей. Его может заинтересовать и скатерть, свисающая со стола, на котором стоит стеклянная посуда, и содержимое шкафа, дверцы которого легко открыть, и лестница, ведущая на второй этаж дома. Старайтесь не оставлять ребенка одного без присмотра.

Многие родители хвастаются тем, что их ребенок не ползал, а сразу пошел. Но на самом деле, дети, которые рано начали ходить, добирают свое в более старшем возрасте. И не надо ругать подросшего малыша за его интерес к «половой» жизни. Ему важно доползать свое.

Одним из признаков, что с ребенком все хорошо, является двигательная активность, степень которой должна соответствовать возрасту. Как быть, если родителям кажется, что развитие ребенка замедлилось, и он никак не хочет ползать на четвереньках? Давайте разберемся, когда есть повод для беспокойства, а когда он отсутствует.

Что и в каком возрасте должен уметь делать ребенок

Необходимо понимать, что каждый ребенок абсолютно уникален и данные, приведенные ниже, будут примерными. Но большинство нормально развивающихся малышей укладываются в эти параметры, поэтому отклонения это повод обратиться к врачу.

  • К двум месяцам ребенок уже должен уметь держать головку.
  • К четырем месяцам немного приподнимать туловище, опираясь на локотки.
  • В полгода сидеть, становиться на четвереньки, перекатываться со спины на живот и обратно.
  • К девяти месяцам дети обычно хорошо ползают.

Но некоторые дети по своей природе имеют сниженную двигательную активность. Это не отклонение, а индивидуальная особенность. В таких случаях детям нужно помогать.

Простые упражнения для развития ползания на четвереньках

  1. Для начала можно просто поддерживать ребенка рукой в области живота. Нагрузка на руки и ноги снижается, ему будет проще начать делать первые движения.
  2. Можно использовать небольшой валик. Положите малыша на него животом и начните перекатывать. Так ребенок быстро научится переносить вес с одной части тела на другую, и ему будет проще начать ползать.
  3. Не забывайте про личный пример, ползайте вместе с малышом. Дети устроены так, что стремятся повторять действия родителей.
  4. Возьмите любимую игрушку и поставьте в метре от малыша. Он будет стремиться подползти к ней, чтобы взять.

Когда нужно обратиться к врачу

Дети развиваются индивидуально, но если к восьми месяцам ребенок так и не научился ползать на четвереньках, это повод, чтобы показать его педиатру. Скорее всего, дело в особенностях малыша. Врач проведет необходимые обследования и назначит комплекс развивающих упражнений. Возможно, потребуется массаж.

Распространенной причиной является отсутствие у ребенка достаточного пространства. Если он постоянно находится в кроватке, то там просто негде ползать. При этом родители часто опасаются разрешать ребенку играть на полу, потому что может быть холодно и негигиенично. Оптимальным выходом является купить для ползания безворсовый ковер для детской комнаты.

Посмотрите данное видео, чтобы узнать больше о качестве ковров для детских комнат бренда Parklon:

Подрастая, малыш стремится «осваивать» все новые пространства. И, конечно, нет смысла удерживать его в кроватке или манежике. Уже к 6-8 месяцам многие детки умеют отлично ползать и могут перемещаться по квартире с довольно высокой скоростью. Если ваш малыш пока не проявляет интереса к ползанью, ему можно немного помочь. Прежде всего, нужно узнать, как научить ребенка вставать на четвереньки.

Для чего это нужно?

Некоторые мамы считают, что учиться ползать необязательно. Действительно, некоторые детки обходятся без этого этапа развития, сразу вставая на ножки в возрасте 11-14 месяцев. Однако если ребенок пытается ползать, ему стоит помочь освоить эту «науку».

Чем полезно ползание? Прежде всего, тем, что во время движения тренируются мышцы, развивается вестибулярный аппарат, ускоряетсяумственноеи психическоеразвитие. Ведь появлениеспособности передвигаться самостоятельно – это огромный прорыв, помогающий быстрее и качественнее познавать окружающий мир.

Многие дети самостоятельно учатся ползать, причем далеко не все для этого встают на четвереньки. Некоторые подтягиваются на руках, подтягивая затем прямые ножки, другие ползут «по-пластунски», третьи пятятся попой вперед, время от времени оглядываясь для уточнения маршрута передвижения.

Но если в 6-7 месяцев здоровый ребенок не делает попыток начать передвигаться ползком, ему следует помочь, научив вставать на четвереньки. Этот навык пригодится ему не только для ползания, но и для того, чтобы быстрее научиться самостоятельно садиться, а затем и вставать.

Как помочь ребенку научиться вставать на четвереньки? Для этого нужно делать специальную гимнастику.

Упражнения

Гимнастикой нужно начинать заниматься с малышом с первых недель жизни. Упражнения, естественно, подбираются в зависимости от возраста малыша.

Нужно проследить, чтобы занятия были регулярными и исключительно позитивными. Поэтому если малыш не в духе или плохо себя чувствует, стоит отложить занятие на некоторое время. Перед занятием нужно проветрить комнату и проследить, чтобы в ней была комфортная температура, но не было сквозняков. Малыша лучше полностью раздеть, таким образом можно будет совместить гимнастику с закаливанием. Если же занятия проводятся в одежде, то нужно проследить, чтобы она не сковывала движений.

Для занятий потребуется ровная горизонтальная не прогибающаяся поверхность. Например, можно постелить на полу плед или разложит диван.

Первая тренировка направлена на то, чтобы ребенок научился, лежа на животе, удерживать опору на прямых руках. К полугоду большинство деток уже умеют приподнимать верхнюю часть тела, опираясь на руки, и даже могут отрывать одну руку от пола, чтобы взять игрушку. Для закрепления этого навыка необходимо уложить младенца на живот и подвесить интересную для него игрушку выше его головы. Чтобы взять интересную для него вещь, ребенок будет вынужден приподнять верхнюю часть туловища и протянуть одну руку. На первых порах можно будет чуть-чуть помогать ему, поддерживая под грудку.

Затем можно будет учить ребенка подтягивать ноги под животик, чтобы подняться на четвереньки. Для этого нужно положить под грудь и животик подушку так, чтобы руки и ноги были свободны, свисая по сторонам опоры. Чтобы обрести устойчивое положение, ребенку придется опереться на ладошки и колени, то есть встать на четвереньки.

Еще одно тренировочное занятие проводится так: ребенка укладывают на живот, взрослый подхватывает младенца правой рукой под грудку, а левой – побуждает ребенка сгибать ножки в коленях, подталкивая под пяточки. Удерживать малыша в положении «на четвереньках» несколько секунд, затем отпустить. Повторить несколько раз.

Если малышу не удается вставать на четвереньки, можно использовать такой прием:

  • берем ребенка на руки и прижимаем спинкой к себе, удерживая рукой под грудку;
  • второй рукой побуждаем встать на горизонтальную поверхность на колени;
  • потом аккуратно опускает тельце ребенка вперед, чтобы он оперся на руки. Удерживать его несколько секунд в таком положении, поддерживая под пяточки.

Итак, ползание – это достаточно важный этап в развитии малыша, поэтому если ему не удается освоить этот навык, ему нужно немного помочь. И, прежде всего, необходимо научить малыша подниматься на четвереньки. Это умение будет полезным, даже если малыш так и не научится ползать (бывают и такие дети и это совершено нормально). Ведь из положения «на четвереньках» легче научиться самостоятельно садиться и вставать.