Момент, когда ребенок произносит свои первые слова, очень волнующий и долгожданный. Он вызывает много положительных эмоций как у взрослых, так и у самого малыша, а также сильное чувство гордости за свое чадо у мам и пап. Педиатры отмечают, что просто ждать, пока ребенок начнет говорить — не лучший вариант развития событий. Заниматься развитием речи ребенка следует с первых дней после его появления на свет. И в этой статье мы подробно расскажем о том, как это следует делать.
Как научить ребенка разговаривать
Взрослые, окружающие ребенка от рождения, сами того не подозревая, влияют на то, как быстро малыш начнет самостоятельно разговаривать. Это проявляется в коротких беседах с ребенком, рассказывании ему различных историй, сказок и стихов. Положительное влияние будет даже тогда, когда мама или папа просто прогуливаются по квартире с младенцем на руках и описывают все, что находится вокруг. Для ребенка важно слышать голос близкого человека и его интонацию.
В течение первого года жизни формируются те центры мозга ребенка, которые в дальнейшем будут отвечать за речь, поэтому этот этап взросления считается одним из самых важных. До достижения трехлетнего возраста эти мозговые центры завершают свое формирование, что создает почву для полноценного развития речевого аппарата ребенка.
Стоит отметить, что каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому не нужно сравнивать уровень умений своего чада с успехами его сверстников. Поскольку все мы индивидуальны, время сказать свое первое слово для каждого может наступить в разное время. К врачу следует обращаться только тогда, когда вы уверены, что ваш малыш имеет проблемы с развитием. Если же задержка вызвана особенностями темперамента чада или определенными психологическими факторами, то следует помочь ребенку преодолеть внутренние барьеры и дать ему возможность почувствовать поддержку близких.
Как научить ребенка говорить в 3 года
Несмотря на то, что получение речевых навыков у каждого происходит в индивидуальном порядке, в общем этот этап можно разделить на несколько фаз.
В первые недели и месяцы после рождения основной голосовой реакцией ребенка на раздражители является крик. Со временем он может приобретать различные интонационные окраски. До шестимесячного возраста ребенок имеет возможность выражать слоги с протягиванием гласных букв, как, например «агуу». Специалисты отмечают, что родителям следует уделять особое внимание этим действиям чада и активно реагировать на них. Это будет пробуждать у ребенка больше желания вступать в контакт с другими.
Позже ребенок сможет произносить более сложные сочетания звуков. Некоторые из них малыш будет четко связывать с конкретными ощущениями (радость, боль, голод и т.п.). Вспомогательными для дальнейшего развития речи в это время станут аудиосказки или записи звуков природы или спокойной музыки, включать которые можно на небольшой промежуток времени днем или перед сном.
В возрасте 7-8 месяцев ребенок уже гораздо лучше понимает, о чем говорят взрослые, и связь между конкретными предметами и обозначающими их словами. Словарный запас годовалого ребенка может включать в себя до десяти слов, сочетая которые малыш сможет объяснить свое емоциональное состояние или выразить потребность в чем-то. В этот период родителям следует регулярно заниматься с ребенком, больше рассказывать ей о словах, разбивать фразы на слоги и учиться повторять их.
Чем старше будет становиться ребенок, тем сильнее будет его желание коммуницировать с другими и тем более способным будет становиться его речевой аппарат. Досуг двух или трехлетнего малыша можно разнообразить тематическими играми и просмотром мультфильмов, из которых ребенок сможет получить информацию о звуках и способах их произнесения. Во время общения с малышом старайтесь говорить как можно четче. Ваша яркая артикуляция может помочь ребенку лучше понять, как ему нужно произносить звуки.
Как научить ребенка говорить мама
Подготовка ребенка к произнесению его самого важного в мире слова — это ежедневная практика. Поскольку практически все время ребенок находится рядм, не ленитесь подробно комментировать каждое свое действие. Так ему будет легче воспринимать и запоминать названия отдельных предметов и действий.
Когда ваше чадо начнет пытаться реагировать на ваши рассказы и дополнять их своими криками — непременно питримайте его в этом. Превратите свой монолог на диалог с ребенком.
Для расширения словарного запаса читайте ребенку книги, стихи и пойте песни. Полезным будет минимизировать просмотр телевизионных передач в пользу живого общения.
Также не лишним будет хвалить малыша за его попытки и успехи. Внимание родителей и понимание, что его старания оценены взрослыми непременно принесут ребенку положительные эмоции и даже смогут мотивировать к еще более активной мовленевои деятельности.
Важно помнить, что главное — это не навредить малышу. Поэтому в обязательном порядке следует отказаться от принуждений, а также ни в коем случае не стыдить и не запугивать малыша. Если ребенок говорит немного — это не есть безоговорочным доказательством его умственных отклонений. Возможно, ребенок просто очень застенчив и для социализации ему требуется чуть больше времени, чем другим детям.
Предложение магазина I Love Mommy
На сегодняшний день существует множество игрушек, предназначенных не только для того, чтобы дарить ребенку радость, но и для того, чтобы научить его чему-то новому. Вашему вниманию мы предлагаем большой ассортимент товаров от известных во всем мире брендов. Книги со звуковыми элементами, миниатюрные версии музыкальных инструментов, мягкие игрушки со встроенными динамиками — все это позволит малышу быстрее открыть для себя мир звуков и, играя, получить полезные знания.
Магазин детской одежды I Love Mommy — это и прекрасное место для обновления гардероба вашего чада. У нас вы сможете подобрать наряд для любого случая. В каталогах представлены и праздничные костюмы для мальчиков и девочек всех возрастов, и спортивные костюмы, и наборы одежды для летнего времени, и зимние комбинезоны, а также комплекты для купания и многое другое.
За подробной информацией по оформлению заказа, оплаты и покупки товаров клиенты I Love Mommy всегда могут обратиться к консультантам магазина. Наши менеджеры доступны в телефонном режиме и онлайн. И если возникнут вопросы или трудности во время шопинга на сайте — смело обращайтесь к ним.
Каждый родитель хочет знать, как научить ребенка говорить. И это не только фактор любопытства « как трогательно будут звучать первые слова крохи», но желание поспособствовать развитию малыша.
Психологи утверждают, что именно в период от рождения до трех лет у человека наблюдается самое активное развитие. И неудивительно, ведь в этом возрасте он познает мир, поглощает внешнюю информацию как губка, овладевает прямохождением, осваивает речевые навыки. От того, насколько грамотным будет подход родителей в развитии ребенка, зависят его многие дальнейшие навыки, стремление к обучению, умение формировать свои мысли.
NAN® 3 OPTIPRO® содержит оптимизированный белковый комплекс и пробиотики, которые помогают нормализовать микрофлору кишечника и повышают способность организма бороться с инфекциями.
Когда учить малютку разговаривать?
Четких рамок касательно того, в каком возрасте малыш должен разговаривать – нет. Насколько рано малютка усвоит искусство общения, зависит от множества факторов, таких как занятия с ребенком, эмоциональная обстановка в семье, окружение и индивидуальные психологические особенности. Один карапуз в год уже уверенно попросит у мамы кашу, а другой научится связывать слова только к трем годикам. Однако в одном мнение логопедов и детских психологов сходится – начинать общаться с малышом нужно с самых пеленок, а лучше с момента, когда у крошечного человечка в животике мамы сформировался слух.
Научить ребенка говорить в 3 года, после того как все это время данному процессу совершенно не уделялось внимание, будет гораздо сложнее. Ведь накапливать словарный запас малютка начинает еще в утробе матери, когда учится различать звуки и узнавать голоса. Вашему малышу уже 2 или 3 годика, а он упрямо молчит? Предлагаем наверстать упущенное, используя 4 основополагающих совета, рекомендуемых ведущими специалистами по дошкольному образованию.
Совет №1 – постоянное общение
Самое важное в стимуляции развития речи малыша – постоянное общение. Нет разницы, 3 месяца или полтора годика вашему крохе, он нуждается в общении, уже слышит и распознает голоса, подсознательно запоминает слова. В дальнейшем ему будет проще воспроизвести их и связать в смысловое предложение. Не забывайте о следующем:
- читайте малютке сказки;
- пойте детские песенки;
- говорите с новорожденным, глядя на него;
- произносите слова четко и членораздельно;
- меняйте интонацию и тональность.
Ребенок должен видеть, как создается звук, как двигаются губы и открывается рот, когда мама, папа или бабушка говорят с ним. Общение поспособствует восприятию многообразной речи, постепенному накоплению словарного запаса, научит малыша концентрировать свое внимание и фокусироваться на звуке.
Совет №2- привязка слова к образу
Научить ребенка говорить в 2 года важно, формируя образы, связывающие слово с его значением. Ведь созерцание пока его основной вид общения с миром, увидев предмет и услышав его название несколько раз, он закрепит его в памяти. Так, играясь или гуляя с малышом, озвучивайте предметы, на которых фокусируется его взгляд, и озвучивайте действия: «смотри, это птички», «это цветочки», «кошечка пришла», «давай наденем штанишки», «садись в коляску», «теплая водичка».
Читайте сказки так, чтобы кроха видел картинки, показывайте героев и предметы, которые на них изображены, также озвучивая их имена, названия и цвет. С того момента, когда малютка может сидеть самостоятельно, его можно познакомить с азбукой, красочный вариант с иллюстрациями можно повесить около стульчика, за которым кроха ест, так малютка будет увлечен картинками, а мама не упустит случай назвать ему буквы.
Совет № 3 – называйте вещи своими именами
Правильно учить ребенка говорить можно только тогда, когда родители сами контролируют и четко формируют свою речь. Не загружайте малыша словесным мусором, восприимчивый маленький мозг все впитывает и запоминает. Так, общаясь при нем, исключите из разговора мат, сленг или суржик, говорите правильно и четко, а обращаясь к самому ребенку, старайтесь не употреблять «сюсюкательные» уменьшительные обороты вроде «би-би» вместо машины, «ав-ав» вместо собаки или «каФетка» вместо конфеты. Пусть некоторые слова он сможет проговорить позже, но зато у него будет сформирована красивая и грамотная речь.
Совет №4 – стимуляция мелкой моторики
Перед тем как быстро научить детей говорить, важно регулярно стимулировать мелкую моторику рук. Центр головного мозга, который отвечает за развитие речи, располагается рядом с отделом координации движения. Развивая координацию маленьких пальчиков, вы стимулируете и речевые функции. Для этого проводите занятия в игровом формате, рисуйте пальчиком малыша по крупе, собирайте ягодки или орешки, лепите из детской глины, нанизывайте бусинки на ниточку, доставайте игрушки из мешочка или коробки, параллельно называя их цвет и имя. Такие простые и интересные упражнения помогут развить моторику и ускорят процесс речевого обучения.
Надеемся, наша статья поможет понять, как научить ребенка говорить, не совершая классических ошибок молодых родителей. Общайтесь с ребенком, помогайте ему развиваться, но не торопите и не давите на него, чтобы не отбить охоту начинать говорить.
На базе МАОУ гимназии №1 г. Тюмени в к. №2 по адресу ул. Крансодонская, 61 осуществляет работу опорный (базовый) логопедический пункт для оказания помощи обучающимся начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитанникам дошкольных образовательных учреждений города Тюмени, имеющим нарушения устной и письменной речи, в освоении общеобразовательных программ.
МАОУ гимназия №1 города Тюмени (корпус №2) Ул. Краснодонская, 61 |
МАОУ гимназия №1 ( корпус 1, 2) города Тюмени |
МАОУ СОШ № 25 (корпус № 2) города Тюмени | |
МАОУ СОШ № 25 (дошкольное отделение) города Тюмени | |
МАОУ гимназия № 21 города Тюмени | |
МАДОУ детский сад № 110 (корпус 4) города Тюмени |
Основными задачами деятельности Логопедического пункта являются:
- организация ранней диагностики речевых патологий и обеспечение своевременного сопровождения детей, нуждающихся в логокоррекции;
- организация предоставления консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям).
Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.
Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.
Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.
Вот 8 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:
1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.
2. Используйте короткие слова, простые и понятные!
Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»
Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!
3. Не говорите слишком быстро!
Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.
4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».
Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.
Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!
5. Читайте ребёнку книги!
Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.
Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
6. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.
Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется общая координация движений.
Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.
7. Поощряйте двигательную активность ребёнка!
Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи.
Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.
8. Развивайте мелкую моторику!
О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!
Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.
Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.
Следуйте этим 8 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
1. Повторение- мать учения. Называйте все, что делаете, все предметы дома, все явления на улице, предупреждайте, что сейчас придет папа, бабушка или гости. И, поверьте, результаты скоро дадут о себе знать.
2. Повторение за ребенком. Вам кажется нудным и бесконечным лопотание «ду-ду-ду-ду»? А попробуйте хором! И тут же увидите, как весело это покажется вашему ребенку. И тут вдруг увлеченно затейте новую «песню» – «до-до-до». Повторяет? Продолжайте в том же духе, перебирая все гласные. Это прекрасная тренировка не только речевого аппарата, но и развивающая игра.
3. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Кончики пальцев и умение управлять своими движениями напрямую связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи. Конечно, шнурки завязывать еще рановато. Давайте для игры совершенно разные предметы – круглые, шершавые, ребристые, мягкие, липкие, шуршащие, гладкие и т.д. Чем разнообразнее, тем лучше. Не секрет, что многие дети предпочитают играть не дорогущими развивающими ковриками и играми, а обычными баночками с крышечками, ложками, коробочками, лоскутками и фантиками. Огромной популярностью пользуются разноцветные пуговицы, нанизанные на нитку, которые можно перебирать наподобие четок. Предоставьте ребенку выбор!
4. После года старайтесь избегать языка жестов. Попробуйте не реагировать на протянутую руку или тычущий палец, и, отдавая ребенку вещь, говорите – скажи «дай». Постепенно усложняйте вариант – «Скажи, мама, дай грушу». Можно выучить слова «пожалуйста» и «спасибо».
5. Активный интерес пробуждают звуки животных и подражание им – «му-му», «ав-ав», «ква-ква» и т.д. Попутно вы выучите многих животных, рассматривая картинки в книжках.
6. Общайтесь с «говорящими» сверстниками или иногда с разговорчивыми детьми постарше. Желание подражать пересилит все неудачи.
7. Пойте песни! Даже если у вас нет слуха и голоса. Применяйте хитрый прием – вдруг «путайте» некоторые слова и после небольшой паузы редкий ребенок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «добрый доктор Айболит, он под деревом… лежит (идет, стоит, поет)»
8. Ритмичные, легко запоминающиеся стихи – это не только развлечение, но и обучение. Стихи можно читать по 10 раз и каждый раз ребенок их слушает как первый. Делайте вид, что забыли некоторые фразы в самом интересном месте, или продолжение и окончание – и вы их услышите.
9. Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать. Старайтесь слушать внимательно, глядя в глаза. Можно удивляться, переспрашивать, поражаться «как? Покажи-ка» и вообще делать крайне заинтересованный вид. И вы обнаружите желание вашего ребенка рассказать вам все, что он видит и слышит. Особенно полезно, придя с прогулки, рассказать кому-нибудь из домашних, что произошло. Например, папе. Что там выпал снег, он холодный, белый, можно брать его ручкой и Ваня брал его ручкой и т.д. Или как кормили птичек, упали в лужу, катались с горки, дружили с девочкой Аней и т.д. Папа должен без конца поддакивать и удивленно переспрашивать.
10. Старайтесь не окружать игровое пространство годовалого малыша электронными игрушками, потому что ребенок становится пассивным наблюдателем за игрой, а не активным участником. Исключаются фантазия, все действия (кроме нажатия кнопки или рычажка), и ребенок привыкает, что ни процесс, ни результат игры, от него не зависят. Играйте мячами, машинками, кубиками, пирамидками, матрешками, а яркие сияющие изобретения оставьте на потом.
До определенного возраста малыш понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно помочь ребенку скорее сделать ее «активной»?
• Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.
• Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.
• Играйте с ребенком (вы можете иногда отодвигать игрушку, к которой тянется малыш, чтобы вместе потренироваться назвать ее, или сказать «дай»).
• Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев напрямую стимулирует развитие речи.
Артикуляционные игры
Зарядка для язычка (с полутора лет)
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз — и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Снежинки
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторите 2-3 раза.
Бабочка, лети!
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)
Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть нужно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.
Скороговорки для развития речи
Скороговорки на звук [Ш]
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.
Скороговорки на звук [Ж]
Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.
Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Скороговорки на звук [Ч]
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.
Скороговорки на звук [Щ]
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
Скороговорки на звук [Р]
В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..
Скороговорки на звук [В]
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Скороговорки на звук [Ф]
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Скороговорки на звук [Т]
Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.
Скороговорки на звук [Ц]
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Скороговорки на звук [З]
Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.
В замке зайка под замком.
Скороговорки на звук [С]
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Ольга Агашкина, логопед-дефектолог
Время появления первых слов и темпы формирования речи индивидуальны для каждого ребенка, в основном это период от 9,5 до 16-17 месяцев. При этом пассивный словарный запас пополняется быстрее, чем активный, то есть ребенок понимает значительно больше слов, чем способен сказать.
Безусловно, ребенок никому ничего не должен. Каждый малыш индивидуален, и сравнивать его с другими детьми нельзя. Если хотите все-таки сравнить, то смотрите на своего ребенка – каким он был и какой он сейчас. И отслеживайте прогресс или регресс именно вашего малыша.
Из множества вопросов о родительстве выделяется один из самых важных – «Когда мой ребенок заговорит?». Порой родители думают, что малыш сам возьмет и заговорит, и забывают, что мама и папа – это проводники, учителя, которые должны помочь обрести навыки и игры, и говорения, и всего на свете. Поэтому переформулируем вопрос – «Как помочь моему ребенку заговорить?».
Опыт мамы
Моей дочери год и десять месяцев. С года и месяца – она говорит. Сначала это были короткие слова: мама, папа, баба, деда. В год и два появились более сложные слова: привет, кадо (авокадо), биогай (биолакт). Конечно, сначала она говорила слова по-своему, неправильно, но к полутора годам речь стала чистой, к году и семи появились предложения, а дальше – стихи и песни. Да, это – гордость, когда твой ребенок показывает результат, к которому вы шли вместе.
Что мы делали?
2. Читали книги, да, прямо с рождения. Еще очень важно называть все, что видишь в книге, описывать, искать на картинках каждую маленькую деталь и рассказывать про нее. Сейчас дочь уже сама привыкла так делать, рассматривает все картинки и подмечает детали.
3. Пели песни и рассказывали стихи. Когда малышка подросла, все нам «выдала», она запомнила.
4. Когда разговаривали, пели, активно проговаривали каждую букву. (P.S.: Обратите внимание, малыш смотрит на ваш рот, он подмечает, как вы произносите слова).
5. Упражнялись перед зеркалом или с накрашенными губами. Сажали ребенка рядом с собой, произносили слоги, слова, просили повторить.
Как сделать такое упражнение? Накрасьте яркой помадой губы, лучше всего подойдет красный цвет, наклонитесь к ребенку и произносите слова. Малыша привлечет яркая помада, и он сосредоточится на ваших губах.
7. Задавали ребенку вопросы? И оставляли паузы для ответов. Составляли с дочерью пока еще воображаемые диалоги, потом она начала отвечать.
8. Развивали мелкую моторику. Давали перебирать предметы, но под присмотром! Еще мелкую моторику помогает развивать прикорм, поэтому мы давали малышке самой есть руками. Было грязно, но полезно. Вводили мягкие кусочки с разрешенного возраста (8 месяцев), с развитием жевательного аппарата, развивался и речевой.
9. Развивали крупную моторику. Строили тоннели, по которым дочь ползала, баррикады из подушек и так далее.
Мнение врача-невролога
«Умелки» малыша по возрасту:
Два-четыре месяца: «гулит».
Шесть месяцев: лепечет, поворачивается и смотрит на новые звуки, смотрит на человека, который с ним разговаривает (три-шесть месяцев), смеется.
Девять месяцев: кричит, чтобы привлечь внимание, смотрит на названный знакомый объект, повторяет слог несколько раз, активно лепечет (6-10 месяцев).
Один год: отзывается на имя, понимает простые просьбы (9-12 месяцев), начинает формироваться указательный жест (10-12 месяцев), может показывать «пока-пока», «привет-привет», имитирует знакомые звуки, может говорить: «Ма, па, ба».
«Указательный жест должен появиться до одного года и трех месяцев, если его не появится, то необходимо помочь ребенку с его формированием.
Что делать?
2. Показывать что-либо указательным пальцем, тем самым подавать пример ребенку.
3. При чтении книги указывать на картинку сначала своей рукой, затем брать руку малыша и показывать его рукой. Гуляя по улице, можно указывать на какой-либо предмет своей рукой, а затем рукой ребенка.
4. Когда ребенок хочет ту или иную вещь, но не показывает именно ее, то можно взять руку ребенка, сложить пальчики в указательный жест, поднести игрушку на расстоянии вытянутой руки, чтобы ребенок коснулся пальцем игрушки, назовите предмет, до которого дотронулся ребенок. Старайтесь повторять действия несколько раз», — рекомендует Юлия Сергеевна.
Полтора года: использует около пяти слов, например: «Мама, папа, баба, бах, еще». Показывает части тела, мотает головой: «Нет».
Два года: говорит около 50 слов, появляются фразы из двух слов: «Мама, дай», «Папа, идем». Задает вопросы: «Что?», «Где?».
Три года: говорит предложениями из трех-четырех слов, большой словарный запас, знает три-четыре цвета, знает «большое» и «маленькое»
Надеемся, наши рекомендации помогут вашему малышу научиться говорить, а вам – лучше понимать своего ребенка.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Речь здорового ребенка зависит от того, как общаются с ним дома родители и близкие. На первом году жизни, обычно в 8-12 месяцев, ребенок начинает говорить, а вернее лепетать и гулить. Все родители, конечно же, поощряют первые звуки малыша. На самом деле эти звуки являются подготовкой речевого аппарата к произнесению более сложных звуков и слогов после года. Начиная с полугода очень полезно показывать ребенку и называть окружающие предметы – такие активности закладывают основу словаря малыша.
Речь в год
В год малыш уже понимает многие слова, пытается общаться при помощи речи. Он уже правильно или почти правильно произносит слова «баба», «мама», «ляля», «папа», отдельные слоги важных для него слов – «зя» (нельзя), воспроизводит «речь» животных – «му». К полутора годам малыш активно использует в своем словаре 20-30 слов, в основном это существительные, реже – глаголы. Иногда дети уже пытаются строить обрывочные предложения со словом «дай» — «дай ку» — «дай кушать».
Речь в полтора года
С полутора лет малыш начинает подражать речи взрослых и пытается повторять за ними, поэтому специалисты очень советуют говорить с ребенком используя простые слова и, конечно, не сюсюкать. В этом возрасте очень полезно рассматривать вместе с малышом большие и яркие картинки с изображениями отдельных предметов. Рассматривайте картинки и называйте предметы.
Стоит помнить, что начинать надо с одного слова, которое может быть применимо к разным картинкам с одним изображением, нюансы придут позже. Например, показывая картинки с разными собаками, обращаем внимание не на разные породы (овчарка, шпиц), а только на животное – собака. Не переусердствуйте со временем занятий – начинайте с 2 минут, постепенно увеличивая время до 15 минут, что будет вполне достаточно для ребенка этого возраста. Не заставляйте малыша заниматься разглядыванием картинок, если ему это не хочется. Значит не пришло еще его время для этих занятий.
Речь от полутора до двух лет
К двум годам малыш уже умеет строить предложения из 3-4 самых простых слов. Он не умеет пока использовать предлоги, а вопрос выражает исключительно при помощи интонации, например, «гу?»- пойдем гулять? В два года малыш прекрасно произносит гласные звуки многие согласные, простые слова («дай», «баба»), но не может произносить слова из трех и более слогов, особенно слова с двумя согласными звуками подряд («хлеб»). В это период малыш, даже если он и не говорит, то уж точно умеет добиться своего жестами, а не плачем.
Какой должна быть речь к концу второго года
Лучше заранее узнать о возрастных критериях развития речи, чтобы направить свои усилия на развитие речевых навыков ребенка. Итак, к концу второго года дети могут:
- повторить за взрослым простую фразу;
- выполнить поручение, например, отнести папе игрушку;
- отозваться на свое имя;
- выполнить простые указания – «иди сюда», «сядь», «дай мне»;
- ответить на самые простые вопросы;
- произносить все гласные и частично согласные звуки;
- говорить предложениями из 3-4 слов;
- использовать множественное число для наиболее знакомых и простых слов – куклы, кубики, машинки;
- понимать и частично произносить от 50 до 300 слов;
- легко вступить со сверстниками в речевой (пусть пока и не понятный другим) контакт;
- показывать основные части тела;
- слушать и пытаться повторить самые простые стишки.
Старайтесь больше общаться, заниматься и играть с малышом. Но, конечно, все занятия должны проходить исключительно в игровой форме и не переходить в обязаловку со слезами. О том, какие игры помогут развитию малыша можно прочитать тут.
Задержка развития речи. Что делать?
Самыми показательными маркерами задержки речевого развития являются следующие моменты.
В полтора года:
- ребенок не говорит, не понимает и не воспринимает слова «мама» и «дай»;
- не понимает, когда к нему обращаются по имени;
- очень однообразно играет с игрушками
В два года:
- не наращивает запас слов;
- не пытается повторять слова за взрослыми;
- говорит одиночными словами, не пытается связывать слова в предложения.
Если вы заметили, что речь малыша характеризуется именно такими параметрами, то следует обязательно проконсультироваться с хорошим неврологом, который определит причины задержки развития речи и порекомендует алгоритм действий – занятия с логопедом, какие-то дополнительные исследования и прочее. А вообще, ребенок, растущий в любви и заботе, крайне редко имеет проблемы с развитием речи. Любите своих детей!