Как ребенка научить говорить слово

Очень часто, во время общения с родителями, мы можем услышать жалобы, что ребенок не может выдавить из себя и слова по-английски. Например, на уроке в школе ребенок проходил новый текст, и дома мама попросила ребенка рассказать о содержании текста своими словами, а ребёнок не смог пересказать. Родители удивляются, что ребенок знает много слов, но пообщаться на английском языке не может. Говорение — это комплексное и сложное умение, развитие которого потребует много сил и от ребенка, и от учителя.

Практика говорения — это самый показательный и результативный аспект в изучении иностранного языка. Очень важно с самого начала обучения и знакомства с языком начинать практиковать разговорную часть и представлять эту активность, как средство общения и обмена информацией. На этой идее основывается коммуникативная методика, которую лучше использовать с преподавателями — носителями языка, так как обучаясь у них, лучше всего можно понять структуру языка, приобрести правильное произношение, акцент и интонацию.

Речь всегда ситуативна. Обучать говорению необходимо при помощи ситуации. Перед тем как выбрать тему ситуации и начать говорить о ней и в ней, мы тщательно подготавливаем студента. Выбираем и изучаем лексику на эту тему, читаем тексты, изучаем грамматические конструкции, которые необходимы для изъяснений данной ситуации. Например, тема — поход к врачу. Каждый ребенок примерно представляет, как это происходит, поэтому вам необходимо прочитать текст о врачах, ознакомить ребенка с новой лексикой.

Любая речь может быть монологической и диалогической. При взаимодействии с собеседником мы порождаем диалог, при непрерывной речи — монолог. Начинать лучше с диалогической речи. Начать обучать диалогу нужно так, чтобы ребенок этого не осознавал. Привлекайте в вашу работу небольшой обмен репликами. Суть микро-диалога проста: первый участник дает реплику, второй реагирует на нее. Начинайте с самых простых, например: «Тебе нравится эта книга?» — да, нравится. Общение состоялось. В дальнейшем наша цель — подтолкнуть ребенка к более спонтанному и незапланированному общению.

В основе любого диалога лежат речевые штампы: приветствия, прощания, вежливости и так далее. Даже самый банальный диалог не должен быть просто бормотанием себе под нос. Ребенок может выступать в главной роли, он, как актер, занимает место собеседника. После того как вы закончили диалог, поменяйтесь ролями.

Монологическая речь непрерывна, самостоятельна и состоит примерно из 5-7 фраз. Работа над монологической речью должна так же начинаться с этапа речевых упражнений. Для того, чтобы ребенку захотелось высказаться, необходимо поставить перед ним актуальную речевую задачу. Примеры заданий: посоветуй, куда нам пойти на выходные, объясни, как нам добраться до метро, школы, порекомендуй веселую сказку, посоветуй пирожное в кафе.

Как всегда, не будем забывать, что предмет общения должен быть актуален для ребенка. Многие родители утверждают, что ребенка ничего не интересует кроме компьютерных игр. Но при постоянных попытках и поисках, предмет, вызывающий интерес будет найден. Ребенку просто надо привыкнуть к тому, что вы с ним делитесь и ждете его мнения, и со временем беседы действительно оживятся.

Обучение говорению требует большого терпения со стороны преподавателя. Ведь именно с этим умением связано понятие языкового барьера. Этот барьер возникает тогда, когда ребенку становится сложно выражать свои мысли из-за страха совершить ошибку и прозвучать глупо. Поэтому очень важно запастись терпением и быть мягким в коррекции ошибок.

Как ребенка научить говорить слово

Часто родители начинают беспокоиться, если их ребенок, особенно в возрасте 2-3 лет все еще не разговаривает. Своим опытом делится мама-логопед Ольга в своем блоге.

Она поделилась играми «Превращение», которые помогут разговорить молчунов.

Возьмите любое «слово», которое говорит ваш малыш. Например, малыш говорит «пи», а вы превратите этот слог в слово «пить». «Пойдем пить чай, ты будешь пить сок».

Или слог «ти». Превращаем в слова «птичка летит».

Расклейте по квартире картинки на уровне глаз крохи (животные, бытовые предметы, мульт-герои, фрукты и овощи и так далее). Рассказывайте малышу о каждой картинке медленно, спрашивайте о деталях. Каждую неделю картинки нужно менять.

Чаще обнимайтесь с малышом, танцуйте вместе, держась за ручки, пойте песни.

Если ребенок разговаривает с вами жестами, мягко поправьте его и просите озвучить желание. Или попробуйте «оречевлять» жест ребенка: Что ты хочешь? — пауза — Ты хочешь гулять? Да? Пойдем гулять!

Провоцируем на диалог: Хочешь пить чай? Да (кивок головой). На», «Будешь рисовать? Не будешь (покачиваем головой). Нет».

Проговаривайте все, что делаете: играйте с игрушками, говорите цвет, размер фактуру. «Оречевляйте» свои действия – сначала мы съедим суп (уберем куклы). Съели (убрали).

Теперь будем есть пюре (теперь нужно убрать кубики). То есть дробите свои инструкции и будьте конкретнее в своих просьбах. Во время игры озвучивайте то, что делаете: «Паровозик гудит «Чу-чу-у-у-у-у! Садись, прокачуууууу».

Обязательно читайте стихи (потешки), давая малышу возможность закончить фразу.

Не стоит проявлять сильную настойчивость и приставать к ребенку с просьбами повторить слово.

Внимательно следите за появлением новых слов и фраз и вести дневник развития речи, записывая не только новые слова, но и даты их появления. Таким образом, вы сможете увидеть прогресс и результаты совместных с малышом занятий.

Обязательно используйте в игре с малышом слова-действия. Например, зайка прыгает – прыг, котик упал – бух, зайка купается – куп-куп, дождик идет – кап.

Как уверяют логопеды, при учении важно смотреть на лицо ребенка при разговоре, наблюдать за его реакцией. Будет эффективней показывать малышу картинки тех предметов, которые вы называете, так он рано научится связывать слова с образами и называть объекты и людей.

«Дети на самом деле учатся в процессе повторения слов и действий. Когда обучаете ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно. Пускай повторяет слог или слово столько раз, сколько он хочет.

Задавайте ребенку вопросы, даже если он пока еще не может на них ответить. Возможно, он попробует выразить свои эмоции с помощью жестов. И после того, как ребенок заговорит, продолжайте задавать вопросы. Они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.

Читайте ему сказки каждый день. Это познакомит его с новыми словами и понятиями, а главное — разовьет его воображение. Когда он уже будет знать буквы, узнавать слова и картинки, пускай попытается читать самостоятельно. Поощряйте в нем желание прочесть что-то самому, но не заставляйте его это делать», — советуют эксперты.

Ч лен гильдии логопедов Москвы Юлия Корсакова – о том, как запустить речь у ребенка, нужно ли ее развивать с рождения и как увеличивать словарный запас у детей с двух лет.

1. Начните общаться с ребенком как можно раньше

Расскажу на примере своего сына, который к 1,5 годам уже говорил предложения. Я начала смотреть глаза в глаза и говорить с ребенком, как только мне положили его на грудь в родовой! Спокойное и позитивное общение с малышом – залог успешного развития речи. Я постоянно читала или пела потешки, пестушки, приговорки.

Важный момент: при непосредственном общении с ребенком в этот период (да и в дальнейшем!) не стоит создавать излишний звуковой фон (например, включать телевизор). Он отвлекает и не дает малышу сконцентрироваться на речи. Ребенок, выросший в шумной атмосфере, впоследствии может быть двигательно расторможен и не внимателен к словам взрослых. До него бывает трудно «достучаться» родителям и педагогам.

2. Развивайте тактильные ощущения с раннего возраста

Это не значит, что нужно покупать ребенку дорогие игрушки с трех месяцев. Строго под присмотром давайте ему поиграть с фольгой, пакетами, деревянными и металлическими ложками, прищепками, ему будет интересно даже потрогать вашу шубу! Здорово развивают пальчиковые игры. Для самых маленьких это могут быть классические «Ладушки».

3. Играйте со звучащими игрушками

Звучащие игрушки (барабаны, колокольчики, молоточки) стимулируют слуховое внимание ребенка. Дудочки, например, хорошо активизируют речь. Возьмите колокольчик, позвените им с разных сторон от ребенка, дождитесь, пока он повернет голову на звук. Спросите: где колокольчик? Дайте ему колокольчик, не забывая разговаривать с ним в этот момент. Попросите у него колокольчик.

4. В 1-2 года практикуйте развивающие игры

Понимание речи формируется раньше, чем активное ее употребление. Поэтому так важно разговаривать с малышом, который еще не говорит, – увидите, его словарный запас потом будет значительно шире. Главное, чтобы вы доносили информацию четко и по делу.

В этот период дети любят показывать пальцем на интересующий их предмет, дополняя все это вопросом «Ы?». Этот жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, поспешите научить кроху этому жесту, если есть необходимость.

Когда ребенок начнет говорить конкретные фразы, указывая на предметы и животных, дайте ему знать, что понимаете то, что он говорит. Например, увидев собаку, он может сказать: «Ака ака». Ваш ответ: «Правильно, собака».

Вот пример развивающей игры для детей от 1 года до 2 лет. «Кто дольше?» – мама называет любую гласную или согласную букву. Задача ребенка – переиграть вас, протянув подольше названный звук.

5. Не ограничивайтесь книжками и картинками. Дайте ребенку потрогать все предметы и назвать их.

Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово «Помидор».

Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь. Таким образом можно научить малыша многим словам.

С двух лет активно вводите глаголы. Учите ребенка совершать разнообразные действия с любым предметом: положи, возьми, закрой, открой. Покажите, какие действия ему нужно воспроизвести!

Пока ребенок не знает, что и как делать, ему нужно показывать и подсказывать даже самые простые манипуляции. Включайтесь в его игру и проговаривайте все.

6. Старайтесь говорить в повседневной речи обобщающие слова

С 2 до 3 лет у ребенка быстро увеличивается словарный запас. Это объясняется тем, что он знакомится со свойствами предметов, устанавливает связи между ними. Окружающие начинают понимать речь малыша, но он может пропускать в слове отдельные слоги («клой» – открой) и вставлять лишние звуки («таньканчик» – стаканчик).

Эффективно говорить: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на блюдо», «Сделаем из овощей салат» (вместо перечисления всех овощей), «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д.

7. «А как ты думаешь?»

Ребенок спрашивает: «Почему завял цветочек?». Вам стоит говорить: «А ты как думаешь?».

Не давайте сразу готовый ответ, порассуждайте вместе с ребенком и дайте возможность ему самому ответить на его же вопрос. Этот пункт касается развития словарного запаса, поэтому у ребенка уже должна быть хорошо развита речь.

8. Сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом, выполняя обычные дела (для детей 2-4 лет)

Когда одеваетесь на улицу, сравните свою куртку и куртку ребенка (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежек).

Накрывая на стол, сравните стакан и чашку (наличие ручки, форму, цвет, материал). Поинтересуйтесь у ребенка, почему у чашки есть ручка, а у стакана нет?

9. Задавайте ребенку вопросы, на которые нельзя ответить одним словом

«Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл? Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?». На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Так вы пытаетесь научить ребенка развернуто отвечать на вопросы, говорить свое мнение.

10. Дайте малышу возможность общаться с другими детьми вне занятий с взрослыми (здорово, если дети будут старше). Прием работает с двухлетками, но особенно поможет детям с пяти до семи лет.

Здорово, если дети выбирают сюжетно-ролевые игры: распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры. Более простой вариант: совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине). Главное, чтобы дети общались и стремились разговаривать не под руководством взрослого.

Современная педагогика и психология однозначно утверждают: чем раньше заговорит малыш, тем больше у него шансов добиться успехов в жизни. И в чем же связь между ранним процессом говорения и жизненным благополучием? Для ответа на это вопрос необходимо вспомнить о самом процессе становлении устной речи и интеллекта человека, связь между которыми самая прямая.

Этапы развития устной речи

Как показывает практика, своё первое слово ребёнок говорит в возрасте 1 года. Этому предшествуют гуление (1-3 мес.), произношение гласных звуков (3-4 мес.), активное интонирование фраз из гласных и согласные (4-6 мес.), лепет с произношением слогов (7-12 мес.).

Важно: если малыш выпадает из этого примерного графика, нужно обратиться к специалисту за консультацией. И как знать? Быть может, ему сможет помочь методика раннего развития Домана-Маниченко, а именно, комплект «Говорим с пелёнок», который входит в «Программу Развития Интеллекта».

Да-да! Именно интеллекта! Потому что раннее развитие устной речи – это прямая дорога к высокому уровню интеллектуальных качеств человека. Умение правильно говорить – это владение даром убеждения, это прекрасное ораторское искусство, это талант излагать свои мысли на бумаге.

Именно поэтому учить ребёнка говорить нужно с самого рождения: это и активизация мышц речевого аппарата, и эффективная подготовка к овладению чтением, и ускоренное развитие всех мыслительных процессов: памяти, внимания, логического и абстрактного мышления, способности анализировать и обобщать.

Методика «Говорим с пелёнок» пропагандирует обучение говорению с самого рождения. И результаты таких занятий способны приятно удивить даже самых опытных педагогов, детских психологов и, конечно же, самих родителей.

Чему учит методика «Говорим с пелёнок»

Взрослые не всегда понимают, что мозг развивается быстрее и раньше, чем это происходит с формированием речевого аппарата. Это и берет на вооружение методика Домана-Маниченко, натренировав вначале мозг ребенка, научив его читать «про себя», а лишь потом облекать визуальный текст в звуковую оболочку.

Как научить говорить с пелёнок?

Комплект пособий методики Домана-Маниченко «Говорим с пелёнок» предлагает для этого несколько путей.

    Развитие речевого аппарата и моторики с помощью книжек-листалок.

Их в комплекте 30 штук. Взрослый листает перед малышом книжку, на страницах которой крупным красным шрифтом напечатан текст фольклорных стишков, потешек, честушек и т. д. Малыш запоминает графическое воплощение слов, готовя себя к чтению и говорению. А потом его ждет игра на развитие моторики.

Слова из текстов книжек-листалок напечатаны теперь более мелким шрифтом черного цвета. Их можно показывать малышу с проговариванием, составлять из них уже знакомые тексты, а позже – и произносить самому ребенку. Со временем малыш начинает находить нужные слова самостоятельно.

Слова составляются из букв, читаются и произносятся.

Всего 2-3 раза в день по 5 минут – и малыш будет незаметно развивать свою речь. Уже с полугода он способен «заниматься» в таком режиме, обучаясь языку жестов. Родители смогут его понять уже сейчас!

Для помощи родителям авторы методики предлагают три дневничка для облегчения планирования занятий; книги А. Маниченко о пользе и приемах раннего развития детей.

Интересно! Программа речевого развития на DVD «Понималка. Первые жесты» и две методички предлагаются родителям в подарок!

Некоторые рекомендации по раннему развитию речи детей

Методика «Говорим с пелёнок» гарантирует успех только при соблюдении родителями некоторых правил.

  1. Показывать в день не более 1-2 книжек-листалок и обязательно повторять «чтение» книжек на следующий день.
  2. Проводить массаж рук и пальчиковые игры.
  3. Знакомство с текстами облекать в игровую форму.
  4. Разнообразить занятия с помощью карточек слов и букв, выкладывая языковые единицы.
  5. Стимулировать повторение слов и заучивание текстов.

Итоги обучения с помощью комплекта «Говорим с пелёнок»

  1. Раннее развитие устной речи.
  2. Грамотное письмо.
  3. Правильность речи: логика, грамматика, построение распространенных предложений, эмоциональность, интонирование.
  4. Легкость обучения в школе.
  5. Простота усвоения материала русского языка и литературы, а также других «устных» предметов: истории, обществознания, биологии, географии и др.
  6. Понимание материалов точных наук: математики, физики, химии и способность излагать теоретическую информацию устно и письменно.
  7. Быстрое выполнение домашних заданий с освобождением времени для кружков, секций и отдыха.
  8. Формирование высокого уровня интеллекта, открывающего путь к успеху в обучении и профессиональной деятельности.

И можно не беспокоиться, что «ранний» ребенок с богатой правильной речью заскучает в детском саду или школе. Он всегда и во всем найдет что-то новое и интересное, будучи лидером в любых начинаниях.

Общение играет важную роль в нашей жизни. Благодаря ему мы выражаем наши чувства, желания. Оно необходимо и взрослым, и детям. Поэтому крайне важно, чтобы ребенок заговорил как можно раньше.

Дети в возрасте 2 — 3 года уже хорошо понимают, о чем говорят взрослые, но предпочитают общаться только с самыми близкими с помощью определенных слов и коротких предложений. Если при достижении трех лет ребенок не начал говорить, на это следует обратить внимание и обратиться к логопеду.

В любом возрасте детям нужно общение. Старайтесь как можно чаще болтать с ними, используя, происходящие на протяжение дня, события. Дети стараются повторять звуки, которые они слышат рядом. Поэтому следите, какие слова вы произносите при ребенке, чтобы в последствие не пришлось отучивать его от плохих слов.
Дети, зачатую не понимают значение слов, которые вы произносите, и ваша задача состоит в том, чтобы внятно и понятно объяснить ребенку их значение.

Разговаривая с ребенком, не сюсюкайтесь, и специально не искажайте слова. Иначе он запомнит и будет говорить неправильно.
Внимательно следите за тем, чтобы ребенок с самого начала старался произносить правильно все звуки. На звуки, которые малышу тяжело произносить, подбирайте правильные слова и простые стихотворения, и просите свое чадо чтобы он повторял их за вами.

Самое первое и главное слово в жизни каждого человека — мама. Чтобы научить ребенка произносить слово мама, старайтесь постоянно говорить, что мама делает: «мама взяла…» или «мама делает…» и так далее. Во время совместных игр заставляйте малыша говорить слово «мама» по слогам, дети любят это делать.
С годовалым ребенком говорите, четко произнося слова. Не коверкая их, спокойным тоном. Говорите и детьми о вещах, которые их интересуют. Так они быстрее выучат и запомнят новые слова.

Комментируйте действия ребенка, чтобы он мог идентифицировать свои действия с вашими словами.
Обязательной частью развития речи в этом возрасте являются занятия рисованием, аппликацией, пальчиковые игры и другие занятия, которые развивают моторику рук.
В этом возрасте малыш должен понимать все слова, произносимые взрослыми. Поэтому спрашивайте его так, чтобы он мог дать ответ коротким предложением, и это не должно быть «да» и «нет».

Попробуйте поиграть с вашим чадом в алфавит. Громко и по порядку произносите буквы, а ребенка побуждайте повторят их за вами. Благодаря этой игре вы познакомите ребенка с алфавитом и научите правильно говорить звуки и слова.

Узнай, как научить ребенка говорить, но потом не проси его замолчать!

Каждый день маленький ребенок учится чему-то новому, родители в 7-9 месяцем могут услышать внятные слова от ребенка. Конечно, так бывает не всегда и детей надо учить разговаривать, произносить слова. Если малыш почему-то молчит, то обеспокоенные родители начинают задаваться вопросом: как научить ребенка говорить? Давай разберемся в вопросе вместе с tochka.net.

Помнишь анекдот про английского мальчика, который заговорил аж в 16 лет, произнеся фразу: «Чай холодный». А на восторженно-удивленные вопросы родных, почему он так долго молчал, ответил: «Потому что до сих пор все было нормально».

Мораль очень проста: если ты хочешь научить ребенка говорить, его нужно мотивировать к речи, создавать ситуации, при которых он захочет высказаться и просто не сможет промолчать.

Как научить ребенка говорить – разговаривай много

Даже если тебе кажется, что малыш еще ничего не понимает, с самого рождения разговаривай с ним. Пусть он слышит твою речь, интонацию, эмоции. Постепенно к нему придет понимание и сопоставление слов с действиями. Готовишь ли ты обед, собираешься ли в гости, одеваешь кроху на прогулку – описывай все свои действия, а также предметы и явления, которые вас окружают.

Как научить ребенка говорить – изображай звуки

Очень полезное занятие для детских ушек – это слышать окружающие звуки в маминой интерпретации. Машина сигналит: «би-би», вода шумит: «кап-кап», кот мурлычет: «мур-р-р», жук летит: «ж-ж-ж», ножки топают: «топ-топ» и т.д. Поощряй попытки ребенка подражать тебе и изображать простые для него звуки, повторяй за ним, рассказывай, кто как говорит.

Как научить ребенка говорить – мимика

Разговаривая с ребенком, поворачивайся к нему лицом, пусть он видит твою мимику, артикуляцию, движения, улыбку. Показывай язык, шлепай губами, корчи рожицы, привлекай его внимание к своему лицу. Произнося разные отдельные звуки, демонстрируй, как тебе в этом помогают язык, губы, зубы, щеки. Особое внимание уделяй шипящим и букве «Р».

Как научить ребенка говорить – пальчиковые игры

Предложи малышу поиграть с мелкими предметами: крупами, фасолью, горохом, пуговицами, бусинками и т.п. А также стройте из песка замки и лепите из пластилина фигурки. Эти занятия хорошо развивают мелкую моторику пальцев и благотворно влияют на развитие речи. Только делать это нужно под твоим постоянным наблюдением, чтобы малыш ничего не потянул в рот.

Как научить ребенка говорить – читай сказки

И обязательно с выражением! И желательно по ролям, с разной интонацией, скоростью, громкостью, эмоциями. И не только сказки, но и рассказы, стишки, скороговорки, потешки. И не только читай, но и пой частушки и песенки. И не только на ночь, но и в течение всего дня, например, когда у тебя руки заняты – рот в это время свободен. Периодически возвращайся к уже знакомым сюжетам – малыши очень любят повторы, узнают их, как старых друзей и стараются повторять за тобой.

Как научить ребенка говорить – побуждай называть вещи и действия

Учить малыша говорить можно и непосредственной просьбой: «скажи мама, папа, дай, на». Чаще задавай вопросы и жди ответа. Это может быть не слово, а реакция, но ее также нужно отметить и прокомментировать. Пусть малыш чувствует себя участником диалога.

Как научить ребенка говорить – я тебя не понимаю

Возвращаясь к английскому мальчику… Не спеши кидаться выполнять немые или мычащие просьбы своего крохи. Ребенок потянул ручки, показывая на игрушку? Стимулируй его назвать нужный предмет: » Я тебя не понимаю. Скажи, что ты хочешь?» Предложи ему вместо желанного зайки ложку: «Дать тебе ложку?» А когда малыш не согласится, продолжай перечислять другие предметы, которые находятся рядом. Не страшно, если кроха рассердится, но не испытывай его терпение слишком долго и отдай игрушку, произнеся ее название.