Мамы и папы смотрят на своего малыша, радуются его первым шагам и с нетерпением ждут, когда же ребенок начнет произносить первые слова. Хорошо, если он слышит речь родителей и начинает повторять звуки, а потом слоги и слова. Что делать, если время идет, а малыш молчит? Ответ таков: надо бить тревогу и начинать учить кроху говорить, при этом делать это стоит уже в первые месяцы жизни. Итак, как же научить ребенка говорить?
Этапы развития речи
Специалисты выделяют несколько этапов в развитии речи малыша. Не всегда возрастные рамки соответствуют конкретному ребенку. В том случае, если отставание от норм сильное, необходимо обратиться к логопеду.
Развитие речи у детей проходит следующие этапы:
- от рождения до одного месяца — крик;
- от одного месяца до шести — гуление;
- от шести месяцев до года — лепет;
- от года до полутора лет — первые слова;
- от полутора до двух лет — начало фразовой речи;
- от 2 до 2,5 лет — простые фразы;
- от 2,5 до 3 лет — развернутые фразы.
В возрасте одного года родителям следует общаться с ребенком только при помощи слов, исключив жесты и мимику. Тогда малыш начнет быстрее включаться в разговор, будет стараться произносить слова, а затем и первые фразы.
Возраст до года
Для детей примером считается речь взрослых, которые их окружают. Поэтому все свои действия взрослые члены семьи должны сопровождать словами. Тогда и ребенка научить говорить слова будет несложно.
Также стоит с первых дней жизни окружить малыша яркими предметами и игрушками, чтобы он зрительно запечатлел их. Так развивается зрительный анализатор. Одновременно с этим мама и папа должны постоянно проговаривать свои действия, чтобы ребенок слышал речь родных людей. Важно при этом общаться эмоционально, чтобы малыш запоминал интонации.
Помимо слухового и зрительного анализаторов, необходимо развивать мелкую моторику. Давно установлена связь между пальчиками и центрами в головном мозге, отвечающими за речь. Всевозможные массажи должны делаться каждый день. Чтобы они не надоедали ребенку, нужно сопровождать их веселыми считалками и стишками. После этого можно подключать игры, такие как «Ладушки» и «Сорока-ворона».
От года о двух лет
Обучение словам детей в этом возрасте происходит в форме игры, непринужденно, чтобы малышу захотелось включаться в процесс общения. Происходит это следующим образом:
- необходимо постоянно просить малыша повторять слова за взрослыми, поблагодарить, сказать «дай», «на» и так далее;
- нельзя перебивать ребенка, чтобы не отбить у него охоту говорить;
- речь взрослого должна быть примером, поэтому нужно не искажать и не изменять форму слов при их произнесении;
- ежедневное чтение вслух, чтобы развивать активный словарный запас;
- дыхательная гимнастика должна выполняться ежедневно, чтобы улучшить произношение;
- сюда же относится артикуляционная гимнастика.
Не стоит забывать, что дети нуждаются в похвале. Поэтому не стоит скупиться на добрые слова в адрес своего малыша. Если родители не знают, как научить ребенка говорить в 2 года, стоит обратиться в Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».
От двух до трех лет
К трем годам у малыша должна быть связная речь. Поэтому многие родители интересуются, как научить говорить ребенка в 3 года, потому что он должен понимать, что от него хотят взрослые, а также должен сам правильно выражать свои мысли. Для этого взрослым необходимо постоянно включать детей в разговор. Например, надо что-то попросить у ребенка. Пусть он принесет нужную вещь, при этом сопровождая свои действия словами.
Если малыш что-то просит, родителям лучше притвориться ничего не понимающими до тех пор, пока ребенок четко им не скажет, чего он хочет, обычными словами.
Еще один проверенный способ: надо задавать малышу вопросы, чем их будет больше, тем лучше. Надо спрашивать обо всем: во что он одет, что сегодня ел, что находится в шкафу и так далее.
В возрасте трех лет становятся заметно, что некоторые звуки ребенок произносит с трудом. Значит, необходимо выполнять специальные упражнения для того, чтобы научиться выговаривать те или иные звуки.
Когда стоит бить тревогу
Мамы и папы учат разговаривать своих детей самостоятельно. Однако необходимо обращать внимание на все нюансы. Родителей должно насторожить, если их ребенок:
- в возрасте восьми-девяти месяцев не откликается на свое имя;
- к двум годам не произносит простейшие слова;
- к трем годам ребенку трудно управлять мимикой;
- в четыре года слова слишком искажены;
- звуки или мягкие, или твердые;
- произносит слова «в нос»;
- не умеет управлять дыханием.
Паниковать не стоит, но обратиться за помощью необходимо. Помогут выявить проблему и решить ее специалисты Центра. Родителям всегда стоит помнить: помощь должна быть оказана своевременно, чтобы ребенок заговорил и произносил все слова четко и выразительно.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Стоит ли беспокоиться, если ребенок в 3 года не говорит.
Разбираемся, как наказать ребенка за вранье
Разбираемся, как наказать ребенка за вранье.
Учить ли ребенка давать сдачи: советы психолога
Учить ли ребенка давать сдачи: советы психолога.
Почему дети поздно начинают говорить?
Почему дети поздно начинают говорить.
Как развлечь ребенка в дороге, чтобы чувствовать себя комфортно?
Как развлечь ребенка в дороге, чтобы чувствовать себя комфортно.
Вопрос семейной психологии: почему дети ведут себя плохо?
Вопрос семейной психологии: почему дети ведут себя плохо.
Если ребенок не понимает слово «нельзя»
Если ребенок не понимает слово «нельзя».
Почему нельзя стричь ребенка до года?
Почему нельзя стричь ребенка до года.
Развитие речи ребенка занимает одно из лидирующих мест в общем образовании. Все начинается еще на первых неделях жизни, когда слышится первое «агу», затем постепенно с ростом ребенка его словарный запас начинает расти. В основном, в числе первых слов редко услышишь «папа» или «мама».
Зачастую – это «дай» и некоторые соединения звуков, которые нам непонятны, а ребенку приносят много радости и удовольствия. Каждое новое пополнение в лексиконе самого меньшего члена семьи знаменуется большим праздником его родителей. Некоторые пары даже запоминают даты впервые произнесенных главных слов. Однако, если ребенок не желает пока произносить какие-либо звуки, в то время как его одногодки уже что-то лепечут, родителей охватывает паника. В основном, проблемами речи с детьми занимается логопед. Но в таком возрасте, когда все находятся в ожидании первых слов, в первую очередь родители должны заниматься развитием словарного запаса. Именно родные люди должны уделять максимум времени для ребенка. Некоторые, конечно, думают, что малыш сам сможет заговорить, когда придет определенное время, и предпочитают выбирать выжидательную тактику. Возможно, они полагают, что их ребенок настолько одарен талантами, что ему не требуется ничья помощь. Хорошо, если это правда, но может быть так, что дожидаясь звездного часа, сидя со сложенными руками, можно упустить нужным момент. Ведь развитие речевого аппарата является одним из самых главных этапов становления ребенка полноценным человеком.
Вопросом о том, как научить ребенка говорить, мама занимается чаще, чем другие члены семьи. Этот процесс обучение начинается еще с момента нахождения плода в животике. Именно тогда происходит первое общение, мама начинает читать сказки, истории, рассказывать, что происходит вокруг них и дает слушать музыку или сама поет колыбельные песни. Понятно, что это все происходит в форме монолога, однако ребенок все слышит и может реагировать биением ножкой, просто шевелением или учащенным сердцебиением. Такие моменты очень важны для малыша, так как он понемногу адаптируется к родному голосу, речи, ласковому отношению и созвучию мелодий. Таким образом, ребенок неосознанно уже постепенно знакомится с окружающей средой и людьми.
Более плодотворным и осознанным процессом считается общение в послеродовом периоде, а также до полугода. За это время малыш быстрее всего развивается и впитывает огромное количество информации. По физиологическим характеристикам в этом периоде происходит повышение мозговой деятельности за счет увеличения объема внутренних головных структур, обостряется слух, зрение начинает осознанно фиксировать взгляд. В таком возрасте ребенок, слыша знакомые голоса, начинает реагировать, поворачивая голову в сторону источника речи и акцентируя на нем внимание.
В то же время малыш уже пытается повторить произнесенные слова, конечно, сначала неудачно, но вскоре с улучшением. Малыш пробует воспроизвести звуки, но это ему по силам только в возрасте около 3-х месяцев. Конечно, встречаются и такие дети, которые начинают «агукать» и в 2 месяца.
За период с шести до двенадцати месяцев у детей развивается такой навык, как повторение услышанного и фиксирование взглядом собеседника. Вследствие этого, если родители желают развивать речь, им придется уделять большее количество времени ребенку, чтобы он во время своего бодрствования постоянно был кем-то занят. В присутствии малыша не следует ругаться и разговаривать на повышенных тонах, так как он уже способен запоминать произнесенное, а потом не стоит удивляться, где он научился произносить плохие слова. Как научить ребенка говорить, папа и мама должны вместе заниматься этим этапом развития. Если они хотят, чтобы первыми словами малыша были «мама» или «папа», следует чаще произносить их. Также можно использовать эти слова с эмоциональными акцентами или использовать в игре. В случае, если ребенок произнес хотя бы отдаленно похожее слово на то, что хочется, нужно хвалить и поощрять его. Это будет прекрасным стимулом для еще одного воспроизведения данного слова. В наше время существует огромное количество развивающих игр, которые помогают развитию не только словарного запаса, но моторики и внимания.
В процессе восприятия новых слов ребенок старается воспроизводить все услышанные звуки и сочетания букв. Конечно, на начальных этапах это будет не совсем хорошо получаться, однако со временем объем словарного запаса будет расти, а к годику может превысить сто слов.
Если ребенок с маленького возраста был приучен к быстрому впитыванию информации и запоминанию слов, тяжелым будет только произношение первых слов. Затем этот процесс будет проходить намного быстрее и к возрасту 1,5 года количество слов может доходить до двухсот. Конечно, все эти слова будут воспроизводиться с некоторыми трудностями и ошибками. Причиной является несовершенный контроль ребенка над своим речевым аппаратом и замещение слогов другими. Вследствие пополнения словарного запаса, можно с легкостью приступать к следующему этапу, как научить ребенка быстро говорить связные слова. Последними звуками, которые поддаются ребенку в воспроизведении, являются шипящие и рычащие, а также стоящие друг за другом гласные звуки. Для того чтобы ребенок научился связно говорить хотя бы пару слов, родителям следует придерживаться тех же правил, что и вначале обучения. Усиленное внимание нужно уделять чтению книг, обращенному общению и развитию моторики, так эти два процесса взаимосвязаны и должны осваиваться параллельно друг другу.
Развитие ребенка также зависит от генетической предрасположенности, поэтому, если ребенок не говорит в годик, нужно спросить своих бабушек, во сколько родители произнесли первое слово и с какой скоростью осваивали последующее обучение.
Самое главное место в развитие ребенка все-таки занимают родители, и только от них зависит, насколько малыш будет общительным с окружающими его людьми. Не нужно торопиться и ждать от малыша заветные слова «мама» и «папа», даже простые слога «ба» или «те» — это уже большое достижение.
Едва ли можно найти родителей, которые бы не ждали первого слова малыша. Взрослым хочется ускорить этот процесс и побыстрее услышать, как дети к ним обращаются. Как научить ребенка говорить «мама» и «папа», какие признаки указывают на его готовность заговорить?
Как научить ребенка говорить «мама»?
Каждый малыш растет и развивается по индивидуальному сценарию. Одни дети начинают рано произносить простые слова, другие остаются молчунами и не спешат порадовать близких подобными успехами. Родители замечают, что чадо отличается от детишек знакомых, которые уже вовсю лепечут, и начинают беспокоиться из-за того, что он не перешел на данный этап. Каждая женщина мечтает услышать «мама» и радуется, когда это происходит.
Обычно слово «мама» ребенок начинает отчетливо произносить к 1-1,5 годам. Однако не стоит впадать в панику, если первый день рождения малыша позади, а он так и не научился обращаться к самому близкому и родному человеку. При этом не нужно полностью игнорировать возможные нарушения, необходимо все же проконсультироваться со специалистом и определить, имеют ли место нарушения речевого развития. Родителям стоит понаблюдать за сыном или дочкой.
Существуют факторы, которые указывают на готовность маленького человека заговорить в скором времени:
- Понимание ребенком обращенной к нему речи. Он откликается на собственное имя, реагирует на слова взрослых.
- Отсутствие нарушений слуха и зрительной функции.
- Ребенок перестал «агукать» и начал лепетать. Он дает собственные звуковые наименования различным предметам, которые отдаленно напоминают их названия.
- Во время игры малыш стремится повторять за родителями, выполняет действия, которые ему задали.
Процесс формирования речи напрямую зависит от психического развития и мышления. Женщина и мужчина должны следить за этими важными аспектами. В случае если есть подозрения на определенные проблемы, нужно обратиться к следующим специалистам:
- педиатру;
- неврологу;
- психологу;
- логопеду.
Если врач успокоил родителей и сообщил, что малыш развивается в соответствии с возрастными нормами и не имеет проблем со здоровьем, мама и папа могут помочь ребенку разговориться. Главное условие — общение. С ребенком нужно много разговаривать, ведь он все понимает. Чем больше внимания уделяется разговорам, тем богаче пассивный словарный запас крохи и тем быстрее он заговорит.
Что нужно делать для того, чтобы малыш научился говорить «мама»:
- Применять правильные формы слов. Не стоит упрощать процесс обучения словами вроде «би-би» или «ав-ав».
- Речь мамы должна быть четкой, стоит находиться лицом к ребенку во время общения.
- Следует создавать иллюзию беседы — задавать вопрос и самостоятельно отвечать на него.
- Описывайте словами все, что происходит вокруг. Рассказывайте, во что одеваете малыша, куда идете, какая погода за окном и т.д.
- Исключите фоновые звуки, такие как телевизор или радио.
- Не используйте соску во время общения с малышом.
Как научить ребенка говорить «папа»?
С мамой ребёнок проводит много времени, а с отцом видится гораздо реже. По этой причине слово «папа» может стать элементом речи ребенка позже. Мужчина должен как можно чаще общаться с сыном или дочкой, когда он дома. Если взаимодействие с малышом происходит редко, оно должно быть эмоциональным и запоминающимся, приветствуются занятия в игровой форме.
Игры, которые помогут быстрее произнести слово «папа»:
- Шнуровки, перебирание бусин помогают развивать мелкую моторику и ускоряют формирование речи. Любые мелкие предметы в руках ребенка стимулируют речевое развитие, однако стоит быть осторожными и всегда следить, чтобы он не засунул детали в рот и не подавился.
- Пальчиковые игры, легкий массаж рук. Лучше рассказывать во время таких игр легко запоминающиеся стишки и потешки.
- Ребенок развеселится, если папа начнет повторять за ним все звуки. Затем он может сам произнести звук и предложить малышу сделать то же самое. и читать книги с незатейливым сюжетом. Можно сочинять истории про смелого папу, который поддержит в трудную минуту и защитит.
- Игра в прятки также поможет ускорить процесс. Папа закрывает лицо ладонями и говорит «где папа?», потом убирает руки и произносит «а вот папа». Маленькие дети любят так играть, это поднимает настроение и укрепляет эмоциональную связь с отцом.
Интересный факт: согласно статистике, дети начинают говорить слово «папа» немного раньше, чем «мама» (меньше 50% всех малышей). Также ребенку проще произносить «дай», «на», «ам». Женщина не должна расстраиваться и принимать это близко к сердцу. Первым малыш произнесет то слово, которое будет проще выговорить. Это не означает, что маму он любит меньше.
Татьяна Владимировна Швецова,
педиатр, клинический психолог
А что вы думаете о том, как ребёнка научить говорить, дорогие читатели? Пишите свои мысли и мнения в комментариях!
Общаясь с родителями, дети учатся говорить. Статистика утверждает, что первым словом 40% детей является слово «мама». Важно подметить, что у разговорчивых родителей, детишки начинают говорить раньше. У тех же родителей, которые разговаривают с детьми не много, дети начинают разговаривать позже. Поэтому многие начинают думать, как научить ребенка говорить «мама»?
Чтобы малыш усвоил слово «мама», вам необходимо произносить их на подъеме эмоций, чтоб ребенок мог выделить их для себя. Это можно делать в игре. Например, пряча ладошками лицо, спрашивайте у ребенка с удивлением: «Где мама?». Похвала очень нравится младенцам и помогает им развиваться. Если малютка правильно вам отвечает, хвалите его. Это можно делать, проявляя радость и хлопая в ладошки.
Часто повторяйте слово «мама», для того чтобы оно было у ребенка на слуху. Чтобы развить речь ребенка, вам необходимо читать ему вслух. Давайте малышу возможность слушать аудиозаписи. Все эти материалы должны быть связаны с мамой. Например, истории о маминых подвигах или песни о маминой ласке.
Существует много видеозаписей, которые очень и красочны и содержательны. Главное, чтобы они были связаны с материнскими чувствами. Однако помните, что просмотр мультфильмов должен быть ограничен, т.к. телевизор плохо влияет на зрение ребенка. Ограничьтесь 15 минутами на сутки.
Во время обучения важно не использовать очень часто ласкательных слов типа «мамочка» или «папочка», т.к. для ребенка будет легче выговорить простые и короткие слова. Общаясь между собой, не называйте друг друга по имени. Используйте выражения «мама» и «папа».
Возникает и другой вопрос: как научить ребенка говорить «папа»? Растягивайте слово, говорите короткими фразами и повторяйте его чаще. Когда папа уходит можно спрашивать у малыша: «Где наш па-а-па? Куда папа идет? Папа идет на работу. Помаши папе ручкой!».
Подобные фразы и предложения можно повторять на протяжении дня. Например, подойдя к окну, спросите малютку: «А где папа? Ушел на уличку? Скоро папа придет. Будем встречать папу?». Такие игры повторяйте и тогда, когда папа придет. Можно также показывать на папу пальцем, чтоб малыш конкретно видел о ком идет речь. У вас все получится!
А значит, что дети умеют говорить «НЕТ». И мы, взрослые, их этому специально не учили. В возрасте 1-2 года малыш только учится говорить «НЕТ». Давить на него в этот период нельзя. К 2 годам ребенок уже воспринимает свои вещи как продолжение собственной личности и осознанно говорит «моё».
Важно, чтобы малыш был уверен: вещи, которые ему принадлежат, неприкосновенны, никто не может взять их без его согласия.
В двухлетнем возрасте у ребенка формируется представление о самом себе. Он начинает определять границы между «своим» и «чужим». В 3 года ребёнок уже должен уметь отказывать. Если к 3 годам малыш не научится говорить «НЕТ», это приведёт к тому, что он будет потакать чужим капризам в ущерб себе. Из-за этого он сам будет страдать. Задача родителей — помочь малышу понять, что одно дело — защищать свои вещи от посягательств других людей и другое — откровенная жадность, когда не хочется делиться просто из вредности.
В этот период слово «НЕТ» произносится во всём, что касается еды, сна, отдыха, прогулок, игр, и такое поведение не всегда просто вынести, ведь это «НЕТ» иногда выводит родителей из себя. И они начинают злиться и стремятся подчинить ребёнка своей воле.
Нежелание делиться не обязательно связано с понятием жадности. Ваша кроха просто защищает то, что имеет и что ему дорого. Ведь если он не научится этого делать, что его ожидает в будущем? Он вырастет безвольным, не сможет отстоять свои права, защитить близкого человека, станет слишком уступчивым. В силу возраста, он ещё не осознаёт разницы в ценности вещей и не понимает, какие можно легко отдать, а какие важно отстоять. Это понимание приходит со временем, а если этого не происходит, то формируется личность уступчивая, не умеющая возражать и отстаивать честь и собственное мнение.
Малыш, безвольно расстающийся с собственностью, в будущем может стать слишком мягким и ведомым, не будет в состоянии защитить себя, близких людей, собственные права.
Учим ребёнка говорить: основа
Выделяют 10 правил, позволяющих быстро научить ребенка говорить. В основе процесса находится постоянное, живое общение с ним.
По мнению педиатров, в год ребенок должен говорить минимум 3-4 слова. Обычно это «мама», «папа», «баба», а также «дай», «на» или «пока-пока».
В 1,3 ребенок должен знать до 6 слов, в 1,6 — от 7 до 20. Разброс большой — он зависит от того, что заложено в ребенке, и того, как часто вы с ним занимаетесь.
На прогулке
Гуляя с ребенком, обязательно называйте, объясняйте и рассказывайте. Например, вы можете сказать ему: «Посмотри, едет машина!», а затем — спросить: «Что это едет?».
В процессе обучения чаще повторяйте то слово, которое ребенок должен запомнить. В данном случае это машина: как она гудит? А как она едет?
Находясь в квартире, делайте то же самое. Например: «Смотри, я открыла кран. Как водичка капает?»
Не торопитесь
Говорите с ребенком медленно. В противном случае он не будет успевать понимать вас. Проговаривайте каждое слово, чтобы малыш не просто смотрел на ваши губы, а понимал, что именно вы ему говорите. Тогда он сообразит, что вы говорите для него, а не в пустоту. Обязательно повторяйте те слова, которые он должен запомнить.
Делайте паузы
Паузы нужны, чтобы ребенок осознал сказанное и повторил его. Не переживайте, если он не повторяет – в этот момент у него может «включиться» пассивная фаза: он обязательно выдаст вам все, что он запомнил, спустя какое-то время.
Если он показывает жестами, это значит, что у него «включена» активная фаза. То есть, дальше он обязательно начнет произносить слова.
Обязательно называйте предметы не только их настоящим именем, но и по-детски. К примеру, вы можете сказать так: «Смотри, собака. Ав-ав».
- Гиперактивный ребёнок. Что делать, как воспитывать, рекомендации
- О детских страхах ребёнка, какие они чаще всего бывают и что делать
- Как правильно наказывать ребёнка в 3 года
- Стили воспитания
Обходитесь без сюсюканий
Ни в коем случае не коверкайте свою речь — это прямой путь к логопеду в дальнейшем. Вы, конечно, можете изменять окончания, но не злоупотребляйте.
Меньше понимания, больше слов
Если ребенок показывает что-либо жестом, обязательно уточняйте, что он хочет сказать. Например, он изображает желание поесть, или попить. Спросите у него: «Что ты хочешь?» И тут же ответьте: «Пить ты хочешь?» Дождитесь, когда он отреагирует (он может сказать «дай») и тогда уже дайте ему, что он просит.
Он показывает пальцем? Это не то, что вам нужно. Спросите, уточните — он должен произнести хоть какой-нибудь звук. В противном случае он будет долго общаться с вами жестами – какой стимул говорить, если мама и так все прекрасно понимает?
Озвучивайте свои действия
Если у ребенка что-нибудь упало, озвучьте это словом: «Бабах!» Если он что-то ищет, не может найти и разводит руками, обязательно прокомментируйте: «Нету! Тю-тю!».
Озвучивайте все действия – тогда впоследствии ребенок также будет делать это.
Объясняйте все действия
Делать это нужно на примере игры. Если ребенок кормит куклу, комментируйте его действия как «ням-ням», если что-то катит, то «кать-кать», и т.д.
Звук и жест
Любой звук, который вы даете, должен обозначаться жестом. К примеру, вы зовете: «Пойдем покушаем? Ам-ам!» и сопровождаете свою фразу жестом. Так ребенок быстрее поймет эту связь — и, соответственно, заговорит он тоже скорее.
- Почему кошки мурлыкают
- Почему трава зелёная
- Почему луна не падает на Землю
- Шесть способов приучить ребенка не вылавливать из тарелки лук и морковку