Нам очень хочется, чтобы первое слово, которое скажет наш любимый малыш было непременно мама. Но как этого добиться? Ведь до этого малыш издает целые симфонии из различных звуков и их сочетаний.
Как научить ребенка говорить мама?
Повторять ему неоднократно слово мама, говорить ему не «Я сейчас приду», а «Мама сейчас придет». Произносить слово медленно и внятно.
Мне кажется в этом даже нет необходимости, если даже вы и не будете ежеминутно повторять слово мама, со временем он сам его скажет.
Если окружающие близкие люди ребенка постоянно обращаются к маме «Мама» и она сама говорит ребенку, когда держит его на руках «Мама», показывает в зеркале свое отражение и называет «Мама», то очень большая вероятность того, что первое слово будет именно «Мама».
Играя с ребенком в игры, необходимо проговаривать слово «мама» и произносить его надо именно эмоционально. Например, играя с малышом в прятки, спрашивайте «А где мама?» и прячьтесь за своими ладошками. Хвалите, радуйтесь и хлопайте, когда ребенок скажет правильный ответ. Малыши очень любят, когда их хвалят. Более того, она помогает их дальнейшему развитию.
Сообщение от Glamura
Повторять ему неоднократно слово мама, говорить ему не «Я сейчас приду», а «Мама сейчас придет». Произносить слово медленно и внятно.
Абсолютно правильно. Как можно чаще произносить это слово, о себе говорить в третьем лице и т.п. Вспомнилась одна история. Как-то слышала, еще в детстве, как моей маме одна подруга рассказывала: «У всех первое слово — мама, а у нас первое слово было — коза, потом — папа, и лишь потом -мама». Тогда я не приняла этому значение, а когда стала матерью, проанализировала эту историю. Думаю, это очень странно. Женщина с такой гордостью рассказывала, типа «мой ребенок такой необычный». А я думаю — гордиться нечем. Похоже, ребенок чаще слышал слово «коза» чем «мама». Кстати, их папа пил, жену свою бил, может и называл «козой», вот ребенок и запомнил это слово и стал первым говорить.
У нас так получилось, что первым словом дочери было «папа»
Признаться честно, я была очень удивлена и даже обижена. Ведь именно я с ней провожу целый день, а папа-то постольку-поскольку, только по выходным и после работы.
Уязвленное самолюбие подстегнуло меня со всей ответственностью взяться за обучение дочери слову «мама»
Мы подходили к зеркалу и я показывала на ее изображение и свое, говорила, кто из нас кто.
Просили бабушку и папу чаще показывать на меня и говорить «мама».
Часто спрашивали: «Где мама?»
Вот таки научились говорить это слово.
У всех моих детей первым словом было «Мама». Сейчас у нашего самого маленького больше месяца после его первого слова в год выпрашивали, чтобы «Папа» сказал!
Папа с работы приходит, идем к папе, здороваемся, папа ему что-нибудь вкусное покупает, выделяем, что это ПАПА купил,. Здороваемся утром, постоянно ПАПУ выделяем.А он ни в какую не хотел — головой вертит, типа «нет, не буду говорить». И вот в год и 4 месяца говорит «мама», «папа», «на» и слоги разные на кошек, собак, птиц. Я не расстраиваюсь, подождем и заговорит!
Дорогие мамочки!
Вот почитала ответы в теме и вообще сам вопрос.
И стало ТАК ГРУСТНО.
Складывается ощущение, что вы завели себе ручного зверька, которого вот сейчас вы учите говорить «мама». Как игрушку-марионетку, дёрнули вот за эту верёвочку и она вам выдала желаемое.
Грустно, когда женщине обидно — если дочь сказала, сначала «папа». Радоваться надо, если вы конечно любите свою половину, а вы как будто соревнуетесь.
А просто любить, наблюдать и радоваться любому проявлению роста своего малыша.
Без требования быть тем кем вам хочется, а не ему.
Без соревнований и глупых вопросов, типа — А кого ты больше любишь маму или папу?
Ведь вы привели в мир чистую ДУШУ, ваша задача — помочь своему малышу проявить лучшие качества своей души. А не быть просто утехой и игрушкой в ваших руках.
Неважно, стали вы мамой в первый раз или пятый, каждое новое достижение малыша становится вашим личным маленьким чудом. Родительский труд – это упорная ежедневная работа, результатом которой становится очередной важный навык, приобретаемый исключительно с вашей помощью. Один из самых фундаментальных вопросов – как научить ребенка говорить «мама». Как же помочь малышу произнести заветное слово максимально быстро, а главное, правильно?
Регулярные простые упражнения
Существует множество самых разных упражнений, направленных на то, чтобы ребенок начал хорошо говорить. Вот лишь некоторые из них:
Если повторять их регулярно, ребенок вскоре скажет желанное слово. А для того, чтобы ребенок начал говорить еще быстрее, следует принять во внимание несколько правил ежедневного общения;
- Правило №1. Не торопитесь;
Терпение и еще раз терпение. Это то, что вам необходимо в первую очередь, для того, чтобы научить малыша говорить. Помните золотое правило, которое гласит, что все дети индивидуальны. (Обязательно прочитайте статью: Когда ребенок начинает говорить?>>>
То, что ваше чадо не делает чего-то, что с успехом повторяет соседский ребенок, это вовсе не повод для тревоги. Это в полной мере касается также вопроса развития речи. Поэтому самое главное – никакой паники и суеты, ребенок начнет говорить слово «мама» когда будет готов к этому.
Важно! По статистике, первым говорят слово «мама» лишь 40% детей, гораздо чаще речь начинается с «дай».
Поэтому не стоит нервничать и тем более злиться, если первым словом, которое произнесло ваше дитя, будет не то, что вы ожидали.
- Правило №2. Создавайте пассивный словарь;
Распространенной ошибкой является то, что многие думают, если дети не начали говорить, они ничего не понимают. Поверьте, это совсем не так. Дети очень хорошо запоминают все, что вокруг них происходит, и слова в том числе. Именно поэтому вы должны четко проговаривать каждое свое действие, нормальным родительским тоном, без сюсюкания.
Если все члены семьи озвучивают каждое движение карапуза, произнося «Катя кушает», «Катя гуляет», «Катя сидит» и т.д., это поможет в формировании пассивного детского словаря. Слова, которые повторялись изо дня в день, в свое время, эффективно перейдут в активный словарь, что и будет означать, что ваш ребенок начал говорить.
- Правило №3. Называйте вещи своими именами;
В вопросе, как научить ребенка говорить мама и папа, большое значение имеет родительский тон, которым с ним общаются. Если вы называете окружающие предметы уменьшительно-ласкательными словами, ребенок в будущем будет испытывать лишние трудности в перестраивании своей речи. Поэтому сразу избавьте и себя и дитя от ненужных проблем, привыкайте говорить с ним так, как вы обычно общаетесь со взрослыми.
- Правило №4. Познание мира через положительные эмоции;
Задавшись вопросом, как научить ребенка говорить слово «мама», помните, что развитие речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики. Предлагайте ему предметы всевозможных форм из разных материалов. А то, что с ним играет мама – это еще один повод для получения положительных эмоций.
Такое совместное времяпрепровождение отлично поможет как в развитии мелкой моторики, так и в общем познании мира, что также будет способствовать тому, чтобы карапуз как можно скорее начал говорить.
Для повышения интереса к тому, что происходит вокруг малыша, интересно будет прочитать статью: Семейные традиции и годовые праздники>>>
- Правило №5. Пойте малышу песни;
Мама – самый близкий человек, а ее голос для детей – самый родной. Поэтому, помогая малышу начать говорить, очень важно не просто разговаривать с ним, но еще петь. Это необязательно должны быть колыбельные, главное, чтобы мелодия была спокойной. Ребенок быстро привыкнет к такому дополнительному способу общения, а мама скоро увидит положительный эффект.
- Правило №6. Повторяйте простые слова каждый день;
Вполне естественно, что ребенок начнет говорить с самых простых слов. Нет смысла произносить длинные фразы, а потом ждать, что он их повторит. А если каждый день повторять ему короткие слова, состоящие из 1-2 слогов, ребенок вскоре успешно начнет их повторять. Главное делать это как можно чаще, не забывая о терпении.
- Правило №7. Повторяйте за малышом;
Мама – это не только главный помощник, но еще и лучший друг. А в дружбе очень важно равноправие. Поэтому будет несправедливо, если говорить будете только вы, а ребенок должен лишь повторять. Так что не ленитесь и не стесняйтесь повторять звуки, которые издает ваш малыш.
Ведь помимо повода для дополнительных положительных эмоций, это еще возможность помочь в развитии речевого аппарата. Если ребенок произносит «ну-ну», а взрослый, повторяя за ним, незаметно поменяет один звук и скажет «но-но», это будет полноценное логопедическое упражнение. Ведь вы только что помогли своему ребенку произнести новый слог!
- Правило №8. Больше игр!
Вы хотите, чтобы ребенок как можно скорее начал говорить? Более того, вы стремитесь услышать заветное «мама»? А вот малыш хочет играть. Он хочет играть сегодня, а еще вчера и даже завтра. Так помогите друг другу! Ребенок будет радостно смеяться, если вы просто спрячете лицо в ладошки и спросите: «Где мама?»
Совсем несложно, а всплеск положительных эмоций обеспечен. Если вы станете повторять этот простой вопрос изо дня в день, он очень скоро начнет говорить в ответ на ваш вопрос столь желанное «мама».
- Правило №9. Говорите о себе в третьем лице;
Очень полезно будет, если вы создадите у малыша ассоциативный ряд. Для этого как можно чаще говорите о себе, например, «Мама хочет, чтобы ты ее поцеловал. Или спросите, убрав за спину любимую игрушку: «А куда мама ее спрятала?» Найти ее будет еще одним поводом для радости. Можно также говорить, заходя в комнату: «А вот и мама пришла!» Такие простые упражнения помогут ему для начала думать о вас, как о маме, а там и до заветного слова недалеко.
- Правило №10. Хвалите малыша как можно чаще.
Даже взрослые не любят, когда их труды не ценят по достоинству, что уж говорить о маленьком ребенке. Радуйтесь каждому его новому достижению, даже самому маленькому, и дитя будет с удовольствием стремиться к следующему. При этом смело выражайте свои эмоции, похвалите его искренне, а еще лучше похлопайте в ладошки. Это отлично поможет вашему чуду заговорить как можно скорее.
Эти советы помогут научить ваше дитя произносить слово «мама». При этом помните, очень важно не зацикливать его внимание на этом и не требовать, чтобы ребенок сейчас же сказал нужное слово. Вам ведь не нравится, когда вас к чему-то принуждают? Вот и ребенок не любит этого. Просто будьте с ним рядом, любите своего карапуза, поддерживайте его и очень скоро он порадует вас своими первыми словами.
Ребенку уже 2,5 года, а он не говорит «мама». У него я — папа! %) Когда говоришь «Скажи — мама!» Он говорит — нет и убегает. Если настаиваешь на маме, то ревет. с одной стороны — вроде можно подождать немного, а с другой — обидно это! У него папа — авторитет и любимый родитель. Если папа дома, то к маме даже не подходит.
При этом, у него проблемы с шипящими, рычащими, и буквами М и Н. Например, слог «МУ» — он просто в нос «мычит». Логопеды отказываются с ним заниматься — мал еще мол. А я сама не могу ему звуки поставить — не логопед. Но, мама — это же одно из первых слов, которые говорит ребенок! А тут, вообще не хочет даже пытаться сказать его.
логопед это одно. а «мама» это другое — две трудности. не одна. странно только прочему у вас за 2.5 года не выстроился контакт с собственным ребенком. а по теме глупо обижаться на ребенка за его любовь к отцу.
Ребенок усыновлен. В семье — год. За любовь к отцу не обижаюсь. Обидно, что он на слово мама реагирует отрицательно — нет и все!
Но, мама — это же одно из первых слов, которые говорит ребенок! А тут, вообще не хочет даже пытаться сказать его.
Возьмите тайм-аут — и, если уж вас так беспокоит «папа», придумайте новое обозначение себя. Без «м» — вполне возможно, дело именно в ней.
PS: был период, когда родной дочь меня обозначала словом «маня». хотя я ни в коем случае не Маша :gy:
Ну не знаю.. Картинки с семьями всякими зверушечными рассматривать.. «Покажи зайку маму, покажи зайку папу»
Он знает, что есть мама. Муж при нем только так ко мне обращается. И семьи звериные изучаем. Показывает маму поросенка, маму теленка. Но не говорит. Вчера ему няня говорит — Мама пришла. Он на нее посмотрел и говорит — НЕТ! ПАПА!
Мы помладше вас, Папа начал говорить еще «там», а вот с мамой хуже, пришлось поработать 🙂
конечно, нарочно, по ним же сразу видно :gy: мой сын еще мог на себя показывать, когда его спрашивали, где мама :=-O: но видно было, что знает, не раз «прокалывался» и смотрел на меня, когда обо мне речь была.
Терпенья вам, автор! Потом будет мамкать, надоест еще :gy:
Мы думали, будет наоборот. При встрече его там, он плакал, видя мужа. прятался за меня. А дома сразу к нему потянулся.
Вы говорите о себе так;-Мама купила для тебя конфетку. -Пойдешь с мамой гулять?
Или спрячьте у себя в кармане чего-нибудь вкусное, скажите; -посмотри у мамы в кармане что-то вкусное есть. Иди посмотри.
Заходя в комнату говорите: -мама пришла!
Нужно ребенку ассоциативный ряд выстроить. Пусть не говорит, но хотя бы научить думать как о маме нужно. а там уж не далеко и до желанного слова : «МАМА»
меня «няня» звала долго, ближе к 2 только снова мамой стала называть
:ugu:
сильно не зацикливайте его внимание на этом, не настаивайте на этом обращении, так ему легче будет. Помню себя в детстве: никогда не делала что-либо, если меня принуждали это сделать, только свою добрую волю признавала 🙂
Я, к сожалению, ничего не могу сказать про адаптацию таких деток, но уверена, что время, любовь и спокойствие все выправят.
Ну и не думали ли Вы про банальную вещь — ему просто удобнее выговаривать слово «папа»?
Мой, например, тоже уменьшительно-ласкательные только от «папа» производит: «папаська», «папуя». :gy: Но я это объясняю только фонетическими особенностями 🙂
А еще — пообщайтесь с семьей, где есть малыш, который хорошо говорит «мама», по подражанию именно ребенку и ваш захочет.
у нас вот сын стал всех по именам звать, настя, паша, но не мама и папа, тоже раздражаюсь, а автору терпения, мама самое главное слово — малыш все равно скажет
У нас вот тоже. Папась, папа. сейчас слог ма сказал. И все. Но я похвалила. 🙂 Папа ему говорит — сходи к маме и скажи, что ее любишь. как я утром делал. Сын подошел, поцеловал и улыбается. Похвалила — Спасибо, маме приятно!
может проблема еще в том, что он поздно заговорил. была ужасная пед.запущенность. Сейчас догоняем все ускоренно, с психологом занимаемся, сдвиги есть, причем очень заметные. Но, упрямство стало пробиваться. 🙁 если не хочет, то не заставишь ни в какую.
Не хочет он заниматься. В инете нашла занятия логопедические, но он отказывается заниматься. Сейчас играю — подуть на шарик, чтобы взлетел, сдуть бумажку со стола, изобразить язык кошечки, как лакает. Но надолго не хватает. Песни петь тоже отказывается, хотя стал танцевать под них. До этого сжимался и ни в какую не хотел. Медленно, но верно развиваем. Думаю, раз сегодня папа уговорил слог «ма» сказать, до слова мама не так далеко осталось.
Сегодня на детской площадке редко можно увидеть двухлеток, которые говорят фразами. Стандартный набор – это «мама», «папа», «дай», «на», «привет», «пока». Максимум – подлежащее и сказуемое. В советские же времена, согласно тогдашним нормам, ребенок к этому возрасту должен был произносить не менее 100 слов.
Об этом и не только мы поговорили с педагогом дополнительного образования могилевского центра творчества «Эверест» Ольгой Мажеловской, которая в своей практике часто сталкивается с логопедическими проблемами у детей и знает, как их скорректировать.
Почему нынешние малыши начинают разговаривать позже, чем их сверстники несколько десятилетий тому назад?
– Действительно, статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей. Это связано, на мой взгляд, с тем, что зачастую мы слишком увлекаемся смартфонами, телевизорами и планшетами. Гаджеты – зло и для родителей: вместо того, чтобы проводить время со своим ребенком, папы и мамы «зависают» в интернете. А ведь ничто не может заменить живое общение! Вследствие такого вот «коммуникативного голода» ребенок к школьному возрасту не успевает овладеть устной речью на должном уровне. Чаще всего родители обращают внимание лишь на то, насколько правильно малыш произносит звуки, то есть, на дефекты произношения. Забывая о том, что ребенок должен постоянно расширять и пополнять словарный запас, уметь составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.
По каким нормам и стандартам логопеды оценивают ребенка?
Маленьких исследователей мира называются «почемучками», им все интересно и своими вопросами и разговорами они способны «заболтать» самую терпеливую мать. Однако встречаются и молчуны. Вот уже все сверстники вовсю разговаривают, а этот малыш не говорит даже «мама». С определенного возраста такая ситуация вызывает у родителей вполне оправданное беспокойство.
Когда нужно волноваться?
Для каждого ребенка «удобен» свой темп развития. Один раньше залепетал, другой первым начал садиться или вставать на ножки, а третий пошел и заговорил раньше своих товарищей по песочнице. Если возрастные вариации укладываются на пару месяцев, волноваться не стоит.
Однако знать нормы речевого развития детей нужно всем родителям. Если отставание делается значительным (а логопеды считают вариантом нормы запаздывание того или иного навыка не более чем на 2-3 месяца), лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Пресловутое слово «мама» дети обычно начинают говорить к году или полутора годам. А если первый день рождения уже давно отпраздновали, а долгожданного слова все еще нет? Пора бежать по врачам?
Консультация специалиста никогда не помешает. В вопросе развития речи не стоит ждать, пока все образуется «как-нибудь само». Однако, чтобы не впадать в панику раньше времени, присмотритесь к своему малышу. Вполне возможно, что он просто немного задерживается с произнесением столь ожидаемых родителями слов и ничего страшного не происходит.
Важные факторы:
- годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь. То есть откликается на собственное имя, дает адекватную реакцию на слова родителей;
- отсутствуют нарушения слуха и зрения;
- младенческое «агуканье» сменила лепетная речь. Каким-то подражательными слогами ребенок уже пытается обозначать конкретные слова;
- в играх заметно стремление повторять за взрослым, выполнять заданные действия.
В раннем возрасте процесс формирования речи тесно связан с развитием психики и мышления. Родителям стоит проследить и за этими аспектами. Если какие-то подозрения все же возникли, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.
- невролога;
- детского психолога;
- логопеда-дефектолога.
Как научить ребенка говорить «мама»?
Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.
Основное условие для правильного формирования речи — это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!
Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать/
Как общаться с маленьким ребенком:
- Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
- Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
- Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
- Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
- Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
- Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
- Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.
Во что играть, чтобы научить разговаривать?
Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:
- Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
- Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
- Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
- Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
- Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
- Читайте вместе книги. Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы. Дети очень любят такое времяпрепровождение.
Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.
Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? — вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.
Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!
Как научить ребенка говорить слово «мама» – заветная цель родителей, а в особенности, конечно же, мам. В самом деле: когда малыш впервые произнес это слово – для мам это настоящий праздник. И неважно, первенец ли ребенок или, допустим, пятый по счету. Ведь каждый ребенок для матери – единственный и неповторимый. Поэтому и радость от впервые произнесенного слова «мама» у мам всегда искренняя и неповторимая.
К тому же, это то самое слово, с которого многие дети начинают осваивать осмысленную речь. Как же тут не радоваться? Кстати: примерно у половины малышей первое осмысленно произнесенное слово вовсе не «мама», а «дай», но это не меняет сути. Когда ребенок в первый раз называет маму мамой, то у мамы возникает такое чувство, будто… в общем, это сложно описать: всякая мама допишет это предложение и сама.
Но бывает так, что другие дети-ровесники уже давно научились произносить это заветное слово, а конкретный малыш конкретной матери ничего еще не говорит. Конечно же, это повод для беспокойства. Почему он молчит? Как ему помочь?
У каждого свой срок
Другое дело, если и после полутора лет ребенок не пытается ничего говорить. В этом случае возможны какие-то нарушения в развитии малыша, а потому обязательно нужно обратиться за врачебным советом. Если кроха развивается как-то неправильно, врач назначит лечение.
А вот если с детским здоровьем все нормально, и малыш запаздывает в развитии по естественным причинам, мама и папа должны помочь ему произнести долгожданное слово «мама».
Разговариваем с малышом
В первую очередь родители должны определить, готов ли ребенок к произнесению своего первого слова психологически, физиологически и интеллектуально. Что это означает?
- Малыш понимает обращенную к нему речь, он реагирует на свое имя и на другие обращенные к нему слова.
- Он прекрасно слышит и видит.
- Кроха уже не «агукает», а лепечет, пытаясь называть с помочью звуков окружающие его предметы.
- Играя, ребенок пытается повторять за мамой ее действия или выполнить движения, которые мама ему задала.
- Нужно называть все слова правильными, своими обозначениями. Скажем, не нужно говорить слово «мяу», а лучше – кошка, не «би-би» а машина. Ну и так далее. С самого начала малыш должен слышать идеально правильное произношение того или иного слова.
- Обращаться к малышу нужно простыми, четкими предложениями. Желательно повторять их несколько раз.
- Маме нужно говорить с малышом четко и внятно, стоя или сидя к нему лицом.
- Общение лучше построить в форме беседы, то есть мама должна задавать малышу вопрос и сама на него отвечать. Например: «Кто это пробежал по улице? Это собачка».
- Вообще желательно описывать словами все происходящее вокруг малыша: как и во что мама одевает малыша, куда они сейчас пойдут, что будут делать, какая на улице погода и т. д.
- Беседуя с ребенком, следует исключать всяческие фоновые звуки вроде телевизора, радио и пр., чтобы малыш на них не отвлекался.
- В идеале кроха будет пытаться повторять за мамой те или иные звуки или слова, поэтому в его рту не должно быть соски. Она помешает малышу правильно произносить слова или отдельные звуки.
Играем с ребенком
Всяческих игр, помогающих малышу развиваться и, соответственно, учиться говорить, множество. Назовет лишь некоторые из них – самые распространенные и полезные. Разумеется, мама и папа должны принимать в таких играх непосредственное участие.
- Играем с малышом в игры, развивающие мелкую моторику. Давно известно, что развитая мелкая моторика помогает ребенку заговорить раньше. Такие игры хорошо известны: перебирание пальчиками различных мелких предметов – бусинок, камешков, крупы, шнурков, попытки складывать их в определенном порядке и т. д. В общем, мамам эти игры известны хорошо, и они должны научить своих малышей в них играть.
- Массаж детских ручек и всяческие забавы с детскими пальчиками – еще один замечательный способ развить у малыша речь. Любая мама знает древние и потрясающе эффективные игры вроде: «Пальчик-пальчик, где ты был» или: «Сорока-ворона кашку варила». Помимо собственно массажа пальцев, малыш запоминает произносимые при этом мамой слова, и очень скоро будет пытаться их повторять.
- Хорошо помогают и занятия артикуляционной гимнастикой, построенные в виде легких, забавных игр. Улыбнитесь ребенку, покажите ему язык, вытяните дудочкой губы – пускай все это малыш повторит вслед за мамой. Такие забавы хорошо развивают детский речевой аппарат, а, значит, крохе легче будет произнести слово «мама».
- Песенки и стишки с понятным малышу сюжетом также неплохо помогают выговорить самое первое словечко. Очень скоро малыш вслед за мамой будет повторять про мишку, которого уронили на пол и оторвали ему лапу или пытаться вместе с мамой петь известное: «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота». А там и до слова «мама» уже недалеко.
- Совместное с ребенком чтение книжек и рассматривание картинок, когда мама называет вслух каждую нарисованную зверушку, тоже прекрасный и хорошо проверенный веками способ.
В общем, как научить ребенка говорить слово «мама», нет ничего трудного. Надо лишь постараться применить на практике приведенные в статье советы. И тогда очень скоро наступит долгожданный праздник – первое осмысленное детское слово «мама».