Как ребенка научить говорить букву ж

Как поставить ребёнку звуки «Ш» и «Ж» без помощи логопеда

Добрый день, дорогие читатели!

Теперь, когда всё уже на 100% наладилось, хочу поделиться с вами радостью: мой пятилетний сын, к счастью, научился в домашних условиях говорить правильно звуки «Ш» и «Ж».

Раньше, когда сыну было 4, я слышала от него только «хороСо», вместо «хорошо». Или «Зук» вместо «жук». И с волнением думала о том, что нам придётся искать хорошего логопеда. А так не хотелось ходить во время пандемии к чужому человеку на дом. Да и занятия, насколько я знаю, стоят тоже дорого.

У меня есть родственница-логопед, проживающая в другом городе, которая нас проконсультировала. Посоветовала делать упражнения дома и сказала, что если не поможет, и ребёнок до пяти лет не научится говорить правильно, то обязательно следует обращаться к профессионалу.

К счастью, нам удалось избежать походов к специалисту, благодаря вот этой обучающей тетради или брошюры «Автоматизация звука «Ш» в игровых упражнениях» от автора Комаровой Л.А., ну и, конечно, нашему с сыном упорству.

Моя подруга занималась со своим сыном у лучших логопедов, потому как были проблемы с речью. Когда всё наладилось, она подарила нам все издания, которые у неё были.

Если честно, я надеялась в глубине души, что у нас всё получится, но мысленно настраивалась на помощь логопеда.

Об издании

Перед нами вот такие тоненькие книжечки с красочными заданиями. Жаль, что обложка не плотная.

На обратной стороне имеются плоские игрушки для прохождения лабиринтов. Если честно, то мы эти игрушки не вырезали и никакие лабиринты не проходили.

  • артикуляционную гимнастику
  • игры со звуками;
  • формирование лексико-грамматического строя;
  • развитие связной речи;
  • игровые ситуации с буквами;
  • развитие мелкой моторики.

Как мы обучались

Ежедневно, когда моя младшенькая уходила на первый сон, мы с сыном садились на качели в саду и выполняли упражнения.

Начинали с первой и второй страницы, делая большой упор именно на артикуляционную гимнастику. Потому как именно упражнения с тренировкой мышц языка мне советовала моя родственница-логопед.

Совет: обратите внимание, что некоторые упражнения выполняются по 10-15 раз, а для других нужна статическая поза.

Затем переходили к третьей странице, где весело шипели со змеёй, помогая ей добраться до дома. Моему ребёнку нравятся змеи, поэтому «шипение» проходило с удовольствием.

Задания на четвёртой страничке давались ребёнку сложнее, но я назвала их песнями и говорила: «А теперь споём».

Все слога мы произносили нараспев. Например: «Ша-Ша-Ша» было бы записано в нотную тетрадь, как «Ля-Ля-Фа». «Ши-Ши-Ши» звучали, как «Ре-Соль-Ре». Ну, вы поняли.

Затем учили стишки и перечисляли все предметы со звуком «Ш», которые нарисованы в данном издании. Заканчивали парой упражнений, которые выбирал ребёнок сам.

Все задания из книги сразу мы во время наших занятий ни разу не делали. Мне кажется, что это было бы очень сложно. А некоторые сыну даже сейчас не под силу. Чтение у нас идёт пока туго.

Почему я пишу МЫ? Да потому что я всё это произносила, конечно же, вместе с сыном.

Хочу сразу написать, что упражнения на первых страничках в «Ш» и «Ж» совершенно одинаковые оказались. К моему огромному счастью.

Как долго мы обучались

Начали мы заниматься постановкой звука «Ш» в июле 2021 года. Я подумала, что сначала пусть сын научится правильно произносить одну букву, затем уже вторую.

Но так получилось, что, несмотря на постоянные занятия с «Ш», «Ж» осенью уже получалась сама собой. Но мы всё равно закрепили этот звук с помощью другой обучающей книжечки или брошюры. Не знаю, как её правильно назвать.

Хочу признаться: поначалу меня охватило отчаяние, потому как в июле у нас ничего не получалось вообще. Змея шипела «СССС», всё звучало, как С-а-Са-Са.

«Ш» никак не получалось произнести правильно. Но мы всё равно продолжали заниматься.

В августе (ближе к концу месяца) я стала замечать, что изредка начал проскакивать звук Ш. Вот здесь я воспряла духом!

Это была наша хоть и маленькая, но первая победа.

Осенью у сына стала получаться буква «Ш» уже чаще, поэтому мы добавили и звук «Ж».

Но проблема была в том, что во время занятий всё получалось. Но, когда ребёнок разговаривал в другое время, опять звучали «с» м «з» вместо «Ш» и «Ж». Мы, конечно же, поправляли его и просили повторить слова правильно.

Я уже подумывала о походе к логопеду. Потому как, в январе сыну должно исполниться 5 лет.

Но как же я была счастлива, когда к декабрю ребёнок говорил почти всё правильно.

В январе уже вообще не было никаких проблем.

Мои советы

Дорогие родители, я много раз отчаивалась и не верила в победу, но благодаря тому, что мы не бросили занятия, всё получилось.

Что же самое главное во время автоматизации звуков:

  1. Не ругайте ребёнка, не проявляйте агрессии, если у него не получается. Не раздражайтесь, если он отвлекается. Я вот пила «Магнелис Б6». Иначе никак… Один раз я сорвалась и наругала сына. Такого делать нельзя.
  2. Хвалите, даже если у него не получается. Поощряйте после каждого занятия. Я давала вкусняшки. Да, может быть, это и нехорошо, но что делать?
  3. Не сдавайтесь. Верьте в хорошее. Будьте готовы, что это, скорее всего, долгий процесс.
  4. Помните, что после 5 лет ребёнку сложно переучиваться, куйте железо, пока горячо.
  5. Занятия должны проходить ежедневно.

Не знаю, правильно ли я делала всё или нет, но у нас всё получилось, поэтому я и даю советы.

Итог

Хочу сказать огромное спасибо автору и издателю этого обучающего пособия и пожелать им крепкого здоровья. Это прекрасная вещь!

С огромным удовольствием ставлю 5 звёзд учебному пособию по автоматизации звуков в игровых упражнениях Комаровой.

P. S. Всем детям желаю правильного произношения, а родителям терпения и упорства)

Конструирование из геометрических фигур.
(У каждого ребёнка шаблоны: 1 прямоугольник, 4 треугольника)
Педагог: Назовите геометрические фигуры, которые лежат перед вами.
— Давайте попробуем из данных фигур составим букву «ж».
(Дети составляют из геометрических фигур букву «ж» и клеят в своей тетради)
Релаксация.
Просмотр мультфильма «Медвежонок».
Педагог: А теперь давайте посмотрим мультфильм про нашего медвежонка.
(Просмотр мультфильма по мультимедио).
Педагог: Что понравилось в мультфильме?
Педагог: Опишите медвежонка. Какой он?
3.Закрепление нового материала.
Педагог: Чему мы сегодня научились? (Дети отвечают на вопросы)
4. Заключительная часть.
Подведение итогов, анализ занятия.

Аня Кузнецова
Открытое занятие «Постановка звука [ж]».

Цель : постановка звука [ж] .

Задачи : 1. Уточнение артикуляции звука [ж] ;

2. Учить изолированному произношению звука [ж] ;

3. Знакомство с буквой Ж;

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие фонематического анализа;

6. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

7. Развитие внимания, памяти.

Оборудование : зеркало, игрушка – пчелка, предметные картинки, схемы для определения место звука в слове , пособие для дыхательной гимнастики, звуковая дорожка , презентация.

По мере взросления ребенка в его речи появляются новые слова, количество которых увеличивается с каждым днем. Родители, несомненно, радуются достижениям своего ребенка, при этом, не уделяя должного внимания произношению тех илы иных букв.

Так у ребенка формируется привычка к неправильному произношению слов, исправить которую в будущем будет сложно. Следовательно, исправлению данного дефекта необходимо уделить должное внимание уже тогда, когда он только начинает прослеживаться.

Как научить ребенка букве «Ж»

Для того чтобы научить ребенка говорить букву «Ж» родителям необязательно обращаться за помощью к логопеду. Обучение можно провести дома с помощью специальной гимнастики, разучивая слова, в которых она имеется, рассматривая картинки. Доказано, что обучение в игровой форме дает лучшие результаты, нежели муштрование малыша.

Эффективность обучения зависит от подготовки к нему. Поэтому первым, что необходимо сделать это подготовить ребенка к предстоящему занятию, при условии, что он находится в хорошем настроении. Не стоит проводить занятия в то время, когда малыш чем-то обеспокоен или же не проявляет интереса, ведь результата такое обучение не принесет.

Для начала необходимо подготовить артикуляционный аппарат малыша к занятию:

  • Высунутый язык положить сначала на нижнюю губу, затем на нижние зубы. Верхними зубами слегка постучать по нему, после чего дать языку отдохнуть.
  • Высунутым языком провести линию от верхнего края верхней губы к внутреннему краю, как бы облизывая ее.

Подготовив артикуляционный аппарат, малышу необходимо дать немного отдохнуть, после чего переходить к следующему этапу. В ходе обучения внимание следует уделять только на изучаемую букву, дабы сконцентрировать внимание малыша на ней.

Картинки и слова на буку «Ж»

Научить детей четко выговаривать букву «Ж» может оказаться довольно сложно, но никто и не обещал, что уже после первого занятия он будет говорить ее правильно.

Следовательно, родителям необходимо запастись терпением и продолжать двигаться в необходимом направлении. После гимнастических упражнений, научить детей говорить букву «Ж» можно предложив им повторить слова, в которых данная буква присутствует.

Выбирая слова, необходимо понимать, что для малыша они должны быть понятными и легко воспринимаемыми. Поэтому нагружать его длинным словами не стоит. Для начала необходимо научить детей таким словам, как жаба, желудь, жук, жара, желтый, жир, журнал, жалко, жарко и подобным.

Затем следует перейти к изучению слов, в которых «Ж», находится в середине. К числу слов, которые легко воспринимаются детьми, относятся такие, как кожа, лужа, творожок, жужжать, скажу, ближе, ежик, рыжий, ножка.

Прекрасным помощником в обучении детей данной букве являются картинки. Подбирать картинки рекомендуется красочные, которые заинтересуют малыша и подвигнут его на новые достижения.

Картинки для обучения детей необходимо выбирать понятные. Малыш должен знать, что изображено на них. Букву «Ж» можно встретить на картинках с изображением жука, жабы, жирафа, желудя, журавля, цветения жасмина.

Сделав занятия регулярными за короткое время можно помочь малышу освоить букву «Ж». При этом он не будет ощущать давления со стороны обучающего, ведь все происходящее воспринимается им как интересная и захватывающая игра, в ходе которой словарный запас пополняется новыми словами, а произношение буквы усовершенствуется.

Причины неправильного произношения

Какие ошибки делают дети

Для правильного воспроизведения звука Л необходимо растянуть губы в легкой улыбке, напряженным кончиком языка прикоснуться к резцам верхней челюсти и подать голос. Нарушение произношения Л называется ламбдацизм. У маленьких детей чаще всего встречается два варианта ламбацизма, а именно: – межзубное – кончик языка располагается между зубами за границей резцов верхней челюсти. При таком произношении получается нечто среднее между В и Л. Исправить произношение при этом нарушении поможет стандартная методика для постановки звука Л; – носовое – задняя часть языка прикасается к мягкому небу, при этом воздушный поток проходит по носовому проходу из-за чего воспроизводится звук, похожий на сочетание НГ. В этом случае вместо словосочетания «веселая лошадка» ребенок скажет «весенгая нгошдака». Для коррекции носового произношения понадобятся регулярные логопедические занятия и тренировка правильного речевого дыхания. Существуют и другие варианты произношения Л, например, паралабдацизм (замена Л на созвучные Г, Д, мягкую Л и т.д.). Родителям следует обратить внимание на такие ошибки детей: – оттягивание языка к мягкому небу, из-за чего Л звучит, как Ы (вместе «лавка» ребенок говорит «ыавка»); – произношение не тех звуков из-за неправильного расположения губ (вместе «ложка» ребенок говорит «уожка»); – неправильное распределение речевого дыхания, например, Л воспроизводится на резком вдохе, из-за чего получается звук Ф, (вместе «лоскут» ребенок говорит «фоскут»).

Этапы логопедических занятий

Упражнения для постановки Л

В процессе постановки звука Л важно отработать правильное расположение кончика языка. Сделать это эффективно поможет специальная гимнастика для укрепления артикуляционного аппарата, которая должна включать такие упражнения: – «Параход». Упражнение позволяет отработать правильное положение языка для произношения Л. В исходном положении необходимо растянуть приоткрытый рот в улыбке, высунуть язык как можно дальше и, зажав его зубами, протянуть звук «ы-ы-ы». Если сделать все правильно, то получится звук гудка парахода; – «Индюшонок». Упражнение тренирует и развивает скорость языка и постепенно вырабатывает правильный его подъем к небу. Чтобы выполнить задание нужно попросить ребенка сымитировать болботания индюка «бл-бл-бл». Для этого малышу нужно в приоткрытый рот вытянуть язык, «приобнять» им верхнюю губу и попробовать сделать несколько движений вверх-вниз кончиком языка. Как только получится выполнять движения, нужно подключить гудение и увеличить скорость движения языком, пока не зазвучит «бл-бл-бл»; – «Лошадка». Упражнение выполняется в два этапа – на первом нужно научить свое чадо цокать языком, а на втором сымитировать, как едет лошадка. Таким образом, укрепляется мышечная ткань речевого аппарата и формируется навык поднятия языка к небу. Нужно проработать разные варианты выполнения упражнения – с голосом и без. Для этого нужно объяснить ребенку, что лошадка может ехать тихо, и попробовать при выполнении задания не подключать голос; – «Ветерок». Упражнение учит создавать воздушный поток так, чтобы он шел по краям языка, а не по середине. Исходное положение: приоткрытый рот, кончик языка находится между слегка прижатыми зубами. Затем следует попросить ребенка слегка подуть, имитируя поток ветра. Чтобы понять, правильно ли выполнено упражнение, ко рту можно поднести маленький комок ваты и отследить направление воздушного потока.

Популярные методики постановки звука Л

Как только речевой аппарат укрепится, а язык и губы ребенка будут приминать правильное положение, можно перейти к следующему этапу постановки звука Л.

Методика подражания

Научить ребенка выговаривать Л можно по подражанию – взрослый четко говорит правильный твердый звук, а ребенок повторяет за ним. Повысить эффективность этого процесса можно, выполняя упражнение перед зеркалом – ребенок сможет видеть артикуляцию взрослого и контролировать себя. После того, как тренировки принесут свои первые плоды, нужно начинать третий этап постановки звука Л – автоматизацию его произношения в слогах и словах.

Методика Хватцева

Если методика подражания не дала желаемого результата, то можно воспользоваться наработками Хватцева М.Е. – советского педагога, профессора в области логопедии. Он предлагал механическим путем ставить кончик языка к верхним резцам и длительное время произносить Л. Длительность ежедневных занятий должна составлять не менее 20 минут.

Методика Волковой

Как научить ребенка выговаривать мягкую Л

После попытки произнести звук ж, логопед или воспитатель обсуждают качество звука. Если имеется расхождение с нормированным звучанием, с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка, и находят на схеме проблемную операцию.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ж или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания, силы голоса.
Цель. Добиваться по возможности от каждого ребенка правильного, длительного, громкого произношения звука ж.
Предшествующая работа. Отработан звук ш, одинаковый по артикуляции со звуком ж.
Подготовительная работа. Уточнить, как произносят звук ж дети группы. Приготовить картинку с изображением жука.

Упражнение «Жук жужжит»

Краткое описание
Воспитатель или логопед показывает детям картинку с изображением жука и предлагает вспомнить, как летом на даче летали и жужжали жуки (длительно произносят звук ж: «жжж»). Воспитатель обращает внимание детей на положение губ (округлены и немного выдвинуты вперед), языка (широкий язык поднят к бугоркам за верхние зубы), на наличие теплой воздушной струи, выходящей изо рта.
Потом воспитатель говорит: «Вспомним, как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара. Что делал голос, когда мы говорили звук ш? («Голос спал, в домике было тихо»). Приложим руку к шее, скажем долго: «жжж. » Что делает голосок: спит или песни поет? («Голосок песни поет».) Громко он песни поет или тихо?» («Голос поет песни так громко, что стенки домика дрожат».)
Затем воспитатель говорит, что кроме жуков умеют жужжать пчелы и мухи, и предлагает детям поиграть в пчел.

Игра «Пчелки собирают мед»

Краткое описание
Часть детей изображают цветы. Воспитатель надевает каждому ребенку на голову веночек из тех цветов, которые тот изображает (одному — ромашки, другому — васильки и т. п.). Остальные дети изображают пчел, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветов и жужжат: «жжж..» По сигналу воспитателя они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.

Игра «Мухи в паутине»

Краткое описание
Часть детей изображают паутину. Они образуют круг. Другие дети, изображающие мух, жужжат: «жжж. », вбегая в круг и выбегая из него. По сигналам воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в него, паутина увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Игру лучше проводить с подгруппами из четырех-пяти человек.
Чтобы дети правильно произносили звук ж, необходимо следить за правильным положением губ, языка, наличием прямо идущей выдыхаемой струи воздуха. Напомнить, что когда шумел ветер в деревьях, то он шумел тихо; а мухи, пчелы, жуки жужжат громко: при произнесении звука ж голос «песни поет».

Примечание. Эти игры можно проводить и вне занятий, для того чтобы закрепить произношение изолированного звука ж.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного произношения, звука ж в словах и фразах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ж в словах и фразах.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ж.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает пары картинок, состоящие из одной предметной картинки, в названии которой есть звук ж, другой сюжетной, на которой не хватает этого предмета. Например, на предметной картинке изображены ножницы, а на сюжетной — девочка с бумагой; на предметной картинке изображены лыжи, на сюжетной — мальчик в лыжном костюме; на предметной — пожарник, на сюжетной — горящий дом и т. д.

(При подборе картинок надо помнить, что звук ж на конце слов и перед глухими согласными оглушается и произносится как ш, например: нож, морж, ложка и т. п. Картинки с такими словами использовать нельзя.)

Игра «Кому что нужно?»

Краткое описание
Воспитатель вывешивает несколько сюжетных картинок и предлагает детям внимательно посмотреть на них и решить, чего не хватает. Потом он показывает предметную картинку и спрашивает: «Что это?» Дети называют предмет, например ножницы. Воспитатель задает новый вопрос: «Кому нужны ножницы?» Дети отвечают: «Ножницы нужны девочке, чтобы разрезать бумагу». Воспитатель меняет постепенно сюжетные картинки и показывает предметные, в названии которых имеется звук ж, а дети определяют, кому нужен этот предмет.

Методические указания. В словах со звуком ж дети должны выделять этот звук голосом, произнося чуть длительнее других звуков.

Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.

Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.), а именно о некорректном произнесении.

Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.

Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.

  • «Лошадка» — щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  • «Футбол» — рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
  • «Индюк» или по-другому – «болтушка» — широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.

Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

Постановка от звука «Д»

Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

Постановка от звука «Ж»

Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

Постановка от звука «С»

Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж — закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.