Существует несколько способов исправить подобные нарушения в речи вашего сына или дочери, причем для этого совершенно не обязательно проходить длительное лечение у логопеда. В данной статье мы расскажем вам, как научить ребенка говорить «Ж» и «Ш» с помощью простых упражнений.
Как научить ребенка правильно говорить букву «Ш»?
Каждый день вместе с малышом делайте следующие простые упражнения:
- «Чашечка». Ребенок должен расположить язык на нижней губе, а его края и кончик немного приподнять. Таким образом, должно получиться некое подобие чашечки. После этого следует расслабить мышцы лица и вновь повторить упражнение. Делать так необходимо как можно быстрее и не менее 30 раз подряд.
- «Болтушка». Для выполнения этого упражнения необходимо также сложить язык в виде чашечки и быстро опускать и поднимать, удерживая его в таком положении.
- «Блинчик». Распластать язык на нижней губе, подержать так около 10 секунд и засунуть язычок в рот. Повторить так 20 раз.
- «Лошадка». Цокать язычком, изображая, как скачет лошадка.
Как научить ребенка говорить звук «Ш» от других звуков?
Крайне редко возникает ситуация, когда ребенок уверенно говорит звук «Р», но теряет букву «Ш». Попросите кроху прошептать звук «Р», так у него как раз получится долгожданный шипящий звук.
В современном мире знания английского нужны повсеместно, особенно в сфере деловой жизни. Любой сознательный родитель понимает, что лучше обучать кроху с детства, чтобы он впитал его, как второй родной. Поэтому сегодня обсудим, как самостоятельно обучать детей английскому языку.
Уже такой большой, совсем почти взрослый ваш малыш, с каждым днем становиться все умнее: расширяется словарный запас, он все больше понимает и узнает много нового, каждый день делает открытия. Давайте узнает, что должен знать крошка в 3 года.
Шестилетних малышей основательно готовят ко взрослой школьной жизни, ведь сегодня в школах чрезвычайно высокие требования. Дабы крошке было легче осваивать новые знания и не отставать от сверстников, он должен знать достаточно много.
Если вы не относитесь к числу родителей, желающих научить читать сына или дочку чуть ли не с пеленок, то оптимальным временем для обучения чтению можно считать 4-5 лет. В начале кроха учиться читать по слогам. Обсудим это подробнее.
Устная речь развивается постепенно. Сначала ребенок осваивает отдельные слоги, слова, простые фразы. Он накапливает словарь, учится грамматически правильно оформлять речь. До 4-5 лет звукопроизношение может быть нарушено и это считается нормальным. Постепенно артикуляционный аппарат ребенка совершенствуется — это делает его речь чистой. Если у вас есть сомнения, то в нашем детском саду консультирует логопед.
Причины нарушения произношения звука [Ш]
В русском языке выделяют несколько групп звуков. Так, [Ш] относится к шипящим и для этой категории характерно наличие шума во время произношения. Чтобы правильно сказать [Ш] ребенку нужно округлить губы, чуть разомкнуть зубы, сложить язык «чашечкой» (прижать кончик и боковые стороны к зубам) и с силой выдохнуть. Если добавить голос, то получится звук [Ж].
Проблемы с [Ш] могут возникать по разным причинам. Например, при недостаточной длине подъязычной связки ребенок не может поднимать кончик языка, поэтому звук получается искаженным. Иногда не хватает сильного речевого выдоха — это может быть следствием аденоидов или частных простудных болезней. Если язык не поднимается, то возникает «щечное» произношение. В этом случае шум становится рассеянным, а произношение неточным.
В случае появления проблем со звуком [Ш] родителям нужно сразу обратиться к логопеду для консультации. Нельзя откладывать и ждать, что все исправится само. Со временем неправильное произношение закрепится и исправить его сложно.
В домашних условиях можно делать с ребенком специальную гимнастику. Например, дошкольника просят положить широкий язычок на нижнюю губу и пошлепать по нему верхней. При этом нужно произносить «Та-та-та». Для тренировки верхнего подъема на верхнюю губу ребенка прикрепляют кусочек конфетки — задача малыша достать его языком.
Важно развивать правильный выдох. Для этого на кончик носа кладется маленький кусочек ватки. Ребенок должен глубоко вдохнуть и силой выдохнуть, при этом язык находится в форме «чашечки».
Самостоятельно разобраться в тонкостях развития детей сложно. Поэтому положитесь на педагогов нашего частного детского сада.
Шипящие звуки («ш», «ж», «ч», «щ») появляются в речи ребенка в возрасте 4−4,5 лет. Хотя в этот период артикуляционный аппарат все еще считается незрелым, поэтому допускаются неточности в звукопроизношении. Однако после 5 лет неверное произношение данных звуков уже переходит в разряд речевого нарушения и требует коррекционной работы с логопедом. Таким образом, если вы замечаете у ребенка трудности с произнесением какого-либо звука из указанной группы или есть сомнения в правильности артикуляционных движений, то следует обратиться к специалисту для диагностики и дальнейшего исправления изъяна. Очень важно вовремя заняться устранением проблемы, в противном случае неправильное произношение закрепится в речи, его будет сложнее выправить, и впоследствии оно может негативно отражаться на письме, чтении.
Отметим, что можно периодически проводить самодиагностику в домашних условиях. Для этого воспользуйтесь логопедическими тестами и упражнениями на проговаривание слов и слогов с нужной фонемой.
Конечно же, для оценки состояния здоровья ребенка рекомендуем регулярно проводить плановую диагностику в медучреждении и также обращаться за консультациями к логопеду. Обследовать речь и выявить уровень сформированности речевых функций можно как в очном, так и в удобном онлайн формате. Поскольку только профессионал сможет выявить расстройство речи, поставить правильный диагноз и подобрать персональный план коррекции. Обычно проверка правильности произношения группы шипящих звуков проходит в несколько этапов. В процессе общего тестирования ребенок должен повторить фразы, содержащие, например, букву «ш». Ответить на вопросы, подбирая нужное слово. Затем выговорить слоги, которые называет логопед, содержащие как конкретный звук, так и оппозиционный. Такая проверка позволяет специалисту наиболее точно определить, есть ли у ребенка речевое нарушение. Диагностика проходит в формате игры. В качестве дидактических материалов используются яркие картинки и предметы.
Наиболее распространенные варианты приведены ниже.
— Губно-зубной сигматизм, при котором нижняя губа соприкасается с верхними резцами и получается что-то похожее на «ф» (шары — фары).
— Призубный — на верхние и нижние зубы давит кончик языка, искажая «ш» и превращая в нечто среднее между «т» и «д» (жуки — дуки).
— Боковой — эта форма сигматизма сопровождается специфическим звуком, схожим с хлюпаньем. При этом смещается положение кончика языка в бок, может опускаться левый или правый угол губ, а воздух выходит не строго прямо, как должен, а влево или вправо.
— Щечное произнесение — отличается раздуванием обеих щек, вследствие чего проявляется посторонний шум.
— Носовое — характеризуется гнусавостью, храпом, воздушная струя проходит не через рот, а через нос.
Лайфхаки на каждый день, а так же обзор проверенных и необходимых товаров для всей семьи.
Как научить ребенка говорить букву Ш
Шипящий звук [Ш] многие дети дошкольного возраста произносят неправильно. Если к 6 годам ребенок продолжает коверкать букву Ш, родителям необходимо обратить на это внимание. Если вовремя не исправить произношение звука [Ш], то проблема может остаться на всю последующую жизнь ребенка.
Прежде чем бежать к логопеду, попробуйте позаниматься с малышом сами.
Представляем вашему вниманию рекомендации и упражнения, которые позволят вам научить ребенка выговаривать букву Ш.
Возможные отклонения в произношении буквы Ш
Чтобы определить, какая именно проблема возникла у ребенка, попросите его повторить за вами слова или стихотворение с буквой Ш. Возможны 2 варианта проблемы:
- Ребенок правильно произносит звук Ш, если он отдельный и не входит в состав слова; При быстром повторении слов, произношение буквы Ш начинает искажаться.
- У ребенка возникают проблемы при произношении в тех словах, где буква Ш сочетается с согласными буквами (каштан, штаны).
Дети могут произносит букву Ш по-разному:
- Звук [Ш] слышится шепеляво, потому что ребенок ставит язык между зубами;
- Звук [Ш] переходит в звук [Х]. (сигматизм Ш);
- Звук [Ш] переходит в хлопок (боковой сигматизм);
- Звук [Ш] напоминает звук [Т] (Призубный парасигматизм);
- Звук [Ш] переходит в звук Ф (губно-зубной симатизм);
- Звук [Ш] становится свистящим С (свистящий парасигматизм).
Основные причины неправильного произношения буквы Ш
Чтобы научить ребенка говорить Ш, необходимо понять причины его неправильного произношения. К основным причинам можно отнести:
- Неправильный прикус у ребенка. В данном случае необходимо посетить ортодонта и подобрать способ, который позволит исправить прикус (например, специальная капа).
- Если ребенок долго сосал соску, то причина может быть именно в этом.
- Когда взрослые члены семьи осознанно коверкают свою речь, «сюсюкаются»;
- Если у кого-то из взрослых также есть дефект в речи при произношении буквы Ш;
- Из-за нарушения слуха, отставание в развитии.
Как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях быстро
Родители могут самостоятельно проводить занятия с ребенка. Не стоит сразу идти к логопеду. Попробуйте справиться с проблемой в домашних условиях. Занятия стоит проводить регулярно, 2-3 раза в день в течение 15 минут. Не заставляйте ребенка заниматься насильно. Постарайтесь организовать занятия в форме игры, чтобы ребенку было весело и интересно.
Упражнения для разминки
Любое логопедическое занятие начинается с разминки. Разминка необходимо для того, чтобы разогреть речевой аппарат. Без разминки вы не сможете научить ребенка произносить звук [Ш].
Греем ладошки
Это упражнение учит ребенка правильно выпускать струю воздуха. Во время упражнения малышу необходимо скруглить губы и постепенно небольшими порциями выдыхать воздух (обычно мы так делаем, когда хотим согреть руки в морозный день). Во время упражнения щеки не должны надуваться. Упражнение следует повторить 5 раз.
Это упражнение расслабляет ротовую полость. Необходимо приоткрыть рот и положить язык на нижнюю губу. Затем в таком положении ребенок должен говорить «Пя-пя-пя». А взрослый в это время считает до 10. Упражнение можно повторить 2 раза.
«Приклей ириску»
Этот способ позволит научить ребенка говорить букву Ш в 5 лет в домашних условиях. Упражнение тренирует мышцу языка. Вам понадобится мягкая ириска. Ребенок слегка приоткрывает рот и кладет кончик языка на нижнюю губу. Вы на кончик языка помещаете половину ириски. Ребенку необходимо только с помощью языка приклеить ириску к нёбу. Упражнение повторить 3 раза.
Кошечка
Ребенку нужно кончиком языка пытаться дотянуться до носа. Упражнение повторяется 10 раз.
«Фокус-покус»
На нос ребенка нужно положить небольшой кусочек ваты. Кончик языка подносится к верхней губе, в языке должна получиться полость. Теперь ребенку необходимо дунуть так, чтобы ватка улетела.
Постановка звука [Ш]
- Ребенок произносит буквы Р, в это в этом время необходимо с помощью шпателя остановить язык, чтобы он перестал вибрировать. В итоге получится звук [Ш].
- Ребенок смыкает губы и зубы и пытается шипеть, как змея.
- Кончик языка необходимо расположить возле верхних зубов (не на сами зубы, а на их лунки). Теперь ребенку необходимо произносить букву Т, которая начнет превращаться в звук [Ш].
- Для того, чтобы научить ребенка говорить букву Ш, необходимо использовать различные поговорки, скороговорки и стишки с этой буквой. Родитель повторяет вместе с ребенком и четко произносит звук [Ш]. Это способ можно использовать не только во время занятий, но и в течение всего дня.
Все перечисленные упражнения позволят вам научить ребенка правильно говорить букву Ш.
Если после проведенных занятий произношения буквы Ш не стало лучше, обратитесь за помощью к логопеду. Обычно постановка звуков происходит между 3 – 5 годами.
А у вас или ваши детей возникали проблемы с произношением буквы Ш? Как справлялись с этой ситуацией?
Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает шипящие — Ш и Ж. О том, как научить ребенка правильно произносить буквы Ш и Ж, мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:
Звуки «ш» и «ж» сложны по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают их сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Есть много вариантов неправильного произношения этих звуков: их или вовсе опускают, или произносят нечетко, или заменяют другими (чаще всего «с» и «з»). Не останавливаясь на причинах этих искажений, расскажем кратко о том, как научить ребенка правильно произносить «ш» и «ж».
Как научить ребенка произносить звук Ш
Нормальное положение органов речи при произнесении «ш» таково: рот раскрыт, губы слегка округлены и выпячены, выдвинуты вперед (образуя «рупор»). Зубы несколько сближены (расстояние между ними 1—2 миллиметра). Широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, но не касается его; при этом образуется узкая щель, в которую направляется выдыхаемая сильная струя воздуха. Боковые края языка приподняты, плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена (положение языка в целом можно сравнить с лопатой, чашечкой, ковшиком).
В отличие от глухого «ш» при произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при этом звуке слабее, чем при «ш». Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков (именно недостаток такого умения часто оказывается причиной различных дефектов речи). Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь, отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребенком смысл слов, отличающихся одним звуком (например: Мишка — миска, Машка — маска, крыша — крыса, кушать — кусать и т. д.). Подобные упражнения подготовят правильное произнесение звуков.
Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения. Вот некоторые из них:
- высовывать широко распластанный язык с загнутым кончиком и приподнятыми боковыми краями,
- поднимать и опускать лопатообразно высунутый язык к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губам и т. п.
Полезно, чтобы ребенок не только выполнял определенные движения языком, но и чтобы он удерживал некоторое время определенные артикуляционные положения. Все упражнения ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы он мог контролировать положения языка, зубов, губ.
После этих подготовительных упражнений можно приступать и к основным:
- Прежде всего, можно попытаться выработать у малыша правильное произношение «ш» и «ж» по подражанию. Вы несколько раз четко произносите слова с этими звуками, подчеркивая голосом звучание «ш» и «ж», и предлагаете малышу тут же повторить. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок начал произносить правильно.
- Если не получилось, можно использовать специальные приемы постановки звука «ш». Ребенок должен высунуть язык, поставить его в «позицию», а затем медленно втягивать. При сочетании такой артикуляции с сильным выдохом звучит «ш».
- Можно добиться правильного звука «ш» от звука «с». Для этого в момент произнесения звука «с» кончик языка постепенно поднимается и отодвигается несколько назад. Для подъема языка используются шпатели, конец ложки, ручка зубной щетки (разумеется, все должно быть чистым). При такой механической помощи звук «с» превращается в «ш». Одновременно с подъемом и отодвиганием языка необходимо губы слегка выдвинуть вперед — это делается легким нажимом пальцев на щеки. Само собой разумеется, если у ребенка есть какие-либо недостатки произношения свистящих звуков (с, з, ц), то они должны быть устранены до начала работы над шипящими (ш, ж, ч, щ).
- Исправление звука «ж» после устранения недостатка произнесения «ш» не представляет трудности: в правильное произнесение глухого «ш» включается голос, а с механической помощью звук «ж» получается от «з».
- Правильное звучание закрепляется в слогах, словах, фразах. С ребенком разучиваются стихотворения, песни, потешки, скороговорки, богатые звуками «ш» и «ж». Закрепление звуков идет быстрее, если оно происходит в игре.
Нарушение звуков «ш» и «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием всегда является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать Ш и Ж правильно. И ребенок, и родители должны быть терпеливы и настойчивы. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к логопеду.
Что делать, если ребенок не выговаривает «Ш», как научить малыша в домашних условиях выговаривать звук «Ш»: читайте советы логопеда Ярош Татьяны Александровны про гимнастику, упражнения, а также закрепление звука «Ш» в речи ребенка.
Если ваш малыш не выговаривает звук Ш (и Ж), то вы можете предложить ему игры-упражнения, которые помогут ему освоить эти звуки.
Начинаем учить ребенка выговаривать звук «Ш» с правильного положения органов артикуляции (языка, зубов, губ). Это особенно важно, если вы занимаетесь самоcтоятельно в домашних условиях без логопеда:
- Широкий кончик языка поднят к передней части нёба, но не прижат к нему.
- Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
- Язык не слишком напряжён.
- Губы слегка вытянуты вперёд в виде рупора.
- Зубы сближены, но не сомкнуты.
- Нужно выдыхать воздух равномерно, посередине языка.
- На ладони, подносимой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.
Видео. Как научить ребенка произносить звук «Ш»
Подготовительные упражнения
Артикуляционная гимнастика, которую стоит выполнять перед тем, как начать учить ребенка звуку «Ш». Подготовка начинается с обучения распластывать язык и загибать его вверх. Выполняем перед зеркалом, чтобы и вы, и ребенок могли следить за правильным исполнением упражнений.
Расслабляем мышц языка: нужно открыть рот, положить широкий мягкий язык на нижнюю губу («лопатка»). Похлопать язык губами, произнося «бя-бя-бя» или «пя-пя-пя».
Развиваем правильный выдох: широкий язык лежит на нижней губе, нужно сдуть ватный шарик с ладошки.
Загибаем широкий кончик языка («чашечка»): нужно положить широкий язык на нижнюю губу. Напрягая кончик языка, поднимать его вверх. Язык принимает форму чашечки. Можно капнуть в эту «чашечку» каплю сока или воды. Кончик языка обязательно широкий.
Загибаем широкий кончик языка на верхнюю губу («слизывай варенье»).
Поднимаем язык-чашечку к верхним зубам.
Заводим язык-чашечку за верхние зубы на 1,5-2 см вглубь рта. Кончик языка остаётся широким и не прикасается к передней части нёба, а образует с ним щель.
Произношение звука Ш
Выполнить упражнение язык-чашечка.
Медленно завести язык-чашечку за верхние зубы (не касаясь нёба) и удерживать на счёт 5.
Удерживая язык в таком положении (не опуская вниз) несколько раз открыть и закрыть рот.
Удерживая язык-чашечку за верхними зубами и вытянув губы рупором, подуть на ватный шарик. Ватка должна полететь прямо вперёд.
Можно подуть на тыльную сторону ладони. Струя воздуха должна быть обязательно тёплой.
Развитие фонематического восприятия звука «Ш»
Упражнения, которые помогут ребенку научиться воспринимать звук «Ш» на слух:
Хлопни владоши, когда услышишь звук Ш: м, б, д, ш, р, л, в, ш, н, ш, к, л, ш
Закрепление произношения звука Ш
Звук «Ш» в данных упражнениях произносится только твёрдо. Занимаемся перед зеркалом для того, чтобы контролировать правильное положение органов артикуляции.
Произношение звука Ш в слогах
Установить органы артикуляции в нужное положение, произнести длительно звук Ш и, не прерывая звучания, добавить звук А: ша.
Точно так же отрабатывать слоги: шо, ше, ши, шу. Губы при этом немного изменяют положение в зависимости от гласных звуков.
Слоги шо, шу – губы сближаются сильнее.
Закрепление звука Ш в начале слова
Произносите с ребенком перед зеркалом слова, которые начинаютсяна «Ш»:
шаги шорох шило шум
шары шёпот шина шутка
шапка шёл шипеть шуба
шайба шов шили шея
шатёр шёлковый шиповник
Закрепление звука Ш в середине слова
Попросите ребенка произнести следующие слова со звуком «Ш» в середине:
мышата мешок малыши мишутка
лошадка пушок дыши дышу
большая петушок пиши пишу
мешать ушёл машина ношу
дышать нашёл ошибка мишень
Закрепление звука Ш в предложениях
Повторяйте с малышом фразы:
- Наташа пишет. Малыши шагают.
- Миша гоняет шайбу.
- Лёша ел кашу.
- Паша, не шуми.
- У шиповника шипы.
- На дороге шумит машина.
С помощью взрослых предложите ребенку придумать предложения с выученными словами. Например: мне купили шары. Я надеваю шапку.