Как ребенка научить говорить букву р

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

«Пливет», «лакета», «быстла» — эти смешные детские ошибки в произношении слов умиляют. Но становится совсем не до смеха, если, будучи первоклассником, маленький ребёнок допускает такие досадные ошибки.

Невыговариваемое «р» — проблема многих родителей. Мы расскажем, что является причиной данной проблемы, а также посоветуем, как быстро научить ребёнка говорить букву «р».

Причины проблемы

Специалисты-логопеды уверены в том, что произношение именно литеры «р» вызывает самые большие сложности в нашем языке. Некоторые дети могут научиться правильно говорить её не к 4, а к 6 годам. Для того, чтобы научить ребёнка выговаривать «р», нужно понять причины возникших проблем.

Физиологические особенности. Уздечка, находящаяся под языком, может мешать языку доставать до неба, что является причиной картавости ребёнка. Раньше эту проблему исправляли подрезанием, теперь же исправление происходит при помощи специальных упражнений.

Неразвитый артикуляционный аппарат. Прямое следствие того, что в детстве с ребёнком мало разговаривали. Логопеды исправляют сложившуюся ситуацию при помощи игр.

Нарушения слуха. Это фонематические дефекты. Ребёнок может воспринимать речь взрослого и пытаться проговорить слова так, как он услышал. В результате он может путать парные согласные звуки. Также из «обоймы» вылетает звук «р».

Особенности дыхательного аппарата. Насморк, слишком большие аденоиды оказывают непосредственное влияние на дыхание, ухудшая тем самым выговаривание «р».

Основные правила занятий

Если вы будете следовать приведённым ниже принципам, то сможете быстро научить ребёнка говорить «р» без каких-либо затруднений.

Постепенность. Помните о том, что сразу вам не удастся научить ваше чадо сложным фразам и быстрым скороговоркам. Пусть он сначала научится говорить несложные звуки (например, ро, ар);

Увлекательность. Ни в коем случае не делайте занятия банальными. Придумывайте увлекательные способы гимнастической разминки и постоянно поддерживайте его интерес. Только в таком случае вы сможете добиться успеха.

Регулярность. Начали свой путь по устранению проблемы? Тогда обеспечьте регулярность занятий. Старайтесь заниматься каждый день или в пределах строго установленного интервала. Помните, что одного-двух занятий будет недостаточно.

Техника

Думаете, что сложно самим научить ребёнка говорить букву «р» при помощи упражнений? Это совсем не так! Стоит помнить об основных нюансах техники постановки этой буквы:

  • научите ребёнка выговаривать букву «р» отдельно от прочих букв и звуков;

постепенно переходите к произношению простых слогов. Добивайтесь правильного и чистого произношения;

как только освоите простые слоги, переходите к правильному произношению «р» в сложных предложениях и повседневной речи.

Однако многие родители совершают досадную ошибку. Стремясь быстрее научить ребёнка говорить букву «р» дома, они нагружают его сложными словами и скороговорками. Это тупиковый путь: постановка звука становится сложнее, поэтому ребёнку становится куда тяжелее его произнести.

Система упражнений

Научить говорить звук «р» можно, если будете придерживаться следующей методики действий. Сначала проводится разминка для губ и языка.

Разминаем губы

пусть ваше чадо улыбнётся так широко, как может, и задержит улыбку на десять секунд;

после «ослепительной» улыбки малыш должен сложить губы трубочкой и оставить их в подобном положении на протяжении 10 секунд.

Разминаем язык

Самостоятельно научить ребёнка выговаривать букву р при помощи упражнений, не выполнив языковую разминку, невозможно.

Попросите вашего сына или дочку поцокать языком, будто бы лошадка едет. Таким образом, он лучше прочувствует вибрацию языка.

Ребёнок сначала высовывает язычок, делая его максимально тонким, будто бы иголочку. В таком положении необходимо задержать язык до 10 секунд.

Попросите малыша похулиганить. Пусть он сначала высунет язык, а потом поболтает им влево-вправо.

Попросите ребёнка представить, будто бы его язык – это малярная кисть. Пусть он поводит им взад-вперёд по небу.

После проведения разминки необходимо перейти к непосредственному выполнению упражнений.

Научить ребёнка говорить «р» можно, начав упражнение следующим образом: малыш должен поставить язык неподалёку от верхних зубов, а потом несколько раз произнести букву «д». После этого он должен сказать «д» с очень сильным выдохом.

После такого начала стоит попросить ребёнка слегка порычать. Так у него разовьётся навык произношения длинного «р».

Для следующей части упражнения необходим логопедический шпатель. Если его нет, то попросите ребёнка подложить пальчик под язычок. Он должен произносить долгий звук «ж», будто бы жужжать, а также водить пальчиком в разные стороны.

Произносить звук «з-з-а-а» — ещё один способ научить ребёнка говорить «р» дома. Во время произношения звука попросите малыша водить пальчиком под языком

Трудности с мягкой «р»

В домашних условиях вы сможете научить ребёнка говорить мягкую букву «р». Поставить такой звук можно по аналогии с произношением твёрдого. Только вместо «з-з-а-а» нужно выговаривать «з-з-и-и».

Помощь специалиста

Если вы видите, что ваши занятия не приводят к однозначной пользе, то стоит обратиться за помощью к логопеду. Он точно сможет правильно научить ребёнка говорить «р».

Он обязательно определит, обладает ли ваш ребёнок определёнными физиологическими особенностями строения языка.

Только специалист сможет точно подобрать нужный комплекс упражнений для решения проблемы.

В силах логопеда за одно занятие поставить произношение буквы, над которой вы бились в течение долгого времени.

Научить ребёнка произносить букву «р» вполне реально. Стоит только прибегнуть к помощи специальных упражнений и строго следовать указанной методике.

Если вы не можете научить ребёнка говорить «р», то стоит обратиться к помощи специалиста. В самом обращении нет ничего страшного, а вот медлить ни в коем случае не стоит.

Логопед Анастасия Сперанская рассказывает о том, как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать звук «р».

Для начала я советую родителям всё-таки обратиться за первичной консультацией к логопеду. Это необходимо, чтобы понять, почему у ребёнка отсутствует в речи звук «р». Причин может быть много, и логопед точно скажет, как именно лучше работать с вашим ребёнком. Если нет возможности прийти на очную консультацию, посоветуйтесь со специалистом хотя бы по телефону или Skype, опишите ситуацию максимально подробно.

Когда вы выяснили, на какие особенности вам стоит обратить внимание при отработке звука, постепенно приступайте к занятиям дома. Только не забудьте про важные условия, с которых начинается постановка любого звука.

5 правил постановки звука «р»: как не навредить

1. Помните, что звук «р» — единственный вибрант в русском языке. Когда мы произносим его, язык напряжён, он находится за верхними зубами. Воздух проходит между верхними зубами и языком так, что язык дрожит. Так получается звук «р». Это один из самых сложных звуков, поэтому говорить его быстро и правильно получится у ребёнка не сразу.

Главное в постановке «р» — никуда не торопиться.

2. Не настаивайте на занятиях. Не надо давить на малыша, постоянно обращать внимание на то, что он плохо говорит. Если это единственное нарушение в его речи, оно вряд ли ему мешает. Так что первым делом нужно создать у дошкольника мотивацию для занятий.

3. В случае со звуком «р» мотивация с помощью награды не работает. Если мама говорит: «Скажи правильно «р», тогда получишь конфетку», занятия провалятся. Всё потому, что звук «р» поставить быстро, тем более в домашних условиях, совсем не просто.

Это трудозатратное дело, сложное с точки зрения мышечного и психологического напряжения.

На постановку уйдёт в среднем 1,5-2 месяца.

Конфетами тут не отделаешься.

4. Перед первыми занятиями объясните малышу, что с первого раза ни у кого не получается произнести звук «р». Младенцы с самого рождения готовятся произносить его, должным образом тренируя свой артикуляционный аппарат. И звук «р» окончательно формируется у деток к 5-7 годам.

Скажите: «А мы с тобой берём и делаем всё, что другой малыш проходил от рождения до 6 лет, и делаем это за 2 месяца. Вот здорово!»

5. Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи. Лучше всего снимайте уроки на видеокамеру, а потом пересматривайте их вместе с малышом. Так будет проще отследить его прогресс. И родителю, и ребёнку.

После того, как вы подготовитесь к занятиям, можно начинать.

Занятия не должны быть утомляющими. Старайтесь, чтобы они были регулярными, по 10-15 минут в день.

6 уверенных шагов к звуку «р»

1. Делайте артикуляционную гимнастику

Вся артикуляционная гимнастика хороша. Но ваша главная задача — научить ребёнка держать язык за верхними зубами. Чтобы добиться хороших результатов в этом деле, делайте следующие упражнения:

«Качели». Широко открываем ротик и цепляемся кончиком языка сначала за верхние зубы, затем опускаем язык на нижние зубы, как бы изображая качели.

  • «Часики». Высовываем язык вперёд так, чтобы он был в напряжении и не опирался ни на одну губу. И начинаем водить (тянутся языком) от правого уголка губ к левому и обратно. Это упражнение разрабатывает корень языка. Чем медленнее оно выполняется, тем лучше.
  • «Заборчик». Попросите ребёнка резко улыбнуться так, чтобы у него были видны зубы. Пусть 2-3 секунды удерживает губы в таком положении. Затем надо расслабить рот и повторить упражнение ещё раз.
  • «Иголочка». Резко вытягиваем язык вперёд, чтобы он стал прямым и острым, как иголочка.
  • «Месим тесто». Высовываем язык и начинаем шлёпать губами и произносить звук «пэ-пэ-пэ». Язык должен быть расслаблен.
  • «Грибочек». Широко откройте рот, сделайте так, чтобы язык присосался к нёбу. Не забывайте, что рот должен быть широко открыт.

2. Делайте упражнение «Барабанщик»

Когда у малыша получаются эти упражнения, можно целенаправленно переходить к постановке звука «р». Для этого делайте упражнение «Барабанщик».

Улыбайтесь, открывайте рот, растягивайте губы, остреньким кончиком языка касайтесь за верхними зубами и начинайте сначала медленно, потом быстрее произносить звук «д». Получается: «дэ-дэ-дэ-дэ-дэ». Подбородок при этом не двигается, рот открыт широко, губы растянуты!

3. Добавляем в упражнение «Барабанщик» движения шариковым зондом

Когда ребёнок делает упражнение «Барабанщик» хорошо (в течение 30 секунд чётко и быстро произносит звук «д»), можно приступать к следующему этапу.

Заранее приобретите шариковый зонд (инструмент для занятий логопеда) или палочку с круглым наконечником (подойдёт и ватная). Также для следующего упражнения можно использовать палец. Ребёнок делает упражнение «Барабанщик», а вы в это время ставите палочку рядом с кончиком языка и начинаете водить ей справа налево (перпендикулярно языку).

Делать это надо быстро. Получается «болтушка» из звуков.

Таким образом вы вызываете у ребёнка механический звук «р». Проще говоря, появляется призвук «р».

Распространенные ошибки

Обращаем ваше внимание, что звук Р очень сложно выговаривать. Здесь необходима специальная амплитуда, вибрация языка. Именно поэтому дитя начинает коверкать звук Р. Можно выделить такие частые детские изменения звука:
Пропуск «Р». Чаще всего выпадает звук между двумя гласными. Вместо «гараж» мы слышим «га…аж», «мороз» — «ма…оз».Замена звука Р на Ы, Л, Й: корова – койова, рыба – ыба, рука – лука.
Нетипичное произношение: малыш не твердо выговаривает Р, а грассирует, слишком вибрирует.

Проверка

Попросите ребенка, чтобы он «порычал», после повторил такие слова: ворона, порядок, дежурный, три. Не получается выговаривать звук в словах, сначала пусть как можно больше рычит. Затем постепенно учите слоги: РА, РО, РУ, АР, ОР, УР, ИР, РИ.
Важно! Иногда дитя не может выговаривать звук Р, потому что у него не слабый артикуляционный аппарат, а своеобразное строение «уздечки» (подъязычная связка). Самостоятельно диагностировать проблему достаточно сложно, здесь требуется помощь логопеда. Иногда достаточно упражнений, массажа, чтобы развить уздечку. В тяжелых случаях связка подрезается и язык приобретает необходимую амплитуду.

Основные причины нарушенного произношения

Нарушена артикуляция. В данной ситуации необходимо как можно больше строить гримасы. Предложите ребенку поиграть в игру – высовывание языка, закручивание его в трубочку. Особенно любят дети доставать языком до подбородка, носа. Кроме того, нужно скалить зубы, двигать челюстью, широко улыбаться. Таким образом можно укрепить мышцы лица.Нарушенный фонематический слух. Проблема возникает, если ребенок слышит речь взрослого, пытается повторить за ним, а также при чтении путает, когда нужно звонко произнести звук, когда мягко, твердо, глухо: няня – нана, дверь – твер.Сбои в речевом дыхании. Если у ребенка проблемы с сердцем, сосудами, беспокоит хронический насморк, увеличены аденоиды, сбои в иммунитете, необходимо выполняться дыхательную гимнастику и выполнять специальные физические упражнения.
Кроме того, родители должны сами правильно разговаривать, постоянно исправлять ребенка, работать над его дикцией.

Логопедические упражнения

Если ребенку уже исполнилось 5 лет, а он продолжает на «рыбу» говорить «лыба» и т. д., нужно срочно заняться его речью. Вам нужно пройти 3 этапа:
Научите ребенка говорить звук Р изолированно.Переходите к слогам, а затем к целым словам.Читайте вместе предложения, учите скороговорки.
Родители делают огромную ошибку, когда заставляют дитя быстро повторять скороговорку. После этого ученик теряется, отказывается от занятий.
Главное набраться терпения, и всегда изучаться сначала простое, затем сложное. Логопедические занятия укрепляют артикуляционный аппарат. Только дитя не должно на них идти со слезами, наоборот, с радостью.
Ценный совет родителям! Постарайтесь выдумать потешные, забавные для своего ребенка занятия, на которых он, не задумываясь, будет изучать букву Р. Ни в коем случае нельзя дразнить ребенка.

Разминочка

Важно тренироваться каждый день. Только тогда будет результат. Сначала нужно разогреть артикуляционный аппарат. К эффективным упражнениям относятся:
«Кисть художника». Дитя улыбается, при этом немного приоткрывает рот. Затем должен представить, что язык – это кисточка, им он гладит верх неба.«Маятник». Ребенок сначала улыбается, немного открывает рот. Затем высовывает язык вперед и качает им в разные стороны.«Гармошка». Сначала дитя должно улыбнуться, открыть ротик, после сказаться мягко «НЬ». Язык остается в том же положении, а рот открывается широко, после закрывается.«Чистка зубов». Кончиком языка нужно сначала провести по верхним зубкам, затем упереться в каждый верхний зуб.«Комарик». Ребенок открывает рот, при этом кончик языка выдвигает за передние зубы. Затем пытается произнести «з-з-з».
С помощью этих несложных упражнений можно растянуть уздечку, укрепить мышцы.

Как поставить речь?

Очень важно каждый день выполнять такую речевую гимнастику:
После открытия рта, нужно язык прижать к верхним зубам, затем нужно быстро произнести: «Д-Д-Д». Затем нужно как бы «дунуть» на язык. Конечно сразу звук Р навряд ли услышите, но со временем все получится.Сначала вам нужно купить специальный шпатель для логопедических занятий. Он продается с разными вкусами: фруктовым, шоколадным, карамельным. Ребенок должен широко открыть рот, и произнести: «Ж-Ж…». После нужно аккуратно шпатель ввести под язык, колебать в разные стороны, чтобы происходила вибрация.Интересно, что артикуляция звука Д похожа со звуком Р, поэтому выберете соответствующие слова: «дразнить», «дрова», «драка».
Помните о том, что детки любят все повторять за взрослыми, поэтому старайтесь как можно больше говорить слов со звуком Р, только четко его выговаривайте. Всегда знайте, что главное терпение и спокойствие. Вы не должны занятия превращать в истерику. Наоборот, учите своих деток ко всем проблемам, неудачам относиться спокойно, оптимистично, с улыбкой на лице. Если логопедия для ребенка станет увлекательной игрой, он быстро освоит все звуки и будет разговаривать не хуже взрослого.
Итак, чтобы был результат, нужно постоянно заниматься со своим ребенком. Также старайтесь ему читать, учите с ним скороговорки, стихотворения. У вас все обязательно получится. Удачи!

Четко и связно выражать свои мысли, обладать хорошей дикцией и производить приятное впечатление на аудиторию важно не только для телеведущих, экскурсоводов, лекторов и прочих представителей «говорящих» профессий. Человек, страдающий дефектами речи, чаще всего комплексует по этому поводу. И эта неуверенность в себе передается собеседникам.

Основные причины сложностей

Мамы и папы, которые смогли научить своего ребенка говорить букву р, вздыхают с облегчением: труднейший звук «сдался». А сложности с ним бывают обусловлены разными причинами:

  • Ребенок подражает старшим, а некоторые домочадцы сами плохо выговаривают р.
  • У малыша существуют проблемы со слухом, поэтому он не знает, как выговаривать букву р.
  • Есть проблемы физиологического характера, мешающие правильному произношению буквы р вашим ребенком: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, а именно ротацизм или параротацизм, короткая уздечка. Подобные сложности могут быть связаны с неправильными движениями языком, губами, щеками, особенностями жевательной мускулатуры.

Чтобы понять, что является причиной в вашем случае, ребенка необходимо показать логопеду. Хороший специалист без труда выявит, почему малыш картавит, и составит план действий. Он будет включать определенные рекомендации родителям и упражнения для ребенка.

Что считается нормой?

Дрожащие согласные «р» (твердый) и «рь» (мягкий) правильно произносятся определенным образом. Если ребенок нормально говорит букву р, то у него:

  • Полураскрытые губы либо открытые таким образом, чтобы можно было произнести следующий звук (преимущественно гласный).
  • К альвеолам за верхними зубами прислонен языковый кончик.
  • Между небом и спинкой языка спокойно проходит воздух.
  • Разомкнутые зубы.
  • К верхним коренным зубам плотно примыкают боковые края языка.
  • Происходит вибрация голосовых связок.
  • Языковое колебание достигается за счет воздушного потока на выдохе.

Если к небу поднять среднюю часть спинки языка и чуть продвинуть язык вперед, то родится мягкий «рь».

Варианты неправильной буквы р (по наблюдениям логопеда)

Если перефразировать классика, то можно сказать: «Правильное произношение буквы р у всех одинаковое, а при неправильном – у каждого ребенка звук р звучит по-своему». Более двадцати проблемных вариантов произношения буквы р насчитали логопеды. Самые распространенные – следующие:

  • Звук просто пропадает. Ребенок говорит не «дорога», а «доога».
  • Горловое звучание. Такое произношение буквы р вашим ребенком не считалось бы проблемой, будь он жителем Германии или Франции. Возникает этот неправильный звук, если происходит колебание мягкого язычка (мягкого неба), а не собственно кончика языка. Если широко открыть рот и долго тянуть «р-р-р-р-р», то в итоге и будет звучать тот самый горловой звук. Правильно выговорить букву р таким образом невозможно.
  • Буква р произносится в нос. Создается впечатление, что так говорить букву р может ребенок, у которого насморк.
  • Выходит «рль», потому что дети выговаривают по-своему букву р – происходит боковая вибрация языка.

7 заданий для формирования правильного произношения

Что можно порекомендовать родителям, у которых малыши только начинают произносить первые слова? Выполнять упражнения, которые помогут предотвратить возможные проблемы с буквой р.

Попробуйте IQClub бесплатно

1. «Часы с кукушкой»

Можно научить ребенка выговаривать р и с применением такого упражнения. Попросите кроху открыть рот пошире. После этого кончик языка нужно выкладывать на верхнюю губу, а потом прятать его за центральные верхние зубы, касаясь бугорков. Внешне это напоминает, будто кукушка выглядывает из часов и прячется обратно.

2. «Дрожалка»

Если вы попробуете произнести звук р, то почувствуете дрожь на кончике языка. Чтобы научить своего ребенка правильному формированию этого звука, можно применить такое упражнение. Кончиком языка нужно попеременно касаться то верхней, то нижней губы. Одновременно ртом надо выпускать воздух. Получится, что язык начнет дрожать. А это нам и нужно.

3. «Смешная рожица»

Для стимулирования мышц, которые отвечают за дрожание языка, нужно выполнить такие действия. Предложите сыну или дочке растянуть губы в улыбке (максимально). При этом, улыбаясь, ребенку необходимо слегка покусывать кончик своего языка. Такое задание нужно делать 12 раз.

4. «Маленькая лошадка»

Эффективный метод растягивания подъязычной связки – цокать языком. Звук, издаваемый при выполнении этого упражнения для буквы р, будет напоминать цоканье копыт лошади. Кончик языка прижимается к небу и производится пощелкивание. Можно выполнять по 25 раз.

5. «Барабанщик»

Когда ребенок не говорит пресловутую букву р, проблема может быть связана с недостаточной гибкостью языка. Предотвратить такое явление поможет следующее упражнение. Предложите малышу немного приоткрыть рот и произнести звук д. Он должен ударить языком по альвеолам.

6. «Зубная щетка»

Поможет выговаривать вашему ребенку букву р и такое простое упражнение. Нужно водить кончиком языка по внутренней стороне зубов, словно их чистят щеткой.

7. «Присоска»

Язык следует поднять к небу и «приклеить» так, как будто бы на нем есть присоска. При этом, не меняя положение языка, нужно открывать и закрывать рот.

Перечисленные упражнения помогут детям правильно произносить букву р, поскольку принесут пользу для развития речевого аппарата.

Важность упражнений для автоматизации буквы р

Помогающих научить ребенка выговаривать букву р упражнений много. Мы привели лишь несколько примеров. Не стоит забывать и о таких полезных занятиях по развитию речи, как разучивание скороговорок, декламация стихов, пересказ литературных произведений.

После того, как ребенок стал говорить букву р, полезно закрепить навык. Для этого следует выполнять с ребенком специальные упражнения для автоматизации. Они включают произношение прямых слогов со звуком р, потом – слов, словосочетаний и предложений. Например: «Я собираю помидоры на огороде. Ты собираешь помидоры на огороде. Вы… Они…». Таким способом правильное произношение доводится до автоматизма. Упражнения с ребенком лучше проводить в игровой форме, без принуждения и настойчивости.

Терпеливо и последовательно

На речевую культуру ребенка влияют многие факторы. В том числе общая обстановка в семье. Чаще хорошо говорят те дети, которые растут в атмосфере любви и внимания.

Упражнения, подготовленные специалистами BrainApps, можно выполнять в профилактических целях. Если же проблема существует, то консультация специалиста обязательна. Приведя малыша с проблемным произношением буквы р к логопеду, вы сможете получить индивидуальные рекомендации и действовать в соответствии с ними. Подойдите к этому процессу терпеливо и последовательно.

Как утверждают специалисты, буква «р» – самая трудная в алфавите для ребенка. Поэтому полностью ее освоить могут зачастую детки 5-6 лет.

Как утверждают специалисты, буква «р» – самая трудная в алфавите для ребенка. Поэтому полностью ее освоить могут зачастую детки 5-6 лет. Однако уже в 3-4 года родители должны обращать внимание на произношение ребенка и проводить артикуляционные упражнения.

В случае если самостоятельные попытки научить ребенка говорить букву Р, не достигают нужного эффекта, то стоит посетить консультацию логопеда . Специалист выявит причину, из-за которой звук не получается произнести и поможет выбрать индивидуальные упражнения.

Следует также отметить, что основная цель посещения консультации детского логопеда – выявление тяжелых отклонения на начальной стадии. Если же все в порядке, и становление речи проходит планомерно и правильно, то вполне реально шаг за шагом выполнять нетрудные артикуляционные упражнения самостоятельно.

Порычим!

Звук Р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают разными. Слова для проверки: рак, рыба, игра, корка, марка.

Виды неправильного произношения:

  • звук Р может вообще отсутствовать в речи ребенка. В таких случаях речь малыша звучит примерно так: «На коабль покался каб, к ааси укали тап ».
  • звук Р может искажаться при произношении. Часто встречается горловое произношение, которое также называют картавостью. Реже можно услышать боковое произношение звука Р, при котором вместо правильного звука слышится Рль или носовое по звучанию похожее на сочетание Нг.
  • звук Р может заменяться другими звуками: Л, Й, Ы, Г, В.

Как научить ребенка говорить букву «Р»

1. Большой палец ребенок лежит под язычок и двигает им влево – вправо

2. Ребенок должен сымитировать чистку зубов, только не с помощью щетки, а с помощью кончика языка. Пусть попробует достать языком до зубов по очереди.

3. Интересное ребенку занятие – цокать языком, изображая стук лошадиных копыт.

4. Язык ребенок высовывает между зубов и водит туда-обратно: чем быстрее, тем лучше.

5. Возьмите на вооружение скороговорки на букву Р. Произносить их нужно хором вместе с малышом. Вот например несколько из них:

  • Три вороны на воротах.
  • На горе, на горке. Горько ревет Егорка.
  • У редьки и репки корень крепкий.
  • Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.
  • Хорош в дорожку пирог с горошком.

6. Можно еще вместе с крохой изображать рычащие звуки различных животных. Например порычать как тигр или помурчать как кошечка.

7. Кто из ребятишек не любит стрелять? Вот и воспользуйтесь этим! Попросите ребенка пострелять вот так: др-р-р-р, или тр-р-р-р! Обычно, после этих букв у ребенка легче получается сказать «р». Если ребенок не любит стрелять, то используйте машинки и шум мотора: бр-р-р-р, или тр-р-р-р, или др-р-р-р. При этом играйте с ребенком машинками.

Основные правила артикуляционной гимнастики

Главное, чтобы желание научить ребенка говорить звук р осуществлялось в форме увлекательной игры, а не утомительных занятий.

1. Занимайтесь каждый день по 15 минут, выполнять гимнастику важно длительное время – наберитесь терпения.

2. Перед началом занятия, сама разучите упражнение.

3. Поставьте перед ребенком зеркало – так легче выполнять задания.

4. Каждое упражнение проработайте медленно, а потом ускоряйте темп.

5 Не сердитесь на ребенка, если у него что-то не получается.

6. Для каждого занятия придумайте маленькую историю, привлеките к занятиям любимые игрушки.

Когда ребенок научится произносить букву Р, постарайтесь, чтобы он как можно чаще произносил слова с этим звуком. Только в этом случае ребенок не забудет его правильное произношение. Если же ваш ребенок иногда забывает выговаривать букву Р в словах, делайте вид, что абсолютно не понимаете, что он сказал. Только таким образом можно добиться того, что ваш малыш всегда будет правильно выговаривать эту трудную букву.

Учим ребенка 3 лет говорить букву «р»

У трехлетнего малыша речь только формируется. Обусловленные возрастом недостаточно развитые движения челюсти, губ, языка становятся причиной неправильного произношения буквы «р». Родители должны это понять, не паниковать и ограничиться занятиями по развитию фонематического (речевого) слуха.

Малыши с развитым речевым слухом в 3 года говорят чисто

В 3 года родители с помощью игр могут стимулировать формирование слухового восприятия ребенка. Игра «Звучащие предметы» научит распознавать неречевые звуки (звонок, стук, шум ветра). Принесет пользу логоритмика − звук, ритм, движение. Мама или папа показывает движение, говорит фразу, малыш повторяет. Можно изображать животных, героев сказок, мультфильмов.

Как ребенка 5 лет научить говорить букву «р»

До 5 лет нарушение произношения буквы «р» считается возрастной нормой. Коррекция нужна, если в 5,5−6 лет дочь или сын заменяет «р» другим звуком или произносит его, но неправильно.

Как ребенка научить говорить букву р

Короткая уздечка

Если причина неправильного звукопроизношения – укороченная подъязычная связка, в домашних условиях делают упражнения для ее растяжения:

Уздечка короткая, если ребенок, открыв широко рот, не может упереться языком в небо

Упражнения на растяжение делают ежедневно в течение 2 месяцев. Если ситуация не улучшается, уздечку подрезают. В видео упражнения на растягивание уздечки:

При недостаточной разговорной практике наблюдается малоподвижность речевого аппарата, по этой причине дети не выговаривают «р». Нужно заставить язык работать, для этого — ежедневно заниматься артикуляционной гимнастикой.

Малыш, выполняя комплекс упражнений, подготавливает речевой аппарат к правильному произношению буквы «р». Чтобы сформировать устойчивые двигательные навыки, гимнастикой занимаются по 3−5 минут 3−4 раза в день. За один раз выполняют не более 2−3 упражнений.

Специалисты рекомендуют проводить занятия перед большим настенным зеркалом. Взрослый и ребенок садятся напротив него и занятия проходят весело, непринужденно, в игровой форме. На первых порах мама (папа) показывает движения, малыш их повторяет.

Перед каждым занятием выполняют 1−2 упражнения для развития речевого дыхания, они помогают произносить трудный звук:

  • поиграть в «пузыри» − раздувая щеки, втянуть воздух носом, а приоткрыв рот, выдохнуть;
  • изобразить работающую мельницу, для этого встать в положение «ноги вместе», поднять руки вверх, вращать ими с разной интенсивностью, на каждом выдохе издавая протяжное «ж-р-р»;
  • поиграть в «гусей» − ходить по комнате кругами, на вдохе поднимать руки вверх, на выдохе опускать, издавая «г-у-у».

Когда малыш научится издавать автономный звук, переходят к следующему этапу – «р» в слогах и словах

Заключение

Если в 5−6 лет у ребенка нет звука «р», а фонематический слух хорошо развит, родители могут заниматься постановкой «р» дома. Все упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики для домашних занятий наглядно показаны в видео:

У детей бывают трудности с произношением отдельных звуков. Среди них особенно выделяется звук «р». Множество родителей переживают за своих детей из-за этого «непослушного» звука! Чтобы вместо «рыба» ваш малыш с улыбкой не отвечал «селедка», нужно регулярно тренировать произношение. Помогут в этой работе скороговорки на «р». Если периодических их повторять, речь ребенка со временем исправится.

Для чего нужны скороговорки

Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?

Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:

  • слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
  • беспрерывная «болтовня»;
  • недоразвитая дикция;
  • чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
  • громкий или тихий голос.

Почти все недостатки речи исправимы.

Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.

Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.

Скороговорки с буквой «Р» для достижения нормы

Каждый малыш индивидуален. Поэтому освоение речи отличается. Тем не менее, существует средняя норма развития русского языка.

  1. Для детей от одного годика до двух лет осваиваются звуки: А; О; Э; М; П; Б.
  2. До трех лет им становятся доступны звуки: У; И; Ы; Т; Д; В; Ф; Г; К; Х; Н; Й.
  3. К четырем годам ребята осваивают: С; З; Ц.
  4. К пяти — Ш; Ж; Ч; Щ.
  5. А к шести, для детей не составляет проблемы произнести Л и, наконец, звук «Р».

Таким образом, если родители замечают, что к школьному возрасту у ребенка остаются проблемы со звуком «Р», значит, следует чаще заниматься дома либо обращаться за помощью к логопеду.

Скороговорки с «Р» часто используются логопедами для развития речи. Они решают следующие задачи:

  • упражняют артикуляцию звуков;
  • помогают освоить правильную речь;
  • исправляют ошибки;
  • устраняют косноязычие;
  • развивают слух и фонетическое запоминание.

Чем раньше ребенок слышит скороговорки на «Р», тем скорее он воспримет на слух соответствующие сочетания звука. Тогда он стремится повторять его правильно.

Автоматизация скороговорки на «Р»

Перед тем, как проговаривать скороговорку на букву «Р», нужно запомнить правила.

  • Сначала ее лучше проговаривать медленно, усваивая комбинации звука и четко произнося каждый из них. Если вы учите скороговорку на «Р» с ребенком, этап обучения такой же. Каждое слово произносится отдельно: четко и медленно.
  • Не стоит ожидать, что малыш сразу повторит фразу. Не злитесь, если он говорит несколько иначе, чем требуется.
  • Занятие длится максимум десять минут.
  • А вот повторять занятие можно сколько угодно.
  • Кроме говорения скороговорки с «Р», ее напевают или нашептывают. Также полезно говорить с разным тембром голоса, скоростью, интонацией и так далее. Главное, чтобы каждый звук произносился четко. Это должно контролироваться.
  • Когда в четкости сомнений нет, проговаривают скороговорку с буквой «Р» как можно быстрее.
  • Перед заучиванием скороговорки на «Р», желательно провести логопедическую гимнастику для разогрева и укрепления органов артикуляции.

Что нужно делать перед тем, как заучивать скороговорки с буквой «Р»

Итак, приступим к практической части. Этот звук наверняка тревожил многих родителей. Если следовать рекомендациям логопеда, и уделять упражнениям со скороговорками на букву «Р» должное внимание, ребенок научится не только правильно выговаривать звук, но даже сможет зарычать, как львенок!

Занятие начинают с разминки — чистоговорки на «Р». Пример:

  • ру-ру-ру, скачет кенгуру;
  • ра-ра-ра, у лисы нора;
  • ры-ры-ры, летают комары;
  • ре-ре-ре, новый год ждем в декабре;
  • рю-рю-рю, кушать я тебе варю;
  • ря-ря-ря, новый день календаря;
  • ро-ро-ро, в том углу стоит ведро.

Закончив чистоговорки на «Р» с двумя буквами, слегка усложняют задачу:

  • арь-арь-арь, в парке том горит фонарь;
  • ары-ары-ары, как поют гитары;
  • уры-уры-уры, просят пшена куры;
  • оры-оры-оры, мы увидим горы.

Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше

После освоения чистоговорки на «Р», произносят звук в стихах:

Тридцать три и три ириса.

Подарила все ириски

Грише, Мише и Бориске.

За веселыми стишками следуют легкие скороговорки с «Р».

Морковку на терке растирает Артем.

Все бобрята — добрые ребята.

Протрубили в трубы трое трубачей.

Иришка — сестра Маришки.

Рыбы — в аквариуме, а кобры — в террариуме.

Для детей школьного возраста полезно запоминать скороговорки «Р» более длинные и сложные. Пример:

Ворота, Варвара, отвори,

У двора дрова поколи.

Или другая известная скороговорка с буквой «Р»:

Украл у Клары Карл кораллы,

А Клара украла у Карла кларнет.

Для развития дикции, изучив легкие скороговорки «Р», попробуйте освоить вместе с ребенком сложные варианты:

Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что не перескоровыговариваешь не перескороговоришь всех скороговорок. Но заскороговорившись, перескоровыговорил, что скоро перескороговоришь все скороговорки. И вот они прыгают как караси на сковородке.

Когда достигнута автоматизация в проговаривании скороговорки на букву «Р», вне зависимости от сложности, вы заметите, что звук, произношение которого так тревожило недавно, уже говорится по-другому.