Малыш не хочет учиться, находит все способы чтобы увильнуть от этого. Что и как нужно делать чтобы ребенок был заинтересован в учёбе.
нормальные сроки установки звука «р» — 5-6 лет. отстаньте от ребенка, своей учебой вы его только к психиатру загоните раньше времени.
На Ю-тубе много обучающих роликов, начиная с базовых упражнений языком и проговаривания фраз, типа «ре-ре-ре, гуляем во дворе». В интернете найти список слов, где буква вначале, середине, конце и повторять-повторять.
Если не лениться и заниматься Ежедневно по 10 мин, логопед не нужен. Ни какой психологической травмы не было, ребёнку было интересно, 10 мин не напрягают.
Звук Р поставила ребенку в 5 лет за неделю, пока не больничном были.
Если лень и некогда , то к логопеду.
проще всего звук Р идет в сочетании с Д . каттайте машинки дддрррр. после Д язык уже там , нде нужно для звука Р .
В пять лет психологической травмы не будет 🙂 и сроки постановки звука могут быть и 10 дней 🙂 а если начать в три года, то целых два года и 10 дней мать будет выносить мозг ребёнку и себе. Если мама очень ответственна в этом вопросе, то и в три годика можно сходить на консультацию к логопеду, он чётко расскажет, что можно сделать, а что ещё рано. И ставить звуки лучше у логопеда. Целее нервы, быстрее результат! У моего сына при неврологических вопросиках звук р встал за три недели, около пяти было, но мы до этого всю кашу изо рта убрали, с, ш, л, н, и все прочее. Р — это деликатес!
Мой сын до 6 лет «Р» не выговаривал, потом как то сам начал говорить, не учили, с логопедом не занимались.
до 6 лет я б не дергалась
и не буду
от картавой р моя ушла сама в нормальную, но в одной из позиций она так и осталась картавой. считаю, что сама научится, скорее всего
если нет-ближе к школе поставим за несколько дней и все
Ребенок отметил свой пятый день рождения. Он давно и много щебечет, но до сих пор не умеет выговаривать многие буквы, а слова коверкает так, что понять его могут только близкие люди. Такая проблема знакома многим родителям и все они задаются одним вопросом: как научить ребенка выговаривать буквы?
Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.
Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы
Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.
Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.
Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.
Учим ребенка выговаривать звуки
Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.
Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.
Упражнения для произношения звуков
Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.
1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:
- «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
- «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).
В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
Одна сова не спит,
На суку она сидит».
2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».
5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
- Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
- На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
- Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь.
Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы
Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.
Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».
Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?
Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Ваш ребёнок – молчун, и вы мечтаете услышать его первые слова? Для этого придётся изрядно поработать. Готовы?
Логопеды рекомендуют начать с гласных звуков, а именно со звука [А]. Излишне напоминать, что изучать этот звук необходимо только в игре.
Итак, вам помогут карточки-говорилки, которые вы, дорогие родители, приготовите заранее. С ребёнком вы будете создавать альбом гласных звуков. Первый, почётный, лист будет отдан звуку [А].
Первый шаг: приготовьте альбом формата А4, а также карточки с буквой А и предметами, начинающимися с этой буквы, например: Аня (девочка или кукла), аист, атом, ангел.
Второй шаг: расчертите альбомный лист на девять одинаковых прямоугольников. Напишите крупно красным цветом в первом прямоугольнике букву А.
Третий шаг: скажите ребёнку о том, что это буква А. Кода мы её произносим, у нас рот образует большой кружочек. Произнесите звук [А] и обведите рукой круг, который образуют губы.
Четвёртый шаг: если ребёнок не знает, что такое круг, расскажите и покажите эту фигуру. Вырежьте из цветной бумаги круг диаметром примерно 3 см и вместе с ребёнком наклейте его рядом с буквой А в альбоме.
Пятый шаг: пусть ребёнок сам попробует произнести звук [А] и обведёт пальчиком круг на своих губах. Хорошо, если он при этом посмотрит в зеркало и увидит, в каком положении находятся губы при произнесении звука [А].
Шестой шаг: Наклейте на свободную клетку картинку с аистом, скажите ребёнку, как называется птица: «Это А-а-а-аист. На букву А».
Отхлопайте слово АИСТ по слогам: А (хлопок в ладоши) – ИСТ (хлопок в ладоши). Отхлопывание слов помогает запуску речи!
Седьмой шаг: все картинки в альбоме нужно подписывать. Для этого вам понадобится красный и простой карандаши. Первую букву всегда нужно писать красным карандашом, все остальные – простым.
Не стремитесь, чтобы альбом был красивым. Нужно, чтобы он был полезным и работал на вашего ребёнка. Пусть ребёнок вместе с вами клеит картинки, пытается обвести буквы, пусть даже с вашей помощью, методом «рука в руке».
Обратите внимание! Занятие продолжительностью должно быть максимум 10 минут. За это время вы успеете с ребёнком наклеить одну-две картинки. Не форсируйте события. Постепенно вы вместе наклеите все восемь картинок с предметами, подпишете их, научитесь произносить.
Восьмой шаг: закрепить материал можно с помощью рисования манкой или песком. На поднос, крышку или в коробку из-под обуви высыпьте манку (песок). Напишите пальцем букву А. Сотрите. Предложите ребёнку написать букву вместе с вами. В процессе игры много раз повторите с ребёнком звук [А].
P.S.: Не перегружайте ребёнка. Играйте с ним! Со временем вы добьётесь результата.
Проект «ЛАБОРАТОРИЯ РЕЧИ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #воспитаниеребенка #родителямназаметку #омскдети #центрразвитиядетей #ребенокмои #здоровьенации #реабилитацияомск #реабилитационныйцентр #малыш #центрреабилитации #реабилитациядетей #лечениереабилитация
Постановка звука “Т” — наша сегодняшняя тема. Если эта проблема актуальна для вас и вашего малыша… Если ваш ребенок вместо слова “футбол” говорит “фукбол”.
- переставляет согласные (таблетка — таблекта),
- теряет “Т” (птичка — пьичка),
- заменяет (дети — деци).
Тогда читайте нашу статью. В ней мы расскажем о том, как поставить звук “Т” у ребенка, как закрепить его произношение в повседневной речи.
Правильная артикуляция звука “Т”
Чтобы отчетливо произнести “Т”, надо:
- слегка разомкнуть губы и зубы;
- языком упереться в передние верхние резцы;
- поднять мягкое небо;
- обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
- не включать голос.
При произнесении мягкого “Ть” в альвеолы у верхних зубов упирается выгнутая спинка языка передней своей частью, а его кончик находится у нижних резцов.
Причинами того, что звук “Т” произносится неправильно, когда формирование речевого аппарата завершено, может быть нарушение мышечного тонуса органов артикуляции либо трудности при дифференциации с другими звуками.
Постановка звука “Т” поэтапно
Классическими приемами коррекционной работы в логопедии являются подготовительный этап, постановка звука, его автоматизация и дифференциация.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе проводится артикуляционная разминка, чтобы подготовить к работе речевой аппарат.
Последовательно выполните такие упражнения:
На этом этапе важно также проделать дыхательные упражнения, чтобы при произнесении проблемного звука научиться регулировать силу воздушной струи:
Познакомьте ребенка с характеристикой “Т”:
Покажите на картинках слова с этой буквой, обратите его внимание, как она выглядит и как звучит:
Постановка звука “Т”
Есть несколько способов для логопедов, используя которые можно поставить “Т”:
- по подражанию;
- механический;
- от других звуков;
- артикуляционная гимнастика.
Давайте разберем каждый из них подробнее.
По подражанию
Покажите малышу перед зеркалом, как расположить язычок; продемонстрируйте, как толчками выходит воздух; акцентируйте его внимание на то, что голос при этом не образуется.
Спросите его: “Как стучат в дверь, когда хотят зайти? Правильно, тук — тук”.
Используйте иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука.
Для фонематического восприятия называйте слова с “Т”, пусть ребенок научится определять его на слух.
Для формирования кинестетического образа малышу будет интересно ощутить короткие воздушные толчки на своей ладошке при произнесении этого звука.
Механический способ постановки “Т”
Если произносить “Та”, положив язык между зубами, а в это время шпателем немного поднять верхнюю губу, то такой прием приводит к тому, что кончик языка занимает правильную позицию за верхними зубами и становится возможным правильное произношение.
Постановка “Т” от других звуков
“Т” можно поставить от “П”. Для этого попросите ребенка повторять “па-па-па”, держа широкий язык между губами. Теперь пусть он широко улыбнется, продолжая повторять то же самое. Вместо “П” слышится “Т”.
Чтобы поставить “Т” от “С”, нужно слегка прикусив язык, попытаться произнести “С”, а потом ритмично смыкать и размыкать зубы. Будет получаться звук “Т”.
Чтобы снять излишнее напряжение во время постановки и расслабить мышцы лица, можно помассировать их подушечками пальцев. А еще — вздохнуть, а потом выдыхая, сказать “Уфф” и улыбнуться:)
Артикуляционная гимнастика для “Т”
Целью артикуляционной гимнастики, как способа постановки звука, является укрепление мышц речевого аппарата, увеличение его подвижности, отработка нужного подъема языка, развитие его гибкости, освоение навыка им управлять.
Выполните комплекс, состоящий из следующих упражнений:
Автоматизация “Т”
Чтобы поставленный звук в повседневной речи звучал уверенно, его надо закрепить. Поэтому на этапе автоматизации его произношение отрабатывают в слогах, словах и предложениях.
Если с ребенком повторять слова, разучивать чистоговорки и стихи, отгадывать загадки, где есть эта буква, проговаривать скороговорки, читать тексты, играя, а не сидя за столом, то процесс освоения нужного звука пойдет значительно быстрее.
Повторяйте вместе с ребенком слоги:
Поиграйте в слова:
Прочитайте чистоговорки со звуком “Т”:
Постарайтесь выговаривать “Т” в скороговорках:
Отгадайте загадки на букву “Т”:
Объясните значение фразеологизмов на букву “Т”:
Дифференциация “Т”
На этапе дифференциации у дошкольников развивается навык различать “Т” и созвучные ему “Д”, “К”, “Г”.
Уметь дифференцировать звуки — это значит, понимать отличие в артикуляции, фонематическом звучании, определять их местоположение в составе слова.
Здесь тот же алгоритм. Проблемный звук отрабатывается в паре с близким по звучанию в слогах, словах и предложениях.
Итак, прочитайте слоги:
Слоги “Та”, “Ка” есть в начале и в конце слов, назовите их:
Слова для дифференциации “Т”:
Вставьте нужную букву:
Прочитайте словосочетания и предложения:
Попробуйте повторить без запинки:
А теперь задание для детей и взрослых — поиграйте в игры.
Как добраться к домику? Только отгадывая слова 🙂
Помогите бабушке и дедушке собрать картинки:
Точку ставить еще рано
Чтобы, уже имея в своем арсенале правильно поставленный звук “Т”, не продолжать говорить по привычке, ребенку нужна поддержка взрослых и мотивация. Находясь в кругу сверстников, так легко расслабиться и перестать контролировать себя.
Но зато как можно гордиться собой за то, что собственными усилиями, терпением, упорством смог одолеть непокорный звук. Не без помощи взрослых, конечно. 🙂
Трудности в произношении звука
Логопедические нормы
Причины отсутствия звука Р в детской речи
При выявлении речевых дефектов у ребенка необходимо обратиться за консультацией к специалистам в области логопедии. Они помогут подобрать упражнения и методики для того, чтобы научить ребенка говорить букву Р в 6 лет или в другом возрасте. В противном случае самостоятельно подобранные упражнения могут не привести к желаемому результату и время будет потеряно напрасно. На первой консультации логопед выяснит причины, которые мешают ребенку правильно произносить звук Р. Иногда кроха не может «приручить» сложный звук Р из-за индивидуальных особенностей строения языка. Имеется в виду так называемая «уздечка» – неразвитая связка под языком ребенка существенно мешает произносить звуки правильно. Чтобы ее разработать логопед подберет специальные массажи и упражнения, если они спустя время не формируют правильную речь, то «уздечку» устраняют с помощью оперативного вмешательства. Но хирургу для устранения данной проблемы необходимо заключение квалифицированного логопеда. Помимо неразвитой «уздечки» специалисты выделяют ряд причин, по которым ребенок не произносит Р правильно: – вялая артикуляция, следствием которой является слабо развитый речевой аппарат. Чтобы исправить ситуацию, помимо упражнений на постановку звука Р, необходимо научить свое чадо гримасничать. Благодаря забавным гримасам у него будет развиваться мимика, мышцы вокруг рта и речевой аппарат; – низкий уровень фонематического слуха, то есть ребенок не способен четко улавливать речь окружающих. Данное явление проявляется в путанице глухих и звонких, твердых и мягких звуков, например, «белка»-«пелка», «морковь»-«моркоф». Повысить фонематический слух можно, читая забавные стишки по типу «Кот ныряет глубоко, кит лакает молоко». Ребенок должен послушать стих и исправить нелепые ошибки; – нарушение речевого дыхания – симптоматика этого явления – хронический насморк по причине аденоидов, кривой перегородки в носу или аллергии. Устранение нарушений напрямую связано с первопричиной нарушений; – генетика – наследственное нарушение произношение звука Р. Помимо того, что ребенок генетически неправильно произносит данный звук, он еще и постоянно слышит нарушенную родительскую речь. Если же ребенок не выговаривает звук Р не из-за анатомических особенностей, то специальной артикуляционной гимнастики для правильного произношения будет достаточно. Главное при этом правильно разработать методику логопедических занятий исходя из конкретных дефектов речи. Не менее важна системность занятий – необходимо ежедневно выделять не менее 30 минут времени и делать упражнения. Только так можно быстро научить ребенка говорить букву Р в 7 лет или в другом возрасте.
Постановка звука Р
Рекомендации родителям
Умение говорить, а уж тем более говорить правильно и чисто — это одна из важнейших особенностей человека, значение которой практически невозможно переоценить. На протяжении нескольких столетий люди общались друг с другом, и никто никогда не задумывался, как происходят механизмы общения, ведь разговор происходит на автоматическом уровне. В нашей речи очень много различных звуков, которые помогают нам выражаться с собеседником.
Как правило, к 4-5 годам, дети уже знают все звуки и довольно чисто произносят слова. Однако, у многих детей есть проблемы с выговариванием определенных звуков. Таким «сложным» звуком является звук буквы Л. Важно вовремя заметить, что ваш ребенок неправильно произносит этот звук и провести с ним ряд профилактических тренировок, чтобы избежать проблем с речью в школе.
Важные рекомендации для родителей
Чтобы перейти к тренировкам по произношению звука Л нужно придерживаться ряда нехитрых правил и рекомендаций:
- Разговаривайте с ребенком на равных, как со взрослым. Не нужно с детьми сюсюкаться. Вы должны ценить его, а главное показать это вашему ребенку, чтобы он в дальнейшем стал вам доверять.
- Ищите ответы на все его вопросы. Любой вопрос ребенок задает не просто так, а вы просто обязаны найти на него ответ. Не бойтесь потратить время, чтобы ответить на вопросы вашего ребенка.
- Тренируйтесь играючи. Основная деятельность каждого ребенка — это игра, а значит он будет легче осваивать тренировки, если вы будите объяснять ему все в игровой форме.
- Не делайте из упражнений наказание. Таким образом, ребенок может замкнуться сам в себе и тогда процесс тренировок превратиться для него в пытку.
- Регулярность — залог успеха. Важно систематически подходит к тренировкам. Нужно всего 5-10 минут 3-4 раза в день.
Эти пять нехитрых правил помогут вам в тренировках произношения вашим малышом звука Л в домашних условиях.
Речевая гимнастика
- «Активное знакомство». В этом упражнение необходимо приучить ребенка регулярно знакомиться с органами, помогающими ему при разговоре. Это прежде всего губы, язык, щеки, небо. Для этого посадите малыша перед зеркалом и попросите понаблюдать что и где расположено. Так ваш ребенок разогреется для дальнейших тренировок.
- Следите за дыханием. Основную часть всех звуков мы выговариваем на выдохе, а потому важно научить дитя верно дышать при воспроизведении звуков, слов и предложений. Развитию органов дыхания способствуют выдувание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков. Можно регулярно запускать бумажные кораблики и просить ребенка на них дуть. Дети очень любят задувать свечи — не препятствуйте им в этом занятии, но и следите за безопасностью.
- Научите ребенка широко улыбаться. Звук Л произносится с улыбкой, а потому важно, чтобы ваш ребенок умел широко улыбаться. Для этого попросите его улыбнуться «во весь рот» от уха до уха, а потом задержать такую гримасу примерно на 10 секунд.
Ученые выяснили, что на правильную постановку речи оказывает влияние мелкая моторика, а значит вашему ребенку обязательно нужны небольшие игрушки и пластилин для творчества и развития мелкой моторики рук.
Самое главное, когда вы начнете учить малыша выговаривать звук Л – это приучить его к верному расположению артикуляционных органов:
- Кончик языка необходимо держать у верхних зубов или альвеол. Как вариант, упереть его между челюстями.
- При выдохе важно, чтобы воздух просачивался по боковым сторонам языка.
- Следите за тем, чтобы боковые стороны языка не соприкасались с щеками и жевательными зубами.
- Корень языка должен быть в приподнятом состоянии, при этом нужно напрячь голосовые связки, они должны вибрировать.
- Мягкое небо должно преграждать возможность попасть к полости носа.
Как правило, эти упражнения не вызывают у детей каких-либо затруднений, а значит результат вы увидите уже через пару-тройку тренировок.
Упражнения для звука Л в домашних условиях:
- Лошадка на улице. На лице должна быть улыбка во весь рот, нужно показать зубки, приоткрыв рот. Далее изображаем цоканье копыт. Важно это упражнение делать медленно, постепенно наращивая обороты.
- Лошадка — шпион. То же самое, что и в первом упражнение, только нельзя издавать цоканье. Работу производит только язык, при зафиксированной нижней челюсти.
- Перо. В этом упражнение вам понадобиться легкое перышко. Ребенок должен широко улыбнуться, пусть он приоткроет рот и не сильно прикусить кончик языка. Потом он должен выдохнуть таким образом, чтобы получилось 2 потока воздуха. Эти потоки можно проверить тем самым перышком.
- Сладости. Ребенок должен приоткрыт рот, широко улыбнуться и продемонстрировать зубы. Попросите его положить язык на нижнюю губу и застыть в таком состоянии на 10 секунд. В это время вы должны намазать его верхнюю губу конфеткой или другой вкусняшкой. Потом попросите слизать сладости направлением языка «вверх-вниз». Позже можно от конфетки отказаться и выполнять упражнение уже без нее.
- Пароход. Ребенок должен сымитировать звук парохода. Нужно слегка открыть губы, и произнести буквы «Ы». Важно, чтобы кончик языка был внизу, а корень приподнят к небу.
- Расческа. Довольно эффективная технология для постановки звука Л. Малыш должен неплотно стиснуть зубки, а язычок попытаться сквозь них протиснуть, словно расчесывая его.
- Качели. Забавное упражнение, которое очень нравится всем деткам. Нужно покачивать языком от одной щеки к другой.
Как только эти нехитрые упражнения начнут приносить «плоды», можно приступать к постановке твердого и мягкого звука Л. Для этого вместе с дитем произносите слова, где Л в начале слова, в середине, в конце или в стечении согласных (облако, глаза).
Еще «отрегулировать» звук Л вашему малышу помогут распевки типа «Ла — Ло — Лу». Также читайте стишки, где часто встречается этот звук. Ну, и не забывайте про игровую деятельность детей. Тренируйтесь играючи.
Когда нужна помощь логопеда
К 4 годам деть уже должны хорошо выговаривать звук Л. Если же есть проблемы и тренировки, описанные выше не помогли, тогда стоит задумать о посещении логопеда.
Вот ряд признаков, по которым можно определить затруднения у вашего малыша с воспроизведением звука Л:
- Если ваш ребенок забывает, пропускает или же не слышит звук Л. Вместо «ложка» произносит «ожка».
- Если малыш меняет «Л» на «У» или «В». Вместо «Ласка» – «Уаска» или «Лера» – «Вера».
- Малыш вместо «Л» произносить «Й». Например, «Палка» – «Пайка».
- Ваше дитя не различает мягкую и твердую Л.
Как правило, все эти распространенные ошибки легко ликвидируются сами по себе при регулярных тренировках. Однако, логопед может провести комплексную диагностику и назначить более эффективные занятия.