Нужно ли учить ребенка читать
Безусловно, учить ребенка читать нужно! Читающему ребенку в первом классе будет гораздо проще. Главное при обучении ребенка чтению – избежать распространенных ошибок, тормозящих процесс обучения навыку.
- Побуквенное чтение
Как правило, родители учат с ребенком алфавит, а потом по буквам начинают учить его читать или выговаривать полные названия букв: «эн», «тэ» и пр. В итоге он не понимает звуко-буквенный механизм слияния слогов, и ему будет очень трудно научиться читать, каждый раз проговаривая мысленно: «эм» и «и» будет «ми».
В школе его будут переучивать, поскольку такое чтение медленное и невнятное.
- Неразвитый фонематический слух
Многие дети страдают неправильным произношением звуков, потому что не могут выделять их в общем потоке речи. Родителям необходимо начинать подготовку к чтению с фонематических упражнений, которые можно найти в интернете. И классическая школа, и онлайн-школа на уроках русского языка дает задания по фонетическому разбору. Подготовленным детям будет проще их выполнять.
- Давление родителей
Дети дошкольного возраста лучше всего учатся, играя. Но многие родители не знают, что в этом возрасте игра – ведущая деятельность, не пользуются дидактическими играми и учат детей с помощью прессинга, криков и угроз. Благодаря такому обучению дети теряют интерес не только к чтению, но и к учебе, в целом.
Как подготовить ребенка к чтению
В последние годы наиболее эффективным методом признан звуко-буквенный метод чтения по слогам, когда дошколник учит и запоминает слоги целиком.
Чтобы научить читать чадо с помощью этого метода, сначала необходимо рассказать о гласных и согласных звуках и о буквах, с помощью которых звуки передают на письме. Ребенку надо рассказать и о том, что звуки используются, когда мы говорим, а буквы, когда пишем. В книгах мы видим буквы, а произносим звуки. Чтобы ознакомить ребенка с каждой буквой, потребуется несколько занятий.
- Ведущая деятельность у детей этого возраста – игра, поэтому учить чтению тоже лучше играя. Возьмите игрушку или предмет, название которых начинается с той буквы, которую собираетесь изучать. Попросите повторить название игрушки.
- Обратите внимание ребенка на первый звук, произнесите его протяжно, отчетливо, сделайте акцент на нем. Попросите повторить и назвать этот звук. Обратите внимание ребенка на положение губ, зубов, языка при его произношении, дайте ребенку зеркало, пусть он видит артикуляцию при произношении этого звука.
- После того, как выучит несколько звуков, поиграйте в игру «Угадай звук» (он должен угадать звук только по положению губ, языка, зубов) и в другие игры. Например, он может называть слова, которые начинаются с этого звука, или вы называете слова, а он хлопает в ладоши, когда слышит этот звук.
- Когда дошкольник познакомился со звуком, можно учить букву. Для этого пригодятся кубики с буквами, буквы на магнитах, чтобы он мог их потрогать. Дайте ребенку время внимательно рассмотреть букву, затем попросите нарисовать ее и рассказать, что ему напоминает эта буква, на что она похожа.
- Как только ребенок освоит 3–4 гласных звука, каждый последующий можно включать в состав слогов. Показав 2 буквы, объясните, что их произносят без остановки, и они составляют слог. Попросите ребенка поставить кубики, чтобы буквы на них составили слог, и повторить его, глядя в зеркало. Ребенок должен видеть, как работает артикуляционный аппарат при произнесении звука. Произносить слог требуется не один раз. Чтобы освоить механизм соединения звуков в слоги, ребенку потребуется примерно две недели. После того, как он научится комбинировать звуки, предложите более сложные сочетания: гласный + согласный и несколько согласных + гласный. Но сначала покажите, как произносят такие слоги и отработайте их произношение перед зеркалом.
Когда начинать обучение чтению по слогам
Учитывая физиологические и ментальные особенности развития дошкольников, психологи не рекомендуют учить читать детей младше 5 лет. Однако ограничивающим фактором может служить не только возраст. На готовность к обучению чтению указывают следующие навыки:
- внятная речь с отсутствием речевых дефектов;
- умение изъясняться предложениями связными и логичными;
- умение пересказать сюжет сказки/мультфильма, рассказать о своих делах в садике или дома;
- умение концентрироваться определенное время на лепке, рисовании, конструировании.
Если 5-летний ребенок обладает этими навыками, это сигнал о его готовности к обучению чтению. В это время стоит начать обучение, чтобы к первому классу ребенок научился читать уже не по слогам, а целиком слова. Навык будет актуальным, поскольку современные первоклассники
Подготовка детей к школе теперь включает обязательное обучение чтению. И это неплохо, так как доказано, что ребенок, умеющий хорошо читать к 1 классу, уверенно опережает в школьных успехах своих сверстников, которым этот навык дается с трудом.
Но вот вопрос, как учить и когда это начинать делать, решается всеми по-разному. Новые методики воодушевляют родителей, но есть ли от них польза?
Новые методики чтения — новые результаты?
Обучение чтению с пеленок по системе Тюленева, знаменитым кубикам Зайцева, карточкам Глена Домана пока еще не имеют длительных исследований. Однако, появившиеся «в пику» классическому букварному методу, они обещают уникальные результаты в самом раннем возрасте!
Читающих детей в 2 и 3 года? Отдельных ребят — да. Но есть еще и заключения логопедов, педагогов и неврологов, которые почему-то недовольны новыми методами.
Дети, заучивающие отдельные слоги, в школе не справляются со звуковым анализом слов. Они «глотают» окончания, совершают ошибки при разделении слов на слоги. Учитель вынужден переучивать ребенка, что, как известно, сложнее, чем учить с нуля.
Невропатологи отмечают, что дети, обучающиеся «с пеленок», имеют проблемы с социализацией, повышенную возбудимость и гиперактивность. Кроме того, очень часто такие дети шустро объединяют слоги в слова и предложения, однако читают при этом механически, то есть не понимая смысла текста.
В результате классическая методика обучения чтению по букварю начинает снова занимать свое законное место.
Когда начинать учить читать или правда ли, что после трех уже поздно?
Человеческий мозг развивается постепенно, нет смысла — и даже опасно — стимулировать те его участки, которые просто не готовы пока к активному функционированию. Процесс чтения подразумевает звуковой анализ и синтез, который не под силу маленькому ребенку просто в силу физиологического развития.
«Он давно знает все буквы, но читать никак не хочет!» — сетуют родители. «С трех лет бились, и вот в 5 наконец зачитал»/ Так зачем «биться» два года, если можно спокойно научить читать за несколько месяцев?
Признаки готовности ребенка к освоению чтения:
- Активная речь состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести даже к задержке речевого развития. Ведь в то время, когда мозг ребенка должен наиболее активно работать над формированием речи, ребенок складывает звуки и слоги.
- У ребенка уже развит фонематический слух. Умение вычленить из звукового потока отдельные фонемы формируется приблизительно к 5 годам. Для того, чтобы читать, ребенок должен уметь определять каждый звук в слове. Предложите поиграть — определить, с какого звука начинается слово, или подобрать слова на придуманную букву.
- Все звуки в речи произносятся правильно. Наличие проблем в звукопроизношении однозначно будет мешать ребенку воспринимать текст, а также мешает развитию фонематического слуха.
- Ребенок хорошо ориентируется в пространстве. Понятия «право», «лево», «вверх» и «вниз» должны быть уяснены очень четко. В противном случае, дети путаются, с какой буквы начинать читать, или даже «зеркалят» слово, начиная с конца.
- Еще один важный момент — ребенок должен любить чтение, с интересом слушать новую сказку, проявлять любовь к книжкам. Вот для развития этих качеств нужно начинать как можно раньше. Читайте ребенку с раннего возраста!
- Бывает, что проблемы с чтением возникают из-за нарушений слуха у ребенка, в таком случае потребуется помощь сурдопедагога.
Учимся читать по слогам — 15 способов
Занятия с детьми дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме и не вызывать у него перенапряжения. Слезы и капризы — не лучшее сопровождение уроков.
- Алфавит. Для изучения букв подойдет любое пособие. Однако важно, чтобы ребенок запоминал букву, а не картинку, которая ее обозначает. Пусть сначала буква А на карточке обозначает арбуз. Но потом предложите ребенку кубики, где А — это аист и т. д. Последним этапом должны стать символы без картинки. Магнитная азбука пригодится и на этом этапе обучения, и на следующих, когда ребенок сможет уже складывать из букв слова.
- Ребенок воспринимает мир через движение. Буквы можно лепить, рисовать на асфальте и «пробегать» ногами, раскрашивать красками в альбоме и так далее. Также нередко на занятиях используется логоритмика.
- Не следует учить названия букв, лучше называть обозначаемый буквой звук. В противном случае ребенку будет трудно соединить «ЭМ» и «А» в «МА».
- Не нужно и учить буквы строго по алфавиту. Пусть сначала этот будут гласные — А, О, У, Э, Ы и звонкие согласные — М, Л, Н…
- Не забывайте при изучении новой буквы уделять время повторению предыдущих.
- Выучили еще не все буквы алфавита? Но ведь можно уже начинать их складывать!
- Совет: Для обучения чтению хорошо подходит букварь Жуковой, известного логопеда и педагога. Многие родители отмечают, что следя за бегущими от одной буквы к другой человечками, их дети легко научили складывать звуки.
- Если вы используете пособие Жуковой, расскажите ребенку, как мальчик бежит от одной буквы к другой. Попросите его тянуть первый звук, пока человечек не добежит до следующего. «АааааУ». Нет под рукой букваря? Возьмите машинку, куклу, медвежонка. Пусть они двигаются от буквы к букве, а ребенок произносит звуки вместе с ними.
- Главная ваша задача — научить ребенка произносить звуки слитно. Как только он поймет, осознает, что от него требуется, считайте, дело в шляпе!
- Теперь главное — не спешить и не давить на ребенка. Продолжайте учить буквы (точнее звуки) и образуйте из них слоги. Сначала открытые «МА», «ЛА», «ЛУ», затем слоги с глухими и шипящими согласными «ЖУ», «ШУ», «ША».
- После того, как открытые слоги освоены, предложите другой тип — слог, заканчивающийся на согласную — «УЖ», «УС», «АМ».
- Обратите внимание ребенка, что он уже научился читать слова! Ведь УЖ, УС, ОХ — это уже не просто слоги, а настоящие слова, несущие смысловую нагрузку! Так вы объясните ребенку, чем слово отличается от слога, и заодно придадите ему уверенность в своих силах.
- После того, как алфавит будет выучен, а разные слоги освоены, переходите к чтению простых слов.
- Очень важно следить за произношением на первых порах. Ребенок должен оставлять паузы между словами и между предложениями, соблюдать ритм предложения и интонацию.
- Не торопите ребенка и не бегите впереди паровоза. Чтение книг не сразу будет даваться легко, даже если все буквы и слоги уже выучены. Поищите для ребенка книжки с небольшим количеством текста и большими картинками.
Не переставайте читать вслух! Самостоятельное чтение для детей поначалу большой труд, а любовь к чтению нужно поддерживать обязательно.
Чем ближе школа, тем чаще родители задаются вопросом: а не пора ли научить ребёнка читать? Здесь главное — не торопить события. Расскажем, как понять, что малыш готов учить буквы, и с чего начать обучение. Тем более, впереди — целое лето.
Когда учить ребёнка читать?
Ни один педагог или психолог не назовёт вам точный возраст, с которого пора учить ребёнка читать. Начать можно и в 2 года, и в 7 лет — всё зависит от самого малыша. Но чего делать точно не нужно — силой вынимать его из песочницы и сажать за букварь. Важно, чтобы малыш сам начал интересоваться буквами. Произойти это может только к 1-му классу — ничего страшного. Главное, не спешить.
Как понять, готов ли ребёнок учиться читать?
Есть несколько признаков, которые указывают на то, что ребёнок готов к обучению:
- он правильно строит предложения и ясно выражает мысли;
- знает, где левая и правая стороны, верх и низ;
- не имеет проблем с произношением звуков и может без труда отличить «тучу» от «кучи», а «ворону» от «короны»;
- с интересом рассматривает книги.
Как научить ребёнка читать быстро и легко?
Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие». Нам, взрослым, кажется, что это легко, но для малыша чтение — сложная задача. Так что запаситесь терпением.
- Подавайте пример. Малышу важно видеть маму и папу с книгой или хотя бы с журналом в руках.
- Сделайте чтение ритуалом. Читайте ребёнку ежедневно, например перед сном. Пусть это войдёт в привычку.
- Предложите игру — искать буквы, которые есть дома или на улице: информация на упаковках продуктов, названия магазинов, реклама.
- Не принуждайте против воли. Обучение должно приносить радость, а не слёзы.
Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?
- Главное: не учите буквы — запоминайте звуки! Ребёнку важно знать не названия букв, а то, как произносится звук. Когда вы учите букву «п», говорите: [п], а не [пэ]. Если ребёнок запомнит название, как в алфавите, а не звук, то будет читать слово «папа» как «пэ-а-пэ-а».
- На этом этапе важно чётко проговаривать согласные буквы, а гласные как бы пропевать, так малышу будет проще их различать.
- Чтобы запомнить сами начертания букв, можно лепить их из пластилина, выкладывать из пуговиц, рисовать пальцем на блюдце с манкой, раскрашивать.
- Как только ребёнок выучит буквы, можно переходить к слогам. Для начала пусть это будут слова, в которых слоги повторяются: ма-ма, ба-ба, ку-ку. Потом — более сложные, из трёх и четырёх слогов. Стремитесь к тому, чтобы малыш читал звуки слитно, целыми словами.
Чтение слогов лучше довести до автоматизма и только после этого обращаться к тексту. Также важно не только учить выразительно читать, но и понимать прочитанное: некоторые дети без запинки «шпарят» тексты, но пересказать, о чём они, не могут.
Методики обучения дошкольников чтению
Есть несколько методик обучения чтению с нуля — попробуйте разные и выберите ту, которая больше всего понравится ребёнку:
Буквари и азбуки
Традиционный способ, но достаточно долгий. В азбуке к каждой букве дана картинка-подсказка. То есть на странице с буквой У будет нарисована улитка. Чтобы научить соединять звуки в слоги, используют букварь.
Кубики Зайцева
Это 52 кубика, которые отличаются размером, цветом и звучанием. Внутри кубиков с глухими согласными находятся деревяшки, а внутри звонких — металл. Есть и главный кубик — жёлтый, на котором представлены все гласные. Ребёнок играючи развивает фонематический слух: учится различать звонкие звуки от глухих, а твёрдые от мягких, осознаёт, что соединять слоги — это не сложно, а весело и легко.
«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича
«Складушки» — на 21 карточке написаны все слоги русского языка с картинками, внизу карточки — стишки. Начинать обучение можно с трёх лет.
«Теремки» — это 12 кубиков с согласными и 12 — с гласными. Ребёнок сначала учит алфавит, а затем — как читать слоги: например, в теремок с буквой Б вкладывает А и получает слог БА.
Кубики Чаплыгина
Это 10 кубиков и 10 динамических блоков, которые состоят из согласной и гласной букв. Чтобы получить то или иное слово, ребёнок вращает кубики и ищет нужную пару. С такими кубиками развивается и память, и моторика.
Методика Монтессори
Особенность подхода в том, что сначала малыш учится писать. Ребёнок обводит пальцем контур буквы и так запоминает, как она пишется. Большое внимание уделяется именно тактильности — буквы вырезают из шершавой бумаги и наклеивают на таблички.
Упражнения для обучения чтению
Начать стоит с упражнений, которые помогут узнавать буквы: обвести определённую букву, найти правильное написание, попросить сказать, что напоминает буква, например Ж напоминает жука.
Затем пусть малыш отрабатывает чтение слогов. Можно дать картинки со слогами и попросить разложить их в правильном порядке, чтобы получилось слово.
Игры для обучения чтению
Есть разные игры, которые помогут ребёнку быстрее запомнить буквы:
Гаражи
Напишите слово из нескольких слогов, разрежьте на слоги-карточки и разложите не по порядку. Теперь дайте ребёнку машинки и попросите заехать в гараж с определённым слогом. Когда все машины будут припаркованы, пусть ребёнок попробует составить слово.
Магазин
Приготовьте карточки с разными слогами и товары, например пластиковые фрукты и овощи. Карточки будут деньгами. Но каждый товар можно купить только за тот слог, с которого он начинается. То есть чтобы купить картошку, нужна карточка с «ка», а помидор — карточка с «по».
Слоговое домино
Игру можно сделать самим: вырезать доминошки и на каждой вместо кружочков написать слоги. Задача игроков — подобрать подходящие слоги, чтобы получилось слово.
Потерялось слово
Разложите перед ребёнком карточки со словами и прочитайте предложение, пропустив какое-то слово. Ребёнок должен понять, какое слово подходит по смыслу.
Выводы
- Психологи и педагоги не рекомендуют начинать учить детей читать раньше 5 лет. Но это не значит, что до этого времени нужно совсем отложить книги.
- Произносите звуки, а не буквы, то есть [м], а не [эм].
- Задействуйте не только память, но и моторику: лепите буквы, раскрашивайте, обводите пальчиком, стройте башенки и паровозики из кубиков с буквами.
- Соблюдайте регулярность: старайтесь заниматься по 15–20 минут каждый день.
- Важно, чтобы ребёнку самому было интересно. Он познаёт этот мир через игру, то же самое работает и с чтением.
Иногда дети начинают читать бегло уже в 4 года после несколько месяцев занятий, а иногда — только в 8 лет. Если что-то не получается, попробуйте другой подход. Помните, для малыша это очень сложно, поэтому уважайте его труд и обязательно.
А ещё для малышей есть полезная детская подписка МТС Junior. Там — игры-развивайки, с которыми ребёнок сможет получать новые знания, и много других полезных сервисов для развлечений и детской безопасности. С этой подпиской родители будут спокойны, зная, что малыш находится в безопасности и проводит время с пользой. Стоимость подписки — 149 рублей в месяц, первые 30 дней — бесплатно.
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога – «М» – бежит ко второй букве – «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» – «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.
При соблюдении всех этих советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца.
Вопрос обучения детей чтению год от года не теряет своей актуальности. В недавних статьях мы обсуждали методики обучения чтению и говорили о том, как научить ребенка читать буквы. А когда очертания букв закрепились в памяти малыша, и он с легкостью отличает одну букву от другой, пора переходить к слогам.
Как научить ребенка сливать звуки в слоги для начального обучения чтению?
Самое важное, о чем стоит помнить родителям дошкольника — ни в коем случае не учите малыша называть букву полным названием, например, «ЭМ» или «ЭЛ». Почему этот момент так принципиален? Дело в том, что когда ребенок перейдет к слиянию звуков в слоги, при условии, что он выучил полные названия букв, он будет читать слог не «МА», а «ЭМ-А», не «МАК», а «ЭМАКЭ». Поэтому, если малыш указывает на букву и спрашивает вас, как она называется, называйте букву звуком. Тогда вопрос, как перейти к чтению слогов, не станет для вас большой проблемой.
На прилавках детских магазинов представлено множество пособий для чтения слогов. Такой вариант работы хорош, но увы, не подойдет для очень подвижных и неусидчивых малышей. Есть дети, которые не могут долго сидеть за книжкой, мамам таких активных малышей придется учить читать в процессе подвижных игр или манипуляций с игрушками.
Какие игры использовать для обучения чтению детей?
- малярный скотч, который будет символизировать дорогу;
- несколько маркеров;
- машинка — грузовик;
- хорошее настроение.
Наклейте малярный скотч на пол и скажите, что это дорога, по которой будет ездить машинка. Поиграйте с двумя автомобилями, которые едут по этой дороге и догоняют друг друга — один у мамы, а другой у ребенка. Когда малыш приноровится играть, скажите, что теперь у дорожки появится свой «голос», затем нарисуйте на скотче знакомый гласный звук. Для начала мы рекомендуем взять звук [А] и дальше [О], [У], [Э], [Ы], так как гласные буквы Е, И, Ю, Я — более сложны для составления слогов.
Ну что, нарисовали? Теперь ваша задача — катить машину и протяжно тянуть гласный звук все время, пока она едет по дорожке. Помните, что объем речевого дыхания у малышей меньше, чем у взрослых, поэтому не делайте дорожки слишком длинными. Получилось? Отлично! Сделайте у дороги больше «поворотов», на каждом кусочке пути написав свой гласный звук, и поэкспериментируйте. Задача — сделать так, чтобы ребенок вез машинку, пропевая звук, написанный на этом отрезке дороги.
Чтобы не усложнять малышу задачу, сначала сливайте разные согласные со звуком [А]. Когда это получится, перевозите карточки с согласными по дорожкам со звуком [У] и так далее. Старайтесь постепенно увеличивать сложность задания, чтобы оно не выглядело слишком трудным, и малыш не терял интерес. Постепенно ребенок поймет, как правильно читать слоги. Если ваш малыш не может вспомнить название согласного звука, вы можете воспользоваться советами из статьи «Как научить ребенка повторять звуки».
Постепенно в конце дороги можно подкладывать еще один согласный, который «встречает» машину. Например, машина везет карточку со звуком [К], а в конце пути ее ждет звук [П]. Ребенок везет автомобиль и тянет: «Каааа-п». Таким нехитрым образом вы научите малыша читать как открытые, так и закрытые слоги. Такие упражнения позволят ребенку не терять мотивацию и помогут освоить чтение быстро и с удовольствием. А еще вы великолепно проведете время в совместной игре. Желаем вам веселого обучения! Понравилась идея? Расскажите о ней своим друзьям.
Многие родители стремятся обучить ребенка чтению как можно раньше. Сделать это не сложно, но необходимо знать несколько важных правил. С чего начать процесс, чтобы ребенок не только начал читать, но и делал это с удовольствием — разбирался «Ямал-Медиа».
Как понять, что ребенок готов к обучению чтению
Самый оптимальный возраст, в котором можно понемногу начинать обучение чтению — 5-6 лет, рассказала «Ямал-Медиа» семейный психолог Наталья Наумова. Детям младшего возраста сложнее усидеть на месте и вникать в названия букв. Но бывают и исключения. Если ребенок тянется к книжкам в четыре года, можно попробовать научить его читать по слогам.
Психолог отметила, ребенок перед обучением должен активно разговаривать и понимать значение того, о чем говорит. Далее стоит обратить внимание на фонематический слух — различает ли ребенок звуки. То есть он легко может понять на слух, чем отличается «кот» и «кит», «лук» и «луг».
«Ребенок также должен говорить без логопедических проблем — сформированы все звуки, ребенок говорит без ошибок, может говорить слога, не картавит и не шепелявит» , — добавила Наумова.
Также перед обучением чтению ребенку необходимо хорошо ориентироваться в пространстве и понимать, где «верх», а где «низ», где «право», а где «лево». Это нужно для того, чтобы он не путал с какой буквы нужно начинать чтение и не пытался прочитать слова зеркально, пояснила психолог.
Важно, чтобы дети могли удерживать взгляд на строке. Чтобы это проверить нужно выстроить линию фигур и попросить ребенка назвать их. Если в этот момент глаза не прыгают по листку — все в порядке.
Затем у будущего школьника должен возникнуть интерес к буквам, знакам и цифрам, рассказала Наумова. Если все перечисленные признаки или хотя бы их часть, есть, можно приступать к обучению.
Первый шаг в обучении чтению: начинаем со слогов
По мнению психолога, лучше начинать обучение чтению по слогам и только после этого изучать алфавит. Часто бывает так, что ребенок, зная наизусть алфавит, не может сочетать слоги, пояснила Наумова.
Сначала нужно изучить несколько гласных букв, а затем прочитать их вместе, например, «еа», «ау». Потом добавить к ним согласные и выучить несложные двузвучные слоги: «ма», «па», «по» и так далее. Важно, чтобы ребенок понимал: первая буква плавно перетекает ко второй, а не стоит отдельно от нее. Иначе он будет читать «мэ-а». Далее можно переступать к сложным слогам — например, «ав», «яс», «ух».
Психолог подчеркнула, что перед каждым занятие нужно повторить с ребенком то, что прошли ранее.
Для того, чтобы материал быстрее усваивался, можно распечатывать слоги крупным шрифтом на бумаге и развесить листки по всей квартире. Так ребенок непроизвольно будет повторять их.
Учим ребенка чтению слов
Когда удалось освоить чтение по слогам, можно приступать к несложным словам — «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и так далее. Главное, чтобы между слогами не было явных разрывов, но и петь слова тоже неправильно.
После каждого слова должна быть небольшая остановка. Со временем ребенок начнет понимать, как правильно делать паузы. Если он будет совершать ошибки, лучше вернуться к слову и прочитать его еще раз, пояснила эксперт.
Самые эффективные методики обучения чтению
По мнению Наумовой, одними из лучших являются методики обучения чтению, разработанные Николаем Зайцевым и Надежды Жуковой.
1. По кубикам Зайцева
Для обучения чтению по этому методу потребуется специальный набор: в него входит 61 кубик, таблицы и обучающие материалы.
Суть метода состоит в том, чтобы научить ребенка составлять не слоги, а склады. Например, «к-ро-вать». Получается три склада, но два слога по правилам русского языка. Склады на кубиках разного цвета: голубой — для гласных, синий — для согласных, зеленый — для твердого и мягкого знака. Дети могут составлять из них слова, которые им хочется, ограничений никаких нет. Кроме этого, такая игровая форма обучения будет доставлять удовольствие. Метод также подходит для обучения слабослышащих детей или имеющих задержку в развитии.
2. По букварю Жуковой
По методике Надежды Жуковой сначала учат гласные, затем согласные. В букваре показано, как нужно правильно сложить губы, чтобы произносить буквы. Внизу на страницах можно прочитать комментарии и рекомендации для родителей. В книге есть картинки предметов, названия которых начинаются с данной буквы.
Такую методику рекомендуют использовать, если у ребенка нет проблем с фонематическим слухом и устной речью.
Чтобы чтение для ребенка было в удовольствие
Наумова посоветовала не давить на ребенка, если тот не хочет учиться читать. Нужно подождать, чтобы он сам захотеть заниматься. Для этого нужно его заинтересовать, например, провести занятия в игровой форме. На маркетплейсах есть интересная игра «Читай — хватай». Другой вариант: читать с ребенком на ночь интересные сказки.
«Важно чтобы ребенок видел, что не только он читает в семье, но и другие взрослые. Так он поймет, что этот навык нужен и ему, поскольку им пользуются родители» , — добавила психолог.
Если ребенок сегодня не хочет заниматься, лучше отложить урок, но не заставлять насильно. В противном случае чтение будет ассоциироваться с наказанием.